Почему нельзя ограничиваться изучением опыта подготовки дефектологов только в своей стране сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Эссе - "Моя профессия учитель - дефектолог". Размышления о миссии учителя - дефектолога.

ВложениеРазмер
esse.docx 24.33 КБ

Предварительный просмотр:

учителя –дефектолога, учителя-логопеда

Егоровой Анастасии Викторовны

Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребёнок, аномальный малыш!

Данная тема является важной в настоящий момент, так как профессия педагога - дефектолога уникальна и востребована в наше время, в связи с увеличением рождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В мои рассуждения по данной теме будут вовлечены следующие понятия: истоки зарождения дефектологии, педагог - дефектолог, дефектологические специальности, профессиональные качества педагога – дефектолога, миссия профессии дефектолога.

Для осознания данной темы, в первую очередь, хочется обратиться к истории зарождения дефектологии, как науки. Когда она зародилась и какую функцию несла. При изучении исторических фактов зарождения дефектологии мы узнаём, что детей, имеющих ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожали. В Древней Спарте и Риме, где существовал культ здорового тела, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой, согласно древнему историку Плутарху. В тоже время в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель занимался изучением глухоты, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию.

В Древней Руси слабоумные были окружены ореолом святости и таинственности. В Киево – Печёрской лавре уже в 11 веке было убежище для слабоумных. С 1682 года стали открываться первые учреждения общественного призрения – богадельни, с целью изоляции слабоумных от общества.

Основной этап становления дефектология получила от общественного движения за развитие помощи слабоумным в последней четверти 19 века. Это было обусловлено успехами отечественной психиатрии, биологии и педагогики. Практические мероприятия по обучению, воспитанию и призрению аномальных детей осуществлялись силами отдельных энтузиастов – врачей – психиатров, педагогов, общественных деятелей в трёх направлениях:

организация приютов для слабоумных силами благотворительных обществ (Е.К. Грачёва);

открытие частных платных медико – педагогических учреждений и школ для умственно – отсталых детей (И.П. Маляревский);

создание вспомогательных классов при обычных школах, а затем самостоятельных вспомогательных школ (М.П. Постовская).

Основная задача специальной школы формулировалась как наиболее полная подготовка её выпускников к самостоятельной жизни и посильному труду.

С 20 -х годов 19 века начинается развитие дефектологической науки как части общей педагогики. Организуются специальные научные учреждения для изучения аномальных детей, в которых ведётся большая работа по изучению особенностей того или иного дефекта и нахождению адекватных методов его компенсации.

В 20 – 30 – е годы в педагогических институтах Москвы, Ленинграда (Санкт -Петербурга), Киева создаются специальные (дефектологические факультеты) для подготовки педагогов – дефектологов.

Итак, общественное движение за воспитание аномальных детей в России стало частью общего движения за развитие просвещения, культуры, медицины и охраны здоровья. Инициативы со стороны врачей и педагогов не всегда были поддержаны государством. В результате усилий отдельных энтузиастов в России сложилась своя система помощи умственно отсталым детям на базе медико – педагогических учреждений, приютов, вспомогательных классов.

Таким образом, касаясь истоков дефектологии видно, что основана она преимущественно на доброте человеческих сердец, гуманного и бескорыстного отношения, несущая функцию – помощи.

В наше время, в связи с изменениями в различных сферах жизни особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане и дети с проблемами в психофизическом развитии. С такими детьми работает педагог – дефектолог – специалист, который занимается, изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своём развитии. Дефектолог помогает ребёнку с нарушениями интеллектуального развития адаптироваться в обществе нормально развивающихся сверстников и взрослых. Существует несколько дефектологических специальностей – сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия. Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от совершенно глухих до слабослышащих; олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития; тифлопедагог – с недостатками зрения. Логопед – специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений.

Работа дефектолога трудна и многогранна. Педагог дефектолог работает в условиях высокой психологической нагрузки. Задачей является помочь убрать дефект у ребёнка или научить жить полноценно в обществе с данным дефектом. Профессионально важными качествами дефектолога являются: терпение, сострадание, должен иметь выраженную гуманистическую направленность, эмоциональную устойчивость, наблюдательность, такт, умение анализировать, настойчивость, нацеленность на результат.

Таким образом, миссия в профессии учителя – дефектолога – помочь особенному ребёнку поверить в себя, жить среди всех, любить его таким, какой он есть, находить к каждому индивидуальный подход, нацеленный на результат. Также помочь семье особенного ребёнка преодолеть депрессию и чувство беспомощности, узнать о современных методах коррекционной педагогики, научить преодолевать трудности, такие как недоступность многих социальных и культурных мест, настороженность общества по отношению к нему. Ведь если семья не преодолевает данные трудности, то дети с особенностями развития могут оказаться в детском доме. Чтобы этого не произошло, задачей специалистов является работа над тем, чтобы родитель принял заболевание ребёнка. Надо научить жить с этим, принять своего ребёнка и идти с ним дальше по жизни.

Проанализировав данную тему, видим, что зародилась дефектология, как наука очень давно. Жестокое обращение к детям с ограниченными возможностями со временем изменилось в положительную сторону. Усилиями отдельных личностей, их просветительской деятельности заложены основы дефектологии.

Современное общество уже сложно представить без профессии педагога – дефектолога, имеющей различные направления. Задачей которых является помощь ребёнку и его семье в данной трудной жизненной ситуации.

Миссия профессии учителя - дефектолога заключается в профессиональной помощи особенным детям, это как особый дар, проявляющийся в положительной динамике развития ребёнка.

Если коснуться моего выбора данной профессии, произошло это осознанно, основываясь на личном опыте взаимодействия с ребёнком, имеющим недостатки в развитии речевого аппарата (первый ребёнок имел дизартрию). Наблюдая за работой профессионального логопеда, выполняя его наставления и рекомендации по работе с ребёнком, сделала для себя выводы, основанные на положительных результатах взаимодействия логопеда – родителя и ребёнка, что я хочу и готова помогать не только своему сыну, но и другим детям. Это приносит мне удовлетворение и радость от достигаемых детьми результатов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Два дня в твоей жизни самые важные: день,

В начале своего профессионального пути я выбрала профессию педагог-психолог, на протяжении пяти лет успешно работала в детском саду. С течением времени я заметила, что увеличивается количество детей с ОВЗ, меня заинтересовал этот вопрос, я увлеклась, и решила переквалифицироваться на более узкую специальность – учитель-дефектолог. И вот, уже третий год я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Учить ребенка познавать этот мир, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребенок талантлив и успешен – вот, на мой взгляд, основная задача педагога.

Многие думают, что работа дефектолога – занятие унылое, трудное. Да, действительно, заниматься с детьми с ОВЗ сложно и не каждому это под силу. Человек данной профессии должен быть уравновешенным, стрессоустойчивым, внимательным, ответственным, а самое главное – любить детей. Учитель - дефектолог должен быть творческой и любознательной личностью, постоянно расширять свой кругозор, находиться в постоянном поиске новых идей, технологий, чтобы внедрить их в процесс обучения и воспитания детей. Педагог с добрым взглядом, ласковой речью всегда вселяет ребенку уверенность в том, что у него всё получится. Несмотря на всю сложность моей профессии, есть огромный плюс, который заставляет меня любить свое дело, искать новые пути преодоления трудностей в жизни ребенка с ОВЗ - это первый успех, маленькие, иногда даже чуть заметные победы придают силы мне и ребенку, развивают желание продолжать занятия и достигать новых, еще более значительных результатов. В своей работе я пытаюсь найти подход к каждому ребенку, стараюсь стать для них, в первую очередь, другом, а они в ответ делятся со мной добром и светом своей души. Главное для меня в моей работе: не сломить, не поранить нежную душу ребенка, ведь они сразу чувствуют ложь, неискреннее отношение к себе.

В процессе своей работы, я всё больше осознаю, что сделала правильный выбор профессии. Работать с детьми с ОВЗ непросто, это особенная работа (дети с разными диагнозами, многие со сложными судьбами), часто бывает нелегко, коррекционная работа идет очень сложно и медленно.

Я уверена в том, что учитель-дефектолог – это профессия будущего. Она займет важное место и твердо закрепится на почетном пьедестале профессий.

Формирование умения учиться и умения общаться в современных студентов. Способы реализации профессионально-образовательной стратегии. Источники систематического образования. Основные критерии комплекса научных и практических знаний педагога-дефектолога.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 21.01.2018
Размер файла 19,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Специфика обучения студентов-дефектологов в педагогическом вузе

Рымханова А.Р., Кулов А.Б.

Во время обучения в вузе закладывается фундамент будущего профессионального роста педагога-дефектолога. Будущий педагог-дефектолог не только знакомится с профессией, но и приобретает опыт реального профессионального взаимодействия. Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог-дефектолог.

Соответственно, умения, приобретаемые студентами, можно разделить на две большие категории: умение учиться и умение общаться.

Умение учиться - важнейшая составляющая профессии педагога-дефектолога. Оно проявляется в использовании приемов умственной деятельности по отношению к ряду учебных ситуаций. Это и умение организовать свое время, планировать, контролировать свою деятельность, находить необходимую информацию, выбирать подходящие методы учения, сотрудничать с другими людьми. Это существенное расширение спектра смыслов учения в условиях перехода от умения учиться к умению учиться вместе, что означает становление обобщенных социокультурных способностей личности.[1]

Образование может быть двух типов: систематическое и ситуативное (когда знания и навыки приобретаются по мере возникновения потребности в них).

Наиболее полно реализовать выбранную профессионально-образовательную стратегию позволяет лишь систематическое образование. Учебный процесс в вузе построен таким образом, что студентам предлагаются различные формы обучения, как теоретические, так и практические. Обучение в вузе для людей, собирающихся заниматься педагогической деятельностью, предоставляет уникальные возможности. С первого курса студент оказывается внутри педагогического процесса, выступая в роли объекта и субъекта педагогической практики.

Усилия преподавателей не будут успешными, если студент не будет расширять спектр источников образования за счет внешних ресурсов.

Первый и традиционный источник - книги, периодическая печать, средства массовой информации.

Сюда же можно отнести и дистанционное образование через Интернет. Кроме специальной литературы и учебников необходимо знакомится с актуальными публикациями в специальной периодике, участвовать в различных конференциях, семинарах, выставках. Это в значительной мере повышает качество образования.

Еще одним источником образования является исследовательская деятельность.

Это непременная составляющая педагогического труда. Исследуя педагогическую действительность, будущий учитель не только упорядочивает знания о ней, но и формирует свой профессиональный стиль и мировоззрение.

В систематическом образовании важно определиться с темой исследования, основной проблемой, которая могла бы стать центром профессионального интереса.[1]

Эта тема может быть глобальной и локальной. Например, В настоящее время не только в нашей республике, нои в других странах отмечается рост числа детей и подростков со специальными образовательными потребностями: с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллектуальной сферы, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Поэтому это могут быть проблемы современной специальной педагогики или коррекционной педагогики, как инклюзивные подходы в образовании, обеспечивающие доступность образовательных услуг детям с ограниченными возможностями, а также максимальная социальная интеграция данного контингента в процессе обучения. [2]

Современные курсы предполагают многообразие различных проектов: курсовых, дипломных, конкурсных. Исследовательская деятельность не только повышает уровень образования, но и помогает найти единомышленников, познакомиться со специалистами по той или иной проблеме.

Выпускники, проявившие свои способности ещё будучи студентами, легче устраиваются на работу, получают более выгодные предложения от работодателей и быстрее продвигаются по профессиональной лестнице.[1]

Третий источник систематического образования - обучение на различных курсах.

Грамотный специалист должен обладать не только знаниями о непосредственном предмете профессиональной деятельности дефектолога или логопеда, но и разнообразными умениями, необходимыми для её осуществления.

Важно пойти на курсы дактильной речи, точечного массажа, на логопедические курсы, курсы изучения иностранного языка, работы в сети Интернет, можно пройти тренинги личностного роста, развития коммуникативных навыков и уверенности в себе, развить ораторское искусство. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.

Четвертый источник образования - это работа.

Чтобы сформировать твердые убеждения в собственной профпригодности, возможно проверить себя без отрыва от обучения. При этом есть возможность подыскать хорошее место работы, создать положительную репутацию.

Обычно студенты занимаются репетиторством, работают нянями, воспитателями, помощниками в детских садах, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах для ведения коррекционно- педагогической работы с разными категориями обучающих и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях или помощниками в различных педагогических проектах (социологических опросах, поиске нужной информации и пр.).[2]

Помимо репутации и опыта, студент во время работы получает информацию о своих профессиональных качествах; о своей работе; о характере взаимоотношений с коллегами и работодателями.

Какой бы ответственной и перспективной ни была трудовая деятельность, на этапе обучения главным является выполнение учебного плана.

Пятый источник образования - окружающая действительность: события, которые происходят вокруг, люди, с которыми студенты общаются, их знания и опыт.

Важна любая информация, попадающая в поле зрения. Важно извлечь из неё пользу, развивая рефлексивные навыки, мысленно проигрывая ситуацию, вырабатывать свою модель поведения в аналогичных случаях.

Шестой источник образования - хобби.

Дополнительная сфера деятельности, не связанная с образованием, для педагога является необходимой в первую очередь для повышения авторитета в глазах учеников. Например, опыт игры на гитаре может пригодиться в общении с учениками, т.к. они всегда хотят общаться с интересным человеком. Педагог-дефектолог никогда не ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Сфера его профессиональной деятельности такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. [2]

Еще одна важная сторона образования - это умение общаться. В вузе будущий педагог выстраивает отношения со своими однокурсниками и преподавателями. Необходимо как можно лучше узнать их, ведь на протяжении всей профессиональной деятельности придется сталкиваться с разными людьми. [1]

Для педагога-дефектолога в силу специфики его профессионального образования не составляет труда компетентно организовать процесс обучения и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, особенно тогда, когда учитель массовой школы сам испытывает затруднения в обучении детей с признаками школьной дезадаптации. [1] педагог дефектолог умение образовательный

Педагог-дефектолог получает для этого глубокое и разностороннее образование. Системообразующим критерием комплекса научных и практических знаний педагога-дефектолога выступает антропологический принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию всех необходимых знаний о человеке и его социализации в норме, а затем и при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики, с последующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.

Общение является элементом самодиагностики и может характеризовать студента-дефектолога с двух сторон: как личность и как специалиста.

Отношение окружающих поможет вовремя скорректировать недостатки, перестроить манеру общения, развить эмпатические способности.

Обучение в вузе дает не только возможность повышения профессиональной компетентности, но и навыки самодиагностики и коррекции профессиональных и личностных качеств, ориентацию в образовательном поле и обретение дружеских и партнерских связей.

1. М.Г.Резниченко. Введение в педагогическую деятельность. Самара. 2003.

2. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. М., 1992.

Подобные документы

Основные требования к организации педагогической практики. Формирование профессиональных психолого-педагогических умений. Конструктивные умения. Коммуникативные умения. Организаторские умения. Исследовательские умения.

учебное пособие [47,2 K], добавлен 14.06.2007

Дифференциация профессионально важных качеств и компетенций. Представления студентов старших и младших курсов о ПВК учителя-дефектолога. Рекомендации по профориентационной работе с абитуриентами и обучению студентов дефектологических специальностей.

дипломная работа [133,6 K], добавлен 24.10.2017

Применение современных технологий в обучении студентов. Рассмотрение способов реализации технологии дистанционного обучения. Разработка учебного комплекса в среде Moodle по курсу "Теория вероятностей и математическая статистика" для обучения студентов.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 08.05.2015

Принципы получения объективной оценки знаний студентов. Способы оценивания и контроля результатов их обучения. Методы оценивания практических работ учащихся СПО в дизайн-образовании. Принципы построения системы непрерывного контроля знаний студентов.

курсовая работа [3,3 M], добавлен 17.12.2012

Роль личности педагога, передовых теорий и новаций, современных систем и технологий, инструкций и разработок в педагогическом процессе. Интегральные характеристики творческого индивида: направленность, эрудиция, способности и умения, черты характера.

доклад [17,3 K], добавлен 14.09.2011

Познавательная активность студентов как психолого-педагогическая проблема. Характеристика методов активного обучения студентов: проблемные лекции, консультации, семинары-практикумы, дискуссии, деловые игры. Разработка консультаций для преподавателей.

дипломная работа [564,1 K], добавлен 14.07.2014

Анализ проблем формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений. Особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения. Функционирование триады "знания-умения-навыки" в дидактике. Практические аспекты усвоения знаний и умений.

Много лет назад я часто играла в школу и мне очень полюбилась главная роль – роль учителя. Я всегда мечтала посвятить себя детям, испытывала потребность приносить радость, пользу и хотела быть примером для подражания. Взрослея, решила, что свяжу жизнь с работой в школе. Моя детская мечта сбылась. Я – учитель-дефектолог. Мои ученики - это особенные дети. Считаю, что дефектолог должен быть ответственным, терпеливым, внимательным, отзывчивым, тактичным, стойким, заботливым. Ему необходимы знания по педагогике, психологии, медицине, генетике и другим предметам.

Каждый день прихожу на работу и чувствую огромную ответственность за будущее каждого своего ученика. Это очень трудная, но благородная работа. Учить детей с ограниченными возможностями, видеть и радоваться даже небольшим их достижениям, именно в этом и заключается мое призвание. Всю свою любовь, доброту и заботу я отдаю и буду отдавать детям.

Придя работать в школу, учитель сам начинает учиться. Так и я день за днем овладевала и продолжаю овладевать педагогическим мастерством, ищу и нахожу индивидуальный подход к каждому, учу неслышащих ребят находить и узнавать новое, интересное. Когда вижу результаты эффективной коррекционной работы, испытываю гордость даже за маленькие победы своих учеников.

Повышение качества образования выдвигает всё новые и новые требования к обучению и воспитанию слабослышащих детей. Чтобы их научить, надо самому много знать. Для меня важно узнавать новое и делиться своим педагогическим опытом, поэтому я принимаю участие и обмениваюсь многолетним опытом работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности методических объединений, на семинарах, конференциях, как на уровне образовательного учреждения, так и на городском и республиканском уровнях. Также делюсь опытом с родителями своих учеников и со студентами. В своей работе использую современные технологии. Награждена почетными грамотами, сертификатами.

Четырнадцать лет я работаю в школе с особенными и очень любимыми мною детьми. Стараюсь всегда быть доброжелательной и отзывчивой с ребятами и коллегами. Я ни разу не пожалела, что получила коррекционное образование, потому что это позволило мне помочь многим семьям. Часто родители не придают значения важности вовремя начать лечение и обучение. Мои знания и педагогическая помощь помогают определить верный путь развития маленьких детей с ограниченными возможностями: подсказывают, как воспитывать, чему и как учить. В беседах с родителями делюсь опытом и могу точно сказать, что трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка-инвалида, решаемы и есть много специалистов, которые всегда придут на помощь и будут рядом. В эти моменты мои слова придают силу и помогают семье стать увереннее в завтрашнем дне.

Дефектолог - одна из самых главных, ответственных, востребованных профессий. Люблю свою нелегкую, но нужную и интересную работу. Я горжусь своей профессией!

Читайте также: