Заблуждение всегда противоречит себе истина никогда сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Что есть истина – центральный вопрос гносеологии, поскольку познание, собственно, и направлено на постижение истины. Сложность и важность данной проблемы повлекли за собой многообразие трактовок природы истины. Классическая концепция истины – теория корреспондентной истины, согласно которой истина – соответствие знания действительности. Среди неклассических теорий – конвенциональная (истина – результат соглашения), прагматическая (истина – то, что приводит к успешному действию), когерентная (истина – то, что согласуется с другими высказываниями системы), постмодернистская (истины нет, истина - то, в чем можно убедить других).

Истина не существует сама по себе, так как истина – это свойство знания. Объект познания находится вне знания, принадлежит действительности, которой истинное знание должно соответствовать. Действительность же может быть объективной (материальной) и субъективной (духовной). Соответствие же знания действительности устанавливается путем специальных логических и эмпирических процессов. Такое установление требует разработанной и научно обоснованной нормативной базы.

Еще одна характеристика истины – процессуальность . Истину нельзя получить в готовом виде, истина – процесс, она характеризует определенный качественный этап освоения определенного аспекта действительности. Истина неразрывная связана с практикой.

Свойства истины – объективность, абсолютность, относительность и конкретность. Объективность – присутствие в знании такого содержания, которое не зависит от субъекта. Истина существует сама по себе, это характеристика объекта, существующая вне знания о нем. Абсолютность истины означает, что на определенном этапе исследования имеется в достаточной мере исчерпывающее описание объекта. Абсолютно истинных для всех времен знаний не существует. Также под абсолютностью может подразумеваться некий идеал истинности, недостижимый, но потенциально возможный. Относительность истины характеризует познание с точки зрения его неполноты, условности. Процесс познания какого-то объекта неисчерпаем, и относительность истины указывает на неполноту знания о нем. Абсолютность и относительность коррелируют: познавая относительные истины, мы приближаемся к абсолютным, мы можем знать только относительно, но его мы можем знать абсолютно. Конкретность истины означает, что знание возникает и функционирует только в определенных условиях, привязано к ним. Знаний, истинных для любой ситуации не существует. Истина всегда конкретна. Тут следует вспомнить софистов, говоривших о субъективности истины.

Заблуждение – то, что принимается за истину. Очевидно, что заблуждения преследуют человечество на пути поиска истины. Они обусловлены ограниченностью практики, недостатком знаний и не всегда являются преднамеренными. Однако они порождают проблему критериев истины. Главным критерием истины является практика. Практика, находясь как бы вне знания, позволяет избежать многих проблем, связанных с формулировкой доказательств истинности. Однако, часто, когда экспериментальная проверка затруднительна (в астрономии, сейсмологии, гуманитарных науках), для определения истины используют логические критерии (непротиворечивость, независимость аксиом и т.д.). Если и этих приемов недостаточно, то знание соотносят с реальностью, оценивая эстетичность, простоту, информативность, прагматичность, когерентность и так далее.

Похожие страницы:

Истина и заблуждение (1)

. ., не истина и не заблуждение. Так что же такое истина? Имеются разные понимания истины. Вот . ему, развертывается в мышлении в противоположность истины и заблуждения, постольку "заблуждение" (в отличие от "ложного") обычно употребляется .

Что есть истина Истина и заблуждения

. 1. Что есть истина? Глава 2. Проблема истины. Глава 3. Истина и познание Глава 4. Истина и заблуждения. Глава 5. Нравственное . решение проблемы истины у Вл. .

Истина и ее критерии (2)

. принимаемое самым искренним образом за истину. Заблуждение результат слабости мышления, отсутствия полной . безразлично, не интересуется различиями между исти­ной и заблуждением, прекрасным и безобразным, до­брым и злым. Допустим .

Истина. Политическая культура. Социальное взаимодействие

. о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно . Лекция по философии на тему “Истина и заблуждение”, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина .

Истина и круг ее проблем

. движения познания к ней является заблуждение. Критерии истины подразделяются на эмпирические (опыт, практика . критерия означает найти способ отделить истину от заблуждения. Субъективистски настроенные философы не .

“Истина принадлежит человеку, заблуждения – его эпохе”. Это слова немецкого классика Гете. Аргументы к данному утверждению видятся мне очень ясно.

Всегда в человеческом обществе были личности, опережавшие свое время. Гении, таланты, творцы, изобретатели, просто чудаки.

Имена многих из этих людей дошли до наших дней. Но не всех. И как часто их не понимали и не признавали при Жизни! Как часто их мысли и дела просто не были востребованы среди окружающих!

Но проходили годы, и все

ими созданное бралось на вооружение обществом. Их точку зрения принимали другие люди, а потом – и вообще все люди.

Взять хотя бы Галилео Галилея, говорившего, что круглая Земля вращается вокруг солнца. А ему никто не верил. Ну и нагородил же сумасшедший старик!

Шутка ли, ведь на рынке самый последний мальчишка-разносчик знал, что земля-то плоская. И конец света есть, омываемый океаном. А на экваторе море кипит от жары, и всякий попавший туда христианин тут же превращается в негра.

Сегодня же дети во всех школах, изучая устройство Вселенной, в первую очередь знакомится с учением Галилея… Истина принадлежит

Заблуждения принадлежат эпохе. Разумеется, да, потому что в человеческом обществе заблуждения массовы, и всегда были массовыми. Люди массово верили в тоталитаризм, в инквизицию, в собственное расовое превосходство или унижение. Когда-то люди заблуждались, не связав эпидемию чумы с нашествием блох и антисанитарией в городах.

Сейчас заблуждаются те миллионы людей, кто считает, что нефти и газа человечеству хватит до скончания века.

Эпохи диктовали и диктуют взгляды отдельным личностям. Только масштабы взглядов выросли вместе с увеличением населения. “О величии эпохи можно судить по количеству раздавленных ею” – по это теме знаком мне еще один афоризм, неизвестного автора.

Заблуждения со временем все же проходят или сменяются новыми. Мне даже приходит в голову такая вещь: большинство людей все-таки догадываются о чем-то новом, что правильно, и что хорошо бы применить. Но жить они все еще продолжают по старинке.

Например, зная когда-то, что все люди от рождения имеют равные права, продолжали владеть крепостными крестьянами и получать с их работы доход.

Истина принадлежит человеку, но какому человеку? Тому, кто имеет смелость открыть ее и указать словами, делами или просто примером собственной жизни на заблуждения эпохи.

Репетитор в Ачинске по истории и обществознанию

Репетитор в Ачинске по истории и обществознанию

Репетитор в Ачинске по истории и обществознанию запись закреплена

Эссе (минисочинение) от моей ученицы:

Данное высказывание говорит нам о том, что каждый процесс познания приводит не только к истине, но и зачастую сопровождается заблуждением. В заблуждении есть часть истины, и наоборот. То есть главная идея цитаты автора в том, что истина носит относительный характер. Абсолютная истина зачастую недостижимая категория.

Я согласна с автором, так как на мой взгляд, истина - это очень сложное и многостороннее понятие. Ведь в действительности, в жизни каждого человека существует сотни истин и для каждого она своя. И, вдобавок ко всему, у каждой эпохи и у каждого времени существовала и существует своя истина, которая с течением времени меняется, дополняется, уточняется, обновляется. Давайте разберемся.

Возьмем пример из другой области. Из географии. Древние греки считали, что Земля плоская как блин, в Индии думали, что Земля стоит на слонах, но и то и другое оказалось заблуждением, хотя географические знания греков легли в основу последующих изучений земной поверхности. Без них, без этой базы, вряд ли бы случились Великие географические открытия, так как европейские знания и образования основывались на античных знаниях, в первую очередь Древней Греции и Древнего Рима. Как мы помним, древние греки были отличными мореплавателями. Одним из самых главных географических открытий Средневековья было кругосветное путешествие под руководством Фернана Магеллана. Он не планировал такое путешествие, сам погиб, но руководство экспедицией досталось Хуану Себастьяну Элькано, который сам того не подразумевая и не надеясь, совершил кругосветное путешествие. Самого факта путешествия было недостаточно, так как нужно было тщательно изучить документальные материалы этой экспедиции. В дальнейшем было другие кругосветные путешествия, которые уже поставили точку в этом вопросе. Земля – есть шар. Заслугой установления этого факта является не только Магеллан и его команда, но и также все те, кто до этого развивал морское дело, иначе бы такого путешествия не случилось. Это ещё раз доказывает идею, что в каждом заблуждении есть доля истины и в каждой истине есть доля заблуждения.

На двух примерах из разных областей мы обосновали идею, что истина носит относительный характер. Автор действительно прав. В каждом заблуждении есть доля истины и в каждой истине есть доля заблуждения.

Сколько баллов вы бы поставили за это эссе (минисочинение) моей ученицы? Напишите комментарий почему именно столько

Истина – это объективная утвердившаяся в сознании людей правда о сути чего-либо или кого-либо. Следует отличать истину, в справедливости которой можно убедиться практически, проведя опыты, исследования, эксперименты, – от истины, утверждаемой путём построения логических рассуждений, с опорой на предположения, умозаключения, обобщения.

Первый путь поиска и обретения истины характерен для мира науки, и такая истина является научной, подтверждённой неопровержимыми фактами, количественными показателями, на основании которых делаются выкладки, создаются цифровые таблицы, графики, диаграммы. Наука в поиске истины в решении какой-либо проблемы имеет технические средства, необходимое оборудование, возможность многократно проверить полученный результат.

Истины, которые касаются вопросов, не решаемых языком цифр – это, как правило, неписаные, но утвердившиеся в общечеловеческом сознании правила, регулирующие отношения между людьми в семье, коллективе, любом сообществе. Они носят морально-этический или философский характер и содержат представления о добре и зле, чести и бесчестии, правде и лжи и т. д.

Есть понятие “прописные истины”. Ими овладевают с детства в ходе домашнего, школьного воспитания; их утверждают средствами искусства. Самым интересным, насущным и актуальным во все времена и для каждого человека был и остаётся поиск истины в вопросе ” В чём смысл жизни, бытия человека на земле?”

СПАДИЛО.РУ

(1) Для того чтобы совершились самые великие и важные изменения в жизни человечества, не нужны никакие подвиги: ни вооружение миллионов войск, ни постройки новых дорог и машин, ни устройства выставок, ни устройства союзов рабочих, ни революции, ни баррикады, ни взрывы, ни изобретения, ни воздухоплавание и т.п., а нужно только изменение общественного мнения.

(2) Для изменения же общественного мнения не нужно никаких усилий мысли, не нужно опровергать что-либо существующее и придумывать что-либо необыкновенное, новое, нужно только не поддаваться ложному, уже умершему, искусственно возбуждаемому правительствами общественному мнению прошедшего, нужно только, чтобы каждый отдельный человек говорил то, что он действительно думает и чувствует, или хоть не говорил того, чего он не думает. (3) И только бы люди, хоть небольшое количество людей, делали это, и тотчас само собой спадёт отжившее общественное мнение и проявится молодое, живое, настоящее. (4) А изменится общественное мнение, и без всякого усилия само собой заменится всё то внутреннее устройство жизни людей, которое томит и мучает их.

(5) Совестно сказать, как мало нужно для того, чтобы всем людям освободиться от всех тех бедствий, которые теперь удручают их: нужно только не лгать. (6) Пускай только не поддаются люди той лжи, которую внушают им, пусть только не говорят того, что они не думают и не чувствуют, и тотчас же совершится такой переворот во всём строе нашей жизни, которого не достигнут революционеры столетиями, если бы вся власть находилась в их руках.

(7) Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы её, или хоть только бы не отступали от неё словом и делом: не говорили бы того, чего они не думают, не делали бы того, что они считают нехорошим и глупым.

(8)…Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении её, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты… (9) Но та духовная сила, которая движет миром, она даже не в книге, не в газете, она неуловима и всегда свободна, она в глубине сознания людей. (10) Самая могущественная и неуловимая, свободная сила эта есть та, которая проявляется в душе человека, когда он один, сам собою обдумывает явления мира и потом невольно высказывает свои мысли своей жене, брату, другу, всем тем людям, с которыми он сходится и от которых считает грехом скрыть то, что он считает истиной. (11) Никакие миллиарды рублей, миллионы войск и никакие учреждения, ни войны, ни революции не произведут того, что может произвести простое выражение свободным человеком того, что он считает справедливым независимо от того, что существует и что ему внушается.

(12) Один свободный человек скажет правдиво то, что он думает и чувствует среди тысяч людей, своими поступками и словами утверждающими совершенно противоположное.

(13) Казалось бы, что высказавший искренно свою мысль должен остаться одиноким, а между тем большей частью бывает так, что все или большинство уже давно думают и чувствуют то же самое, только не высказывают этого. (14) И то, что было вчера новым мнением одного: человека, делается нынче общим мнением большинства. (15) А как скоро установилось это мнение, как тотчас незаметно, понемногу, но неудержимо начинают изменяться поступки людей.

(16) Все мы плачемся на безумный, противоречащий всему нашему существу порядок жизни, а не только не пользуемся тем единственным находящимся в нашей власти могущественнейшим орудием: сознания истины и выражения её, но, напротив, под предлогом борьбы со злом уничтожаем это орудие и приносим его в жертву воображаемой борьбе с этим порядком.

(17) Один не говорит той правды, которую он знает, потому, что он чувствует себя обязанным перед людьми, с которыми он связан, другой потому, что правда могла бы лишить его того выгодного положения, посредством которого он поддерживает семью, третий — потому, что он хочет достигнуть славы и власти и потом уже употребить их на служение людям; четвёртый потому, что он не хочет нарушать старинные священные предания, пятый потому, что он не хочет оскорблять людей, шестой — потому, что высказывание правды вызовет преследование и нарушит ту добрую общественную деятельность, которой отдаётся или намерен отдаться…

(18) Для того чтобы изменился противный сознанию людей порядок жизни и заменился соответственным ему, нужно, чтобы отжившее общественное мнение заменилось живым, новым. (19) Для того же, чтобы старое, отжившее общественное мнение уступило место новому, живому, нужно, чтобы люди, сознающие новые требования жизни, явно высказывали их. (20) А между тем все люди, сознающие все эти новые требования, один во имя одного, другой во имя другого, не только умалчивают их, но словом и делом утверждают то, что прямо противоположно этим требованиям. (21) Только истина и высказывание её может установить то новое общественное мнение, которое изменит отсталый и вредный порядок жизни, а между тем мы не только не высказываем той истины, которую знаем, а часто даже прямо высказываем то, что сами считаем неправдой.

(По Л.Н. Толстому)

Читайте также: