Сочинение рецензия отцы и дети

Обновлено: 04.07.2024

Роман создавался в то время, когда в России возникла напряжённая обстановка в связи с предстоящими переменами: был поставлен вопрос об отмене крепостного права. Действие происходит в 1859 году. Это было время больших перемен. Основная мысль книги – понять, что является главным в предстоящем развитии жизни: продолжение размеренного и привычного течения жизни или новые, неожиданные, непонятные и пугающие направления, которые должны наступить. Назревают конфликты старого мира: устоявшихся порядков, правил, традиций и новых и свежих перспективных идей и реформ. Дворянство как класс должно уйти в прошлое, уступив и уступить дорогу молодому поколению реформаторов. И.С.Тургенев был образованным человеком, много учился и в России и в Европе. Он видел разную жизнь, сравнивал развитие западных стран и мог предполагать, что и в родной стране необходимы изменения в лучшую сторону. Но он не находил решения проблемы, хотя знал, что изменения будут. Он был борцом за отмену крепостного права и видел грядущие перемены.

Смысл названия романа "Отцы и дети" говорит о том, что речь пойдёт о двух поколениях, и не просто о семейных отношениях, а о вечном конфликте между поколениями. А также о несхожести мыслей, взглядов, понятий, поведения. Мы знаем, что каждый следующий период времени в истории жизни страны вносит много нового, непривычного, непонятного для людей старшего поколения.

Представителем нового поколения в романе является Евгений Базаров. Это новый тип человека, мыслящего прогрессивно. У него свой решительный взгляд на многие вещи, твёрдые убеждения. Базаров - человек из народа, внук дьячка и сын уездного лекаря. Прошёл тяжёлую жизненную школу, не надеясь на финансовую помощь родителей. Он поглощён своей профессией, много трудится. Приехав на отдых, сразу же принимается за работу: производит опыты, собирает гербарии. И всего добивается сам, потому и знает, и понимает, и умеет многое. Пройдя хорошую школу жизни, Евгений Базаров смело отрицает старый мир. Он называет себя нигилистом, то есть он – человек, который ничего не признаёт, не принимает никаких принципов. И считает, что нужно действовать, работать. И всё проверять именно трудом.

Старшие Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович – представители аристократизма со своими давно сформированными взглядами на жизнь. Уже в первую встречу Павел Петрович настороженно встретил гостя. И в его тихом вопросе "этот волосатый гостить будет?" чувствуется неприязнь к новому человеку. Когда Павел Петрович завёл разговор о поэзии, упомянув имена Шиллера, Гёте и музыке, то Базаров резко ответил, что не признаёт искусство: "порядочный химик в 20 раз полезнее людей искусства". Также Базаров не признаёт восторженных комментариев Аркадия о красивых видах из окна. Он категоричен в своих убеждениях и пытается перестроить всех и сразу. "Человек должен сам себя воспитывать"- говорит он. Но здесь можно и не согласиться с главным героем. Конечно, многое зависит от воспитания, образования, общения. Но мы же сейчас не можем жить без музыки, стихов, литературы, живописи. И нам это не мешает быть и врачами, и учителями, и строителями, и космонавтами. И природой мы восторгаемся. Но возможно, Базаров - очень активный и деятельный человек, и он считал, что в то сложное время каждую минуту следует заниматься работой, деятельностью, чтоб ускорить процесс появления другого, нового мира, более прогрессивного и успешного. А от всего старого, говорит уверенно Базаров, нужно избавляться. Хотя взгляды старших Кирсановых противоположны: Николай Петрович утверждает, что жить нужно по старым традициям: богатые-бедные; одни работают, а другие пожинают плоды, и это является нормой. Да, причина конфликта поколений - разница во взглядах. И чтобы понять, принять и с чем-то согласиться, нужно созреть для этого. Взгляды Базарова оправданы и конкретны. Он критикует аристократов, либералов, не признаёт силу народа, отрицает общественный уклад. Но не видит конкретного выхода, как не видел ещё его и Тургенев. А конфликты между поколениями, пусть и не в таком масштабе, но они существовали, и будут существовать.

Отзыв о романе Отцы и дети

Отзыв о романе Отцы и дети

Популярные сочинения

Лень – это, по сути, враг человека, который не даёт ему жить спокойно, всегда тянет его на дно и не даёт человеку развиваться и идти только вперёд. В день мы ленимся неимоверное количество раз.

Александра Николаевича Островского все по праву считают одним из известнейших и выразительных представителей драматургии земли Русской. Принято так же считать его родоначальником театра и театральных постановок

После чего есть над чем подумать, стоит ли живому разумному, созданию сопротивляется своей судьбе и отрицать самые очевидные и неизбежные вещи, к которым прислушиваются все живое на планете?

У всех людей свои взгляды, кому-то она понравиться, кому-то нет. Но данный роман считается одним из лучших классическим произведением, которое написал русский классик —Иван Сергеевич Тургенев. Прочитав до конца, ее не возможно забыть, она вызвала бурю эмоций и дала пищу для размышления о жизни. Ну, а если прочесть ее заново, то можно в ней найти что-то новое, то, что не заметили с первого раза прочтения. Данное произведение подходит для разного возраста людей, и она создана на все времена.

2 вариант

Тургенев описывает детство Базарова: оно было беззаботным, родители не притесняли мальчика. В детстве Евгений всегда делал то, что хотел. Из текста произведения можно судить, что Базаров любил своих родителей, хотя пытался скрыть этот факт от окружающих.

Не всем читателям может понравиться беспринципность Базарова и его образ. Но в романе у Евгения есть свой антипод – Кирсанов Павел Петрович, представитель старшего поколения. Павел Петрович очень принципиальный человек, а Евгений Базаров ему кажется угрозой для общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Отзыв о романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Одним из таких героев является поэт Владимир Ленский. Его судьба в романе сложилась очень трагично, и повлияли на это его жизненные цели и идеалы. Ленский – молодой, образованный дворянин

Во всем мире существует огромное количество разных цветов. С разными ароматами и цветами, но для меня ромашка, является самым любимым цветком

Если Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. Эта роль включает в себя не только положение в самой книги, где Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью протагонисту

Особенно часто заметно такое расхождение вкусов и мнений среди людей, которые вынуждены находиться вместе или желают этого. Если это дружеская компания или семья, то расхождение не вызывает значительного раздражения.

Автор работал над своим произведением в 1860-1861 годах. По названию романа можно определить, о чем пойдет речь в произведении. Отцы – это старое поколение, а дети – новая и прогрессивная молодежь. Между старыми и новыми людьми всегда была, есть и будет некоторое непонимание, конфликт, война. Это нормально. Тургенев рассматривает эту проблему с разных ракурсов и дает возможность поразмышлять над этим вопросом своему читателю. Различия взглядов между родителями и детьми всегда будут розниться.

Прототипом главного героя стал случайный молодой врач, с которым Иван Алексеевич Тургенев познакомился, будучи в Англии на вокзале. Именно с него был списан главный персонаж будущего романа. В этом же году писатель вернулся во Францию и именно там развернул работу над будущим шедевром. Буквально через два года произведение уже печаталось.

В течение жизни у писателя и критика Добролюбова возникало не мало дискуссий, потому он показал эти разногласия между героями произведения.

Основной проблемой произведения можно назвать проблему отцов и детей. в плане смысловом выделяются и семейные отношения и то, что два разных поколения имеют два разных взгляда на мир. Каждый смотри на мир со своей колокольни, потому не является удивительным, что отцы временами не понимают своих потомков, а те своих создателей.

Базаров – этот тот молодой человек, который считает, что представители молодого поколения, всего должны добиться самостоятельно. С помощью своих знаний, умений и способностей, а не перенимать все, что дают отцы. Главный антагонист произведения – Павел Кирсанов, приверженец аристократии и мужчина достаточно консервативных взглядов, противостоит ему своим мнением. Что это нормально, жить в роскоши и довольствоваться наследством.

Конфликт отцов и детей будет существовать вечно, всегда. В основе произведения лежит противопоставление взглядов, идеологических мнений, понятий старых и молодых людей. Хотя, как мне показалось, отец друга Базарова ведет себя относительно нейтрально. Он увлечен своей любовь и заботой о простой служанке Фенечке, в которую до безумия влюблен. Но они из разных отраслей общества.

Главный герой Базаров является приверженцем нигилизма. Нигилизм появлялся как новый вид молодежных взглядов во времена Тургенева.

Базаров получил заслуженное наказание.

Отзыв 2

Неоднозначный главный герой, Евгений Базаров, рос в любящей семье. В желаниях мальчика родители не отказывали. Да и сам Женя родителей своих любил. Попытка скрыть эту любовь от окружающих, на мой взгляд, является боязнью проявить свою слабость, открыться.

Сам же главный герой, не может до конца разобраться в проблематике и составляющих нигилизма. Поверхностное отрицание проблемы, произношение этого отрицания, не помогает ему проникнуться полностью этой идеей и способностью ее воплотить в своей жизни. Эта тяжелейшая работа оказалась ему не по зубам.

Отрицание любви не дало возможности не влюбиться главному герою. Постановка собственной личности выше остальных людей своего социума говорило лишь о низменности натуры и большого количества комплексов неполноценности. Считать свое мнение истиной в последней инстанции в корне не верно, если итог спора показывает твою неправоту.

Со временем, жизненный опыт заставляет Евгения отказаться от таких взглядов. Ему хватает смелости признать всю несостоятельность идеи нигилизма и отказаться от жизни нонконформиста-подростка.

Антиподом и полной противоположностью молодого беспринципного Базарова в романе является представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов. Этот персонаж со страхом относится к таким личностям как Евгений, считает их угрозой обществу и является человеком глубоко принципиальным. Так ли хороша эта крайность в характере, как считает сам Кирсанов?

Иван Сергеевич Тургенев показал в романе два противоположных полюса, дабы на примере жизни продемонстрировать читателю, что чрезмерное увлечение собственной идеей, будь то молодость или зрелость, не будет единственно верным решением всех жизненных вопросов.

Отзыв о романе Отцы и дети

Несколько интересных сочинений

Слово о полку Игореве представляет собой художественное произведение, которое основано на подлинных событиях. В основе этого произведения поход князя Игоря Святославовича на половцев

Сегодня каждый человек может быть героем, но если говорить в целом, то наша молодежь считает героями людей, сделавших великие поступки и разные подвиги, рискуя своей жизнью для людей.


Тургенев выбрал очень интересное время для своего романа. 1860-е, вот-вот отменят крепостное право. Сын крепостного родится свободным человеком, а сын барина должен будет учиться прислуживать себе самостоятельно. Странное время для русского человека. Безоговорочный шаг вперёд, один из многих шагов, которые еще предстоит сделать.

Всё течёт, все меняется, ничто не остаётся на месте. Человек – не исключение. Прогрессивными, людьми нового времени себя считают и главные молодые герои романа – Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Антиподом к молодым выступают их родители, приверженцы старых устоев, блюстители многовековых принципов. Единственное, в чем способны сойтись столь разные поколения – вечные вопросы чести и пограничной ей глупости. В остальном их мнения кардинально разнятся, вплоть, до многочасовых споров с пеной у рта. И правда у всех своя. Сегодня понимаешь, что правы всё-таки отцы, да и автор почти напрямую заявляет об этом в своём романе. Есть в этой жизни то, отрицание чего бесполезно и бессмысленно, в первую очередь потому, что оно беспощадно к тебе. Любовь отлично подходит под это определение. Смерть подходит не хуже. И Евгений Базаров, все-таки это понимает, в конце, когда единственными, кто его всегда любит и всегда ждёт, остаются родители.

Говорить о том, что произведение актуально и в наше время – вторить. Оно будет актуально всегда. Классика в чистом виде.


Праздная молодежь от того, что не занята добычей средств к существованию и вообще особо ничем не озабочена, очень много рассуждает и готовится свергнуть старые порядки. Ну и что хорошего? Один из них плавно утекает по течению и счастливо продолжает ровно те же порядки, что и у прошлого поколения сложились. А тот, ершистый, кем бы он себя не называл, бесславно заканчивает свою короткую и непримечательную жизнь, так и не успев толком ни полюбить, ни поработать. Только обиженных после себя оставил, да родителей, дурачок, осиротил, не успев порадовать хотя бы своим присутствием и общением при жизни.

Базаров разочаровал. Как-то из детства помнится что-то революционное. А тут… Ни себе, ни людям. И рушить-то у него , к счастью, не получается ни общественные устои, ни чужое счастье. Всё как-то походя. Одни заявления, да насмешки. Как-то нелепо всё. За ненадобностью со сцены и убран.

Дядька Аркадия тоже молодец – вернулся в ту среду, к которой тяготел, в свет, что называется снова вышел.


Когда-то Дэн Сяопина спросил один западный журналист, что он думает об исторических итогах Великой французской революции. Дэн Сяопин тогда ответил:

Попробуем и мы вслед за Тургеневым понаблюдать за тогдашней трансформацией русского общества и с высоты прошедших лет определить последствия.

А вот это из другого романа, но как всё схоже !

Формальный конфликт романа приходится на отношения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Кирсанов – типичный представитель родовой аристократии, гордящийся своей породой и ничем не занимающийся в жизни. Когда-то он был красавец-гусар, блистал в свете, покорял женщин, но несчастная любовь, да ещё и с тайной, достойной слезливых женских романов, навсегда выбила его из седла, и теперь он посвятил всю оставшуюся жизнь смакованию этой былой и несчастной любви. С ливрейным слугой, накрахмаленными тугими белыми воротничками, руками усыпанными перстнями он комично смотрится посреди деревенских мужиков, не платящих оброк и по ночам загоняющих свою скотину пастись на барские луга. Но ему самому кажется, что он – хранитель устоев и традиций, в то время как Базаров – ниспровергатель их. Удивительны их разговоры. Каждый из них говорит о своём и совершенно не слышит другого. Разговоры беспредметны и бесцельны, но эмоциональны. Спор их раскручивается ассоциативно, без какой-либо связи со смыслом, сказанным другой стороной. Они лишь реагируют на эмоции и всё более и более ненавидят друг друга. Они как две параллельные прямые – проходят рядом друг с другом и никогда не пересекаются.

Есть ещё пара любопытных персонажей, открытых Тургеневым в эпоху перемен.

— А! это вы, герр Ситников, — проговорил Базаров, продолжая шагать по тротуару, — какими судьбами?

— Вообразите, совершенно случайно, — отвечал тот и, обернувшись к дрожкам, махнул раз пять рукой и закричал: — Ступай за нами, ступай! У моего отца здесь дело, — продолжал он, перепрыгивая через канавку, — ну, так он меня просил… Я сегодня узнал о вашем приезде и уже был у вас… (Действительно, приятели, возвратясь к себе в номер, нашли там карточку с загнутыми углами и с именем Ситникова, на одной стороне по-французски, на другой — славянской вязью.) Я надеюсь, вы не от губернатора?

— Не надейтесь, мы прямо от него.

— А! в таком случае и я к нему пойду… Евгений Васильич, познакомьте меня с вашим… с ними…

— Ситников, Кирсанов, — проворчал, не останавливаясь, Базаров.

— Мне очень лестно, — начал Ситников, выступая боком, ухмыляясь и поспешно стаскивая свои уже чересчур элегантные перчатки. — Я очень много слышал… Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать — его ученик. Я ему обязан моим перерождением…

Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.

— Кто такая? — произнес нехотя Базаров.

— Кукшина, Eudoxie, Евдоксия Кукшина. Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина. Знаете ли что? Пойдемте теперь к ней все вместе. Она живет отсюда в двух шагах. Мы там позавтракаем. Ведь вы еще не завтракали?

Дом Авдотьи Никитишны (или Евдоксии) Кукшиной, находился в одной из нововыгоревших улиц города ***; известно, что наши губернские города горят через каждые пять лет. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика, и в передней встретила пришедших какая-то не то служанка, не то компаньонка в чепце — явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки. Ситников спросил, дома ли Авдотья Никитишна?

— Это вы, Victor? — раздался тонкий голос из соседней комнаты. — Войдите.

Женщина в чепце тотчас исчезла.

— Я не один, — промолвил Ситников, лихо скидывая свою венгерку, под которою оказалось нечто вроде поддевки или пальто-сака, и бросая бойкий взгляд Аркадию и Базарову.

— Базаров, Кирсанов, — проговорил он отрывисто, в подражание Базарову.

— Милости просим, — отвечала Кукшина и, уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила: — Я вас знаю, — и пожала ему руку тоже.

Поначалу и Базаров кажется человеком дела.

Прямота суждений Базарова, увлечённость его естественными науками кажется Одинцовой признаками деловитости и его самого. Они подолгу вместе гуляют, беседуют, ищут пути друг к другу. Но Одинцова ошиблась. Базаров просто в неё влюбился. Страстно и безумно. В то время как она искала совершенно другого – партнёра в жизни и в делах. Объяснение Базарова отталкивает её, и они расстаются.

Руслан Москвитин - политолог, публицист, блоггер

Пы. Сы. Почему "Отцы и дети"? Наверное потому, что это один из первых художественных романов о "людях нового времени" (и это касается не только Базарова), которые через десятилетия изменят Россию. Тургенев-художник видит это "нарождающееся племя", он отдает должное их внутренней силе, даже при том, что считает ее разрушительной (даже для самих себя).

Читайте также: