Сочинение русский крестьянин 30 40 годов 19 века

Обновлено: 04.07.2024

«Подле меня в карете сидел англичанин, человек лет 36. Я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?
Он (англичанин): — Английский крестьянин.
Я : — Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?
Он: — Что такое свобода?
Я: — Свобода есть возможность поступать по своей воле.
Он: — Следственно, свободы нет нигде, ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.
Я: — Что поразило вас более всего в русском крестьянине?
Он: — Его опрятность, смышленость и свобода.
Я: — Как это?
Он: — Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлености говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ими ни то, что соседи наши называют un badoud, никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны…
Я: — Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?
Он: — Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?
Я:Не удалось.
Он:Так вы не видали оттенков подлости,отличающих у нас один класс от другого.Вы не видели раболепного поведения Нижней палаты перед Верхней,джентельменства перед аристократией,купечества перед джентельменством,бедности перед богатством,повиновения перед властью.

2 текст:
Взгляните на русского крестьян- есть ли и тень рабского унижения в его поступках и речи О его смелости и смышлености и говорить нечего. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud(простофиля), никогда не заметите в нм ни грубого удивления , ни невежественного презрения
к чужому. В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища . Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши, у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день…

Охарактеризуйте русского крестьянина 30 - 40 - х годов 19 века по этим двум текстам.

Выделите в обоих текстах общее при характеристике духовных качеств, ума, физического облика, отношения к чужеземному.

Запишите составленный вами текст.

Автор обоих текстов А.

С. Пушкин, произведение "Путешествие из Москвы в Петербург" 1 текст : "Подле меня в карете сидел англичанин, человек лет 36.

Я обратился к нему с вопросом : что может быть несчастнее русского крестьянина?

Он (англичанин) : — Английский крестьянин.

Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?

Он : — Что такое свобода?

Я : — Свобода есть возможность поступать по своей воле.

Он : — Следственно, свободы нет нигде, ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.

Я : — Что поразило вас более всего в русском крестьянине?

Он : — Его опрятность, смышленость и свобода.

Он : — Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню ; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки.

О его смышлености говорить нечего.

Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия ; никогда не встречал я между ими ни то, что соседи наши называют un badoud, никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому.

Переимчивость их всем известна ; проворство и ловкость удивительны… Я : — Справедливо ; но свобода?

Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?

Он : — Взгляните на него : что может быть свободнее его обращения!

Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?

Вы не были в Англии?

Он : Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого.

Вы не видели раболепного поведения Нижней палаты перед Верхней, джентельменства перед аристократией, купечества перед джентельменством, бедности перед богатством, повиновения перед властью.

2 текст : Взгляните на русского крестьян - есть ли и тень рабского унижения в его поступках и речи О его смелости и смышлености и говорить нечего.

Проворство и ловкость удивительны.

Путешественник ездит из края в край России, не зная ни одного слова по - русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия.

Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud(простофиля), никогда не заметите в нм ни грубого удивления , ни невежественного презрения к чужому.

В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища .

Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу.

Этого нет в чужих краях.

Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши, у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности.

Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу : каждую субботу ходит он в баню ; умывается по нескольку раз в день.


Смотреть во вложении.


В первую очередь, русского крестьянина распознает свобода.

Под этим понимается доступность движений и непринужденность в общении.

Русские крестьяне приравнены ксвоему народу.

В их характере преобладают такие положительные качества, как смелость, смышленость, проворство, ловкость, просвещенность, вежливость, удовлетворенность, обдуманность, опрятность.


Крестьянин как обьяснить мягкий знак?

Крестьянин как обьяснить мягкий знак.


НАЙДИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм?

НАЙДИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.


Текст рассуждение на тему "Наш богатый русский язык"?

Текст рассуждение на тему "Наш богатый русский язык".


Выразительно ппачитайте текст?

Выразительно ппачитайте текст.

Что внем описывается кто автар этого текста что вы знаите об этом поэте зима.


Грамматическая основа в тексте ?

Грамматическая основа в тексте .

Наш русский язык , более всех новых, может быть , способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству , силе, свободе расположения , обилию форм .

Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами , нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им .


32Б. Найдите в тексте ошибки и исправьте их : Понятие свободы для каждого человека сугубо личное, и представление о ней неоднозначны?

32Б. Найдите в тексте ошибки и исправьте их : Понятие свободы для каждого человека сугубо личное, и представление о ней неоднозначны.

В современном мире свобода является культовой ценностью, но при этом все понимают её по - разному.

В моем понимании свобода – это заниматься своим любимым делом, приносить радость и хорошее настроение своим родным и близким.

Для меня эта ценность никак не связано с патриотическими и политическими взглядами.

Это только глубоко личное состояние души, когда чувствуешь себя счастливым человеком при любом финансовом разладе Хотя для многих людей свобода заключается в том, что бы быть финансово независимыми.

Но стоит помнить о том, что деньги сами по себе не могут дать никакой свободы.

Таким образом, если главной целью для человека являются финансовые ресурсы, то таких людей вряд ли можно назвать свободными.

Поскольку в таких случаях человек просто стает их заложником, но никак не свободной и независимой личностью.

Поэтому много зависит не от количества денежных средств, а от человеческих намерений, а также от отношения к ним.

Но разве такое утверждение правильно?

Лично я считаю, что отношения, которые строятся без всяких либо обязательств это увлечения слабых и неуверенных в себе людей, а таких люди никак не могут свободными, поскольку они всегда боятся ответственности.

А быть свободным означает полностью давать себе отчет за проделанные поступки и быть в ответе за них.

Поэтому я считаю, что отношения без обязательств не стоит ставить на один ряд вместе со свободой.

Многие люди также утверждают, что свобода заключается в том, что бы удовлетворять свои прихоти и всевозможные страсти.

В основном это не религиозные люди, для которых ублажение собственных влечений стоит на первом месте.

Они не остановятся, пока не добьются желаемого результата.

В таких поступках очень часто отсутствует совесть и здравый смысл в целом.

А как нам всем известно, свобода появляется тогда, когда мы перестаем быть зависимыми от наших страстей.

Следовательно свобода — это очень глубокая ценность, которая имеет разное значение для каждого из нас.

Она зависит от наших желаний, намерений, а также от нашей жизненной позиции.

По настоящему свободный человек, поистине может быть счастливым, потому что не каждому дано возможность её понять и открыть для себя в правильном облике.


Каждый народ имеет свой дорогой и родной ему язык?

Каждый народ имеет свой дорогой и родной ему язык.

У разных народов языки разные, но везде выступают как средство общения, без которого не может быть такого человеческого сообщества, как народ.

Русский язык - язык русского народа.

Однако им пользуется как государственным языком нашей страны и другие народы, населяющие Россию.

Более того, он является также средством межнационального общения.

В качестве иностранного языка русский язык изучают в школах и вузах многие страны мира.


1. Прочтите текст?

1. Прочтите текст.

В чем заключается богатство русского языка.

Запишите свой ответ.


Найдите в этом стихотворении : а) три слова, в которых все согласные мягкие б) три слова, в которых все согласные глухие СВОБОДА Если можно гулять весь день , Если можно ходить везде , Если делаешь вс?

Найдите в этом стихотворении : а) три слова, в которых все согласные мягкие б) три слова, в которых все согласные глухие СВОБОДА Если можно гулять весь день , Если можно ходить везде , Если делаешь все, что хочется, Не свобода это, А одиночество….


Найдите в этом стихотворении : а) три слова, в которых все согласные мягкие б) три слова, в которых все согласные глухие СВОБОДА Если можно гулять весь день , Если можно ходить везде , Если делаешь вс?

Найдите в этом стихотворении : а) три слова, в которых все согласные мягкие б) три слова, в которых все согласные глухие СВОБОДА Если можно гулять весь день , Если можно ходить везде , Если делаешь все, что хочется, Не свобода это, А одиночество….

В статье А.С. Пушкин отмечает такие качества крестьянина, как отсутствие рабского унижения и подобострастия и в речи, и в поступках. Поэт отмечает смелость и удивительную смышленость, которые присущи русскому выходцу из народа. Но еще больше восхищают его проворство и ловкость простого мужика.

Поэт говорит о способности русского крестьянина чувствовать чужой язык. Он пишет в статье, что иностранный путешественник, не зная русского языка, тем не менее в пути получает все необходимое, потому что его понимают, выполняют все его требования. Даже могут заключить с ним какое-либо условие.

 Характеристика русского крестьянина 30-40 годов XIX века история, факты

Пушкин отмечает также, что среди русского крестьянства нет простофиль. Крестьянин никогда не проявит грубого, наглого любопытства ни к самому путешественнику, ни к его вещам. Русский крестьянин также никогда не будет презрительно относиться ко всему чужому. Русские люди очень переимчивы. И у каждого есть собственное жилье. Даже нищий, который скитается в поисках средств к существованию, уходит из своего дома. За рубежом такого нет.

 Характеристика русского крестьянина 30-40 годов XIX века история, факты

В других странах наличие у крестьянина коровы свидетельствует о его богатстве. В России же отсутствие коровы у крестьянина говорит о его невероятной бедности. Пушкина восхищает опрятность русских крестьян, которая является правилом, или привычкой мужика к чистоте. Каждую субботу крестьянин обязательно моется в бане, а в течение дня несколько раз умывается.

 Характеристика русского крестьянина 30-40 годов XIX века история, факты

Эти же самые качества русского крестьянина подметил и путешествующий по России англичанин, бывший некогда попутчиком поэта. Англичанин считает, что русский крестьянин счастливее любого собрата из Европы, несмотря на то, что тот же английский крестьянин свободен. Но поистине свободны русские люди, потому что в них нет рабского унижения ни в речи, ни в делах. Они не подличают, потому что свободны.

 Характеристика русского крестьянина 30-40 годов XIX века история, факты

Вот таким удивительным видится русский крестьянин А.С. Пушкину и его английскому попутчику, который также отмечает смекалку, ловкость, проворство мужика.


Что посеешь – то и пожнешь

Из словесных портретов русских крестьян наши современники знают, что эта прослойка общества вела натуральное хозяйство. Такой деятельности присущ потребительский характер. Производство конкретного хозяйства представляло собой продукты питания, необходимые человеку, чтобы выжить. В классическом формате крестьянин трудился, чтобы прокормить себя.

В деревенских краях крайне редко покупали еду, а питались довольно просто. Пищу люди именовали грубой, поскольку длительность приготовления сокращалась до минимально возможной. Хозяйство требовало большой работы, немалых усилий, отнимало очень много времени. У женщины, отвечавшей за приготовление пищи, не было ни возможности, ни времени для приготовления разнообразных блюд или сохранения продуктов на зиму какими-то особенными способами.

Из словесных портретов русских крестьян известно, что люди в те времена питались однообразно. На праздники обычно свободного времени было побольше, поэтому стол украшали вкусными и разнообразными продуктами, приготовленными с особенным изыском.

Как считают современные исследователи, прежде сельские женщины были более консервативными, поэтому старались пользоваться одними и теми же ингредиентами для приготовления блюд, стандартными рецептами и приемами, избегая экспериментов. В некоторой степени такой подход к повседневному питанию стал бытовой традиционной чертой общества того времени. Сельские жители к пище были довольно равнодушными. Как следствие, рецепты, призванные разнообразить рацион, казались, скорее, излишеством, нежели нормальной частью повседневной жизни.

Живописные портреты русских крестьян

О рационе

У Бржевского в описании русского крестьянина можно видеть указание на разные продукты питания и частоту их употребления в быту крестьянской прослойки общества. Так, автор любопытных трудов заметил, что мясо не было постоянным элементом меню типичного крестьянина. И качество, и объемы продуктов питания в обычной крестьянской семье не соответствовали нуждам человеческого организма. Признавалось, что обогащенная белком пища была доступна лишь по праздникам. Крестьяне в очень ограниченных количествах потребляли молоко, масло, творог. В основном их подавали к столу, если праздновали свадьбу, престольное событие. Таким было меню при разговении. Одной из типичных проблем того времени выступало хроническое недоедание.

Из описаний русских крестьян ясно, что мужицкое население было бедным, поэтому достаточно мяса получало лишь в определенные праздники, например, в Заговенье. Как свидетельствуют записки современников, даже самые бедные крестьяне к этому значимому дню календаря находили в закромах мясо, чтобы поставить его на стол и вволю наесться. Одной из важных типичных черт крестьянского быта было обжорство, если выпадала такая возможность. Изредка к столу подавали блины из пшеничной муки, смазанные маслом, салом.

Любопытные наблюдения

Как можно узнать из составленных ранее характеристик русских крестьян, если типичная семья того времени резала барана, то мясо, которое она с него получала, ели все члены. Длилось это лишь день-другой. Как отмечали сторонние наблюдатели, исследовавшие образ жизни, продукта было достаточно, чтобы неделю обеспечить стол мясными блюдами, если есть эту пищу в умеренных количествах. Однако в крестьянских семьях не было такой традиции, поэтому появление большого объема мяса отмечалось его обильным поглощением.

Крестьяне ежедневно пили воду, в жаркий сезон готовили квас. Из характеристик русских крестьян известно, что в конце девятнадцатого столетия в сельской местности не было традиции чаепития. Если такой напиток и готовили, то лишь больные люди. Обычно для заварки использовали глиняный горшок, чай настаивали в печке. В начале следующего столетия наблюдатели заметили, что напиток полюбился простому люду.

Корреспонденты сообществ, занимавшиеся исследованиями, отмечали, что все чаще крестьяне заканчивают обед чашкой чая, пьют этот напиток в период всех праздников. Зажиточные семьи покупали самовары, дополняли домашний обиход посудой для чая. Если в гости приходил интеллигентный человек, к обеду сервировали вилки. При этом крестьяне продолжали есть мясо только руками, не прибегая к столовым приборам.

Портреты русских крестьян

Бытовая культура

Как демонстрируют живописные портреты русских крестьян, а также рассказывают труды корреспондентов сообществ, занимавшихся в те времена этнографией, уровень культуры в быту в крестьянской среде определялся прогрессом конкретного населенного пункта и его сообщества, в целом. Классическое место обитания крестьянина – изба. Для любого человека того времени одним из знакомых жизненных моментов было строительства жилища.

Лишь возведя собственную избу, персона превращалась в домовладельца, домохозяина. Чтобы определить, где будет возводиться изба, собирали сельский сход, сообща принимали решение под отвод земли. Бревна заготавливали с помощью соседей или всех жителей села, так же вели работу над срубом. Во многих регионах строили в основном из дерева. Типичный материал для создания избы – круглые бревна. Их не отесывали. Исключением были степные регионы, губернии Воронежа, Курска. Тут чаще возводились мазаные хаты, свойственные Малороссии.

Как можно заключить из рассказов современников и живописных портретов русских крестьян, состояние жилья давало точное представление о том, насколько обеспечена семья. Мордвинов, приехавший в начале 1880-х в губернию вблизи Воронежа дабы организовать тут ревизию, отправлял потом высоким чинам отчеты, в которых упоминал об упадке изб. Он признавал, что дома, в которых живут крестьяне, поражают тем, насколько убого выглядят. В те времена крестьяне еще не возводили дома из камня. Такие здания были лишь у помещиков и других богатых людей.

Дом и быт

К концу девятнадцатого столетия каменные строения стали появляться чаще. Их могли себе позволить зажиточные крестьянские семьи. Крыши большинства домов в селах в те времена формировали из соломы. Реже использовали дранку. Русские крестьяне 19 века, как отмечали исследователи, еще не умели возводить кирпичные столетия, но уже к началу следующего столетия появились построенные из кирпича хаты.

Каждый согласится, что жизнь русских крестьян очень хорошо можно представить, изучая внешний и внутренний вид их жилищ. Не только состояние дома, но и дополнительных построек во дворе было показательным. Оценивая внутреннее убранство жилища, можно сразу выявить, насколько обеспечены его обитатели. Этнографические общества, существовавшие в те времена в России, уделяли внимание домам людей, обладавших хорошим достатком.

Однако члены этих организаций занимались изучением и жилищ людей, обеспеченных гораздо хуже, сравнивали, оформляли выводы в письменных трудах. Из них современный читатель может узнать, что бедный человек проживал в ветхом жилище, можно сказать, в лачуге. В его хлеву была лишь одна корова (не у всех), несколько овец. Ни овина, ни амбара у такого крестьянина не имелось, как и собственной бани.

Зажиточные представители сельского сообщества держали несколько коров, телят, около двух десятков овец. В их хозяйстве были куры, свиньи, лошадь (иногда две - для выезда и для работы). У жившего в подобных условиях человека была собственная баня, во дворе стоял амбар.

Русский крестьянин

Одежда

Из портретов и словесных описаний мы знаем, как одевались русские крестьяне в 17 веке. Не слишком изменились эти манеры и в восемнадцатом, и в девятнадцатом. Как свидетельствуют записки исследователей того времени, губернские крестьяне были довольно консервативными, поэтому их наряды отличались стабильностью и следованием традициям. Некоторые даже называли это архаичностью внешнего вида, поскольку в одежде присутствовали элементы, появившиеся десятилетия назад.

Однако по мере прогресса новые веяния проникали и в сельскую местность, поэтому можно было видеть специфические детали, отражавшие бытность капиталистического общества. Например, мужские наряды по всей территории губернии обычно поражали однообразием, сходством. От региона к региону отличия были, но сравнительно малые. А вот женская одежда была заметно интереснее благодаря обилию украшений, которые крестьянки создавали своими руками. Как известно из работ исследователей Черноземья, в этом регионе женщины носили наряды, напоминавшие южнорусские и мордовские модели.

Русский крестьянин 30-40 годов 20 столетия, как и сто лет до этого, имел в своем распоряжении одежду на каждый день и для праздника. Чаще пользовались домоткаными нарядами. Зажиточные семьи могли изредка приобретать фабричные материалы для пошива одежды. Наблюдения за жителями Курской губернии в конце девятнадцатого столетия показали, что представители сильного пола в основном пользовались приготовленным дома бельем посконного типа (из конопли).

Рубахи, которые носили крестьяне, имели косой ворот. Традиционная длина изделия – до колена. Мужчины носили портки. К рубахе шел пояс. Он был сученый или тканый. По праздникам носили рубаху из льна. Люди из богатых семей использовали изготовленные из красного ситца одежды. Верхней одеждой были свиты, зипуны (кафтаны без воротника). На празднество можно было надеть сотканный дома балахон. Люди побогаче имели в своих запасах тонкосуконные кафтаны. Летом женщины носили сарафаны, а мужчины - рубахи с поясом или без.

Традиционной обувью крестьян были лапти. Их плели отдельно для зимнего и летнего периода, для будней и для праздников. Даже в 30-е годы 20 столетия во многих деревнях крестьяне оставались верны этой традиции.

Сердце быта

Поскольку жизнь русского крестьянина в 17 веке, 18 или 19 веках концентрировалась вокруг собственного дома, изба заслуживает особенного внимания. Жильем именовалось не конкретное строение, а небольшой двор, ограниченный забором. Здесь возводили жилые объекты и строения, предназначенные для хозяйствования. Изба являлась для деревенских жителей местом защиты от непонятных и даже страшных сил природы, злых духов и другого зла. Первое время избой называли лишь ту часть дома, которая обогревалась печью.

Обычно в селе сразу было видно, у кого совсем плохо обстоят дела, кто живет обеспеченно. Основными были отличия в добротности, в количестве составных элементов, в оформлении. При этом ключевые объекты являлись одинаковыми. Некоторые дополнительные строения позволяли себе лишь обеспеченные люди. Это мшаник, баня, хлев, амбар и иные. Всего таких построек существовало больше десятка. Преимущественно в прежние времена все строения вырубали топором на каждом этапе возведения. Из работ исследователей того времени известно, что ранее мастера использовали разные виды пил.

Характеристика русского крестьянина

Двор и стройка

Жизнь русского крестьянина в 17 веке была неразрывно связана с его двором. Этим термином обозначали земельный участок, на котором находились все строения в распоряжении человека. Во дворе был огород, здесь же – гумно, а если у человека был сад, то и он включался в крестьянский двор. Практически все возведенные хозяином объекты выполнялись из древесины. Наиболее подходящими для строительства почитали ель, сосну. Вторая была в большей цене.

Дуб считали деревом, с которым сложно работать. Кроме того, его древесина много весит. При возведении строений к дубу прибегали при работе над нижними венцами, при строительстве погреба или объекта, от которого ждали сверхпрочности. Известно, что дубовой древесиной пользовались, возводя мельницы, колодцы. Лиственные виды деревьев применяли, создавая хозяйственные постройки.

Наблюдение за бытом русских крестьян позволило исследователям прошлых столетий понять, что древесину люди подбирали с умом, учитывая важные признаки. Например, создавая сруб, останавливались на особенно теплом, покрытом мхом дереве с прямым стволом. А вот прямослойность не была обязательным фактором. Чтобы сделать кровлю, крестьянин пользовался прямыми прямослойными стволами. Сруб обычно готовили на дворе или вблизи. Для каждого строения очень основательно подбирали подходящее место.

Как известно, топор в качестве орудия труда русского крестьянина при строительстве дома – это и удобный в использовании предмет, и изделие, накладывавшее определенные ограничения. Впрочем, таковых при строительстве было немало в силу несовершенства технологий. При создании построек обычно не ставили фундамент, если даже планировалось построить нечто большое. В углах ставили опоры. Их роль играли большие камни или пни дуба. Изредка (если длина стены была существенно больше нормы) опору ставили по центру. Сруб по своей геометрии таков, что четырех опорных точек достаточно. Это объясняется цельносвязанным типом конструкции.

Печь и дом

Образ русского крестьянина неразрывно связан с центром его дома – печью. Ее считали душой дома. Духовая печь, которую многие называют русской, это очень древнее изобретение, характерное для нашей местности. Известно, что в трипольских домах уже стояла такая система отопления. Конечно, за прошедшие тысячи лет конструкция печи несколько изменилась. Со временем топливом стали пользоваться рациональнее. Всем известно, что возведение качественной печи – это сложная задача.

Сперва на грунте ставили опечек, являвшийся фундаментом. Затем стелили бревна, которые играли роль днища. Под делали максимально ровным, ни в коем случае не наклонным. Над подом ставили свод. Сбоку делали несколько отверстий для просушки небольших предметов. В древности избы ставили массивными, но без трубы. Для вывода дыма в доме предусматривали маленькое окно. Вскоре потолок и стены становились черными из-за копоти, но деваться было некуда. Система печного отопления с трубой стоила дорого, возвести такую было сложно. Кроме того, отсутствие трубы позволяло экономить дрова.

Поскольку труд русского крестьянина регламентироваться не только общественными представлениями о морали, но и рядом правил, предсказуемо, что рано или поздно приняли нормы, касающиеся печей. Законодатели постановили обязательно выводить трубы от печи над избой. Такие требования касались всех государственных крестьян и принимались ради благоустройства села.

Русские крестьяне в 17 веке

День за днем

В период закрепощения русских крестьян у людей выработались определенные привычки и правила, позволявшие сделать образ жизни рациональным, дабы труд был сравнительно эффективным, а семья – благополучной. Одним из таких правил той эпохи был ранний подъем женщины, отвечавшей за дом. Традиционно первой просыпалась хозяйская жена. Если женщина была слишком стара для этого, обязанности переходили к невестке.

Проснувшись, она сразу начинала топить печь, открывала дымарь, распахивала окна. Холодный воздух и дым будили остальных членов семьи. Малышей усаживали на шесток, чтобы не зябли. Дым распространялся по всему помещению, сдвигаясь вверх, зависал под потолком.

Как показали вековые наблюдения, если дерево тщательно прокоптить, оно будет меньше гнить. Русский крестьянин хорошо знал этот секрет, поэтому курные избы пользовались популярностью благодаря долговечности. В среднем под печь отводилась четвертая часть дома. Топили ее лишь пару часов, поскольку она долгое время оставалась теплой и обеспечивала отопление всего жилища в течение суток.

Печь была предметом, отапливающим дом, позволяющим готовить еду. На ней лежали. Без печи нельзя было приготовить хлеб или сварить кашу, в ней тушили мясо и сушили собранные в лесу грибы, ягоды. Печь использовали вместо бани, дабы париться. В жаркий сезон ее топили раз в неделю, чтобы приготовить недельный запас хлеба. Поскольку такое сооружение хорошо хранило тепло, еду готовили раз в сутки. Казанок оставляли внутри печи, а в нужный момент доставали еду горячей. Во многих семьях эту домашнюю помощницу украшали, чем могли. В ход шли цветы, хлебные колосья, яркие осенние листья, краски (если их удавалось достать). Считалось, что красивая печь приносит в дом радость и отпугивает злых духов.

Традиции

Блюда, распространенные у русских крестьян, появились не просто так. Все они объяснялись конструктивными особенностями печи. Если сегодня обратиться к наблюдениям той эпохи, можно узнать, что блюда томили, тушили, отваривали. Это распространялось не только на быт простых людей, но и на жизнь мелких помещиков, поскольку их привычки и повседневность почти не отличались от присущих крестьянскому слою.

Печь в доме была наиболее теплым местом, поэтому на ней делали лежанку для старых и малых. Чтобы можно было залезть наверх, делали приступки – до трех небольших ступенек.

Жизнь русских крестьян

Интерьер

Невозможно представить дом русского крестьянина без полатей. Такой элемент считался одним из основных для любого жилого помещения. Полати – это выполненный из дерева настил, начинавшийся от бока печи и длившийся до противоположной стены дома. Полати использовали для сна, поднимаясь сюда через печь. Здесь сушили лен и лучину, а днем хранили принадлежности для сна, одежду, которой не пользовались. Обычно полати были достаточно высокими. По их краю ставили балясины, предупреждающие падение предметов. Традиционно полати любили дети, ведь здесь можно было спать, играть, наблюдать за празднествами.

В доме русского крестьянина расположение предметов определялось постановкой печи. Чаще она стояла в правом углу или слева от двери на улицу. Угол, противоположный печному устью, считался основным местом хозяйкиного труда. Здесь размещали приспособления, используемые для готовки. Вблизи печи лежала кочерга. Здесь же хранили помело, лопату из дерева, ухват. Неподалеку обычно стояли ступка, пестик, квашня. Кочергой убирали золу, ухватом перемещали горшки, в ступке перерабатывали пшеницу, затем жерновами превращали ее в муку.

Образ русских крестьян

Красный угол

Об этой части русской крестьянской избы слышали практически все, кто хоть раз заглядывал в книги со сказками или описаниями быта того времени. Этот участок дома поддерживали чистым, украшенным. Для оформления использовали вышивку, картинки, открытки. Когда появились обои, именно здесь их начали использовать особенно часто. Задачей хозяина было выделить красный угол из остального помещения. На полку поблизости ставили красивые предметы. Здесь хранились ценности. Всякое событие, важное для семьи, праздновали в красном углу.

Основным предметом мебели, располагавшимся здесь, был стол с полозьями. Его делали довольно большим, чтобы места хватало всем членам семьи. За ним в будни кушали, в праздники организовывали застолье. Если приходили свататься к невесте, обрядовые церемонии проводили строго в красном углу. Отсюда женщину забирали на венчание. Начиная сбор урожая, первый и последний снопы относили в красный угол. Делали это максимально торжественно.

Читайте также: