Сочинение с паронимами 7 класс
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока родного языка (открытый урок)
Дата: 17.12.20
Учитель: Козурман Т. Г.
Тип урока: объяснение нового материала
- научить различать значения паронимов и правильно употреблять
- воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи;
- формирование умений: разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Метапредметные УУД :
Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Предметные УУД : овладеть сведениями о паронимах. Опознавать паронимы. Различать паронимы и многозначные слова.
Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.
Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование: карточки с заданием
I Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II Мотивация (зачитываю стихотворение)
Мне мама говорит всегда:
Стою и рассуждаю я тогда,
Припомнив все уроки, какие лишь возможно.
А точно ли НАДЕТЬ?! Наверное, неточно…
Скорее уж ОДЕТЬ…
И, вот, учитель говорит мне строго,
Что нужно знать всё назубок.
Здесь есть одна дорога-
НАДЕНЬ ты на себя или ОДЕНЬ кого-то!
Выявление темы урока, сделать акцент на словах НАДЕТЬ, ОДЕТЬ
Постановка целей урока (при помощи вспомогательных слов: РАЗЛИЧАТЬ, ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ, ДАТЬ ОПРЕДЕЛНИЕ, ЧУВСТВО ВОСХИЩЕНИЯ, КРАСОТА РУССКОЙ РЕЧИ)
Записать в тетрадь число и тему урок.
III Актуализация знаний
Проверка знаний по теме прошлого урока.
Орфоэпическая минутка (работа по вариантам)
1 вариант: намЕрение, каталОг, тОрты, свЁкла, экспЕрт, Издавна;
2 вариант: сУмчатый, красИвее, позвонИт, корЫсть, бАнты, тУфля.
(Учащиеся должны поставить ударение в словах)
IV Первичное изучение нового материала, постановка проблемной ситуации
Ребята, составьте словосочетания со следующими словами: вечный – вековой, каменный – каменистый, единый – единичный, злой – злостный, ближний – близкий.
Вечный огонь – вековой памятник, дуб, каменный век – каменистая дорога, единый экзамен, звук – единичный случай, злой человек – злостный нарушитель, ближний город – близкий человек.
Так что же за слова такие паронимы? Сформулируйте правило.
Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
V Закрепление изученного материала (карточки для парной работы)
1.На девочке было (одето, надето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Окружность и диаметр – (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 4. Всё лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг. 7. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 8. (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 9. (Лесные, лесистые) озёра очень красивы.
VI Работа у доски
Следующее упражнение выполним у доски (Задание: выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому прилагательному.)
Гарантийный , гарантированный (работа, паспорт, срок).
Генеральный, генеральский (план, чин, директор, погоны, уборка).
Земляной, земельный (участок, орех).
Защитительный, защитный (речь, панцирь, костюм, аргумент).
Гармоничный, гармонический (человек, ансамбль).
Ледовый, ледяной (крыша, взгляд).
VII Рефлексия, выставление оценок
сегодня я узнал…
у меня получилось …
VIII Домашнее задание
Объяснить значение паронимов: гарантийный-гарантированный; экономичный-экономический. Например: единичный – в одном экземпляре; единый – совместный, представляющий целое.
Спасибо за урок!
1.На девочке было (одето, надето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Окружность и диаметр – (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 4. Всё лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг. 7. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 8. (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 9. (Лесные, лесистые) озёра очень красивы.
1.На девочке было (одето, надето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Окружность и диаметр – (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 4. Всё лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг. 7. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 8. (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 9. (Лесные, лесистые) озёра очень красивы.
1.На девочке было (одето, надето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Окружность и диаметр – (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 4. Всё лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг. 7. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 8. (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 9. (Лесные, лесистые) озёра очень красивы.
1.На девочке было (одето, надето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Окружность и диаметр – (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 4. Всё лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг. 7. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 8. (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 9. (Лесные, лесистые) озёра очень красивы.
1.На девочке было (одето, надето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Окружность и диаметр – (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 4. Всё лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг. 7. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 8. (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 9. (Лесные, лесистые) озёра очень красивы.
Приведем примеры предложений с паронимами из художественной литературы.
Паронимы и точность речи
Для эффективного использования в письменной и устной речи лексических средств русского языка следует научиться различать слова, которые звучат очень похоже, но отличаются оттенками значения или вовсе обладают другим значением. Речь идет, конечно, о паронимах.
Паронимами являются как однокоренные, так и похожие слова, которые близки по звучанию, но только частично или полностью отличаются своим лексическим значением:
- надеть и одеть;
- представить и предоставить;
- выборный и выборочный;
- гарантийный и гарантированный;
- парламентарий и парламентер.
Такие слова следует употреблять в речи, точно зная их значение. В противном случае не избежать лексической ошибки (смешение паронимов), которая исказит смысл высказывания, и даже может создать комический эффект.
Понаблюдаем, как используются слова-паронимы в художественной и научной литературе.
Примеры
- диктант — вид письменной работы по обучению орфографии и пунктуации языка;
- диктат — политика навязывания своих условий, требований.
Затем наступила очередь новых состязаний: чтение вслух и диктант (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).
Авторитарный стиль общения реализуется с помощью диктата и опеки (В. Ю. Микрюков. Краткий курс педагогики).
Она знала, что единственное орудие против него была молитва, и она пыталась молиться (Лев Толстой. Война и мир).
Дубровский вскочил с кровати, схватил оружие и вышел из шалаша (А. С. Пушкин. Дубровский).
- злой — сердитый, раздраженный, враждебный;
- злостный — преднамеренный, имеющий дурную цель.
Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
С третьего портрета взирал исподлобья злостный неплательщик алиментов (Э. В. Брагинский. Вокзал на двоих).
- невежа — грубый, невоспитанный человек;
- невежда — необразованный, несведущий человек, неуч.
Уж не против этого невежи выступал я вашим секундантом? (А. Дюма. Двадцать лет спустя).
В деле постройки морских судов я был невежда и неуч, но я хорошо понимал всю пользу такого приспособления, как руль, и потому не пожалел труда на эту работу (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
- праздничный — связанный с праздником; радостный, нарядный, красивый;
- праздный — ничем не занятый; бесцельный, бессодержательный.
Вся земля казалась одетой в праздничный наряд из зеленой листвы (Джеймс Фенимор Купер).
Но прежде чем осуждать, вспомните, до чего бесцельна тогда моя жизнь и как мало было вокруг такого, что могло бы занять мой праздный ум (Артур Конан Дойль. Этюд в багровых тонах).
- удачливый — тот, кому сопутствует удача, которому везет; счастливый;
- удачный — успешный, завершившийся удачей, хороший.
Это был энергичный человек, до сей поры удачливый и сильный, которому вдруг изменили сила и удача (Жюль Верн. Дети капитана Гранта).
Удачный улов, но отнюдь не удивительный! (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).
- секретарь — лицо, ведущее делопроизводство;
- секретер — вид письменного стола с откидной крышкой и полками для хранения бумаг и книг.
Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Внутренняя часть этого подобия стола представляла собой скорее секретер; в глубине его расположились многочисленные ящички с бумагами в алфавитном порядке (Александр Дюма. Джузеппе Бальзамо).
Никто не обратил внимания на его демонстративный уход.
Демонстрационный зал был полон редких экспонатов.
Теннисист совершил двойную ошибку при подаче мяча.
Двоякое чувство вызвала у нас эта картина.
Деловитый директор заключил несколько перспективных договоров с поставщиками оборудования.
Менеджеру сделали интересное деловое предложение.
Исполнительный работник заслуживает поощрения.
Исполнительское мастерство скрипача было поистине виртуозным.
Соседний дом огорожен кованой решеткой.
Соседский мальчишка прибежал к нам с новостью.
Хозяйский двор был чисто выметен.
Неподалеку находится хозяйственный магазин.
Математика развивает логическое мышление.
Логичное рассуждение ребенка поразило его родителей.
Видеоурок
Напишите пожалуйста текст с паронимами, не большой, буквально 6 - 7 предложений)).
Войти в класс - взойти на престол, вдохнуть воздух - шумно вздохнуть, неизмеримая глубина - несоизмеримые достижения, эффектный вид - эффективный метод, одеть ребенка - надеть костюм, искусанный мастер - искусственный мех.
Напишите пожалуйста 10 пар паронимов со значением?
Напишите пожалуйста 10 пар паронимов со значением.
Напишите не большой текст с вводными словами ; ?
Напишите не большой текст с вводными словами ; !
Очень срочно пожалуйста!
Помогите пожалуйста?
Напишите буквально 5 - 6 предложений на тему : описание портрет моего учителя.
Напишите пожалуйста 5 пар паронимов прилагательных и к каждому парониму по предложению?
Напишите пожалуйста 5 пар паронимов прилагательных и к каждому парониму по предложению.
Напишите текст в научном стиле?
Напишите текст в научном стиле!
Напишите буквально несколько предложений на тему : сочинение описание моего учителья?
Напишите буквально несколько предложений на тему : сочинение описание моего учителья.
Помогите пожалуйста составить мини текст"Вернулась весна в поле"?
Помогите пожалуйста составить мини текст"Вернулась весна в поле".
Буквально 3, 4 предложения.
Пожалуйста, напишите мини - сочинение рассуждение "Хорошо быть грамотным" Буквально 7 - 10 предложений?
Пожалуйста, напишите мини - сочинение рассуждение "Хорошо быть грамотным" Буквально 7 - 10 предложений.
Поже )))])) напишите 5 слов с паронимами?
Поже )))])) напишите 5 слов с паронимами.
Напишите 6 паронимов со значением каждого и примером в виде предложения?
Напишите 6 паронимов со значением каждого и примером в виде предложения.
На странице вопроса Напишите пожалуйста текст с паронимами, не большой, буквально 6 - 7 предложений))? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 10 - 11 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
Это одинаковые или близкие по звучанию слова, но которые имеют принципиально разные значения. Официально они называются паронимы.
Что такое паронимы на примерах
Паронимы – это слова, сходные по звучанию, но различающиеся по значению и смыслу.
Чаще всего речь идет об однокоренных словах, но у которых разные приставки и суффиксы (это явление называют паронимией). И в зависимости от этого кардинально (или лишь слегка) меняется смысл.
Из этих примеров также можно сделать вывод, что паронимами могут быть любые части предложения. В первом случае – это глагол, во втором – определение, в третьем – существительное.
Бывают и не однокоренные паронимы (этот феномен называют парономазией). Многим людям такие слова по незнанию кажутся близкими по смыслу или совпадающими. Как пример, название популярной ТВ передачи и другие:
Согласно словарю паронимов, подобных пар (однокоренных и разнокоренных) в русском языке около 1000.
Сразу оговорюсь, что слов-паронимов может быть больше чем два, хотя чаще всего их рассматривают именно парами. Но существуют и три, и более схожих слов, которые можно отнести к этому классу.
Например, из словаря паронимов, который поставляется с материалами подготовки к ЕГЭ можно почерпнуть такие вот примеры:
Конечно, некоторые из них более известны и чаще используются даже в повседневной речи, а другие можно увидеть разве что на страницах книг.
Как образуются паронимы
Как уже было сказано, паронимы – это в большинстве своем слова, имеющие один и тот же корень, но отличающиеся приставками или суффиксами. Сейчас более подробно расскажем, по какому принципу они строятся.
Суффиксальные
- Суффиксы -н-/-лив- . Например, БЕРЕЖНЫЙ и БЕРЕЖЛИВЫЙ. В первом случае речь об аккуратном отношении к чему-либо, а во втором об экономном.
- Суффиксы -еск-/-н- . Например, ЗРИТЕЛЬСКИЙ и ЗРИТЕЛЬНЫЙ. В первом случае речь именно о зрителе (зрительский зал), а во втором – о зрении (зрительный нерв).
- Суффиксы -аст-/-ист- . Например, ЦВЕТАСТЫЙ и ЦВЕТИСТЫЙ. Тут речь сначала о богатой палитре красок (цветастый ковер), а потом о конкретно цветах как растениях (цветистый луг).
- Суффиксы -ическ-/-ичн- . Например, АРХАИЧЕСКИЙ и АРХАИЧНЫЙ. Тут значения у слов схожие и оба характеризуют старину. Только в первом случае речь о чем-то вышедшем из моды или употребления (архаический термин). А во втором о чем-то древнем и старинным (архаичный барельеф).
- Суффиксы -вш-/-щ- . Например, ПРОПАВШИЙ И ПРОПАЩИЙ. В первом случае мы понимаем, что человек или вещь потерялись (пропавший башмак). А во втором речь о моральном падении (пропащий для общества).
Префиксальные паронимы
Вот и все, что нужно знать о паронимах. Надеюсь, было интересно и полезно.
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Паронимы — это похожие слова. Непонятно, почему автор делает вывод, что паронимами могут быть разные части предложения.
У нас так много одинаковых и разных по значению слов, но мы неким образом даём им точное определение автоматически и практически не ошибаемся, вот парадокс!
Чтоб не возникало путаницы, лучше употреблять указанные слова в контексте. Но, хотя паронимы довольно похожи по звучанию, с распространёнными терминами редко бывают проблемы.
Читайте также: