Сочинение по тексту конецкого

Обновлено: 05.07.2024

Пример сочинения для ЕГЭ по русскому языку 11 класса по тексту В. Конецкого о проблеме ощущения Родины у русского человека.

Главная мысль:

Назначение искусства – будить в душе человека радость жизни, ощущение счастья. Возникает ли самое пронзительное счастье у русских людей тогда, когда мы ощущаем любовь к России?

Содержание сочинения:

  • Введение
  • Формулировка проблемы
  • Позиция автора
  • Собственная позиция
  • Аргументы
  • Вывод

Образец сочинения

Это проблема, над которой размышляют философы, искусствоведы, знатоки культуры многие века подряд. Некоторые считают, что предметом искусства должна быть сама жизнь, другие видят в искусстве только красоту, развлечение, отдых.

В. Конецкий говорит о том, что в картинах русских художников “скрывается не только вечная в искусстве радость жизни”, но очевидна русская радость, “со всей ее нежностью,” скромностью, глубиной. Именно в картинах русских художников “нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением Родины.”

Я согласна с мнением автора. В картинах Саврасова, Левитана, Шишкина, Коровина мы видим любовь художников к России.

Откуда брали художники свои удивительные образы для картин? Алексей Саврасов написал картину “Грачи прилетели”, побывав на окраине села Молвитино Костромской губернии и посмотрев вблизи на старую церковь Воскресения, построенную в конце восемнадцатого века. Село как село, сколько таких в России! Потемневшие от времени шубы, деревья с мокрыми стволами. Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Вон их сколько на березах возле церкви. Они сидят, слегка покачиваясь на тонких ветках. Устроились в черных крупных гнездах, летают над землей и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу. То ощущение весны, которым Саврасов жил все эти дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь у околицы обычного неприметного русского села, приобрело особую остроту и силу. Ради этого он проехал столько верст.

В зале Третьяковской галереи, где висят картины Ивана Шишкина, веет влажным дыханием леса и свежим ветром полей. Нас окружает то ранее утро в лесу после ночной бури, те бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, тот таинственный полумрак лесной чащи. Современники Шишкина называли: “Лесной богатырь”. Картины волнуют нас трогательной любовью художника ко всему, что он видит в природе. Вот сосновый бор, освещенный лучами яркого солнца, две сосны как будто ворота, распахнутые в мир природы. Кажется, что вдыхаем терпкий запах сосновой смолы и нагретой солнцем земляники.

Мы никогда не променяем на самые торжественные иноземные красоты тропиков на наши скромные дали. Мы родились и живем под ситцем этих северных тихих небес. Их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и поэтому только мы сможем в полной силе ощутить ее и понять.

Именно поэтому, когда мы глядим на картины русских художников, “самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России.”

(1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности. (3)И в первую очередь уже погибших друзей.

(4) 3десь, возле памятника Крузенштерну, я последний раз в жизни видел Славу.

— (11)Ты бы хоть воротник опустил, — сказал я.

—(12)У меня недавно было воспаление среднего уха, старик, —сказал он.

(13)Мы не виделись несколько лет. (14)Я служил на Севере, а он — на Балтике. (15)Я плавал на аварийно-спасательных кораблях и должен был уметь спасать подводные лодки. (16)А он плавал на подводных лодках.

(17) 3дорово! — сказал я.

(18) 3дорово! — сказал он.

(19)И мы пошли в маленькую забегаловку в подвале поговорить.

(20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.

— (22)Потерплю, — сказал Славка. — (23)Я уже привык к лодкам. (24)Я люблю их.

(25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем.

(26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх: у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства. (29)Там действительно собралось много начальства. (30)И это были последние слова Славы, потому что он-то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но вокруг него в отсеке были люди, и старший помощник командира считал необходимым острить, чтобы поддержать в них волю. (32)Шторм оборвал аварийный буй, через который осуществлялась связь, и больше Слава ничего не смог сказать.

(ЗЗ)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку. (34)Его

подчинённые были впереди него. (35)Он выполнил свой долг морского офицера до самого конца. (Зб)Если бы им и удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления. (38)Кислородная маска с лица Славы была сорвана, он умер с открытым лицом, закусив рукав своего ватника.

* Виктор Викторович Конецкий (1929—2002 гг.) — прозаик, сценарист, капитан дальнего плавания.

Какими качествами должен обладать настоящий военный, офицер? Именно над этим вопросом предлагает задуматься писатель и прозаик В. Конецкий, поднимая проблему верности долгу.

Писатель рассказывает о том, как однажды, оставшись без командира, юноша принимает на себя командование подводной лодкой. Когда команда корабля оказалась в опасности, он делал все, чтобы спасти корабль, до последнего поддерживал волю в членах своего экипажа. Этот подвиг В. Конецкий вспоминает одновременно и с грустью, и с восхищением. Слава погиб смертью Героя, с честью исполнившим свой долг до конца. Это был настоящий офицер.

Позиция прозаика ясна: человек должен быть верен своему долгу, обязан хранить его в любых ситуациях и при любых обстоятельствах, как это удалось сделать Славе.

В заключение хочу отметить, что быть верным долгу значит сохранять честь и достоинство в самых сложных ситуациях, не предавать собственных идеалов, всегда поступать по совести. На мой взгляд, это главные качества настоящего человека.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Прозаик ХХ века В.В.Конецкий, в произведениях которого отразилась жизнь моряков-полярников, поднимает проблему ответственности человека за свои поступки.

Автор рассказывает о штурмане судна, который принял решение, не дожидаясь ослабления шторма, высадиться на берег, чтобы зажечь маяк. Он радовался тому, что наконец-то он будет участвовать в настоящем деле, ведь ему так надоело оформление документации. Он даже убедил командира в том, что знает эти места. В результате действий слишком самонадеянного штурмана чуть не погибли люди.

Я согласна с автором в том, что безответственный человек – такой, который не управляет своими мыслями, эмоциями и принимает неправильные решения, от которых зависит не только его жизнь, но и жизнь подчинённых.

Руководитель должен справляться с личными желаниями. Чувство долга таких людей должно быть повышенным, поведение - обдуманным до мелочей.

Трудиться он не любил, завидовал чабану Бостону Уркунчиеву. Базарбай взял волчат из логова, продал их и деньги пропил. Волк Ташчайнар и волчица Акбара искали волчат в том месте, где жил Бостон. Базарбай не отдал волчат Бостону, который хотел выкупить их у него и вернуть их в логово. Случилось непоправимая беда. Волчица приняла маленького сына Бостона за своего детёныша и утащила его. Стреляя по волчице, Бостон убил вместе с ней и сына. Потом он застрелил Базарбая. Человек, живущий по принципам безответственности, сам лишился жизни и стал причиной гибели других.

Итак, ответственный человек обдумывает последствия своих поступков, а безответственный – нет. Он плывёт по течению жизни, в большинстве случаев не задумываясь о том, как его действия отразятся на своей судьбе и на судьбе других людей. Непродуманность поступков и недисциплинированность могут привести к преступлению. Каждый должен стараться не нарушать ни нравственные, ни другие законы жизни.

Ниже расположены два сочинения формата ЕГЭ по тексту В. Конецкого с комментарием эксперта.

Экзаменационная работа № 1



Экспертная оценка работы № 1.

Критерий

Баллы

Комментарий

Проблема исходного текста сформулирована верно и чётко.

Содержание исходного текста понято правильно, проблема прокомментирована. Имеется опора на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблем, нет.

Позиция автора сформулирована экзаменуемым верно.

Мнение учащегося о назначении искусства чётко выражено (в третьем абзаце сочинения) и аргументировано (в четвёртом абзаце сочинения). Опираясь на знания, жизненный и читательский опыт, экзаменуемый привёл 3 аргумента в доказательство собственной позиции: 1 – слова Гёте об искусстве, 2 – свои воспоминания о восприятии живописи голландских художников, 3 – впечатления от прослушивания шотландской волынки. Однако учитываются только первые 2 аргумента.

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста.

Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, богатством используемой лексики, разнообразием грамматических форм, уместностью применения средств художественной выразительности (метафор, эпитетов; восклицательных предложений, рядов однородных членов).

Есть 1 орфографическая ошибка: по-мнению В. Конецкого.

3 пунктуационные ошибки: четвёртый абзац сочинения – отсутствует запятая после прямой речи (в цитате), не отделено запятой вводное слово например (там же), во втором абзаце работы нет тире в бессоюзном сложном предложении (внутри одной из его частей).

Допущено 2 грамматические ошибки.

Есть 1 речевая ошибка (что допускается): ощущение синонимично (вместо равнозначно).

Этические ошибки в работе отсутствуют.

Допущена 1 фактическая ошибка в фоновом материале: шотландская волынка – поля Англии (4 абзац сочинения).

Итого:

Экзаменационная работа № 2


Критерий

Баллы

Комментарий

Проблема исходного текста сформулирована верно (первый абзац сочинения).

Содержание исходного текста понято правильно, но проблема не прокомментирована. Во втором абзаце сочинения в качестве комментария приводится цитата из исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблем, нет.

Позиция автора сформулирована верно.

Экзаменуемый сформулировал своё мнение о проблеме, поставленной автором текста, согласившись с позицией автора, но не привёл аргументы.

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста.

Сочинение характеризуется разнообразием грамматических форм, но допускаются ошибки в словоупотреблении.

1 орфографическая ошибка: передовать.

Есть 3 пунктуационные ошибки: во втором абзаце отсутствуют кавычки в цитате из исходного текста; в последнем абзаце сочинения нет запятых между частями сложных предложений.

1 грамматическая ошибка во втором абзаце сочинения: ошибка в построении сложного предложения.

1 речевая ошибка: повтор однокоренных слов (пример – например) во втором абзаце сочинения.

Этические ошибки в работе отсутствуют.

Фактических ошибок нет.

Исходный текст. В Конецкого

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещённом мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с ра­достью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за ста­ромодность и литературность сюжетов. (17)За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерастор­жимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?

Читайте также: