Сочинение сливицкая война и мир толстого проблемы человеческого общения

Обновлено: 05.07.2024

Роман-эпопея "Война и мир" по праву считается одним из центральных произведений русской литературы. Работа Льва Николаевича Толстого вобрала в себя все: жизнь русского общества в эпоху войн против Наполеона Бонапарта, сами исторические события, среди которых Отечественная война 1812 года и предшествующие ей сражения, повествования о светской жизни, позволяющие глубже понять и оценить образ человека того времени, не обошел писатель стороной и рассуждения о вечных вопросах человечества. Во время чтения романа я не раз замечал, что за поступками героев скрываются куда более глубокие проблемы, чем простые повороты сюжета. Наиболее актуальным проблемам "Войны и мира" посвящена данная работа.

Явной проблемой, поднятой на страницах романа, является классическая проблема отцов и детей.

Другой актуальной, по моему мнению, темой романа является проблема сострадания к окружающим. Милосердие и внимание к ближнему - важнейшие качества нравственного человека что два века назад, что сейчас. Наташа Ростова - одна из главных героин романа-эпопеи - является примером человека, способного на искреннее сострадание. Обратим внимание на 3 часть III тома романа, в которой повествуется об отъезде Ростовых из Москвы на подводах - грузовых повозках, уложенных, по словам графини, вещами на сто тысяч. Как только Наташа узнала о раненых солдатах, нуждающихся в помощи, она без раздумий бросилась к матери. "Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! Они (раненые) остаются. Это нельзя, маменька!" - кричала Наташа, озлобленная, взволнованная столь непонятным для неё поведением. Как же можно оставить раненых? Получив разрешение, Наташа тут же перешла от слов к делу, отдав приказ отдать все подводы под раненых, а сундуки отнести в кладовые. Наташа бросила свое приданое, стремясь освободить места для нуждающихся в помощи раненых, которые "повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы". Человеческие жизни оказались важнее вещей для юной Ростовой. На подобный поступок способен только искренне добрый человек, которому не чужды такие понятия, как сострадание и бескорыстное милосердие. Я считаю, что каждому человеку стоит обратить внимание на данный поступок, задаться вопросом "а как я бы поступил в подобной ситуации"? И тут же окажется, что подобные конфликтные ситуации возникают и в современное время. Всплывут в памяти моменты, когда следовало сделать важный выбор: личное благополучие или благо ближнего. Наташа Ростова пошла по пути милосердия, что, по моему мнению, является высшим проявлением человечности.

Представленные мною примеры - всего лишь капля в море множества актуальных проблем "Войны и мира". Мне кажется, что произведение потому не потеряло свою актуальность, что заставляет современного читателя задуматься над вечными проблемами, проанализировать поступки и мысли героев, тем самым непременно обращаясь и к себе. Читая роман-эпопею Льва Николаевича мы не только знакомимся с сюжетом, но и рассуждаем над неоднозначными проблемами ценностей и личности, находящими отражение и в двадцать первом веке.

Одна из главных проблем, поставленная писателем в романе, — проблема смысла жизни и своего предназначения. Данная проблема раскрывается в образах Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. На примере судеб героев Толстой доказывает одну очень важную мысль: каждый человек обязан искать свое место в жизни. Он может совершить немало ошибок, однако должен подняться до своего эталона во что бы то ни стало. В этом и состоит смысл жизни. Но как найти свой идеал? Как понять, к чему стремиться? Толстой находит и описывает подлинные жизненные ценности. Поэтому писатель утверждает, что жизнь, подобная жизни Курагиных, является самым настоящим преступлением против всего лучшего, что есть в человеке. Автор доносит до читателя простую истину: человек должен помогать другим, заботиться о близких людях, проявлять милосердие и сострадание. Этот мотив можно проследить в жизни каждого персонажа. Так, Пьер не смог найти счастье и спокойствие ни в масонстве, ни в войне, ни в светской суете. Умиротворение ему принесли простые слова Платона Каратаева, который с удовольствием рассказывает о своей жизни и размышляет над своими поступками. Это помогает Пьеру посмотреть на себя со стороны. На примере Платона герой понимает, что нужно принимать жизнь такой, какая она есть, со всеми радостями и переживаниями. Необходимо жить настоящим, не забывая о простых радостях и своей миссии — делать мир лучше, помогая людям.

Не менее интересна и злободневна проблема ложных ценностей, поставленная писателем. Андрею Болконскому также не удалось прожить счастливую и полноценную жизнь. С правильного пути Андрея сбили ложные ценности, к которым он стремился. Герой слишком поздно понял, как нужно было жить. Он растратил свои силы на военные амбиции, на государственные дела, но истину и полноту существования ощутил лишь на смертном одре в окружении любящих людей. В любви и безграничной доброте он нашел смысл бытия, который так долго искал среди обманок, расставленных тщеславием.

Проблема безнравственности светской жизни тоже является важной. Наташа Ростова, будучи молодой наивной девушкой, познает жизнь через призму лжи и обмана. Она становится жертвой опытного обольстителя, ее честь спасают чудом. Но произошедшая с нею беда — это следствие распущенности нравов светской молодежи. Для Курагина это был уже не первый инцидент. Но в в финале героиня обретает счастье в семейной жизни, с любимым мужем и детьми, а ее обидчик получает смертельное ранение в Бородинской битве и кровью смывает свою вину.

Также в произведении поставлена проблема взаимоотношений между людьми в рамках семьи. В романе автор показал всю палитру человеческих чувств: любовь, ревность, предательство, зависть, обман, злоба, самопожертвование. На примере семьи Курагиных Толстой изобразил, как люди оказываются в кабальной зависимости от алчности, зависти, власти и жажды наживы. В их семье нет места искренности и любви, каждый тянет одеяло на себя. Автор поднимает вечные проблемы, которые актуальны и по сей день.

Проблема блата и кумовства тоже не обходится стороной. Ведь зачастую миром в царской России правят связи и знакомства, а благородство и ум отступают на второй план. Писатель показывает, что красивая внешность, богатство, связи являются залогом большого успеха, а душевные качества для общества не важны. Ведь многие ценят лишь то, что снаружи.

Проблема истинного и ложного патриотизма не менее значима в контексте романа. Многие дворяне проявляли любовь к родине лишь напоказ, отказываясь от французского языка или жертвуя символическую сумму на ополчение. А вот незаметные люди вроде капитана Тушина готовы были рисковать всем, чтобы защитить страну. Их подвиги определили успех России в борьбе с Наполеоном.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 11.04.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 15.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 03.05.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Роман-эпопея переполнен глубокими мыслями, анализом различных жизненных ситуаций, поиском себя и своего места в этом большом мире, разнообразными отношениями, благородством и пороками, любовью и ненавистью, предательством и одиночеством. Роман поднимает так много тем, что их придется долго перечислять. Читатель прослеживает множество сюжетных линий, судеб, которые плетутся веретеном. В этом мире всё очень сильно взаимосвязано. Читатель знакомится с жизнью аристократов, высших слоев и простого народа. Автор показывает, в чем заключается разница между простыми людьми и богатыми аристократами.

Ключевая проблема романа – поиск смысла жизни. Человек постоянно находится в поиске смысла своего существования. Многие осознают, что они рождены не просто так, а для чего-то. В постоянных и неустанных исканиях находятся такие герои, как Андрей и Пьер. Андрей понимает, что обыденная жизнь аристократов не для него. Он жаждет великих подвигов и славы. Его сердце лежит к другому. Болконский долго искал этого, но после ранения многое переосмыслил. Его жизнь полна сложных моментов и испытаний, но несмотря на это, герой не останавливается. Пьер по началу вел разгульный образ жизни, но быстро опомнился. Он искал себя, как только можно. Вступал в масонскую ложу, отправился на войну, познавал жизнь обычного народа, был в плену.

Следующая проблема – проблема отношений. В произведении мы видим людей с разными характерами, с разным воспитанием и поведением. У каждого свои границы дозволенного: одни думают, как помочь окружающим и никого не обидеть; а другие как улучшить и упрочить свое положение за счет других. Исходя из этого строится всё остальное.

Например, пока Пьер не получил богатое наследство и не стал графом, он был никому не интересен. Все чурались его и говорили, что он неуклюжий, всё делает невпопад. Однако, как только он стал графом, всё изменилось. Он стал уважаемым и многие к нему потянулись. Разумеется, это делалось не из чистых мотивов. Проблема отношений на расстоянии поднялась между Андреем и Натальей. Девушка не выдержала испытания и попалась на мимолетной интрижке с Анатолем. Наташа так просто убила любовь, думая, что нашла настоящую. На самом же деле только Андрей мог сделать ее по-настоящему счастливой, а Анатоль просто заинтересовался ее красотой и миловидностью, но не любил душу, как Болконский.

Проблема богатых людей и их отличие от простого народа. Автор показывает, что обыкновенные люди заинтересованы в благосостоянии окружающих, всегда придут на помощь и не бросят в беде. Чего не скажешь о большинстве аристократов, которые думают только о себе.

2 вариант

Второй важной проблемой, поднятой автором, является проблема роли семьи в жизни человека. Семья Курагиных подносится автором как пример негативный. Мать завидует красоте дочери, между родными нет близких отношений и понимания. Их семья держится исключительно на деньгах и связях. Люди в ней несчастные и счастливыми не будут оттого, что не знают как. Семья Ростовых — полная противоположность. Дети очень привязаны к матери. Они доверяют ей все свои секреты. В семье Ростовых принято не скрывать свои чувства и говорить обо всем. Наташа, Николай, Петя выросли счастливыми и открытыми. Исключение составляет Вера, но и она обрела свое счастье.

Третьей важной проблемой романа является роль народа и личности в истории. Автор противопоставляет Наполеона и Кутузова. Наполеон был убежден в своей исключительности, поэтому считал все победы армии своей заслугой. Кутузов, наоборот, считал, что только народ может победить в освободительной войне, что он играет важнейшую роль в победе. Симпатии автора приходятся на сторону Кутузова, а Наполеона он осуждает.

Четвертой проблемой является поиск смысла жизни. Два главных героя романа — Андрей Болконский и Пьер Безухов — были поглощены поиском смысла своего существования. Их образы противопоставляются образу Наташи Ростовой, которая жила просто так, не задумываясь. Каждый из этих героев в конце приходит ко своей позиции, но для этого им пришлось многое пройти.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблематика романа Война и мир

Популярные сегодня темы

Родина – это близкое сердцу и самое родное, что есть у человека. Почему? Потому что именно с родиной у каждого человека связано рождение, память о первых годах жизни, любовь и ласка родителей, первые друзья

Среди наиболее известных современных критиков произведений русской литературы имя Н. Н. Страхова пользуется популярностью. Он искренне и убедительно защищает собственные тезисы, анализируя роман Л. Н. Толстого Анна Каренина

Художника запомнили очень веселой личностью, которая рисовала картины по сказочным сюжетам. Именно эта картина является показом Руси.

В центре романа — эпохальное историческое событие — Отечественная война 1812 г. Но временные рамки произведения шире — события начинаются с 1805 г., а заканчиваются 1820 г. В традициях древнегреческого эпоса повествование разворачива­ется спокойно, последовательно. Эпически, как сложившийся и нерушимый уклад жизни, представлен быт разных социальных групп и сословий: от императора и фельдмаршала до простого солдата. В романе более 589 персонажей, многие из которых имеют свою сюжетную линию. Основу романа образуют линии трех се­мей — Ростовых, Болконских, Курагиных.

Одной из граней жизни мира как общества являются духов­ные поиски лучших представителей дворянства — Андрея Бол­конского и Пьера Безухова. При всей несхожести натур и Бол­конский, и Безухов стремятся к общей цели: открыть смысл жизни человека.

Андрей Болконский проходит путь от честолюбивого, хотя и честного эгоиста, через скептицизм и отрицание света к любви и пониманию народа. Если бы князь Андрей остался жив, не исключено, что он был бы с декабристами — логика духовных поисков вела именно к действенной любви к народу.

Пьер Безухов проходит сложный путь познания жизни, пре­одоления наивности и освобождения от иллюзий. Непосредст­венный, способный глубоко чувствовать, Пьер вначале отдает­ся бесшабашной жизни светского бездельника и кутилы, же­нится на холодной красавице Элен. Постепенно он начинает понимать ложь и лицемерие светского общества.

В тесной связи с духовными поисками героев романа стоит вопрос о народе и роли личности в истории. Каждый положитель­ный герой, в конце концов, связывает свою судьбу с судьбой народа, нации.

Личная воля Кутузова подчинена той общей жизни, которой жил весь народ в период войны. Умение уловить настроение на­рода — важная черта Кутузова. Кутузов понимает ход событий, правильно оценивает его, и это приносит конечную победу. Он человек волевой, что ярко демонстрирует решение оставить Москву после Бородинского сражения, чтобы сохранить рус­скую армию. Несмотря на сопротивление всего военного ру­ководства, Кутузов остается непреклонен и оказывается прав.

Наполеон выступает как агрессор, ради своих честолюбивых целей уничтожающий людей. Он жесток, деспотичен. Естествен­ности поведения Кутузова Толстой противопоставляет позерст­во Наполеона, произносящего напыщенные речи, принимаю­щего позы римских полководцев. Он примеривает на себя тогу всемирного властителя.

Толстой всех героев проверяет мерками народной морали, но в его изображении народ вовсе не однородная масса. Писа­тель отмечает два полярных типа русского национального ха­рактера. Один представлен взбунтовавшимися богучаровскими мужиками, другой — образом Платона Каратаева. Между ними ряд народных образов: Тихон Щербатый, старостиха Василиса, староста Дрон. Каждый представляет какой-то тип народного характера или отдельную черту.

Тихон Щербатый воплощает лучшие качества народа-созидателя. Он расторопный, смекалистый, хитрый, мастер на все руки. В мирное время такие люди незаменимы в хозяйстве. В вой­ну он проявляет отвагу, героизм. Его ненависть к врагу рождена беззаветной любовью к родине.

В романе Толстого отразились многие нравственные, фило­софские, социальные проблемы времени и собственные проти­воречия писателя.

Дополнительная литература.

Галаган Г.Я. Л. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981.

Маймин Е.А. Лев Толстой. М., 1984.

Читайте также: