Сочинение 100 бальников по литературе

Обновлено: 02.07.2024

Олеся Остапчук — журналист и преподаватель. В этом году к ЕГЭ по литературе она готовила пятерых выпускников — все они сдали экзамен на высший балл. Мы записали монолог Олеси и поговорили с ее учениками о том, в чем же секрет — в усердной подготовке, преподавательском таланте, или это просто дело случая.

Есть мнение, что репетитор по литературе — пустая трата времени и денег, потому что для сдачи экзамена по этому предмету нужно просто прочитать все произведения из программы. Это далеко не так. Обычно люди, использующие такой подход, на высокий балл ничего не сдают: сегодня ты прочитал произведение, а завтра его уже забыл. Даже я научилась хорошо читать и по ходу анализировать текст только к окончанию журфака. А в школе, как мне кажется, нужно, чтобы обязательно кто-то направлял.

Репетиторствовать я стала ещё в старших классах — давала уроки математики. Но поступать при этом решила не на физмат — в 2015 году окончила школу и подала документы на журфак МГУ. К ЕГЭ по литературе начала готовиться еще за год до выпуска, в 10-м классе. Не сказать, что я была гуманитарием: предмет особо не знала, готовилась с нуля. За это время я успела выработать свою систему подготовки, с помощью которой и сдала экзамен на 96 баллов. А потом с первого курса университета сама стала преподавать литературу.

С одной девочкой мы готовились два года — начали, когда она была в 10-м классе, поэтому все проходили постепенно. С другими готовились год, а с одной ученицей начали занятия буквально за пару месяцев до экзамена. Все они получили одинаковый максимально высокий результат.

Саша Цимбалюк, ученица Олеси Остапчук:

«Я готовилась к ЕГЭ по литературе с начала апреля, то есть три месяца. И решила выбрать этот предмет, потому что собираюсь поступать на дизайн.

Изначально мне казалось, что это очень сложно и что очень много всего надо будет выучить. Я рассчитывала баллов на 80, потому что для меня это не было вопросом жизни и смерти — скорее интересный челлендж.

Однажды я готовила девочку, которая поступала на актёрское. Читать она не любила, но оставалась пара месяцев до сдачи ЕГЭ

У меня нет строгих правил вроде того, что дети обязаны учиться по какой-то моей системе. Если я вижу, что человеку нужно немного другое, то свой снобизм я убираю подальше. Я понимаю: бессмысленно закатывать глаза из-за того, что человек не знает, что такое метафора. Лучше ему понятно и просто это объяснить.


Как сдать ЕГЭ на 100 баллов и не умереть. Три истории успеха выпускников 2019 года

Мария Степанова, ученица Олеси Остапчук:

«Я начала готовиться к ЕГЭ в начале 10-го класса, у меня было два года. Это мне тоже посоветовала Олеся — мы были знакомы по медиашколе МГУ. Я поступаю на факультет журналистики, и туда нужно сдавать литературу.

Предмет никогда не казался мне сложным — ни до подготовки, ни после. Особенно если действительно к нему хорошо готовиться, учить цитаты, анализировать произведения. С Олесей мы занимались раз в неделю. Это оптимально: за это время я успевала прочитать какие-то произведения, проанализировать героев.

Каждое занятие было очень атмосферным, Олеся понятно объясняла, и в голове у меня всё было структурировано. Потом я даже параллельно помогала одноклассникам, которые тоже сдавали этот экзамен.

Но дело в том, что знать он может на 100, а сдать на 70. Например, потому что переволновался или потому что ему не хватило времени. Из моих учеников никто никогда ЕГЭ не заваливал. За все время самый низкий балл был 66, и человек был этим баллом абсолютно доволен. А однажды девочка, от которой я ждала 100 баллов, не успела переписать большое сочинение с черновика на экзамене в чистовик. И это было ужасно обидно.

Так что не думаю, что это какой-то аномальный год, когда все сразу хорошо сдали литературу

В целом ЕГЭ по литературе — такая вещь, которая особо не меняется. За последние 5 лет в ЕГЭ по каждому предмету появлялось что-то новое, а вот литература никак не эволюционировала. Немного поменялись лишь критерии оценки, но в плане структуры и заданий все осталось таким же, каким было в 2015 году.

Есть и ещё один плюс: чтобы сдать, хорошо бы все прочитать и усвоить. Весь экзамен состоит из сочинений. Заданий с открытым ответом не так много, зато есть три маленьких сочинения, одно большое. Такие письменные задания всегда хорошо влияют на школьников, потому что помогают развить умение излагать свои мысли.

Кроме того, это экзамен, к которому действительно очень интересно готовиться. Но вот что экзамен учит по-настоящему анализировать произведения, я не уверена. Скорее это заслуга каждого отдельного преподавателя плюс способности каждого отдельного ученика.

Что нужно знать при подготовке к ЕГЭ по литературе

1. В конце кодификатора есть часть, где не перечисляются произведения, а просто списком упоминаются поэты и писатели. И это не та часть, на которую можно забить. Её придётся пройти. Допустим, нет большого смысла проходить драматургов второй половины XX века — например, Вампилова, Арбузова, — хотя они там тоже есть. Но пройти поэтов нужно обязательно.


ЕГЭ по литературе на 100 баллов: типичные ошибки, онлайн-подготовка и родительская поддержка

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

Итоговое сочинение на тему можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

Итоговое сочинение на тему что сильнее: закон или совесть?

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

Итоговое сочинение как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

Итоговое сочинение как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

№ 8. В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова?

№ 9. В каких произведениях русской литературы герои испытывают мучительные сомнения и в чём их можно сопоставить с толстовским героем?

Таким образом, все названные герои, попавшие в водоворот страшных событий, в трудные условия, испытывают мучительные сомнения в выборе целей, в воплощении их в жизнь.

ЕГЭ 2021. Литература, вариант 2.

№ 8. Как содержание фрагмента влияет на значение его заключительной фразы?

Таким образом, заключительная фраза по своему значению подытоживает всё содержание фрагмента и является как бы следствием восприятия юным рассказчиком осенней природы.

В отличие от него бунинский барчук более самостоятелен: он ночью приходит в сад, любуется звёздами, стреляет из ружья, но оба ведут праздный образ жизни.

Таким образом, во всех рассматриваемых произведениях герои в той или иной форме вспоминают о своём детстве. Мальчики принадлежат к дворянскому сословию, и поэтому они не приучены к труду, растут недорослями, хотя в них можно заметить и некоторую любознательность, и доброту.

№ 15. Как название стихотворения М. К. Луконина связано с его содержанием.

К теме человека на войне обращались многие поэты, такие как А. Т. Твардовский, Н. С. Тихонов, М. И. Алигер, П. Г. Антокольский, А. А. Ахматова, О. Ф. Берггольц, Ю. В. Друнина, П. П. Хузангай, М. В. Исаковский, Я. Г. Ухсай, Б. Л. Пастернак и многие другие.

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

Три жизнеутверждающих стихотворения полны оптимизма. Вера в победу, вера в себя перед боем, во время сражения, готовность погибнуть за родину – вот общие мотивы, которые объединяют эти произведения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка в 9 классе по теме "Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма"

Урок развития речи в 9 классе. Тема: Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма.Цель: а) познакомить с историей эпистолярного жанра.


ЕГЭ по литературе. Сочинения.

Папка содержит образцы сочинений.задание С5.


Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.


Элективный курс по литературе "Сочинения разных жанров"

Цель данной программы: помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать.


Программа элективного курса по литературе "Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста"

Программа элективного курса по литературе.


Комизм – это что-то забавное, смешное. Оно бывает весёлым, безобидным, но бывает и грустным, с далеко идущими последствиями. Во фрагменте комедии Д. И. Фонвизина «Н.

Ну вот и пришёл черёд этой статьи)) Очень давно не писала, т.к. буквально с января затянула школьная жизнь, подготовка к экзаменам, вступительным, репетиции, встречи с друзьями и лечение, которым и сейчас занимаюсь. На данный момент очень жду результатов творческого конкурса и в принципе конкурсных списков. Держите за меня кулачки!)) Так вот, сегодня речь пойдёт о том, как я сдавала ЕГЭ по литературе, как я вообще к нему готовилась, что мне попалось, что бы порекомендовала будущим выпукникам и как я сдала его на . 💯!!

Честно, до сих пор не знаю с чего начать, потому что материала реально очень много! Хватило бы целого сюжета для YouTube)) Начну я, пожалуй, с общих рекомендаций, а потом уже перейду к материалам. Погнали!

Совет 1: Начинайте подготовку как можно раньше!

Думаю, это вам точно понадобиться)) Источник - Умскул, советую подписаться хотя бы на их телеграмм, много полезной, а главное, бесплатной информации

Думаю, это вам точно понадобиться)) Источник - Умскул, советую подписаться хотя бы на их телеграмм, много полезной, а главное, бесплатной информации

Да, да, казалось бы, самое банальное, что говорят выпускники из года в год😁 Но это в действительности так! Сразу укажу на очень важную деталь: если вы всю школьную жизнь читали произведения, хоть немного знаете биографии авторов, учили стихотворения, всегда хорошо писали сочинения, а может даже ВАМ НРАВИТСЯ литература, то можно спокойно подготовиться на сотку за год! Со мной так и было. Однако, если вам вдруг захотелось сдавать литературу, но вы ничего не читали, никогда не учили стихотворения и всегда списывали сочинения, то, в принципе, за год и вы можете подготовиться на высокий балл, НО! при условии, что ВЕСЬ ГОД будете работать как лошадь! Серьёзно. Литература - это огромный объём материала! Даже я, которая казалось бы всё знала, на какой-то момент хотела зарыдать от такого кол-ва информации, которую надо ещё усвоить и не забыть! Но опять же, если вы всю школьную жизнь не просто так сидели на уроках литературы, то за год неторопливой, но эффективной подготовки, добьётесь наивысшего результата!

Совет 2: Читайте!

Как бы это прискорбно не звучало, если хотите сдать литературу на 100 баллов, надо читать! Только так вы действительно начнёте думать, поймёте произведение (хотя не факт, что сразу и с первого раза) и, главное, научитесь анализировать! Оказывается, это умеют далеко не все. Я всю жизнь читала, пыталась сама дойти до сути. Пусть это не всегда получалось и я делала явные ошибки (но что вы ещё хотите от ребёнка, который читает взрослую литературу? Привет, школьная программа), но я заставляла свой мозг думать и анализировать. А это самое главное в ЕГЭ, пусть и говорят, что на этом экзамене не надо думать😅 Чтобы вы поняли, насколько краткого содержания и сухого общего понимания произведения не хватает, чтобы заработать максимум, приведу в пример реальное 8 сочинение из моего варианта .

Итак, был дан отрывок из драмы А.Н. Островского "Гроза". Сейчас я вам его добавлю, чтобы вы при желании попробовали сами ответить на вопрос и заодно проверить, насколько вы готовы к ЕГЭ по литературе уже сейчас)) В конце приложу ответ, оценённый на максимум.

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!

Кулигин. Механик, самоучка-механик.

Кудряш. Все одно.

Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дико́й племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть по крайности все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Шапкин. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.

Кудряш. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи! Шаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.

Шапкин. А то что бы?

Кудряш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!

Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.

Шапкин (Кудряшу). Отойдем к стороне: еще привяжется, пожалуй.

Вот такой отрывок. Честно, на экзамене я немного испугалась, что попался именно Кудряш, т.к. этого героя я толком не разбирала, а этот отрывок (с самого начала произведения взят) выветрился из памяти)) Единственное, что я помнила, так это песни Кудряша, которые являлись частью фольклорных мотивов в произведении😅 Поэтому пришлось прям на экзамене вчитываться и пытаться самой понять, какие там у него качества)) Ответ на вопрос на картинке.

Как видите, читать стоит не только, чтобы понимать произведение, но и научиться анализировать и действовать даже в критических ситуациях.

Совет 3: честно пишите сочинения, найдите того, кто их будет проверять.

  • Сколько бы в вашей голове не было теории, практика не менее важна. Помните, всё то, что вы пытаетесь удержать в сознании, все прочитанные произведения, это ради сочинений. И понимайте, даже если в школе ваши сочинения всегда оценивали на максимум, то на ЕГЭ за них могут поставить ноль баллов! Серьёзно. Только в декабре я это осознала. Сейчас вкраце расскажу самые главные правила, по которым надо играть на ЕГЭ:
  • Вашего мнения никто не спрашивает! Пожалуй, самая главная ошибка в моих сочинениях в начале подготовки, это излишний субъективизм. К сожалению, вас не просят вносить свою лепту в историю, поэтому прошу оставить свои мысли при себе😅 Только факты, то, как считает автор, большинство и литературное сообщество. Максимум, вы можете косвенно, как бы ни при чём, упомянуть, что существует и другое мнение, но вы его не придерживайтесь.
  • Никакой воды! Ни одно слово не должно быть лишним!

Спешу развеить миф, что в ЕГЭ по литературе всё так просто, что можно всего лишь налить водички и получить максимальный балл. Это чистая неправда! Во-первых, у вас на экзамене даже времени не будет "налить водички". Во-вторых, так делают только те, кто хочет получить ноль баллов или ему нечего сказать. Вы должны отвечать чётко на поставленный вопрос, никаких общих сведений о произведении, только то, что спрашивают! Единственное место, где вы можете немного блеснуть своими общими знаниями о произведении, поговорить о системе образов, критике и тд, так это вступление в 17 сочинении. И то, оно не должно быть излишне большим, ведь вам ещё 3 тезиса и вывод прописывать! Так что, пожалуйста, забудьте на время ЕГЭ про огромные сочинения в 8 листов!

На время ЕГЭ вам также придётся забыть про оценочную лексику, фразеологизмы, намеренный повтор слов, громкие слова по типу "ужасный", "прекрасный", "самый", "великолепный" и прочее. Такое эксперты не любят. С чего это вы взяли, что для Маши Мироновой смерть родителей являлась самым ужасным моментом в её жизни? И за такое могут снять.

  • Очень внимательно следите за словами, а в частности за тавтологией, канцеляризмом и плеоназмом!

Да, да, какие страшные слова)) Я и сама не замечала, как часто повторяю слова или употребляю известные обороты речи, которые в действительности являются неправильными! (Может даже сейчас, вы уж извините😁). Поэтому обращайте внимание на такую мелочь! Это самая опасная, коварная и надоедливая ошибка! Избавиться от неё можно только с опытом и многократной интервальной проверкой сочинений. Как совет, читайте сочинение с конца, так быстрее можно найти ошибки))

Это не менее важное правило, которое больше уже относиться к содержанию ваших сочинений. Помните, на время ЕГЭ, автор - ваш фаворит, человек, который во всём и всегда прав! Если Л.Н. Толстой сказал, что Наташа Ростова - идеал женственности, жизнелюбия и материанства, нравственная героиня, то так оно и есть. Не дай Бог, вам в сочинении написать, что Наташа - безнравственная, гулящая девушка, потому что она изменила Андрею Болконскому! Вы должны писать так : Наташа Ростова совершает ошибку в своей жизни, потому что она человек сердца, как и вся её семья. Лев Толстой даёт всем своим положительным персонажам право на ошибку, чтобы показать их неидеальность и естественность.

Вот самые главные правила, по которым вы должны писать сочинения! Следуйте им, и всё будет отлично!

Что касается проверки, тут вопрос сложнее. У нас в 11 классе уроков литературы просто не было😅 Если есть учитель, репетитор, обязательно давайте им на проверку! У меня не было такой возможности, поэтому воспользовалась онлайн-услугами. Внимание! Это не реклама! Советую записаться на "Рулетку" от онлайн- школы Умскул. В 2021 году их было всего две, в декабре и апреле. Это такой курс по написанию сочинений. Горячо рекомендую! Так сочинения вам никто не проверит)) И стоит всего 1000 рублей)) Фариша💖

Читайте также: