Сочинение сказок методом каталога

Обновлено: 02.07.2024

Цель:дать родителям элементарные знания о методах ТРИЗ, и способах их применения в работе с детьми дома.

Ход:

Воспитатель: Друзья, сегодня, чтобы побольше узнать друг о друге, разделимся на две команды. Задание для команд – подумайте и напишите, что у вас общего ( работа в командах). Пожалуйста выскажитесь.

- Смотрю, вы все любите читать. А какие книги любят читать ваши дети? У каждого ребенка своя любимая сказка. Какие сказки они любят?

v Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело все вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Но медведь сразил врага,

С ним расправа недолга!

Струсил враг и воротил

То, что в небе проглотил!

v В этой книжке именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил

v Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат: - Куда? Куда?

Ну, а кто-то горько плачет

От досады и стыда.

Но отлично все кончается,

Все на место возвращаются,

Все виновную прощают,-

Без хозяйки плохо быть!

А она им обещает,

Их не пачкать и не бить.

Воспитатель: Что же общего у этих сказок? Конечно, у них один автор – Корней Иванович Чуковский.

- А наши дети тоже очень талантливы. И не уступают самым знаменитым сказочникам. Не верите, сейчас мы вам покажем! Оказывается сочинять сказки не так то сложно. Быть может и вам захочется со своим ребенком сочинить свою собственную, эксклюзивную сказку, используя детские книги, которые есть у вас дома. Давайте их позовем.

Задача:продолжать учить связывать в единую сюжетную линию случайные объекты и наугад выбранные носители, составляя тексты сказочного содержания.

Оборудование: карточки для сочинения сказок.

Предварительная работа:Повторить алгоритм составления сказок.

Воспитатель: Вы нам нарисуйте сказку, которую мы сочинили.

Суть этого метода – построение связанного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.п.).

Алгоритм составления:

v Берется любая книга.

v Вы задаете вопрос ребенку, ответ на который ребенок находит указав слово на открытой странице выбранного текста.

v Ответы, найденные в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

v После этого вспомнить на какие вопросы они отвечали с помощью книги.

v Можно порисовать, полепить, сконструировать по придуманному сюжету.

v Вечером попросить вспомнить придуманную сказку.

Воспитатель: Речь становится более образной , логичной, расширяется кругозор, развивается фантазия.

А вот развивать все мыслительные операции можно совместно с детьми, сочиняя различные загадки. А поможет нам в этом еще одинтризовский метод – это сочинение загадок.

Вначале учим детей сравнивать. Посмотрите на карточку.

Пришла в гости бабушка Сравнилка.

Например: Цыпленок (по цвету) желтый - желтый , как солнышко;

Снежинка(что делает) кружится – кружится, как балерина;

Воздушный шар(по форме) круглый – круглый, как мяч;

Чайник (что делает) булькает – булькает, как вулкан.

А потом переходим к сочинению загадок, используя таблицу.

КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

- А теперь отгадайте загадки, сочиненные нашими детьми.

Ø Пестрая, но не шуба

Красивая, но не девочка

Жужжащая, как муха.

Ø Красная, но не роза

Вкусная, но не конфета

Душистая, как клубника.

Ø Сладкий, как сахар

Полезный, но не витамин

Липкий, но не липучка.

Ø Растет в Африке, но не апельсин

Желтый, как солнце

Овальный, но не огурец

Сладкий, но не мед.

Воспитатель: С помощью разных игр можно составлять творческие рассказы по картине.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Смирнова С.С.

р.п. Пижма Тоншаевский район Нижегородская область

В последние годы одна из актуальных проблем дошкольной педагогики – низкий уровень речевой активности детей. Это ограничивает возможности их самореализации, свободной коммуникации, что тормозит развитие речемыслительной и познавательной деятельности, отрицательно влияет на формирование личностных качеств и поведения.

Область речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной; развитие речевого творчества. А так же, знакомство с книжной культурой, восприятие художественной литературы, как своего народа, так и народов других стран, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для обучения творческому рассказыванию, сочинению сказок и историй. К 5–6 годам у детей наблюдается не только интерес к словесному творчеству, но и творческой речевой деятельности. Этому, в свою очередь, способствуют речевые возможности детей: богатый словарный запас, умение строить разнообразные синтаксические конструкции, умение логически выстраивать сюжет повествования. Творческое рассказывание строится на детском воображении. И главная задача педагога — способствовать развитию нестандартного мышления, вызывать желание выдумывать, творить, фантазировать.

Сказка — самый любимый жанр детского сочинения. Именно она позволяет погружаться в необычный мир волшебства и чудес, в сказке возможно все . Ведь сказки учат детей различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

Алгоритм составления сказки состоит в следующем. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Педагог задает вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Педагог просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку. Вся работа проходит в форме игр. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

И если первые сказочные истории, придуманные детьми в силу возрастных особенностей пока несовершенны, ограничены, не всегда логичны, но в процессе специально организованной работы с каждым разом улучшаются и совершенствуются.

Особое внимание хотелось бы уделить и сочинению сказок детьми вместе с родителями. Сочинение сказок вместе со взрослыми не только формирует речевое развитие ребенка, но и играет немаловажную роль в сплачивании семьи. Еще в дореволюционные времена в семьях интеллигенции был распространен такой вид деятельности, как сочинение сказок с мамой. Эти сказки оформлялись и выпускались в виде домашних книг. Как много положительных эмоций испытывал ребенок, беря эту книгу в руки!

В заключение своей работы, хочется отметить, что благодаря использованию сказок – образцов литературного и народного наследия, в процессе занятий у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к

Словесному творчеству, самостоятельность при отборе “образных средств родного языка”, способность выражать свои мысли.

Сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования.

Гуткович, И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольниками [Текст] / И.Я. Гуткович. – Челябинск, 1998. – С. 13-15.

Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2010. 240 с.

Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) [Текст] / Е.Б. Танникова.– М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 53-69.

Метод каталога

Обучать детей переносу признаков любого выбранного на другое слово,наугад взятое из какой-либо книги.

Модели составления сказок

Метод каталога

Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 г. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад выбранных носителей (персонажей, предметов,действий) и т.д.

Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.

Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия.

Для составления сказок с детьми старше 4 лет используют незнакомые им тексты.

Алгоритм составления сказки

о. Педагог выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка

о. Задает детям вопросы :

Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице книги.Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать другое слово на этой же строчке. Надо стремиться включить в текст создаваемой истории словосочетание или все предложение, слово из котороговыбрал ребенок.

о. Придумывают название получившейся сказки.

о. Один или несколько детей ( по желанию) восстанавливают текст.

о. Организуется продуктивная деятельность

Методические рекомендации

Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству, необходимо:

-эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость , испуг и т.д.);

-если дети устали, прекратить искать ответы в книге , а придумать вместе с ними окончание истории.

о. В работе с детьми седьмого года жизни роль ведущего может взять на себя ребенок. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

о. Можно предложить детям рассказать дома придуманную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков.

о. Для закрепления последовательности вопросов, с помощью которых создается сказочный текст, педагог предлагает им вспомнить.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет:

о. Жил-был (кто?)

о. С кем он дружил?

о. Пришел злой кто?

о. Кто помог друзьям спастись7

Примерная цепочка вопросов для детей 5-7 лет:

о. Жил-был -кто?

о. Какой он был?

о. Что умел делать?

о. Пошел гулять(путешествовать) куда?

о. Искать ( что? Кого?)

о. Встретил злого кого?

о. Что этот отрицательный герой делал ( или умел делать?)

о. У нашего героя был друг? Кто? Какой он был?

о. Как он мог помочь главному герою.

о. Что стало со злым?

о. Где наши друзья стали жить?

о. Что они стали делать.

Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм построения тренинга

Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Методические рекомендации

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- С кем он дружил?

- Пришел злой. Кто?

- Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть. ). Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

Правила поиска ответа на вопрос:

Задается вопрос детям. Например: "Жил-был кто?" Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: "Жил-был. карандаш!") Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

"Собирать" сюжет в быстром темпе. Эмоционально реагировать на каждый "найденный" ответ (удивление, радость, ужас и т.д.). Использовать приемы драматизации. Прекратить искать "ответы" в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы "мозгового штурма".

Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и "читает" на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.

Читайте также: