Сочинение сказка о мертвой царевне и семи богатырях по отношению к чернавке нищенке

Обновлено: 30.06.2024

В "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" царская дочь характеризуется добрым отношением к простым людям, беднякам, слугам. Узнав, что Чернавка хочет убить её по приказу царицы, она обращается к служанке с кроткой речью, спрашивая, чем могла прогневить, и обещая в будущем вознаградить за преданность. Когда же мачеха присылает к ней прислужницу под видом старухи черницы, царевна, не узнавая ту, обходится с пожилой женщиной очень ласково, отгоняет от неё собаку, даёт кусок хлеба. И если в первом случае доброта ей помогает, во втором едва не приводит к гибели.

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях присутствует второстепенная героиня — чернавка.

Чернавками ранее называли служанок, которые выполняли грязную, то есть черную работу.

Особенностью крепостных крестьян являлось то, что они полностью принадлежали своим господам.

Они не имели права ослушаться их или не выполнить какое-либо поручение.

Даже замуж такие девушки выходили с разрешения своих хозяев.

Поэтому когда царевна приказала своей чернавке отвести молодую царевну в лес и связать ее там, служанка не смогла ей отказать.

Она оказалась перед сложным выбором: с одной стороны она не могла не выполнить приказ своей хозяйки, а с другой она очень любила молодую царевну и не хотела причинить ей зла.

Именно поэтому она отвела царевну в лес, но не стала привязывать ее к дереву, тем самым давая ей шанс на спасение.

Когда обман раскрылся, царица угрожала чернавке рогаткой.

Рогаткой раньше называли металлический ошейник с длинными шипами. Его надевали на шею крепостным, это не позволяло им лежать и спать.

То есть царица угрожала своей служанке страшными пытками. Именно поэтому она решилась на убийство молодой царевны.

В заключение можно сказать, что образ чернавки — этот образ несчастной невольной крепостной девушки, который находится во власти жестокого человека.

Чернавка - добрая девушка со слабым характером, прислуга Царицы. Она беспрекословно выполняет все её приказы, но когда речь идёт о чьей-то жизни и смерти, её доброе жалостливое сердце не может сделать последний шаг, выполняя требования злой завистливой Царицы. Так, она по приказу Царицы завезла Царевну в лесную чащу, но не привязала к дереву, как хотела Царица, чтобы дикие звери могли разорвать беспомощную девушку. Сжалилась. И вот Царица поняла, что Царевна не погибла. В этот раз она, зная характер Чернавки, угрожает ей расправой. Теперь Чернавка, боясь смерти, покорно идёт на место, где оставила Царевну, чтобы по приказу Царицы, убить несчастную. Чернавка - малодушна и труслива, хоть у неё и мягкое сердце.

Характеристика Чернавки весьма противоречива. С одно стороны она явилась причиной смерти (засыпания) Царевны, и читатель воспринимает её как исключительно отрицательного героя. Но с другой стороны. сведя Царевну в лес, Чернавка оставила её в живых. Да и по большому счету, все действия этой Чернавки были продиктованы ей не её сердцем или совестью, а приказами злой Царицы. Ну а приказы как известно не обсуждаются.

Подводя итог характеризующих рассуждений, я бы отнес Чернавку, все же ближе к положительным героям сказки. Да, вот так - она исполнительна (приказы она выполняла), она все таки сострадательна (она ослушалась и оставила Царевне жизнь, по крайней мере в первый раз)

Если рассматривать роль служанки Чернавки в рамках образовательного процесса, тогда стоит заострить детское внимание на том, что несмотря на подневольность, у Чернавки оказалось сострадательное сердце и она отпустила молодую царевну, подарив ей жизнь. Насколько мне помнится в оригинале, сама королева превращалась в старушку, которая подавала царевне отравленное яблоко, роль Чернавки ограничилась одним эпизодом.

Если же рассматривать роль Чернавки в рамках философского исследования, тогда безусловно это отрицательный персонаж, несмотря на то, что она обладает сострадательным сердцем, ибо многие преступления совершаются людьми с подобными чертами личности, отцами приличных и больших семей, как это ни парадоксально. Этим персонажем А.С. мимоходом сообщает читателю о том, что любая подневольность мать малодушию, и коли человек беспрекословит, то он достоин своего правителя. Здесь уместно вспомнить Сократа.

Детям же достаточного сказанного.

Чернавка верная служанка злой Царицы и не смеет её ослушаться. Царица отправляет Чернавку завести Царевну в далеко в лес, привязать её к дереву и оставить её в таком положении одну, чтобы она не смогла вернуться и погибла там от лесного зверя. Чернавка так и сделала, как велела Царица - отвела Царевну в самую глубину леса. Но, когда Царевна взмолилась перед Чернавкой, не причинять ей зла, то та сжалилась над ней и не стала её привязывать к сосне. Это говорит о том, что Чернавка знала злую натуру мачехи и не принимала её.

fWLzmkX0OWYS4vYEts1QUNgoWsZ5l40.jpg

Но когда Царица узнаёт с помощью зеркальца, что Царевна всё-таки жива, то угрожает Чернавке смертью и та покорно отправляется в лес, чтобы завершить начатое.

Hc93AAWiW64hJgW6te9zYkdqXlgwCCGm.jpg

Чернавка, представ перед Царевной в виде нищенки, благодарит Царевну за поданный ей хлеб, золотым яблочком, которое отравлено, после того как Царевна откусывает кусочек отравленного яблока, она засыпает и всем показалось, что она умерла.

Этот жестокий поступок Чернавки говорит о том, что она боится Царицы, боится за свою жизнь и поэтому делает зло Царевне.

Характеристика Чернавки в сказке о мертвой царевне, Пушкина

Доброта вознаграждаема. Кто добр, тот получает за это какой-то подарок от судьбы. Царевна красива и добра, поэтому ей помогает сама судьба, а также те, кто её окружает, не считая, разумеется, злой королевы, которая ненавидела царевну. Доброта и красота в этой сказке являются настолько большой и влиятельной силой, что они способны даже из безропотно послушной служанки Чернавки сделать бунтаря. Её бунт против злобы и бессердечности проявляется хотя бы в том, что она ослушалась хозяйку и тайно помогла девушке. Главная черта Чернавки - её умеющее жалеть и сопереживать сердце. Нам, читателям, больше ничего о ней не известно. Простая служанка, с которой никто не считается, она знает только свою работу - выполнять приказания госпожи. Видимо, раньше эта девушка всегда была кроткой и послушной рабыней. Но в душе она не была согласна с теми распоряжениями, которые выполняла. И вот наконец, когда её заставили стать убийцей, девушке подсказало её доброе сердце отпустить царевну, хотя злая королева обещала её погубить, если она не выполнит приказа. В её душе добро победило зло.

Чернавка - подневольная девушка, служанка. Она не смела ослушаться приказа своей госпожи - царицы, и завела молодую царевну в лесную глушь. Однако не связала царевну, как того требовала царица, а отпустила ее, потому что злой Чернавка не была, и в душе царевну любила. Царице же она сказала, что выполнила ее распоряжение, сказала неправду, так как боялась царициного гнева. Однако царица все же узнала, что царевна жива. И, угрожая Чернавке расправой, снова потребовала уничтожить царевну.

eHvnqi0wtjptQamYBQC6fb5HfCKnorD.jpg

Чернавка является к дому семи богатырей, где царевна в одиночестве поджидает братьев, представляется нищенкой, и дает царевне отравленное яблоко.

Персонаж этот нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Она - человек подневольный, и вынуждена подчиняться госпоже.

У Пушкина в сказке "О мертвой царевне и семи богатырях есть только один отрицательный персонаж-царица. Злое начало, которое она несет по канонам жанра побеждается добром и великой силой любви, побеждающим смерть. Любовь спасает царевну от гибели еще в начале повествования. И это чувство, которое испытывала к ней Чернавка. Именно она, взяв на себя смелость ослушаться приказа царицы растерзать царевну зверями, отпускает ее с Богом. Она желает царевне только добра. Отрицательный персонаж на такое чувство не способен.

Во второй раз царица заставляет Чернавку пытаться убить соперницу, прибегнув ко лжи. И снова животворящее чувство любви побеждает побеждает насилие и обман.

Чернавка из сказки Пушкина - персонаж второстепенный. Она появляется всего в двух сценах, но в первой ее роль достаточно важна для развития сюжета.

Именно ей поручает злая царица-мачеха отвести царевну в лес и привязать там на съедение диким зверям. При этом мы узнаем, что Чернавка - прислуга, сенная девушка, может быть доверенное лицо мачехи, ведь кому еще можно было доверить столь щекотливое поручение.

Мы видим, что Чернавка боится мачехи, она безропотно идет в лес и ведет с собой царевну. Но когда царевна начинает молить о пощаде, отпускает ее, так как тайно ее любит. То есть Чернавке не чужды жалость и сострадание.

Царице она докладывает, что крепко связала царевну.

Но мачеха вскоре узнает, что царевна жива и пытает Чернавку. Та сознается, что отпустила царевну и мачеха грозит ей рогаткой - ошейником для скота.

На этом роль Чернавки заканчивается, так как по общепринятой версии именно мачеха дает царевне отравленное яблоко переодевшись черницей - монахиней. В пользу этой версии говорит явное использование колдовства - преображение внешности, исчезновение. Вряд ли имея такие способности Чернавка была бы простой служанкой.

Хотя действительно строки Пушкина:

JJc3Mx8jVfPa1C97HmByV6RK5l2xtA3b.jpg

Не дают точного ответа, поручает ли царица задачу погубить царевну Чернавке, или "положила" это целью для себя. Я сторонница второго варианта. То есть Чернавке она просто угрожает, а себе дает слово, ставит перед собой цель погубить царевну.


Чернавка это служанка, подневольный девушка, которой нетчуждо сострадание и переживание за царевну, которую по наказу Господи царицы она должна была привязать в лесной глуши к дереву, оставив на съедение животным. Чернавка пожалела царевну, ослушалась свою госпожу, отпустила царевну, потому что по сути была добросердечного девушкой. Чернавка царице сказала, что выполнила её приказание, как та ей велела, но очень боялась гнева царицы, но царица узнала о том, что царевна жива, стала угрожать Чернавке расправой.Чернавка покорилась своей госпоже, проявила малодушие, так как была слабовольный, не могу причислить её к отрицательным героям Чернавку, так как у нее доброе сердце, когда она в первый раз ослушалась приказа, так как в душе у неё была доброта и сострадание, поэтому она ближе к положительным героям.

Чернавка - далеко не главный герой сказки, но в тоже время у нее важная роль.

С одной стороны этот персонаж злой и коварный, но с другой у нее тоже есть проявления добра и заботы, в общем двойственный персонаж.

Чернавка человек подневольный и просто вынуждена исполнить приказ и преподнести царевне отравленное яблоко, она прекрасно осознает, что так делать нельзя. Но и проявить свою волю и характер, чтобы отказаться тоже не может.

Хотя сказка "о мертвой царевне" и сказка про Белоснежку и имеет схожий сюжет, но эти два произведения совершенно разные.

Во-первых А.С. Пушкин написал сказку в стихах, тогда как у Братьев Гримм это проза.

Далее, в пушкинской сказки главными персонажами являются семь богатырей, а во второй сказке - гномы.

Белоснежку королева пыталась убить три раза, это задушить с помощью шнурка, расчесать отравленным гребнем и отравить яблоком, у Пушкина устранение героини происходит только при помощи отравленного яблока.

В русской сказке, Елисей сам долго ищет царевну, тогда как принц находит Белоснежку случайно.

Да и сам финал сказок различен, если Братья Гримм в своей сказке мачеху "заставляют" умереть танцуя в раскаленных башмаках, то у Пушкина мачеху смерть настигает от злобы, зависти и тоски.


Это был обычный мальчик, мечтающий о романтических рыцарских подвигах, о встрече с настоящей феей.А еще ему надоела школьная зубрешка, поэтому он и попросил у короля подземных жителей волшебное конопляное зернышко. Ну а потом он вырос и стал известным русским писателем Алексеем Константиновичем Толстым, который придумал Козьму Пруткова, написал "Князя Серебряного" и многое другое, а также такие известные повести, как "Упырь" и "Семья вурдалака".

Сочинение на тему "Сказка о мертвой царевне".

Лейтмотивом пушкинской сказки о "Мертвой царевне" стала вражда возникшая у царицы к своей падчерице. Царица в этой сказке показана очень красивой, но совершенно бездушной. Она любила только себя и поэтому целыми днями сидела у зеркала и разговаривала с собственным отражением. Она спрашивала у него, действительно ли она самая красивая на свете и отражение, зеркальце, отвечало ей, что да - ты красавица, краше всех.

Но видя, как растет у нее на глазах молодая царевна, царица понимала, что та с каждой минутой становится все красивей. И очень скоро это подтвердило и зеркальце, сказав, что царица уже не такая красивая.

Это оказался слишком большим ударом для самолюбия царицы и она буквально сошла с ума. Она стала думать как погубить царевну, забыв о том, что человеческая жизнь - это величайшее сокровище на свете.

Пользуясь своей властью, царица втянула в свои козни Чернавку, простую девку, прислугу, и та отвела царевну в лес, но конечно не стала убивать ее.

Царевна была слишком молода, чтобы понимать почему на нее так ополчилась мачеха. Она не знала что и думать, и поэтому бежала дальше в лес, а не обратилась за помощью к отцу или жениху. Но тут ей повезло и она встретила богатырей - добрых, ответственных, настоящих джентльменов.

Тем не менее вражда царицы к царевне продолжалась. И царице было мало того, что царевна живет в глухом лесу, она мечтала убить ее. Злое сердце царицы не знало жалости и трудно поверить, что такие люди действительно могут жить на свете. Мне удивительно, как царица сама не захлебнулась в своей зависти, не утонула в желчи?

Она попыталась отравить царевну и это ей удалось, хоть и не в полной мере. Царевна уснула сном, который невозможно было отличить от смерти. Но появился Елисей и спас царевну.

Добро в сказке восторжествовало, злая мачеха-царица умирает от тоски.

Так мы получаем наглядное доказательство того, что зло само себя изживает. Что только люди добрые, отзывчивые могут жить счастливо. Злые же и завистливые все время мучаются от своей злобы.

Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.

В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.

Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.

Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.

Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.

Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.

Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.

Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.

Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.

Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.

Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.

2 вариант

Сказка повествует о борьбе двух героинь между собой. Первая олицетворяет добро, вторая – зло.

Но вскоре братья поняли, что любят её по – настоящему, не только как сестру и попросили её сделать выбор, ведь не могла она стать женой им всем, надо было выбрать кого-то одного, а остальным оставаться просто, как прежде, сестрой.

Здесь мужеству царевны остаётся только позавидовать. Во – первых она просит прощения у братьев за свой отказ стать женой кого-то из них и признается, что имеет жениха, королевича Елисея, которого всей душой любит и не в силах разлюбить, даже если им не суждено с ним больше встретится никогда. Ведь злая мачеха никогда не допустит её возвращения во дворец.

Вторая героиня тоже красавица, но душа у нее черствая, а сердце злое. Спровадив юную царевну в лес, она не испытывала ни капли угрызения совести, напротив лишь злорадствовала и надеялась, что таким образом избавилась от ненавистной соперницы. Зависть не давала покоя мачехе, не хотела она видеть рядом кого – то красивее себя. И все это несмотря на то, что молодая царица не сделала ей абсолютно ничего плохого, наоборот старалась во всем ей угождать и прислуживала, как служанка. Не успокоившись, царица пытается убить царевну второй раз, с помощью отравленного яблока и успешно…но, Елисей оживляет девушку своим поцелуем. Как известно, добро всегда побеждает зло. Эта сказка учит нас тому, что всякое зло будет уничтожено, рано или поздно. Внешняя красота не всегда подразумевает красоту внутреннюю. Вот и злая, жестокая, своенравная и жадная царица получила того, что заслуживала. Умерла, увидев юную соперницу живой и невредимой.

А главные герои играют свадьбу, и по традиции Пушкина гуляют на пиру.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях - это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку - быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку - быть братом. А девушке - сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

Также читают:

Картинка к сочинению По Сказке о мертвой царевне

Популярные сегодня темы

Свое свободное время я привыкла проводить за своим хобби, но не всегда получается весь день посвятить этому. Выходной день у меня один – это воскресение.

Любовь. Как же много смысла кроется в одном слове. Любовь не просто чувство, любовь – это нечто более глубокое и серьезное. Она приносит и радость, и боль, и счастье, и печаль. В любви сокрыто многое.

Читайте также: