Мой антропометрический профиль сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Антропометрические стандарты - это средние величины признаков, полученных при обследовании большого количества лиц, однородных по полу, возрасту, профессии (в том числе спортсменов), с учетом, если необходимо, национальности и других признаков. Стандарты содержат общие или групповые средние величины, характеризующие средние значения признаков для всего обследованного коллектива (групповые стандарты) и средние величины признаков, соответствующие определенным ростовым группам (ростовые стандарты).

Антропометрический профиль - это графическое наглядное изображение отклонений антропометрических признаков от стандартных. Он позволяет судить о пропорциональности развития.

1. Производится расчет величины отклонения (N) каждого измеренного антропометрического показателя от стандартного по формуле:

где N - отклонение измеренного показателя от стандартного, выраженного в а; X - величина измеренного показателя; М - стандартная величина данного показателя; σ - среднее квадратичное отклонение.

2. Оценка производится по табл. 13.

Оценка физического развития методом стандартов

Антропометрический профиль - это графическое наглядное изображение отклонений антропометрических признаков от стандартных. Он позволяет судить о пропорциональности развития.

17. Оценка физического развития методом индексов и методом центилей.

Схема оценки физического развития детей и подростков по центильным таблицам (И.Н. Усов с соавт., 1990)

Центили по массе тела

Низкое резко дисгармоничное ИМТ II ст.

Нижесреднее Дисгармоничное ИМТ II ст.

Среднее резко дисгармоничное ИМТ II ст.

Вышесреднее рез-ко дисгармоничное ИМТ II ст.

Высокое резко дисгармоничное ИМТ II ст.

Низкое дисгармо-ничное ИМТ I ст.

Нижесреднее дисгар-моничное ИМТ I ст.

Среднее дисгармо-ничное ИМТ I ст.

Вышесреднее дисгар-моничное ИМТ I ст.

Высшее дисгармо-ничное ИМТ I ст.

Низкое гармо-ничное ДМТ I ст.

Нижесреднее гармо-ничное ДМТ I ст.

Среднее гармо-ничное ДМТ I ст.

Вышесреднее гармо-ничное ДМТ I ст.

Высокое гармо-ничное ДМТ I ст.

Низкое резко дисгармоничное ДМТ II ст.

Нижесреднее резко дисгармоничное ДМТ II ст.

Среднее резко дисгармоничное ДМТ II ст.

Вышесреднее рез-ко дисгармоничное ДМТ II ст.

Высокое резко дисгармоничное ДМТ II ст.

Примечание. ИМТ - избыток массы тела; ДМТ - дефицит массы тела.

Метод индексов

Этот метод может быть использован только для приблизительной, ориентировочной, оценки антропометрических данных и в практике врачебного контроля почти не применяется, так как большинство индексов и показателей недостаточно конкретизированы в возрастном, половом и профессиональном отношении.

Используемые индексы физического развития (табл. 10).

Индексы определения физического развития

становая сила, кг 100

Развития грудной клетки (Эрисмана)

Клетки, см - 0,5 роста, см

Индекс Пирке (Бедузи) рассчитывается по формуле:

D - Dc / Dc x 100,

где D - длина тела стоя (см), Dc - длина тела сидя (см).

Принцип оценки: величина показателя позволяет судить об относительной длине ног: менее 87% - малая длина ног; 87-92% - пропорциональное физическое развитие, более 92% - относительно большая длина ног.

Индекс Пинье рассчитывается по формуле:

где D - длина тела стоя (см); М - масса тела (кг); О - окружность грудной клетки (см).

Принцип оценки. Чем меньше величина индекса Пинье, тем лучше показатель (при условии отсутствия ожирения). Величина индекса менее 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 - хорошее, от 21 до 25 - среднее, от 26 до 35 - слабое, более 36 - очень слабое.

Метод Вучерка предусматривает расчет индекса физического развития (ИФР), позволяющего оценить степень биологической зрелости подростка на основании учета соотношений отдельных признаков физического развития. Формула Вучерка имеет следующий вид:

ИФР = [0,5 (ширина плеч + ширина таза) х рост] / [(длина верхней конечности х окружность плеча + длина нижней конечности х окружность бедра в сантиметрах) х массу] кг.

Установлено, что в возрасте 12-14 и 15-16 лет эти два метода оценки биологической зрелости организма (по сравнению с другими общеизвестными методами, например по окостенению запястья, относительной массе тела) находятся в наиболее тесной корреляционной зависимости (коэффициент корреляции составляет соответственно 0,92 и 0,89).

Формулы зависимости конечных показателей роста мальчиков и девочек от роста их родителей

(В. Какус, цит. по: Л. Сергиенко и С. Алексеевой, 1979)

Для мальчиков (рост отца + рост матери х 1,08) / 2.

Для девочек (рост отца х 0,93 + рост матери) / 2.

Отдельные антропометрические индексы у детей и подростков (Ю.Е. Вельтищев, Н.С. Кисляк, 1979)

Антропометрические стандарты - это средние величины признаков, полученных при обследовании большого количества лиц, однородных по полу, возрасту, профессии (в том числе спортсменов), с учетом, если необходимо, национальности и других признаков. Стандарты содержат общие или групповые средние величины, характеризующие средние значения признаков для всего обследованного коллектива (групповые стандарты) и средние величины признаков, соответствующие определенным ростовым группам (ростовые стандарты).

Антропометрический профиль - это графическое наглядное изображение отклонений антропометрических признаков от стандартных. Он позволяет судить о пропорциональности развития.

1. Функциональные возможности человека. Функциональные резервы.

2. Виды медико-педагогического контроля при занятии спортом?

3. Приемы расчета росто-весового коэффициента.

1. Функциональные возможности человека. Функциональные резервы.

Человеческий организм представляет собой надежную биосоциальную систему, обладающую неограниченными возможностями приспособления к окружающей среде. Человек может адаптироваться к значительным физическим нагрузкам, условиям измененной газовой среды, высокой и низкой температуре, повышенной влажности, пониженной и повышенной освещенности. Адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека. Выделяются структурные (морфологические) и функциональные резервы.

Под структурными резервами понимаются особенности строения отдельных составляющих элементов организма (клеток, тканей, органов и систем органов), проявляющиеся в развитии и прочности мышечной и костной ткани, в особенностях строения миофибрилл и мышечных волокон, в прочности связочного и подвижности суставного аппаратов, в характере васкуляризации скелетных и сердечной мышц, в развитии межнейронных связей, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функциональные возможности организма. Структурными резервами организма выступает парность ряда органов, обеспечивающая викарное замещение функций (почки, легкие, уши, глаза, железы внутренней секреции). Каждый из этих органов, при выходе из строя своего "напарника", может сам обеспечить нормальное функционирование организма в обычных условиях, а в ряде случаев и при функциональных нагрузках. К глубоким и мощным структурным резервам организма относится резистентность его клеток и тканей к различным внутренним изменениям условий их функционирования.

Функциональные резервы представляют собой возможность изменения функциональной активности структурных элементов организма, их возможности взаимодействия между собой, используемые организмом для достижения результата деятельности человека, для адаптации к физическим, психоэмоциональным нагрузкам и воздействию на организм различных факторов внешней среды. Эти возможности проявляются в изменении интенсивности и скорости протекания энергетических и пластических процессов обмена на клеточном и тканевом уровнях, в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на уровне органов, систем органов и организма в целом, в увеличении физических (сила, быстрота, выносливость) и улучшении психических (осознание цели, готовности бороться за ее достижение) качеств, в способности к выработке новых и совершенствованию уже имеющихся двигательных и тактильных навыков.

Функциональные резервы организма включают в себя три относительно самостоятельных вида резервов: биохимические, физиологические и психологические (психические).

Биохимические резервы — это возможности увеличения скорости протекания и объема биохимических процессов, связанных с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обменов и их регуляцией.

Физиологические резервы представляют собой возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность и взаимодействие между собой с целью достижения оптимального для данных конкретных условий уровня функционирования организма и эффективности деятельности.

Психологические (психические) резервы могут быть представлены как возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление, эмоции, с мотивацией деятельности человека и определяющие тактику поведения и особенности психологической и социальной адаптации.

2. Виды медико-педагогического контроля при занятии спортом.

Структурные и функциональные изменения организма в процессе развития тренированности отражают долговременную адаптацию - как следствие кумуляции многократных, срочных и отставленных адаптационных эффектов под действием физических нагрузок.

Эти изменения отражают глубокую перестройку организма на всех уровнях его деятельности: центральном, системном, органном, тканевом, клеточном. Они проявляются как в состоянии мышечного покоя, так и при выполнении физических нагрузок. Адаптированный организм в состоянии мышечного покоя характеризуется повышением потенциальных возможностей, это находит отражение в совершенствовании нервной и гормонально-гуморальной регуляции, снижении активности симпатико-адреналовой системы, экономизации функционирования основных систем жизнеобеспечения, накоплении структурных элементов клетки, усилении внутриклеточной регенерации, снижении уровня основного обмена, совершенствовании тканевого обмена.

Таким образом, увеличивается функциональный резерв для выполнения большой работы при физических нагрузках.

При оценке показателей, полученных во время врачебных обследований, надо иметь в виду, что изменения структуры и функции отдельных органов и систем, а также их взаимосвязь в процессе развития тренированности или при ее нарушении, происходят не одновременно, а гетерохронно.

В каждом отдельном случае они обусловлены направленностью тренировочного процесса, возрастом, индивидуальными особенностями спортсмена, его здоровьем, исходным функциональным фоном и некоторыми другими факторами. Неодинаковой при этом может быть и степень изменения различных параметров, ибо на разных этапах приспособления и компенсации могут возникать разные сочетания функций в сложной системе регулирования. Поэтому при обследовании оценка функционального состояния спортсмена по показателям, характеризующим состояния лишь отдельных систем, а тем более отдельных параметров, не может быть достаточно достоверной. В зависимости от направленности тренировочного процесса преимущественное значение приобретают показатели, отражающие состояние функциональных систем, которые в наибольшей степени лимитируют работоспособность при специфическом для данного вида спорта характере мышечной деятельности. Поэтому при обязательном, общем для всех специализаций, минимуме методов исследования, дополнительные методы следует подбирать с учетом этого обстоятельства т.к. требования, предъявляемые организму разными видами спорта, определяют специфику в морфологической и функциональной перестройке не только двигательной сферы, но и вегетативных систем. Для видов спорта с преимущественным проявлением выносливости требуется более углубленное изучение состояния кардиореспираторной системы, аэробной производительности, внутренней среды организма; для сложно-координационных и скоростно-силовых видов спорта изучение центральной нервной системы, двигательной сферы, анализаторов. Для видов спорта, где работоспособность в равной степени зависит от той и другой сферы жизнедеятельности (спортивные игры, единоборства, многоборья и пр.), одинаково важны и те, и другие методы исследования. Медицинское обеспечение спортивной деятельности предусматривает использование различных видов и форм медицинского контроля лиц, занимающимися физкультурой и спортом, одни из которых выполняются в лабораторных условиях, а другие в полевых условиях, т.е. в процессе учебно-тренировочных занятий.

Лабораторные формы врачебного контроля: - первичные медицинские обследования; - ежегодные углубленные медицинские обследования; - дополнительные медицинские обследования.

Основной целью первичного и ежегодных углубленных медицинских обследований является оценка состояния здоровья, уровня физического развития, полового созревания (когда речь идет о детях и подростках), а также функциональных возможностей ведущих систем организма. Дополнительные медицинские обследования назначаются после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель - оценка состояния здоровья на момент обследования (с учетом возможных осложнений после перенесенных заболеваний, если обследование проводится по этому поводу) и функциональных возможностей ведущих для избранного вида спорта систем организма.

Обследования в условиях спортивной тренировки.

Конкретный подбор методов исследования и их объем при таких обследованиях определяются в зависимости от задач, условий и возможностей. Кроме того имеет значение какой тренировочный эффект необходимо изучить.

Выделяют срочный тренировочный эффект - изменения, происходящие в организме непосредственно во время тренировки или в ближайший период восстановления (20-30 минут после занятия).

Отставленный тренировочный эффект отражает изменения сохраняющиеся в поздних фазах восстановления (спустя несколько часов после занятия, на другой день или через несколько дней после тренировки).

Кумулятивный тренировочный эффект - изменения, происходящие в организме на протяжении длительно периода тренировок в результате суммирования срочных и отставленных эффектов.

В зависимости от изучаемого тренировочного эффекта используют следующие формы обследований или контроля:

- этапный контроль (позволяет изучить кумулятивный тренировочный эффект);

- текущий контроль (позволяет оценить отставленный тренировочный эффект);

- оперативный контроль (позволяет оценить срочный тренировочный эффект); - врачебно-педагогическое наблюдение (особая форма оперативного контроля).

3. Приемы расчета росто-весового коэффициента.

Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):

Является наиболее простым методом определения веса.

-при росте 155-165 см минус 100;

-при росте 165-175 см минус 105;

-при росте свыше 175 см минус 110.

Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.

1. Принципы оценки функционального состояния организма, физиологических систем и отдельных органов.

2. Какие виды обследований предусматривает медицинский контроль при занятии спортом?

3. Приемы расчета показателей должной величины веса и площади поверхности тела.

1. Принципы оценки функционального состояния организма, физиологических систем и отдельных органов.

Функциональное состояние - интегральный комплекс характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека; системный ответ организма, обеспечивающий адекватность требованиям его деятельности или неадекватность (когда организм работает на излишне высоком уровне функционального напряжения).

Расширение функциональных возможностей организма, соответствующее повышению тренированности, проявляется не столько в органных сдвигах, сколько в уровне регуляции межсистемных и внутрисистемных связей, что наиболее отчетливо отражается в реакции организма на физическую нагрузку, степени ее соответствия проделанной работе и во взаимосвязи при этом отдельных показателей.

Читайте также: