Сочинение снег да снег

Обновлено: 18.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

- обогатить речь уч-ся, используя находки мастеров слова.

О б о р у д о в а н и е : дидактический материал; литературный монтаж о снеге, иллюстративный материал, отрывки из стихотворений и прозаических произведений о снеге.

О б о р у д о в а н и е : дидактический материал; литературный монтаж о снеге, иллюстративный материал, отрывки из стихотворений и прозаических произведений о снеге.

Х о д у р о к а. 1.Вступительное слово учителя. Цель: задать эмоциональный настрой

Х о д у р о к а.

1.Вступительное слово

Цель: задать эмоциональный настрой

- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки:

- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки:

- Мороз и солнце; день чудесный! Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце снег лежит… ( А.С. Пушкин ) Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено. Так морозно, свежо и бело! А.Толон.

- Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

( А.С. Пушкин )

Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, свежо и бело!

- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника. Пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника.

Пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

- Сами эти слова своим звучанием Вызывают такое ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами… Снег ты наш, снежище , снежик … снега во всю Россию.

- Сами эти слова своим звучанием

Вызывают такое ощущение, будто

возносишься на качелях.

молчаливые заснеженные просеки,

оснеженные поля с темными

Снег ты наш, снежище ,

снежик … снега во всю Россию.

- Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.

- Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.

- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

- Каков же снег?

- Всегда ли он одинаков?

- От чего зависит состояние, вид снега?

Утром – хрустящий; легкий, рыхлый, сыпучий, влажный; очень скользкий…

Утром – хрустящий; легкий, рыхлый, сыпучий, влажный; очень скользкий…


От времени года, времени суток, погоды…

От времени года, времени суток, погоды…

Перевернем странички зимы назад и вспомним самое начало ее.

( Звучит вальс Свиридова к повести А.С. Пушкина

Литературный монтаж о первом снеге (заранее подготовлен) 1. Первый снег… (Я. Аким ). 2. Самый первый снег робок и тих. ( С. Иванов ). 3. Спит первый снег . (А. Горбунова ).

Литературный монтаж о первом снеге (заранее подготовлен)

2. Самый первый снег робок и тих.

3. Спит первый снег .

П е р в ы й с н е г …(Я. Аким) Утром кот Принес на лапках П е р в ы й с н е г ! П е р в ы й с н е г ! Он имеет Вкус и запах, П е р в ы й с н е г ! П е р в ы й с н е г ! Он кружится, Л е г к и й , Н о в ы й , У ребят над головой, Он успел Платок п у х о в ы й Расстелить На мостовой…

П е р в ы й с н е г …(Я. Аким)

Принес на лапках

П е р в ы й с н е г !

П е р в ы й с н е г !

Вкус и запах,

П е р в ы й с н е г !

П е р в ы й с н е г !

Он кружится,

Л е г к и й ,

У ребят над головой,

Платок п у х о в ы й

Самый первый снег робок и тих. (С. Иванов).

Самый первый снег робок и тих.

Спит первый снег. (А. Горбунова) Спит п е р в ы й с н е г . Открыт букварь зимы. Его еще не прочитали мы. Но вот уже на первую страницу Вспорхнула пестрой буковкой синица. Она звенит, как маленький звонок, Как будто первый начался урок…

Спит первый снег. (А. Горбунова)

Спит п е р в ы й с н е г .

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок,

Как будто первый начался урок…

Вопросы: - Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях? - Почему он робок и тих? - Какие еще слова и выражения вам показались интересными необычными?

- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

- Почему он робок и тих?

- Какие еще слова и выражения вам показались интересными необычными?

- Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине. - Что же вы увидели, проводя наблюдения за снегом?

- Так было в начале зимы.

Мы с вами живем в ее середине.

- Что же вы увидели, проводя наблюдения за снегом?

Каким бывает снег. Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья… Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото… (С. Иванов).

Каким бывает снег.

Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц…

Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…

- Каким же увидел автор январский снег ? - Что показалось вам интересным в этой зарисовке? - А теперь посмотрим на снег глазами художника. Подберем цветовую лексику , которую вы сможете использовать в своем сочинении.

- Каким же увидел автор январский снег ?

- Что показалось вам интересным в этой зарисовке?

- А теперь посмотрим на снег глазами художника.

Подберем цветовую лексику , которую вы сможете использовать в своем сочинении.


- развивать речь учащихся, умение описывать природу по картине и личным впечатлениям, пользуясь при этом выразительной, красивой речью.

- воспитывать любовь к природе, прививать интерес к предмету, языку.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, репродукции картин о ьзиме, рисунки учащихся, классическая музыка.

Ход урока:

- Сегодня перед нами стоит трудная задача: подготовиться и написать сочинение по личным впечатлениям. А предметом нашего разговора будет снег.

Звучит медленная музыка. На экране виды зимних пейзажей (Слайд №1)

- Зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. В ясный солнечный день посмотришь в окно и вспоминаются знакомые строки:

Под голубыми небесам

Блестя на солнце, снег лежит…

- Давайте, ребята, отправимся в путешествие по бескрайнему пышному царству, а в попутчики возьмем чуткий слух музыканта, пристальный взгляд натуралиста и зоркий глаз художника.

Снег, кругом снег…Он все падает и падает тихо и чисто, навораживает богатую и удачную зиму. Все становится белым на долгие зимние месяцы. В силу входит власть Снежной Королевы.

Музыка звучит громче 1 - 2 минуты.

Беседа:

- Что вы представили, слушая мои слова и музыку?

- Какие слова увидеть красоту зимы?

- Как они называются в литературе?

- Вот и мы сегодня будем учиться передавать красоту окружающего нас мира и вспоминать, каким мы видим снег в течение всей зимы.

Давайте перевернем, ребята, страничку зимы и вспомним самое ее начало.

Перед началом урока вы объединились в рабочие группы.

  1. Работа в группах с раздаточным материалом.

- о каком снеге идет речь;

- какие слова и обороты речи показались вам интересными и необычными.

Утром кот принес на лапках

Первый снег, первый снег!

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег!

И кружится легкий, новый

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой.

Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула первой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок.

Первый снег. Он лежит просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает…Небо серое, снежок белый и легкий , словно на акварельном рисунке.

­ - Какие обороты речи, слова , которые характеризуют первый снег, вам показались интересными?

Запись в тетрадях.

(Кот принес на лапках, имеет вкус и запах, пуховый платок, акварельный рисунок, букварь зимы, следы – первые зимние буквы

- Какой же все - таки первый снег?

- Что чаще всего с ним происходит?

Задание: (Раздаются все тексты учащимся , работающим в группах).

- Выпишите опорные слова и выражения, которые вам помогут описать первый снег

Проверка записанных опорных слов.

- Так было в начале зимы. А теперь она в самом разгаре.

- Что же вы увидели, наблюдая за сегодняшним снегом, гуляя в парке , в саду, по огороду?

- Думаю, что вашим наблюдениям поможет следующий текст. Внимание на экран.

Учитель читает текст.

Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом покрывает он поля. Наклоняет к земле деревья.

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синее, бездонное. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! А потом выйдешь, и дух захватывает! И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз! Ну и морозище! Много снегу - много и холоду. Солнце висит сверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалишься в сыпучее снежное болото.

Беседа:

- Опишите январский снег.

(сильный, спокойный, тяжелый, много снегу – много холоду, синяя тропинка, сыпучее снежное болото)

Записи в тетрадях.

- Докажите, что снега очень много.

- Чем отличается первый снег от январского?

- ешь – ишь в глаголах;

- окончаний имен прилагательных;

- сложных имен существительных.

  1. Работа со словесным лото. Работа в парах.

- А теперь, ребята, посмотрим на снег глазами художника. У вас на столах лежат конверты, в которых находятся цветные прямоугольники: белый, голубой, серый, сапфировый.

1 Лексическая работа.

САПФИРОВЫЙ - синий , голубой.

- Подберите близкие по смыслу слова к цвету прямоугольников.

2. Составление синонимичных рядов. Запись в тетрадь.

БЕЛЫЙ – молочный, жемчужный, опаловый.

ГОЛУБОЙ – небесный, лазурный, бирюзовый.

СЕРЫЙ – пепельный, серебристый.

- Для того, чтобы показать оттенок того или иного цвета, используется суффикс - ОВАТ.

3. Повторение типов и стилей ркчи.

- Наша задача - написать сочинение, а для этого нам надо выбрать тип речи.

- Какие типы речи вы знаете?

- Так какой тип речи мы выбираем?

- А теперь еше раз перечитайте тему урока и скажите, какое слово я не дописала?

- А какой мы выберем стиль речи?

- Представьте: солнечный день, вы выходите на улицу, смотрите на снег и….

- Что вам кажется?

4. Составление синонимичного ряда. Запись в тетрадь.

БЛЕСТИТ - искрится, переливается, сверкает, сияет, светится.

- Для чего нам нужны синонимы?

- Ребята, а всегда ли снег блестит?

- Когда же он становится тяжелым, некрасивым?

Учитель читает текст.

Солнце начинает одолевать зиму. Днем серый снег становится мягким, рыхлым и ноздреватым. Ночью – звонким, а к утру – звенит серебром под ногами.

- Почему снег становится некрасивым?

(тает, становится некрасивым, ему пора уходить)

Работа в тетрадях.

- Выпишите слова, помогут вам в описании мартовского снега.

- Мы много говорили сегодня снеге.

- А как вы думаете, есть ли у него настроение?

- Вы правы! Как и у человека, у этого чуда природы есть настроение. И очень часто снег заставляет нас мириться с многими его капризами.

- сильные ученики пишут сочинение полностью;

- слабые - о каком – то одном периоде.

Содержимое разработки

Разработка урока развития речи в 6 классе

Сочинение-… по личному впечатлению.

-подготовить учащихся к сочинению- описанию, собрать для этого необходимый материал;

-развивать речь учащихся, умение описывать природу по картине и личным впечатлениям, пользуясь при этом выразительной, красивой речью.

- воспитывать любовь к природе, прививать интерес к предмету, языку.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, репродукции картин о ьзиме, рисунки учащихся, классическая музыка.

- Сегодня перед нами стоит трудная задача: подготовиться и написать сочинение по личным впечатлениям. А предметом нашего разговора будет снег.

Звучит медленная музыка. На экране виды зимних пейзажей (Слайд №1)

- Зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег .В ясный солнечный день посмотришь в окно и вспоминаются знакомые строки:

Под голубыми небесам

Блестя на солнце , снег лежит…

- Давайте, ребята, отправимся в путешествие по бескрайнему пышному царству, а в попутчики возьмем чуткий слух музыканта, пристальный взгляд натуралиста и зоркий глаз художника.

Снег , кругом снег…Он все падает и падает тихо и чисто, навораживает богатую и удачную зиму. Все становится белым на долгие зимние месяцы. В силу входит власть Снежной Королевы.

Музыка звучит громче 1-2 минуты.

- Что вы представили, слушая мои слова и музыку?

- Какие слова увидеть красоту зимы?

- Как они называются в литературе?

- Вот и мы сегодня будем учиться передавать красоту окружающего нас мира и вспоминать, каким мы видим снег в течение всей зимы.

Давайте перевернем, ребята, страничку зимы и вспомним самое ее начало.

Перед началом урока вы объединились в рабочие группы.

Работа в группах с раздаточным материалом.

- о каком снеге идет речь;

- какие слова и обороты речи показались вам интересными и необычными.

Утром кот принес на лапках

Первый снег, первый снег!

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег!

И кружится легкий, новый

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой.

Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула первой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок.

Первый снег. Он лежит просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает…Небо серое, снежок белый и легкий ,словно на акварельном рисунке.

­-Какие обороты речи, слова , которые характеризуют первый снег, вам показались интересными?

Запись в тетрадях.

(Кот принес на лапках, имеет вкус и запах, пуховый платок, акварельный рисунок, букварь зимы, следы – первые зимние буквы

- Какой же все- таки первый снег?

-Что чаще всего с ним происходит?

Задание: (Раздаются все тексты учащимся , работающим в группах).

-Выпишите опорные слова и выражения, которые вам помогут описать первый снег

Проверка записанных опорных слов.

- Так было в начале зимы. А теперь она в самом разгаре.

- Что же вы увидели, наблюдая за сегодняшним снегом, гуляя в парке , в саду, по огороду?

- Думаю, что вашим наблюдениям поможет следующий текст. Внимание на экран.

Учитель читает текст.

Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом покрывает он поля. Наклоняет к земле деревья.

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синее, бездонное. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! А потом выйдешь, и дух захватывает! И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз! Ну и морозище! Много снегу - много и холоду. Солнце висит сверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалишься в сыпучее снежное болото.

- Опишите январский снег.

(сильный, спокойный, тяжелый, много снегу – много холоду, синяя тропинка, сыпучее снежное болото)

Записи в тетрадях.

- Докажите, что снега очень много.

- Чем отличается первый снег от январского?

- ешь – ишь в глаголах;

- окончаний имен прилагательных;

- сложных имен существительных.

Работа со словесным лото. Работа в парах.

- А теперь, ребята, посмотрим на снег глазами художника. У вас на столах лежат конверты, в которых находятся цветные прямоугольники: белый, голубой, серый, сапфировый.

1 Лексическая работа.

САПФИРОВЫЙ- синий , голубой.

- Подберите близкие по смыслу слова к цвету прямоугольников.

2. Составление синонимичных рядов. Запись в тетрадь.

БЕЛЫЙ – молочный, жемчужный, опаловый.

ГОЛУБОЙ – небесный, лазурный, бирюзовый.

СЕРЫЙ – пепельный, серебристый.

- Для того, чтобы показать оттенок того или иного цвета, используется суффикс - ОВАТ.

3. Повторение типов и стилей ркчи.

- Наша задача - написать сочинение, а для этого нам надо выбрать тип речи.

- Какие типы речи вы знаете?

- Так какой тип речи мы выбираем?

- А теперь еше раз перечитайте тему урока и скажите, какое слово я не дописала?

- А какой мы выберем стиль речи?

- Представьте: солнечный день, вы выходите на улицу, смотрите на снег и….

- Что вам кажется?

4. Составление синонимичного ряда. Запись в тетрадь.

БЛЕСТИТ- искрится, переливается, сверкает, сияет, светится.

-Для чего нам нужны синонимы?

- Ребята, а всегда ли снег блестит?

- Когда же он становится тяжелым, некрасивым?

Учитель читает текст.

Солнце начинает одолевать зиму. Днем серый снег становится мягким, рыхлым и ноздреватым. Ночью – звонким, а к утру – звенит серебром под ногами.

- Почему снег становится некрасивым?

(тает, становится некрасивым, ему пора уходить)

Работа в тетрадях.

- Выпишите слова, помогут вам в описании мартовского снега.

- Мы много говорили сегодня снеге.

- А как вы думаете, есть ли у него настроение?

- Вы правы! Как и у человека, у этого чуда природы есть настроение. И очень часто снег заставляет нас мириться с многими его капризами.

Зимой много интересных и увлекательных развлечений и все они связаны именно со снегом. Невозможно представить, что простая, замерзшая вода, может подарить взрослым и детям столько радости. Снег, это лучший подарок зимы, я очень люблю зимние снегопады.

Уходящая осень оставляет после себя размокшую землю, неприятную и зябкую слякоть. С первыми морозами грязь подмерзает и застывает, но выглядит все также неприглядно, навевая грустные мысли о заснувшей природе. С приходом заботливой зимы все вокруг покрывается пушистым снежком, это лучшее одеяло, которым можно укутать заснувшую природу. Так она проведет все месяцы зимы, и возродится весной для новой жизни.

Я очень люблю снег, мне нравится наблюдать, как начинается снегопад. С неба начинают опускаться на землю первые снежинки, они медленно кружатся в воздухе и не спешат таять. Сразу во дворе появляются небольшие снежные островки, постепенно они разрастаются и полностью покрывают землю белоснежным ковром. Но снег не останавливается, свинцовые тучи еще полны влаги, замерзающей, не долетая до города.

А город уже оделся в белую шубу, стройные тополя и раскидистые клены, пышные березы и поникшие ивы стоят укутанные снегом. Даже зеленые ели и сосны, которых в городе не много, припорошил снегопад, одев на колючие лапы белоснежные варежки. Слой снега на земле все растет и ярко блестит в свете уличных фонарей, красиво переливаясь под фарами проезжающих автомобилей.

Утром над городом встает зимнее солнце и на это слепящее великолепие невозможно смотреть не прищурившись. Иней на ветках блестит как драгоценные камни, а оконные стекла многоэтажных домов изрисованы неповторимыми узорами. Снежный ковер уже прорезан тропинками и дорожками, это первые пешеходы спешили на работу и теперь по этим тропкам можно смело идти в школу.

Но сегодня суббота, поэтому домашнее задание можно отложить на вечер, занявшись неотложными делами. За завтраком я придумываю, чем буду заниматься днем, мы с родителями обсуждаем планы и договариваемся пойти в парк. Пока мы решаем, чем заняться сегодня закипает чайник, и мама готовит термос с горячим чаем.

Интересны случаи связанные с снегом

По дороге в парк я прислушиваюсь к скрипу снега под ногами, родители смеются и даже играют в снежки. Я ухожу вперед, и первым вхожу в заснеженный парк, здесь уже много людей, всем хочется полюбоваться снегом, укрывшим деревья и лужайки, лавки и дорожки. Мне хочется быстрее добраться до горки, и я бегу по снегу, в котором увязают ноги. Добравшись до горки, я жду родителей и первым съезжаю по крутому склону, здесь мы веселимся до обеда. Потом пьем горячий чай, от которого перехватывает дыхание, а на лбу выступает испарина. А вечером, уставшие, и счастливые возвращаемся домой.

Зимний снег не только украшает природу, он дарит лучшие моменты зимы, которые я запомню надолго! Вот такое вот получилось мое сочинение про снег, оценивать вам.

Читайте также: