Сочинение речь как форма существования языка качество хорошей речи

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Красноярского края

Выполнили: Абрамова В.Д., Адаменко А. С., Горбачёва А. Э.,

студентки 101А группы

Проверил: Дугина М.В., преподаватель русского языка

2. Критерии хорошей речи

3. Содержательность речи

4. Понятность речи

5. Выразительность речи

6. Воздейственность речи

8. Список литературы

Как это ни парадоксально, дать определение хорошей речи не так просто. С одной стороны, представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво. Каждому ясно, что в XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой не только для XVIII, но и для первой половины XIX века. Значительно сложнее обстоит дело с речью конца XIX – первой половины XX века. Эта речь уже не вызывает явного возражения, но иногда тоже воспринимается как не совсем современная.

Итак, хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне учета ее ситуации, поставленных говорящим коммуникативных задач, но это обязательно такая речь, в которой соблюдаются современные языковые нормы, и этика общения и которая может способствовать достижению наибольшего эффекта.

Таким образом, хорошая речь – это прежде всего речь целесообразная. Целесообразность речи как критерий ее хороших качеств касается не только формы выражения мысли, но и самого содержания сказанного или написанного, что связывает целесообразность речи с этикой общения. Безусловное качество хорошей речи – ее соответствие этикету. Соблюдение современных языковых норм также входит в данное нами определение. Действительно, не может быть хорошей речь неправильная. Прежде всего это связано с тем, что неправильная речь затрудняет понимание. Это происходит и при использовании незнакомых иноязычных слов, тем более при их употреблении не с тем значением, которое зафиксировано в словарях.

Критерии хорошей речи


Многие неправильности пониманию не мешают, но тем не менее исключают хорошее качество речи, поскольку вызывают со стороны адресата или наблюдателя незапланированное говорящим впечатление от его речи, как речи не очень культурного человека. Оценка качества речи зависит от очень многих условий, в том числе социолингвистических. Жаргонизмы в речи молодежи и в речи людей солидного возраста, в неофициальном и в официальном общении не могут оцениваться одинаково. Однако нельзя как хорошую оценивать речь любых адресантов и в любых условиях, если жаргон полностью вытеснил в данной дискуссии литературную лексику. Следовательно, критерием, если не хорошей в полном смысле этого слова, то хотя бы допустимой речи должны быть, с одной стороны, степень ее литературности и опять же степень целесообразности использования тех или иных языковых средств.
С другой стороны, безусловно, критерием хорошей речи в любом случае остается ее понятность адресату, поэтому недопустимы не только малоупотребительные в русской речи иностранные слова. Однако не может быть названа хорошей и речь, не способная выразить ни сложные мысли, ни многие понятия. Очевидно, что хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства.

К основным критериям хорошей речи относят: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи.

Содержательность речи

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной. Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.

Понятность речи


Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания

терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной. Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи. Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например, применением слов в ласкательной и уменьшительной форме.

Воздейственная речь

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.

Итак, можно сделать несколько выводов из сказанного выше:
1. Хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне знания ситуации ее осуществления и распространения, ее целей и задач, отношений между коммуникаторами, характера и свойств адресата речи.
2. Хорошая речь – целесообразная речь, успешная для адресанта и эффективная для адресата.
3. Правильность речи – необходимое, но недостаточное качество для критерия хорошей речи.
Хорошая речь всегда соответствует нужной в данной ситуации функциональной разновидности литературного языка и используемой форме речи (устной или письменной), национальным традициям общения и этическим нормам поведения.

Особо следует сказать о качествах хорошей речи. Они были выделены еще в древние времена, но их значимость со­храняется до сих пор. Человек, который хочет претендовать на статус хорошо владеющего родным языком, должен стре­миться к их реализации.

Уместность – соответствие речи ситуации, обстоятель­ствам, условиям, в которых она произносится или (когда мы имеем дело с письменной формой) функционирует.

Литературный язык полифункционален, то есть находит применение в самых разных сферах общения и для дости­жения самых разных целей. Этим он отличается от других разновидностей языка (например, диалектов). Литературный язык может использоваться как в бытовом общении, так и для создания произведений художественной словесности, как для общения с близкими людьми, так и для установления контак­тов с незнакомцами; он обслуживает деловое, научное обще­ние, используется в средствах массовой информации. Каждая из этих сфер накладывает свой отпечаток на язык. И то, что является уместным и даже необходимым в одном случае, ока­зывается неприемлемым или нежелательным в другом.

В то же время литературный язык – это всего лишь разно­видность русского языка или, если угодно, его часть. В русском языке имеется огромное количество средств, которые разли­чаются с точки зрения своих качеств. Это нетрудно увидеть на примере следующей классификации:

Красота – эстетическая сторона речи. Естественно, такое качество, как эстетичность, применительно к речи следует понимать широко. Это не только использование речи в стихах и художественной прозе. Речь должна быть красивой вообще: яркой, гармоничной, меткой, образной, насыщенной…

Точность – это использование слов в закрепленном, об­щепринятом значении. Речь одного человека понятна другому только потому, что они оба владеют одним и тем же языком. А это означает, что конкретное слово означает для них одно и то же (или почти одно и то же). Если бы дело обстояло иначе, то человеческое общество погрузилось бы в хаос, ведь тогда каждый понимал бы слова другого так, как ему заблагорас­судится. Слова же – это мостик между людьми, средство до­стижения пусть не согласия, но хотя бы компромисса.

Естественно, люди не могут всегда понимать друг друга аб­солютно. Это очевидно даже с точки зрения языка. Ведь у двух человек может быть один язык, но при этом каждый из них бу­дет владеть этим общим языком по-своему. Допустим, я хоро­шо знаю определенное слово, а вы его не знаете. Когда я упо­треблю в своей речи это слово, вы меня не поймете. В идеале говорящий – насколько это, конечно, возможно – не должен использовать слова, которые являются для его собеседника не­понятными; если же он использует их, то он должен объяснять их значение или быть готовым по первому требованию дать объяснение. Но, с другой стороны, любой собеседник должен стремиться к более глубокому овладению языком, на котором он говорит, ведь мир не станет подстраиваться под человека.

Возьмем в качестве примера синонимы слова хороший. Слова прекрасный и великолепный имеют отчетливый книж­ный характер. Прилагательные отличный и классный в боль­шей степени свойственны разговорной речи (причем второ­му слову это качество присуще в большей степени). Прилага­тельное обалденный вообще является просторечным. Слово отменный отличается от остальных более узкой сочетаемо­стью: мы можем сказать хороший (великолепный, прекрасный, отличный, классный) телефон, но вряд ли скажем отменный телефон; с другой стороны, мы вполне можем сказать от­менный вкус, отменный суп. Есть в этом слове нечто утон­ченное, не правда ли? Бесподобный – это, пожалуй, наибо­лее эмоциональное слово из всего ряда, потому что его, ско­рее всего, произнесет человек, который не просто оценивает, но и испытывает при этом сильные положительные чувства. Все синонимы слова хороший указывают на чуть более высо­кую степень качества, чем само это слово, то есть близки по смыслу к словосочетанию очень хороший.

Но дело не только в этом. Богатство – это качество, кото­рое делает речь многообразной. Когда писатель рассказывает историю своего персонажа, он стремится охарактеризовать его с разных сторон и для этого использует имена (Иванов, Иван Иванович, Ванька, Ванюша), устойчивые характеристи­ки (молодой человек, юноша, щенок, птенец) или характери­стики, обусловленные ситуацией, теми конкретными обстоя­тельствами, в которых находится персонаж (горемыка, счаст­ливец, мыслитель, красавец, силач). Само собой разумеется, автор использует и местоимение он. Но представьте себе, что было бы, если бы он использовал только это местоимение наряду с одним-единственным именем! Язык предоставляет нам множество возможностей говорить по-разному об одном и том же, и в этом заключается его богатство.

По большому счету, словарный состав языка – это отра­жение культурного опыта народа. Если в словаре есть слово, значит, этому слову что-то соответствует, пусть даже только в памяти или богатой фантазии. Внимательное отношение к богатствам языка – это одно из наиболее существенных средств сохранения богатства культуры.

И чем богаче речь человека, тем богаче его внутренний мир. Наличие целого ряда слов, которые мы можем приме­нить к одному и тому же явлению, приводит к тому, что мы перестаем воспринимать мир в двух тонах – черном и бе­лом. Мы начинаем видеть разные стороны одного и того же явления.

Речь. Что же такое хорошая, правильная грамотная речь? Этот вопрос с виду прост, но ответ на него довольно-таки сложный и глубокий.

Хорошая речь – это не просто знание правил орфографии, морфологии, пунктуации и других разделов русского языка, но и правильное, разумное использование всего этого в повседневной жизни, в своей речи.
Русский язык беспределен, его развитие безгранично. Ведь он один из красивейших, богатых и сложных языков мира! К тому же, в русском языке постоянно появляются новые слова, правила и законы.

тот факт, что русский язык – живой язык и находится в постоянном развитии.
Но, в связи с быстрым развитием технологий, компьютеризации и прочих нанотехнологий, в русском языке появляется все больше иностранных слов. На мой взгляд, мы должны как можно реже употреблять заимствованные слова, сохраняя русскую речь такой, какой она была испокон веков.
Знаменитые ученые и языковеды Л. В. Щерба и А. А. Шахматов провели огромную работу в области исследования русского языка, его истории и наук, орфоэпии, диалектологии и прочих разделов русского языка. Благодаря этим ученым-языковедам мы можем изучать русский язык

на научной основе. Л. В. Щерба говорил, что “писать безграмотно совершенно недопустимо в правильно организованном обществе”. А его коллега А. А. Шахматов утверждал: “Филология – наша жизнь”.

Благодаря этим ученым нам стало доступно изучение языка на научном основании, это позволяет сохранять русский язык в первозданном виде и беречь его красоту.
Русский язык – великий и богатый язык. Несомненно, все мы любим свой родной язык, но ни в коем случае нельзя углубляться в изучение только своего родного языка, забывая о существовании других. Ведь, как гласит народная мудрость: “Сколько я знаю языков, столько раз я человек”.

Трудно с этим не согласиться, ведь каждый язык – это не просто набор слов и правил, это целая история, наука и культура, которая представляет ценность, как для определенного народа, так и для всего человечества.

Сочинение на тему : речь как форма существования( функционирования)языка.

Качества хорошей речи.


Не очень ясна тема.



Сочинение - миниатюра ?

На тему : "что значит хорошая речь?


Сочинение - миниатюра на тему плохие и хорошие качества друга?

Сочинение - миниатюра на тему плохие и хорошие качества друга?


Помогите написать сочинение на тему, , хорошие речи приятно слушать?

Помогите написать сочинение на тему, , хорошие речи приятно слушать.


Сочинение на тему , , Хорошую речь хорошо и слушать "?

Сочинение на тему , , Хорошую речь хорошо и слушать ".


Сочинение - рассуждение на тему "хорошую речь хорошо и слушать" не менее 5 предложений?

Сочинение - рассуждение на тему "хорошую речь хорошо и слушать" не менее 5 предложений.



Мини сочинение на тему хорошие речи слушать приятно?

Мини сочинение на тему хорошие речи слушать приятно.


Веревка хороша когда длинная, а речь коротка сочинение?

Веревка хороша когда длинная, а речь коротка сочинение.


Здрасте срочно нужно сочинение рассуждение на тему Что такое хорошая речь?

Здрасте срочно нужно сочинение рассуждение на тему Что такое хорошая речь?


Фонарь медвежонку можно без объяснений.


Осенний теплый денечек.


Желтеют, краснеют Бабушка, мама, папа и сын Гуси, утки плавают Мальчики читали, а девочки пели Медведи, слоёв, лисы в волки Белка выскочила из дупла, перескочила на ёлку и понеслась по ветвям И шумели, свистели, прыгали лесные жытели.


Восхищ - корень - а - суффикс, ть - окончание, ся - возвратный суффикс.


Восхищ - корень, а - суффикс, ть и ся - постсуффиксы. Восхища - основа.


Знаки препинания расставлены ( + структура предложения) : 1) Холодный ветер, подувший с моря, принес холод, и все были в расстерЯнности, видимо, потому, что не ожидали этого. 1[Холодный ветер, |подувший с моря|, принес холод], и 2[все были в раСтерЯ..


Боль(сущ) - больной, болеть Вред(сущ) - вредный, вредить Корм(сущ) - кормовая, кормить сад(сущ) - садовый, садить.


И Радион поднимается по ступеням той лестнице страха, но наконец вышел из темноты.


С друзьям (Привет, как дела, удачного дня, пока, до завтра) Родители (Здравствуйте, чем нибудь помочь, добрый день , не подскажите.


Лучше закрепи фотографию, а то не у всех есть учебник, но зато многие знают.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: