Сочинение русская речь 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Части речи – это лингвистические единицы, которые систематизируют язык. Мы не задумываемся о них, когда говорим на родном языке, но стоит нам углубиться в его научное изучение или начать учить иностранный язык, то мы замечаем, что он подчиняется строгой системе.

В ней необходимо ориентироваться для того, чтобы повышать собственную грамотность и научиться говорить на любо другом языке мира. Далее представлены школьные работы - Части речи сочинение рассуждение.

Сочинение на тему “Причастие в системе частей речи”

Многие лингвисты до сих пор спорят о том, к чему ближе причастие – к глаголу или все-таки к прилагательному. Так или иначе, причастие было образовано от сочетания двух вышеупомянутых лингвистических единиц, хотя в языка оно используется самостоятельно.

Я хочу привести несколько аргументов в доказательство обеих позиций: и той, что определяет причастие как форму глагола, и той, которая утверждает, что причастие все же ближе к прилагательному.

Аргументы в пользу большей близости к глаголу:

Аргументы в пользу большей близости к прилагательному:

сочинение на тему части речи

Сочинение-рассуждение “У каждой части речи свои достоинства”

Базовыми частями речи являются существительные (они обозначают предметы) и глаголы (они обозначают действия). Это основа языка и предложения. Но без прилагательных (описывающих признаки предмета) предложение не будет таким красочным и интересным. Причастия и деепричастия также дают разнообразие, а числительные позволяют упорядочить предметы. Предлоги и союзы же делают предложение более цельным.

Таким образом, нельзя говорить о том, что какие-то части речи более или менее важные. Да, формально их можно разделить на базовые и второстепенные, но последние выбрасывать из языка никак нельзя.

С одной стороны, кажется, что рассуждать о лингвистике по-настоящему могут лишь настоящие ученые, которые проводят научные исследования. Однако я считаю, что школьникам, студентам и далеким от филологии и лингвистике людям тоже необходимо задумываться о том, как устроен язык (их родной или иностранный). Ведь им пользуемся мы все! Поэтому из уважения к нему мы должны быть грамотными и разбираться в его базовых положениях, в том числе и в назначении и различиях отдельных частей речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : подготовка учащихся к написанию собственного связного высказывания по плану рассуждения.

Задачи урока:

познакомить учащихся с типом текста – рассуждение;

научить различать этот тип текста среди других;

развивать устную и письменную речь учащихся на основе рассуждения

В центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.

б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этим словом (3-5 минут).

в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на листе бумаги.

г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.

На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему.

hello_html_m53a416e3.jpg

Учитель подводит итог: это наше понимание слова “рассуждение” на бытовом, жизненном уровне. А мы должны рассмотреть это понятие на научном уровне.

2 этап. Осмысление.

а) Работа с определением.

Задание : отметьте, что вам знакомо в этом определении?

Рассуждение – это доказательство какой-то мысли. Тезис является главной частью рассуждения. Основное место в рассуждении занимают доказательства тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод.

Схема полного рассуждения

hello_html_110743fb.jpg

Беседа с классом по вопросам:

Что из того, что вы узнали, вам уже было знакомо?

Какую новую информацию вы получили?

Что вызвало сомнение?

Какие вопросы у вас возникли?

б) Работа с текстами. Ребятам каждой группы предлагаются тексты.

Задание 1 . Определить тип текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.

Текст 1 . Наша школьная библиотека находится на третьем этаже. После уроков приятно посетить ее. Библиотекарь с радостью встречает нас и помогает найти нужную полку. В библиотеке стоят удобные столы и стулья. Вдоль стен - книжные стеллажи с литературой. На этих полках очень много энциклопедий, словарей и другой справочной литературы. А здесь мои любимые книги приключений! Они привлекают яркими иллюстрациями и интересными событиями.

Текст 2. В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать, -
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
Смотрит в книгу мальчик справа –

Путешествует в Варшаву,
А девчонке у окна
Вся галактика видна,
Две девчонки-синеглазки
Перечитывают сказки,
И на розовом коне
Мчат при солнце и луне.
Все сидят в читальном зале,
Но мечтой умчались в дали.
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна.

Текст 3 . В детской библиотеке обычно два отделения. Одно из них называется – читальный зал. Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке.

Вы спросите – почему? Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда есть под рукой.

Задание 2 .Прочитать текст. Доказать, что это рассуждение. Выделить части рассуждения в тексте.

Задание 3 . Что дано в этом рассуждении? Чего не хватает? Допишите доказательства и вывод.

Что может книга.

Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые считают, что чтение — это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверен, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них.
Во-первых, книга

Задание 4 . Вспомните книгу, которую вы недавно прочитали. Составьте рассуждение – отзыв об этой книге

Я хочу рассказать о книге _______________________________

Я выбрал ее потому, что __________________________________________________________

Мне эта книга понравилась, так как _________________________________________________

Поэтому мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочитали все ребята.


Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Как вы оценили свою работу? (Используется лист самооценки)

Урок завершим чтением мудрых мыслей великих, известных людей.

Всё наше достоинство заключено в мысли. ( Б .Паскаль )

Мысли – это крылья души. (П. Буаст )

Мыслить – постигать смысл. (Д. Дин )

Двумя очами мы видим телесное, а рассуждением видим духовное.
Рассуждение – это руль, который ведёт человека безопасно, не позволяя уклоняться с пути.
Рассуждение помогает действовать правильно.
Человек, умеющий размышлять,- ювелир в делах духовных. (Иоанн Лествичник )


Предложен конспект урока для подготовки учеников к сочинению и потом само написание сочинения. Материалы и упражнение для написания сочинения взяты с учебника.


Содержимое разработки

Конспект урока развития речи в 6-м классе

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык.

Дата: 01.03.2017

Класс: 6, учебник под редакцией Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А.В., Лисицын А.Г.

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 6 классе.

Тип урока: урок развития речи.

Дидактическая цель: совершенствование умений наблюдать за особенностями использования имён числительных в текстах учебно-научного стиля речи и разговорной речи.

Оборудование: школьная доска, учебник.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? Спасибо. Садитесь.

Учитель: Сегодня мы попробуем написать с вами сочинение-рассуждение.

Учитель: Мы знаем три типа речи. Какие?

Ученики: описание, повествование, рассуждение.

Учитель: Хорошо. Как различаются типы речи? Что вам известно о тексте повествовании?

Ученики: В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

Учитель: Каковы особенности описания?

Ученики: В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой

он). Это можно отразить в одном рисунке.

Учитель: Рассуждение имеет свои особенности.

Учитель: В этом типе текста выявляются причины событий, их связь.

Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что

потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства,

подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

IV. Работа с учебником.

Учитель: Давайте откроем учебник на странице 51, обратимся к упражнению 417.

Это упражнение предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).

(чтение учителем текста)

— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность.

Учитель: Нам предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.

V. Собирание материала к сочинению, составление плана.

Учитель: Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания.

Ученики: В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола.

Учитель: Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог.

(Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи).

Вариант ответа учеников может быть таким:

Учитель: Итак, хорошо. Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения.

(учитель записывает на доске)

Учитель: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод.

Учитель: Что же такое тезис?

Ученики: Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании.

Учитель: Хорошо, а что такое аргументы?

Ученики: Аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста;

Учитель: Да, правильно и вывод, который может и отсутствовать.

(Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.)

Учитель: Итак, давайте определим тезис.

Учитель: Хорошо, какие же аргументы мы можем привести?

VI. Написание сочинения-рассуждения.

VII. Д о м а ш н е е з а д а н и е: упражнение 415.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет обучающимся совершенствовать навыки и умения нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения; развивает навык логического, грамотно выстроенного, глубокого и разностороннего доказательства собственной точки зрения; воспитывает культуру ведения дискуссионного диалога, активную жизненную позицию.

Открытый урок русского языка в 6 классе

Учитель: Фурасьева Татьяна Владимировна

ТЕМА: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему на основе упражнения 436 учебника Баранова.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
· обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение;
· совершенствование умения точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
· развитие мировоззрения;
· развитие навыков устной и письменной речи;
· формирование навыка построения доказательных рассуждений
· формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
· развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
· развитие у учащихся творческих способностей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
· воспитание культуры речевого поведения;
· воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности.

Организационный момент.

Приветствие. Запись числа, темы урока

Слово учителя.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Актуализация прежних знаний. Повторение пройденного о типах речи.

– Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение)

- Как различаются типы речи?

Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос. КАКОЙ?
Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?)

– Определите цели, которые стремится достичь человек, когда он: рассказывает, описывает, рассуждает?

– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?

Задание. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

а) 1) Моя собака.

2) Зачем мне нужна собака?

3) Как мы однажды с собакой…

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

в) 1) как я играл в футбол.

2) Моя любимая игрушка.

3) Почему я люблю играть в футбол?

Работа по теме урока.

Структура текста-рассуждения.

– Назовите три элемента рассуждения. (Тезис, аргументы, вывод.)

– Поясните каждый элемент.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.

Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

- Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме, привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создаётся.

–А сейчас запишем, из каких составных должен состоять текст типа рассуждения.

Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.

Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения

–Как вы думаете, без какой части не будет текста-рассуждения? И почему?

– Итак, рассуждение имеет свои особенности. В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис.

Спор и рассуждение.

– Что такое спор? А дискуссия?

По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Дискуссия — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор . Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

– Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение?

(Каждый спорщик ведет рассуждение.)

3) Работа с текстом.

Задание. Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?

Дядя Федор говорит:

– Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

А кот не согласен:

– Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?

– Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?

– Мороз наш. Мы его для мороза и берем.

– Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.

– Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.

Отработка навыка по умению находить составные части рассуждения в тексте.

Задание: – Найдите тезис, доказательство, вывод.

Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Творческая работа.

– А можете вы сами сформулировать тезис? Задание классу: сформулировать тезис по теме "Учеба". ("учиться - всегда пригодится", "кто много учится, тот много знает" и т.д.)

Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили? Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать. Докажите данный тезис.

Коллективная разработка дискуссионной темы сочинения-рассуждения. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Работа с текстом упр.436

– Прочитаем текст упражнения и ответим на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка?

(О подарках. Это и есть предмет спора)

- Так о чём мы будем с вами говорить?

- Правильно, о подарках! Подарки любят все. Кто-то любит их получать, а кто-то дарить. Но мало кто знает, что дарить подарки – это целое искусство. А что такое подарок, какое значение имеет это слово? Давайте проведём словарную работу

Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

Обычаи и праздники

Выражение признательности, благодарности

Выражение любви или дружбы

–По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой? (Должен ли быть подарок куплен или сделан своими руками.)

–Сформулируйте тезисы, которые выдвигает каждый из них

- Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка? – Попробуйте объяснить каждую точку зрения. Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

При обсуждении поставленного вопроса дети высказывают такие суждения: Предполагаемые точки зрения:

Не согласен ни с тем, ни с другим

Предполагаемые обоснования, доказательства:

Подарок, купленный на деньги родителей, - это не мой подарок, а их.

Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

– Итак, определитесь, какая точка зрения вам ближе, и сформулируйте для себя вывод. (Заслушиваются выводы учащихся.)

– Кратко запишите свои мысли в тетради по схеме:

Аргументы – 1) … 2) … 3) …

– Опираясь на эту запись, озаглавьте свое сочинение-рассуждение и составьте его план.

Составление плана.

1.Тезис: прав дедушка.

а) мнение подруг из класса – потребительское;

б) сделанное своими руками – неповторимо.

- Как можно начать такое сочинение?

Если предмет спора ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на поставленный вопрос: прав тот-то. Высказывая определённую точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По-моему…

Если говорящий не уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается), что…

Запись материалов к предстоящему сочинению.

Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение.

Я думаю (считаю, полагаю. ), что.

Мне кажется, что.

Почему? А вот почему.

Это можно объяснить так.

Я не могу согласиться с тем, что. но.

Могут сказать (возразить), что.

Какие части рассуждения могут связывать эти слова?

Самостоятельная работа (написание сочинения).

5. Подведение итогов урока.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие выводы сделали для себя?

6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по упр.436, озаглавив его и подчеркнув в нём использованные местоимения. По возможности использовать в своём сочинении слова из рамок.

Читайте также: