Мой кузебай герд сочинение

Обновлено: 18.05.2024

За неполные сорок лет (а точнее, за тридцать четыре, поскольку последние годы жизни К. Герд провел на Соловках в печально известном Соловецком лагере особого назначения) он успел опубликовать около 400 стихо­творений, дюжину поэм, повесть, десятки рассказов, пять пьес и свыше сотни научных статей по вопросам фольклористики, литературоведения, лингвистики, этнографии, педагогики.

Один из многих

Родился Кузьма Павлович Чайников 2 (14) января 1898 г. в деревне Большая Докья Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии в крестьянской семье. В семилетнем возрасте он лишился отца, и их семья стала испытывать крайнюю нужду. Несмотря на это, мать отдала мальчика в начальную школу. Учился Кузьма хорошо и по настоянию сельской учительницы был отправлен для дальнейшей учебы в двухклассную земскую школу в село Вавож. Именно там двенадцатилетний парнишка начинает собирать удмуртские народные песни и, подражая им, писать стихотворения.

Окончив семинарию, осенью 1916 г. он становится заведующим двухклассной школой в волостном селе Большая Уча. В школе его стараниями появляется драматический кружок, где ставят небольшие пьесы и постановки на русском и удмуртском языках.

Пламенный активист

В 1918 г. после установления советской власти в Удмуртии Чайников становится членом правления Уездного учительского союза и заведующим Вотским отделом при Малмыжском Уездном отделе народного образования. (В те годы удмуртов еще именовали вотяками.)

Неслучайно в том же 1918 г. он начинает активно работать в Малмыжском историческом обществе, организатором и руководителем которого был известный историк и краевед М.Г. Худяков. Кроме изучения удмуртского фольклора и этнографии К. Чайников записывал также легенды и предания марийцев Малмыжского уезда. В те же годы он разворачивает активную социально-политическую и просветительскую деятельность в родном крае. Его статьи печатаются в местных газетах. Он переводит на удмуртский язык произведения русских писателей, создает собственные оригинальные произведения.

Строптивый Кузебай

– Но ты ведь не только фамилию, но и имя изменил?

В 1926 г. при активном участии Герда создана Всеудмуртская ассоциация революционных писателей (ВУАРП): он пишет устав этой организации и становится ее первым председателем. Однако уже вскоре из-за своего выступления на Всеудмуртском съезде учителей и в связи с внутренними распрями в
ВУАРП Герд выходит из ассоциации. В ответ Герду закрыли путь к читателю – перестали печатать его книги.

Я встретился с ней

Мы осенью впервые
Повстречались…

Едва шуршала желтая листва.
Казалось мне – в лесу с ветвей
срывались,
Летя к земле, не листья, а слова.
Они на наши плечи опускались,
Когда, обнявшись, вместе мы
сидели,
А листья все летели и летели…

И вот я снова вижу листопад,
Как прежде листья желтые
летят,
Шуршат и о былом напоминают,
Но без тебя я их не понимаю.
Один…
Ковер листвы на землю лег,
Стою, молчу, тоскуя,
И вздыхаю,
И то, что я, как прежде,
Одинок,
Не знаю…

Кузебай ГЕРД

Кулацкий поэт

Контр­революционер

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема работы

Выполнили :

Макарова Полина Игоревна

Овчинникова Полина Сергеевна

Порываева Полина Сергеевна

Муллахметова Алина Александровна

Трубицина Анастасия Андреевна

учащиеся 11а класса

Руководитель :

Шайхутдинова Оксана Леонидовна ,

учитель русского языка и литературы

Введение 3-5 стр.

Кузебай Герд в Сарапуле 6-8 стр.

Жена Кузебая Герда - Надежда Антоновна 9 стр.

Дочь Кузебая Герда – Айно 10-11стр.

Внук Кузебая Герда – Николай 12 стр.

Заключение 13 стр.

Список использованных источников и литературы 14 стр.

Приложения 15-20 стр.

У многих народов есть такие писатели, которые стояли у истоков литературы и были одновременно просветителями, организаторами литературного дела, общественными деятелями. У татар — это Г. Тукай, у коми — И. Куратов, у башкир — М. Гафури, у марийцев — С. Чавайн, у чувашей — К. Иванов, у мордовского народа — С. Дорофеев. В удмуртской литературе таким поэтом был Кузебай Герд.

Наследие Кузебая Герда имеет огромное значение для всей республики, а для нашего города Сарапула – особенно. Ведь именно здесь осталось самое драгоценное для поэта – его семья! Именно это и стало темой нашего исследования.

Актуальность исследования заключается в том, что о жизни Кузебая Герда и его семьи в городе Сарапуле информации очень мало и она разрозненна.

Цель исследования : собрать и систематизировать материал о жизни Кузебая Герда и его семьи в городе Сарапуле.

Задачи исследования :

Познакомиться с биографией Кузебая Герда и выделить в ней факты биографии, связанные с жизнью в городе Сарапуле.

Поработать с архивными материалами и документами, которые помогут в поиске информации о семье К. Герда.

Обработать собранный материал и представить его в виде поисково-исследовательской работы.

Объект исследования: Кузебай Герд и его семья

Предмет исследования: жизнь Кузебая Герд и его семьи в городе Сарапуле.

Методы исследования:

При проведении поисково-исследовательской работы мы

-изучили источники литературы по данной теме;

-опросили жителей города, которые были знакомы с семьей К. Герда (беседы);

Сроки исследования: ноябрь – декабрь 2015 гг.

Кузебай Герд в Сарапуле

Вместе с тем отдел осуществлял ревизию различных рукописей, во множестве скопившихся к середине 1920 года в издательстве, и определял необходимость и полезность их издания.

В дальнейшем деятельность К.Герда была связана с Москвой, где он, обучаясь в Высшем литературно- художественном институте им. В.Я.Брюсова,

Это был подготовительный период по созданию Удмуртской Автономии, отмеченный небывалым ростом национального самосознания удмуртов, характеризующийся появлением на политической арене лидеров, подобных К. Герду, подготовленных теоретически, имевших опыт практической деятельности, в основном правильно понимающих национальный вопрос и способных консолидировать нацию. Но именно против таких людей была направлена мощь зарождавшегося тоталитарного государства, что впоследствии обернулось репрессиями и физическим уничтожение.

Несмотря на трагическую судьбу Герда, дело, начатое им, мы и сегодня продолжаем, получая образование и работая на благо развития Удмуртской республики.

Жена Кузебая Герда - Надежда Антоновна

В 1934 году, через 2 года после того, как был репрессирован Кузебай Герд, переехала из Ижевска в Сарапул его жена. Здесь Надежда Антоновна Герд и проживала до 1977 года по улице Пролетарской,118.

Дочь Кузебая Герда – Айно

Внук Кузебая Герда - Николай

Сын Айно Герд родился в 1954 году. Это единственная информация, которой мы владели о внуке Кузебая Герда.

Николай проучился в школе всего 2 года, а после был отправлен в школу-интернат в селе Шарканы. Затем он поступил в профессиональное училище №11 в нашем городе и проживал с мамой и бабушкой. В каком году он уехал из Сарапула узнать не удалось, но из воспоминаний Айно Герд мы знаем, что в последующие годы он жил в Ленинграде и в Сарапул не приезжал.

Кузебай Герд был реабилитирован в 1958 году, но объективная оценка значимости жизни и деятельности Кузебая Герда, признание по достоинству его заслуг состоялось лишь в 1980-90-е годы.

Именем поэта названа улица в Ижевске. Создана Национальная гимназия имени Кузебая Герда. В 1998 году, в год столетия поэта, был открыт его дом-музей. В 2000 году Национальному музею Удмуртской республики присвоено имя Кузебая Герда. 2 ноября 2005 года рядом с музеем был торжественно открыт памятник.

Изучив архивные документы и воспоминания родственников К. Герда, побеседовав с людьми, знавшими его семью, мы с уверенностью можем сказать, что не только город Ижевск, но и город Сарапул был важной вехой в биографии и творчестве Кузебая Герда, а после его смерти наш город стал приютом для его семьи. Несмотря на материальные трудности, гонения и забвение, Надежда Антоновна Герд и Айно Кузьминична Герд прожили в нашем городе до последних дней, сохраняя и оберегая самое ценное, что у них оставалось – память. Мы надеемся, что те материалы, которые мы собрали, помогут в написании очерка о жизни Кузебая Герда и его семьи в городе Сарапуле.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Проект Жизнь и творчество Кузебая Герда. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Проблема: современный читатель мало знаком с творчеством удмуртских писателей и поэтов, в частности с творчеством Кузебая Герда. Проблема: современный читатель мало знаком с творчеством удмуртских писателей и поэтов, в частности с творчеством Кузебая Герда. Актуальность: развитие современного общества предполагает знание своей родной литературы и поэтах.

Цель: узнать, какой вклад внёс Кузебай Герд в развитие удмуртской литературы. Цель: узнать, какой вклад внёс Кузебай Герд в развитие удмуртской литературы. Задачи: Познакомиться с биографией писателя. Узнать об особенностях литературного творчества Кузебая Герда. Найти воспоминания современников писателя. Выяснить, какую роль сыграли произведения Кузебая Герда в удмуртской литературе.

Биография Кузебай Герд родился 2 (14) января 1898 года в деревне Покчивуко (Большая Докья), нынче Вавожского района в семье удмурта, был пятым сыном.С детства отличался любознательностью, тянулся к книгам. В 1912 году поступил в Кукарскую учительскую семинарию. По всем предметам, кроме математики у него были пятерки. 3 мая 1916 года закончил эту семинарию.

Осенью 1916 года Кузебай Герд был назначен заведующим Большеучинской двухклассной школой. В январе 1918 года был назначен членом правления уездного союза и заведующим Вотского отдела при уездном народного образования. Работая в Малмыже, развивает бурную деятельность по просвещению коренного населения уезда: создает в селах драматические кружки, пишет для них пьесы и переводит произведения русских драматургов. Осенью 1916 года Кузебай Герд был назначен заведующим Большеучинской двухклассной школой. В январе 1918 года был назначен членом правления уездного союза и заведующим Вотского отдела при уездном народного образования. Работая в Малмыже, развивает бурную деятельность по просвещению коренного населения уезда: создает в селах драматические кружки, пишет для них пьесы и переводит произведения русских драматургов.

В 1925 году руководителей общества, в том числе Герда, обвинили в национальной ограниченности и стремлении отделиться от СССР. Краеведческое движение пошло на убыль.За короткий творческий период жизни К. Герд опубликовал более 120 статей по различным вопросам культуры и науки (около 40 из них на русском языке, 5 — на венгерском, финском, немецком языках), выпустил более 20 собственных книг, в том числе 3 сборника стихов и поэм, 3 сборника народных песен. В 1925 году руководителей общества, в том числе Герда, обвинили в национальной ограниченности и стремлении отделиться от СССР. Краеведческое движение пошло на убыль.За короткий творческий период жизни К. Герд опубликовал более 120 статей по различным вопросам культуры и науки (около 40 из них на русском языке, 5 — на венгерском, финском, немецком языках), выпустил более 20 собственных книг, в том числе 3 сборника стихов и поэм, 3 сборника народных песен.

В марте 1920 года его пригласили на работу в удмуртский комиссариат на должность заведующего издательским отделом. В 1922 году поступает учиться в Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова В марте 1920 года его пригласили на работу в удмуртский комиссариат на должность заведующего издательским отделом. В 1922 году поступает учиться в Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова

В 1929г. Герд был зачислен кандидатом в аспиранты Академии наук СССР, но вскоре был отозван в Ижевск и получил скромную должность преподавателя областной советско—партийной школы. В 1929г. Герд был зачислен кандидатом в аспиранты Академии наук СССР, но вскоре был отозван в Ижевск и получил скромную должность преподавателя областной советско—партийной школы.

В годы учебы в литературном институте Герд серьёзно занимался фольклористикой, выпустил ряд сборников фольклора. Свою научную деятельность поэт продолжал в аспирантуре при Московском научно-исследовательском институте национальных и этнических культур народов Востока. В годы учебы в литературном институте Герд серьёзно занимался фольклористикой, выпустил ряд сборников фольклора. Свою научную деятельность поэт продолжал в аспирантуре при Московском научно-исследовательском институте национальных и этнических культур народов Востока.

Он ввел в удмуртскую поэзию новые поэтические формы: сонет, триолет, различные виды верлибра. Творчество К. Герда оказало плодотворное воздействие на последующие поколения удмуртских писателей. Своими лучшими стихами, поэмами и научными трудами К. Герд внёс достойный вклад в сокровищницу мировой литературы и культуры. Он ввел в удмуртскую поэзию новые поэтические формы: сонет, триолет, различные виды верлибра. Творчество К. Герда оказало плодотворное воздействие на последующие поколения удмуртских писателей. Своими лучшими стихами, поэмами и научными трудами К. Герд внёс достойный вклад в сокровищницу мировой литературы и культуры.

1920-х годах начинается резкая критика Герда и его литературного творчества. Основное содержание критики являлось подходом художественного творчества с позиций идеологии правящей партии, рассматривающей литературу, прежде всего, как орудие классовой борьбы 1920-х годах начинается резкая критика Герда и его литературного творчества. Основное содержание критики являлось подходом художественного творчества с позиций идеологии правящей партии, рассматривающей литературу, прежде всего, как орудие классовой борьбы

стихи Утро Зора Ночь прошла. Светло. Зловеще близилась гроза, Проснулся далекий лес. Блеск молний ослеплял глаза. Заря на грани небес И в этот миг на свет родилась Багровым трепещет крылом. Ребёнок- девочка…Возилась Горящим машет веслом. Слепая бабушка у печки: Пламя бежит по земле. Молилась предкам, ставя свечки. Пылают поля и лес, Ребёнок плакал..Имя дать Плещет солнечный блеск. Не знали как. Ну, где же знать? Ночь прошла. Светло.. 1922 Вдруг слышат дождик со двора- И дали имя ей- Зора!

Роль произведений в удмуртской литературе Кузебай Герд прилагает усилия для того, чтобы об удмуртской культуре знали, чтобы ей помогали расти деятели других народов. Произведения К. Герда большей своей частью являлись классикой удмуртской литературы. Широта и смелость, точность языка, яркая образность, утверждение действительности в процессе борьбы за идеалы социальной справедливости делают поэзию К. Герда глубоко современной. Произведения поэта не только воспитывали в человеке человека, но и учили многому.

Вывод В своей работе мы познакомились с основными этапами жизни Кузебая Герда. Проследили его творческий путь, узнали об особенностях литературного творчества. Разузнали, что думают современники и критики о поэте и его творчестве. Выяснили, какой вклад внёс и какую роль сыграли произведения Кузебая Герда в удмуртской литературе.

Кузебай Герд – политический и государственный деятель, заслуженный писатель и просветитель Удмуртии. По достоинству был оценен только в 90-х годах прошлого века. Его произведения переведены на многие языки Советского Союза и зарубежной Европы.

Появился на свет в январе 1898 года в селе Похчивухо в многодетной семье. Рано остался без отца, поэтому воспитание мальчиков было полностью возложено на мать. Начальное образование получил в местной школе. Благодаря особой прилежности и тяги к знаниям ему удалось попасть в Вавожскую школу. По завершению, которой был принят в семинарию. Через четыре года занимал должность главы Большеучинской школы.

Весной 1919 года его пригласили на курсы наркомпроса, после которых с новой силой взялся за дело просвещения коренного народа Удмуртии. Через год стал сотрудником комиссариата. В 1922 году был зачислен в институт литературы имени Брюсова. После окончания обучения, работал в Ижевском музее. В начале 1926 года создал Всеудмуртский комитет поэтов-революционеров. Летом посетил Москву, где попал в аспирантуру вуза этнических и национальных культур народов Советского Союза.

Научная детальность

В 1929 году члены ВКП решили, что не разумно сделать Герда учителем по национальным меньшинствам в Петербуржском педагогическом университете. В этом же году стал кандидатом в аспирантуру научной Академии Советского Союза. Однако скоро его отозвали в столицу республики, где он был учителем в школе партии. В 1931 году Герд попытался снова попасть в педагогический ВУЗ, но сделать этого ему не дали.

Творчество писателя

Чтобы Герд во всем сознался на него и семью серьезно надавили. Поэтому 9 июля 1933 комитет ОГПУ СССР приговорил его к расстрелу. Благодаря Максиму Горькому приговор был заменен на 10 лет ИТЛ. Однако через 5 лет по решению НКВД Герда приговорили к сметной казни. Поэтому 1 ноября 1937 года вместе с 1000 приговоренных в честь 20-го юбилея Революции 1917 года Герда расстреляли. В 1958 году его реабилитировали.

В честь него в Ижевске появилась улица и открыта литературная гимназия. В 1998 году в честь столетия со дня рождения писателя открылся музей. В начале XXI века Национальный музей Удмуртии стал носить его имя, спустя несколько лет рядом с ним открылся памятник.

Читайте также: