Сочинение руководство к образованию немецких учителей

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866)

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился 29 октября 1790 года в городе Зинген, Вестфалия. Как говорил сам учёный, ещё во время своего обучения в школе он был противником догматического обучения. Поступив в Герборнский университет в 1808 году, Дистервег стал изучать историю, математику и философию. Затем он перевёлся в университет в Тюбингене, где позже и получил степень доктора теологии.

Тем не менее, карьера в области богословия не привлекала Дистервега. Хотя он был человеком религиозным, Дистервег высказывал достаточно вольные мнения относительно определённых догматических проблем.

Будучи студентом, Адольф Дистервег изучил педагогические идеи Ж. Ж. Руссо и Песталоцци, став затем их последователем. Годы работы в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци, оказали сильное влияние на формирование прогрессивных педагогических убеждений учёного.

Дистервег поддерживал педагогические убеждения Песталоцци, и решил посвятить свою жизнь и карьеру образованию народа. На протяжении длительного времени он возглавлял учительские семинарии в Мерсе и в Берлине, где преподавал математику, немецкий язык и педагогику,а так же являлся учителем в опытных начальных школах при этих семинариях.

Адольф Дистервег является автором более двадцати учебников и учебных пособий по таким наукам, как география, естествознание, математика, немецкий язык и популярная астрономия. Он является признанным педагогом-практиком, и пользуется авторитетом среди учёных по всему миру.

Задача воспитания - возбудить задатки, чтобы они могли самодеятельно развиваться.

Он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные силы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом - могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка не заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии, предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на практике.

Требование Дистервега относительно учета индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения тесно связано с требованием одновременного изучения этого процесса.

Адольф Дистервег делал акцент на расширении естественных наук в образовании. Основным методом, используемым им в обучении детей, являлся элементарный метод. Его дидактические положения относительно самостоятельности в обучении, а так же наглядности, четкости и последовательности, стали особенно важными для обучения в школе.

На своей родине Адольф Дистервег давно признан педагогами, его идеи развиваются его последователями. Работы Дистервега в области педагогики высоко ценятся по всему миру, а в самой Германии была учреждена медаль имени Адольфа Дистервега – ей награждаются заслуженные педагоги.

вторая часть в основном затрагивает преподавание отдельных предметов, и написана в соавторстве с другими педагогами.

Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

5. Обучай наглядно!

6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному!

7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную

9. Никогда не учи тому, чего ученик ещё не в состоянии усвоить!

10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать ad hoc, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика!

2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!

4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!

6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

7. Связывай родственные по содержанию предметы!

8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки

Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!

2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!

3. Обучай культуросообразно!

Правила обучения, касающиеся учителя.

1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

2. Обучай энергично!

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчётливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

4. Никогда не останавливайся!

Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени.

первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию и упражнению чувств.

второй возрастной ступени (школьники)(9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать. Анализировать.

Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые со временем превратятся в убеждения.

Ведущие принципы воспитания и обучения

Природосообразности (под природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем природой хороших задатков и учет его возрастных и индивидуальных особенностей).

самодеятельности. (с амодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. По мнению великого немецкого педагога, развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания.

4 группы дидактических правил:

К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.

Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.

Третья группа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.

Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.

Особое значение Дистервег придавал следующим дидактическим правилам :

обучать природосообразно, учитывать особенности детского восприятия, идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, широко использовать наглядность, сознательно усваивать учебный материал, закреплять пройденный материал на практике и др.

На просторах Интернета нашла такую статью о трудностях преподавательской деятельности.

IV. Правила обучения, касающиеся учителя

Здесь речь идёт не о всей жизни и стремлениях учителя, не об общих качествах учителя-воспитателя: его честности, нравственности и т.д., а только о качествах учителя, делающих обучение образовательным и плодотворным, поскольку эти качества зависят от личности обучающего субъекта.

1. Старайся сделать обучение увлекательным!

Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас увлекает, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил. Поэтому, если мы желаем завладеть нераздельно вниманием собравшейся толпы, приковать его к себе, мы должны внушить ей живой интерес, заинтересовать её своей личностью или своим способом изложения предмета, что опять-таки проистекает из стремления личности вызывать интерес или быть интересной.

Интересное возбуждает не буднишний, но высший, свободный или чистый интерес, который знаком только образованному человеку и сам в свою очередь способствует образованию. Для учителя же способность делать обучение интересным представляет ещё особенный интерес, так как ученик приобретает благодаря этому свободное влечение к истине, к добру и красоте и охотно занимается этими высокими предметами. Потому мы спрашиваем, как сделать обучение интересным, и отвечаем:

1) посредством разнообразия,

2) живости учителя,

3) всей его личности вообще.

Но разнообразие составляет не всё и даже не самое главное. Гораздо важнее живость, подвижность, бодрость учителя, его естественная любовь к преподаванию и занятиям с детьми, его радость при успешности даже слабых попыток и т.д. Мы видели, что искусство обучения заключается не в умении сообщить, но в умении возбуждать, будить, оживлять. А как же можно возбуждать без возбуждения, пробуждать дремлющее без самодеятельности, оживлять без жизни? Только жизнь порождает жизнь; от смерти исходит лишь смерть. Поэтому усвой как можно больше бодрой живости! Последняя заключается не в суетливости, не в бесконечном размахивании руками, не в гримасах и мимике. Это духовная жизнь, которая, разумеется, также отражается на лице, на всем внешнем облике и в жестах. Некоторые люди в этом отношении необыкновенно щедро одарены природой.

Но много этому содействует и воспитание, что можно наблюдать на детях умственно развитых родителей и учениках ревностных учителей. Поэтому каждый учитель, сохранивший способность к дальнейшему образованию, может успешно совершенствоваться в приобретении подлинной живости. Она достигается путём наблюдения людей, отличающихся полнотой духовной жизни, и общения с ними, благодаря правильному и упорядоченному образу жизни (потому что многое зависит при этом от тела), не лишённому, однако, оживляющего разнообразия.

Эта живость приобретается также благодаря представлению о ценности и значении жизни, проведённой нами в деятельности, так как мы живём лишь тогда, когда бываем деятельны; путём наблюдения за бесконечной деятельностью, совершающейся в природе, особенно когда наступает весна. Она вырабатывается посредством общения с детским миром и проникновения в его мысли и суждения и, наконец, через высшее религиозное уразумение цели бытия и мысль о провидении, призвавшем человека быть деятельным, пока существует мир.

Короче говоря, старайся придать интерес обучению благодаря всей своей личности! Если не принадлежишь в этом отношении к числу людей, щедро одарённых природой, то старайся совершенствоваться в этом насколько можешь! При помощи доброй воли и желания можно достигнуть не всего, но очень многого. Кто способен приковать к себе внимание слушателей, тот их властелин. Где начинается скука, прекращается внимание, а следовательно, и образование.

Зададим ещё раз вопрос: чем можно приохотить ученика к учению, чем внушать ему чувство радости при изучении предмета? Во-первых, любовным отношением к последнему: любовь учителя к предмету передаётся ученику; во-вторых, тем, что предполагаешь охоту к учению в ученике во время учения; в-третьих, что само собой разумеется, — дидактическим изложением предмета; в-четвёртых, и главным образом, — возбуждением у ученика чувства и сознания, что он кое-что знает и умеет, что он продвинулся вперёд. Радостное сознание знания и умения!

Значит ли это сделать ученика высокомерным? Эх, вы, горе-учителя! Великие знатоки человечества и юношества! Вы, взрослые люди, никогда не можете радостно действовать, успешно продвигаться вперёд и с удовольствием наслаждаться жизнью и бытием без признания и уверенности в успехе, — а от этого должен отказаться ребёнок, мальчик, юноша?

Он, ещё не зрелый, не сознающий пользы вещей, которые он должен учить, охваченный беспредельным желанием свободного движения, должен отказаться от самого сильного своего стремления и провести прекраснейшие, невозвратимые часы своей молодости на жёсткой школьной скамье, запертым в пустой школьной комнате, не испытывая вознаграждающего чувства, вызванного продвижением вперёд, приобретением знаний и умений? Кто этого требует, не знает человеческой природы, является варваром.

Знаток человечества и друг юношества вызывает у ученика желание учиться. Он постоянно возвращается к выученному, снова заставляет над ним упражняться, применяет на последующих ступенях то, что выучено на предыдущих, даёт ученику на каждой остановке обзор уже пройденного, так как для него это важнее изучения нового. Так пробуждает он в ученике живительное чувство приобретённой силы. Кто приобрёл это чувство, не нуждается ни в каком другом побуждении к прилежанию. Он любит учителя, школу, предмет, а когда покидает школу, у него сохраняются полученные им там стимулы. Углубиться в предмет, быть им поглощённым — значит вновь обрести самого себя.

2. Обучай энергично!

Мне много раз случалось задумыватьсянад тем, в чём собственно может заключаться дисциплинирующая дидактическая сила некоторых учителей, обладающих этими свойствами, и почему во многих школах её недостаёт. Я нашёл источник этой силы в энергии и решительности воли, одним словом, в силе характера учителя. При нерешительности, нечёткости, отсутствии мужественности нельзя создать в какой бы то ни было области что-либо достойное внимания современников. Следовательно, было бы величайшим заблуждением полагать, что при шаткости убеждений, неясности чувств и отсутствии воли можно превратить глупость юношества в рассудительность, неловкость в искусство, рассеянность во внимание, невежество в образование.

Силу характера нельзя ничем заменить: ни молитвами, ни пением, ни терпением, ни смирением, ни даже расцветом нравственных сил. Это могло бы иметь место, если бы молодёжь сама по себе достигала остроты мышления, нравственной силы, энергии, воли! Но эти свойства не приходят сами собой, их нельзя от кого-нибудь получить или вымолить; они должны приобретаться путём напряжения всех сил. Поэтому здесь речь идёт не о бездеятельном или отрицательном, но о решительном, положительном действии.

Только человек решительный, энергичный, с твёрдым характером, знающий, чего он хочет, почему он хочет, и какие средства ведут к выполнению его воли, — только такой человек может воспитать решительных, энергичных, сильных характером людей.

Имеются люди, которые не решаются пожелать, чтобы указанные качества были присущи воспитателям юношества. Они воображают, что эти качества могут привести к дерзости, отсутствию скромности и даже неверию. Кто способен высказать такие взгляды, только обнаруживает недостаток нравственной силы, поверхность мышления и неумение видеть всё великое и благородное в человеческой природе и окружающем мире.

К сожалению, много людей наших дней (1850) до того прониклись пессимизмом по отношению к духу нашего времени и с таким недоверием относятся к добрым нерушимым и крепким началам, заложенным в человеческую природу, что они стали проповедовать педагогические взгляды, которые превратили бы весь мир в монастырь, если бы они проводились в жизнь. Мы же, напротив, почитаем вместе со всеми стремящимися вперёд людьми только решительность, храбрость, мужественность, самодеятельность, поставленную на службу истине и добру.

Сходите в школу, где учитель дышит энергией, и посмотрите, что он творит! Плодом его деятельности является устойчивое напряжённое внимание, которое проявляется во взгляде учеников, в их внешней выправке, хорошо развитой речи — одним словом, во всём. А ведь эти качества особенно необходимы человеку в водовороте жизни, от которого никто не в силах уберечься, даже если бы он обладал богатствами Креза. Эти качества учителя являются истинными, единственно успешными, делающими излишними сотни всяких фокусов и ухищрений, дисциплинарными средствами. Они воплощаются в дисциплинарной дидактической силе учителя, которая является плодом сильного характера.

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчётливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

Здесь речь идёт об учениках: надо следить за тем, чтобы они выполняли вышеуказанные требования. Ввиду того, что излагаемые нами в этом разделе дидактические принципы относятся к деятельности учителя, то этому правилу тут как будто не место. Но так как оно чрезвычайно важно и его выполнение должно быть обеспечено учителем, мы помещаем его здесь же.

Необходимо в достаточной мере подчеркнуть важность этого принципа, так как он особенно часто нарушается. Почему?

Говорить самому (т.е. учить) гораздо легче, чем заставлять говорить другого: приучать его к правильной, беглой речи. Это требует неистощимого терпения, постоянного внимания к ученику: не только к содержанию его речи, но также к форме и способу изложения. Вредная привычка — заставлять ученика больше слушать, чем говорить. Мы требуем от учителя добровольного участия в трудном деле, неизбежного при этом самоотречения и самопожертвования. Это не пустяки; это нелегко — мы хорошо это знаем. В особенности это трудно для подвижных, живых, темпераментных учителей. Последние обосновывают свой неправильный образ действий тем, что иначе дело подвигалось бы вперёд слишком медленно; они ссылаются на то, что ученики слышат хорошую речь, когда говорит учитель. Но действительно ли ученики подвигаются вперёд только слушая? И учатся ли ученики для школы или для жизни? Впрочем, подобные оговорки не заслуживают даже опровержения. Следующие положения являются для нас непоколебимыми истинами:

Ученик знает хорошо только то, что умеет правильно выразить(СНОСКА: Первая ступень усвоения: понимание того, что излагает другой, хода мыслей другого; вторая: воспроизведение этого про себя мысленно и словами; третья: громкое, связное изложение вслух, высшая ступень: способность укреплять в других тот же ход мыслей посредством вопросов. Наши ученики должны быть доведены до третьей ступени; четвёртая свидетельствует об искусстве учителя и истинного катехизатора).

Он усваивает правильно только то, что его заставляют изложить.

Как лучшие воспитатели лаконичны там, где речь идёт о правильной деятельности самого ученика, так и лучшие учителя если не лаконичны, то, во всяком случае, неразговорчивы и несловоохотливы. Страдающие словоохотливостью — самые худшие из всех.

Итак, хорошее произношение, т.е. такое, какое мы встречаем у образованных людей. Провинциализм служит признаком недостаточного образования, по крайней мере в тех случаях, где он проявляется редко. Нужна также отчётливая дикция, присущая сильным людям и обязательная в школе, где должна укрепляться сила и где каждый должен слышать всякое сказанное слово. Наши ученики не посетители гостиных, умеющие только щебетать; мы не воспитываем будущих дипломатов, а если наши ученицы со временем и сделаются посланницами, то это нам безразлично.

Произношение и ударение в слове относятся друг к другу, как внешнее к внутреннему (первое связано со звуком, второе с понятием), но всё-таки и то, и другое принадлежит к внешнему. К внутреннему содержанию речи относится её ясное изложение и логическое построение. Оба эти момента опять-таки относятся друг к другу, как внешнее к внутреннему. Ясность изложения заключается в устранении всего двусмысленного и неопределённого, как и всего не относящегося к делу; логическое построение речи — в такой последовательности мыслей, в какой они естественно следуют друг за другом в нашем сознании.

В том, что представляет собой неопределённость, легко убедиться на примере тех женщин, которые не умеют отчётливо думать и так строят своё изложение, что человек, привыкший к ясности и определённости, обыкновенно не в состоянии понять, к чему относятся употребляемые ими местоимения (он, она и т.д).

Ещё важнее, особенно в обучении, правильное построение речи. Наличие его тотчас же выдаёт хорошую голову, отсутствие — дурную. Обладатель последней, как правило, назовёт сначала итог размышления, выводы заключительного ряда, совершенно пропуская при этом предпосылки или плохо их излагая. Но этого нельзя допускать.

Ученика обязательно следует заставить изложить ход мыслей в связном и последовательном порядке, и ни в каком другом. С обратным ни в коем случае нельзя мириться! Иначе никогда не появятся ясность и прочность знаний, отчётливость суждений и последовательность вывода. Итак, как птицу по пению, так ученика можно узнать по речи.

4. Никогда не останавливайся!

Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершённым. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их возбуждении, а это возбуждение зависит от самодеятельности возбуждающего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова. Так как учитель большую часть дня занимается обучением, то его дальнейшее собственное образование должно ему даваться легче, чем остальным людям, при условии, если его обучение действительно является возбуждением других и вместе с тем самовозбуждением.

Там, где этого нет, наверно, плохо обстоит дело и с тем образованием, которое получают от него другие. Поэтому работай постоянно над своим образованием: над общим — как человек и гражданин, над специальным — как учитель! Продвигайся вперёд в познаниях и понимании, в развитии чувства, особенно религиозного, в укреплении воли! О первом и последнем мы говорили достаточно, поэтому скажем ещё несколько слов о втором.

Самым глубоким, неиссякаемым источником неустанных стремлений является истинная, неподдельная, хочется сказать, если только правильно поймут это выражение, естественная религия, т.е. религиозность, которая представляет собой естественное, неотъемлемое свойство человеческой души. Я называю её естественной, чтобы отличить от других, именно от несвойственных человеку или искусственных религиозных настроений.

Даже среди учителей вошло в обычай принимать за религиозность словесные формулы, догматы и внешние формы вероисповедания, словно она заключается в рациональном признании какой-нибудь истины, а вовсе не в искренней глубокой направленности души на божественное. Поэтому иной глубоко заблуждается, полагая, что является религиозным человеком, хорошим преподавателем религии, если разбирается в формулах веры и с презрением относится к тому, кто якобы уклоняется от непогрешимости догмата, и усматривает религиозность в большей мере или даже исключительно в нравственной жизни.

Бесконечные предрассудки царят в этой области ещё среди тысяч людей, даже учителей! Я наблюдал в школе учителей, которые слыли истинно религиозными, и не нашёл в их школах ничего подлинно религиозного, так как заучивание катехизиса и религиозных текстов, мёртвое исповедание какого-либо символа, строгое следование обычной официальной вере и прикладывание к другим мерки катехизиса — всё это можно назвать как угодно, но не религиозностью.

Но я наблюдал и таких учителей, о которых прошел слух, что они еретики, и в школах которых я нашёл истинную, живую, непосредственную религиозность, именно благоговение перед божественным и священным, глубокое ощущение великого и искреннее стремление к правде и добру. Твёрдое упование на всемогущее провидение, собственное осознанное стремление к добру, вера в истину и её конечное торжество, соединённая с верой в человечество, которая всегда воодушевляла и придавала силы выдающимся историческим личностям в их деянии — всё вместе взятое уподобляет человека скале. Он становится непоколебимым и стойким, не чувствует утомления от своей деятельности и честно исполняет свой долг, несмотря на все ограничения, налагаемые на него должностью.

Воспитывать несколько собственных детей — дело утомительное, трудное, редко удающееся по желанию, следовательно, сопряжённое с огорчением и заботами. Это знают все родители без исключения на всём земном шаре; они это испытали, пережили. Но это дело длится не вечно; оно минует и не поглощает всецело. Вознося благодарность богу, смотрят родители на подрастающих детей и радуются, что прекратились, наконец, заботы об их воспитании. Ни за какие блага, пожалуй, даже ни за что, не согласились бы они проделать всё снова.

Иное положение у учителя. Он должен воспитывать множество детей — чужих детей и вечно детей. Продвигающиеся вперёд заменяются следующими за ними, оканчивающие — поступающими. Учителю приходится каждый год, чуть не каждый день, начинать сначала, — и так всю жизнь. Что же даёт ему возможность быть при этом стойким, весёлым и бодрым, радостным и спокойным?

Кое-что следует указать. Школа — виноградник, где учитель призван действовать воспитывающе и плодотворно. Эти и подобные им мысли, которые всегда близки учителю и постоянно витают перед его умственным взором, поддерживают в нём веселье и бодрость, сохраняют ему мужество и спокойствие, если неблагодарность и непризнание выпали ему на долю. Без этих мыслей, несомненно, не может быть постоянно счастливого школьного учителя.

Идея, которой служит учитель, состоит в насаждении нравственности в роде человеческом. Ей отдаётся он всей душой, она владеет им безраздельно. Она не засела в его голову как надуманный принцип, но перешла ему в плоть и кровь. Не он ею владеет, а она им. Он — учитель по призванию; его нельзя представить себе не кем иным, как учителем. Преподавание обратилось в его жизнь, в его пищу; оно нераздельно связано с ним. И не чудо, если учительское дело становится у него свободным искусством, и он на всех своих учеников накладывает печать своего духа! Как он находит своё счастье в обучении, так можно считать счастливцами тех, кто у него учится.

Печатается по: Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.

Мне статья показалась чрезвычайно полезной и интересной. Как вы думаете, актуально ли сие в наши дни? И возможно ли?

Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей \\ Избранные педагогические сочинения

Обучай природосообразно! Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно! Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно! Обучай наглядно! Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному! Веди обучение не научным, а элементарным способом! Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить! Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили! Не муштровать, не воспитывать и образовывать ad hoc, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования! Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой! Считайся с индивидуальностью твоих учеников! Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика! Задерживайся главным образом на изучении основ! При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних! Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части! Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере! Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее! Связывай родственные по содержанию предметы! Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот! Считайся при выборе метода обучения с природой предмета! Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне! Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета! Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т. д. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно! Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!. Обучай культуросообразно! Правила обучения, касающиеся учителя. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)! Обучай энергично! Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи! Никогда не останавливайся!

Классовская О.А. Отечественные учебники по педагогике как средство профессионального образования учителей

  • формат pdf
  • размер 7.18 МБ
  • добавлен 07 февраля 2010 г.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 13.01.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Пятигорский государственный лингвистический университет. Пятигорск - 2006. 216 с. В диссертации рассматриваются проблемы профессиональной подготовки будущих учителей дореволюционного периода с помощью учебно-педагогической литературы. Раскрывается содержание учебников Ушинского, Каптерева, Блонского, Юркевича, Вент.

Корчак Януш Правила жизни

  • формат doc
  • размер 350 КБ
  • добавлен 29 октября 2011 г.

Киев. Издательство Правда, 1989 - 93стр В книге представлено художественное наследие польского писателя, педагога и общественного деятеля Януша Корчака, погибшего вместе со своими воспитанниками в газовой камере фашистского концлагеря. В свои повести-сказки о Матиуше Я.Корчак вложил раздумья о воспитании детей, о человеческом счастье. Книгу завершают избранные педагогические произведения.

Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией

  • формат docx
  • размер 30.46 КБ
  • добавлен 25 декабря 2011 г.

Фрагмент статьи, 1994 г. «Наше бурное время, когда изменения во всем — в социальной, экономической, политической, духовной сферах — происходят фактически ежедневно, принято называть переходным. Правда, не всегда ясно направление этого перехода — откуда и куда движемся. В большой степени это относится и к образованию, и к наукам, которые им занимаются. Оценки положения, сложившегося в образовании, варьируются от самых пессимистических до вполне об.

Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика

  • формат pdf
  • размер 42.2 МБ
  • добавлен 10 ноября 2010 г.

М.: Сфера, 2004. В книге рассматриваются такие психолого-педагогические показатели деятельности школы, как умственное развитие школьников, уровень развития учебной мотивации и ценностных ориентаций, а также удовлетворенность участников образовательного процесса его различными сторонами. Каждый показатель деятельности школы критериально обоснован и подробно описан. Предлагаются диагностические методики.

Макаренко А.С. и современность

  • формат ppt
  • размер 74.5 КБ
  • добавлен 07 декабря 2011 г.

УПК №2, г.Уфа. Юферова А.А. 8 слайдов, 2 курс, 2011г, педагогика Основные этапы жизни. Педагогическая деятельность. Педагогические труды. Педагогические взгляды. Требования к учителю. Заключение

Оленин С. Не пора ли создать новую систему самообразования для педагогов?

  • формат doc
  • размер 55.5 КБ
  • добавлен 23 мая 2009 г.

Институты повышения квалификации устарели. Что может прийти им на смену? Несмотря на все потрясения и реформы, произошедшие за последние годы в нашем образовании, система переподготовки учителей в России за много десятилетий не претерпела никаких изменений. Все эти годы она предлагала одинаковое содержание для всех учителей-стажеров. Такой подход к переподготовке учителей крайне неэффективен. Ведь после окончания вуза с дипломами разного достоин.

Омельяненко В.Л. и др. Задания и педагогические ситуации

  • формат doc
  • размер 1.37 МБ
  • добавлен 06 апреля 2009 г.

Пособие содержит материал для самостоятельного овладения знаниями, умениями и навыками по курсу педагогики Задания, задачи и педагогические ситуации сопровождаются альтернативными вариантами решения. В книге помещены материалы-задания для проведения педагогических игр по отдельным темам обучения и воспитания. Пособие предназначено студентам педагогических вузов, слушателям факультетов повышения квалификации учителей.

Петрова Е.Ю. Преодоление учебной дезадаптации подростков в основной образовательной школе

  • формат pdf
  • размер 436.82 КБ
  • добавлен 16 ноября 2010 г.

Специальность - 13. 00. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Томск 2009 г. Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия преодоления учебной дезадаптации подростков в основной общеобразовательной школе и разработать модель их реализации. Объект исследования: процесс обучения дезадаптирован.

Программа - Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов

  • формат doc
  • размер 80.5 КБ
  • добавлен 03 февраля 2011 г.

Программа - Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов нацелен на развитие у них коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования индивидуального развития ученика, актуализации личного опыта в общении с учащимися, способов эффективной профессиональной саморегуляции.

Сивашинская Е.Ф., Пунчик В.Н. Педагогические системы и технологии

  • формат pdf
  • размер 2.93 МБ
  • добавлен 01 мая 2011 г.

Курс лекций для студентов педагог. специальностей вузов. - Минск: Экоперспектива, 2010. -196 с. Пособие разработано в соответствии с типовой учебной программой дисциплины "Педагогика" для высших учебных заведений по специальностям профиля А "Педагогика". Содержит материалы лекций по второму разделу типовой учебной программы "Педагогические системы и технологии". Предлагается для организации контролируемой самостоятельной аудиторной и внеаудиторно.

Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей \\ Избранные педагогические сочинения

Обучай природосообразно! Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно! Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно! Обучай наглядно! Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному! Веди обучение не научным, а элементарным способом! Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить! Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили! Не муштровать, не воспитывать и образовывать ad hoc, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования! Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой! Считайся с индивидуальностью твоих учеников! Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика! Задерживайся главным образом на изучении основ! При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних! Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части! Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере! Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее! Связывай родственные по содержанию предметы! Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот! Считайся при выборе метода обучения с природой предмета! Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне! Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета! Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т. д. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно! Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!. Обучай культуросообразно! Правила обучения, касающиеся учителя. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)! Обучай энергично! Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи! Никогда не останавливайся!

Смотри также

Дистервег А. Избранные педагогические сочинения

  • 9,81 МБ
  • добавлен 11.10.2014 20:46
  • изменен 12.10.2014 23:09

Зимняя И.А. Педагогическая психология

Учебник по педагогической психологии. 2000. —384 с. Для студентов педагогических и психологических специальностей. Педагогическая психология: становление, современное состояние часть. Образование - глобальный объект педагогической психологии часть. Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса часть. Учебная деятельность часть. Педагогическая деятельность в.

  • 570,30 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 16.06.2009 19:50

Коменский Я.А. Великая Дидактика (Избранные главы)

Польза дидактики, дидактика, человек есть малый мир, образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте, оно даже только в этом возрасте и может происходить, школам нужно вверять всю молодежь обоего пола, обучение в школах должно быть универсальным, до сих пор не было школ вполне соответствующих своему назначению, школы можно преобразовать к лучшему, основою.

Читайте также: