Сочинение сказок и историй самими детьми инсценировки сказок

Обновлено: 02.07.2024

То, что дети любят сказки — понятно всем. Может даже и не сказки, а удивительные истории про предметы, которые окружают ребенка каждый день. Детские мини сказки можно сочинить на ходу, например, чтобы отвлечь ребенка от его капризов. Короткие сказки-истории всегда нравятся детям, потому что раньше они их еще не слышали и будут внимательно слушать, о чем вы им говорите. Вот несколько образцов — коротенькие сказки для детей.

Даже если все мысли вашего папы заняты сломанной машиной, и он постоянно думает про запчасти, то даже ему будет легко сочинить сказку про автомобиль, который плачет от поломки. Эта тема будет для мальчиков очень даже интересна!

  • Детские мини сказки — рассказываем и придумываем сами
  • Мини сказка Салатовое Солнышко
  • Мини сказка Чудо-радуга
  • Мини сказка для мальчиков Две подруги
  • Мини сказка про одежду — Про Свитер и Майку
  • Мини сказка про кухню — Спор

Детские мини сказки — рассказываем и придумываем сами

Мини сказка Салатовое Солнышко

В магазине ёлочных игрушек женщина купила большой стеклянный шар. Она принесла его домой и повесила на ёлку на самое видное место. Все ёлочные игрушки стали с любопытством на него смотреть.

— Давайте знакомиться, — сказал шар. — Меня зовут Салатовым Солнышком!

Все игрушки засмеялись, а шар продолжал:

— Я самая красивая игрушка на ёлке!

Но все остальные игрушки стали возмущаться:

— Да ты самая уродливая игрушка!

Шар обиделся, надулся и замолчал. А в Новый год, когда выключили свет, шар засветился салатовым светом, прямо как солнышко.

Все игрушки просто ахнули. Они признали Салатовое Солнышко самой красивой игрушкой на ёлке.

Мини сказка Чудо-радуга

В коробке жили семь карандашей: красный Задира, оранжевый Весельчак, жёлтый Мудрый, зелёный Бодрый, голубой Мечтатель, синий Унылый, фиолетовый Добрый.

Карандаши пытались нарисовать картину, но ничего у них никак не получалось, потому что каждый хотел рисовать своё. Красный рисовал розу, оранжевый — апельсин, жёлтый — солнце, зелёный — траву, голубой — небо, синий — море, фиолетовый — сирень.

Но вот пошёл дождь и все рисунки смыл. Карандаши промокли, испугались и спрятались под одной крышей. А пока они ждали, когда закончится дождь, то много болтали и подружились.

Наконец дождь закончился, и выглянуло солнышко. Друзья обрадовались и принялись за работу. Каждый нарисовал в небе яркую полоску. Получилась радуга!

С тех пор после дождя при свете солнышка в небе сияет Чудо-радуга.

Мини сказка для мальчиков Две подруги

В одном спортивном магазине жила хоккейная Клюшка. Она очень гордилась тем, что была ярко-жёлтая, высокая и стройная. И клюшка никак не могла понять, как можно заинтересоваться её соседкой по полке — толстой, неуклюжей, чёрной Шайбой.

Однажды в магазин пришёл мальчик и остановился возле стойки с клюшками.

— Меня! Меня! — нетерпеливо кричала жёлтая красавица.

И, конечно же, мальчик взял именно её.

— Но почему он взял Шайбу. Зачем! Он же уже взял меня! — возмущалась Клюшка!

Когда мальчик пошёл на тренировку, то взял и Шайбу, и Клюшку. А на тренировке Клюшка старалась больнее ударить Шайбу. Но Шайба молча терпела, а мальчик переживал за то, что у него не получается подружить Шайбу и Клюшку.

И вот однажды Шайба тихо шепнула Клюшке:

Клюшке стало стыдно за своё поведение, и она тихонечко ответила:

На следующей тренировке Клюшка не била Шайбу, а подбрасывала вверх, подталкивала вперёд, желая помочь Шайбе. А Шайба подпрыгивала и летела, как стрела, продолжая движение Клюшки. Они были очень довольны друг другом.

Больше всех радовался мальчик. Когда Шайба и Клюшка подружились, он стал очень хорошо играть в хоккей, и каждый раз после игры тихонько благодарил двух подруг за слаженность в игре.

Так и остались Клюшка Шайба лучшими подругами.

Мини сказка про одежду — Про Свитер и Майку

Однажды Майка попала в беду. Она так растревожилась, что чуть не заплакала. А всё потому, что она впервые попала в стиральную машину. Её крутило, вертело и подбрасывало так, что бедняжка думала, что её разорвёт на мелкие клочки.

Но рядом стирался, уже не в первый раз, старый, мудрый Свитер. Он успокоил маленькую Маечку и сказал:

— Скоро нас достанут из стиральной машины, всё будет хорошо. Хозяйка наденет тебя и будет очень тобой довольна! Потерпи!

Мини сказка про кухню — Спор

В одной кухне однажды поспорили между собой ножи, вилки, ложки и тарелки, кто из них будет командиром. Для этого нужно было быть самым красивым. Ножи, вилки, ложки и тарелки думали, что они очень даже привлекательны.

Но однажды хозяева купили новую вилку. Она была ослепительно-серебристого цвета и была упакована в маленький прозрачный пакетик с бантиком. Все завидовали ей, потому что понимали, что такая красавица обязательно выиграет спор.

Пришло время обеда. Новую вилку распаковали и стали ею кушать. Она стала такой же, как все — грязной и непривлекательной и лежала со всей остальной грязной посудой в раковине. Даже здесь, в раковине, ножи, вилки, ложки и тарелки не переставали спорить

Три старые кастрюли взялись быть судьями. Когда две кастрюли высказали свои мнения , спорщики остались недовольны, потому что одна кастрюля выбрала тарелки, а вторая — ложки. Ножи и вилки надулись.

А третья кастрюля, самая старая, сказала:

Над нами всеми командир тот, кто за нами ухаживает. Это — наша хозяйка!

Никто не стал спорить со старой и мудрой кастрюлей, потому что все понимали, что она права. С тех пор на кухне воцарились мир и согласие.

Такие детские мини сказки обязательно должны быть в каждой семье, они сделают общение с ребенком удивительно интересным!

Придумывайте на ходу, дома и на прогулке веселые и познавательные истории про любые предметы, которые окружают вас в данный момент. Детские мини сказки очень скоро и сам малыш начнет составлять с легкостью, развивая свое воображение и мышление.

Обучение дошкольников сочинению сказок.

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат детей различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.

1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

3 этап. Сочинение сказки.

К сказкам придумать свое продолжение.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.

Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.

Сочинение по сериям картинок

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые он не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т. д.

Коллективное сочинение

Сказка о конкретном персонаже

Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т. д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу.

Сказка об игрушках

Предложите детям подумать, про какие игрушки они хотели бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь детей (они активнее используют те слова, которые уже знают, но пока не используют в своей речи).

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества детей. Они должены самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Дети учится использовать свой жизненный опыт, передавая его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Сказки позволяют развивать творческие способности, т. е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

Примерные сказки сочиненные нашими детьми :

Автор: Артем Н., 6 лет

Однажды мышонок пошел в поле, собирать семечки, собрал он мешочек семечек и пошел домой.

Пришел домой, положил мешочек семечек на стол и сел на диванчик смотреть мультик. Тут пришла мама и на столе увидела, какой то мешочек.

Мама спросила мышку: - Мышонок, а чей это мешочек?

- Это я семечки с поля принес,- ответил мышонок.

- Молодец, сынок, - похвалила мышонка мама.

- Мамочка, спасибо, что ты меня похвалила, мне очень приятно, я очень старался искать семечки. Я так хотел помочь тебе!- ответил мышонок.

- Молодец сынок, что ты старался, ты мне очень помог, пополнил наши запасы, а теперь ты можешь погулять в лесу со своими друзьями – сказала мама.

- Спасибо мамочка, у меня много друзей в лесу – сказал мышонок и побежал в лес.

В лесу он встретил своего друга оленя.

- Ты где сегодня мышонок был, я тебя искал - спросил мышонка олень

- Я сегодня собирал семечки для пирога – ответил мышонок.

Друзья пошли в глубину леса, и вдруг на высоком дереве из дупла выпрыгнула белка.

Белочка подружка спускайся к нам – крикнул мышонок белочке.

Белочка спрыгнула на землю и друзья все вместе отправились собирать белочке грибы.

Неожиданно из кустов появился медведь, мышонок и белочка испугались его, а олень стал драться с медведем, он очень хотел защитить своих друзей.

Но у оленя нечего не получилось, медведь был сильнее оленя.

Медведь встал на задние лапы, а передними лапами взял оленя за рога и откинул его в кусты шиповника. У оленя появились ранки от колючего шиповника, ему было больно, но он все равно смог встать на все свои четыре ноги. Олень собрался с силами и ударил медведя рогами в бок и медведь улетел на березу, где и остался, зализывать свои раны.

У мышонка в рюкзаке был бинт и спирт, они месте с белочкой обработали все ранки оленю, они отблагодарили своего друга, что он защитил их.

Затем друзья отправились домой: олень пошел в лесную чащу, белочка упрыгала в свое дупло к своим деткам, а мышонок побежал к маме и папе.

Когда мышонок прибежал домой, мама поругала его:

- Я тебе разрешила погулять только 10 минут, а ты задержался на целый час.

- Да сынок я тебя везде искал, но найти тебя нигде не смог, - сказал папа мышь с дивана.

Потом наступила ночь, и семейство мышек уснуло: мама мышь и папа мышь на диване, а их сыночек на своей кроватке в комнате.

Новогодняя сказка

Автор София Ю., 6лет

Давным-давно на свете жила была мышка. Эта мышка очень любила кататься на коньках. Однажды в один из снежных вечеров, когда мышка каталась, очень сильно испортилась погода. Подул сильный ветер, да такой что унес мышку в другую страну холодную.

В этой холодной стране жили пингвины, белые медведи, Дед Мороз и Снегурочка. Мышка попала хоть и холодную страну, но волшебную. В этой стране ей очень понравилось, она целый день каталась на конках, кушала волшебной мороженное, и все было просто замечательно, только мышка очень скучала по дому.

Когда наступил главный волшебный праздник в этой стране, мышка попросила Деда Мороза подарок на праздник: вернуть ее домой.

Он согласился, но при условии, что она научит его кататься на коньках. Мышка с удовольствием научила Деда Мороза кататься на коньках. И он выполнил ее желание. С тот времени Дед Мороз приносит подарки, не только на санях, но и на коньках. И все очень рады этому!

Рассказ Кошачье счастье

Автор: Ева М., 6лет

Однажды зимой в одном доме появился на свет маленький игривый котенок. Мама – кошка всегда оберегала его, учила бегать, играть, кушать из миски, лакать молочко. Котенок был такой радостный от того, что у него все получается.

Прошло немного времени и котенка забрали в другой дом. В новом доме не было мамы – кошки, но была одна девочка по имени Ева, которая очень понравилась котенку. Она назвала котенка Тесей. Все пошло своим чередом. Они игрались, резвились, все время были неразлучны. Но Теся все равно вспоминал старый дом и маму – кошку.

Наступила весна и однажды Ева взяла Тесея на улицу. Когда он впервые увидел снег, потрогал его лапками, он так испугался, что начал фыркать, мяукать и проситься домой. Когда Ева занесла Тесея домой, он так радовался, резвился, терся об ее ножки, урчал, мяукал….

Вскоре Тесей успокоился, поел теплого молочка и уснул сладким счастливым сном. Тесей все же понял, что он дома. Он понял, что Ева его хозяйка, и она очень заботится о нем, как его мама.

Вот такое кошачье счастье!

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб, 1997

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1986.

3. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.

4. Пропп В. Я. Русская сказка. (Собрание трудов В. Я. Проппа). - М., 2000.

5. Родари Дж. Грамматика фантазии. - Калуга, 1992.

6. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова. - М. 1992

7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.

Обучение дошкольников чтению При обучении дошкольников чтению я ставила следующие задачи работы: 1. Развивать фонематический слух. 2. Познакомить детей с понятиями.

Обучение конструированию дошкольников

Обучение конструированию дошкольников Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку.

Все дети любят сказки. Наверно, и ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этом полезном и увлекательном занятии.

Сочиняем сказку. Уроки творчества для малыша

С чего начать

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более "простом" материале. Существуют разные "рецепты" организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами, а может быть, находясь в дороге).

"Закончи сказку"

Надо дать ребенку задание - придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: "Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился, и вдруг видит. "

Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: "Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?" Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, подобные упражнения нужны ему обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.

Цель данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. Вам предстоит учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с малышом первый рисунок, обратите внимание ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: "Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?" Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание малыша на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т.п.).

Начало сказки составляется по первой картинке ("Жили-были. "). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: "Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?" Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Коллективное сочинение

Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Инсценировка

Предложите малышу "оживить" сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). Выбранная для инсценировки сказка может быть сочиненной или прочитанной ранее - в данном случае творчество заключается не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его "проработке"). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело). Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате. ). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

Сочиняем сказку. Уроки творчества для малыша

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Часто именно такие затруднения встречаются у домашних детей при поступлении в школу.

Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка. Обращайте внимание ребенка на интересное, занимательное в содержании сказки, на ее словесное оформление. В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.

Сказка об игрушках

Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: "Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку". Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и из этого словарного материала строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или друзьям, пришедшим в гости.

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача мамы - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.


Дошкольный возраст — это возраст сказок. Со сказками дети знакомятся с раннего детства, сказка входит в жизнь ребенка и остается на долгие годы.

Сказки оказывают неоценимую роль в формировании речевого развития ребенка. Ведь сказки — это богатый наглядно-образный эталон речевой культуры народа. На примере языка сказок ребенок знакомится с богатством, величием и красотой русского языка.

Основная задача речевого развития дошкольника — это развитие связанной речи. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для обучения творческому рассказыванию, сочинению сказок и историй. К 5–6 годам у детей наблюдается не только интерес к словесному творчеству, но и творческой речевой деятельности. Этому, в свою очередь, способствуют речевые возможности детей: богатый словарный запас, умение строить разнообразные синтаксические конструкции, умение логически выстраивать сюжет повествования.

Творческое рассказывание строится на детском воображении. И главная задача педагога — способствовать развитию нестандартного мышления, вызывать желание выдумывать, творить, фантазировать.

Сказка — самый любимый жанр детского сочинения. Ведь она позволяет погружаться в необычный мир волшебства и чудес, в сказке возможно все.

Новый год — самый долгожданный, любимый, сказочный праздник.

Вот такие новогодние сказки сочинили дети подготовительной группы.

В одном лесу жила-была елочка. Шел снеговик по лесу мимо нее и увидел, что стоит елочка очень грустная. Снеговик спросил ее:

— Елочка, почему ты такая грустная?

— Ах, — сказала елочка, — Дедушка Мороз забыл меня нарядить и положить подарки для лесных зверюшек.

— Елочка, не волнуйся. Я со своими снеговиками украсим тебя, и ты будешь самой красивой. — ответил снеговик.

Они нарядили елочку разноцветными шарами. Дед Мороз положил под елку подарки. Прибежали и прискакали лесные зверушки, всем было весело. Они пели песни и водили хоровод вокруг елочки.

Так лесная красавица елочка устроила веселый праздник в Новый год.

Жила-была в своей избушке на курьих ножках Баба-Яга, она посадила вокруг своего дома множество колючих кустов, чтобы к ней не ходил Леший.

А за забором ее дома росла елочка-красавица, радовалась каждому дню и тянула свои веточки к солнцу. Елочка была возмущена злыми поступками Бабы-Яги.

Скоро Новый год, подумала Баба-Яга и решила срубить елочку. А в это время к ее дому подошел Леший, преодолел все колючие кусты, постучал к ней в дверь, а Баба-Яга от испуга топор наточенный выронила.

— Что делаешь, Ягуля?

— Топор точу, хочу елку к Новому году срубить

— Да ты что? — проскрипел Леший. — Пусть красуется.

— Да… — мечтательно сказала Баба-Яга, положила топор и взяла елочные игрушки.

Они вместе с Лешим украсили елочку и Баба-Яга пригласила много гостей. Они пили чай с пирогом. А потом все гуляли, водили хоровод вокруг новогодней елки и прыгали в снежные сугробы.

Елочка любовалась на веселую компанию и думала о том, что и Баба-Яга наконец-то сделала что-то доброе, веселое и хорошее.

А тем временем часы пробили полночь и наступил НОВЫЙ ГОД.

В лесу родилась елочка. Была она маленькая и слабенькая. Но когда шел дождь она набиралась сил и крепла. Ветер делал ее выносливой. А солнышко ласкало ее и пригревало. Летом под ней росли грибы, которыми питались разные звери. Зимой на ветках собиралось много снега и под его тяжестью они склонялись к земле. В этом снежном шалаше прятались звери от злого волка. Весной снег таял. Так и росла наша елочка много лет.

Однажды приехали в лес люди и захотели срубить ее, но, посмотрев на нее, поняли, что она слишком красивая, и если ее оставить — она будет радовать всех еще много, много лет. И до сих пор наша елочка украшает лес.

И если первые сказочные истории, придуманные детьми в силу возрастных особенностей пока несовершенны, ограничены, не всегда логичны, но в процессе специально организованной работы с каждым разом улучшаются и совершенствуются.

Особое внимание хотелось бы уделить и сочинению сказок детьми вместе с родителями. Сочинение сказок вместе со взрослыми не только формирует речевое развитие ребенка, но и играет немаловажную роль в сплачивании семьи. Еще в дореволюционные времена в семьях интеллигенции был распространен такой вид деятельности, как сочинение сказок с мамой. Эти сказки оформлялись и выпускались в виде домашних книг. Как много положительных эмоций испытывал ребенок, беря эту книгу в руки!

В нашей группе мы активно работаем над вовлечением родителей в совместную деятельность с детьми, активно поддерживаем традиции семейного чтения, организуем выставки совместного творчества. Свои сказки дети с родителями оформляют в виде красочных сочинений, небольших книжек.

Сочиняя сказку вместе с ребенком, взрослые дают ребенку ощущение собственной значимости, любви и заинтересованности со стороны родителей, что ведет к сближению всех членов семьи. Рассказывая сказку другим детям, стоя рядом с мамой, ребенок начинает понимать: семья — это одно целое., и он занимает не последнее место.

Однажды в лесу выросла маленькая Елочка. Была она очень красивая, стройная, пушистая. Все деревья в лесу любовались ею. А Елочка улыбалась, тихо качало своими зелеными веточками.

Все было хорошо, но однажды зимой нагрянула беда — пришла Пурга. Она была очень злой, потому что любила все живое вокруг заморозить, замести снегом, чтобы ни былинки нигде не было видно, только снежная гладь.

Все жители леса прятались кто где мог. Кому же негде было спрятаться убегали без оглядки. Ведь все деревья тряслись от страха и боялись прятать в своих ветвях птиц да зверей

— Что с вами стряслось, и куда вы бежите? — Спросила Елочка пробегающих мимо зверей и птиц.

— За нами Пурга гонится.

— А почему вы не спрятались от нее?

— Пурга запретила помогать нам. А кто ее ослушается, тот погибнет.

— Я ее тоже боюсь, но вас в обиду не дам. Спрячьтесь в моих веточках. Вместе мы устоим перед ней.

И только жители леса спрятались, как появилась злая Пурга. весь лес снегом занесла. Застонали деревья, приклонились к земле. Только смелая Елочка не дрогнула, не испугалась. Рассердилась Пурга пуще прежнего. Закружилась она, завыла, сковала все жгучим морозом. И опять Елочка не дрогнула, только прижала сильнее ветками к себе птиц и зверей.

Видит Пурга, ничего с Елочкой сделать не может. Замела ее снегом по самую макушку и ушла.

Весной растаял снег и увидели все Елочку, плачущую от боли. Все веточки поломаны, иголочки по лесу разметаны. Наклонились к ней сосны да клены, распрямили веточки. Побежали звери, полетели птицы во все уголки леса и нашли все иголочки до одной и отдали их елочке.

Основные термины (генерируются автоматически): Елочка, ребенок, сказка, сочинение сказок, лес, веточка, житель леса, зверь, речевое развитие ребенка, творческое рассказывание.

Похожие статьи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Развитию речевого творчества способствует и сочинительство сказок.

Применение в работе: ТРИЗ-технологии: составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картинке, игровых ситуаций на нахождение ресурсов, простейших приемов рассказывания способствует.

А сочинение авторской сказки и создание мультфильма поможет сплотить детский коллектив.

Сочинить с детьми авторскую сказку и снять по этой сказке мультфильм.

Речевое развитие. Чтение русских и прослушивание SD дисков народных сказок и.

Проект «Создание самодельных персонажей русских народных.

Сочинить с детьми авторскую сказку, написать сценарий и снять по этой сказке мультфильм.

Совместное рассказывание сказки. Инсценировка сказки для показа малышам.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки.

Цели: 1. Учить детей пересказывать текст, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин; продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания; образовывать и употреблять притягательные прилагательные.

Метод моделирования как способ обучения дошкольников.

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь народной

Целью нашей работы является последовательное развитие речевого творчества детей

Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и.

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми.

В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушения речи у детей. При этом характер речевых патологий становится сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет.

Дети: а помогут нам лесные жители. Логопед: а вот и первое задание которое обнаружил заяц.

Планируемый результат: дети могут классифицировать деревья, дети знают о разном значении леса для животных и человека.

Читайте также: