Сочинение спор отцов и детей спор павла петровича и николая петровича

Обновлено: 04.07.2024

Свой замечательный роман “Отцы и дети” Тургенев написал в 1861 году. Но это произведение не теряет актуальности и по сей день. Само название уже обозначает главный конфликт романа: споры поколений. Прошлому, уходящему поколению, обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена – люди совсем другие, не имеющие в этой жизни таких четких нравственных идеалов.

Поколению новому все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда.
В шестидесятые годы 19 века этот конфликт был особенно ярок. К спору поколений

примешивался еще и конфликт уходящего старого дворянства и молодой революционно-демократической интеллигенции. В романе – это конфликт между братьями Кирсановыми и Евгением Базаровым. Но я считаю ошибочным сводить весь спор отцов и детей к столкновению только лишь этих героев.

Он гораздо глубже. Ведь это и конфликт между Аркадием и отцом. Конечно, этот спор не так явен, но очень болезнен. Проблема отцов и детей скрывается также в той пропасти, которая легла между Базаровым и его родителями.

От этого роман обретает особую остроту, пронзительность.
Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается

между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Павел Петрович сразу начинает испытывать враждебные чувства к другу своего племянника. Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение: “Щегольство какое в деревне, подумаешь!

Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!”, “Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно…”.
Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь “слова”, так как не подкреплены никаким действием.

Вся его прошлая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу.

Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего “состоит” Кирсанов.
Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр.

Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное.

Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле младшему Кирсанову для счастья нужно совсем не много: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей.

Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам. Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.
Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей.

Но в его словах очень часто сквозит презрение к “глупой жизни отцов”. Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его.

Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить.
Как бы Базаров не отрицал образ жизни своих родителей, именно его семья помогла Евгению найти себя в области науки, медицины. Только он, как всегда и бывает, в своем развитии пошел дальше своих родителей. Из-за этого Базаров отдалился от них, утратил способность понимать их, принимать такими, как есть, прощать. Евгений не хочет идти на встречу родителям, он считает это шагом назад.

Я считаю, что в этом и заключается главная трагедия Базарова. Он нетерпим к людям, отвергает их, если они целиком и полностью не соответствуют его понятиям о жизни. Так он обедняет себя.

Сколько любви к сыну мы видим в душе Василия Ивановича и Арины Власьевны! Эти герои особенно дороги автору. Возможно, если бы Базаров смог сблизиться со своими родителями, он остался бы жив…
Я считаю, что спор “отцов” и “детей” вечен. Но так важно всегда относиться друг к другу с пониманием, терпением! Прокладывая дорогу в будущее никогда нельзя забывать опыта прошлых поколений.

Центральную роль в произведении занимает тема взаимодействия между поколениями. Ярчайшими представителями разных поколений являются Базаров и Павел Петрович. Они совершенно разные и не принимают мнений друг друга. Это демонстрируется в десятой главе, где между старшим Кирсановым и разночинцем развязался спор. Это произошло из-за принципиальных различий между героями: Базаров – реалист, а аристократ – романтик.

Словесная дуэль началась с темы об аристократизме и принципах этого сословия. Павел Петрович другого мнения – он уверен в том, что этот социальный слой является основной общественной силой. Не сложно догадаться, что представитель либерального движения не считается с этим. Он делает вывод о том, что аристократы бесполезны и любят жить за чужой счёт.

Дальнейший спор затронул русский народ. Павел Петрович дерзко высказался о том, что не может называть Базарова русским человеком. Это было вызвано тем, что нигилист согласился с тем, что идёт против народа. Тем не менее, молодой человек нашёл что ответить - его отец был крепостным человеком, рабом, и нигилист умеет говорить с простым народом. Аристократам это недоступно.

Стоит заметить, что после спора о народе, Базаров был огорчен тем, что так отчаянно доказывает свою точку зрения перед барином. Павел Петрович же продолжал спор и чем дольше это продолжалось, тем сильнее сердился представитель старшего поколения.

Проанализировав споры, можно утверждать, что Павел Петрович стремился сохранить тот порядок вещей, который был ему привычен, а нигилист – разрушить.

Спор Базарова и Павла Петровича

Спор Базарова и Павла Петровича

Популярные сочинения

Я и мои друзья любим пофантазировать, кем мы будем, когда вырастим. Кто-то из друзей мечтает стать космонавтом, другой артистом, а я всегда мечтал стать полицейским. Мои друзья и родители удивляются

Споры базарова и петровича

Извечный неизбежный конфликт

Спор базарова и павла петровича

К тому же здесь играет немаловажную роль и уходящее время: люди старого поколения осознаю́т, что оно прошло, и от этого становится обидно — этот момент отлично продемонстрирован в романе сценами с Николаем Кирсоновым, который очень жалеет, что его поколение отошло на второй план.

Лица поколений

Этот спор обращает внимание героев и самого́ читателя на обилие самых разных, но одинаково важных вещей в жизни как одного человека, так и всего человечества, ведь герои рассуждают как о бытовых ситуациях, так и занимаются анализом философий и мировоззрений.

Старшие представители

Спор базарова и кирсанова

Павел Кирсанов — Базаров от мира старшего поколения, он наибольшим образом выделяется из всей массы ветхого поколения, он единственный, кто по-настоящему протестует против нового и защищает свои интересы. Так во всём романе поступает только он и его главный и единственный оппонент — Евгений Базаров. Этот момент показывает, что персонажи действительно похожи и, несмотря на все различия, близки.

Аркадий Николаевич Кирсанов — человек нового времени, но не такой яркий и значимый, как его кумир Базаров.

Споры базарова и павла петровича

Таким образом, можно заметить, что сочинение Тургенева не изобилует разнообразием персонажей. Однако всё это автор полностью нивелирует одной лишь вещью — спор Базарова и Кирсанова, и сами эти герои компенсируют отсутствие других, поэтому их конфликту уделено особое место во всём романе.

Идеологическая встреча двух времён

Споры базарова и кирсанова

Базаровские и Кирсановые взгляды на жизнь разнятся почти везде, где только возможно, однако есть некоторые вещи, которые их объединяют. Например, самоуверенность, самодостаточность и самолюбие, граничащие с эгоизмом. Эти герои не зависят ни от кого, они абсолютно самостоятельны, сильны и полноценны, оказывают огромное влияние на окружающих, но сами не поддаются чужому мнению.

Данные сходства вроде бы даже замечает сам Павел Петрович, так как он, несмотря на внешнее его поведение, положительно относится к Базарову, и осознаёт, что за людьми, подобными Евгению, будущее и ничего с этим сделать нельзя. Отношения героев после дуэли показывают, что их личный конфликт исчерпан, и они оба не видят смысла в продолжении какой-либо вражды.

О чём спорили герои

Спор героев затронул большое количество самых разных проблем. Основными следует выделить 4 фрагмента их конфликта:

Базаров и павел петрович

Можно подвести небольшой вывод, что основой взглядов на жизнь Павла Петровича является его воспитание, именно оно привило ему основные черты его характера. В случае с Базаровым ситуация иная: он полностью самостоятельно построил своё мировоззрение, ведь его родители старых времён. Вряд ли это они сделали сына нигилистом.

Право на выбор

Споры в отцы и дети



Пример сочинения 1

В романе Тургенев запечатлел именно такое переходное время. Итак, представителями консерваторов в книге являются родители Базарова и Кирсановы-старшие. Их объединяет одна черта — согласие с существующими правилами и устоями, удовлетворение от жизни. А вот главный герой — Базаров — относится к лагерю революционеров-разночинцев и выступает против исключительного права аристократии на образование и другие блага. Он считает дворянство вырождающейся силой, которая не может быть полезна стране из-за своей праздности и непрактичности. Трудовой народ он, напротив, ценит, и именно в нем он видит будущее России, ее надежду и опору.

Однако и молодое поколение не имеет полновесной программы на будущее. Базаров видит задачу своего поколения в разрушении существующих основ, а не в строительстве чего-то нового. Обе стороны в силу запальчивости и категоричности не могут прийти к истине или хотя бы компромиссу, поэтому конфликт обостряется и приводит к поединку между Евгением и Павлом Петровичем. Их противопоставление друг другу отражается даже во внешнем виде, словно автор хотел подчеркнуть не только их внутренние противоречия, но и полное отрицание друг друга.

Кирсанов — мужчина средних лет, всегда гладко выбритый, аккуратный, роскошно одетый. Базаров же абсолютно другой, он не заботится о том, как выглядит, его не интересуют манеры, а одевается он всегда в балахон, при этом еще и игнорируя щетину. Руки у него красные и натруженные, а Павел Петрович имеет белые и мягкие руки, совсем не привыкшие к труду. Базаров говорит об интересующих его предметах прямо, резко, открыто. Он язвительно и последовательно доказывает свою позицию. А вот Павел Петрович предпочитает завуалировать свои истинные чувства издевками, намеками, каламбурами. Это говорит о том, что конфликт в книге Тургенева выходит за рамки столкновения поколений. Перед нами два непримиримых соперника, которых разделяет не только возраст, но и все остальное.

Совсем другой подход к проблеме демонстрируют отец и сын в рамках семьи. Они не столь различны и категоричны. Отец Аркадия на открытую конфронтацию не идет — он предпочитает переждать бурю в стакане воды, надеясь, что увлечение сына скоро пройдет. Более того, Николай Петрович пытался понять Аркадия. То же самое можно сказать и о семье Базаровых. Отец и мать неизменно любят Евгения, стараются его принять и угодить его вкусам, но сам Евгений остается равнодушным к теплу семьи. Евгений привык, что большинство представителей поколения его родителей настроены категорично против его убеждений или же просто не понимают их. Потому он не ждет какой-то поддержки в собственной семье. Возможно, он боится стать непонятым и разорвать связь с семьей, потерять ее, а потому держится на расстоянии и присматривается.

Пример сочинения 2

Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы. Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость.
Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы.

Мне нужны подобные олухи. Не богам же. горшки обжигать!.” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина.

Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.

Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма.

Пример сочинения 3

Основной конфликт романа

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.
Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Читайте также: