Продолжение евгения онегина сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Герои великих произведений литературы, придя на страницы книг из преходящего и уже никогда в будущем неповторимого отрезка жизни человеческого общества, затем снова возвращаются к людям, обретя если не бессмертие, то, во всяком случае, мафусаилов век, и становятся современниками новых и новых поколений.

На научной основе учат литературных героев жить критики и литературоведы.

Те, кто обладает творческой жилкой, подходят к вопросу творчески: они пишут продолжения и переработки популярного произведения.

…посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший.

В трамвай садится наш Евгений,

Наивный, милый человек!

Не знал таких передвижений

Его непросвещенный век.

Судьба Евгения хранила:

Ему лишь ногу отдавило

И только раз, толкнув в живот,

Под названием на титульном листе стоят два эпиграфа:

Блажен, кто про себя таил

Души высокие созданья

И от людей, как от могил,

Не ждал за чувство воздаянья.

Но тот блаженней много крат,

Кто чувством с ближними делился,

На суд их правый не сердился

И не желал от них наград.

В юности Разоренов ушел из родного села в поисках заработка. Судьба привела его в Казань. Было это в 1850-х годах. Там он сначала торговал на базаре калачами, затем устроился статистом в театр. Служа в театре, Разоренов начал сочинять стихи. Эти стихи, в духе народных песен, нравились знакомым, и в театре его прозвали сочинителем.

Но французские куплеты ей не нравились, и она захотела их заменить русской песней, причем не общеизвестной, а новой.

Кто-то сказал ей, что в театре имеется свой сочинитель, который как раз сочиняет песни. Актриса объяснила Разоренову, какого характера песня ей нужна для этого водевиля, и на следующий день Разоренов принес ей стихи.

Стихи понравились, песня в бенефисе была исполнена и имела огромный успех.

Не брани меня, родная,

Что я так люблю его.

Скучно, скучно, дорогая,

Жить одной мне без него.

Я не знаю, что такое

Вдруг случилося со мной,

Что так бьется ретивое

И терзается тоской.

Все оно во мне изныло,

Все горю я, как огнем;

Все не мило, все постыло,

Все страдаю я по нем.

Мне не надобны наряды

И богатства всей земли,

Кудри молодца и взгляды

Сердце бедное сожгли…

Сжалься, сжалься же, родная,

Перестань меня бранить.

Знать, судьба моя такая:

Я должна его любить.

В истории русской литературы известно немало горьких писательских судеб. Их гораздо больше, чем счастливых. Но среди писателей-самоучек не было ни одного, кто прожил бы свою жизнь легко, спокойно и в достатке. Все вокруг было против них, против их любви к литературе, против их стремления писать: их социальное положение, их бедность, ежедневный тяжелый, изнурительный труд ради куска хлеба, недостаток образования, насмешки родни, непризнание их литературного творчества критикой. Все это им было отпущено судьбой полной мерой.

Но вопреки всему они оставались литераторами, и литература — невольная причина многих их бедствий и огорчений — была единственным смыслом их жизни, их высокой самоотверженной любовью.

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с тобой.

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

Конечно, образ Пушкина и его творчество каждый из них толковал по-своему, но все они считали Пушкина идеалом поэта и примером для себя.

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

Ты мне советуешь, Плетнев любезный, Оставленный роман наш продолжать…

В мои осенние досуги,

В те дни, как любо мне писать,

Вы мне советуете, други,

Рассказ забытый продолжать.

Вы говорите справедливо,

Что странно, даже неучтиво

Роман не конча перервать,

Отдав уже его в печать,

Что должно своего героя

Как бы то ни было женить,

По крайней мере уморить,

И лица прочие пристроя,

Отдав им дружеский поклон,

Из лабиринта вывесть вон.

Вы говорите: «Слава Богу,

Покамест твой Онегин жив,

Роман не кончен — понемногу

Иди вперед; не будь ленив.

Со славы, вняв ее призванью,

Сбирай оброк хвалой и бранью —

Рисуй и франтов городских

И милых барышень своих,

Войну и бал, дворец и хату,

Чердак, и келью, и гарем

И с нашей публики меж тем

Бери умеренную плату,

За книжку по пяти рублей —

Однако вернемся к сочинению А. Е. Разоренова.

Сначала он обращается к А. С. Пушкину:

О, тень великого поэта!

Из недр неведомого света

На труд ничтожный мой взгляни —

И, если стою — побрани

За то, что к твоему творенью

Я окончанье написал

И, волю дав воображенью,

Героя в нем дорисовал.

Далее автор адресуется уже к читателю книги:

…здесь сам Пушкин виноват,

Что я являюсь к вам поэтом…

Его читая сочиненья,

Я так им очарован был,

Что я себя и все забыл.

И вдруг, в порыве увлеченья

Не много думав, сгоряча,

Я создал это вам творенье,

Что называется, — сплеча.

Пред строгим светом показать,

Как сильно было то влиянье

Без всякого образованья…

Я вас люблю (к чему лукавить?).

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Разоренов описывает душевное состояние Татьяны после этого объяснения:

Татьяна, жалкая Татьяна!

Еще ты любишь все тирана.

Который жизнь твою сгубил

Твоей любви не оценил…

Наступила полночь. Но Татьяна не может заснуть.

И вот в ее воображенья —

Пред ней Онегин все стоит:

Вот он колени преклоняет,

Бледнеет, плачет и дрожит,

Как сильно, бедный, он страдает!

Татьяна вспоминает прошлое: жизнь в родительском доме, первое объяснение с Онегиным. Она понимает, что любит его по-прежнему, но

…твердо уж она решила,

Как ни был мил и дорог он

Молчать о прошлом, как могила,

Храня супружества закон:

И ей ли сделать преступленье?

Нарушить честь? Какой позор.

Нанесть супругу оскорбленье.

Впрочем, так убеждал ее рассудок, сердце же не хотело слушать его доводов:

Меж тем ее унылый взор

В толпе волнующей блуждал

И все кого-то там искал…

Не мог никак себя заставить

Забыть Татьяны сладких слов:

Тогда Онегин уезжает в Париж и там предается разгулу.

Пошел кутеж за кутежом,

И заварилась та же каша

В большом парижском том горшке,

И трудовая деньга наша

Встряхнулась в толстом кошельке

И стала таять, словно лед,

Который солнышко печет.

Разоренов включает в свой роман и авторские отступления, в которых по ходу рассказа делает философские, моральные или эстетические обобщения, но надо отметить — почти всегда в них присутствует социальный оттенок. Вот, например, авторское отступление после описания кутежей Онегина в Париже:

Вы скажете: «Такой кутила

Согласен! но не в этом сила,

А кто желает как кутить:

Одни от горестей кутят,

А те жить весело хотят.

Во всех есть классах исключенье,

Кто как какую жизнь ведет;

И так, какое ж в том сомненье,

Что наш герой изрядно пьет?

В нем не было к тому влеченья —

Желал бы даже он не пить,

Он жаждал лишь в вине забвенья, —

Чтобы тоску любви забыть.

У всех во всем свои причины,

Всех может горе посетить,

Но в дни невзгоды и кручины —

Не каждый может трезвым быть;

И эти люди пьют и пьют,

Но горя жизни не зальют.

Жара, кипит в полях работа —

Крестьяне всюду косят, жнут,

С утра до ночи капли пота

С их лиц обильные текут.

Онегин, полный размышленья,

Как будто с чувством уваженья.

Глядит, как трудится народ,

На эту силу, этот пот,

И даже чувство сожаленья

Невольное проснулось в нем:

«Как люди те до утомленья

Работают. своим трудом —

Всех кормят, сами же порой

Тут, конечно, сказался в Разоренове крестьянин. Вообще симпатия автора к Онегину зиждется на том, как он представляет отношение пушкинского героя к крестьянам, и впоследствии рассказ о судьбе Онегина завершается именно этой линией.

Но здесь — хозяйка исключенье

Из этой касты потому,

Что к ней коснулось просвещенье —

Она училась кой-чему.

В младые годы жизнь в столицах,

И чтенье книг, и зрелость дум,

Когда еще была в девицах,

Развили в ней природный ум.

Конечно, в новом поколенье

Она отставшая б была,

Но верно то, в чем нет сомненья, —

Она от типов тех ушла.

Итак, почтенных тех гостей

Она ученей и умней.

Ларина приводит Онегина в комнату Татьяны, в которой все осталось так, как было прежде, и предлагает:

В альбомы Танечки взгляните,

Ее рисунки посмотрите,

Стишки в них можете писать —

Пускай прочтут — она и зять.

Онегин рассматривает альбомы Татьяны, среди рисунков и переписанных стихов известных поэтов он находит

Ее, конечно, сочиненья.

Чуть лишь в небе зорька

Вдруг все небо тучей

Нет, не зорька тучей

А в мое сердечко

Сердце мое, сердце,

Что с тобою сталось?!

И за что так рано

С горем ты спозналось?

Уж за то ль, что сильно

Вдруг ты полюбило —

На любовь ответа

Так страдай же, сердце,

Без его участья, —

Знать, такая доля,

Что не знать мне счастья.

Онегин чахнет, заболевает чахоткой и умирает.

Перед смертью он пишет письмо Татьяне:

Любовь меня во гроб ведет…

Желал бы жить я и любить;

Но жить без вас — одно мученье:

На вас лишь издали смотреть —

Одно в вас видеть сожаленье;

О нет, уж лучше умереть.

— А чем крестьян он наделил?

— Чем? Всех на волю отпустил!

Тут бы можно завершить роман, но Разоренов взял на себя обязанность довести повествование до конца и выполняет обещание.

Увы! давно старуха эта

Когда-то прелестью цвела,

Блистала в высшей сфере света —

Татьяна жалкая была.

И вскоре свежая могила

На кладбище виднелась том:

Она Татьяну приютила,

Почившую последним сном…

Впрочем, это как бы ответ на вопрос самого Пушкина об Онегине:

Скажите, чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится.

Конечно, новые времена — новые песни, но и человек середины XX века хочет — из любви к литературным героям и страстного желания им добра — переменить их судьбу в соответствии со своим человеческим пониманием счастья.

Письмо привожу с исправлением орфографических ошибок и небольшими сокращениями повторений.

«Уважаемый Театр у микрофона, мне очень нравится опера „Евгений Онегин“.

30 лет я слушаю эту оперу и никак не могу примириться со смертью Ленского и горем Тани. Мне жаль его, такого хорошего, пылкого поэта. Как он красиво поет, как всё и всех любит, какой он милый, и смелый, и одаренный человек всеми необыкновенными качествами, и вдруг — смерть! Я с этим никак не согласна и хочу просить вас, мастеров искусств, нельзя ли сделать так, чтобы Ленский не умирал, а остался жив и счастлив?

Поверьте мне, если бы был жив Александр Сергеевич Пушкин, я бы его просила, чтобы он заменил смерть Ленского на жизнь.

Но Пушкина нет живого, и я хочу просить вас, художников и мастеров искусств, обновить оперу, воскресить Ленского и осчастливить Татьяну.

Вот моя личная идея для воскрешения Ленского. В эту последнюю роковую минуту, когда он зовет Ольгу: „Приди, приди, мой друг, я твой супруг“, пусть придет Ольга. Она упадет перед ним на колени и станет его просить пощадить себя ради ее любви к нему, и тут Ленский узнает, что Ольга его любит так же крепко, как он ее, от радости забывает про дуэль. Они, обнявшись, целуются, и в этом виде их застает Онегин, приехавший на дуэль. Ольга, оставив Ленского, подходит к Онегину, берет у него из рук его пистолеты и бросает их в сторону, а Онегину подносит хорошую пощечину за его злую шутку над Ленским, и этим дуэль кончается.

Оскорбленный и опозоренный, Евгений уезжает с дуэли и покидает свои края, как после смерти Ленского. Вот вам Ленский жив и счастлив. Он женится на Ольге.

Как видите, мои пожелания ничего не изменили в опере, а наоборот, добавился еще один интересный момент, и несчастье заменилось счастьем.

Татьяна, такая скромная, милая и добрая девушка, полюбила этого сумасброда Евгения и теперь всю свою жизнь должна, бедняжка, плакать по нем. Мне очень жаль ее, и я пожелала ее горе заменить радостью.

И вот как: когда она читает письмо Онегина и плачет, а Онегин стоит перед ней на коленях и целует ее руку, в дверях появляется генерал — муж Татьяны. Он от неожиданности замирает на месте, а те не видят генерала и все продолжают до конца, как и сейчас. Они поют: „Счастье было так возможно, так близко“. Евгений умоляет Таню покинуть все… Но когда Татьяна говорит: „Моя судьба уж решена, прощай навек“ и, рыдая, падает на стол, за которым она сидела и читала письмо Онегина, генерал, узнав, в чем дело и почему Таня плачет, подходит к ней и начинает ее утешать. Он берет ее за руки и говорит, что ради ее счастья он пожертвует своею любовью и всем богатством и вернет Тане свободу. Он говорит, что сам видит, что она ему не пара, он стар, а Таня молода и любила и сейчас любит этого красивого и молодого человека, который сейчас стоит здесь перед нею на коленях.

Генерал говорит Онегину: „Я тебя должен бы застрелить на месте, ты этого вполне заслуживаешь, но я оставляю тебе жизнь из любви к Тане. Она тебя ведь любит, и ты должен на ней жениться, а если ты еще ее оставишь, я тебя тогда застрелю. А сейчас довольно вам обоим плакать, умывайтесь, одевайтесь, да будем свадьбу справлять, я вас благословляю“.

Генерал берет их за руки, ставит рядышком и благословляет. Они от радости такого конца падают к его ногам и благодарят его за его великодушие.

Здесь, как видите, роль генерала заставит публику долгое время быть в оцепенении трагической развязки: все знают, как поступают мужья с женами и их любовниками, и будут ожидать еще одной дуэли, генерала с Онегиным, а тут, к великому удивлению, вместо дуэли — свадьба! Я вполне уверена, что такой конец понравится публике еще лучше, чем теперешний…

Я, конечно, вас не заставляю, а прошу, если это возможно, поставьте хотя бы один раз, и вы увидите и услышите отзывы публики, и она вам скажет, что лучше…

В наше время все возможно: старое заменить новым, горе заменить радостью, а смерть жизнью.

Ведь в наше время реки текут в обратный путь и моря появляются на суше, и ничего худого, по-моему, не будет, если Ленский воскреснет, а Татьяна возрадуется.

Жду вашего ответа.

К сему (подпись и адрес).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Пушкин и Онегин.

Пушкин и Онегин. Гравюра на меди М. А. Иванова с оригинала А. В. Нотбека. 1828

Ленинградское метро, 1955 год Евгений Левинсон, Евгений Катонин, Моисей Синичкин

От научной фантастики к патриотическому роману

Глава 8. Визит судьбы (караоке)… (Продолжение и окончание)

Глава 8. Визит судьбы (караоке)… (Продолжение и окончание) В Москву литерный поезд прибыл 23 апреля. На Белорусском вокзале фюрера с Риббентропом встречали Калинин, Молотов и Ворошилов. Сталин отсутствовал, что с точки зрения этикета было объяснимо — официальным главой

От саги к роману

От саги к роману "Влияние может совершиться тогда и в таком направлении, когда и в каком направлении для этого имеются литературные условия. Оно предоставляет художнику при совпадении функции формальные элементы для ее развития и закрепления. Если этого влияния нет,

Покинув дом Татьяны, Евгений долго бродил по темным улицам ночного города, поглощенный своими мыслями и переживаниями. Раз за разом прокручивал он в голове слова Татьяны и сравнивал с теми, которые сам когда-то ей сказал. Он не мог смириться с тем ,что сам разрушил свое счастье и никогда не будет с любимой женщиной.
Но оставим нашего героя страдать в одиночестве и вернемся к бедной Татьяне.
После откровенного разговора с Онегиным она никак не могла прийти в себя и объяснить мужу причину таких переживаний.
Уединившись, Таня проплакала до самого рассвета, с новой силой, как в юности, вспыхнули в ней чувства, она поняла, что никогда не сможет быть счастлива ни с Евгением , ни с кем-то другим…
Этот день принес мучения и разочарования лишь двум людям, остальные же продолжали жить, как и жили раньше.
Татьяна тщательно скрыла от всех свои переживания за маской равнодушия, даже супруг более не замечал в ней грусти. Они, как и всегда, посещали праздничные обеды и балы ,вызывая восхищение, уважение у окружающих, но Таню все это стало тяготить и вызывать отвращение еще больше, чем когда-либо.
Что же касается генерала, то он очень любил Таню, восхищался ее красотой, добрым сердцем и нежной натурой. За все время их брака ни разу не позволил он себе повысить голос на любимую супругу или обидеть ее. Главной своей целью генерал считал счастье жены.
Татьяна была безмерно благодарна мужу за все и ненавидела себя за то, что не в состоянии ответить тем же на столь сильные чувства. Но теперь, когда она снова встретилась с Онегиным, ей было уже недостаточно одной лишь благодарности, чтобы продолжать жить с мужем, каждый день становился для нее невыносимой мукой, ее мысли были заняты Евгением. Таню терзала совесть : она чувствовала, что может не выдержать всего этого, и ее семья развалится. Несчастная женщина не хотела опозорить верного супруга и честь своего рода. Все навалилось на нее разом и не давало покоя.
Однажды вечером Татьяна подошла к мужу, читавшему в кресле газету, и обратилась с просьбой , но звучало это скорее как мольба. Она просила супруга отпустить ее навестить родную деревню, родительский дом. Генерал, видевший, что его жена грустит, решил , что городская жизнь утомила ее. Он согласился , что деревенский воздух будет ей полезен, но одну ее отпускать отказался.
Через несколько дней Татьяна с мужем отправились в дорогу и вскоре добрались до назначенного места. Если бы знал генерал ,что ждет их там, то немедля повернул экипаж обратно…
Дом, где выросла Татьяна, где прошла ее юность, давно опустел (мать Тани умерла вскоре после свадьбы старшей дочери). Все время проводила она теперь либо в саду, либо в лесу. Генерал был удивлен поведением супруги, но старался ее не тревожить.
Как-то вечером он никак не мог найти себе места от беспокойства. За окном уже давно стемнело, шел сильный дождь, сверкала молния, а Таня все не возвращалась. Не имея более терпения ждать, генерал отправился на ее поиски.
Первым делом он пошел в сад. От увиденного генерал упал на колени и сжал руками мокрую траву. Перед ним лежала Татьяна, лицо ее было, как и всегда, милое, доброе и, наконец-то, умиротворенное…
Не желая обманывать мужа и себя, понимая ,что счастье уже невозможно, бедная Таня покончила с собой. Генерал со смертью жены потерял самое дорогое, что у него было, не видя больше причин продолжать бессмысленное существование без любимой, он застрелился.
Оставим их и вернемся к Евгению.
Жизнь для Онегина потеряла всякий интерес и ценность, ничто его не увлекало. Сидеть в пустом доме он больше не мог, так как постоянно в его голове всплывала последняя встреча с Таней. Евгений вновь отправился в путешествие по России, однако чаще теперь останавливался в глухих деревушках, а не в городах. Он увидел обратную сторону жизни, страшную, несправедливую, безысходную. Таким образом Онегин словно наказывал себя за все ошибки, совершенные в жизни. Все чаще его стала посещать мысль, отправится туда, где впервые он увидел Таню, молодую, наивную, без памяти влюбленную в него.
И вот Онегин входит в тот самый сад, где совершил главную ошибку своей жизни, похоронив свое счастье навсегда. Недалеко от себя он заметил молодую женщину, которая горько плакала. Это была Ольга. Евгений сразу узнал ее, но она, убитая горем, не узнала его. Ольга, желая выговориться, поедала незнакомцу о трагической судьбе сестры.
От таких известий сердце Евгения разбилось, и он покончил с собой.

Ответ дайте логически обоснованно, исходя из характеров героев и исторической эпохи романа.

Как могла бы сложиться дальнейшая жизнь главных героев?

Разошлись ли их пути навсегда?

Продолжение романа мне хочется видеть счастливым для Татьяны и Евгения. Татьяна вышла замуж на генерала, полной комплекции " вот отошёл. Вот боком стал. -Кто? толстый этот генерал?" который был ранен в сражениях, "муж в сраженьях изувечен". Судя по описанию, он был далеко не молод и не силен здоровьем. Поэтому, логически можно предположить, что Татьяна через несколько лет останется знатной вдовой.

Онегин признался в любви Татьяне " я сам себе противиться не в силах боле; все решено: я в вашей воле и предаюсь моей судьбе" . И у Татьяны с годами любовь к Онегину не прошла " Я вас люблю ( к чему лукавить?). " Затем , через много лет, они встретятся на балу и , сохранив чувства друг к другу, они уже не расстанутся никогда.

Онегин мог и уехать заграницу, получив отказ от Татьяны. Он не стар, и не сказать, что у него кровь-водица, что он теперь от несчастной любви заглохнет в своем поместье, страдая от тоски в компании графина, или кровь-огонь, и Онегин, загоняя лошадей, предастся охоте, дожидаясь мероприятий, а на них будет караулить Татьяну, на балах и приемах, пытаясь таки добиться от нее хоть тела, или карауля пауком старика генерала, которому не так много осталось.

Так что, видится вариант с отъездом, другая жизнь, люди, язык, и там может встретить девушку, из местных, или приезжих русских, похожую на Татьяну или нет, и получить согласие на брак. Залечить рану, самоутвердиться, или дать выход страсти и потребности в любви, как здоровый молодой человек. Не важно зачем, но стать женатым и с положением.

Жить и изредка вспоминать ту, другую. Либо остаться прожигателем жизни, ценящим не любовь, но только женское общество.

А героиня будет верной женой, вздыхающей иногда, но ей долг и честь велит даже этого не делать, ведь у нее есть законный супруг перед Богом и людьми. И она уже отказала любимому, показала твердость, правильную, так что ей и далее себя держать надо.

Став вдовой, так и не выйдет замуж снова. Может слышать что-то об Онегине там, заграницей, но не сделает попыток сближения, еще раз не напишет первой, наученная уже. Так и останется.

Реальные люди, современники А.С. Пушкина, появляются уже в первой главе романа "Евгений Онегин". Это прежде всего театр. Пушкин упоминает и трагическую актрису Семенову, и балерину Истомину, и драматургов Шаховского и Катенина, и балетмейстера Дидло.

Когда Татьяну Ларину привозят на ярмарку невест в Москву, ее окружают москвичи. В частности, Вяземский, друг Пушкина, подсел к ней на одном из вечеров. В путешествии Онегина появляется Мицкевич.

В романе присутствуют и скрытые современники, которые не называются по имени. Например, отдельные строчки посвящены Марии Николаевне Раевской-Волконской:

rz7bWrLUnFAsJLKGzHwWYEucFWGPQc9I.jpg

И подобных примеров в "Онегине" несколько.

Евгений Онегин - типичный представитель "золотой молодёжи", он с детства воспитывался мамками и няньками, а затем гувернёрами. В юности он уже много познал, балы, постоянное волочение за женщинами, дуэли, порою просто от скуки- это был удел "золотой молодёжи того времени".

Появившись и Лариных Евгений скучает, немного его развлекла история с письмом Татьяны Лариной. Чистая девочка без памяти влюблена в ловеласа. Есть искренняя любовь и у друга Онегина- Ленского, он влюблён в младшую дочь Лариных - Ольгу, ветреную хохотушку. Чтобы разлечься Евгений Онегин приударил за Ольгой, ему нет дела до чувств друга: ведь очень скучно и надо развлекаться. Даже убийство друга на дуэли, ничего не всколыхнуло в душе Онегина.

В нём проснётся самолюбие и желание покорять , когда он увидеть повзрослевшую и похорошевшую Татьяну- жену генерала на балу. Но, Татьяна, верная своим принципам добродетели, продолжая любить Евгения Онегина, откажет ему.

Пятая глава романа Пушкина "Евгений Онегин" изобилует описаниями народных примет, которыми девушки во все времена пытались предсказать свою судьбу в канун Рождества.

Вот первая примета про направление серпа Луны:

v5VozawTgPsvqagh5BIJddqR0GQ4POb.jpg

Тут же следует описание падения метеорита, которое также предвещал многое и в прошлом, да и сейчас. На падающие звезды мы всегда стараемся загадать желание.

c2TbwB79uaod7iHVLZSlVHrTzymmodB.jpg

Далее идет описание менее известных примет - о встрече черного монаха, зайце, который на манер черной кошки перебегает дорогу.

Татьяна гадает используя расплавленный воск и зеркало, которое она наводит на Луну, а потом это же зеркало кладет под подушку собираясь спать.

Читая произведение Пушкина "Евгений Онегин", невольно задаешся вопросом, а возможна ли была взаимная любовь между Онегиным и Татьяной?

Были бы они счасливы, если б Онегин в свое время ответил на чувства Татьяны?

Или если б Таня не вышла замуж за другого?

Тем более, поэт уже в конце произведения подстегивает нашу фантазию фразой, прозвучавшей из уст Тактьяны:"А счастье было так возможно".

Добрая и честная Таня произносит монолог, в котором винит себя, что вышла замуж-якобы, это послужило припятствием к их взаимной любви.

Давайте представим, что Татьяна не замужем, и в тот момент, когда Онегин, наконец, "созрел", оказалась свободна, ответила согласием и они поженились.

Что бы ждало эту добрую, добродетельную и порядочную девушку в этом браке?

Ловелас и эгоист Онегин, присытившись своей добычей, очень скоро вернулся бы к светской жизни, наверняка завел бы новый роман, а потом-следующий.

Он не способен на верность, на глубокие чувства, какие способна испытывать Татьяна.

И принес бы он ей только много переживаний в этом браке, не было бы никакого счастья у них.

Поэтому монолог, произнесенный Татьяной, которая, как порядочный человек, ищет вину в своих поступках, на самом деле не имеет под собой реальной почвы.

Между этими, такими разными людьми, совершенно не возможен был счасливый брак.

prekrasnaya tatiana 1848.jpg

Вкратце перескажем основные сюжетные линии романа.
Действие начинается зимой 1825 года, несколько месяцев спустя после последнего разговора Татьяны и Онегина, который состоялся весной того же года. Мы видим Татьяну и ее супруга-генерала в их богатом поместье, где Татьяна счастливо нянчит младенца, появившегося на свет несколько месяцев назад. Из этой сцены догадливый читатель понимает, что отказ Татьяны ответить на любовь Онегина имел под собой не только психологические, но и физиологические причины. Она очень счастлива, муж тоже, ребенка крестили Александром. Неожиданно семейную гармонию прерывает нарочный из Петербурга с известием о восстании декабристов на Сенатской площади. Генерал немедленно выезжает в столицу.

Далее глава посвящена судьбе декабристов. Евгений Онегин -- друг меланхолического Якушкина с цареубийственным кинжалом, хромого Тургенева, дерзкого Лунина и т.д., разумеется -- участник заговора. Хотя и не очень серьезно замешан, и в момент восстания в Петербурге отсутствовал. Как гласит приговор, он "принадлежал к тайному обществу, хотя без полного понятия о сокровенной онаго цели относительно бунта, и соглашался на мятеж". В итоге Онегин был осужден по 10-му разряду и определен солдатом в полевые полки Кавказского корпуса -- как военный, а не светский (потому что за прошедшее лето он успел вступить в армию).
Но Татьяна переживает тяжелые дни совсем по другой причине -- её мужа, князя Михаила Болконского, также вызывают на допрос (в романе фамилия мужа не такая, как в опере Чайковского).
Ведь среди декабристов подозрительно много его друзей и родственников: помимо упомянутого Онегина, это Пьер Безруков и Николай Толстов, которых лишают дворянства и ссылают в Сибирь (жены следуют за ними в ссылку).

Однако все кончается для семьи Болконских благополучно, подозрения с генерала сняты.

Там временем Онегин, ставший солдатом, оказывается на Кавказе, чтобы воевать с горцами. Но практически сразу по прибытии он получает ранение, несовместимое с военной службой (теряет ногу), и остается на поселении в Пятигорске, не в силах показаться в светском обществе, поскольку теперь не может как следует носить модные панталоны и фрак с жилетом. Там он знакомится с 15-летним корнетом, умным, аристократичным и нагловатым Гришей Печориным, который приходится ему четвероюродным братом по третьему браку сестры его бабушки, старой картёжницы, графини ***. Они становятся друзьями, юноша с восторгом перенимает холодные изысканные манеры Онегина, подражает его дендизму и слушает рассказы о блестящем светском Петербурге. Онегин, в душе надеясь искупить свою вину перед погибшим Владимиром Ленским, балует Печорина и нежно привязывается к нему.

В следующей сцене мы видим Ольгу, в девичестве Ларину, и ее мужа-улана. Они живут в Ельце, в пыльном и грязном гарнизоне. Ольга бедна и несчастна, муж пьет и играет. Впрочем, эпидемия дизентерии, навестившая Елец, вскоре превращает Ольгу во вдову. У нее нет ни копейки денег и, пожив немного у матери в деревне, она с радостью соглашается приехать к сестре в ее княжеский дворец в Петербург и понянчиться с племянниками, которых уже двое. Второго сына назвали Николаем. (Это, кстати, доставляет некоторые неудобства -- потому что добросердечная Татьяна взяла на воспитание родственника мужа, подростка Николая Андреевича Болконского, оставшегося без присмотра после того, как его опекунша, тетка графиня Марья Николаевна Толстова поехала за мужем во глубину сибирских руд).

Итак, вдовица Ольга с заплаканным лицом и в заплатанном платье приезжает на берега Невы. Но под присмотром любящей сестры и ее французской портнихи, которая держит модный магазин на Невском, быстро приходит в себя, и следы слёз изглаживаются с ее щек. Наряженная по последней моде, она выходит вместе с сестрой Татьяной в свет -- они надеются, что ее красота приобретет ей нового супруга. На одном из балов Ольга, красивая, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне, привлекает внимание императора Николая I, который питал склонность именно к красивым глупышкам (поэтому интроверт-интеллектуалка Татьяна ему как женщина и не интересна). Император и блондинка быстро находят общий язык: Ольга счастлива от оказанной ей чести, вдобавок, император необыкновенно обаятелен. Она получает назначение ко двору -- не фрейлиной, конечно (туда берут только незамужних), но тоже на виду. Благородная Татьяна не догадывается о причинах чести, оказанных ее сестре, и думает, что это лишь из-за близости ее мужа князя Михаила Болконского ко двору.

Император Николай I спустя почти год охладевает к Ольге: его внимание привлекает красавица-жена одного свежего камер-юнкера. Чтобы убрать экс-любовницу от двора, он находит ей богатого (но не родовитого) мужа -- некого Сквозник-Дмухановского, и обещает снабдить хорошим приданым. Бедная Ольга за это время успела без ума влюбиться в осанистого красавца-императора. Она рыдает. Татьяна застает плачущую сестру в одной из комнат своего дворца и из ее рыданий с ужасом узнает о связи Ольги с императором. Татьяна оскорблена и разочарована в Николае I, к которому питала глубокую симпатию и уважение. Она отправляется к мужу и требует от него переезда из Петербурга куда угодно, лишь бы больше не жить в этом лицемерном свете. А генерал как раз обдумывает, соглашаться ли ему на назначение на Кавказ.

Большая семья Болконских отправляется на юг. В Пятигорске Татьяне рассказывают трагическую историю, случившуюся несколькими месяцами ранее. Юный наглец Печорин скомпрометировал (на самом деле вообще совратил и довел до беременности) юную Чичикову, в которую был нежно и болезненно влюблен его старший друг Онегин.
До глубины души оскорбленный предательством друга, Онегин вызвал юношу на дуэль -- и тот, бесчувственная сволочь, согласился стреляться с одноногим инвалидом! Они держали этот поединок втайне, никто не успел остановить их. Онегин погиб.

Татьяна посещает могилу Онегина под густым кипарисом, немножко плачет по несбывшемуся. Но прошло уже так много лет. и она так спокойно счастлива со своим спокойным, благородным, умным мужем. И все же сердце ее немного взволновано, кровь чуть вскипела от воспоминаний о сладком томлении любви, которое она не испытывала так давно.

Несколько месяцев спустя в Тифлисе, в резиденции генерал-губернатора она знакомится со возвращающимся из Персии блестящим дипломатом, Александром Андреевичем Чацким, человеком глубокого ума, говорящим на 12 языках, благородным и честным, сделавшим невероятно много для России. Ему за тридцать, его сердце разбито, ему кажется, что больше он никогда и никого не полюбит. Но за умными разговорами с Татьяной -- супругой генерал-губернатора -- он вдруг понимает, что встретил ту самую женщину. К своему ужасу Татьяна вдруг тоже осознает, что сердце ее начинает биться быстрее в ожидании встречи с Александром Андреевичем, пусть самой мимолетной.

Роман кончается сценой, в которой Чацкий приходит проститься с Татьяной накануне своего отъезда в Петербург. Он хочет было признаться, что знакомство с ней переменило его жизнь, но не решается. Однако внезапно они встречаются глазами и читают во взглядах друг друга истину. Чацкий кланяется и уходит. Татьяна бежит к мужу в кабинет и просит его как можно дольше оставаться на Кавказе. На этом книга заканчивается. Однако в послесловии автор обещает продолжение, если читатель благосклонно примет сие сочинение.

Роман был напечатан подпольно тиражом 1 тыс. экземпляров (достаточно большой для того времени). Однако на него немедленно обратила внимание цензура -- чересчур обильное упоминание декабристов, а также вольные шуточки про личную жизнь императора были недопустимы. Вдобавок, вдова Пушкина подала жалобу на нарушение авторских прав. Экземпляры были арестованы и сожжены.

Сохранилось лишь несколько копий, одна из которых хранится в РГБ, другая в библиотеке Московского университета (хотя после переезда библиотеки с Моховой на Воробьевы ее никто не видел). Также нагуглила, что третий экземпляр всплыл в 2015 году на аукционе MacDougall's (торги 8 ноября, Лондон, лот 94), где был продан анонимному покупателю за 1700 фунтов стерлингов.

Заходит Ольга цепенело,
Взята сестрою на буксир,
От страха холодеет тело,
Не греет шали кашемир.
Но блеском бала ослепленна,
Она пришла в себя мгновенно.
Сверканием опьянена,
Во все мундиры влюблена,
И зрит чудесное явленье --
Из бальных толп вдруг вышел царь,
Он же почувствовал томленье,
Увидев ольгины уста.
И адъютанта быстро шлет,
На вольный вальс ее зовет.

I
Закончен Пушкина роман,
Судьбою обделён Евгений,
В такой трагический финал
В нём море плещет ощущений
Он будто громом поражён,
Быть может, это просто сон?
Но нет…Татьяны нет теперь,
Она ушла, закрыла дверь…
Но я хочу всё изменить,
Свести хочу их вместе вновь,
Хочу вернуть им ту любовь…
Хочу я их соединить.
Что ж, дальше это мысль моя,
Прошу внимания, друзья.

II
Да, с ним расстался я в то время,
Но суждено сойтись нам вновь.
Он мирно нёс на сердце бремя,
Мечты, надежды и любовь.
Зачем он вновь приехал к нам?
Признаться, я не знаю сам,
Но видеть счастлив я его,
Былого друга моего.
Я снова вместе с ним пустился
В мир светских шуток и забав,
И вновь всю эту чушь познав,
Я с другом вместе удалился.
Теперь мы дома у меня
С Онегиным пьём чай, друзья.

III
Мы долго с ним теперь гуляем
По набережным, мостовым.
Былое время вспоминаем
И в памяти его храним.
Зачем он вновь приехал к нам?
Он мне сказал, что по делам,
Но я-то знаю, что он вновь
Решил найти свою любовь.
Свою прекрасную Татьяну
Онегин хочет посетить,
Чтоб только взгляд её узрить,
И этого не будет мало…
Что до Татьяны, я о ней
Вам расскажу чуть-чуть поздней.

IV
Скажу ещё: герой романа
Три года на востоке жил,
Но на уме была Татьяна,
Он страшно без неё тужил.
Не мог забыть он девы милой,
Не мог забыть очей унылых,
Он вспоминал их разговор
И милой Тани скромный взор.
И всё же время показало,
Как сильно он её любил,
Как сильно ею дорожил.
Он помнил, что она сказала,
Как сильно влюблена в него,
Но всё давно уж решено…

V
И вот Онегин не сдержался
Жить от неё вдали один,
Он сам себе не признавался,
Как сильно он её любил.
Но время чувств не охладило,
Ещё сильней их пробудило,
И вот Онегин как-нибудь
Решил тотчас пуститься в путь.
И позабыв про всё на свете,
Евгений волю чувствам дал,
К Татьяне милой поскакал.
Она одна на всей планете.
Но он не знал, что за беда
Постигла Таню в те года…

VII
Вот мы с Онегиным сидели
За чаем дома у меня.
Вот мы попили, мы поели,
Тогда-то и признался я:
Всё о Татьяне рассказал,
Всю жизнь её пересказал.
Про мужа, умершего рано,
Про слёзы горькие Татьяны.
Евгений мой не сразу понял,
Что я сейчас сказал ему.
Князь – его друг, по-моему;,
Он страшно был тогда расстроен.
Но, вспомнив про вдову Татьяну,
Онегин счастлив был немало…

IX
Он у неё, он весь трепещет,
Княгиню он покорно ждёт,
Внутри него всё бурно плещет.
О нет! Она! Она идёт!
Она спустилась, посмотрела,
Вся запылала, обомлела…
Быть может, это просто сон?
Но нет, перед княгиней Он…
Они, любуясь друг на друга,
Не могут глаза оторвать…
Нет, это не пересказать…
Тогда Онегина подруга
Была так искренне нежна,
И взгляд её, и вся она.

X
Она любила. Нет сомнений.
Любила так же, как тогда.
Любил её и мой Евгений.
Да что сказать! Давно пора
Влюблённым вместе быть, жениться,
В деревню вместе воротиться
И жить там вместе до седин,
Детей растить назло другим!
Вот так и всё у них случилось.
Спустя неделю мой герой
В деревню двинулся с женой.
Вот так оно и получилось!
Теперь Онегина жена
И счастлива, и весела!

XI
Вот так Онегина судьба
По свету бурно помотала,
Жизнь для него ну как игра,
Ему всё было мало, мало.
Но тут проказница-любовь
Решила посмеяться вновь.
Тогда Онегина игра
Была ей очень весела.
Евгений же в своей игре
И падал всё, и ошибался,
Тогда он резко поменялся,
Он смысл открыл в своей душе.
И этот смысл – его любовь,
Та, что вернулась к нему вновь.

XII
Ну что ж, закончила и я,
Теперь у нас в романе
Есть очень чудная семья -
Семья Евгения и Тани.
Теперь довольны все кругом,
У них заботы, счастье, дом…
Теперь в столь радостный финал
Расстаться вновь пора и нам,
Но я в конце хочу сказать:
Вы если любите – любите,
Прошу вас, ничего не ждите,
Ведь так всё можно потерять…
Теперь конец! Прощай, Татьяна!
И ты прощай, герой романа!

Читайте также: