В маленькой темной клетке с толстыми железными прутьями сочинение егэ

Обновлено: 03.07.2024

Майя Диасовна Валеева

В память о Еве

…Они свирепые и опасные. Вероятно, так скажет о волках тот, кто почти ничего о них не знает.

На самом деле на людей волки нападают очень редко. Они охотятся, тобы прокормиться, и живут своей жизнью, стараясь держаться подальше от людей.

I. СЛУЧАЙНОСТЬ, ИМЕВШАЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Стоял на исходе апрель, но уже было по-летнему жарко и пыльно. В зоопарке, обычно тихом и позабытом в холодное время года, сразу стало многолюдно. На затхло-зеленом пруду шумели утки и гуси, в летнем вольере рыдали павлины, квохтали фазаны и куропатки. Заглушая остальные звуки, на весь зоопарк вдруг рокочуще вздыхал старый темногривый лев, и тогда на какой-то миг воцарялась тишина, но потом снова взрывалась какофонией звериных и птичьих голосов. К полудню солнце становилось нестерпимо жарким, и животных окутывала дремота. Одни прятались в тени, другие забирались в воду. И только слониха Эльза стояла на солнцепеке, механически, от нестерпимой скуки покачивая замшелой головой. Хобот ее болтался в разные стороны, как маятник.

В маленькой темной клетке с толстыми железными прутьями уже с десяток лет жила пара волков. Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки почему-то так и остались безымянными. Волчица казалась совсем молодой, — она была худая, рыжеватая, высокая, с чуть косящими ярко-желтыми глазами. Волк был крупный, с тяжелой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная доска. Длинная светлая грива закрывала его шею, и каждую весну во время линьки на ней подолгу висели безобразные клоки шерсти. Он прихрамывал на обе задние лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на инвалида, разбитого параличом. В молодости волку удалось однажды убежать из клетки. Но преодолеть высокий каменный забор, которым был огорожен весь зоопарк, он так и не сумел. Утром его поймали, снова загнали в клетку и долго били железным прутом. После этого он стал постоянно подволакивать задние лапы.

Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и мужественной любовью, на какую только был способен. Они часто играли друг с другом, как щенки, и волчица всегда успевала нежно лизнуть его в нос. Волк редко сердился на нее, но если это случалось, то становился свирепым и страшным: шерсть его подымалась дыбом, он морщил губы, открывая огромные, загнутые, как сабли, желтые клыки. А волчица тут же падала по-щенячьи на спину и подымала вверх лапы в знак своей полнейшей покорности.

Но чаще всего волки лежали и дремали, не обращая внимания на людей, и просыпались лишь тогда, когда рабочие начинали развозить мясо. Знакомое поскрипывание тележки с мясом они улавливали мгновенно и преображались, — прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

Каждую весну, в апреле или мае, волчица приносила детенышей. Но только один раз за всю жизнь ей удалось выкормить своих волчат, — она была счастлива в то лето… Потом ее детей подросших и крепких, продали в цирк. Она-то, конечно, этого не знала, но как больно, как тоскливо ей было тогда! Будоража весь зоопарк, она выла днями и ночами, и ей подвывал волк. Но еще страшнее было тогда, когда ее детеныши пропадали в тот же день, в который они появлялись на свет. Еще мокрые, необлизанные ею, они успевали только припасть к ее разбухшим соскам, как приходили люди, длинными железными палками выгоняли волков в соседнюю клетку и забирали всех волчат. Она выла, рычала, грызла в ярости сетку, но что она могла?! После того, как уносили ее детенышей, волчица лежала целыми днями не двигаясь, как мертвая, ничего не ела, ничего не ощущала, кроме изнуряющей боли в груди, переполненной молоком. Но шло время, она постепенно оживала, будто и забывала о волчатах, снова начинала играть с волком, и ласкала его порой так нежно, как ласкала бы своих исчезнувших детей.

В этот жаркий апрельский день волчица забеспокоилась с самого утра. Она забралась в темный угол, безуспешно поскребла когтями дощатый пол и затихла, настороженно прислушиваясь к привычному шуму зоопарка. Хромой волк, переживая за подругу, ходил из угла в угол.

На этот раз волчица родила четырех волчат. Два крошечных будущих волка и две маленькие волчицы, кряхтя и попискивая, сгрудились у ее живота, а она лизала каждого по очереди, захлебываясь от нежности и любви. На какое-то время она совершенно забыла и о клетке, и о людях, но потом вдруг к ней пришла мучительная, изматывающая тревога. Она затаилась, прикрыв собой волчат, мелко задрожала, вслушиваясь в каждый звук, готовая скорее умереть, чем отдать своих детенышей людям. Но то был воскресный вечер, и никто не заглянул к волкам. И ночь, целую ночь она была вместе со своими детьми. Ночь была блаженством, какого она не помнила за всю свою жизнь.

Но утром, когда сквозь щели ее конуры просочилось солнце, пришли люди. Она поняла это сразу. Она услышала свирепое рычание волка и его визг, когда по больным лапам ударили железным прутом, чтобы выгнать его в другую клетку. Детеныши спали, насытившись молоком, ни о чем не подозревая. Волчицу обуял ужас, она выскочила из своего убежища, с ненавистью схватила зубами железный прут, но тут же получила удар по голове и шарахнулась в открытую дверцу соседней клетки. Дверца захлопнулась, волки оказались запертыми, и снова как и в прошлом, и позапрошлом году, повторился тот же кошмар: люди одного за другим положили волчат в мешок и унесли.

Текст М. Д. Валеевой заставил меня задуматься над проблемой жестокого обращения с животными.

Автор раскрывает данную проблему на примере истории о паре волков, обитавших в зоопарке. Писательница делает акцент на их несчастную, безрадостную жизнь: в неволе они чувствовали себя неуютно. Покорное существование приносило им только страдания. Небольшой эпизод ярко отражает ужасные условия их существования: волк пытался бежать из зоопарка, но был слишком слаб, и, когда наутро его поймали, долго били железным прутом. После этого он стал постоянно подволакивать задние лапы. Это пример — пример непонимания того, что дикие животные могут быть по-звериному счастливы только на свободе, в своей среде обитания.

Также в центре внимания автора эпизод описания состояния волчицы после того, как работники в очередной раз забрали её детёнышей (после трагедии мать лежала целыми днями, не двигаясь, как мертвая, ничего не ела, ничего не ощущала).

Этот пример доказывает: в погоне за богатством люди способны на многое, вот и хозяева зоопарка не смогли отказаться от прибыли за продажу волчат.

Оба приведенных примера дополняют друг друга и позволяют писательнице достаточно полно описать чувства животных и ярко показать отношение людей к ним. Валеева стремится к такому изображению жизни волков, когда читатель получает возможность ярко представить данную ситуацию.

Автор считает, что животные не заслуживают жестокого отношения к ним. Они, как и люди, имеют право на спокойную жизнь на природе, право на свободу.

Я полностью согласен с мнением М. Д. Валеевой. Действительно, животные могут испытывать различные чувства: боль, тоску, радость, нежность, ярость — и поэтому относиться к ним нужно милосердно, без агрессии и жестокости.

Таким образом, всегда будут люди, готовые из своих корыстных побуждений пользоваться беззащитностью некоторых животных. Но мы должны помнить, что у животных тоже есть чувства и только мы можем дать им свободу и бороться против жестокого обращения с ними.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

По тексту Валеевой В маленькой темной клетке с толстыми железными прутьями ЕГЭ по русскому

Мы напишем - По тексту Валеевой В маленькой темной клетке с толстыми железными прутьями ЕГЭ по русскому. Подсказки школьнику

Почему люди должны гуманно относиться к братья нашим меньшим? Именно проблему жестокого отношения к животным подымает в своем тексте М. Д. Валеева.

В. Валеева рассказывает читателю весьма трагичную историю о паре безымянных волков, которые уже с десяток лет живут в зоопарке. Когда волку, однажды, удалось бежать его: поймали, сова зажали в клетку и долго били железным прутом.После этого он стал постоянно подволакивать задние лапы.Эти животные, не смотря на свою дикую природу, любили друг друга нежно и мужественно. Но жестокие люди, так и не дали волчице почувствовать себя по настоящему счасливой.

Когда ей наконец удалось выкормить своих детенышей ее детей, подросших и крепких продали в цирк.Она, как настоящая мать, очень сильно страдала, перестала есть и днями лежала не двигаясь. И только время и нежность любимого помогли волчиться забыть свое материнсое горе.

По моему мнению автор, хотела сказать нам о том, что : Жестокое отношения человека к животным ужасно и неприемлемо

Я полностью поддерживаю позицию автора потому что, животные тоже живые сущетва, которые также как и мы могут чувствовать и любить. Именнно поэтому важно хорошо относиться к живтоным, дабы самим оставаться человеком.

В русской классической литературе есть множество примеров подтверждающих мои мысли.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек обязан хорошо относиться к животным прежде всего, чтобы саму оставаться человеком. Те люди, которые обижают беззащитных зверей, людьми не являются. Человек должен помнить, что в природе все взаимосвязано, и обидчиков братьев наших меньших ,рано или поздно постигнет накозание.

разбитого параличом. (7)В молодости волку удалось однажды убежать из клетки.

(8)Но преодолеть высокий каменный забор, которым был огорожен весь зоопарк, он

так и не сумел. (9)Утром его поймали, снова загнали в клетку и долго били железным

прутом. (10)После этого он стал постоянно подволакивать задние лапы.

(11)Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и му

жественной любовью, на какую только был способен. (12)Они часто играли друг

с другом, как щенки, и волчица всегда успевала нежно лизнуть его в нос. (13)Волк

редко сердился на неё, но если это случалось, то становился свирепым и страшным:

шерсть его подымалась дыбом, он морщил губы, открывая огромные, загнутые, как

сабли, жёлтые клыки. (14)А волчица тут же падала по щенячьи на спину и подыма

ла вверх лапы в знак своей полнейшей покорности. (15)Но чаще всего волки лежали и дремали, не обращая внимания на людей,

и просыпались лишь тогда, когда рабочие начинали развозить мясо. (16)Знакомое

поскрипывание тележки с мясом они улавливали мгновенно и преображались, —

прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

(17)Каждую весну, в апреле или мае, волчица приносила детёнышей. (18)Но толь

ко один раз за всю жизнь ей удалось выкормить своих волчат, — она была счастлива

в то лето… (19)Потом её детей, подросших и крепких, продали в цирк. (20)Она то, ко

нечно, этого не знала, но как больно, как тоскливо ей было тогда! (21)Будоража весь

зоопарк, она выла днями и ночами, и ей подвывал волк. (22)Но ещё страшнее было

тогда, когда её детёныши пропадали в тот же день, в который они появлялись на

свет. (23)Ещё мокрые, не облизанные ею, они успевали только припасть к её разбух

шим соскам, как приходили люди, длинными железными палками выгоняли волков

в соседнюю клетку и забирали всех волчат. (24)Она выла, рычала, грызла в ярости

сетку, но что она могла?! (25)После того, как уносили её детёнышей, волчица лежала

целыми днями не двигаясь, как мёртвая, ничего не ела, ничего не ощущала, кроме

изнуряющей боли в груди, переполненной молоком. (26)Но шло время, она постепен

но оживала, будто и забывала о волчатах, снова начинала играть с волком и ласкала

его порой так нежно, как ласкала бы своих исчезнувших детей.

(М. Д. Валеева*)

* Майя Диасовна Валеева (р. 1962) — татарская писательница, автор книг о мире природы и человека.

Информация о тексте

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема жестокого отношения челове

1. Автор считает неприемлемым жестокое отношение

человека к животным.

2. Проблема жизни животных в неволе. 2. Автор осуждает ситуацию, когда ради собственных

интересов человек лишает животных воли, но при этом

не создаёт для них комфортных условий.

3. Проблема страданий животных, подверг

шихся насилию со стороны человека.

3. Автор считает, что животные, подвергшиеся насилию

со стороны человека, страдают не меньше, чем люди.

(1)На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о Чело

веке пауке. (2)Знаю, что у детей этот персонаж очень популярен. (3)Они любят в него

играть, надевают костюмы человека паука, приносят игрушки в виде человека пау

ка. (4)Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими по

добными героями. (5)Но героями ли?

(6)Вспомним сюжет фильма. (7)В самом начале мы видим молодого человека Пи

тера, который в жизни не слишком удачлив: работа не клеится, отношения не ладят

ся, в любви не везёт. (8)Мир не очень дружелюбен к нему. (9)И вот он, благодаря сте

чению обстоятельств, превращается в Человека паука, приобретает как будто вторую

натуру. (10)И тут же становится и смелым, и сильным, и ловким. (11)Свои новые

способности он использует во благо: вступается за слабых, предотвращает грабежи,

сражается за добро и справедливость. (12)Вроде бы что плохого? (13)Прекрасный

пример для подражания!

(14)Только вот. снимая костюм Человека паука, Питер своих новых способно

стей, конечно, не теряет, но вновь становится обычным человеком — тихим, неза

метным обывателем, которому не очень везёт. (15)Свою вторую натуру ему приходит

ся скрывать. (16)Единственное, что он приобретает, — это уверенность и чувство са

моудовлетворения: он то знает, кто на самом деле герой. (17)И в третьей части

трилогии Питер от всей души начинает этим гордиться, из за чего и приходит на тём

ную сторону и становится чёрным Человеком пауком. (18)Получается, что новые

способности делают его физически сильным, ловким и выносливым, но не дают ему

(19)Давайте вспомнимдругие известные саги современности: «Властелина Ко

способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает

роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать

и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему даётся, как

каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действи

тельно меняется. (22)Он совершает путь не только внешний от родного дома до стра

ны мрака, но и внутренний и становится героем, хотя вначале героем его точно не на

летучих мышей. (25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были

не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них бы

ли учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили. (26)И это по

сильнее всех волшебных способностей и костюмов, это совсем другая магия, другое

волшебство. (27)Вот что им помогало, их спасало, меняло. (28)И они стали героями,

которые спасали мир.

(29)Так же, как и у Бэтмена, и Супермена, мы не видим у Питера внутренних из

менений, его пути к герою. (30)Способности, которыми эти персонажи стали обладать, и костюмы, которые они надели, не помогли поменяться им самим, а, наоборот,

стали маской, за которой так удобно прятаться от собственных неудач. (31)Да, они

использовали эти способности во благо, но получили их без усилий, это дар ниоткуда.

(32)Может, поэтому Человек паук и подобные ему персонажи так популярны

в наш век комфорта: нам не хочется делать усилий, а хочется, чтобы всё доставалось

(33)Я сейчас опять вспомнила о детях, для которых Человек паук — кумир, при

мер для подражания. (34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то,

что даёт им мир. (35)Какую жизненную модель будут они принимать за чистую мо

нету? (36)Что нужно надевать маску, если хочешь чего то добиться, что эту маску

нужно обязательно скрывать, что всё, что тебе нужно, даётся просто так, а не заслу

живается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться. (37)Как то

страшно становится. (38)Хорошо, что в народных сказках, которые ещё читают де

тям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в современных сагах ещё есть

что в каждом из нас живёт герой и что нужно его пробудить. (40)Я с ней полностью

согласна, но мне не хочется пробуждать в себе Человека паука. (41)Ведь мы сами вы

бираем себе героя и пример для подражания, и в наших силах задуматься о том, ко

му и чему мы следуем.

(В.В. Куделина*)

* Варвара Владимировна Куделина (р. 1984) — детский психолог, публицист, участница

многочисленных волонтёрских программ в детских домах, детских досуговых центрах, выездных лагерях.

Информация о тексте

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема истинных и ложных героев. 1. Автор считает, что истинным героем становится тот,

кто может меняться внутренне и через преодоление по

лучать способности, помогающие творить добро.

2. Проблема влияния современных героичес

ких саг на детей.

2. Не все кинофильмы о супергероях положительно

влияют на детей.

3. Проблема выбора примера для подража

3. Подражать героям, которые прячутся за маской

и получают способности незаслуженно, нельзя.

(1)Я скажу просто: вдохновение есть награда за взыскующую честность художни

ка. (2)Верующий уточнил бы — награда Бога.

(3)Атеист сказал бы: награда нашей нравственной природы. (4)На что верующий

мог бы спросить: а откуда взялась ваша нравственная природа? (5)Но этот спор ве

(6)Когда перед нами истинно талантливое произведение, это всегда субъективно

честно, но охват истины зависит и от силы таланта, и знания предмета, и того идеала

честности, который выработан данным писателем. (7)Вдохновение вбрасывает писа

теля на вершину его идеала. (8)Но вершины идеала Льва Толстого или просто хоро

шего писателя Писемского находятся на разном уровне, и тут наша собственная чест

ность в измерении их достижений должна учитывать это. (9)Толстой со своей высоты

видит всех и потому виден всем. (10)Просто одарённый писатель со своей высоты то

же видит кое что и виден каким то людям. (11)Более того, какие то части открываю

щегося ландшафта одарённый писатель может видеть лучше гения. (12)Только бо

юсь, что это моё утешение не остановило бы Сальери.

(13)Вдохновение может заблуждаться, но оно не может лгать. (14)Скажу точнее,

всё истинно вдохновенное всегда истинно правдиво, но адресат может быть ложным.

(15)Представим себе поэта, написавшего гениальное стихотворение о животворной

разумности движения светила с востока на запад. (16)Можем ли мы наслаждаться

таким стихотворением, зная, что оно не соответствует законам астрономии? (17)Без

условно, можем! (18)Мы наслаждаемся пластикой описания летнего дня, мы даже

наслаждаемся очарованием доверчивости поэта: как видит, так и поёт! (19)Такие ошибки бывают, но они сравнительно редки, потому что вдохновение

вообще есть одержимость истиной, и в момент вдохновения художник видит истину

со всей доступной ему полнотой. (20)Но одержимость истиной чаще всего приходит

к тому, кто больше всего о ней думает.

(21)Я скажу такую вещь: существует жалкий предрассудок, что, садясь писать,

надо писать честно. (22)Если мы садимся писать с мыслью писать честно, мы поздно

задумались о честности: поезд уже ушёл.

(23)Я думаю, что для писателя, как, видимо, для всякого художника, первым

главнейшим актом творчества является сама его жизнь. (24)Таким образом, писа

тель, садясь писать, только дописывает уже написанное его жизнью. (25)Написанное

его личной жизнью уже определило сюжет и героя в первом акте его творчества.

(26)Дальше можно только дописывать.

(27)Писатель не только, как и всякий человек, создаёт в своей голове образ своего

миропонимания, но неизменно воспроизводит его на бумаге. (28)Ничего другого он

воспроизвести не может. (29)Все другое — ходули или чужая чернильница. (30)Это

сразу видно, и мы говорим — это не художник.

(31)Поэтому настоящий художник интуитивно, а потом и сознательно строит своё

миропонимание, как волю к добру, как бесконечный процесс самоочищения и очи

щения окружающей среды. (32)И это есть наращивание этического пафоса, зарабо

танное собственной жизнью. (33)И другого источника энергии у писателя просто нет.

(Ф.А. Искандер*)

* Фазиль Абдулович Искандер (р. 1929) — абхазский писатель, советский и российский прозаик и поэт.

Информация о тексте

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.014)

В память о Еве

…Они свирепые и опасные. Вероятно, так скажет о волках тот, кто почти ничего о них не знает.

На самом деле на людей волки нападают очень редко. Они охотятся, тобы прокормиться, и живут своей жизнью, стараясь держаться подальше от людей.

Джейн П. Резник

I. СЛУЧАЙНОСТЬ, ИМЕВШАЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Стоял на исходе апрель, но уже было по-летнему жарко и пыльно. В зоопарке, обычно тихом и позабытом в холодное время года, сразу стало многолюдно. На затхло-зеленом пруду шумели утки и гуси, в летнем вольере рыдали павлины, квохтали фазаны и куропатки. Заглушая остальные звуки, на весь зоопарк вдруг рокочуще вздыхал старый темногривый лев, и тогда на какой-то миг воцарялась тишина, но потом снова взрывалась какофонией звериных и птичьих голосов. К полудню солнце становилось нестерпимо жарким, и животных окутывала дремота. Одни прятались в тени, другие забирались в воду. И только слониха Эльза стояла на солнцепеке, механически, от нестерпимой скуки покачивая замшелой головой. Хобот ее болтался в разные стороны, как маятник.

В маленькой темной клетке с толстыми железными прутьями уже с десяток лет жила пара волков. Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки почему-то так и остались безымянными. Волчица казалась совсем молодой, — она была худая, рыжеватая, высокая, с чуть косящими ярко-желтыми глазами. Волк был крупный, с тяжелой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная доска. Длинная светлая грива закрывала его шею, и каждую весну во время линьки на ней подолгу висели безобразные клоки шерсти. Он прихрамывал на обе задние лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на инвалида, разбитого параличом. В молодости волку удалось однажды убежать из клетки. Но преодолеть высокий каменный забор, которым был огорожен весь зоопарк, он так и не сумел. Утром его поймали, снова загнали в клетку и долго били железным прутом. После этого он стал постоянно подволакивать задние лапы.

Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и мужественной любовью, на какую только был способен. Они часто играли друг с другом, как щенки, и волчица всегда успевала нежно лизнуть его в нос. Волк редко сердился на нее, но если это случалось, то становился свирепым и страшным: шерсть его подымалась дыбом, он морщил губы, открывая огромные, загнутые, как сабли, желтые клыки. А волчица тут же падала по-щенячьи на спину и подымала вверх лапы в знак своей полнейшей покорности.

Но чаще всего волки лежали и дремали, не обращая внимания на людей, и просыпались лишь тогда, когда рабочие начинали развозить мясо. Знакомое поскрипывание тележки с мясом они улавливали мгновенно и преображались, — прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

Каждую весну, в апреле или мае, волчица приносила детенышей. Но только один раз за всю жизнь ей удалось выкормить своих волчат, — она была счастлива в то лето… Потом ее детей подросших и крепких, продали в цирк. Она-то, конечно, этого не знала, но как больно, как тоскливо ей было тогда! Будоража весь зоопарк, она выла днями и ночами, и ей подвывал волк. Но еще страшнее было тогда, когда ее детеныши пропадали в тот же день, в который они появлялись на свет. Еще мокрые, необлизанные ею, они успевали только припасть к ее разбухшим соскам, как приходили люди, длинными железными палками выгоняли волков в соседнюю клетку и забирали всех волчат. Она выла, рычала, грызла в ярости сетку, но что она могла?! После того, как уносили ее детенышей, волчица лежала целыми днями не двигаясь, как мертвая, ничего не ела, ничего не ощущала, кроме изнуряющей боли в груди, переполненной молоком. Но шло время, она постепенно оживала, будто и забывала о волчатах, снова начинала играть с волком, и ласкала его порой так нежно, как ласкала бы своих исчезнувших детей.

В этот жаркий апрельский день волчица забеспокоилась с самого утра. Она забралась в темный угол, безуспешно поскребла когтями дощатый пол и затихла, настороженно прислушиваясь к привычному шуму зоопарка. Хромой волк, переживая за подругу, ходил из угла в угол.

На этот раз волчица родила четырех волчат. Два крошечных будущих волка и две маленькие волчицы, кряхтя и попискивая, сгрудились у ее живота, а она лизала каждого по очереди, захлебываясь от нежности и любви. На какое-то время она совершенно забыла и о клетке, и о людях, но потом вдруг к ней пришла мучительная, изматывающая тревога. Она затаилась, прикрыв собой волчат, мелко задрожала, вслушиваясь в каждый звук, готовая скорее умереть, чем отдать своих детенышей людям. Но то был воскресный вечер, и никто не заглянул к волкам. И ночь, целую ночь она была вместе со своими детьми. Ночь была блаженством, какого она не помнила за всю свою жизнь.

Но утром, когда сквозь щели ее конуры просочилось солнце, пришли люди. Она поняла это сразу. Она услышала свирепое рычание волка и его визг, когда по больным лапам ударили железным прутом, чтобы выгнать его в другую клетку. Детеныши спали, насытившись молоком, ни о чем не подозревая. Волчицу обуял ужас, она выскочила из своего убежища, с ненавистью схватила зубами железный прут, но тут же получила удар по голове и шарахнулась в открытую дверцу соседней клетки. Дверца захлопнулась, волки оказались запертыми, и снова как и в прошлом, и позапрошлом году, повторился тот же кошмар: люди одного за другим положили волчат в мешок и унесли.

Я работала в зоопарке всего несколько месяцев. Еще с детства я мечтала стать зоологом и заниматься спасением и изучением птиц и зверей. Я мечтала жить и работать в заповеднике. Конечно, после школы я ни секунды не усомнилась в своем выборе, и когда поступила на биологический факультет — казалось, мечта моя уже почти претворилась в жизнь. Сама не знаю почему, но с детства я очень любила волков. Волки для меня были какой-то чудесной тайной, полной красоты, совершенства и силы. В те годы обществу внушалось, что волк — вредный и опасный зверь, которого надо уничтожить окончательно. Чем больше я слышала и читала об этом, тем сильнее было мое желание защитить и спасти волков. В первый же месяц учебы в университете заведующий нашей кафедрой, старый уважаемый профессор, решил узнать, чем же интересуются его первокурсники. Когда я сказала, что хочу изучать жизнь волков, он с недоумением смерил меня взглядом и жалостливо спросил:

Читайте также: