Рецензия на мертвые души сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Каждый раз я с особым трепетом открываю томик “Мертвых душ” Н. В. Гоголя и с большим интересом и вниманием перечитываю это произведение. В свое время я нашел в этой поэме ответы на те вопросы, которые меня волновали, я многое для себя открыл, благодаря воззрениям этого писателя, и до сих пор смотрю на Россию, с ее причудами и странностями, с небольшой долей гоголевской иронии. Когда я читал “Мертвые души” в первый раз, меня особенно поразили глубина и искренность чувств, испытываемых Гоголем к России. И меня чрезвычайно увлекла какая-то

Поэтому сейчас, когда вдруг представился случай написать именно о “Мертвых душах”, я живо ухватился за эту возможность.

Прежде всего я хотел бы сказать несколько слов об истории создания поэмы. Гоголь писал свое произведение, находясь за границей: большая часть поэмы была написана в Париже, другая же – в Италии. Это, наверное, объясняет ту необыкновенную нежность автора к Родине. И из своего “прекрасного далека” Гоголь восхищается красотой и величием России: “Русь!

Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано

и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства… Открыто – пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора”. Гоголь восклицает: “Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?”

Но, полагаю, рано увлекся я красотой и силой гоголевских лирических отступлений, прежде было бы уместно сказать все-таки о некоторых особенностях композиции, об идее “Мертвых душ”. Сюжет поэмы был подарен А. С. Пушкиным, которого Н. В. Гоголь необычайно любил и уважал. Приступая к поэме, Гоголь сказал, что хочет показать всю. Русь.

В своем произведении автор хотел ответить на вопрос: “Русь, куда несешься ты?” Для раскрытия темы и мысли Гоголь использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с композиционной архитектоникой “Божественной комедии” Данте. Гоголь как бы доказывает круги ада:

Первый круг – помещики, второй – чиновники, третий – высшие чиновники. Особый смысл заключен и в названии поэмы. Мертвые души – это не крестьяне, не мужики, это – помещики.

Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока. Также следовало бы объяснить, почему “Мертвые души” – поэма. Конечно же, будет недостаточно простого упоминания того, что сам автор так определил жанр своего произведения.

Только благодаря лирическим отступлениям мы можем назвать “Мертвые души” поэмой. В лирических отступлениях Гоголь отвечает на главные вопросы бытия. Ответы же на эти вопросы дают нам, в свою очередь, совершенно ясное представление о главной идее “Мертвых душ”: показать судьбу России, ее будущее.

В своем сочинении я хотел бы подробнее остановиться на лирических отступлениях. По своему содержанию и назначению можно выделить несколько типов лирических отступлений. Одни характеризуют героев, подчеркивая какие-то важные черты их характера, другие же выделяют глобальные особенности русского народа, третьи выражают личные чувства автора к той или иной проблеме.

Но все эти лирические отступления пронизывает, связывая воедино, необычайная любовь автора к России. Мне кажется, было бы логично начать с лирического отступления, совершенно четко выявившего особенности сатиры Гоголя. Автор сравнивает судьбы двух писателей. Счастлив тот писатель, “который проходит мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью…”.

И горька и скучна дорога писателя, дерзнувшего выставить “всю страшную, потрясающую жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров…”. Гоголь пишет, что такой писатель никогда не познает славу, такому писателю не избежать современного лицемерного суда, “который отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество”. В конце концов останется писатель-сатирик одиноким, “как бессемейный путник, остается он один посреди дороги”, не оценят люди его таланта, не понимают они, “что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья”. И заканчивает Гоголь свое лирическое отступление словами, которые как нельзя лучше характеризуют в целом сатиру Гоголя: писатель-сатирик озирает жизнь “сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы”.

Эта фраза-ключ к пониманию творчества Гоголя. В каждом слове Гоголя чувствуется одновременно и смех, и какая-то печаль. Гоголь видит все недостатки российской действительности, он их высмеивает, но это все его глубоко трогает и задевает, как человека, по-настоящему любящего Россию.

Гоголь все раны Отечества воспринимал как свои. Нашлись даже такие, кто упрекал

Гоголя в отсутствии патриотизма, но именно им автор посвятил лирическое отступление о Кифее Мокиевиче и Мокии Кифовиче. В нем автор говорит, что эти самые патриоты “думают не о том, чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорить, что они делают дурное”. Гоголь же чувствует на себе обязанность сказать всю правду: “Кто же, как не автор, должен сказать святую правду? “

В своих лирических отступлениях Гоголь умеет очень тонко подметить все особенности русского характера. Какие замечательные строки посвящены русскому мужику! Главное в этих лирических отступлениях то, что Гоголь очень объективно воспринимает, видит русский народ: автор подмечает и некоторую “мечтательность” русского мужика, он способен философствовать над самыми пустейшими предметами, русскому мужику присуща суеверность, которая зачастую только мешает ему работать, но в то же время как замечательно Гоголь описывает мужиков-мастеровых, одаренных, прекрасных работников-богатырей. Гоголь верит в высокое предназначение России, так как русский народ обладает живым умом, который отражается в метко сказанном русском слове: “…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало…” “Выражается сильно российский народ”.

В русской нации уже исконно заложена талантливость, русский народ обладает живым и бойким умом: “…живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку…” Наиболее проникновенные лирические отступления посвящены России.

Гоголь восхищается красотой русской земли, в ее красоте нет ничего необычайного, ее красота заключается в простоте и необычайной гармоничности природы и духа самого народа. Эта красота завораживает автора, как она завораживает каждого поистине русского человека. Гоголь буквально вскрикивает: ” Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня?

Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце. Русь! чего же ты хочешь от меня?

Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи. ” Гоголь восхищался необъятными просторами России: “Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?” И действительно, что заключается в этих просторах России?

Россия – земля, любимая Богом, но ей и испытания даются жесточайшие. Но Русь бесшабашно относится к своему предназначению, сколько раз стояла Россия на краю пропасти! Олицетворением Руси в поэме становится птица-тройка. “Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?

Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи”. Правит же тройкой “не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы…” Чтобы понять Русь, ее предназначение, нужно обладать не просто умом, нужно уметь чувствовать ее дыхание. И тут вспоминается А. И. Солженицын, когда он говорит, что в народ выбираются по душе.

Русь, как птица-тройка, несется: “…только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась вдали, как что-то пылит и сверлит воздух”. А куда понеслась, что впереди? Неизвестно.

Так и Русь: летит куда-то, бросается из крайности в крайность, а зачем? И заканчивает Гоголь “Мертвые души” всем известным лирическим отступлением о птице-тройке: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим гудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях.

Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа… Летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.

Гоголь пишет, неведомая сила заключена в полях, и, действительно, Россия обладает громадным потенциалом. “Дают ей дорогу другие государства”. Верно, Русь, бросаясь в крайности, “перещеголяла” многих, и другие государства боятся, что Россия выкинет еще что-нибудь, от нее можно ожидать всего.

И, конечно же, говоря о птице-тройке, нельзя не сказать, что в ней-то сидит Чичиков, предприниматель. И, как мы теперь видим, Чичиков прекрасно въехал в нашу современную действительность. Ни в одной стране не было афер такого размаха, как у нас.

И в завершение хотелось бы сказать, что поэма “Мертвые души” осталась необычайно актуальной и по сей день. Та же бюрократия, та же бесхозяйственность, не говоря уже о том, что в каждом из нас живут Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев, да и Плюшкин тоже. Недаром призывал Гоголь в минуты уединенных бесед с самим собой заглянуть внутрь собственной души и задать тяжелый вопрос: “А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?”

5 сочинений по

Поэма Гоголя золотыми буквами вписана в мировую сокровищницу литературы. Она послужила первоисточником для множества критических и аналитических работ. Нужно отметить ее, как глубокую общественную работу, показывающую, как жили люди в середине девятнадцатого века.

В чем состоит сюжет? Некий Чичиков, чиновник, вышедший в отставку, решил заняться следующей аферой: скупать мертвые души, записанные в ревизских документах и закладывать их в опекунский совет, как будто те и вовсе не умирали.

С этой целью он отправляются в некоторую губернию, где ищет крупных землевладельцев, у которых записи о мертвых крестьянах и можно приобрести.

В ходе повествования автор знакомит нас с галерей образов: помещиков, крестьян, чиновников, торговцев.

Автор тщательно описывает их внешность и характер, что дает понять сущность и мировоззрения героев. Очень часто Гоголь использует такой прием, как метонимия, дающая возможность по одной отличительной особенности судить в целом о персонаже. Например, у помещика Собакевича вся мебель большая и тяжелая, как и сам владелец. Многие персонажи имеют говорящие фамилии.

В целом особое внимание писатель посвятил описанию помещиков и их быта. Большинство из них не обладает исключительно положительными качествами. Они всегда что-то замышляют, скрестив пальцы за спиной.

Местные балы – это ярмарки тщеславия, где стараются приобрести полезные знакомства и покрасоваться своими нарядами. Дворянская знать не оставляет о себе хорошего впечатления.

Чичиков тоже не очень-то хорош. Он самый настоящий мошенник, который готов на любую подлость ради выгоды. При чем, так герой себя воспитывал с детства: льстить, врать, угождать ради собственного блага. Его ничего не волнует кроме личного счастья. Автор дает понять, что такая позиция ему не близка.

Интересны описания Гоголем образов Руси. Он с любовью рисует персонажи крестьян, дороги, милых и уютных деревушек. Хочется снова и снова перечитывать эпизоды с описанием.

Данное произведение – вершина творчества той поры во всех смыслах. Гоголь много думал над ним. Не случайно он уничтожил вторую часть – видимо, уровня мастерства в первой части ему не удалось достигнуть.


Пример сочинения 2

Половина первого тома посвящена характеристике различных типов русских помещиков. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые на первый взгляд такие разные, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.


Пример сочинения 3

В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, автор сумел отразить все великолепие литературы того времени, где показывает истинную суть государственной системы, с ее чиновниками, помещиками и обычным народом, который становится жертвой данной системы. В сюжете данного произведения находится постепенное ухудшение человеческих качеств у многих персонажей, например, у Манилова, который вначале имеет что-то человеческое, но постепенно превращается в абсолютно холодного и безразличного человека. Представлены и такие персонажи, как Плюшкин, которые изначально были настолько испорченными и плохими личностями, что у читателя даже не возникало сомнений по поводу того, что они являются отрицательными.

Чичиков в произведении представлен человеком с непростой судьбой. Детство у героя было крайне непростое. Однако несмотря на то, что он решается на такую задумку с мертвыми душами, стоит сказать, что персонаж не лишен положительных качеств. По задумке автора, в конце произведения он сталкивается с личными переживаниями, которые натолкнут его на такую мысль, что все это он проворачивал зря, и не стоило так делать. Говоря про собирательные образы в произведении, стоит отметить, что все они представлены в виде некоторых групп. Например, помещики представляют образ жадных, безнравственных и малодушных людей, которые готовы пойти на любой обман ради достижения своей цели.

Главного героя природа наделила недюжими умственными способностями. В его голове зародилась и нашла свое развитие гениальная афера. Найдя не точности в тогдашнем законодательстве, Чичиков решает оформить банковский кредит, а в залог оставить крестьянские души. Только на самом деле эти крестьяне были уже давно мертвы, но на бумаге числились еще живыми и здоровыми. Для осуществления своей идеи Чичиков отправляется в город NN, где у местных помещиков за гроши скупает мертвые крестьянские души.

Главному герою удается расположить к себе всех чиновников и помещиков города NN. О Чичикове начинают говорить, как о деловом и порядочном человеке. Каждый чиновник и помещик пытается пригласить Павла Ивановича к себе в гости, и он с радостью соглашается.

Перед нами открывается целая плеяда помещиков, которые сами по себе являются сильными и яркими личностями, но которые закрылись в своем собственном мире.

В противовес Манилову Гоголь показывает нам помещика Собакевича. Он был человеком физического труда. Своей цели добивался силой и смекалкой. Собакевичу были чужды мечтания. Единственное, что его интересовало – материальный достаток. Собакевич пытается даже за мертвые души своих крестьян выторговать максимальную цену.

Следующей мы знакомимся с помещицей Коробочкой, к которой Чичиков попадает случайно. Коробочка символизирует застой и ограниченность. Это подтверждается часами в ее доме, которые давно уже остановились. Целью ее жизни стала продажа пеньки и пуха.

Помещик Ноздрев стал воплощением широкой русской души. Азарт и авантюризм стали основными принципами жизни Ноздрева. Для него не существовало ни обычаев, ни законов. Он жил по зову своего сердца.


Пример сочинения 5

Помимо этого Коробочка на протяжении всего диалога пыталась продать что-то из продуктов, производимых в её поместье. Здесь проявляется её хозяйственность и торговая деловитость. Сам Н. В. Гоголь считал тип и характер Коробочки весьма распространённым на Руси. Когда очередное дело по мёртвым душам было решено, изнурённый Чичиков долго ещё не мог забыть помещицу, её упрямство, излишнюю осторожность и недоверчивость.

Чичиков – один из многих персонажей Н. В. Гоголя, образы которых являются собирательными. Гоголь сознательно нечетко определяет внешние черты своего героя, так как хотел показать, что он похож на многих подобных ему подлых людишек.

К тому же его второй натурой стало приспособленчество, для достижения своих мошеннических целей он готов вести себя как угодно и подстраиваться к любому собеседнику.

Н. В. Гоголь коротко показывает читателю, как сформировался характер Чичикова. Уже в детстве он был предприимчив и беспринципен. Его целью была только нажива, нажива любой ценой. Только деньги его интересовали, до людей ему не было никакого дела.

Возможно, он стал таким, поскольку был из достаточно бедной семьи, не имел тогда доступа в высшее общество, а ему этого очень хотелось.

Именно это отсутствие сомнений в своем праве творить все, что хочешь, и делает лицо Чичикова таким гладким и безмятежным. Павел Иванович ведет себя на публике крайне прилично. Гоголь сообщает:

Эта благопристойность – маска, скрывающая истинную натуру Чичикова: натуру хищника, холодного, расчетливого, равнодушного.

Благопристойность Чичикова со стороны читателю кажется какой-то ненастоящей. Он так ведет себя потому, что очень хотел освоить светские манеры, а когда освоил, стал их применять неумеренно.

Манеры уже есть, не хватает только денег. А их Павел Иванович готов добывать любой ценой. Это делает его ещё более опасным. Сам Гоголь считал Чичикова подлецом. И я с ним согласен.

Образы помещиков в поэме

Первым герой встречает помещика Манилова. Это заботливый, хороший человек с широкой душой, честный и правильный. Но это впечатление обманчиво: на самом же деле Манилова абсолютно не заботит судьба его близких и тем более крепостных. Его доброта и учтивость оказываются лишь средством для того, чтобы получше устроиться в этом мире.

Коллежская секретарша Коробочка другая, можно сказать, она противоположность Манилова. Героиня с головой погрязла в хозяйственных заботах, ей не свойственна маниловская расточительность.

Всю абсурдность происходящего в России того времени Гоголь представил в своей галерее образов. С помощью изображения людских пороков он попытался донести современникам простые истины.

Живые души в поэме Мертвые души

Вариант 1

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.

Душа человека не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Лишь в материальном мире, где правят корысть и желание обогащения, живого человека от мертвого отличает наличие души. Такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противопоставлен другой мир, идеальный, где люди предстают свободными, равными.

Вариант 2

Многие, наверное, задаются вопросом, есть ли в поэме живые души ведь мертвые есть значит где-то в станицах произведения, прячутся и живые? И вообще есть ли те живые души или все люди обладают только злом как помещики?

Если вы внимательно углубитесь в поэму, то вы увидите те самые живые души, о которых столько вопросов. Автор, скорее всего не хотел сразу раскрывать их и поэтому он совсем немного сделал акцент на них.

Мертвыми душами считаются не только чиновники и помещики, но и все обыватели. Они являются духовно убитыми людьми. Но так же в поэме встречаются не только одни мертвые души, но и светлые образы простых людей, которые трудолюбивые честные и свободолюбивые.

Именно беглые и умершие крестьяне, мастер Михеев печник, Милушкин и некоторые другие персонажи являлись живыми душами в этой мрачной поэме. На образы этих людей почти не обращают никакого внимание, так как они достаточно редко встречаются и наверняка, после первого прочтения вы их даже не заметите, но именно этих героев автор разделяет между мертвыми и живыми душами.

Гоголь показал нам, что жизнь помещиков и чиновников бессмысленна они растрачивают свою жизнь на обман и мошенничество. В повседневной жизни помещиков одни ничтожные дни сменяются другими. Но на всем этом мрачном фоне возвышается величие Руси. Все будущее Руси писатель сравнивает именно с народом.

Как бы крепостное право не калечило и не уничтожало людей, оно не может уничтожить их душу и их нравственные понятие. Но, не смотря на это, крестьяне изображены не во всех хороших красках. Например, Лакей Петруша спит, даже не раздевшись, и от него исходит некий запах Селифан наоборот любитель выпить. Но даже для них у Гоголя находятся какие-то добрые и теплые слова.

По мнению Гоголя именно народ смог сохранить в себе те, самые кажется которые, характерны живым душам, они честны, добры и самолюбивы. Именно из-за этого он связывает народ с будущим и светлым Руси. Об этом автор хотел написать в продолжение своего произведения, но он не смог, он просто не успел. И нам остается лишь догадываться, о чем именно, о хотел нам рассказать.

Вариант 3

Главное действующее лицо поэмы – Павел Иванович Чичиков. В поэме образ России раскрывается в первую очередь через его мировоззрение. Посетив усадьбы помещиков он пришел к выводу, что души у этих помещиков довольно скверные и черствые.

На первый взгляд кажется, что Коробочка, Манилов, Ноздрев и Собакевич абсолютно не похожи, но кое – что их все – таки связывает. Это их бесполезность. Собственно, эта бесполезность характеризует жизненный уклад помещиков России. Автор описывает помещиков как гниющую часть государства, а не как его опору, ведь на мертвые души нельзя положиться.

Взять в пример хотя бы Плюшкина, у которого полно всякого добра, включая не одну сотню душ. Но добро это никому не приносит пользы. Из – за скупости Плюшкина и его страсти к накопительству, все его хозяйство пришло в упадок. Все, что его заботит это вещи, к людям он относится враждебно и с недоверием.

В своем произведении Гоголь подобно прорицателю показывает читателю тяжелые события того времени, а затем указывает путь хоть и не к близкому, но все же благоприятному будущему. Самое большое зло всей России писатель именовал крепостным правом. Из – за крепостного права вымирали крестьяне, разрушалась экономика и культура.

В отличие от помещиков они не никчемны, они постоянно что – то создают не только для себя, но и для других, они приносят пользу всей России. Несмотря на свое бесправие и отсутствие свободной жизни, они добросовестны и талантливы.

Читала первый том и сохранившиеся части второго. Оценка поставлена за первый том.

Первый том поэмы и его копия

Николай Васильевич получил цензурное разрешение на издание первого тома в сорок втором году 19 века не без труда. Некоторые поправки были внесены в текст помимо воли автора. Изменено было заглавие поэмы. Но тем не менее книга все-таки пришла к читателю.

В научной библиотеке до сих пор хранится писарская копия, которая заверена автографом самого Николая Васильевича, что подтверждает подлинность этого текста. И любое переиздание произведения сверяется именно с этим экземпляром, хранящимся в стенах Московского университета.

Отсутствие логики, или Фантасмагорический мир

Наличие биографии у героев произведения

Про Манилова автор говорит, что он женат около восьми лет. Про Собакевича немного больше, а про Чичикова и Плюшкина рассказано очень подробно. Не только о том, какие они сейчас, но и об их прошлом, и даже о детских годах. Они пали ниже других героев произведения, но по философии Николая Васильевича это значит, что их еще можно спасти, в них есть глубина. Именно это и обеспечило их биографией в произведении.

образы в мертвых душах

Сложновато вы напридумывали, Николай Васильевич!

Про мистику – это не все сразу осознали. Но многие смутились, не поняв, почему в усадьбе каждого помещика время идет по-разному: у Манилова в саду – сирень и желтая акация, а у Коробочки уже яблоки поспели. Вроде не несколько месяцев Чичиков ехал, а всё в течение одного дня. Но попал в грозу по пути, а Коробочка – на вьюгу сетует…

В общем сложная многослойная ткань текста не всем оказалась по силам читателям. За фантасмагорию Гоголя начали ругать. Потому что одно дело – комическая сказка о том, как от майора Ковалева нос сбежал. Или дивные истории на основе народные преданий, те же сказки, в общем-то. А тут вроде и реализм, и критический взгляд на жизнь, но одновременно и стремительный полет фантазии… Слишком сложно.

Вот так. Талантливый неординарный писатель – но даже для него гоголевский замысел вышел избыточно сложным.


Персонажи необычного произведения

характеристика мертвые души

Капиталистический строй или вмешательство дьявола

Масштабный замысел и бытовые проблемы персонажей

Одно с другим как будто бы совершенно не вяжется. Даже самое начало поэмы настраивает на неопределенный и тревожный лад, когда в сюжете ведется обсуждение каких-то незначительных деталей по поводу въезда в город персонажа книги.

Лирические отступления в творении Гоголя

Это произведение вызвало самые разноречивые отклики, потому что в России на тот момент уже остро ощущалась необходимость реформ, отмены крепостного права и телесных наказаний. А Николай Васильевич громко заявил о потребности нравственного воспитания каждого члена общества.

Смысл названия произведения

Читайте также: