Павел флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей проблема сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Структура сочинениярассуждения ЕГЭ
27.01.2019 12:37
Введение
Постановка проблемы
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Ваша позиция
Первый литературный аргумент
Второй аргумент
Заключение
Круглова И. А.

4. Алгоритм выявления проблемы

6. Типовые конструкции для формулирования проблемы

7. Типовые конструкции для формулирования проблемы

8. Как выбрать одну проблему из нескольких?

14. Используя алгоритм, определите проблему текста

• История человечества — это история его культуры, потому и
покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из
множества национальных) всегда покушение на человечество в
целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только
по врождённой злобности, но и по причине отсутствия
элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и
шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я
говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить,
что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от
темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс,
уничтожение высокой культуры в целом или же высокой
культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном
случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из
чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если
удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления
в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать
Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам
искусства возникает зависть и агрессия.
• (По Н. Самвеляну)
Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.

Тип
ошибки
1.
Непони
мание
проблем
ы.
Пример из
сочинения
Комментарий эксперта
В данном
тексте
поднимается
проблема
истории
человечества и
вооружённых
конфликтов.
27.01.2019 12:37
Автор сочинения, не вникая в
суть текста, пытается
сформулировать проблему,
опираясь на первое
выхваченное из контекста
словосочетание (история
человечества) и упоминание
исторического лица (Чингисхан).
Типичные причины подобной
ошибки — невнимательное
чтение, неумение отделять
главную информацию текста от
второстепенной.
Круглова И. А.

Тип
ошибки
Пример из
сочинения
3.
Подме
на
пробл
емы
автор
ской
позиц
ией.
Проблема
текста
заключается в
том, что нужно
беречь и
охранять
культурное
наследие
человечества, а
не уничтожать
его.
27.01.2019 12:37
Комментарий эксперта
Вместо формулирования
проблемы (проблема
отношения человека к
культуре; В чём
значимость культуры
для человека и
общества?; Почему мы
должны беречь и
сохранять культурное
наследие
человечества. )
формулируется позиция
Круглова И. А.
автора.

Тип
ошибки
Пример из
сочинения
4.
Неоправд
анное
расшире
ние или
сужение
проблемы
.
Человечество на
протяжении всей
своей истории
совершенствовало
сь, стремилось к
лучшему. Почему
же в мире до сих
пор существуют
зависть и
агрессия? Такой
вопрос возникает
после чтения
текста
Н. Самвеляна.
27.01.2019 12:37
Комментарий эксперта
Ученик неоправданно
расширяет проблематику
текста, игнорируя
ключевые слова текста
(культура, покушение на
культуру, уничтожение
культуры) и опираясь
только на информацию
последнего предложения.
Круглова И. А.

Тип
ошибки
5.
Подмена
формулир
овки
проблемы
переска
зом.
Пример из
сочинения
Комментарий эксперта
Проблема
текста в том,
что история
человечества —
эта история его
культуры. А
Чингисхан
сжигал города и
уничтожал
святыни, так
как сам был
бескультурным
человеком.
27.01.2019 12:37
Вместо обобщения
информации текста в
сочинении приведён
пересказ первых двух
предложений.
Круглова И. А.

Исходный вариант
Отредактированный вариант
1) Автор текста размышляет, над
проблемой о национальных
конфликтах.
1) Автор текста размышляет над
острой политической проблемой
национальных конфликтов.
2) Кому выгодно разжигание
национальных розней? Над этой
проблемой рассуждает Ю. Лотман.
2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой острой
политической проблемой рассуждает
Ю. Лотман.
3) В тексте поднимается проблема
национализма народов.
3) В тексте поднимается острая
политическая проблема
межнациональной вражды.
4) Ю. Лотман ставит читателю
проблему национальных конфликтов.
4) Ю. Лотман предлагает читателям
задуматься над проблемой
межнациональных конфликтов.
5)Автор текста предлагает
задуматься над следующей
проблемой: можно ли избежать
расовой дискриминации?
27.01.2019 12:37
5) Автор текста предлагает
задуматься над следующей
политическойпроблемой: можно ли
избежать межнациональных
Круглова И. А.
конфликтов?

21. ВНИМАНИЕ! НЕ ЗАБУДЬТЕ!

22. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

• 1. В чём опасность
политики
национализма?
• 2. Можно ли избежать
социальной
несправедливости?
• 3. В чём смысл
человеческой жизни?
• 4. Нужно ли
заботиться об
окружающих людях?
• 5. Имеет ли человек
право вмешиваться в
жизнь природы?
27.01.2019 12:37
А. Философская
Б. Политическая
В. Экологическая
Г. Нравственная
Д. Социальная
Круглова И. А.

Прочитайте текст.
Выберите правильную формулировку проблемы.
Человек выделился как человек в процессе познания
природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее,
творящее существо. Познание доставляло подлинное
удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное,
гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть
приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание
происходит через творчество, человек открывает новое,
создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было
сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а
теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки,
следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники,
радиоволны. (Д. Гранин)
1) Что такое гармония?
2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?
3) Каковы границы познания окружающего мира?
4) Каковы перспективы технического прогресса?
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не
рассматривается автором.
Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых
людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или
университета, умылись, переоделись, пообедали — и свободны, тогда как в
Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов,
заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если
подошла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную
школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо.
Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские
руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и
проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже
наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со
всеми её проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и
неожиданные задушевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что
не родители лучшие советчики. (По В. Харченко)
1) Проблема дружбы.
2) Проблема отношения к дому, к домашним делам.
3) Проблема отношений между членами семьи.
4) Проблемы взаимоотношений между поколениями.
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.

26. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.

• ДВА БОГАЧА
• Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который
из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на
воспитание детей, на лечение больных, на призрение
старых, — я хвалю и умиляюсь.
• Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об
одном убогом крестьянском семействе, принявшем
сироту-племянницу в свой разорённый домишко.
• — Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние
наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли
добыть, похлёбку посолить.
• — А мы её. и не солёную, — ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Проблема
• (Л. Толстой)
милосердия,
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.
доброты

27. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.

28. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.

• В тот мой приезд, несмотря на конец апреля, стоял несусветный
холод, и я, задвинув до отказа молнию на куртке, повернул в сторону
Большого Ломовиса — малой речки моего детства. Не самое
удачное время для прогулки, но поворачивать на пыльные улицы
села не хотелось. Уже лучше бережком пройтись, по тропинкам
юности. Я не узнавал знакомых мест. Берега реки были сплошь
завалены хламом. Жители окрестных домов так постарались, что
смердящие останки, исхлёстанные водой, вызывали тошноту.
• Что делаем, земляки?! Вода этой речки поила наших дедов и прадедов. Когда-то я и сам, голопузый, плескался в её родниковых
струях. А теперь поверни голову — лишь гниющая тина да чёрная
вода в обрывистых берегах. И дальше скользит взгляд: от школьного
стадиона, когда-то веющего духом силы и состязательности,
осталась груда искорёженного железа в лопухах.
• Родина малая. Речка малая.
• Малые горки и малый лесок.
• Нету на свете землицы роднее
• Этой вот самой, зажатой в горсти. (По А. Макарову)
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.

29. Источники

• Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс
интенсивной подготовки: учебнометодическое пособие/ Н. А. Сенина, А.
Г. Нарушевич.- Ростов н/Д:Легион-М,
2010.
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.

Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или университета, умылись, переоделись, пообедали — и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сде­лать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми её проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные заду­шевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики. (По В. Харченко)

1) Проблема дружбы.

2) Проблема отношения к дому, к домашним делам.

3) Проблема отношений между членами семьи.

4) Проблемы взаимоотношений между поколениями.

Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

1) Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и ду­ховного развития.

2) Как научиться хорошей речи?

3) Употребление жаргонных слов.

4) Проблема богатства и бедности речи человека.

5) Как проявляется интеллигентность в речи человека?

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клини­ческое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неуже­ли же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь треть­ими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается па другом, спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.(По Ю. Лотману )

1) В тексте Ю. Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.

2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.

3) Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.

4) Ю. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент про­блем — проблему межнациональных конфликтов.

5) Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редак­тирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

Исходный вариант

Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему КАК ОПРЕДЕЛИТЬ И СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ ТЕКСТА. Презентация на заданную тему содержит 28 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Структура сочинения Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). Первый аргумент. Второй аргумент. Вывод (заключение).

Проблема текста - сложный вопрос, задача ,которые требуют разрешения. Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах , конфликта между желаемым и действительным

Проблема может быть Философская- проблема добра и зла, проблема смысла жизни, проблема бесчеловечности и бессмысленности войны. Социальная, социально-экономическая – проблема выбора, роль семьи в воспитании личности, роль детства в жизни человека, проблема сохранения культурных ценностей Политические- проблема урбанизации, проблема специфики национального менталитета, проблема массовой культуры.

Нравственные , морально-этические- проблема милосердия, в чем заключается подвиг, проблема лицемерия Экологические – проблема бережного отношения в природе, глобальная экологическая катастрофа, потребительское отношение к природе.

Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну (как основную) и все остальные шаги алгоритма выполнять по отношению именно к этой проблеме Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну (как основную) и все остальные шаги алгоритма выполнять по отношению именно к этой проблеме

Речевые клише Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Типичные ошибки в формулировке проблемы У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни.

Типичные ошибки в формулировке проблемы Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека.

Типичные ошибки в формулировке проблемы Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер.

Типичные ошибки в формулировке проблемы Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью.

Типичные ошибки в формулировке проблемы В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня.

Типичные ошибки в формулировке проблемы Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности.

У человека самая яркая пора- детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но , увы, недоступная больше страна- остаются одни воспоминания, но какие сладкие, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными , но окрашиваются в смягчающий , примиряющий свет. В.Солоухин

Библиотека – это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения. Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга еще драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса – из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтенной книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки – это лаборатории , в которых проектируется мир. Литература открывает мир! ( По Ю.Полякову)

Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или университета, переоделись, пообедали – и свободны, тогда как в Дом, семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, проверить уроки у сестренки, отвести ее в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о ее самочувствии. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми ее проблемами. Где нет обилия мелких дел – забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодежь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики… ( По В. Харченко)

Структура сочинениярассуждения ЕГЭ
27.01.2019 12:37
Введение
Постановка проблемы
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Ваша позиция
Первый литературный аргумент
Второй аргумент
Заключение
Круглова И. А.

4. Алгоритм выявления проблемы

6. Типовые конструкции для формулирования проблемы

7. Типовые конструкции для формулирования проблемы

8. Как выбрать одну проблему из нескольких?

14. Используя алгоритм, определите проблему текста

• История человечества — это история его культуры, потому и
покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из
множества национальных) всегда покушение на человечество в
целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только
по врождённой злобности, но и по причине отсутствия
элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и
шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я
говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить,
что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от
темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс,
уничтожение высокой культуры в целом или же высокой
культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном
случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из
чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если
удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления
в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать
Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам
искусства возникает зависть и агрессия.
• (По Н. Самвеляну)
Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.

Тип
ошибки
1.
Непони
мание
проблем
ы.
Пример из
сочинения
Комментарий эксперта
В данном
тексте
поднимается
проблема
истории
человечества и
вооружённых
конфликтов.
27.01.2019 12:37
Автор сочинения, не вникая в
суть текста, пытается
сформулировать проблему,
опираясь на первое
выхваченное из контекста
словосочетание (история
человечества) и упоминание
исторического лица (Чингисхан).
Типичные причины подобной
ошибки — невнимательное
чтение, неумение отделять
главную информацию текста от
второстепенной.
Круглова И. А.

Тип
ошибки
Пример из
сочинения
3.
Подме
на
пробл
емы
автор
ской
позиц
ией.
Проблема
текста
заключается в
том, что нужно
беречь и
охранять
культурное
наследие
человечества, а
не уничтожать
его.
27.01.2019 12:37
Комментарий эксперта
Вместо формулирования
проблемы (проблема
отношения человека к
культуре; В чём
значимость культуры
для человека и
общества?; Почему мы
должны беречь и
сохранять культурное
наследие
человечества. )
формулируется позиция
Круглова И. А.
автора.

Тип
ошибки
Пример из
сочинения
4.
Неоправд
анное
расшире
ние или
сужение
проблемы
.
Человечество на
протяжении всей
своей истории
совершенствовало
сь, стремилось к
лучшему. Почему
же в мире до сих
пор существуют
зависть и
агрессия? Такой
вопрос возникает
после чтения
текста
Н. Самвеляна.
27.01.2019 12:37
Комментарий эксперта
Ученик неоправданно
расширяет проблематику
текста, игнорируя
ключевые слова текста
(культура, покушение на
культуру, уничтожение
культуры) и опираясь
только на информацию
последнего предложения.
Круглова И. А.

Тип
ошибки
5.
Подмена
формулир
овки
проблемы
переска
зом.
Пример из
сочинения
Комментарий эксперта
Проблема
текста в том,
что история
человечества —
эта история его
культуры. А
Чингисхан
сжигал города и
уничтожал
святыни, так
как сам был
бескультурным
человеком.
27.01.2019 12:37
Вместо обобщения
информации текста в
сочинении приведён
пересказ первых двух
предложений.
Круглова И. А.

Исходный вариант
Отредактированный вариант
1) Автор текста размышляет, над
проблемой о национальных
конфликтах.
1) Автор текста размышляет над
острой политической проблемой
национальных конфликтов.
2) Кому выгодно разжигание
национальных розней? Над этой
проблемой рассуждает Ю. Лотман.
2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой острой
политической проблемой рассуждает
Ю. Лотман.
3) В тексте поднимается проблема
национализма народов.
3) В тексте поднимается острая
политическая проблема
межнациональной вражды.
4) Ю. Лотман ставит читателю
проблему национальных конфликтов.
4) Ю. Лотман предлагает читателям
задуматься над проблемой
межнациональных конфликтов.
5)Автор текста предлагает
задуматься над следующей
проблемой: можно ли избежать
расовой дискриминации?
27.01.2019 12:37
5) Автор текста предлагает
задуматься над следующей
политическойпроблемой: можно ли
избежать межнациональных
Круглова И. А.
конфликтов?

21. ВНИМАНИЕ! НЕ ЗАБУДЬТЕ!

22. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

• 1. В чём опасность
политики
национализма?
• 2. Можно ли избежать
социальной
несправедливости?
• 3. В чём смысл
человеческой жизни?
• 4. Нужно ли
заботиться об
окружающих людях?
• 5. Имеет ли человек
право вмешиваться в
жизнь природы?
27.01.2019 12:37
А. Философская
Б. Политическая
В. Экологическая
Г. Нравственная
Д. Социальная
Круглова И. А.

Прочитайте текст.
Выберите правильную формулировку проблемы.
Человек выделился как человек в процессе познания
природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее,
творящее существо. Познание доставляло подлинное
удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное,
гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть
приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание
происходит через творчество, человек открывает новое,
создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было
сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а
теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки,
следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники,
радиоволны. (Д. Гранин)
1) Что такое гармония?
2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?
3) Каковы границы познания окружающего мира?
4) Каковы перспективы технического прогресса?
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не
рассматривается автором.
Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых
людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или
университета, умылись, переоделись, пообедали — и свободны, тогда как в
Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов,
заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если
подошла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную
школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо.
Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские
руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и
проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже
наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со
всеми её проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и
неожиданные задушевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что
не родители лучшие советчики. (По В. Харченко)
1) Проблема дружбы.
2) Проблема отношения к дому, к домашним делам.
3) Проблема отношений между членами семьи.
4) Проблемы взаимоотношений между поколениями.
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.

26. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.

• ДВА БОГАЧА
• Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который
из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на
воспитание детей, на лечение больных, на призрение
старых, — я хвалю и умиляюсь.
• Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об
одном убогом крестьянском семействе, принявшем
сироту-племянницу в свой разорённый домишко.
• — Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние
наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли
добыть, похлёбку посолить.
• — А мы её. и не солёную, — ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Проблема
• (Л. Толстой)
милосердия,
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.
доброты

27. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.

28. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.

• В тот мой приезд, несмотря на конец апреля, стоял несусветный
холод, и я, задвинув до отказа молнию на куртке, повернул в сторону
Большого Ломовиса — малой речки моего детства. Не самое
удачное время для прогулки, но поворачивать на пыльные улицы
села не хотелось. Уже лучше бережком пройтись, по тропинкам
юности. Я не узнавал знакомых мест. Берега реки были сплошь
завалены хламом. Жители окрестных домов так постарались, что
смердящие останки, исхлёстанные водой, вызывали тошноту.
• Что делаем, земляки?! Вода этой речки поила наших дедов и прадедов. Когда-то я и сам, голопузый, плескался в её родниковых
струях. А теперь поверни голову — лишь гниющая тина да чёрная
вода в обрывистых берегах. И дальше скользит взгляд: от школьного
стадиона, когда-то веющего духом силы и состязательности,
осталась груда искорёженного железа в лопухах.
• Родина малая. Речка малая.
• Малые горки и малый лесок.
• Нету на свете землицы роднее
• Этой вот самой, зажатой в горсти. (По А. Макарову)
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.

29. Источники

• Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс
интенсивной подготовки: учебнометодическое пособие/ Н. А. Сенина, А.
Г. Нарушевич.- Ростов н/Д:Легион-М,
2010.
27.01.2019 12:37
Круглова И. А.

Читайте также: