Сочинение о ф шуберте

Обновлено: 01.07.2024

Франц Шуберт – композитор, который был представителем такого течения как романтизм в музыке. Этот стиль отличался от строгой спокойной классики взрывом эмоций и чувств. Музыка волновала и заставляла сопереживать.

Родился будущий композитор в Лихтентале, недалеко от города Вена. Дата его рождении - 31 января 1797 года. Отец его преподавал в школе. Мать занималась детьми. Всего в семье было 14 детей, но девять из них умерли. В семье ценились добропорядочность и трудолюбие. Отец и братья играли на музыкальных инструментах. Часто семья проводила музыкальные вечера, приглашая знакомых и соседей. В такой обстановке рос юный Франц.

Способности к музыке и творчеству проявились у него в весьма раннем возрасте. С семи лет он начинает обучаться игре на скрипке и фортепиано, поет в церковном хоре. Учат пока его отец и братья. Заметив одаренность сына, отец отдает его в 11 лет в императорскую Придворную капеллу, в которой руководителем в тот момент был выдающийся композитор Антонио Сальери. С 1808 по 1812 год Франц учится в конвикте (школа-интернат для детей из бедных семей). Именно здесь он знакомится с шедеврами великих композиторов, из которых выделяет для себя Моцарта и Бетховена.

Именно вовремя учебы в конвикте Франц сочиняет первое свое произведение. Тогда ему исполнилось 13 лет. Становится понятно, что это одаренный юноша. С ним занимается Антонио Сальери. Шуберт пишет еще несколько произведений. В это же время он взрослеет и ломается голос. Франц решает уйти из конвикта. Отец не одобряет его решения, но Шуберт поступает по своему.

Начиная с 1814 года, Франц поступает на службу помощником учителя в той же школе, что и отец. Заработок был очень маленький и Франц дает уроки музыки, чтобы заработать.

Именно этот период очень плодотворный: за три года написано около 300 песен, 5 симфоний, 7 сонат. В это время его поддерживают друзья: организовывают концерты с его участием, оказывают финансовую поддержку. Из-за работы у него остается мало времени на занятия музыкой, и он принимает решение бросить работу в школе. Отец не поддерживает его решение, и Франц остается без средств и крыши над головой.

В это время он знакомится с известным тогда певцом И. М. Фоглем. Иоганн Фогль оценил талант Шуберта, пропагандировал его творчество. Фогль выступал в салонах, исполняя песни Франца Шуберта, а сам композитор аккомпанировал. Эти выступления и принесли известность композитору.

Несмотря на признание и славу, композитор всю свою жизнь жил в нужде, и даже не смог жениться на той, которую любил, так как родителям девушки не нужен был бедный жених.

В 1828 году композитор тяжело заболел тифом и умер 19 ноября.

Всего за годы творчества им было написано около шестисот песен, 10 опер, произведения для исполнения хором, девять симфоний, 21 соната.

Вариант №2

С появлением романтизма в искусстве произошли изменения и в мире музыки. Австрийский композитор Франц Шуберт стал первым музыкантом, который раздвинул рамки музыкальной культуры XIX века.

Умер Шуберт в расцвете творческих сил, но для всех он остается основателем жанра лирической миниатюры для фортепиано и замечательны мелодистом в истории мирового искусства.

Шуберт

Шуберт

Физическое развитие очень важная составляющая в жизни человека. Физические упражнения просто необходимы для тренировки тела и развития мышечной и двигательной системы. Выявлено, что самые высоки результаты, можно получить,

Лжедмитрий I представляет собой легендарную личность, способную силой убеждений склонить на свою сторону народ, поднять на востание и, будучи самозванцем, захватить царский престол.

За городом в хорошую погоду можно увидеть звёздное небо. Оно состоит из множества ярких точек – звёзд, свет от которых долетает до Земли за миллионы лет. Таким образом, эта картинка отражает состояние космоса в глубокой древности.

Франц Шуберт. Гений, неизвестный современникам

Франц Шуберт

Франц Шуберт – великий австрийский композитор, один из основоположников музыкального романтизма, создатель нескольких новых жанров классической музыки. Родился 31 января 1797 года в местечке Лихтенталь, предместье Вены.

Несмотря на то, что родители мальчика были не придворного сословия (отец – школьный учитель, мать – дочь слесаря), в семье очень любили музыку. Отец Франца прекрасно играл на виолончели, братья – на скрипке и фортепиано. В 7-летнем возрасте мальчик учится петь и играть на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви.

В 1808 году Шуберт поступает в Конвикт (Школу придворных певчих) и поет в хоре Венской придворной капеллы. Музыкальным образованием Франца руководили органист М. Ружичка и композитор А. Сальери. Большое влияние на будущее творчество Шуберта оказало изучение произведений Моцарта, Гайдна и Глюка. В 1813 году, в связи с начавшейся подростковой мутацией голоса, мальчик был уволен из хора. По другим данным, Франц сам решил уйти из школы. Ему хотелось, свободы, творчества, а не сидения за скучными учебниками.

Некоторое время Шуберт посещал учительскую семинарию св. Анны, в течении трех лет служил помощником отца, сельского учителя в родном Лихтентале. Несмотря на большую занятость в школе, юноша не оставлял музыкальное творчество. В 1818 году композитор переселяется в Вену, где в очень непростых материальных условиях продолжает сочинение музыки. Лето 1818 и 1824 года Франц провел в Целесе (ныне Желиз в Южной Словакии) в имении княгини Эстергази, подрабатывая домашним учителем музыки.

Творчество и трагедия Франца Шуберта

Материальные и личные проблемы преследовали композитора весь его короткий, но полный гениальных произведений жизненный путь. Еще в юности мизерной зарплаты помощника учителя не хватало ни на что. Шуберт сумел совместить обучение детей начальной грамоте и сочинение музыки. Именно в эти три года композитором было написано более 150 произведений, среди которых 4 оперы, 2 симфонии, мессы, сонаты, квартеты и около 140 песен.

Отсутствие достатка и неустроенность трагически повлияли и на личную жизнь. Молодой композитор встретил девушку по имени Тереза, певшую в церковном хоре. Привыкший к ударам и черствости судьбы, Франц надеялся обрести счастье в любви и браке. Чувства были взаимны, но мать девушки была непреклонна: Шуберт – беден. Тереза вышла замуж за кондитера, а Франц получил еще один трагический удар. И продолжал творить.

Произведения Шуберта становились еще более разнообразны: трио, квартеты, мессы, симфонии, оперы, песни… Но их не исполняли и не печатали. При жизни композитора публично не было исполнено ни одной симфонии, не поставлено ни одной оперы. Практически все сочинения оставались в рукописях.

Композитор не умел просить и унижаться, робел перед влиятельными чиновниками и дворянами. Он отказался пойти в услужение ко двору князя Эстергази, ограничился несколькими уроками музыки для его детей. Временами у Шуберта даже не было фортепиано. Он сочинял музыку и без инструмента.

В 1828 году, с помощью друзей Шуберта, состоялся его первый и единственный концерт, состоящий из собственных сочинений.

Влияние Шуберта на развитие музыкального искусства

Шуберт вошел в историю музыки как создатель целого ряда жанров классической музыки, вышедших далеко за рамки эпохи романтизма. Жанры романтической симфонии, фортепианный миниатюры, лирико-романтической песни (романс), программно-сюжетного вокального цикла получили широчайшее распространение после смерти композитора. Творчество Шуберта оказало большое влияние на всю классическую музыку XIX века.

Созданием новых жанров, а также обновлением содержания традиционных музыкальных форм Франц Шуберт вписал золотые страницы в мировую музыку. Наибольшее значение в его творчестве имели песни, в которых проявлялись многие новаторские тенденции. В песнях Шуберта глубже раскрыт внутренний мир человека, заметнее связь с народно-бытовой музыкой.

В произведениях композитора раскрылась самая существенная особенность его дарования – беспримерное богатство и удивительное разнообразие, красота, обаяние мелодий.

Франц Шуберт / Franz Schubert

Доверчивый, откровенный, неспособный на предательство, общительный, разговорчивый в радостном настроении — кто знал его другим?
Из воспоминаний друзей

Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию — все это определяло облик творчества Шуберта.

Успех первого (и единственного) авторского концерта, организованного за несколько месяцев до смерти, привлек наконец внимание музыкальной общественности. Его музыка, прежде всего песни, начинает быстро распространяться по всей Европе, находя кратчайший путь к сердцам слушателей. Она оказывает огромное влияние на композиторов-романтиков следующих поколений. Без открытий, сделанных Шубертом, невозможно представить Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Малера. Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.

Франц Шуберт / Franz Schubert

Творческая жизнь Шуберта исчисляется всего семнадцатью годами. Тем не менее перечислить все написанное им еще труднее, чем перечислить произведения Моцарта, творческий путь которого был более продолжительным. Так же, как Моцарт, Шуберт не обошел ни одной области музыкального искусства. Кое-что из его наследия (преимущественно оперные и духовные произведения) само время отодвинуло в сторону. Зато в песне или симфонии, в фортепианной миниатюре или камерном ансамбле нашли выражение лучшие стороны шубертовского гения, чудесная непосредственность и пылкость романтического воображения, лирическая теплота и искания мыслящего человека XIX века.

В этих сферах музыкального творчества новаторство Шуберта проявилось с наибольшей смелостью и размахом. Он родоначальник лирической инструментальной миниатюры, романтической симфонии — лирико-драматической и эпической. Шуберт вкорне изменяет образное содержание в крупных формах камерной музыки: в фортепианных сонатах, струнных квартетах. Наконец, истинное детище Шуберта — песня, создание которой просто неотделимо от самого его имени.

Музыка Шуберта формировалась на венской почве, оплодотворенной гением Гайдна, Моцарта, Глюка, Бетховена. Но Вена — это не только классика, представленная ее корифеями, но и насыщенная жизнь музыки быта. Музыкальная культура столицы многонациональной империи издавна подвергалась ощутимому воздействию ее разноплеменного и разноязычного населения. Скрещение и взаимопроникновение австрийского, венгерского, немецкого, славянского фольклора с веками неубывающим притоком итальянского мелоса приводили к образованию специфически венского музыкального колорита. Лирическая простота и легкость, доходчивость и изящество, веселый темперамент и динамика оживленной уличной жизни, беззлобный юмор и непринужденность танцевального движения наложили характерный отпечаток на бытовую музыку Вены.

Естественно поэтому, что хотя уже начало композиторского пути Шуберта было отмечено необычайным размахом творческих замыслов, побуждавших к пробам во всех областях музыкального искусства, прежде всего он нашел себя в песне. Именно в ней, опережая все остальное, заблистали чудесной игрой грани его лирического дарования.

Шубертовская лирика претерпела некоторую эволюцию. С годами наивная юношеская доверчивость, идиллическое восприятие жизни и природы отступали перед потребностью зрелого художника отразить подлинные противоречия окружающего мира. Подобная эволюция вела к росту психологических черт в музыке Шуберта, к усилению драматизма и трагической выразительности.

Франц Шуберт / Franz Schubert

Шуберт и Бетховен. Шуберт — первый венский романтик

Но уже одно это сопоставление позволяет заметить, что речь идет о произведениях разных музыкальных стилей. В отличие от Бетховена, Шуберт выдвинулся как художник не в годы револю­ционных восстаний, а в то переломное время, когда на смену пришла эпоха общественно-политической реакции. Грандиозности и мощи бетховенской музыки, ее революционному пафосу и философской глубине Шуберт противопоставил лирические миниатюры, картинки демократического быта — домашние, интимные, во многом напо­минающие записанную импровизацию или страничку поэтического дневника. Совпадающее по времени бетховенское и шубертовское творчество отличаются одно от другого так, как и должны были отличаться передовые идейные направления двух различных эпох — эпохи Французской революции и периода Венского кон­гресса. Бетховен завершил вековое развитие музыкального классицизма. Шуберт был первым венским композитором-романтиком.

Вместе с тем всю пору своей творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене. И это обстоятельство в огромной степени определило характер его искусства.

И тем не менее Шуберт выступает как продолжатель бетховенских демократических традиций в новой исторической обстановке. Раскрыв в музыке богатство сердечных, чувств во всем многообра­зии поэтических оттенков, Шуберт ответил на идейные запросы пе­редовых людей своего поколения. Как лирик он достиг идейной глубины и художественной силы, достойных бетховенского искус­ства. Шубертом начинается лирико-романтическая эпоха в музыке.

Судьба шубертовского наследия

После смерти Шуберта началась интенсивная публикация его песен. Они проникали во все уголки культурного мира. Харак­терно, что и в России песни Шуберта получили широкое распростра­нение в среде русской демократической интеллигенции еще задол­го до того, как приезжие гастролеры, выступая с виртуозными ин­струментальными транскрипциями, сделали их модой дня. Имена первых ценителей Шуберта — самые блестящие в культуре России 30 — 40-х годов. Среди них А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, А. В. Кольцов, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Лермон­тов и другие.

По странной случайности большинство инструментальных про­изведений Шуберта, созданных на заре романтизма, на широкой концертной эстраде зазвучало только со второй половины XIX века.

Франц Шуберт (1797–1828 гг.) – великий австрийский композитор, автор 9 симфоний, шестисот вокальных композиций и огромного количества музыкальных произведений для фортепиано. Известный представитель течения романтизм. Его творчество не утратило своей актуальности и сегодня.


Детство и юность

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепиано – старший брат.

В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.

До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А. Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.

Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. Изучая биографию Франца Шуберта, следует обратить внимание, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепиано, симфонию и оперу.

В 1813 г. у него начал ломаться голос и он был отчислен из хора.

Зрелые годы

Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И. М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”. Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.

Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А. Хюттенбреннерем, И. Майрхофеном, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.

В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену.

Особенности творчества

Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В. Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.

Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном, а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.

Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса № 6 Ми-бемоль мажор.

Болезнь и смерть

1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного вице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайгля.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепиано и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар.


Франц Петер Шуберт — австрийский композитор, основоположник романтизма, творения Шуберта вошли в число известнейших музыкальных произведений.

Детство и юношество

Родиной великого композитора стала Австрия. Он родился недалеко от Вены, в её пригороде, зимой 1797 года, в самой обычной, небогатой, но дружной семье. Его родители Франц Теодор и Элизабет родили в браке 14 детей, но выжили только четверо, двое из них Франц и Фердинанд впоследствии посвятили себя музыке.

Элизабет работала поварихой, а Франц Теодор, отец будущего композитора, работал преподавателем приходской школы Лихтенталя, а всё свободное время семья посвящала музыке. Отец был непрофессиональным музыкантом-любителем. Он стал первым учителем музыки юного Франца, давая уроки игры на скрипке. Игнат, старший брат Франца обучил его игре на фортепиано. Вечерами они устраивали музыкальные вечера, собирая своих друзей. Знакомые Шубертов любили бывать у них дома, наслаждаясь исполнением произведений этой музыкальной семьи.

Франц Петер Шуберт

В шесть лет мальчик пошел в школу, в которой преподавал его отец. В семилетнем возрасте родители стали замечать у ребёнка особую тягу к творчеству и музыкальные способности. Отец отдаёт его на обучение к капельмейстеру Лихтентальской церкви, для обучения игры на органе, немного позднее Франц стал заниматься вокалом с регентом церкви Хольцером.

А уже в 1810 году он начинает сочинять свою собственную музыку. За три последующие года он сочинил симфонию и оперу, несколько фортепианных песен и пьес. Точные науки и латынь давались юному гению непросто, к тому же у ребёнка стал ломаться голос. В связи с этим событием ему пришлось покинуть хор, а затем и саму школу. Франц возвращается домой и по наставлению своего родителя, который хотел, чтобы и он стал учителем, поступает в учительскую семинарию. В 1814 году Шуберт успешно её заканчивает и устраивается на работу в школу, в которой и преподаёт его отец.

Музыка

Франц Шуберт предпринимает попытку укрепиться в качестве композитора. Он пытается напечатать свои произведения, но издательства раз за разом отказывали ему в публикации. А в 1816 году он претендовал на должность капельмейстера в Лайбахе, но также получил отказ. Встреча с известным поэтом Францем фон Шобером приносит ему знакомство с исполнителем и обладателем баритона Иоганном Фоглем. Исполнение песен Фогелем на музыку Шуберта стали очень популярны. Музыка Франца Шуберта звучала практически в каждом салоне Вены. Франц аккомпанировал знаменитому певцу, но он не был виртуозным пианистом, и его игра на пианино не привлекала к себе должного внимания.

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт

Но удача всё же улыбнулась ему, в 1828 году 26 марта он даёт свой единственный авторский концерт. Это был триумф. Его произведения имели грандиозный успех, зрители рукоплескали молодому композитору. За своё выступление Шуберт получил 800 гульденов, и приобрёл себе рояль.

Читайте также: