Сочинение салон анны павловны шерер

Обновлено: 02.07.2024

Салон Анны Павловны Шерер становится важным элементом в светской жизни. В салоне Анны Павловны вершатся судьбы как главных, так и второстепенных персонажей романа-эпопеи. Благодаря своей энергичности и предприимчивости, женщине удается долгое время удерживать интерес аристократов к ее салону. Мысль о том, что у нее в гостях собираются самые влиятельные люди, тешит самолюбие женщины.

Сочинение Шерер Анна Павловна

В романе Льва Николаевича Толстого соединяются судьбы и жизни людей, разных по характеру, темпераменту, общественному положению. Но все герои претендуют на, более пристальное внимание, чтобы увидеть более обширный сюжет всего этого произведения. В этом сочинении будет идти беседа, об второстепенной героине произведения – Анны Павловны Шерер.

С первых страниц произведения её имя часто попадается читателю на глаза. Анна Павловна была владелицей модного помещения. Совсем не каждый человек имел возможность побывать в ее салоне. Кроме этого, Анна была доверенным лицом императрицы.

Вначале может показаться, что Анна Павловна является одной из наиболее верных фрейлин российской императрицы. Ее высказывания были наполнены любовью к Отчизне. Спустя некоторое время выясняется, что это всего лишь хорошо продуманная роль. Для нее самым важным было её существование, дело которым она занималась, доставляло ей огромную радость. Да и она очень хорошо исполняла роль заботливой хозяйки. Она владела чувством меры, остроумием, которые присущи сливкам общества, сообразительностью и другими очень важными.

О двойственности ее личности показывает то, как она себя ведёт тогда, когда Пьер Безухов приходит в её салон и очень искренне интересуется событиями, которые происходили вокруг, что слишком напрягло женщину. Лишь, когда Пьер покидает салон, она смогла немного расслабиться. Также в произведении, Анна Павловна возникает перед началом великой Бородинской битвы. Шерер с наслаждением сообщала гостям о последних слухах.

Анна Павловна Шерер слишком лукавая и двуличная женщина, она совсем не имеет своей личной точки зрения, уважения, все это становится заметным только тому, кто с ней беседует в данный момент, она хочет сказать то, что приятно услыхать собеседнику. На каждого из своих гостей она сплетничает с другими гостями, все ее патриотичные рассуждения о любви к Родине лживы. Лев Николаевич показывает российскую знать в лице Анны Павловны. Главная роль в победе над французами принадлежит обычным людям. Благодаря его искреннему участию к судьбе Родины, Россия выстояла в войне и одержала победу над своими врагами.

Июль 1812 года

После удачного бракосочетания Елены Курагиной с Пьером Безуховым у Анны Павловны появляется конкурент на поприще светской жизни – молодая Безухова также активно ведет светскую жизнь и организовывает свой салон.

Экранизации

Роман часто выбирают для экранизации советские, российские и зарубежные постановщики, видя в нем пример нетленной классики, плацдарм для визуализации образов и раскрытия многогранных характеров.

Ангелина Степанова и Джиллиан Андерсон в образе Анны Павловны Шерер


Ангелина Степанова и Джиллиан Андерсон в роли Анна Павловны Шерер

В сериале 2007 года, снятом Робертом Дорнхельмом и Бренданом Доннисоном, образ Анны Шерер отсутствовал, и вместо салона соответствующее действие разворачивалось в доме Ростовых.

Сериал Тома Харпера, вышедший в 2020 году, в полной красе представил образ Анны Шерер в исполнении Джиллиан Андерсон.

Салон Анны Шерер

История создания

Характеристика произведения как романа-эпопеи неслучайна. Замысел автора поистине масштабен. В книге описаны биографии персонажей, среди которых встречаются реальные персоналии и вымышленные образы. Толстой описывал героев со свойственной ему психологической достоверностью, и литературоведы всегда стремились найти прототипы, использованные им в создании литературных портретов.

Анна Шерер (кадр из фильма)


Анна Шерер (кадр из фильма)

Литературоведы наблюдают привязку некоторых образов к реальным людям. Аристократка, владелица петербургского салона Анна Шерер входит в число таких героев. В книге ее детище являет собой антипатриотическое творение. Здесь на приемах проявляется лицемерие ее гостей. Анна Шерер предстает образцом лживости и фальши, демонстрируя чопорность и черты характера, соответствующие среде, которую она формирует в салоне.

Любопытно, что поначалу Толстой отводил героине иную роль. Прорабатывая образ героини, он хотел назвать ее Аннета Д. и сделать приветливой миловидной дамой из высшего общества. Современники находили в финальном варианте портрета Шерер сходство с фрейлиной Александрой Андреевной Толстой, родственницей писателя, которую он любил. Финальный вариант персонажа претерпел серьезные изменения и стал полной противоположностью прототипа.

Глава 3.

Все ведут пустые разговоры. Виконт рассказывает анекдоты о Наполеоне.

Он очень обрадовался увидеть здесь Пьера.

Автор открыто показывает свое отношение к ним. Попадая в салон, мы окунаемся в самый центр всех событий и в жизнь героев. Сцена в салоне Шерер рисует нам

все дворянское общество, высший свет. Описывая героев, Толстой использует прием антитезы. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Хозяйка салона — Анна Павловна Шерер. Смысл ее жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой.

Она очень хороша собой, что заменяет ей внутреннюю красоту, которая у нее совершенно отсутствует. В портрете Толстой выделяет одну запоминающуюся деталь и часто указывает на нее при описании данного персонажа. Для Элен это ее мраморные плечи и улыбка, которая никогда не изменяется. Даже при описании ее одежды все указывает на ее холодность и похожесть на статую. Что касается мужских образов, то вся семья Курагиных тоже увлечена своей игрой.

Князь Василий втягивает в это своих детей. Он пришел сюда по личным интересам. Главное для него — богатство.

В его планах получить наследство от умирающего князя Безухова. Его сын — Ипполит. Он всегда ведет себя неестественно, сначала говорит, а потом думает.

Из-за его маски все считают, что он умен, раз говорит столь самоуверенно. Совершенно не вписывается в салонную обстановку Пьер Безухов. Он только что приехал из-за границы и впервые попал на подобный вечер, поэтому Пьер ведет себя не так как все остальные. Мы видим в нем естественность и желание быть откровенным.

Возможно, молодой князь когда-то увлекался подобными вечерами, но по его поведению мы видим, что все это ему надоело, он разочарован в свете. Даже его жена подчинена законам высшего общества и не может жить в другой среде. Здесь она также играет свою роль, подыгрывая Анне Павловне.

Светские вечера, сплетни, богатство, балы — это все чем они живут. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь — фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре.

Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нем окружающие и делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речь, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни — быть богатым и знаменитым. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.

Глава 4.

Лев Николаевич Толстой сравнивает Анну Шерер с хозяйкой прядильной мастерской, проводя аналогию между разговорами её гостей и шумом запущенных веретен. Таким образом, он хотел подчеркнуть автоматизм всего происходящего, словно все действуют по одному сценарию изо дня в день. В гостях Анны Павловны отсутствовали такие качества как искренность, отзывчивость, доброта, все их поступки совершались только в соответствии с нормами приличия, а не от чистого сердца. За внешней мишурой добропорядочности и пристойности скрывалось всё лицемерие и притворство светского общества России 19 века.

Анна Павловна Шерер обладала всеми качествами, необходимыми для управления светским салоном. Она была милой, очаровательной, ловкой, деликатной, обладала аристократическим чувством юмора и быстрым умом. Для успешного ведения дел и процветания салона, Анна Павловна перестала быть самой собой и подстраивалась под посетителей, стараясь им во всём угодить. Ради успеха она готова стать тем, кого хотят видеть окружающие, забыв про то, кем является на самом деле. Придворная дама выглядит благовоспитанной, но это всё напускное, только, для того чтобы произвести нужный эффект на публику. Даже её высокая патриотичность, заключающаяся в переживаниях за судьбу родного государства, оказывается фальшивой и наигранной. Это становится ясным, когда России действительно стала грозить опасность. Анна Павловна – это истинное лицо придворного аристократического общества того времени.

В салоне действовали определённые законы, которым беспрекословно подчинялись все его постоянные посетители. Здесь нельзя было выражать собственное мнение и вести искренние беседы, любое отхождение от шаблонного поведения не принималось и сурово каралось. Находясь в великосветском обществе, было принято выражаться на французском языке, родная речь была предназначена для простого народа. Это ещё один фактор разделяющий знать и обычных людей. Следить за соблюдением установленных правил и было предназначением Анны Павловны, её основной задачей. Представители высшего общества приходили в салон исключительно для сбора свежих новостей, сплетен, участия в интригах или их поддержания. Иногда на этих званых вечерах подавался десерт, в виде представления публике нового, до этого момента неизвестного, лица. Отношения к какой-либо персоне или событию определялось не внутренними ощущениями, а последними тенденциями в политике и моде. В описании гостей Анны Павловны автор особое внимание уделяет одежде, мастерски изображая всё её величие и роскошь, которая нужна лишь, для того чтобы прикрыть неприглядный внутренний мир аристократов, далёкий от душевной красоты.

Вхожее в салон общество можно разделить на три группы: главная, молодёжная и мужская. В главной группе центральным лицом была сама Анна Павловна и Мортемар, молодёжной группой руководила красавица Элен Курагина, а в мужском кружке всё внимание было сосредоточено на аббате. Главным гостем на описываемом в романе вечере был эмигрировавший виконт, его хозяйка салона представила гостям как редкостную диковинку, отыскать которую удалось только ей.

Лев Николаевич Толстой противопоставил всему светскому обществу, собирающемуся в салоне Анны Павловны, двух персонажей – Андрея Болконского и Пьера Безухова. Подлинная натура хозяйки салона раскрывается в общении с ними. Род Болконских был давно уважаемым в высших кругах, из-за этого Анна Павловна общается с ним на должном уровне, несмотря на то, что Андрей лично ей не нравится. Выражение скуки не пропадало с его лица всё время нахождения в салоне, здешний порядок вещей был ему неинтересен и он не принимал положенного участия в сплетнях и интригах. Андрей Болконский был своим в этом светском обществе, но они для него – чужими. А вот Пьер ещё не занимал на тот момент почётного положения, поэтому не заслужил достойного приёма, а удостоился только лёгкого поклона Анны Павловны как представитель низшего класса. Хозяйка салона не стеснялась показать своё пренебрежение к незначительному дворянину и пристально следила за тем, чтобы он не нарушил привычный ход вещей. Отношение к Пьеру Безухову изменится только после того, как он разбогатеет, ведь деньги – это основное, что волнует представителей высшего общества.

Описание обычного светского вечера в начале романа является ключевым, потому как здесь завязываются практически все сюжетные линии, а беседы приближенных ко двору лиц передают политическую атмосферу России 1805 года. Именно здесь Пьер Безухов познакомился со своей будущей женой Элен, здесь принимается решение женитьбы Анатоля Курагина на Марье Волконской, здесь Андрей Болконский делится своим желанием идти на войну.

Лев Николаевич Толстой представил салон и его хозяйку в сатирическом освещении, во всем описании фрейлины сквозит авторская ирония. Писатель презирал образ жизни придворных аристократов, для которых имеют значение только блестящая карьера, удачное замужество, сплетни и интриги. Здесь всё пропитано притворством, ложью и лицемерием. Салон Анны Павловны Шерер можно назвать символом фальши и притворства всего светского общества России 19 века.


История создания

Характеристика произведения как романа-эпопеи неслучайна. Замысел автора поистине масштабен. В книге описаны биографии персонажей, среди которых встречаются реальные персоналии и вымышленные образы. Толстой описывал героев со свойственной ему психологической достоверностью, и литературоведы всегда стремились найти прототипы, использованные им в создании литературных портретов.

Анна Шерер (кадр из фильма)


Анна Шерер (кадр из фильма)

Литературоведы наблюдают привязку некоторых образов к реальным людям. Аристократка, владелица петербургского салона Анна Шерер входит в число таких героев. В книге ее детище являет собой антипатриотическое творение. Здесь на приемах проявляется лицемерие ее гостей. Анна Шерер предстает образцом лживости и фальши, демонстрируя чопорность и черты характера, соответствующие среде, которую она формирует в салоне.

Любопытно, что поначалу Толстой отводил героине иную роль. Прорабатывая образ героини, он хотел назвать ее Аннета Д. и сделать приветливой миловидной дамой из высшего общества. Современники находили в финальном варианте портрета Шерер сходство с фрейлиной Александрой Андреевной Толстой, родственницей писателя, которую он любил. Финальный вариант персонажа претерпел серьезные изменения и стал полной противоположностью прототипа.

Салон Анны Шерер

“Приличьем стянутые маски” — вспоминаются слова М.Лермонтова, когда мы читаем страницы романа Л. Толстого, повествующие о салоне Шерер. Яркие свечи, прекрасные дамы, блестящие кавалеры – так, казалось бы, говорят о светском вечере, но писатель создает совсем иные образы: прядильная машина, сервированный стол. Почти каждый из присутствующих скрывается за той маской, какую хотят видеть на нем окружающие, произносит фразы, каким “ и не желает, чтобы верили”. На наших глазах разыгрывается старая пьеса, а ведущие актеры – хозяйка и важный князь Василий. Но именно здесь читатель знакомится со многими героями произведения.

“Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”, — пишет Л. Толстой о людях. Нет, о марионетках! Элен – самая красивая и послушная из них (выражение ее лица отражает, как зеркало, эмоции Анны Павловны). Девушка не произносит за весь вечер ни одной фразы, а только поправляет ожерелье. Эпитет “неизменяющаяся” (об улыбке) и художественная деталь (холодные бриллианты) показывают, что за ошеломляющею красотой – пу-сто-та! Сияние Элен не согревает, а ослепляет.

Из всех женщин, представленных автором в салоне фрейлины, наиболее симпатична жена князя Андрея, ожидающая ребенка. Она вызывает уважение, когда отстраняется от Ипполита… Но и к Лизе приросла маска: с мужем дома она говорит тем же капризно-игривым тоном, что и с гостями Шерер.

Болконский – чужой человек среди приглашенных. Создается впечатление, что, когда он, щурясь, оглядел все общество, то увидел не лица, а проник в сердца и мысли – “зажмурился и отвернулся”.

Только одному человеку улыбнулся князь Андрей. И того же гостя Анна Павловна встретила поклоном, “ относящимся к людям самой низшей иерархии”. Незаконнорожденный сын екатерининского вельможи представляется этаким русским медведем, которого надо “образовать”, то есть лишить искреннего интереса к жизни. Естественность Безухова пугает Шерер, она вызывает у нас улыбку, а незащищенность – желание вступиться. Так и делает князь Андрей, говоря: “Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг?” Болконский знает, что никого в салоне не интересует мнение Пьера, люди здесь самодовольны и неизменны…

Л. Толстой, как и его любимые герои, относится к ним отрицательно. Срывая маски, автор использует метод сопоставления и контраста. Князь Василий сравнивается с актером, его манера говорить – с заведенными часами. Метафора “сервировала своим гостям сначала виконта, затем аббата” вызывает неприятное чувство, которое усиливается при упоминании куска говядины. “Снижая образы”, писатель говорит о преобладании физиологических потребностей над духовными, когда должно быть наоборот.

“Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой” — и мы понимаем, что герои в салоне разделены по принципу антитезы и что автор на стороне тех, кто ведет себя естественно.

Данный эпизод играет важную роль в романе: здесь завязываются основные сюжетные линии. Князь Василий решил женить Анатоля на Марье Болконской и пристроить Бориса Друбецкого; Пьер увидел свою будущую жену Элен; князь Андрей собирается идти на войну. Первая сцена романа перекликается с эпилогом, где мы встречаем юного сына Болконского, который незримо присутствовал в салоне Шерер. Снова возникают споры о войне, словно продолжая тему аббата Морио о вечном мире. Этой главной теме посвятил свой роман и Л. Толстой.

Роль салона Шерер для романа

На ярком контрасте искренности главных героев и фальши светского общества, салона Анны Павловны и самой Шерер Толстой говорит с читателем о том, что войну помог выиграть настоящий патриотизм, а отсиживаясь в салонах и прикрываясь своим происхождением выиграть войну невозможно. Ведь, если бы война была проиграна, в салоне вряд ли бы что-то изменилось, кроме тем для разговоров.

Встречи общества у Шерер

Образ салона и его владелицы является собирательным, отражающим всю суть высшего света. Именно в этом месте происходит завязка сюжета романа. Читать начало произведения стоит особо внимательно, так как автор знакомит читателя с фальшивым миром светского общества, где царит бессмысленность, пафосность, показуха, наигранность. На протяжении всего романа Толстым описывается несколько салонных встреч:


Последняя встреча датируется августом 1812 года. В день Бородинского сражения владелица салона устроила званый вечер, посвященный прочтению письма. Зачитывать его должен был Владимир Курагин, обладающий талантом оратора.

Планы рушатся, когда все узнают о болезни Елены Безуховой. Злободневные вопросы продолжают обсуждаться, а Шерер умело играет на два фронта, притворяясь равнодушной и милой. В жизни светского общества ничего не меняется, кроме тем для разговоров.

Салон Анны Павловны Шерер напоминает собой стянутые приличием маски. Мы видим прекрасных дам и блестящих кавалеров, яркие свечи – это своеобразный театр, в котором герои, подобно актерам, выполняют свои роли. При этом каждый выполняет не ту роль, которая ему нравится, а ту, в которой желают его видеть окружающие. Даже фразы их абсолютно пустые, ничего не значащие, поскольку все они заготовлены и идут не от души, а говорятся по неписаному сценарию. Главными актерами и руководителями этого спектакля являются Анна Павловна и Василий Курагин.

Однако при всем при этом, описание салона Шерер – важная сцена в романе, причем не только потому, что помогает нам понять всю сущность светского общества того времени, но и потому, что знакомит нас с одними из главных героев произведения.

Именно здесь мы встречаемся с Пьером Безуховым и Андреем Болконским и понимаем, насколько они отличаются от других героев. Принцип антитезы, используемый в данной сцене автором, заставляет нас обратить внимание на этих персонажей, присмотреться к ним внимательнее.

Светское общество в салоне напоминает прядильную машину, а люди – веретена, которые, не умолкая, шумят с разных сторон. Самая послушная и красивая марионетка – Элен. Даже выражение ее лица полностью повторяет эмоции на лице Анны Павловны. Элен не произносит ни одной фразы за целый вечер. Она лишь поправляет свое ожерелье. За внешней красотой этой героини не скрывается совершенно ничего, маска на ней держится еще более крепко, чем на других героях: это “неизменяющаяся” улыбка и холодные бриллианты.

Среди всех женщин, которые представлены в салоне фрейлины, симпатична лишь ожидающая ребенка жена князя Андрея - Лиза. Мы даже проникаемся к ней уважением, когда она отстраняется от Ипполита. Однако и Лиза тоже имеет маску, которая настолько к ней приросла, что даже дома с мужем она разговаривает таким же игривым и капризным тоном, что и с гостями в салоне.

Начало романа имеет много общего с эпилогом. В конце эпопеи мы встречаемся с юным сыном Андрея Болконского, незримо присутствовавшим еще в первой сцене произведения. И опять начинаются споры о войне, как бы в продолжение темы аббата Морио о вечности мира. Именно эту тему и раскрывает Л. Толстой на протяжении своего романа.

Читайте также: