Новелла николаевна матвеева сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

Матвеева Новелла Николаевна родилась в Детском Селе (ныне г. Пушкин) Ленинградской области в семье географа, историка-краеведа Н. Н. Матвеева-Бодрого и поэтессы Н. Т. Матвеевой-Орленевой. Дед Новеллы, Н. П. Матвеев-Амурский, также был поэтом и автором первой “Истории города Владивостока”.

Стихи Новелла Матвеева начала писать с детских лет, что весьма объяснимо учитывая семейное окружение. Мелодии первых песен сочинила еще в детстве, в конце войны, однако выступать с ними стала лишь с конца 1950-х под собственный аккомпанемент на семиструнной

гитаре. Матвеева сразу стала необыкновенно популярной – она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку и исполнявших их под гитару.

Песни Матвеевой в 1960-х пела буквально вся студенческая молодежь страны, нередко не зная их автора.

В печати Матвеева впервые выступила в 1958. Первый сборник стихов вышел в свет в 1961 в том же году Новелла Матвеева стала членом Союза писателей СССР. В 1962 заочно окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького.

В 1963 выпускает два сборника стихов “Кораблик” и “Душа вещей”.

В 1970-е выходят книги Матвеевой

“Ласточкина школа”, “Река” и др. В 1980-е – “Закон песен”, “Страна прибоя” и др. С 1972 года Матвеева начинает писать песни также и на стихи своего мужа: поэта Ивана Киуру.

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой “Предсказание Эгля” – фантазия по мотивам произведений Александр Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

В 1996 года вышла книга воспоминаний “Мяч, оставшийся в небе”. В 1998 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии.

В 2002 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

В последние годы были опубликованы стихотворения “Волны и скалы”, “Множимый сводами вздох”, “Ночные фиалки”, “Открытие”, “Рисунки для чайного сервиза”, проникнутые тонким лиризмом и изяществом.


Задание 27 № 28851

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Посреди почти космической тьмы неведения, забвению равного и с забвением слитого, тьмы, в которой буквально тонет, захлёбываясь, моё раннее детство, есть отдельные звёзды — внезапные, редкие, но резкие круги освещённого вдруг пространства. (2)Редкое избранное волшебного фонаря памяти.

(22)В окнах обоих этажей только кое-где усматривался свет. (23)В целом же здание запомнилось мне целиком погружённым во мрак наступавшей ночи. (24)И только в самой его середине одно-единственное окно, очень широкое, наверно полуподвальное, откровенно пылало светом, как пещера циклопов! (25)Среди ночи, зимы, бездействия — действующий окновулкан!

(26)И что же я увидела в том окне, сияющем на дне снежной площади? (27)На красно-золотом фоне света-пламени сновали и двигались, что-то делая, повара и поварята в настоящих белых поварских колпаках! (28)В колпаках, расширяющихся кверху так интересно и занимательно! (29)И увиденных мной впервые! (30)То были толстые, тучные (как правило) старшие повара, повара средней комплекции и, как я уже сказала, особо отмеченные восторгом моего открытия малые поварята. (31)Их самих было человек девять-десять (взрослых и детей), но ведь ещё сверх того — их на редкость выразительные тени проносились иногда по стеклу, жаром горящему за решёткой, — и тогда их полку прибывало! (32)А ведь если отдельно силуэты — хорошо, если отдельно повара — ещё, может быть, лучше, то повара с силуэтами вперемешку, бегающие и как бы танцующие с ними вместе, — это уже был верх всего, на что я могла рассчитывать! (33)О, теперь мне их надолго хватит! (34)Теперь я разбогатела.

(35)Итак, мой секретный внутренний мир — он не был каким-нибудь вызывающим: он всё ещё никак не шумел, но он начинал заселяться и заселяться всё плотнее, теснее… (36)И окно-театр, в котором живые повара плясали вместе со своими тенями, набегавшими на пламенное стекло, — живые с нарисованными рядом, — явилось такой важной вехой моего земного странствия в самом начале его, что, быть может, кому-то это покажется даже смешным.

(По Н. Н. Матвеевой*)

* Новелла Николаевна Матвеева (1934–2016) — советская и российская поэтесса, прозаик, переводчица, бард, драматург, литературовед.


Основной Государственный Экзамен 2020-2021 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник.

Вот и наступает жаркая пора, когда пришло время сдавать в школе ОГЭ / ГИА. Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ОГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА

Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс.

Задание 25 № 28371
Среди предложений 35–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Посреди почти космической тьмы неведения, забвению равного и с забвением слитого, тьмы, в которой буквально тонет, захлёбываясь, моё раннее детство, есть отдельные звёзды — внезапные, редкие, но резкие круги освещённого вдруг пространства. (2)Редкое избранное волшебного фонаря памяти.

(22)В окнах обоих этажей только кое-где усматривался свет. (23)В целом же здание запомнилось мне целиком погружённым во мрак наступавшей ночи. (24)И только в самой его середине одно-единственное окно, очень широкое, наверно полуподвальное, откровенно пылало светом, как пещера циклопов! (25)Среди ночи, зимы, бездействия — действующий окновулкан!

(26)И что же я увидела в том окне, сияющем на дне снежной площади? (27)На красно-золотом фоне света-пламени сновали и двигались, что-то делая, повара и поварята в настоящих белых поварских колпаках! (28)В колпаках, расширяющихся кверху так интересно и занимательно! (29)И увиденных мной впервые! (30)То были толстые, тучные (как правило) старшие повара, повара средней комплекции и, как я уже сказала, особо отмеченные восторгом моего открытия малые поварята. (31)Их самих было человек девять-десять (взрослых и детей), но ведь ещё сверх того — их на редкость выразительные тени проносились иногда по стеклу, жаром горящему за решёткой, — и тогда их полку прибывало! (32)А ведь если отдельно силуэты — хорошо, если отдельно повара — ещё, может быть, лучше, то повара с силуэтами вперемешку, бегающие и как бы танцующие с ними вместе, — это уже был верх всего, на что я могла рассчитывать! (33)О, теперь мне их надолго хватит! (34)Теперь я разбогатела.

(35)Итак, мой секретный внутренний мир — он не был каким-нибудь вызывающим: он всё ещё никак не шумел, но он начинал заселяться и заселяться всё плотнее, теснее… (36)И окно-театр, в котором живые повара плясали вместе со своими тенями, набегавшими на пламенное стекло, — живые с нарисованными рядом, — явилось такой важной вехой моего земного странствия в самом начале его, что, быть может, кому-то это покажется даже смешным.

(По Н. Н. Матвеевой*)

* Новелла Николаевна Матвеева (1934–2016) — советская и российская поэтесса, прозаик, переводчица, бард, драматург, литературовед.

(35)Итак, мой секретный внутренний мир — он не был каким-нибудь вызывающим: он всё ещё никак не шумел, но он начинал заселяться и заселяться всё плотнее, теснее… (36)И окно-театр, в котором живые повара плясали вместе со своими тенями, набегавшими на пламенное стекло, — живые с нарисованными рядом, — явилось такой важной вехой моего земного странствия в самом начале его, что, быть может, кому-то это покажется даже смешным.

(По Н. Н. Матвеевой*)

* Новелла Николаевна Матвеева (1934–2016) — советская и российская поэтесса, прозаик, переводчица, бард, драматург, литературовед.


Новелла Матвеева была самым большим чудом, какое я видел в жизни,— и самым печальным чудом

Отношение моё к ней было, стыдно сказать, потребительское. Я познакомился с ней не для того, чтобы у неё чему-то научиться,— с самого начала было понятно, что такому не научишься и что делать это никто, кроме неё, не умеет; и уж конечно, не для того, чтобы чем-то ей помогать или просто отблагодарить, потому что она и сама прекрасно знала цену тому, что делает. Я познакомился с ней для того, чтобы получить доступ к тому, что она делает,— нет, не к тому миру, который она описывает, хотя надежда на это у меня была, но просто к её песням.

Живыми сгорать,
От ран умирать,
Эпохи таскать на спинах,
Дрожа, заклинать
Моря в котловинах,
Небо подпирать.

После её смерти обнаружилось, что родилась она не в 1934-м, а в 1930 году. Об этом есть заверенная справка, которую тоже получил племянник: просто во время войны погибли все документы, и когда надо было заново устраивать её в школу, чтобы её взяли в четвёртый класс, мать скостила ей возраст. С этой датой рождения она, видимо, свыклась, никогда никому не проговорилась, отмечала юбилеи, а между тем была старше на четыре года, и труднее, и мучительнее было ей на эти четыре года. Между тем вот у кого не было ни малейшей забывчивости, ни малейшего упадка, всё своё знала наизусть и тысячи чужих текстов, и сочиняла до последнего дня, и блеск формы никуда не девался даже там, где очень даже было с чем поспорить. Но как-то её крымнашизм никогда не оборачивался гордыней, и не помню, чтобы она порвала с кем-то по идейным соображениям: по личным — бывало, и часто, но ладить она могла и с теми, кого её взгляды коробили.

Во время войны она не училась, да и потом ходила в школу недолго: много болела, потом устроилась на работу в подсобное хозяйство детского дома. Образование ей давала мать, поэтесса Надежда Орленева, всю жизнь безуспешно пытавшаяся напечататься,— только в 80-е Матвеева сумела опубликовать некоторые её стихи, сложные, совершенно несоветские.

«Действительные (почти в полном составе) репетировали своё будущее презрение к смерти. В углу комнаты среди театрального хлама стояло какое-то неясное сооружение из перевёрнутых ящиков, на котором сооружении был установлен череп лошади, из тех, какие обычно насаживаются на шест в голой степи или безлюдной пустыне с тем условием, чтобы указывать путь заблудившимся странникам. Кстати сказать, этого даже сразу не охватишь! Подумать! Лошадь, которая после своей смерти указывает путь человечеству! (независимо от того, что она ему указывала при жизни). Не всякое существо и человеческой-то природы может надеяться на такой оборот дела, что говорить, о такой судьбе зря хлопочут подчас даже великие философы и выдающиеся вперёд государственные деятели! А тут какая-то лошадь, — даже не лошадь, а пустой конский череп — и вдруг указывает путь, служит вехой, этажом, руководством для начинающих странников! Кто бы подумал, что это окажется так легко! Правда и то, что указывать путь посмертно гораздо проще, нежели живьём, хотя бы уж потому, что если ты мёртв, то тебе безразлично, идут или не идут они по пути, который ты им указываешь.

И сразу расхотелось быть собой.
А вот же не хочу держаться взгляда!
Не стану управлять своей судьбой!
Мечтать ни в коем случае не надо.

Что значит надо? Где его исток?
Не лающ голос долга: долг — не дог,
И не снаружи он меня тревожит,
А изнутри, как ропот или вздох.
Есть в мире — долг. Отдельно есть — бульдог.
А вот бульдолга — нет, и быть не может.

Я думаю иногда, что она вообще была ангелом, занёсшим к нам несколько ангельских песен. Уверяю вас, если бы ангел жил среди людей, он был бы мнителен, обидчив, завязывал бы знакомства с трудом и неохотой.

Каждая запись — с датой: сны ей снились почти еженощно, есть целые тетради с их записями, но вот эти записаны конспективно, одной фразой. Видимо, по большей части это были кошмары; но и кошмары были волшебные.

Две лодки у моря, как два башмачка,
Две лодки у моря, как два башмачка,
Прохладным полузасыпанные песком
Которые здесь, у преддверья волны,
Которые здесь — у преддверья волны —
Скинул закат — и в море ушёл босиком.

Но всё ещё прячется в тучах луна,
Но ранняя прячется в тучах луна,
Таится, боится лицо показывать нам,
Но там, где укрылась она, проблеснёт,
Но там, где укрылась она, проблеснёт,
Как мрамор Сиенны, сиянье по временам.

А ночь так пустынна в просторе своём,
А ночь так пустынна в просторе своём,
Как будто все звёзды, все знаки смело волной,
И все заповедные ноши забыв,
В молчанье у дюн повторяет прилив
Один только свой мотив, один только свой.

Две лодки у моря — как два башмачка,
Две шлюпки у моря — как два башмачка,
Медуз бахромой разубран моря подол,
Две шлюпки, два шлёпанца старых — и лень
Мне двигаться здесь, как если бы день,
Как если бы день, разувшись, в море ушёл.

Читайте также: