Сочинение на тему бессмертие души

Обновлено: 03.07.2024

бессмертна ли душа человека

Информация и даже целые учения на тему бессмертной человеческой души пришли к нам со времен глубокой древности. Ученые и исследователи находят их в культуре практически всех первобытных человеческих обществ. В той или иной степени присутствует эта тема и в контексте всех мировых религий. Не говоря уже о том, что ее исповедуют все эзотерические и спиритуалистические учения, согласно которым

душа или дух человеческий есть уникальное и самобытное начало всего и вся в этом одушевленном мире.

Ничто, пожалуй, в истории цивилизации не вызывало столько споров, разногласий и поисков, как понятие бессмертная душа человека.

Бессмертны ли мы, или же полностью гибнем, а, быть может, некоторая наша часть подлежит рассеиванию и уничтожению, другая же, та, которая и есть истинно мы, пребывает неизменной и вечной? Именно этот вопрос мы и попробуем исследовать…

— писал еще в античные времена основатель неоплатонизма, философ и идеалист Плотин о бессмертии души.

Интересно, что даже принадлежностью своего имени посредством эдакого лингвистического перевертыша Плотин — Платон, он словно бы получил от Вселенной некое право продолжить изыскания Платона, определив, в свою очередь, понятие Божества как неизъяснимой первичной сущности, стоящей превыше любого постижения…

Бессмертная душа человека в эпоху возрождения

возрождение

Она восторжествовала не только в научных трудах великих мыслителей-изыскателей, но и в материализованных образах, созданных уникальными художниками и скульпторами этой эпохи великого пробуждения человеческого духа.

К сожалению, трактат этот был сожжен инквизиторами в Венеции и только благодаря помощи своих друзей этой же участи избежал его автор…

Что таке душа и бессмертна ли она.

В переводе с греческого слово и понятие душа (psyche — psykhein: дуть, дышать) означает самую суть человеческой жизни и близко по значению к слову pneuma: дух, spirit или дыхание, дуновение.

Не углубляясь в более утонченные смыслы этих понятий, можно сказать, что тело, которое уже больше не дышит, — попросту мертво.

И тут возникает вопрос: а если тело мертво, то куда же девается душа, которая еще совсем недавно в нем пребывала.

Происхождение души

тайна бессмертия души

Библейское понимание души

В результате, одни священнослужители — а среди них такие имена, как Климент Александрийский, Ефрем Сирин, Феодорит и Иоанн Златоуст — считают, что каждая душа сотворяется Богом отдельно от остальных; другие же, такие как Тертуллиан, Григорий Богослов, Григорий Нисский, преподобный Макарий и Анастасий Пресвитер, — напротив: полагают, что и душа, и тело возникают от тела родителей одновременно, что называется, плоть от плоти. И в каждой плоти, таким образом, духовная субстанция (душа) уже потенциально присутствует.

Таким образом, бессмертие души, с точки зрения того, как трактует его Библия, — выглядит примерно таким образом: в момент телесной смерти человека его телесная составляющая, его низшее плотское начало, возвращается в бездуховную материю и переходит в лоно своей обладательницы, матери-земли. Там превращается в прах и, в конце-концов, совершенно исчезает.

Другая же составляющая, духовное начало или, собственно, душа, — напротив: неким бездушным веществом отнюдь не становится; никуда не исчезает и как дым не рассеивается. Она переходит, обновляясь, в новую человеческую жизнь: в этом и состоит суть ее бессмертия.

Однако, такая вполне себе логичная, на первый взгляд, трактовка, опять же, не дает ответа на вопрос о первооснове понятия: об источнике духовной энергии. А то, что речь, в данном случае, идет уже именно о ней, человечество узнало, хотя это и произошло, по историческим меркам, относительно недавно.

Учение об аде или коротко про ад

про ад

Итак: что же говорит об этом Библия?

Руководствуясь, таким образом, греческо-английской лексикой Нового Завета Тейера, это слово в окончательном его варианте обозначает нечто невидимое, неизведанное, непонятное и, соответственно, ужасное и ассоциируется с понятием преисподней, царства мертвых, Аида или некой зловещей бездны.

Можно встретить в Библии и слово “g enna”, — (греч.), которое также изображает ад. Отсюда и выражение геенна огненная. Примерно во втором столетии до Рождества Христова это слово начало появляться в литературе у иудеев в качестве символического обозначения места бесконечного наказания для нечестивцев.

Учение о вечных муках

вечные муки

В продолжение сказанного, надо отметить, что ад в представлении Библии — это есть место осознанного страдания, боли и мучений.

Так, Иоанн писал, что люди, последователи антипода Бога, так же, как и сам этот антипод, будут «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою” (Отк. 19:20)

Ад … закрыт для присутствия Бога, отсечен от всего хорошего и цельного. Он навсегда отсечен от всякой любви, всякого покоя и всякой радости. Иисус объясняет, что, когда люди осознают это, когда они осознают, что они упустили, это произведет на них опустошительное впечатление. — Бентон.

И происходить эти муки будут вечно.

Учение о чистилище

чистилище

Католическое учение — Догмат о чистилище — сформировалось еще в XIII-XY веках в работах Фомы Аквинского. Надо сказать, что еще и до этого времени в разных сочинениях на эту тему представители церковных конфессий, признававших чистилище как таковое, пытались определить некую общую суть этого понятия: так, православные спорили с католиками об этом еще в 1231-м году.

Мы не будем сейчас рассматривать все перипетии этого процесса, отметим лишь то, что окончательно понятие чистилища закрепилось в богословии у католиков на Тридентском соборе в 1563 году. Суть его состоит в том, что если человек был крещен и совершил в своей жизни грех, который остался неотпущенным, такой человек как раз и попадает после своей смерти в чистилище, где будет подвержен временному наказанию.

Чтобы очистить умершего от его земных грехов, живущие могут приносить за таких грешников определенного рода жертву, которая может помочь тем очиститься пред взором Вечности. В ожидании такого очищения — в надежде на скорое избавление и возвращение на небеса к Богу — эти грешные души не находятся ни в раю, ни в аду.

Отрицает существование чистилища также и православие, не мешая, впрочем, живущим молиться за умерших. Здесь альтернативы не существует: либо вечное блаженство — либо вечное мучение. Вот и выбирайте сами…

В космологии ислама пространством между раем и адом является Араф (преграды, — в переводе с арабского).

Как соотносятся в православии понятия душа, дух и тело?

целостность

Существует мнение о том, что в христианском понимании человек есть некий цельный, целостный организм, и душа — равно, как и тело в нем, — представляют собой единую и нераздельную энергосистему.

Вот что говорил об этом еще в VII веке святой Иоанн Лествичник:

Оно (тело) – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?

Зная уже о том, какую службу сослужило человеку его пребывание в нашем грешном падшем мире, нарушившем изначальное гармоничное единство тела с душою, мы можем ответить на этот вопрос, опять же, повторением библейской идеи о том, что сможем-таки быть спасены Христом — если сами этого захотим и будем прилагать к этому соответствующие усилия. Так как, в конечном итоге, христианин должен понимать, что сотворен по образу и подобию Божьему… И по словам Григория Богослова,

каждый из нас является и земным, и в то же время небесным, временным, и в то же время вечным, видимым и невидимым, стоящим на середине пути между величием и ничтожностью.

Пытаясь пояснить заявленное выше различие между словами душа и дух, уместно будет привести также высказывание святого Григория Паламы, суть которого заключается в том, что когда тело перестает тянуть душу вниз, соблазняемое желаниями плоти, — оно воспаряет вместе с душой, и человек всецело становится духом.

Казалось бы, на этих вполне исчерпывающих суть вопроса свидетельствах можно было бы и закончить эту статью, но есть и кардинально другие взгляды на идею бессмертия души…

Немного о лжеучениях

о лжеучениях

В теософии существует также и вполне стройная система взглядов о том, что источником и вдохновителем самой идеи бессмертия души является не кто иной, как лукавый. Мы помним, что некогда он пообещал Адаму и Еве бессмертие, сказав, что они не умрут, даже если нарушат Божественный завет, вкушая добро и зло от древа познания.

Таким образом, прекрасная идея о бессмертии сыграла тут весьма неприглядную роль. И в результате, как одна ложь порождает другую, — так и жизнь продемонстрировала Адаму и Еве наличие-таки смерти — и тут, благодаря усилиям и изощренности антипода, у людей вновь появилось искушение принять факт своей смерти за явление лишь частичное и временное… ибо существует якобы, как было обещано, бессмертная душа — и это главное.

Лжеучение проникает в Израиль

Израиль

Здесь оно навсегда отпечатывается в сознании народа Божьего после вавилонского пленения и еще больше укрепляется в годы 175-164, во времена Антиоха, когда Иудея была оккупирована греками, а также — в процессе последующей эллинизации жителей Палестины. Лжеучение проникает в христианство со времен III века после притока в него греков, римлян и прочих народностей…

Вот так, удивительным образом, превращая учение в лжеучение, можно истолковывать суть вещей… На протяжении всей человеческой истории многократно происходили и продолжают происходить смены парадигм, когда плюс превращался в минус — и наоборот. О чем же стоит помнить в такой ситуации людям.

Видимо, о том, что любая трактовка, какой бы они ни представала перед нашим взором в тот или иной исторический момент, не должна застилать или затуманивать сути самого явления.

Образ Божий в человеке

Образ Божий

Под этим популярным выражением принято понимать наличие в нас всего: и бессмертия души, и свободы воли, и духовности, и разума… Говоря же о подобии человека Божественному началу, мы говорим о качествах, определяющих это сходство: любовь, добро, премудрость, благочестие и т.д.

Увы, но в результате ли библейской мифологемы либо в результате иных каких-то причин — факт остается фактом: человек утратил эти черты богоподобного начала и превратился в искаженный образ Божий.

Читайте также: