Сочинение стиль воспитания в семье

Обновлено: 05.07.2024

Стили семейного воспитания – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих отпрысков.

Классификация стилей семейного воспитания и их характеристика представлена в таблице:

Стиль воспитанияКраткая характеристика
АвторитарныйСтрогая дисциплина, беспрекословное подчинение детей родителям, жесткие правила и ограничения в отношениях. Ребенок не имеет права выбора, не самостоятелен и не умеет нести ответственность
Либеральный Практически полное отсутствие каких-либо рамок и границ, незаинтересованность родителей в жизни своих детей, снятие с себя ответственности за их будущее
ОпекающийПостоянные ограничения в свободе детей родителями, у которых чаще всего присутствуют тревожные намерения и мотивы. Ребенок боится окружающего мира, не уверен в себе, испытывает тревогу и чувство вины
ДемократическийОснова – сотрудничество между детьми и родителями. Взрослые справедливы, сдержанны и последовательны, демонстрируют детям свою любовь и умеют выставлять гибкие границы. Дети учатся быть самостоятельными и ответственными, имеют право выбора и свободу голоса, но в разумных пределах


В зависимости от стиля воспитания формируются отношения в семье и личность детей. Наиболее правильным считается демократический стиль, но не каждые родители готовы и умеют договариваться со своими детьми, так как в их детстве у них не было возможности этому научиться. Выращенные в авторитарных или гиперопекаемых семьях, они подсознательно выстраивают такие же отношения с собственными детьми. Диагностика стиля семейного воспитания может быть проведена психологом или педагогом с помочью бесед и специальных тестирований.

Авторитарный стиль воспитания

Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Малышу не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет.

Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:

  • родители стараются дать детям все самое лучшее — чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
  • дети послушны, воспитаны и вежливы;
  • практически идеально ведут себя в общественных местах;
  • выполняют все просьбы;
  • не спорят со взрослыми;
  • родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
  • по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.

Недостатки авторитарного стиля:

  • дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве;
  • ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди;
  • не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
  • нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
  • утрата доверия к миру и взрослым.

Каковы последствия для детей

Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.

В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.

Еще одно последствие – стиль воспитания собственных детей человеком, который вырос с авторитарными родителями. Первый вариант – он будет такой же, основанный на страхе и подавлении. Второй – противоположный, когда отпрыску все разрешается, не устанавливается никаких границ, не обозначаются правила поведения. Оба варианта не приведут к развитию здоровой личности.

Либеральный стиль воспитания детей

Либеральный стиль воспитания детей

Это стиль семейного воспитания характеризующийся недостатком опеки и контроля над ребенком. В семье спокойные отношения, от малыша ничего не требуют, но нет одной важной части воспитания: правил и границ. По сути, дети делают все, что хотят, не обращая внимания на социальные запреты, а родители практически снимают с себя ответственность за поведение и будущее своего чада.

Преимущества либерального стиля:

  • с раннего детства ребенок понимает, что вся ответственность за его поступки – на нем самом;
  • младшего члена семьи не загружают домашними делами, не заставляют делать уроки;
  • он может проявлять и искать себя сам, никто не заставит его заниматься тем, что не нравится.

Недостатки либерального стиля:

  • не в полной мере осознает правила поведения в обществе, поэтому иногда может вести себя достаточно неприлично;
  • без ощущения каких-либо психологических границ, человек оказывается не готов к сопротивлению со стороны других людей;
  • иногда подросток, воспитывающийся в либеральной семье, оказывается в настоящей опасности, так как родители позволяют ему гулять до поздней ночи и совсем не отслеживают, в какой компании друзей он находится;
  • дети с либеральными родителями чувствуют себя неуверенно, так как им кажется, что родители к ним равнодушны;
  • низкая школьная успеваемость в связи с незаинтересованностью родителей в учебной жизни чада;
  • пытаясь обратить на себя внимание, малыш может прибегать к девиантным элементам поведения: проявлениям агрессии, нанесению урона имуществу или другим людям.

Каковы последствия

Дети либеральных родителей часто ввязываются в нехорошие компании, так как там они получают порцию необходимого им внимания. Также это связано с ощущением ненужности своим родителям и отсутствием правил в семье.

Подростки из либеральных семей часто до зрелого возраста не могут полностью определиться с желаемой профессией, неуверенны в себе и своих силах, не умеют аргументированно защищать свою точку зрения, так как в их родительской семье это не требовалось. Своих детей обычно воспитывают в том же стиле, так как не представляют, как делать это иначе. Иногда пытаются вести авторитарный стиль, но не всегда могут жестко держать границы, в результате дети быстро перестают слушаться.

Опекающий стиль воспитания

Опекающий стиль воспитания

Гиперопекающими родителями становятся обычно очень тревожные люди, которые уверены, что ребенок очень долгое время остается маленьким и неспособным к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.

  • спокойный кроха, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
  • он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
  • первые несколько лет малыш безоговорочно доверяет маме, слушаясь ее при каждом действии.

Недостатки опекающего стиля:

  • тревожность, ощущение беспомощности, задержка личностного развития; за попытки обойти родительские наказы;
  • не чувствует, что ему доверяют;
  • малыш растет не самостоятельный, ленивый и пассивный;
  • недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.

Каковы последствия для ребенка

Человек, выросший у слишком опекающих родителей, возможно, навсегда останется жить вместе с ними: умение принимать собственные решения не сформировано, мотивация к успешной жизни отсутствует, устраивать собственное будущее – страшно и неохота, брать на себя ответственность на работе – опасно и не хочется, бытовые навыки развиты слабо.

Если же человек сможет отделиться от родителей, то вряд ли он станет успешным. У него низкая самооценка, он не умеет самостоятельно постоять за себя, всего боится и за все тревожится. Таких работников не ценят, а о таких супругах не мечтают.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей

демократичный стиль воспитания детей

Этот стиль семейного воспитания считается наиболее здоровым. Здесь все друг к другу доброжелательны, всегда могут рассчитывать на поддержку. Здесь умеют договариваться, слышать и слушать друг друга, проявлять любовь и сочувствовать. Детская самостоятельность и ответственность поощряются, формируется правильное поведение в обществе.

Преимущества демократического стиля воспитания:

  • ребенок чувствует любовь и поддержку;
  • учится брать на себя ответственность и быть самостоятельным;
  • имеет право выбора;
  • может принимать решения соответственно возрасту;
  • не боится обратиться за помощью к родителям;
  • знает правила поведения в обществе;
  • четко осознает свои психологические границы и границы других людей;
  • умеет ставить цели и достигать их;
  • ребенок чувствует себя уважаемым и учится также относиться к другим;
  • всегда открыт для новых знаний, умений и ощущений;
  • менее подвержен влиянию негативных компаний;
  • ребенок имеет адекватную самооценку и уверен в себе и своих силах.

Недостатки демократического стиля:

Здесь лишь один, но очень существенный минус. Демократический стиль воспитания ребенка в семье требует огромного количества любви к своему малышу, терпения, уважения и родительской мудрости. Если самих взрослых воспитывали авторитарно, либерально, хаотично или опекающее, то им придется приложить немало усилий для формирования такого стиля воспитания своих детей.

На что влияет стиль воспитания детей

На что влияет стиль воспитания детей

После изучения стилей семейного воспитания, можно сделать вывод, что они оказывают серьезное влияние на развитие ребенка и формирование его личности. От стиля воспитания зависит, будет ли ребенок самостоятельным, уверенным, успешным, социально ответственным, коммуникабельным. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления также зависит от стиля воспитания. Чем больше родители дают ребенку самостоятельности, тем лучше и быстрее он развивается.

У авторитарных и опекающих родителей дети растут удобными и спокойными, но не самостоятельными. У либеральных – свободными, но без ощущения собственной значимости и без понимания своих и чужих границ. В демократической семье у ребенка есть все шансы вырасти успешным человеком, ценным работником и примерным семьянином, так как он уверен в своих силах, умеет договариваться и проявлять любовь к близким.

Мои рекомендации как родителя и психолога

Заключение

Стиль семейного воспитания – это система воздействий родителей на детей. Классификации стилей и типов семейного воспитания предполагают 4 вида: авторитарный, либеральный, опекающий и демократичный. Каждый из видов имеет свои особенности, наиболее здоровая личность вырастает при демократичном стиле: ребенок становится самостоятельным, ответственным, умеющим любить и взаимодействовать с обществом.

Большую часть времени своей жизни каждый человек проводит в семье. Сначала в той, в которой родился, а затем в той, которую создал. Семья имеет достаточно большое влияние на человека. Именно в семье закладываются основы социального взаимодействия, воспитания, мировосприятия и, конечно же, основы становления личности. Семья - это прочный фундамент жизненного пути каждого человека.

Воспитание в семье начинается с первых минут жизни, когда мать берет на руки свое чадо. С этого момента начинается тактильное восприятие мира. Если родители своего ребенка в младенчестве постоянно берут на руки, заботятся о нем, соблюдают определенный режим дня, то в более осознанном возрасте у малыша больших проблем с поведением не будет. Таким образом, ребенку будет легче адаптироваться среди сверстников. Напротив, если родители уделяли мало времени малышу, то дальше начнутся проблемы с воспитанием и с социальной адаптированностью.

Уже с 3-х лет ребенок проявляет большие осознанность и интерес к окружающему миру, начинается знакомство со сверстниками. Чаще всего детей отправляют в ясли-сад с 3-х лет. В детском саду появляется другое воспитание: влияние сверстников, воспитателей, нянечек. Ведь дети в группе совершенно из разных семей. Очень важно следить за взаимоотношениями ребенка, его поведением в группе. В это время у ребенка появляется чувство ревности - к другим детям из-за игрушек или к воспитателям в борьбе за внимание. Основным моментом в таком случае будет спокойный разговор и объяснение, что проявление ревности и, тем более, агрессии неприемлемо.

Более того, важно отвечать на все задаваемые ребенком вопросы спокойно и понятно. Взаимоотношения с родителями задают правильное русло в будущих социальных отношениях.

Каждый вечер необходимо спрашивать о прошедшем дне у своего ребенка. Это очень важно в становлении доверия к своей семье. Если ребенок не имеет желания рассказывать о произошедшем за день, то стоит аккуратно расспросить и попытаться выяснить причину такого настроения. Ведь семья - это самое главное место на планете, где не только дадут совет, но и выслушают, поддержат. Воспитание в семье закладывает наиважнейшие основы, которые будущий взрослый человек передаст своим детям.

Роль воспитания в семье

Безусловно, пока ребенок не достиг сознательного возраста, главными людьми в семье являются родители, поэтому от того как они воспитывают свое чадо, зависит будущее благополучие в семье. Если ребенок вырастет эгоистом-в семье будут ссоры и недопонимания, если привить безразличие-ребенок забудет о существовании предков. Значит, можно утверждать, что от воспитания напрямую зависит благополучие в семье.

Существует три основных вида воспитания в семье:

1.Демократический (при таком стиле воспитания на первое место выходят интересы детей, их желания, а родители, как правило, согласны с действиями ребенка)

2.Попустический (такой вид обычно подразумевает то, что родители предоставляют ребенка самому себе)

3.Авторитарный (при таком способе воспитания родители не воспринимают ребенка как личность, его слова для них просто детский вздор, они сами знают, как будет лучше для их чада)

Проблема в том, что у многих взрослых не получается найти золотую середину. Обычно они пользуются каким-то одним стилем. Это неправильно. Если потакать ребенку, то по истечению времени он будет уверен, что все вокруг нему должны. Если во всем ущемлять и решать все без учета желаний ребенка, то он вырастет закомплексованным и забитым. Но и оставлять ребенка на самого себя не стоит, потому что дети нуждаются в любви и заботе.

Если родители взяли на себя такую ответственность, то должны сделать так, чтобы ребенок в будущем был благодарен, а не относился с призрением. От того, как взрослые воспитали детей, зависит благополучие не только одной семьи, но и следующих поколений. Часто, когда дети сами стают родителями, на подсознательном уровне пользуются примером, полученным ранее в детстве.

Воспитание в семье

Воспитание в семье

Популярные сочинения

А.С. Рокотов – без преувеличения лучший портретист России восемнадцатого века. Он жил во времена, когда мало фактов из его жизни фиксировались, поэтому на сегодняшний день о нём известно очень мало.

Главному герою рассказа, как и другим жилось не легко . Приходится переживать самые трудные времена. И кроме этого он учился, хоть и учёба давалась ему нелегко и чувство долга, ответственность

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга.

Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. (Приложение 1)

Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.

Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд.

Она проста и понятна.

Автор взяла за основу два критерия.

  1. Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
  2. Уровень контроля со стороны родителей

И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.

  1. Авторитетный
  2. Авторитарный
  3. Индифферентный
  4. Либеральный

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)

Особенности

Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку;
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
  • им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

  • Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль.
  • Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Инициативность и целеустремленность.
  • Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
  • Способность договариваться, находить компромиссные решения.
  • Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

Последствия

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

2 вариант – развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.

Последствия

При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

Рекомендации

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)

Особенности

Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия

При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

Рекомендации

Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

П. Ф. Лесгафт отдавал должное семье как социальной ячейке.

Главные основания, которых необходимо держаться при

воспитании ребенка по Лесгафту во время семейной его жизни :

2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с

3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность

4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним, как с

человеком, и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Думаю, что эти принципы можно рекомендовать современным семьям.

Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г.

Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г. Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016г. В зал входит ведущая. Ведущая: Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группы

Основы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях.

При рассмотрении стилей семейного воспитания я не затрагиваю глубоких причин формирования отношений детей и родителей. Они основаны на детском опыте родителей, их чувствах, состоянии, возможностях и ресурсах. Любые качественные изменения возможны при условии адекватного просвещения. Работа семьи с психологом, расширение поведенческого репертуара родителей, восполнение родительских ресурсов - все это благотворно влияет на отношения.

Авторитарный стиль воспитания

Для этого стиля характерна строгая дисциплина, в общении родителей с ребенком взрослые непременно позиционируют себя как главные члены семьи, которых возможно только слушаться, уважать и даже бояться. Такие родители очень многого ждут от детей, иногда достаточно рано возлагают на них большую ответственность за дела, которыми их сверстники начнут интересоваться и учиться намного позже (ведение домашнего хозяйства в полном объеме, например). Взрослые в этом случае считают, что таким образом эффективно готовят ребенка к взрослой жизни.

Попустительский стиль воспитания

Демократический стиль воспитания

Авторитетный стиль воспитания предполагает независимость детей и формирует способность при необходимости подчиняться правилам группы. Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские. Родители стремятся к взаимопониманию с детьми, используя разумные доводы в обсуждении, предоставляя ребенку возможность высказаться и быть услышанным, при этом ребенка поощряют и предлагают принимать собственные решения и брать на себя ответственность за них. В результате такие дети верят в себя и учатся взвешенно и обдуманно решать проблемы, ставить цели и достигать их. В результате ребенок, выросший в такой семье, менее подвержен негативным влияниям со стороны сверстников, умеет строить партнерские, дружеские и семейные отношения, уверен в себе, обладает стабильной высокой самооценкой, не агрессивен и добивается успехов в жизни. Контакт между выросшими детьми и родителями сохраняется, советы родителей принимаются во внимание.

Хаотический стиль воспитания

Как и при попустительском стиле, в этом случае пренебрегают одной из базовых потребностей маленького ребенка – потребностью в четких границах, правилах, стабильности и упорядоченности окружающего мира. У ребенка такое положение вызывает попеременно гнев, раздражение, тревожность, вину, что часто приводит к социальной дезадаптации. Следовательно, все, что соответствует попустительскому воспитательному стилю, можно отнести и к хаотичному.

Опекающий стиль воспитания

Гиперопека является последствием реализации потребности родителей в психологической защите. Необходимость постоянного вмешательства в жизнь и дела ребенка становится системой, уменьшающей тревогу за него, страх одиночества, отсутствия признания, лишения помощи. Также причиной такой воспитательной позиции может быть инертность отношения взрослых к подрастающим детям, когда старшие члены семьи продолжают относиться к уже подросшему ребенку как к маленькому. Очень часто маме проще самой собрать ребенка на прогулку, быстро и без лишней грязи на столе покормить с ложки, надевать ему подгузник лет до пяти. При этом ребенок не учится самостоятельно одеваться, есть, пользоваться горшком до тех пор, пока у мамы хватает сил жить лишь заботой о нем. За стремлением делать все за ребенка скрыто недоверие к его возможностям.

Читайте также: