Сочинение с противительными союзами

Обновлено: 01.07.2024

ССП с разделительными союзами
Союз: или, либо; то…то; не то… не…то, то ли… то ли
Отношения
Взаимоисключения: Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.
чередование событий: То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный дождь.
Неопределённости: Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер
ССП с противительными союзами
Отношения: сопоставления и противопоставления
Союз: а, но, однако, зато Солнце село, но в лесу еще светло. Ученье — свет, а неученье – тьма.
а = же: Дело веди, безделье же гони.
да и однако = но: Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжают летать. Хороша каша, да мала чаша
Отношения возмещения
Союз: зато: Денег ни гроша, зато слава хороша.
ССП с соединительными союзами
Союзы и, да (в значении и)
отношения одновременности
средства передачи путем совпадающих временных форм глаголов-сказуемых: И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился.
наличие общего второстепенного члена: Кругом по песку валялись обручи и торчали порожние бочки.
последовательности видовременными глагольными формами: По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость.
быстрая смена действий (действия и его результата) особая интонация: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.Мгновение – и все опять тонуло во мраке.
причинно-следственные за союзом и следуют наречия с оттенком присоединения (поэтому, оттого …): У судьи губы находились под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было.
Союз ни…ни
отношения перечисления (только в отрицательных предложениях): Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет.
Союз тоже, также
отношения сходства, тождества, уподобления (союз стоит не между частями, а внутри 2-ой части): И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки.

Выделяются следующие виды сложных предложений с сочинительной связью:
С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Возможные отношения между частями: взаимоисключение, чередование, неопределенность
ССП с противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений сопоставления, противопоставления или возмещения между его частями.
С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

ССП бывают открытой и закрытой структуры. К предложениям открытой структуры относятся предложения с отношениями соединительными и разделительными ; закрытой структуры — предложения с отношениями противительными, градационными и присоединительными. Части сложносочиненных предложений открытой структуры представляют собой незамкнутый ряд, они однотипно построены, имеют значение одновременности, что выражается соответствием видовременных форм глаголов-сказуемых.






© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.


Какие предложения называются сложносочиненными и как не запутаться в их типах пунктуации? Предлагаем вместе разобраться с этой темой раз и навсегда.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. Части этого предложения можно разделить точкой на самостоятельные и простые. Но выделить главное и придаточное предложения среди них нельзя.

Пример сложносочиненного предложения:

Начало июля, но уже созрели сливы, и можно варить варенье.

Его можно разбить на отдельные простые предложения:

Начало июля. Уже созрели сливы. Можно варить варенье.

Типы сложносочиненных предложений

Типы сложносочиненных предложений таблица | skysmart.ru

Виды союзов в ССП

Простые части в сложносочиненном предложении можно соединять союзами. А именно:

Виды союзов | skysmart.ru

Рассмотрим каждый вид союзов в ССП на примерах.

Предложения с соединительными союзами

Соединительные союзы в сложносочинительном предложении — и, да, ни. ни, тоже, также — указывают на то, что действия произошли одновременно или друг за другом.

Цвели яблони, и пахло медом.

Низко груши, да достать легко.

Предложения с противительными союзами

Противительные союзы в сложносочиненное предложении — а, но, да (но), однако, зато — указывают на противопоставление, сопоставление или уступку.

Хотелось пирога, а яблоки еще не созрели.

Лето задержалось, но ягоды уже наливались соком.

Я приехал рано, однако дома никого не было.

Предложения с разделительными союзами

Разделительные союзы — либо, то. то, не то. не то — указывают на чередование действий.

То сладкая ягода попадется, то от кислоты скулы сведет.

Либо обуздать страх, либо назад поворачивать.

Не то вишни на дереве, не то красные капли.

Предложения с комбинацией союзов

Иногда в сложносочиненном предложении сочетаются сразу несколько видов союзов, например:

То ли дождей мало, и ягода осыпалась, то ли дело совсем в другом.

Знаки препинания в ССП

Запятая в сложносочиненном предложении

Между частями сложного предложения с союзами и, да, однако, либо и т. д. нужна запятая.

Когда не нужна запятая с союзами | skysmart.ru

По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

Бессоюзные предложения

Если в предложении нет союзов, его части связываются друг с другом знаками препинания:

  • запятой,
  • точкой с запятой,
  • двоеточием,
  • тире.

Рассмотрим каждый случай таких ССП на примерах.

Запятая в бессоюзном ССП

Запятая в сложносочиненном бессоюзном предложении нужна, чтобы показать перечисление предметов или событий.

Небо стало ясным, звезды скрылись за пеленой утренних облаков.

Точка с запятой в сложносочиненном предложении

Если одна из частей ССП — это сильно распространенное или осложненное предложение, между этими частями нужно ставить точку с запятой. Рассмотрим пример такой сложной синтаксической конструкции:

Легкая пыль желтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.

Двоеточие в бессоюзном ССП

Когда одна часть сложносочиненного предложения объясняет и дополняет смысл первой, между ними принято ставить двоеточие.

Я оглядел полянку: она вся была усыпана одуванчиками.

Тире в сложносочиненном предложении

Если смысл второй части резко противопоставлен смыслу первой, между ними можно ставить тире. Например:

Хотел сказать хоть слово — и язык не слушался его.

Важную роль в вопросе, ставить ли тире между частями предложения с сочинительной связью, играет интонация. Так, тире можно ставить и в назывных предложениях, и в коротких синтаксических конструкциях, если того требует их тон.

Слышу крик — и вдруг разом тишина.

Сфотографируйте — и срочно в газету!

Проверьте себя

Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:

Шесть лет комиссия возилась около здания но климат что ли мешал или материал уже был такой только никак не шло казенное здание выше фундамента.

Лес рубят и щепки летят.

Я шел среди желто-зеленого моря и душа моя наполнялась покоем.

Все разошлись по домам и я осталась одна в тишине.

Я бы пошел на ярмарку да все уже разошлись из-за плохой погоды.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

К девятому классу школьники должны знать, что такое союз, его функции, особенности по строению и значению; соотношение союзов и значений сложносочиненных предложений; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. Подробно разберем тему на примере заданий из УМК Бабайцевой.

Назначение союзов


Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:




Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. 9 класс. Русская речь

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:



2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:


3) Союз можно заменить только другим союзом:


4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:


Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике





Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например,
и, а, но, да, что, если, когда
и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются
составными
:
потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока
и др.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Томская область, Томский район, д. Воронино, а

Тел (382-2) 950-296, 950-281; E-mail: voronino. school @ mail.


Таким образом, можно согласиться с мнением автора, что русский язык необычайно богат.

Таким образом, можно согласиться с мнением автора, что русский язык необычайно богат.

Таким образом, нельзя не согласиться с высказыванием Александра Сергеевича, что для искусного писателя лучше, когда язык богат выражениями и оборотами.

Получить полный текст

Таким образом, нельзя не согласиться со словами русского писателя, что чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.

В таком случае, можно согласиться с мнением писателя, язык должен быть богат оборотами, для удобства писателей.

Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Буслаева, что вся сила суждения содержится в сказуемом, и без него не может быть суждения.

Получается, что нельзя не согласиться с мнением лингвиста, что вся сила суждения содержится в сказуемых.

Получить полный текст

Таким образом, нельзя не согласиться с высказыванием Генриетты Граник о том, что союзы — это слова-связисты.

В таком случае нельзя не согласиться с мнением автора, что союзы – это слова-связисты.

Таким образом, мы доказали, что высказывание Короленко о том, что слово дано человеку для воплощения и передачи чувств, верно.

Таким образом, можно согласиться с мнением писателя, что слово дано для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает.

Таким образом, мы доказали, что слова человеку даны для воплощения и передачи чувств.

Таким образом, можно согласиться с мнением писателя, что слово воплощает чувства.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению

союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то

и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзыПротивительные союзыРазделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также
и др.
а, но, да (в значении но), зато
и др.
или, либо, то — то, не то — не то, или — или
и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то
):
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.
Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это
):
Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен.
Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это
):
Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто

и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное:
Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные
(указывают на время):
когда, пока, едва, лишь, лишь только
и др.
Когда
мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные
(указывают на причину):
потому что, так как, оттого что, ибо
и др.
Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что
шел дождь.
Целевые
(указывают на цель):
чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы
и др.
Я хату покинул, пошел воевать, чтоб
землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные
(указывают на условие):
если, раз, если бы
и др.
Если
хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные
(указывают на противоречие одного события другому):
хотя; несмотря на то, что; пускай
и др.
Хотя
было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости
несмотря на то, что
поход длился уже несколько суток;
Пускай
ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные
(указывают на сравнение):
как, как будто, словно
и др.
Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто
звали с собой.
Следственные
(указывают на следствие):
так что.
В сенях дуло со всех сторон, так что
едва не погасла свеча.
Изъяснительные
(указывают на то, о чем говорят):
что, чтобы, будто
и др.
Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что
солнце встало,
что
оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связьПодчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга
) и сложносочиненных предложений:
Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (
и, а, но, да
и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:




Противительные союзы

Эта груп­па сою­зов выра­жа­ет про­ти­во­по­став­ле­ние или сопо­став­ле­ние при­зна­ка, дей­ствия, одно­го пред­ме­та дру­го­му и т. д.

Список про­ти­ви­тель­ных сою­зов:

Примеры

Висячий мост начи­нал­ся на без­люд­ном бере­гу, а дру­гим кон­цом выхо­дил на ожив­лен­ную доро­гу.

Она нача­ла что-то объ­яс­нять, да неожи­дан­но смолк­ла.

О Миклухо-Маклае напи­са­но мно­го книг, но осно­ва их одна.

Внешне он казал­ся спо­кой­ным, зато паль­цы рук выда­ва­ли его бес­по­кой­ство.

Вера была весе­ла, одна­ко в глу­бине её глаз таи­лась грусть.

Солнце быст­ро высу­ши­ло доро­гу, толь­ко под дере­вья­ми было влаж­но и сыро.

Сельчане недо­люб­ли­ва­ли угрю­мо­го ста­ри­ка, дети же тяну­лись к нему.

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзамии, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же
и др.
Сложносочиненные предложения с противительными союзамино, а, да (в значении но), однако, зато
и др.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзамиили (иль), либо, то — то, то ли —то ли
и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да
громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел,
да
и сердце мое огрубело.
Мир разноязычен, но
все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит,
да
не все забывается; Корень учения горек,
зато
плоды его сладки.
Можешь шагу прибавить, или
силенок нет?;
Либо
моя речь произвела сильное впечатление,
либо
и без того у колонистов накипело;
То ли
гречка цветет,
то ли
речка течет…
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность.В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется
другому.
В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование
явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

Соединительные союзы

К этой груп­пе при­над­ле­жат сою­зы, кото­рые выра­жа­ют пере­чис­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов, их при­зна­ков и качеств, одно­вре­мен­ность или после­до­ва­тель­ность дей­ствия. Элементы пред­ло­же­ний, кото­рые соеди­не­ны эти­ми сою­за­ми, вза­им­но допол­ня­ют друг дру­га.

Укажем соеди­ни­тель­ные сочи­ни­тель­ные сою­зы:

В эту груп­пу отне­сем так­же состав­ные соеди­ни­тель­ные сою­зы:

  • не только…но и
  • если не…то
  • не столько…сколько
  • как…так и
  • не то что…а
  • хотя и…но

Учитываем, что запя­тая ста­вит­ся толь­ко перед вто­рой частью состав­но­го соеди­ни­тель­но­го сою­за.

Примеры

Редкие пти­цы и живот­ные охра­ня­ют­ся зако­ном.

Пошла Машенька в лес по гри­бы да по яго­ды да и заблу­ди­лась.

Ты, кажет­ся, уже все поня­ла, я тоже дав­но это осо­знал.

В воз­ду­хе пари­ло, так­же день обе­щал быть жар­ким.

Ни огонь­ка, ни лун­но­го све­та нет в кро­меш­ной тем­но­те.

Не толь­ко мать-и-мачеха, но и оду­ван­чик цве­тет ран­ней вес­ной.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами

авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзыСоюзные слова
ПростыеСоставные
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др.потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др.что кто как когда который какой где куда откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:



2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:


3) Союз можно заменить только другим союзом:


4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:


Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Что такое сочинительные союзы?

Сочинительные сою­зы — это сред­ство свя­зи меж­ду рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­со­чи­нен­ных. Они соеди­ня­ют сло­ва, части пред­ло­же­ний и целые пред­ло­же­ния, меж­ду кото­ры­ми суще­ству­ет рав­но­прав­ные отно­ше­ния. С их помо­щью в выска­зы­ва­нии оформ­ля­ет­ся сочи­ни­тель­ная связь.

Сочинительные союзы

Сочинительные сою­зы — это сло­ва слу­жеб­ной части речи, кото­рые свя­зы­ва­ют одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния, части рав­но­прав­ных слож­ных пред­ло­же­ний.

Разделительные союзы

Разделительные сою­зы исполь­зу­ют­ся в про­стом или слож­ном пред­ло­же­нии для выра­же­ния выбо­ра, чере­до­ва­ния или вза­и­мо­ис­клю­че­ния дей­ствия.

К этой смыс­ло­вой груп­пе отне­сем сочи­ни­тель­ные сою­зы:

С помо­щью раз­де­ли­тель­ных сою­зов в пред­ло­же­нии сооб­ща­ет­ся о вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щих собы­ти­ях, несов­ме­сти­мых в одно и то же вре­мя явле­ни­ях или после­до­ва­тель­но чере­ду­ю­щих­ся, попе­ре­мен­но сме­ня­ю­щих друг дру­га.

Читайте также: