Сочинение сказки по аналогии

Обновлено: 07.07.2024

Придумать сказку - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям. На странице представлены короткие сказки, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.

Несколько рекомендаций о том, как придумать сказку, а точнее какие элементы должны присутствовать в сочинении.

У сказки должны быть:

  • вступление (завязка)
  • основное действие
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих придаст вашему творческому произведению правильный законченный вид. Обратите внимание, что в представленных ниже примерах, не всегда присутствуют эти составляющие, а это служит основанием для снижения оценок.

Бой против инопланетянина

Как у божьей коровки появились точки.

У страха глаза велики

Снежинка

Жил-был король, и была у него дочь. Звали ее Снежинка, потому что она была из снега и таяла при лучах солнца. Но, не смотря на это, сердце у не было очень доброе. У короля не было жены и говорил он снежинке: "Вот ты вырастешь и кто обо мне будет заботиться? " Снежинка видела страдания короля-отца и предложила найти ему жену. Король согласился. Через некоторое время нашел король себе жену, звали ее Розелла. Была она злой и завидовала своей падчерице. Снежинка дружила со всеми животными, так как людей к ней пускали, ибо король боялся, что люди могут причинить зло его любимой дочери.

С каждым днем Снежинка росла и расцветала, а мачеха придумала, как избавиться от нее. Узнала Розелла тайну Снежинки и решила, во что бы то ни стало погубить ее. Позвала она к себе Снежинку и сказала: "Дочь моя, я очень сильно заболела и поможет мне только отвар, который варит моя сестра, но живет она очень далеко." Согласилась Снежинка помочь своей мачехе.

Девочка отправилась в путь вечером, нашла, где живет сестра Розеллы, взяла у нее отвар и поспешила в обратный путь. Но начался рассвет и превратилась она в лужицу. Там, где растаяла Снежинка вырос прекрасный цветок. Розелла сказала королю , что отпустила Снежинку посмотреть на белый свет, а она так и не вернулась. Огорчился король, ждал днями и ночами свою дочку.

В лесу, где вырос сказочный цветок, гуляла девушка. Взяла она цветок домой, стала за ним ухаживать и разговаривать с ним. В один весенний день цветок расцвел и выросла из него девочка. Этой девочкой оказалась Снежинка. Отправилась она вместе со своей спасительницей во дворец у несчастному королю и рассказала все батюшке. Король рассердился на Розеллу и выгнал ее. А спасительницу своей дочки признал как вторую дочь. И живут они вместе с тех пор очень счастливо. (Вероника)

Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке. Там жили динозавры. Вова шел шел и увидел лягушек на поляне. Они танцевали и пели. Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и большой, и тоже стал танцевать. Вова засмеялся и деревья тоже. вот такое было приключение с Вовой. (Болтнова Виктория)

Сказка про доброго зайца

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Идет он домой, навстречу ежик. “Что заяц несешь?” – спрашивает ежик. “Грибы и ягоды”- отвечает заяц. И угостил ежа грибами. Пошел он дальше. Навстречу скачет белка. У видела белка ягоды и говорит: “Дай мне зайчик ягод, я бельчатам их своим дам”. Угостил заяц белку и отправился дальше. Навстречу идет медведь. Дал он медведю грибочков отведать и дальше пошел.

Навстречу лиса. “Отдай заяц мне урожай свой!”. Схватил заяц мешок с грибами и корзину с ягодами и убежал от лисы. Обиделась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к избушке его и разрушила ее.

Подходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами. Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут и зайчата у них появились. И стали они жить поживать да лесных друзей в гости принимать.

Волшебная палочка

Жили-были три брата. Двое сильных и слабый. Сильные были ленивые, а третий - трудолюбивый. Пошли они в лес за грибами и заблудились. Увидели братья дворец весь из золота, зашли во внутрь, а там богатства несметные. Первый брат взял меч из золота. Второй брат взял дубину из железа. Третий взял волшебную палочку. Откуда не возьмись появился Змей Горыныч. Один мечом, второй дубиной, но ничего Змея Горыныча не берет. Только третий брат взмахнул палочкой, и стал вместо змея кабан, который убежал. Братья вернулись домой и с тех пор помогают слабому брату.

Зайка

Жил-был маленький зайка. И однажды украла его лиса, унесла далеко далеко, за тридевять земель. Посадила его в темницу и на ключ заперла. Сидит бедный зайка и думает: “Как спастись?” И вдруг видит, из маленького окошечка посыпались звездочки, и появилась маленькая белочка-фея. И сказала она ему, дождаться, когда лиса уснет и достать ключ. Дала фея ему сверток, велела открыть его только ночью.

Наступила ночь. Зайка развязал сверток и увидел удочку. Взял просунул через окошечко, и замахнулся. Попал крючок на ключик. Потянул зайка, и ключ взял. Открыл дверь и домой побежал. А лиса искала его, искала, и так и не нашла.

Сказка про царя

В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына: Ваня, Вася и Петр. В один прекрасный день братья гуляли по саду. К вечеру пришли они домой. Встречают их у ворот царь с царицей и говорят: “Напали на нашу землю разбойники. Берите войска и прогоните их с нашей земли”. И поехали братья, стали разбойников искать.

Три дня и три ночи скакали они без отдыха. На четвертый день возле одной деревни видят жаркое сражение. Поскакали братья на помощь. Была битва с раннего утра и до позднего вечера. Много людей полегло на поле сражения, но братья победили.

Вернулись они домой. Царь с царицей обрадовались победе, царь загордился своими сыновьями и устроили пир на весь мир. И я там был, и мед я пил. По усам текло, а в рот не попало.

Волшебная рыбка

Жил-был мальчик Петя. Один раз пошел он на рыбалку. Первый раз забросил он удочку, ничего не поймал. Второй раз закинул он удочку и опять ничего не поймал. Третий раз закинул он удочку и поймал золотую рыбку. Принес Петя ее домой и посадил в банку. Стал загадывать придуманные сказочные желания:

- Рыбка – рыбка хочу выучить математику.

-Хорошо, Петя, я сделаю за тебя математику.

- Рыбка – рыбка хочу выучить русский язык.

-Хорошо, Петя, я сделаю за тебя русский язык.

И загадал мальчик третье желание:

- Хочу стать ученым

Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и исчезла в волнах навсегда.

Если не учиться и не трудиться, то стать ученым нельзя.

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: “Много хочешь – мало получишь”.

Сказка про котят

Жили- были кот и кошка, и было у них три котенка. Старшего звали Барсик, среднего – Мурзик, а младшего – Рыжик. Однажды они пошли гулять и увидели лягушку. Котята погнались за ней. Лягушка прыгнула в кусты и скрылась. Рыжик спросил у Барсика:

Не знаю - ответил Барсик.

Давайте поймаем его – предложил Мурзик.

И котята полезли в кусты, но лягушки там уже не было. Они пошли домой, что бы рассказать об этом маме. Мама кошка выслушала их и сказала, что это была лягушка. Так котята узнали, что это за зверь.

Заяц -воришка

Однажды заяц пробегал мимо огорода, на котором росли морковка и капуста. Заяц пробрался на огород и начал рвать овощи. Так он делал каждый день. Но как-то раз его поймал хозяин огорода и наказал.

Из своего опыта работы по развитию речи у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что используя технологию ТРИЗ-РТВ, а именно метод "символическая аналогия", можно обогатить речь и приобщить детей к словестному творчеству. Придумывание сказок детьми развивает воображение, фантазию, речевое творчество, что безусловно принесет огромную пользу для дальнейшего развития и обучения детей. А для закрепления знакомых сказок с детьми, мною разрабатываются игры на основе методо ТРИЗ-РТВ для интерактивной доски.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект отрытого занятия по развитию речи

с использованием методов ТРИЗ – РТВ и ЭОР

в подготовительной группе

Воспитатель: Мастяева Ольга

г. Тольятти, 2016г.

1. Упражнять детей в сочинении сказок по алгоритму составления сказки описательного типа (метод символическая аналогия), формировать умение выстраивать рассказ по плану.

2. Прививать интерес детей к словесному творчеству, развивать речь, умение образно выражать свои мысли, чувства, переживания в собственных сочинениях, используя яркие речевые эпитеты и обороты.

4. Формировать способность к рефлексии, умение сопереживать, передавать свое отношение к героям, положительное или отрицательное, делать вывод.

Оборудование, дидактические пособия, видеоматериалы:

1. Схема – план сочинения сказок по методу символической аналогии.

2. Книги и иллюстрации к сказкам.

Структура НОД, методы, приемы:

1. Водное слово – предложить детям вспомнить, как заканчиваются сказки.

(Дети расставляют картинки по своим местам на интерактивной доске).

1. Всем людям, кажется, что имя этой сказочной героини очень красивое. Но оказывается, оно произошло, от какого-то грязного вещества, которое получается когда зажигают костер. О ком идет речь?

2. Имена трех поросят начинались именно с этой буквы, какая это буква?

5. Как называется сказка итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи?

Значит, героями сказки могут быть не только люди, животные, но и различные предметы, которые в сказках, в отличие от рассказа, оживают и могут говорить и двигаться.

Дети делятся по гендерному признаку: мальчики – короли, девочки – принцессы.

5. Предложить детям придумать свои сказки по схеме и плану,

Для составления сказок с детьми используем метод символической аналогии, на основе которой разработан алгоритм составления сказки описательного типа :

1. Выбор, какого – либо героя в детском возрасте.

2. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому – либо роду деятельности и желание этим заниматься.

3. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает своё дело.

4. Порча, кем – либо дела героя.

5. Решение творческих задач героя.

6. Продолжение главного дела.

7. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

8. Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.

Дети называют название своей сказки и рассказывают её по алгоритму. Напоминаем детям, что нужно придумать новую сказку, а не свою любимую.

7. Домашнее задание: предложить всем детям записать свои сказки вместе с родителями.

Жила была шариковая ручка. У неё было много друзей, шариковых и гелевых ручек. У ручки был стержень с тушью и шарик, которым пишут, пластмассовый корпус желтого цвета и колпачок зеленого цвета. Но она была не простая ручка, а волшебная, когда ею писали, то она не оставляла следы чернил на бумаге, а появлялось все написанное только через семь минут.

И вот хозяину опять понадобилось подписать важный документ, но стилусом писать на бумаге нельзя. Волшебная ручка пожалела своего хозяина и нашлась. Хозяин стал подписывать документ ею, но ничего не увидел, стал искать другие ручки, но конечно не нашел их. А когда он посмотрел на лист бумаги, там оказалась его роспись.

Тогда хозяин понял, что всегда стилусом пользоваться нельзя. Он поблагодарил ручку и поставил её на почетное место.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИАНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конспект пробного урока по развитию речи

проведенного в ГБОУ СОШ № 26

2017-2018 уч. год .

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Создать условия для формирования умения писать сказки по аналогии.

Планируемые образовательные результаты

Л 1. Понимать личностный смысл обучения. Иметь мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Л 2. Освоить роли обучающегося;

МП 1. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

МП 2. Устанавливать общие признаки предметов и объединять их в группы.

МР 1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать условия её выполнения.

МР 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

МР3. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

МК 1. Слушать и понимать других.

МК 2. Оформлять свои мысли в устной форме.

П1. Уметь определять тему и основную мысль текста

П2. Уметь писать сочинение - повествование

П3. Уметь писать сочинения на лингвистическую тему.

П4. Знать что такое алфавит

П5. Знать, что такое буква, звуки

Как создать сказочный образ буквы?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Сочинение, сказка, лингвистическая сказка, повествование, описание, рассуждение, части текста, вводная часть, основная часть, заключительная часть, алфавит, буква.

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Диалоговая, здоровьесберегающая, рефлексивная.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска

1. Пособие для учителей начальных классов. Щеголева Г.С. Моя письменная речь: учебная тетрадь, 4 класс.

2. Щеголева Г.С. Моя письменная речь: учебная тетрадь, 4 класс.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

Ι. Организационное начало урока

(Организационный момент. Мотивация к работе)

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место.

ΙΙ. Актуализация знаний. Подготовка к сочинению.

Сегодня, мы с вами отправимся в удивительный город Алфалэнд. Как вы думаете, кто живет в этом городе?

Сколько домиков в этом городе? Как вы догадались?

На слайде 10 красных домиков.

Как вы думаете, кто живет в этих домиках?

Сейчас я расскажу вам одну очень интересную сказку.

Отправимся дальше в путешествие по городку Алфалэнд. Как вы думаете, кто живет в синих домиках с зелеными крышами?

Все ли согласные живут в этих домиках?

Я продолжу рассказывать свою сказку.

Ребята, представьте, как можно было бы охарактеризовать буквы. Выполним задание. Соотнесите звуки и их отличительные черты.

На меловой доске карточки: гласные звуки, шипящие звуки, твердые звуки, мягкие звуки, звонкие звуки, глухие звуки.

Поющие, общительные, задорные.

Неприветливые, говорят шепотом, шипят

Сильные характером, строгие, тверды в решениях

Мягкие характером, доброжелательные, миролюбивые

Их слышно везде, яркие, ударные

Тихие, спокойные.

Давайте представим себя на месте любой буквы алфавита.

Мне нужно три добровольца – актера.

Актеры, ваша задача передать все характерные черты звуков, которые мы только что выделили. А задача класса угадать какие звуки вы показываете.

III. Постановка учебной задачи.

Ребята, сегодня мы с вами будем настоящими сказочниками, каждый из нас напишет свою сказку о любой букве города Алфалэнд.

Что такое сказка?

Для кого пишется сказка?

Какой сделать букву алфавита героем сказки?

Правильно! Мы сегодня с вами постараемся создать сказочный образ обычным буквам алфавита.

Образовательная ситуация по развитию речи "Творческое придумывание сказки по аналогии со сказкой “ Зимовье”.

1. Учить придумывать сказку по аналогии, передавая специфику сказочного жанра, давать название новой сказке.

2. Учить детей связно, последовательно и выразительно излагать ход придуманной сказки.

3. Развивать творческое мышление, фантазию при рассказывании сказки.

4. Воспитывать интерес к сочинительству.

Материал и оборудование: русская народная сказка “ Зимовье”, иллюстрации с дикими животными, волшебная книга, настольный театр на конусах для обыгрывания.

Предварительная работа: чтение сказки о животных “ Зимовье”, изготовление настольного театра на конусах для обыгрывания сказки.

Беседа по содержанию:

Ребята, а могут домашние животные жить в лесу?

Как вы поняли, что значит зимовье?

Почему быку пришлось строить одному?

Что случилось однажды?

Как вы думаете, почему зверям удалось спастись?

Кому из героев подходит пословица “У страха глаза велики”?

Ход образовательной ситуации:

Через лево повернись, в Книгограде очутись.

Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (Сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга.

Посмотрите, какая красивая книга у меня в руках.

Раз, два, три, Волшебная книга, что-нибудь нам подари!

А здесь детская книга. Давайте попробуем по иллюстрации на книге узнать, что это за сказка.

Это сказка “ Зимовье”, мы её с вами недавно читали. В этой сказке домашние животные жили в лесу в зимовье. Ребята, мы с вами не зря оказались в Книгограде. Давайте побудем сказочниками и придумаем свою сказку. А будет у нас сказка наоборот : “Надумали дикие животные жить у человека на подворье. Что же из этого получилось?”

Давайте с вами подумаем, какими животным мы можем заменить героев из сказки “ Зимовье”.

Дети подбирают животных, которые изображены на иллюстрациях.

Если бык трудолюбивый, то кем мы его заменим? (оленем).

Каким животным мы заменим барана, чтобы тоже был с рогами? (лосем).

Какое животное роет землю и заменит нам свинью? (кабан).

У какой птицы такой же клюв, как у гуся? (у селезня).

Какая птица в лесу громко кричит? (сорока).

“Надумали олень, лось, кабан, селезень и сорока жить у человека на подворье. Что же из этого получилось”?

Продукт детской деятельности: дети рассказывают сказку, обыгрывая её с помощью настольного театра на конусах.

Читайте также: