Почему смерть обломова гончаров сравнивает со сном сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сон и Смерть равно смежают очи,

Кладут предел волнениям души,

На смену дня приводят сумрак ночи,

Дают страстям заснуть в немой тиши.

Почему жизнь и смерть часто сравнивают со сном? Что происходит с человеком в то время, когда он оказывается во власти сына Велеса и Мары? Чу! Слышите, как в полночной тишине раздается мерное посапывание? Это засыпает человек. Он закутывается в одеяло как в кокон, обнимает подушку и… Тс! Человек заснул! Он больше не слышит ритма жизни, страсти не раздирают его, и душа не кровоточит, страдая от неразделенной любви или несправедливости бытия. Человек спит! Постойте! Да спит ли он? А может Семаргл, стоящий на посту между жизнью и смертью, погиб, покинул бренное тело?

Э, нет! Еще нет. Семаргл пока охраняет бренное тело Обломова. Но долго ли он еще сможет поддерживать тлеющий огонь жизни Ильи Ильича? Да и живет ли главный герой романа И.А. Гончарова? Увы, Обломов лишь существует. Он заплутал во времени, потерялся, сник. Его жизнь подобна сну, а сон, как утверждают люди, напоминает смерть. Что происходит с героем? Почему он пребывает в забытьи? Ответы на эти вопросы найдет пытливый читатель в детстве Илюши.

Огромное влияние на жизнь героя оказали окружение и обстановка, в которой он рос. В Обломовке все было спокойно и мирно, никто никуда не спешил; везде царили сон и безделье, которые прерывались лишь для приема пищи, что имело важное значение для жителей деревни. Илья Ильич, как подчеркивает писатель, в раннем возрасте был активным и любопытным ребенком, но со временем его пыл и интерес к жизни понемногу угасали. Герой постепенно теряет живость, тучнеет и становится похожим на жителей Обломовки.

Илья существует. Его жизнь походит на сон: ко всему новому преступно безразличен, ничего не читает, никуда не ходит. Обломов лишь просиживает все время безвылазно дома. Ему комфортно и уютно на диване в халате. Почему он так себя ведет? Почему так безразличен к миру? А виной всему воспитание. Героя не научили трудиться, не сформировали самостоятельность и гасили любознательность. Родители и прислуга делали все, чтобы Илюша не отлучался из семейного поместья и оставался всегда под присмотром. В итоге Обломов действует лишь по принуждению. Именно Штольц и Ольга предпринимают отчаянные попытки спасти друга, вырвать его из цепких лап забвения. Но их усилия тщетны. Суета жизни пугает Обломова. Илья Ильич ищет и находит спасение во сне, отдавшись которому, забывает о мирской суете.

Такое поведение героя подобно побегу от реальности: неразделенной любви, невозможности перестать быть ведомым и от необходимости принимать решения и отвечать за свои поступки. Жизнь Обломова тихая, незаметная. В ней нет эмоций, нет страстей. Впрочем, нет и самой жизни. Нет наслаждения и яркости. Сон, глубокий и долгий. Сон, плавно переходящий в смерть.

Тс! Слышите? Нет? Да, дыхания не слышно. Человек совершил переход из жизни в смерть. Заметил ли он, что умер? Нет. Почему? А жил ли он? Нет. Он существовал.

Илья Обломов оставляет эту жизнь, так и не сумев перебороть свои привычки и установки и не достигнув в своей жизни никаких высот. Его же фамилия "Обломов" совсем не исправляет ситуацию и никоим образом не оправдывает всю его жизнь. Что же касается его имени, то можно провести параллель с Ильёй-муромцем, который хоть и просидел почти половину своей жизни и толком ничего не делал, однако, в один прекрасный момент он поднялся с печи и сразу же стал героем и его имя тут ни при чем. Герой же данного произведения ничего не меняет в образе жизни и так остаётся сидеть на одном месте до конца своих дней.

И всё же нельзя сказать, что Обломов прожил бесполезную жизнь. Даже после своей смерти, он продолжает следить за остальными героями произведения. Он видит, как Захар без него мечется и не может найти себе места, так как не видит смысла в жизни без своего хозяина. А что же Ольга и Штольц? Они взяли на оказалось воспитание маленького Обломова и постоянно вспоминают покойного добрым словом.

Неудачная попытка расшевелить главного героя и привнести в его жизнь какой-то смысл и краски, оказалась для Штольца и Ольги судьбоносной. Память о ленивом и апатичном но, довольно таки, неплохом человеке, объединяет этих двоих и, вскоре, они становятся мужем и женой.

Так что, можно сказать, что в борьбе двух противоположностей, которыми являются Петербург и Обломовка, невозможно победить вдвоем, победитель будет один, а значит второй должен проиграть. Это борьба двух непохожих друг на друга вещей.

Однако все мысли и все мечтания автора направлены на образ "младшего" Обломова, который впитал в себя весь дух этих противоположностей: от отца он унаследовал мягкость и неудивительно теплоту сердца, которую, надеемся, он пронесет сквозь года, от своих же приемных родителей, Ольги и Штольца, он возьмет те энергию и задор, которые смогут открыть стране дорогу в светлое и новое будущее. Будущее, полное доброты и понимания ко всем людям, независимо от их образа жизни, ценностей и жизненных устоев.

Смерть Обломова в романе Обломов

В мировой литературе больше не встретить такого произведения, где главный герой на протяжении практически всего повествования не поднимается с дивана. Илья Ильич ничего не делает самостоятельно, даже никогда не надевал сам чулок. Для этого у него есть Захар, приставленный к герою с детства. Вся жизнедеятельность Обломова зависит от его слуги. Герой мечтает, чтобы все делалось само собой или кем-то устраивалось. Он пассивен, безволен, его эмоции минимальны.

Также читают:

Картинка к сочинению Смерть Обломова

Популярные сегодня темы

Произведение Некрасова стало заключительным этапом в его творчестве. Данную поэму можно по праву назвать романом о жизни народа

Рассказ начинается с того, что американский посол Хайрам Б. Отис вместе со своим семейством покупает замок у английского лорда Кентервиля. Вместе со старинным замком семья приобретает и живущее в нём на протяжении нескольких веков, привидение.

В романе Бесы автор показывает, насколько бывает беспощадной к судьбам и жизням людей машина революции. Своим безразличием и восторженность она перемалывает, вгрызаясь в историю ломая ее ход.

Другие и я… Думаю, что так название скромней было бы! Всегда ведь, если подписываешь, к примеру, поздравительное письмо, то своё местоимение нужно в конец ставить. С другой стороны, мы на всё смотрим со своей точки зрения


Иван Александрович Гончаров в своём произведении “Обломов” сравнивает смерть главного героя со сном неспроста, понять причину этого можно, прежде всего, рассмотрев более детально всё произведение, обратив внимание на личностное описание характера, внешности, быта и ценностей Ильи Ильича Обломова.

В первую очередь, в глаза бросается ленивый и нерасторопный жизненный ритм героя: Обломов большую часть своего времени проводит на диване в так называемом “сонливом” состоянии.

Вторая и дальнейшие главы открывают больший простор для размышлений над ранее поставленным вопросом: квартиру главного героя начинают посещать различные визитёры, однако сам хозяин особо в этом не заинтересован – для Обломова радостней мысль о том, “что у него нет таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой”. Сонный герой является аллегорической отсылкой на такое же “сонное” положение России того времени, когда всё текло своим чередом и не менялось.

И вроде, поначалу герой пытается бороться – в этом ему помогают Штольц и возлюбленная Ольга, – однако и этих усилий оказывается не достаточно, герой снова, словно по инерции, возвращается к своему привычному состоянию, где царит покой, тишина и мечтательная атмосфера. Отказавшись от самостоятельной борьбы и помощи со стороны окружающих, герой умирает морально значительно раньше своей физической смерти.

Окончательно смирившись со своим положением, герой впадает в так называемый “вечный сон”, пробуждение из которого невозможно. Находясь в таком “сне” герой и проживает свою жизнь до телесной смерти, так ничего и не изменив.


Пример сочинения 2

Литературный прием, использованный Гончаровым, не является уникальным. Писатели часто обращаются к снам, чтобы предвосхитить события, помочь читателю лучше понять героя, его мировоззрение. В произведении Гончарова сон, возвращая в прошлое, рассказывает о том, как, в какой обстановке формировался характер героя. В этой главе содержится идеал жизни Ильи Ильича, к которому он стремился, достиг, и который остановил течение его жизни.

Рассказывая о детских и отроческих годах Обломова, Гончаров размышляет о том, что ему было полезно, в чем были допущены ошибки. Он предполагает, что ребенок начинает впитывать жизнь еще в младенчестве. Покой, лень обломовцев Илья Ильич впитал с молоком матери. Отношение автора к жизни героя в родительском имении нельзя оценивать однозначно. Гончаров осуждает ту неспособность к деятельной жизни, которая овладела Обломовым в зрелой жизни. Он пытается найти ее истоки. В то же время в жизни обломовцев его привлекает множество разных моментов. У них нет преступлений, войн, болезней, страданий. Тишина, покой, уют царят в этом краю. Этот же уют лишает человека каких бы то ни было стремлений. Постепенно человеком овладевает апатия.


Пример сочинения 3

Сон переносит читателя в Обломовку — поместье Обломовых. Все здесь окружено особенной безмятежностью и леностью. Никто из обитателей поместья не может отличиться трудолюбием, активностью и деятельностью. Самым главным для Обломовых был процесс принятия пищи. Все были поглощены обдумыванием меню обеда, ужина, завтрака. Все, что выходило за границы сна, отдыха и обеда заставляло нервничать и переживать жителей Обломовки.
Во сне Обломов предстает семилетним мальчиком. Он, как и любой ребенок, очень любопытен, любит гулять и веселиться. Однако, няня и матушка не дают ему уходить далеко и не дают ему удовлетворить его любопытство. Единственное время, когда маленький Илья Ильич мог погулять — это послеобеденный сон, который охватывал и помещиков, и крестьян. Все-все погружалось в глубокий и безмятежный сон.

Далее он взрослеет и ему надо ехать в школу. В отрочестве природная любознательность уже угасла. Теперь мальчик считает, что жить нужно так, как они живут и не иначе. Он не может понять, зачем ему учиться, если знания в жизни не пригодятся.

Главная мысль эпизода состоит в том, что Обломов не был лишен в детстве живости, любопытства, наблюдательности. Большую роль в его жизни сыграла окружающая среда. Именно семья и атмосфера Обломовки сделали Илью Ильича ленивым, мягким, немного истеричным, эмоциональным. Его пассивность — приобретенное качество. Илья Ильич своего рода жертва, ведь родители специально уничтожили в нем интерес к жизни и действию, чтобы он был удобен для них, не мешался. Его нельзя винить в том, какой он есть. Его характер сформировался под влиянием людей, окружавших его, без его желания и мнения. Возможно, он был бы счастлив, если бы было удовлетворено его любопытство, ему разрешали бы больше гулять и двигаться, думали об его духовным развитием.

Таким образом, автор приходит к мысли, что человека делает среда, в частности его семья и близкие окружение. Семья формирует личность человека, поэтому нужно ответственно относиться к вопросу появления детей и их воспитанию, чтобы создать трудолюбивых и активных членов общества.

3 сочинения: Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической?

С первых строк романа нам понятно, что главным героем является молодой барин – Илья Ильич Обломов, – проживающий на Гороховой улице. Известно, что Гороховая улица появилась в Санкт-Петербурге в 1720 году.

В девятнадцатом веке это была одна из самых престижных улиц города.

Здесь располагались крупные магазины, доходные дома (это многоквартирные дома, предназначенные для сдачи квартир в аренду), дома богатых петербуржцев.

Обстановка в комнате оставляла желать лучшего: все обветшало, запылилось. Из трех комнат лишь в одной присутствуют признаки жизни.

Более того – он даже не может заставить себя встать, умыться, одеться, предпочитая пить чай лежа и думать лежа.

Впору своему хозяину и его слуга Захар, любивший проводить время на лежанке.

Между ними происходит забавный диалог: Обломов распекает Захара за беспорядок в доме, а Захар находит всяческие оправдания своей лени и ловко пользуется тем фактом, что Обломов очень не любит возни в доме.

После прочтения первой главы возникает двойственное чувство: кажется, что нельзя быть настолько ленивым. Писатель явно гиперболизирует образ героя. Но вопреки здравому смыслу мы чувствуем симпатию, жалость, снисхождение к молодому барину, так и не вставшему с дивана в течение всего дня.

Пример сочинения 2

В мировой литературе больше не встретить такого произведения, где главный герой на протяжении практически всего повествования не поднимается с дивана. Илья Ильич ничего не делает самостоятельно, даже никогда не надевал сам чулок. Для этого у него есть Захар, приставленный к герою с детства. Вся жизнедеятельность Обломова зависит от его слуги. Герой мечтает, чтобы все делалось само собой или кем-то устраивалось. Он пассивен, безволен, его эмоции минимальны.

Пример сочинения 3

Передо мной произведение принадлежащее перу И. А. Гончарову. В данном романе представлены размышления автора над проблемой угасания человеческой души.

Почему же другу не удалось изменить образ жизни Обломова? Дело в том, что Илья Ильич не просто боится перемен: он оградил себя от живого и многообразного мира еще и особой жизненной философией, чтобы оправдать свое бездействие и лень. Обломов витает в облаках собственный иллюзий, утверждая, что у него нет пустых желаний и мыслей. Он презирает суету и горд тем, что может себе позволить не заниматься торговлей, не идти в кабинет с докладом или бумагами — быть выше всех низменных житейских проблем.

Обломов доволен собой, поэтому и не стремиться меняться. Герой отказывается взрослеть и понимать, что никакое внезапно сошедшее на него чудо не решит всех назревших проблем ни в хозяйстве, ни в личной его жизни, поэтому он решает лучше остаться в своих несбыточных мечтах, для которых нужно хоть что-то делать, а не просто лежать и размышлять.

Создание романа

Иван Александрович Гончаров

В готовом виде произведение в первый раз выпустили лишь в 1859 году. Но, подготавливая произведение к публикации, Александр в 1858 году опять переделал его, несколько изменив сюжет и сократив его. Закончив свой роман, автор изрёк следующую цитату:

Я описал собственную жизнь и то, что в ней приживается.

Содержание произведения

Илья нечасто встаёт с диванчика. Он ничего не делает и ни с кем не общается, только ест и спит. Любит мечтать о том, как он жил раньше, об уютной безопасной жизни в своём имении. Никакие несчастья не могут заставить его подняться с места. Из эпилога можно выделить несколько черт его характера:

Илья Ильич Обломов

  • добр;
  • ленив;
  • простодушен;
  • неглуп;
  • доверчив.

Его давний друг, немец Штольц, являющийся антиподом главного героя, приезжает к нему в гости и пытается вернуть Илью из дремоты обратно в реальность. Это самый дорого́й человек для Обломова. О нем можно сказать следующее:

  • добрый;
  • благородный;
  • честный;
  • энергичный.

Главный герой испытывает симпатию к Ольге и вскоре предлагает ей выйти за него. Девушка выросла с тётей, поэтому родителей совсем не видела и не знает о них ничего. Илью она полюбила за его невинную душу. Но подлый, жестокий и хитрый Тарантьев обманывает Обломова и тот перебирается на съёмную квартирку на Выборгскую сторону, оказавшись под крышей вместе со вдовой Агафьей.

С каждым днём все заботы героя передаются женщине, а Обломов увязает в бездействии. Она кормит и штопает его старый халат, который, казалось бы, нельзя восстановить. Из этого можно сделать вывод, что женщина очень добрая и ласковая.

По городу начинаю распространять слух о скорой помолвке Обломова и Ольги, но мужчина, услышав это, недоумевает, ведь как он говорит, пока что ничего не готово. К мужчине в гости наведывается Оля и поняв, что ничего не изменится, расстаётся с ним.

Все обязанности героя забирает Мухояров, брат Пшеницыной, циничный и бессовестный человек. Из-за этого Обломов слёг с горячкой. Но на помощь приходит Штольц, который делает все для того, чтобы героя окончательно не обобрали.

Штольц и Обломов

Спустя один год Пшеницына влюбляется в Илью и рожает ему сына Андрюшу. А Ольга выходит замуж за Штольца, в котором разглядела гордого и трудолюбивого мужчину. Но когда-нибудь беззаботная жизнь должна закончиться.

В один день уже совсем больной и умирающий из-за инсульта Обломов с виноватым выражением лица просит Штольца не покидать его ребёнка. Спустя несколько лет после этого разговора Илья спокойно засыпает и умирает. Наследника забрали к себе Андрей и Ольга. А Захар из-за потери своего помещика и друга спился и решил, что лучше будет просить милостыню рядом с церковью.

Смерть героя

Смерть Обломова

Даже после всех козней, устроенных недругами, он остаётся чистым и нравственно, и морально; думает о будущем своего сына. Последним желанием было спасти его. Прося позаботится своего близкого друга о будущем ребенка, Обломов, наконец, может спокойно уйти в мир иной.

Мужчина погиб не напрасно, оставил частичку себя — своего сына. Андрюша унаследовал от папы мягкосердечность, а от приёмных родителей — энергию и весёлость.

Если сравнивать сына и отца, то можно понять, что они всё-таки разные люди и с Андреем не случится такого же несчастья, как с Ильёй.

Сонный Обломов показывал уснувшую Россию того времени в прямом смысле этого слова. Ведь главной и неотъемлемой частью героя было честное и чистое сердце. А его погубить очень легко или оно может просто болеть, долго и больно.

Читайте также: