Сон прокуратора мастер и маргарита сочинение

Обновлено: 05.07.2024

ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Спасибо RhiSh за вопрос!

Вначале был вопрос.

С этого вопроса все началось.

Голубая луна

«Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос.

Примерно в полночь сон, наконец, сжалился над игемоном.

Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.

Итак, Понтий Пилат шел во сне по голубой дороге, которой была лунная лента, протянувшаяся от постели прокуратора прямо к луне. Обычно лунный свет желтый, но в данном случае он голубой. Может ли это что-то означать?

Итак, первое значение голубой луны — это астрономическое явление, редкое, но периодически повторяющееся, когда в одном месяце случается второе полнолуние.

Сновидения

Наконец, содержание снов также двусмысленно. В них человек может видеть то, чего никогда не происходило. Но сны бывают и вещими, содержание которых сбывается. И вроде бы на второе указывается в Эпилоге романа. Каждый год во время весеннего праздничного полнолуния после укола жидкостью густого чайного цвета профессор Понырев видит сон.

Принципиальность

Однако, сделать подобное утверждение мешает одна деталь из беседы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри на лунной дороге.

«— Боги, боги, — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, — какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо из надменного превращается в умоляющее, — ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

— Ну, конечно не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — тебе это померещилось.

— И ты можешь поклясться в этом? — заискивающе просит человек в плаще.

— Клянусь, — отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.

Итак, во сне профессора Понырева Понтий Пилат утверждает, что казни не было и Иешуа Га-Ноцри с ним соглашается и даже клянется, что его не казнили.

«— Дело было так, — охотно начал рассказывать арестант, — позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил.

— Да, — немного удивившись осведомленности прокуратора, продолжал Иешуа, — попросил меня высказать свой взгляд на государственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал.

«— Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя.

«— Ваш рассказ чрезвычайно интересен, профессор, хотя он и совершенно не совпадает с евангельскими рассказами.

— Помилуйте, — снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, — уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнем ссылаться на евангелия как на исторический источник. — он еще раз усмехнулся, и Берлиоз осекся, потому что буквально то же самое он говорил Бездомному, идя с тем по Бронной к Патриаршим прудам.

— Это так, — заметил Берлиоз, — но боюсь, что никто не может подтвердить, что и то, что вы нам рассказывали, происходило на самом деле.

Итак, мы встаем перед дилеммой [1] : или Воланд говорит правду, он был свидетелем ершалаимских событий, или же дьявол лжет и все им рассказанное, как и написанное мастером есть художественный вымысел. От решения этого вопроса зависит разрешение следующих: что означает голубой цвет лунной дороги, как нужно трактовать сон Понтия Пилата, был ли Иешуа Га-Ноцри до конца принципиален. Если Воланд говорит неправду, то получится, что указание на голубой лунный свет во сне героя, трижды сообщает об обманчивости содержания сновидения. Если дьявол вновь солгал, то бродячий философ станет беспринципным героем.

Сложность решения этого вопроса заключается в противоречивости утверждений и представленных словесных доказательств. Воланд заявляет, что лично присутствовал и приводит в качестве подтверждения рассказ, который соответствует содержанию романа мастера. Это вроде бы должно подтверждать верность изложенного в произведении. Однако, в конце Воланд представляет мастеру его героя и предлагает закончить роман. Следовательно, мы видим не реального человека — Понтия Пилата, а вымышленного персонажа с таким именем.

Попутно

«Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением — ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по [лунной дороге].

[1] Диле́мма — полемический довод с двумя противоположными положениями, исключающими друг друга и не допускающими возможность третьего.

20 комментариев , по


или Воланд говорит правду, он был свидетелем ершалаимских событий, или же дьявол лжет и все им рассказанное, как и написанное мастером есть художественный вымысел. От решения этого вопроса зависит разрешение следующих: что означает голубой цвет лунной дороги, как нужно трактовать сон Понтия Пилата, был ли Иешуа Га-Ноцри до конца принципиален. Если Воланд говорит неправду, то получится, что указание на голубой лунный свет во сне героя, трижды сообщает об обманчивости содержания сновидения. Если дьявол вновь солгал, то бродячий философ станет беспринципным героем.

Есть и третий вариант: Воланд, как любой искусный лжец, мешает истину с ложью.

Образы и метафоры… тема столь интересная, что обсуждать её можно очень долго – и не прийти к верному решению.

Итак. Лунная лента. Прозрачная голубая дорога. Лестница луны.

лунный свет считается искажающим восприятие предметов и явлений, он показывает их в ином ложном образе.

Это стоит запомнить. Но переходя к оттенку света луны – ведь есть и ещё одно, классическое значение голубого цвета (и нет, это не то, что принято сейчас). Осмелюсь привести даже не цитату, а целое стихотворение:

1841

Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.

Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.

Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.

Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.

Полагаю, кто-то слышал такую песню в исполнении Никитина; вообще же это стихи грузинского поэта Николоза Бараташвили в переводе Бориса Пастернака.

И вот это – то метафорическое значение голубого / синего цвета, что имело место во времена Бараташвили, Пастернака… и конечно, Булгакова. Который, полагаю, никак не мог не знать этих стихов, да и вообще – какой образованный человек, литератор, не в курсе расхожих метафор?

В данном случае я смотрю на голубую ленту лунного света как поэт. Но почему бы нет? Многие прозаики являли миру в своих нерифмованных строках истинную поэтичность. А триединый образ голубой лунной дороги / лестницы / ленты голубого лунного света – это воистину поэзия. И мне видится в этом сочетание нескольких метафор: луна – символ неверности, ночи, сновидений (а они зачастую обманчивы, ложны); а с другой стороны, голубой – цвет отдалённости от земных реалий и оков суровой повседневной действительности; цвет мечтаний и грёз.

И вот тут мы сразу с двух сторон приходим к одному смыслу: сновидения – грёзы; ночь с её магией набрасывания флёра на дневную реальность – мечты и витание в облаках.

Именно это, в точности, видим мы в удивительно тонком, поэтически выверенном и прекрасном описании сна прокуратора:

Но оставим лестницу и вернёмся к прокуратору. Он грезит во сне – но не просто грезит: он погружается в мир чистой возвышенной Мечты… одновременно и трогательной, и чудесной… и ложной. Его грёза – о реальных событиях дня; и она – обман. Недаром преданный пёс, существо, неспособное грезить и погружаться в самообман, прогоняет этот чудесный сон своим рычанием. Банга любит Пилата, его помыслы также невинны (и поэтому он присутствует на голубой дороге, она удерживает его), но… есть реальность, и она диктует свои права.

Но тогда… что же всё-таки видим мы в финальной сцене? Это ложь Воланда? Это доказательство того, что Пилат из романа Мастера не есть настоящий Пилат? Или Иешуа – не правдивый человек, вопреки его же декларации о том, что правду говорить легко и приятно?

И мы видим, как счастливый Пилат оказывается в своём давнем сне – ставшем реальностью? – и живой философ Иешуа, ставший его собеседником и другом, клянётся ему, что казни не было.

И ещё оговорка, уже более существенная: не тот, с кем стремится разговаривать Пилат, просит за него – а тот, кем в действительности является выведенный в облике Иешуа. Если, конечно, мы допускаем существование Иисуса как данность.

Тут лучше не закапываться, ибо нет конца этим раскопкам, и это уже не о романе Булгакова.

Но ведь и Библия не отрицает, что сперва был некий младенец в пелёнках, потом, очевидно, мальчик, юноша… мужчина, что был казнён и воскрес, – но вот тот человек, что произошло с ним? Его ведь не стало, он кардинально изменился. Могла ли его человеческая ипостась каким-то образом сохраниться… хотя бы в памяти тех, кто знал его? Или человеческое полностью расплавилось в божественном, Высшем?

Стоп, сюда я не вступаю. )

Однако в рамках романа мы вольны допустить и такую трактовку.

Была ли казнь бродячего философа – если это тот, кто потом становится Иисусом?

Можно ли сказать, что человека казнили, если он существует?

Интересный вопрос. Формально – нет, если осуждённый жив, то это лишь попытка казни. А раз Иешуа жив, то пускай попытка состоялась, но самой-то казни не было.

КАЗНЬ, -и, ж.

1. Высшая мера наказания — лишение жизни. Смертная казнь. □ [Гринев] присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу. Пушкин, Капитанская дочка. Фролов был не из трусливых. Он не страшился казни, ожидая приговора царского военного суда, не боялся смерти и при побеге из царской тюрьмы. Н. Никитин, Северная Аврора.

2. Устар. Суровое наказание, кара. Она не была охотницей до работы, за что и принимала ежедневно казни от руки матушки. Потапенко, Деревенский роман.

3. перен. Страдание, мучение. — [Бабушка] должна была знать давно, но я надеялась сказать ей другое… и оттого молчала… Какая казнь! — прибавила она [Вера] тихо, опуская голову на подушку. И. Гончаров, Обрыв. Жить опять под гнетущей властью отца --- для нее [матери] было мучительной казнью. Гладков, Вольница.

Мог ли спутник прокуратора иметь в виду третье значение? Почему бы нет. Формально он мог уверять Пилата, что не испытывал страданий: страдание вещь субъективная, и тут широкое поле для игры слов и разнообразия смыслов.

Но ведь есть и очень простой вариант… Прощение Пилата состоит в том, что он оказывается в своём голубом лунном сне – в обманчивом мире грёз. Для него это теперь – реальность. Он счастлив и проведёт вечность в шествии вверх по прозрачной лунной дороге, в беседах со своим другом, в сопровождении верного пса (который теперь не станет рычать, прогоняя грёзу). Правда, этот подъём вверх никогда не закончится… но какая разница Пилату?

А может, клятва Иешуа – своеобразное отображение того бесспорного факта, что попытка казнить – то есть, уничтожить, стереть с лица земли – Иисуса (или Иешуа) провалилась. В определённом смысле слова.

В народе существует мнение, что сны могут указывать нам на то, что произойдет в будущем. Люди полагают, что вещи и события, которые мы видим во сне, сбудутся в дальнейшей нашей жизни.

Однако есть и противоположная точка зрения, которой придерживаются многие психологи. По их мнению, наши сны являются отголосками уже произошедших с нами событий.

Вспомним сон Понтия Пилата, в котором он разговаривает со спасенным Иешуа. В этом сне рядом с Пилатом находится собака Банга. Этот сон наполнен ощущением спокойствия. И присутствие Банги здесь не весьма символично, поскольку для Пилата его собака всегда был олицетворением покоя и защиты. Кроме того, Банга была, пожалуй, единственным существом, к которому Пилат испытывал чувство любви.

В "ершалаимских главах” романа большинство персонажей имеют евангельские корни. Однако пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат не вписывается полностью в евангельский образ. В то же время автор, говоря об Иешуа, проводит прямую параллель с Иисусом Христом. У них даже имена одинаковые, ведь в сирийском языке Иешуа и Иисус - это одно и то же.

Но вернемся ко сну Пилата. Здесь прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека, он является противоположностью себе дневному. Именно во сне Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор во сне перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса. Пусть автор и не говорит об этом открыто, но некоторые параллели, тем не менее, выстраиваются в сознании читателей.

Чтобы в этом убедиться, обратимся к символам, которые использует автор при описании сна Пилата. Итак, прокуратор выходит в колоннаду дворца, и первое, что он ощущает, это то, как к "запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя”. Этот розовый запах как ничто другое ненавидел Пилат. Никакой другой запах, будь то дым из кентурий или запах коней, не вызывают у него такой ненависти и не причиняют столько страданий Пилату, как "жирный розовый дух”. Мало того, для Пилата почему-то запах роз стал ассоциироваться непременно с нехорошим днем.

Почему это происходит? Почему Понтий Пилат терпеть не может запах роз, в то время как большинство людей считают его приятным и используют как благовоние? Возможно, причина такого отношения к розам кроется в том, что они издавна считались символом Христа и христианства в целом. Так было и для Булгакова, и для всего его поколения. Ведь если вспомнить произведения того времени, то можно заметить, что, к примеру, у Блока в поэме "Двенадцать” тоже упоминаются розы, как христианский символ:

И вот тут Понтий Пилат струсил. Пилат, человек, который считал трусость страшным пороком человечества, Пилат, не испугавшийся "в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана”, он струсил сейчас. Почему? Булгаков дает свой ответ на этот вопрос.

Как известно, бедному человеку нечего терять, вот он и не боится ничего, что могло бы снова заставить его жить в нищете, ведь он уже беден, дальше некуда. Но стоит человеку обрести богатство, как сразу же в его душе поселяется страх того, что в один прекрасный момент он может все потерять и очутиться на улице. В подобной ситуации оказался и Понтий Пилат. Ведь когда произошла та история со спасением Крысобоя-Великана, то обычному трибуну в легионе Пилату было практически нечем рисковать. Но теперь Понтий Пилат уже не простой трибун, а пятый прокуратор Иудеи, и потерять власть для него – все равно, что лишиться жизни. Вот почему в реальной жизни Пилат никогда не сделает ничего, что могло погубить бы его карьеру.

Однако сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Очень символичным является и тот момент, что пробуждает Понтия Пилата приход Афрания, который выступал в определенной степени прообразом Воланда-Сатаны.

Булгаков, заканчивая книгу, прощает Пилату его поступок. Его роль, как и роль Мастера, имеют большое значение в раскрытии философского смысла романа. И действительно, зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по "лунной дороге” как высшую победу человека над самим собой.

Добро и зло в романе Булгакова сливаются воедино через образы Понтия Пилата и Иешуа, которые сквозь века продолжают свой спор. И Воланд выступает здесь как олицетворение единства этих двух начал.

Булгаков говорит о том, что и добро, и зло имеют свои корни в человеке, который, обладая свободой выбора, постоянно несет полную ответственность за все свои поступки в этой жизни.

В народе существует мнение, что сны могут указывать нам на то, что произойдет в будущем. Люди полагают, что вещи и события, которые мы видим во сне, сбудутся в дальнейшей нашей жизни.

Однако есть и противоположная точка зрения, которой придерживаются многие психологи. По их мнению, наши сны являются отголосками уже произошедших с нами событий.

Вспомним сон Понтия Пилата, в котором он разговаривает со спасенным Иешуа. В этом сне рядом с Пилатом находится собака Банга. Этот сон наполнен ощущением спокойствия. И присутствие Банги здесь не весьма символично, поскольку для Пилата его собака всегда был олицетворением покоя и защиты. Кроме того, Банга была, пожалуй, единственным существом, к которому Пилат испытывал чувство любви.

В “ершалаимских главах” романа большинство персонажей имеют евангельские корни. Однако пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат не вписывается полностью в евангельский образ. В то же время автор, говоря об Иешуа, проводит прямую параллель с Иисусом Христом. У них даже имена одинаковые, ведь в сирийском языке Иешуа и Иисус - это одно и то же.

Но вернемся ко сну Пилата. Здесь прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека, он является противоположностью себе дневному. Именно во сне Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор во сне перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса. Пусть автор и не говорит об этом открыто, но некоторые параллели, тем не менее, выстраиваются в сознании читателей.

Чтобы в этом убедиться, обратимся к символам, которые использует автор при описании сна Пилата. Итак, прокуратор выходит в колоннаду дворца, и первое, что он ощущает, это то, как к “запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя”. Этот розовый запах как ничто другое ненавидел Пилат. Никакой другой запах, будь то дым из кентурий или запах коней, не вызывают у него такой ненависти и не причиняют столько страданий Пилату, как “жирный розовый дух”. Мало того, для Пилата почему-то запах роз стал ассоциироваться непременно с нехорошим днем.

Почему это происходит? Почему Понтий Пилат терпеть не может запах роз, в то время как большинство людей считают его приятным и используют как благовоние? Возможно, причина такого отношения к розам кроется в том, что они издавна считались символом Христа и христианства в целом. Так было и для Булгакова, и для всего его поколения. Ведь если вспомнить произведения того времени, то можно заметить, что, к примеру, у Блока в поэме “Двенадцать” тоже упоминаются розы, как христианский символ:

И вот тут Понтий Пилат струсил. Пилат, человек, который считал трусость страшным пороком человечества, Пилат, не испугавшийся “в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана”, он струсил сейчас. Почему? Булгаков дает свой ответ на этот вопрос.

Как известно, бедному человеку нечего терять, вот он и не боится ничего, что могло бы снова заставить его жить в нищете, ведь он уже беден, дальше некуда. Но стоит человеку обрести богатство, как сразу же в его душе поселяется страх того, что в один прекрасный момент он может все потерять и очутиться на улице. В подобной ситуации оказался и Понтий Пилат. Ведь когда произошла та история со спасением Крысобоя-Великана, то обычному трибуну в легионе Пилату было практически нечем рисковать. Но теперь Понтий Пилат уже не простой трибун, а пятый прокуратор Иудеи, и потерять власть для него – все равно, что лишиться жизни. Вот почему в реальной жизни Пилат никогда не сделает ничего, что могло погубить бы его карьеру.

Однако сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Очень символичным является и тот момент, что пробуждает Понтия Пилата приход Афрания, который выступал в определенной степени прообразом Воланда-Сатаны.

Булгаков, заканчивая книгу, прощает Пилату его поступок. Его роль, как и роль Мастера, имеют большое значение в раскрытии философского смысла романа. И действительно, зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по “лунной дороге” как высшую победу человека над самим собой.

Добро и зло в романе Булгакова сливаются воедино через образы Понтия Пилата и Иешуа, которые сквозь века продолжают свой спор. И Воланд выступает здесь как олицетворение единства этих двух начал.

Булгаков говорит о том, что и добро, и зло имеют свои корни в человеке, который, обладая свободой выбора, постоянно несет полную ответственность за все свои поступки в этой жизни.

Найти или скачать Мастер и Маргарита - Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой (М.Булгаков "Мастер и Маргарита")

В народе существует мнение, что сны могут указывать нам на то, что произойдет в будущем. Люди полагают, что вещи и события, которые мы видим во сне, сбудутся в дальнейшей нашей жизни.

Однако есть и противоположная точка зрения, которой придерживаются многие психологи. По их мнению, наши сны являются отголосками уже произошедших с нами событий.

Вспомним сон Понтия Пилата, в котором он разговаривает со спасенным Иешуа. В этом сне рядом с Пилатом находится собака Банга. Этот сон наполнен ощущением спокойствия. И присутствие Банги здесь не весьма символично, поскольку для Пилата его собака всегда был олицетворением покоя и защиты. Кроме того, Банга была, пожалуй, единственным существом, к которому Пилат испытывал чувство любви.

В “ершалаимских главах” романа большинство персонажей имеют евангельские корни. Однако пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат не вписывается полностью в евангельский образ. В то же время автор, говоря об Иешуа, проводит прямую параллель с Иисусом Христом. У них даже имена одинаковые, ведь в сирийском языке Иешуа и Иисус - это одно и то же.

Но вернемся ко сну Пилата. Здесь прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека, он является противоположностью себе дневному. Именно во сне Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор во сне перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса. Пусть автор и не говорит об этом открыто, но некоторые параллели, тем не менее, выстраиваются в сознании читателей.

Чтобы в этом убедиться, обратимся к символам, которые использует автор при описании сна Пилата. Итак, прокуратор выходит в колоннаду дворца, и первое, что он ощущает, это то, как к “запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя”. Этот розовый запах как ничто другое ненавидел Пилат. Никакой другой запах, будь то дым из кентурий или запах коней, не вызывают у него такой ненависти и не причиняют столько страданий Пилату, как “жирный розовый дух”. Мало того, для Пилата почему-то запах роз стал ассоциироваться непременно с нехорошим днем.

Почему это происходит? Почему Понтий Пилат терпеть не может запах роз, в то время как большинство людей считают его приятным и используют как благовоние? Возможно, причина такого отношения к розам кроется в том, что они издавна считались символом Христа и христианства в целом. Так было и для Булгакова, и для всего его поколения. Ведь если вспомнить произведения того времени, то можно заметить, что, к примеру, у Блока в поэме “Двенадцать” тоже упоминаются розы, как христианский символ:

И вот тут Понтий Пилат струсил. Пилат, человек, который считал трусость страшным пороком человечества, Пилат, не испугавшийся “в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана”, он струсил сейчас. Почему? Булгаков дает свой ответ на этот вопрос.

Как известно, бедному человеку нечего терять, вот он и не боится ничего, что могло бы снова заставить его жить в нищете, ведь он уже беден, дальше некуда. Но стоит человеку обрести богатство, как сразу же в его душе поселяется страх того, что в один прекрасный момент он может все потерять и очутиться на улице. В подобной ситуации оказался и Понтий Пилат. Ведь когда произошла та история со спасением Крысобоя-Великана, то обычному трибуну в легионе Пилату было практически нечем рисковать. Но теперь Понтий Пилат уже не простой трибун, а пятый прокуратор Иудеи, и потерять власть для него – все равно, что лишиться жизни. Вот почему в реальной жизни Пилат никогда не сделает ничего, что могло погубить бы его карьеру.

Однако сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Очень символичным является и тот момент, что пробуждает Понтия Пилата приход Афрания, который выступал в определенной степени прообразом Воланда-Сатаны.

Булгаков, заканчивая книгу, прощает Пилату его поступок. Его роль, как и роль Мастера, имеют большое значение в раскрытии философского смысла романа. И действительно, зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по “лунной дороге” как высшую победу человека над самим собой.

Добро и зло в романе Булгакова сливаются воедино через образы Понтия Пилата и Иешуа, которые сквозь века продолжают свой спор. И Воланд выступает здесь как олицетворение единства этих двух начал.

Булгаков говорит о том, что и добро, и зло имеют свои корни в человеке, который, обладая свободой выбора, постоянно несет полную ответственность за все свои поступки в этой жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

План-конспект интегрированного урока по русскому языку и

литературе на тему

Аудитория: обучающиеся 11 класса

Урок разработала Беднякова И.А.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.

с. Сергеевка, ул. Есенина, 34

Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ;

Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;

Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; комментарий; определение позиции автора по отношению к данной проблеме; приведение аргументов; заключение.

Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).

Задачи урока:

Научить и научиться:

- определять тему и проблематику текста и формулировать их;

- выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;

- комментировать поставленную проблему;

- определять позицию автора и формулировать ее;

- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.

Материалы и оборудование:

1. Вступление, целеполагание.

Цель сегодняшнего урока

продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста.

Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из романа

3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):

И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.

Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

– Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

– Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. – Раз один – то, значит, тут же и другой! Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

– Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа.

1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?

О сне прокуратора, в котором он разговаривает с казненным философом.

2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.

- конфликта власти и человека;

- несвободы правителей в принятии решения;

- тяжести вины от содеянного;

- истинности мыслей и поведения человека в его сне;

- что делает равными социально-неравных людей;

- в чем сила добра;

- изменение одного человека под влиянием другого;

- миссия христианской веры

3) Сформулируйте главную проблему

Главная проблема – проблема трусости.

4) Что думает автор по поводу основной проблемы? Эта позиция скрытая или открытая?

Здесь открытая авторская позиция, она очень четко сформулирована по основной проблеме:

Трусость - это самый страшный порок.

5) Какова позиция автора по другим вопросам?

По остальным проблемам авторская позиция скрытая.

4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:

Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).

Определить и сформулировать позицию автора.

Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.

Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).

5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

6. Работа над сочинением в группах.

Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.

Проблемы не должны повторяться.

Дополнительное задание:

1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.

2 группа – в виде вопросительного.

3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.

4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.

7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.

8. Оценивание сочинения:

- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;

- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.

9. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя.

2. Выставление оценок учащимся.

3. Рефлексия.

10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 153 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Читайте также: