Сочинение русская провинция в изображении чехова

Обновлено: 05.07.2024

Рассматриваются творческие сближения А. П. Чехова и Д. Н. Мамина-Сибиряка, писателей одного поколения и выходцев из провинции. Анализируется общее и различное в их творчестве, ярко проявившееся при обращении к теме заводского труда и жизни провинциальной России.

Чаще всего герои Мамина, особенно в его рассказах, — это люди вольных профессий: старатели, золотодобытчики, бурлаки, сплавщики… Горнозаводской Урал для писателя, несмотря на жесткость и жестокость социальной среды, грубость нравов, сохраняет притягательность как край, чрезвычайно богатый природными и человеческими ресурсами, чрезвычайно энергоемкий, питающий своей силой и красотой человека, понимающего его могущество изнутри, самой своей кожей, всей натурой. Короче говоря, это край, ценность которого, по-видимому, способен по-настоящему понять лишь уралец, для которого Урал — это родина.

Список литературы

Анисимов К. В. Парадигматика и синтагматика сибирского текста русской литературы (постановка проблемы) // Сибирский текст в русской культуре: сб. ст. Вып. 2 / под ред. А. П. Казаркина, Н. В. Серебренникова. Томск, 2007. С. 60— 76.

Белоусов А. Ф. Символика захолустья (обозначение российского провинциального города) // Геопанорама русской культуры: провинция и ее локальные тексты / отв. ред. Л. О. Зайонц; сост. В. В. Абашев, А. Ф. Белоусов, Т. В. Цивьян. М., 2004. С. 457— 482.

Горизонтов Л. Е. Русский человек у порубежья Европы и Азии: по страницам урал. энцикл. Д. Н. Мамина-Сибиряка // Азиатская Россия: люди и структуры империи: сб. науч. ст. Омск, 2005. С. 97— 119.

Литературный квартал : журн. Объединен. музея писателей Урала. 2010. № 5 (18); № 6 (19).

Д. Н. Мамин- Сибиряк в воспоминаниях современников. Свердловск, 1962.

Мамин- Сибиряк Д. Н. Очерки и рассказы, 1880— 1883 гг. Свердловск, 1980.

Мамин- Сибиряк Д. Н. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1980— 1981.

Милостной И. В. А. П. Чехов и Д. Н. Мамин-Сибиряк // А. П. Чехов и мировая культура: к 150-летию со дня рожде ния писателя: сб. материалов междунар. науч. конф., Ростов-на-Дону, 1— 4 октября 2009 г. Ростов/н/Д, 2009. С. 126— 132.

Подорога В. Кукла и марионетка: материалы к феноменологии театральной репрезентации // Кукла: материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой / ред. О. Купцова. М., 2008. С. 123— 127.

Слобожанинова Л. М. Чехов и Мамин-Сибиряк (творческие связи) // Лит. квартал: журн. Объединен. музея писателей Урала. 2010. № 6 (19). С. 10— 11.

Спивак Р. С. Городская окраина в русской литературе конца XIX — начала ХХ в. // Геопанорама русской культуры: провинция и ее локальные тексты / отв. ред. Л. О. Зайонц ; сост. В. В. Абашев, А. Ф. Белоусов, Т. В. Цивьян. М., 2004. С. 545— 560.

Харитонова Е. В. Завод как типичная форма организации жизненного уклада на Урале // Дергачевские чтения — 2004: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы междунар. науч. конф., 2— 3 окт. 2004 г. Екатеринбург, 2006. С. 462— 467.

Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М., 1974— 1983.

Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М., 1986.

Провинциальный городок в произведениях Чехова воспринимается мною как некий собирательный образ. Серый, скучный день. Он такой же серый и скучный, как и все остальные дни, приходящие в этот город.

Всюду только серый цвет: серые, слишком широкие улицы, маленькие, приплюснутые дома, тоже серые, лужи, в которых, как в кривых зеркалах, можно увидеть все те же покосившиеся, искривленные серые дома. Небо затянуто тяжелыми облаками, давящими на город, через которые не пробивается ни одного лучика солнца. Длинный, высокий забор с гвоздями отгораживает

По улицам ходят люди.

Они тоже серые. Жители города суетятся, куда-то спешат по своим бесполезным делам. Все они являются одной серой толпой с одинаково опущенными серыми лицами.

Везде грязь: на улицах, в домах, в людских сердцах. Как правило, писатель не дает изображаемым провинциальным городишкам определенного имени.

Этим он показывает обобщенность образов уездных городов и однообразие жизни, протекающей в них. Маленькие города в произведениях Чехова провинциальны не тем, что находятся “в двухстах верстах

от железной дороги”, а тем, что в них полностью отсутствует культура, что жизнь в них как остановилась. Как уже было упомянуто, в некоторых рассказах в описании города присутствует один и тот же образ – длинный серый забор с гвоздями, отделяющий город от внешнего мира, не дающий ничему новому, светлому проникать в его жизнь.

В мире делаются научные открытия, создаются великие творения, а в палате № 6 вместо постелей лохмотья, вонь, клопы, тараканы.

“Зверинец” – определяет автор. И самое страшное – ничего не меняется: проходит год, другой, десять, двадцать лет, а в городе и в жизни его обитателей все остается по-старому. Для человека, приехавшего из столицы, дико жить в таком захолустье, где нет “ни водопровода, ни канализации”, ни, повторюсь, культуры.

Приезжие жалуются на скуку и однообразие жизни, на что местные возражают, рассказывая о библиотеке, театре, балах, об умных, интересных семьях, с которыми можно свести знакомство. Но потом оказывается, что библиотеки посещают только девушки и молодые евреи, вместо настоящего искусства публике “нужен балаган”, а пример образованнейшей семьи – Туркины из рассказа “Ионыч”. Движется только календарное время, жизнь состоит из множества пустых, одинаковых дней.

Люди бездействуют. Главы “интеллигентных” семейств играют старых генералов и “кашляют очень смешно”, их жены пишут повести и романы о том, “чего никогда не бывает в жизни”, занимаются спиритизмом и гомеопатией, а их дочери громко играют на роялях, читают серьезные книги, смеясь над смешными именами, и мечтают. Это нельзя назвать жизнью, это – существование. Если бы люди жили по-настоящему, то их должны были бы волновать реальные проблемы.

Те немногочисленные герои, кто начинает что-то делать, по какой-то страшной закономерности очень быстро превращаются в типичных горожан.

Доктор Рагин из рассказа “Палата № 6”, приехав в провинциальный городишко, приходит в ужас от того, что происходит в вверенной ему больнице. Но ему не хватает характера, веры в себя, чтобы что-то изменить. Он “опустил руки и стал ходить в больницу не каждый день”, поддался влиянию среды.

Доктор Старцев становится Ионычем также потому, что поддался общему течению бездуховной провинциальной жизни, его стали интересовать только деньги. Образ провинциального города у Чехова производит гнетущее, удручающее впечатление.

Но автор не верит, что маленькие уездные города всегда будут оставаться такими. “Покажите всем, что эта неподвижная, серая, грешная жизнь надоела вам”, – говорит он жителям подобных городков. Писатель надеется, что “все изменится” и “будут тогда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди”. А. П. Чеховым написано огромное количество бессмертных произведений: рассказов, фельетонов, повестей, но особое, привилегированное место в его творчестве занимают пьесы.

“Вишневый сад”, “Три сестры”, “Чайка” – бесценное наследие чеховской драматургии, классика мировой сцены. Его пьесы отражают целую галерею человеческих типов, образов со своим особым характером и со своей судьбой.

Особой заслугой Чехова-драматурга можно считать создание нового для драматургии явления, такого как образы-символы. Именно они помогают читателю и зрителю наиболее полно и точно понять душевное состояние героев, их взаимоотношения. Одним из ярких примеров, иллюстрирующих это явление, можно считать пьесу “Вишневый сад”.

Наряду с героями пьесы, в тесной взаимосвязи с ними, существует персонаж, не упомянутый в списке действующих лиц, но по своей значимости ничуть не уступающий им, – это тот самый вишневый сад, имеющий в пьесе свой символический смысл, особый лиризм Когда сам Чехов произносил название своей пьесы, создавалось впечатление некой таинственности, нежности, любви. Это отчетливо видно в авторских ремарках: “Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник…

“. Вчитываясь и вдумываясь в комедию, можно заметить, что все самое главное в созданных Чеховым характерах, в изображении их переживаний, их прошлого и будущего определяется тем, в каком положении каждый оказывается по отношению к вишневому саду. Для Раневской и Гаева, представителей “прошлого”, вишневый сад – это воспоминание о детстве, благополучии, предмет гордости; наконец, это единственное место в мире, где они еще чувствуют себя дома. Лопахин ценит не столько сам сад, сколько великолепное имение, заманчивый объект для вложения капитала и энергии предпринимателя.

Ане, представительнице “будущего”, кажется, что ее любимый сад неотвратимо уходит в прошлое, а с ним и вся “старая жизнь” – вечное ожидание аукциона, грошевые расчеты, подачки и долги. Образ вишневого сада движется, изменяется на протяжении пьесы, он наполняется новыми значениями в процессе жизни пьесы на сцене, в сознании читателя и зрителя. Как бы ни толковался этот образ-символ, исчерпать его содержание едва ли возможно, мы чувствуем, что речь идет о вечных ценностях, которые люди должны сохранять. Более сложный, скрытый образ-символ мы видим в другой пьесе великого драматурга.

На первый взгляд может показаться, что сюжет “Чайки” сводится лишь к истории классического любовного треугольника – Нины Заречной, Константина Треплева и известного писателя Тригорина, но это не так. Главное в “Чайке” – Сочинение на тему подвига.

В искусстве успех сопутствует лишь тому, кто способен на подвиг. Сквозь мрак, тяжесть и “грубость” жизни, преодоленные героиней, читатель слышит лейтмотив “Чайки” – тему полета, победы. Полета над трудностями жизни к простому человеческому счастью.

Нина отвергает версию о том, что она – погубленная чайка, что ее страдания, ее поиски, достижения, вся жизнь – только “сюжет для небольшого рассказа”. Не падение подстреленной чайки, а полет прекрасной, свободной птицы – такова глубокая поэтическая Сочинение на тему чеховской пьесы.

Антон Павлович Чехов выступил подлинным реформатором театра. Его пьесы – “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” – открыли новую эпоху в истории драмы и оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии XX в. В этих пьесах нашли воплощение как уже сложившиеся, так и абсолютно новые драматургические принципы. По праву считающиеся классикой, его пьесы до сих пор актуальны и способны без труда пробуждать даже в самых грубых и черствых душах чувство прекрасного, чувство полета над ничтожностью жизни.

Провинциальный городок в произведениях Чехова воспринимается мною как некий собирательный образ. Серый, скучный день. Он такой же серый и скучный, как и все остальные дни, приходящие в этот город. Всюду только серый цвет: серые, слишком широкие улицы, маленькие, приплюснутые дома, тоже серые, лужи, в которых, как в кривых зеркалах, можно увидеть все те же покосившиеся, искривленные серые дома. Небо затянуто тяжелыми облаками, давящими на город, через которые не пробивается ни одного лучика солнца.

Длинный, высокий забор с гвоздями отгораживает город от внешнего мира, словно не дает проникнуть ни новой мысли, ни солнечному свету. По улицам ходят люди. Они тоже серые. Жители города суетятся, куда-то спешат по своим бесполезным делам. Все они являются одной серой толпой с одинаково опущенными серыми лицами. Везде грязь: на улицах, в домах, в людских сердцах.

В своих рассказах Чехов, как правило, пытается проследить жизнь отдельно взятого человека. Писателю удалось показать, как под влиянием уродливой среды меняются взгляды, убеждения и, наконец, сама жизнь его героев. По Чехову, каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу, и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор.

Созданный писателем мир социально очень пестр: чиновники, мещане, купцы, крестьяне, попы, студенты, интеллигенция, столичное и поместное дворянство. Разнообразен поэтому и созданный им мир нравственной жизни современного русского общества.

Сначала Старцеву нравится у Туркиных. Остроты отца семейства кажутся ему забавными, романы его жены — интересными. Героя восхищают трудные пассажи на рояле их дочери Котика, в которую он даже влюбляется. Старцев мечтает сделать карьеру, мечтает приносить пользу людям. Он ненавидит ложь, лицемерие и все то, что характеризует обывательщину как порок общества.

Жизнь многих чеховских героев могла бы сложиться по-иному, но они сами предпочли обывательскую жизнь свободной, смелой деятельности. Писатель в своих произведениях призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, не предавать светлых идеалов молодой любви, беречь в себе человека, найти свое дело.

Чеховские рассказы напоминают нам о том, что свою судьбу мы определяем сами, именно мы в ответе за то, что будет в нашей жизни. И удел каждого поколения, каждого человека — заново открывать для себя назначение жизни. Вот почему чеховские уроки нравственности нужны нам всегда.

Вишневый сад в одноименной пьесе Антона Чехова является аллегорией образа России. Эта пьеса посвящена деградации русской дворянской усадьбы, дворянского гнезда.

Любовь Раневская является символом прошлого России. Эта женщина не имеет глубоких жизненных интересов. Ее волнует лишь красота, любовные увлечения. С первого взгляда она может показаться доброй, но это доброта лишь внешняя. Любовь Андреевна является лицемерной и лживой женщиной. Она говорит о светлых материнских чувствах, о погибшем сыне, однако не заботиться о своих дочерях, об их будущем. Они живут на попечении легкомысленного дядюшки. Она не хочет продавать имение, но счастлива, что едет за рубеж.

Настоящее России выражено в образе Лопахина. Этот купец вышел из простых крепостных крестьян. Именно он покупает имение Раневской. Для образа Лопахина характерны расчетливость, скупость, предприимчивость, жажда заработать. Это необычайно активный персонаж, что сильно отличает его от других героев пьесы. Также он занят делом.

Он не отличается тактом, не знает правила поведения и этикета. У него плохие манеры и недостаточное образование. Лопахин не считает обидным и оскорбительным то, что устраивает рубку деревьев тогда, когда хозяева еще не уехали. Для него это самое обычное поведение.

Также Лопахин активно радуется своей покупке, всем говорит про нее. Несмотря на свое неделикатное повеление, это положительный персонаж.

Будущее страны выражено в образе Трофимова и Ани. Это интеллигентные, образованные люди.

Антон Павлович Чехов считал, что в будущем Россия будет в руках образованных, мудрых, умных людей, которые точно знают, что нужно людям и обществу. Эти люди были идеалистами по своему мировоззрению, стремились к идеальному миру, где все хорошо и прекрасно. Эта мысль в некотором роде утопична, так как это невозможно в реальности.

В своей пьесе Антон Павлович Чехов изложил свое видение общества того времени, а также заложил смысл понимания прошлого и будущего государства.

2 вариант

Деятельный энергичный Лопахин в произведении Чехова представляет настоящую действительность страны. Лопахин своим трудом и упорством смог в жизни много добиться. Герой покупает на торгах имение Раевской и Гаева и сразу преступает к реализации своих замыслов. Образ Лопахина в произведении является наиболее сложным и противоречивым, герой обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера. С одной стороны, Лопахина отличают такие черты как трудолюбие, оптимизм, трезвый взгляд на вещи. С другой стороны, героем движет желание наживы, скорого обогащения. Лопахин не щадит чувств бывших хозяев усадьбы, он начинает вырубку сада до их отъезда

Будущее страны в комедии – это Аня и Петра. Петр Трофимов верно смотрит на действительность, он отличается от других героев умением свободно мыслить. Петр верит в достижение всеобщего счастья, однако его слова и призывы имеют слишком возвышенный мечтательный характер. Чехов жил во времена всеобщего сметания, как и многие, он понимал, что в стране не минуемы перемены. Писатель связывал будущее страны с молодым поколением, в пьесе его представляют Аня и Петр. Образы героев – это образы будущих революционеров.

Также читают:

Картинка к сочинению Россия в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

Когда я была маленькой, моим верным спутником был небольшой плюшевый пингвин. Его появление на игрушечной полке не является каким-то мистическим и загадочным. Ребенок оказался в нужное время и нужном месте

Одним из второстепенных персонажей произведения является генерал Яков Михайлович Аносов, давний друг семейства Тугановских.

Сколько в мире зла и несправедливости, но доброта сердец способна все-таки убрать плохое. Чем больше будут совершаться бескорыстных добрых дел, тем лучше станет окружающий мир

При встрече надзирателя Очумелова и рыжего городового Елдырина, они решили пройти вдоль базарной площади и разведать дела. Неожиданно раздаются возмущенные вопли и собачий скулеж. Им предстает такая картина

Читайте также: