Сочинение роль насилия в жизни общества

Обновлено: 30.06.2024

Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:
Рассмотреть понятие и основные виды насилия;
Изучить теоретические основы проблемы насилия;
Определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Насилие как глобальная проблема
7
1.1. Понятие и виды насилия
7
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы насилия
13
1.3. Насилие над детьми
19
Глава 2. Организация социальной работы с лицами, подвергшимися насилию

2.1. Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию

2.2. Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию

Список использованных источников и литературы
31

Файлы: 1 файл

Реферат Насилие как глобальная проблема ориг.doc

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Кафедра философии и социальных наук

РЕФЕРАТ

Студент 2 курса

34 УП потока ФММ

Кузнецов Александр Сергеевич

Груздева Виктория Викторовна

Содержание

Глава 1. Насилие как глобальная проблема

1.1. Понятие и виды насилия

1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы насилия

1.3. Насилие над детьми

Глава 2. Организация социальной работы с лицами, подвергшимися насилию

2.1. Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию

2.2. Социальная профилактика насилия как приоритетное направление социальной работы с лицами, подвергшимися насилию

Список использованных источников и литературы

Введение

Самое интересное, что практически нет официальной статистики по проблеме насилия, то есть проблемы, как бы нет. Однако, актуальность данной проблемы неоспорима и состоит в том, что насилие происходит не только в кругу семьи, его проявления зафиксированы в большинстве социальных институтах общества, в том числе, и в институтах социализации. Отношение к этой проблеме у нас в стране также неоднозначное: больше количество граждан считают некоторые формы насилия допустимыми, а зачастую единственно возможными. Именно поэтому, довольно медленно идет становление системы социальной помощи людям, подвергшимся насилию. В настоящее время социальная работа с жертвами насилия практически сводится к созданию кризисных центров и телефонов доверия, но их очень мало и они оказываются недоступны для большинства россиян. До сих пор нет четких законодательных механизмов, способных остановить насилие, в том числе и семейное. Наказание предусмотрено только за жестокие формы, повлекшие за собой тяжкие телесные повреждения или смерть жертвы. Так зачем же доводить до этого?

Еще одной проблемой является слабая информированность граждан о своих правах и возможных видах социальной помощи и поддержки. Из-за сложности проблемы, немногие жертвы не готовы открыто обсуждать свои трудности, а куда обратиться, чтобы избежать общественного резонанса они не знают.

В своих работах П.Д. Павленок рассматривает семейное насилие и в целом, насилие над несовершеннолетними. Он анализирует происхождение проблемы в социокультурном плане, выделяя основные причины ее возникновения и закономерности ее развития в современном обществе. По его мнению, главными источниками проблемы являются социальное общество и гендерные стереотипы.

Стивен Пинкер рассматривает теоретические аспекты проблемы насилия с позиций психологии и утверждает, что причины насилия – это следствие социально- психологических особенностей или патологий отдельных личностей.

В целом, проблема насилия в научной и методической литературе представлена довольно узко: анализируются социально- психологические аспекты проблемы, ее причины на макро и микроуровне, формы поддержки лиц, подвергшихся насилию. Но наименее исследуемым оказался самый главный аспект проблемы – социальная профилактика насилия.

Объектом реферата является насилие, как глобальная проблема.

Предмет работы – направления и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.

Цель данной работы – определить основные формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие.

Цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:

  1. Рассмотреть понятие и основные виды насилия;
  2. Изучить теоретические основы проблемы насилия;
  3. Определить формы и методы социальной работы с лицами, пережившими насилие;

В работе были использованы следующие методы исследования: качественный анализ научной литературы, синтез и анализ документов, регламентирующих социальную работу с лицами, подвергшимися насилию.

Научно-практическая значимость реферата заключается в обобщении и систематизации данных о проблеме насилия в социономическом аспекте.

Структура данной работы определяется заявленной целью и поставленными задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

Эссе по дисциплине "Актуальные проблемы современности"

Насилие и ненасилие

Насилие. Это страшное слово порождает в нашем сознании самые невероятные образы, зачастую очень жестокие. На протяжении всей своей жизни человек не раз слышит это слово и у каждого на этот счет имеется свое собственное мнение. Что из себя представляет данное понятие?

Итак, насилие – это, в узком смысле слова, грубое применение силы. В более широком понимании насилие – это агрессивное воздействие на человека, причем не только физическое воздействие, но и моральное, психологическое, идеологическое. Иначе говоря, подавление воли человека. Полным антиподом насилия является ненасилие.

Ненасилие – термин, образованный по аналогии с древнеиндийским "ахимса", обозначающим основной принцип религии и философии джайнизма, индуизма и буддизма. Возникший в древнеиндийской цивилизации принцип ненасилия, определил судьбу этой великой цивилизации. Благодаря этим понятиям и принципам, индийская культура сохранилась в качестве древнейшей живой цивилизации, в отличие от многих других, древних, но погибших в силу своей агрессивности цивилизаций (Вавилон, Египет, цивилизация майя, и другие).

Ненасилие – это конкретизация этики любви, ее испытание ("любите врагов ваших"). Эту связь выявил Л. Толстой: понятие Бога есть обозначение того, что человеческий разум не может знать; понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире. Бог – предельное основание человеческого бытия, условие возможности смысла. Любовь к Богу означает отказ от насилия и приятие мира таким, какой он есть, с любовью и радостью. (см.1)

Основным "судьёй" в вопросах насилия и ненасилия является мораль. Она предполагает индивидуальную свободу выбора в конкретной ситуации. Мораль как особая сфера человеческого существования обозначает "хрупкую границу, отделяющую пространство разумной человеческой деятельности от царства слепой необходимости". (см.1)

В современной концепции данного вопроса есть такое понятие как справедливое насилие, легитимное (например, с помощью налоговой политики или социальной помощи оно может стимулировать или сокращать рост населения. Также примером легитимного насилия является смертная казнь) и нелегитимное насилие (объектом нелегитимного насилия часто выступают больные, старики, женщины и дети. Примерами нелегитимного насилия являются преступность, грязный бизнес, халатное отношение к современной технике (Чернобыль), экстремизм, терроризм и так далее). (см.1)

Что касается нашего мнения, то для нас абсолютно любое подавление чужой воли, воздействие агрессивными методами и угнетение сознания является проявлением насилия в "чистом" виде, и уже неважно, легитимный это метод или нелегитимный, имеется ли на него разрешение со стороны власти, определенных органов, или такого разрешения нет. Моя жизненная позиция во многом совпадает с концепцией Льва Николаевича Толстого.

Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Он предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Толстой доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. У Толстого есть по крайней мере три определения насилия.

1) Он отождествляет насилие с убийством или угрозой убийства.

2) Определение насилия как внешнего воздействия. Необходимость внешнего воздействия появляется тогда, когда между людьми нет внутреннего согласия.

3) "Насиловать значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие". В таком понимании насилие совпадает со злом и оно прямо противоположно любви. (см. 2)

Это вовсе не означает, что Лев Николаевич Толстой призывал не бороться со злом. Напротив, он считал, что противиться злу можно и нужно, только не насилием, а другими ненасильственными методами. Толстовская революция нацелена на коренное изменение духовных основ жизни. (см. 2)

Мы абсолютно согласны в данном случае со Львом Николаевичем в том, что борьба со злом может быть осуществлена с помощью ненасильственных и только(!) ненасильственных мер. Ярким тому примером является воспитание детей в семье. Многие родители используют в качестве воспитательной программы метод "кнута и пряника". Сделал хорошо – получи конфетку, сделал плохо – получи ремня. Возможно мое сравнение покажется кощунством, но у меня это вызывает только одну ассоциацию – дрессировку цирковых животных (отношение к животным в современном мире и насилие над ними – это вообще отдельная тема для разговора). Так вот, можно ли сказать с уверенностью, что телесные наказания действительно благотворно влияют на воспитание ребенка? Конечно нет. Эти суровые методы лишь подавляют волю ребенка, ограничивают его действия под страхом физических наказаний. Ведь что такое воспитание? Воспитание – это целенаправленное формирование личности. Воспитание в первую очередь должно прививать ребенку нравственные качества. Но о какой нравственности может идти речь там, где физическая сила преобладает над слабостью? Именно поэтому в процессе воспитания главным инструментом будет объяснение ребенку того, что от него требуется. Ведь именно в детстве у человека формируется представление о мире, прививаются этические нормы и моральные ценности, происходит социализация личности. Поэтому необходимо укоренить в сознании ребенка с самого начала все те нормы и ценности, которые являются основополагающими в процессе воспитания и в формировании взрослой личности именно "мирными методами", чтобы не искажать представления о добре и зле, насилии и ненасилии с самого начала. Это очень важно, ведь главный, и даже единственный агрессор – это взрослый человек. Не общество в целом, а именно человек. Да, безусловно многие не согласятся нашим суждением, ведь агрессия не всегда исходит от самого человека, а зачастую является ответной реакцией на внешнее воздействие. Но именно этот факт, эта реакция и является своеобразной "лакмусовой бумажкой", показателем того, на что способен человек в той или иной ситуации.

Особая роль в процессе становления личности отведена средствам массовой информации. Ведь СМИ воздействуют на поведение человека как напрямую, так и на подсознательном уровне. Именно СМИ информируют людей о том, что происходит в мире. Именно СМИ несут (или не несут) культуру в массы. К сожалению, на современном телевидении, радио, в прессе слишком много агрессии, не говоря уже о том, насколько сложна в этом плане ситуация в интернете. Люди настолько привыкли к сценам насилия, что на подсознательном уровне оно (насилие) становится нормой. "Проведенные исследования совершенно определенно свидетельствуют: насилие в телевизионных программах может иметь и имеет неблагоприятное воздействие на аудиторию." (см. 3) И это, на наш взгляд, является одной из самых серьезных проблем современности.

Как пишет А.А.Гусейнов: "Нависшая над человечеством глобальная опасность – ядерная, экологическая, демографическая, антропологическая и другие – поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, "этики вражды", или оно вообще погибнет". (см. 4) Абсолютно верное утверждение. Любое оружие – это инструмент насилия. Как сказал великий русский классик А.П.Чехов, если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит. Это высказывание как нельзя лучше отражает неотвратимость войны в условиях, когда весь мир находится под властью ядерного оружия. Сложно сохранять спокойствие и поддерживать мирную межгосударственную политику, когда в любой момент в буквальном смысле слова может "рвануть".

Я не случайно заговорила именно о ядерном оружии. Ведь если не будет оружия – не будет угрозы, не будет угрозы – не будет страха, паники и зависимости, не будет страха, паники и зависимости – следовательно, не будет и насилия. Здесь четко прослеживается связь. Это лишний раз доказывает то, что насилие и ненасилие – это не вопрос толпы, а вопрос каждого отдельно взятого человека, гражданина, личности.

Необходимо отказаться от любой формы насилия, от проявления его в любом виде. Задача не из простых, но каждый человек должен осознавать то, что его собственное насилие над другими в конечном счете приводит к насилию над ним самим, так как он сам может стать жертвой насилия другого человека.

Вернувшись к началу своего рассуждения, хочу напомнить тот факт, что из большинства древнейших цивилизаций до нашего времени дошли немногие, в частности Индия. Почему именно Индия? Можно долго рассуждать на эту тему. Можно предположить, что во многом, сыграла свою роль религия. Главный закон и принцип этой религии – не убей. Причем это касается не только убийства людей, как в христианстве, но и убийства остальных живых существ. Индуизм, кришнаидство и другие религиозные течения в Индии коренным образом отличаются от всех остальных мировых религий, цивилизаций, а в наше время от всего остального мира. Отличие главным образом состоит в отношении к ценности жизни, причем не только жизни человеческой, но и к жизни всего живого на Земле. Это лишь пример, на котором легко показать ненасилие в отношении окружающего мира.

Если заглянуть в мировую историю, то можно увидеть, что ни одна война не привела к мировому господству и не всегда давала те плоды, которые была нацелена получить нападающая сторона. Да, быть может война и может стать толчком к развитию: развитию техники, оружия, промышленности и т.д. Но какой ценой достается этот прогресс человечеству?! Не всегда цель оправдывает средства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как построить мир без насилия? Этот вопрос, по-моему, волнует всех людей на планете. Люди беспокоятся за свою жизнь и жизнь своих близких. Насилие в нашем мире встречается очень часто. Людей убивают, похищают, причиняя физические и моральные страдания. Насилие - это не только убийства, это и унижение человеческих достоинств.

Довольно часто насилие касается детей. Детей похищают с целью выкупа, насилуют, убивают. Это совершают маньяки и педофилы – люди с психической болезнью. Грабеж - это тоже вид насилия, его совершают воры. Воры – чаще всего те люди, у которых нет материального достатка или этот достаток маленький. В некоторых случаях это тоже заболевание психики. Насилие над волей человека происходит в религиозных сектах. Вступивший в секту человек становится несвободным. Он будет жить по законам секты.

Если человек занят чем-то интересным и видит вокруг только счастливые лица и чистую природу, у него никогда не возникнет мысли кого-то обидеть. Я голосую за будущее без насилия! И призываю Вас голосовать вместе со мной!

Мир без насилия возможен только при том условии, когда ВСЕ без исключения в мире люди будут относиться порядочно,честно, воспитанно и т.д. к другим.А это не возможно.В се равно найдется вор, его нужно наказать, посадили в тюрьму-насилие, подрался кто-то -насилие.Люди не умеют выяснять отношения словами.И образованность играет большую роль.Цивилизация идет вперед, к примеру, в "центре" люди научились корректности, любви к ближнему. а приезжает нЕуч, и не знает как себя вести, в конце-концов может и подраться с кем-нибудь. Замкнутый круг.В общем, мир без насилия в ближайшем будущем невозможен!

"Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям."

Как построить мир без насилия?

Конкурс был направлен на то, чтобы ненасилие стало основой жизни человеческого сообщества, сделать новый век – веком без войн и насилия, движение к миру без насилия, объединить всех людей, все местные и международные организации, защищающие человека, природу и вообще жизнь на Земле народе, распространять культуру мира и ненасилия, опыт ненасильственных движений.

Можно ли построить мир без насилия? Если можно, то для этого нужно изменять не окружение, а изменить сущность человека, что невозможно сделать без помощи самого человека. Человека невозможно будет за какое-то короткое время так изменить, чтобы он стал идеальным. Для этого нужно отказаться от всех материальных ценностей и перейти к духовным. Но я считаю, что этого никогда не будет.

Как построить мир без насилия…

Мир – это счастье для всех детей, для всех людей. Мир – это утро, полное надежд и света. Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы. Мир- это школа, в окнах которой светит солнце. В школе мы познаем уроки добра и зла. Добро –мир, зло –рабство, войны, насилие.

В истории нашей многонациональной страны сталинские репрессии являются самыми кровавыми страницами.

«Хотелось бы всех поименно назвать,

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Л.Н. Толстой + сочинение по этому тексту

Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше.

Только те люди, которым выгодно властвовать над другими людьми, могут верить в то, что насилие может улучшить жизнь людей. Людям же, не подпавшим этому суеверию, должно бы быть ясно видно, что жизнь людей может измениться к лучшему только от их внутреннего душевного изменения, а никак не от тех насилий, которые над ними делаются.

Чем меньше человек доволен собою и своею внутреннею жизнью, тем больше он проявляет себя во внешней, общественной жизни.

Для того, чтобы не впадать в эту ошибку, человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, как и другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все люди призваны только к одному своему внутреннему совершенствованию, в этом одном всегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других людей.

Люди очень часто живут дурно только оттого, что они заботятся о том, как устроить жизнь других людей, а не свою собственную.

Им кажется, что своя жизнь только одна, и потому устройство ее не так важно, как важно устройство многих, всех жизней. Но они забывают при этом то, что в устройстве своей жизни они властны, а устраивать чужую жизнь они не могут.

Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди - наилучшее устройство жизни, - было бы очень скоро достигнуто.

Устройство общей жизни людей посредством законов, поддерживаемых насилием, без внутреннего совершенствования, это все равно что перекладывание без извести из неотесанных камней на новый лад разваливающееся здание. Как ни клади, все не будет толка, и здание все будет разваливаться.

Делай свое дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.

Во всех случаях, где употребляется насилие, прилагай разумное убеждение, и ты редко потеряешь в мирском смысле и всегда будешь в большом выигрыше в духовном.

Примерный круг проблем:

1. Чем опасно насилие?
2. Какие люди способны на насилие?
3. Что помогает сделать жизнь людей лучше?
4. Кто/что может изменить жизнь людей к лучшему?
5. Как изменить жизнь людей/устройство общества к лучшему?
6. Какова роль самосовершенствования в жизни человека?
7. Как общество может избавиться о пороков?
8. Почему насилие не способно изменить мир к лучшему?
9. В чем причины несчастий людей?

сочинение
Как изменить жизнь людей к лучшему? Что мешает им это сделать? Этим проблемным вопросам посвящен текст великого писателя Л.Н. Толстого.

Я согласна с мнением автора, так как считаю, что нельзя насильственными методами изменить жизнь человека, получив при этом хороший результат. Долгое время я не понимала мысль — спаси себя, вокруг тебя спасутся мнози. Эта мысль святого человека была мне неясна. Почему нужно изменять именно себя, свой образ жизни, а не пытаться сделать это с жизнью родных, близких, друзей (особенно когда очень хочется). Поучая других, человек исходит лишь из своей собственной воли, своих представлений о бытии. Зачастую другой человек не может принять образ мыслей близких, не может прочувствовать их переживания, знать, что именно лучше для них. Часто мы мучаем окружающих людей своим несносным характером, придирками, грубым тоном и окриками. Это сильно изматывает душевные силы человека, лишает его терпения и любви, погружает в тяжелую депрессию. Думается мне, что если мы будем искоренять даже такие простые пороки, как неуважение к ближнему, осуждение, грубость тона, нетерпение, нежелание понять и выслушать, и более сложные, лежащие в самой природе человека, например, гордыню, то жизнь наша и наших близких станет легче.

Итак, я благодарна Толстому - в очередной раз я задумалась над сложным философским вопросом — как же именно, не прибегая к насилию, реально улучшить такую простую и одновременно такую сложную жизнь человека.

За эти два дня написал что-то такое.
Я правда не философ, да и статья у меня получилась далекой от философии. Но если не лень, мог бы ктонибудь укзать мне на недочеты работы?

Роль насилия в социальных сферах бытия.

Проблема места и роли насилия в человеческом обществе всегда привлекала к себе внимание исследователей. Человеческая история и особенно история европейских народов насыщена войнами и военными конфликтами. Сейчас насилие стало универсальным средством разрешения различных конфликтов, как внешних, так и внутренних.
Перед тем как подойти к проблеме насилия в социуме, нужно помнить, что общество детерминировано отдельным индивидом, и невозможно рассматривать проблему насилия только на примере социума, не вдаваясь в психологию отдельного индивида.

Насилие это использование силы – явное или скрытое – с целью добиться от человека или группы людей чего-то, на что они не хотят согласиться добровольно. В узком смысле насилие - это нанесением человеку физических и моральных травм. В широком смысле насилие - любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп. Насилие также является одним из древнейших и примитивнейших способов решения проблемы. Но развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. В XX веке произошло две мировых войны, в которых погибло более 70 млн. человек. Насилие присутствует везде и всегда, в любом обществе и при любом государственном строе.

В истории развития социальных конфликтов с применением в них различных форм насилия можно выделить три основных этапа:
Первобытный человек стремился уничтожить другого индивида или группу, если они мешали ему жить. Затем, в период рабовладения человек пришел к пониманию того, что выгодней не убивать противника, а заставлять его работать на себя.
Второй этап политический. Одни социальные группы доминируют над другими. На этом этапе действует принцип "согласись, а то убью".
Третий, экономический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене. Главный принцип взаимодействия на этом этапе - "дай это, а я тебе дам то."

В связи с этим стоит классифицировать на два основных вида: прямое насилие и структурное насилие.

Не маловажным для исследования этой проблемы представляется понятие "культурное насилие", введенное норвежским ученым Йоханом Галтунгом. Под культурным насилием понимается "любой аспект культуры, который может использоваться для легализации насилия в его прямой и структурной форме".
Основная цель культурного насилия заключается в том, чтобы придать прямому и структурному насилию легитимную форму, чтобы насилие воспринималось как необходимое средство в достижении цели и в решении возникающих проблем.

Природа насилия и агрессивности.

Агрессивность это устойчивая готовность индивида или социальной группы к нападению (агрессии) на других с целью нанесения физического или психологического ущерба, либо уничтожения другого человека или группы людей. Следовательно, агрессия является одним из видов насилия, а агрессивность можно рассматривать как предрасположенность или готовность к насилию.
Естественно ли насилие?
Это крайне спорный вопрос, и вряд ли мы сможем найти однозначный ответ на него. Поэтому для лучшего понимания проблемы нужно рассмотреть несколько точек зрения.
Австрийский ученый Конрад Лоренц считал, что агрессивность является врожденным инстинктом, определенным свойством всех высших животных. Согласное его теории в каждом человеке постоянно накапливается специфическая энергия, необходимая для инстинктивных действий, когда накапливается достаточное количество этой энергии, может произойти взрыв, даже при полном отсутствии раздражителя. Людям и животным нужен раздражитель, чтобы сорвать на нем зло и освободится от энергетической напряженности. Если нет раздражителя, они сами ищут его и даже создают соответствующие ситуации.
Человек создает политические партии, говорит Лоренц, чтобы обеспечить себе ситуации борьбы, в которых он может разрядиться (освободиться от излишков накопившейся энергии); но сами политические партии не являются причиной агрессии.
Так теория Лоренца основывается на двух идеи гидравлической модель насилия (шарик, в который постоянно поступает воздух, и который обязан спускать излишек воздуха, чтобы не взорваться).
Эта теория сразу завоевала популярность, потому что наличие инстинкта, не подлежащего контролю, снимает с человека всякую ответственность за свои действия. Естественно, намного легче сослаться на какой-то фактор, нежели признать, что виною всему мы сами, вернее созданные нами социальные, политические и экономические обстоятельства.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что агрессия в человеке — это проявление и доказательство биологического инстинкта смерти. Согласно его теории в человеке соединены два начала Эрос (влечение к жизни, сексуального инстинкта) и Танатос (влечение к смерти или инстинкта смерти). Танатос противостоит Эросу, и его целью является возвращение к неорганическому состоянию, человек стремится “разрушить другого человека, чтобы сохранить себя”. Так например, преобладание инстинкта смерти выражалось через мелкие неосознаваемые поступки, мелкие разрушения
В дальнейшем эту теорию развил неофрейдист Эрих Фромм. Он предложил разделить понятие агрессии на два вида. Первый вид является общим, как для человека, так и для животных — это импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, "доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен "злокачественной" агрессией — деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и почти отсутствующими у других млекопитающих; она не имеет врожденной программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Вторая главная заслуга Фромма заключается в том, что он первый доказал зависимость человеческих страстей от экзистенциальных потребностей, детерминированных специфическими условиями человеческого существования.

В нашем обществе, где культивируются жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста "впитывают" навыки агрессивного поведения. Особенно негативно влияет на ребенка насилие в семейных отношениях, например, агрессивное поведение отца относительно других членов семьи.

Крайне интересное замечание сделал современный психолог Артур Роберт Уилсон. Он также придерживался теории о том, что все потребности человека связаны с той культурой, где он живет и многие естественные аксиомы поведения в одной культуре, вовсе не кажутся естественными в другой. Но самое интересно, Уилсон заявляет о существовании племя индейцев Зуни, в котором, никогда не было самоубийств, а единственное убийство, о котором упоминается в фольклоре, произошло около трехсот лет назад.
К моему сожалению ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные не удалось.

По-моему одной из главных причин возникновения девиантного насилия, является чрезмерное стремление современного общества идеально запрограммировать человека, создать идеальный, стерильный мир и распространить по всему миру этих искусственных построений. Человеческие существа бесконечно воспроизводит себя в виде отбросов или в виде обыкновенных статистов, удел которых - обслуживать этот холостой механизм. Все более плотные скопления миллионов людей на городских территориях, их совместное проживание там неизбежно ведут к росту насилия.
С другой стороны идеальный стерильный человек тоже приходит к насилию. Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения. Возможно, эти причины возникновения агрессии и насилия можно будет преодолеть, избавившись от иллюзорно-утопического стремление к идеализации и глобализации.

Насилие в социальных формах бытия.
Власть и насилие.
Любая власть строится на том или ином виде насилия. Любые властные отношения предполагают неравенство между субъектом и объектом власти. Но для начала нужно разобраться, что такое власть.
Власть - это способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, в случае необходимости навязывая ее тем, кто является объектом властного воздействия. “Политическая власть, как правило, рассматривается прежде всего как волевая деятельность преследующего свои цели политического субъекта.”
Политическая связь основана на господстве одних, чья властная воля
доминирует, и подчинение других, на которых она направлена. Но нельзя ставить знак равенства между властью и насилием, благодаря которому она держится, это будет крайне односторонне. Режим, не поддерживающийся большинством населения, скорей всего будет нежизнеспособен. Но сомнительно и то, что какая-нибудь политическая власть может иметь полную поддержку всего общества. Всегда есть группы населения, недовольные существующими политическими институтами. Чтобы преодолеть их сопротивление властным решениям, приходится прибегать к средствам принуждения, в том числе к насилию.

Легитимное насилие.
Любая силовая структура по своей сути занимается легитимным насилием.
Насилие (или принуждение) позволяет осуществлять внешний контроль над индивидом, который нужен для координации действий индивидов в случаях когда стратегия поведения, оптимальная для отдельных индивидов противоречит оптимальной для общества в целом. Легитимное насилие для индивидов оборачивается только необходимостью отказа от части своего дохода в пользу структуры, следящей за порядком. Поэтому для того чтобы в обществе были обеспечены порядок и стабильность, государство должно иметь монополию на использование физического принуждения. Политика как особая сфера жизнедеятельности отличается от других тем, что государственная власть может применять насилие в масштабах общества. Так многие диктатуры (в переводе “неограниченная власть”) держались благодаря насилию со стороны силовых структур. Наполеон, Муссолини, Хорти и другие диктаторы ликвидировали демократическое правовое государство при помощи его же легальных средств.

Но сейчас общество все дальше и дальше уходит от прямого (физического) насилия, заменяя его структурным насилием, оправданным культурными институтами. Интересное замечание о развитии форм государственных форм насилия сделал французский философ Мишель Фуко, по его словам “исчезло тело как главная мишень судебно-уголовной репрессии". "Наказание, теперь должно поражать скорее душу, чем тело".

Нелегитимное насилие.
Нелегитимное ("девиантное") насилие опасно напрямую не для структуры, а для индивидов. Они отвлекаются на обеспечение собственной безопасности и тем самым работают менее эффективно. В результате социум в целом (и государство, как его "показательная" часть) становиться раздробленным и еще больше ослабляется.
Нелегитимное насилие проявляется не только на уровне отдельных индивидов, но и в экономике и политике.
В экономике насилие проявляется, например, во время ведения переговоров с использованием "неэкономических" средств воздействия, таких как компромат или шантаж. Иногда доходит до покушений и даже убийств. Теневая экономика, нарушения КЗОТ, все это яркие примеры нелегитимного насилия в экономической сфере. Также экономическим насилием можно считать торговлю оружием, наркотиками, поддержку терроризма и т. п. Так, например, во время ВОВ некоторые американские корпорации через посредников торговали с нацисткой Германией стратегическим сырьем.

В политической сфере нелегитимное насилие присутствует в не меньших размерах. Одним из примеров является марш несогласных, когда несколько тысяч людей несогласных с действиями власти вышли на улицу, а их разогнали силы ОМОН. Любая дискриминация, будь то дискриминация женщин или афроамериканцев, тоже является нелигитимным политическим насилием. Все захватнические воины также являются насилием. Интересное мысль высказал Ж. Бодрийар, по его мнению, войны, помимо политической и экономической стратегии нацелены на нейтрализацию дикости и выравнивание всех территорий. Их цель — минимизировать непокорное пространство, колонизировать, подчинить все дикие зоны. Запрограммировать их по своему желанию и устранить “недостатки”.

Заключение.
Итак, насилие в современном обществе является необходимым сдерживающим фактором. Любой выход за рамки законов приводит к применению той или иной формы насилия.
Для всего общества насилие – это метод регулирования, эффективный даже когда он не применяется.
Для отдельного индивида насилие - это нарушение установленных правил или психическое отклонение.

Список использованной литературы
1) Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности
2) Социология. Учебное пособие.
3) Обществознание. Учебно-методическое пособие для абитуриентов.
4) Ж. Бодрийар “Насилие глобализации”
5) Ж. Бодрийар “Город и ненависть”
6) Мишель Фуко “Надзирать и наказывать”
7) Г.И. Козырев “Проблема насилия в теории”

Аватар пользователя titir

Я Васильев Григорий автор антропологического исследования ОТ ЭВОЛЮЦИИ К МОДИФИЦИРОВАНИЮ, классифицирую все девиантно-нелогические проявления нашего повседневного бытия, (объединённые одной характеристикой) с одной стороны эти явления не укладываются в логические нормы, а с другой определяют КАЧЕСТВО НАШЕЙ ЖИЗНИ, СТЕПЕНЬ УДОЛЕТВОРЁННОСТИ нашим повседневным бытиём. Весь спектр этих явлений я определяю как ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ БАЗА. Роль и значение этой ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ состоит в обслуживании (поддержании стабильности) самого существования АНТРОПОГЕННОЙ МАТЕРИИ. Поскольку единственно известная форма (на сегодняшний день) жизни (как метода существования материи)в БЕЛКОВОЙ ФОРМЕ является крайне нестабильной и стремящейся к упрощению и самораспаду под влиянием тенденции : ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ, то единственная возможность активного противостояния этой разрушительной закономерности ---ЭТО ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДЫ ОСТРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ, (по причине естественного монополизма в биосфере антропогенной материи) и отсутствия факторов внешнего отбора, и поэтому вся сила и воздействие ФАКТОРА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА сосредоточна в условиях ВНУТРИВИДОВОГО АНТАГОНИЗМА, и перманентная активность экзистенциальной среды является условием самого существования АНТРОПОСФЕРЫ , её фундаментом. Васильев Григорий автор антропологического исследования ОТ ЭВОЛЮЦИИ К МОДИФИЦИРОВАНИЮ

Читайте также: