Сочинение разговор катерины с варварой

Обновлено: 02.07.2024

Варвара духовно примитивна. Она не утруждает себя угрызениями совести или нравственными страданиями. Ее примитивизм рожден окружением, всем укладом ее жизни.

Перед Варварой открыт путь как к добру, так и ко злу. Добрые задатки в ней, несомненно, есть. Героиня не чужда доброты и сострадательности. Освободившись от влияния матери, она, возможно, будет развивать лучшие стороны своей натуры.

Образ Катерины овеян тончайшей поэзией. Она характеризуется глубокой непосредственностью, наивностью, нежностью и, в то же время, огромной волевой силой. В этом образе Островский показал моральную чистоту и красоту русской женщины из народа, ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои человеческие права — решительно, последовательно, до конца.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Главное отличие этих героинь в том, что Варвару в основном заботит внешнее – чтобы люди не узнали о ее грехах. О своей душе эта героиня не думает. Катерину же, прежде всего, волнует внутреннее – ее отношение с Богом, со своим внутренним миром. Это коренное отличие и определяет жизни и судьбы обеих героинь, которые так же кардинально различаются между собой.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Сочинение на тему почему для катерины невозможен путь варвары

Из религии Катерина получила обостренное чувство нравствен­ной ответственности. Полюбив Бориса, она нарушила те нравствен­ные устои, которые считала святыми. Но и поступиться своей любо­вью она не в состоянии, тем более что это чувство связано в ее душе с возникшим ощущением свободы. Природная нравственность не по­зволяет ей скрывать обман. Страшась греха, Катерина испытывает нравственные терзания, она освобождается от них покаянием.

Почему для Катерины неприемлем путь Варвары?

Варвара, дочь Кабанихи, и Катерина, их невестка, на первый взгляд кажутся похожими. Обе девушки молоды и влюблены, обе мечтают о счастье и воле. Но воспитание и образ жизни внесли различия в их характерах.

Катерина же натура поэтичная, мечтательная, совершенно чистая. Воспитанная в религиозной семье, в любви и ласке, она не может жертвовать другими ради себя одной. Это поспособствовало тому, что в ней нет ни лживости, ни страсти к приспособленчеству. Хоть она и наивна, но в ней есть сила духа, она не убегает от проблем, а борется с ними, не боясь идти на крайние меры. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Главное отличие героинь состоит в том, что Варвару заботит внешнее – чтобы люди не узнали о ее грехах. Катерину же в первую очередь волнуют ее отношения с Богом, со своей душой. Таким образом, путь Варвары неприемлем для Катерины не только из-за разности полученного воспитания, определившего характеры героинь, но и из-за ее глубокой религиозности, сформировавшей в ней нравственность.

Полезный материал по теме:

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Какие особенности внутреннего мира Катерины находят своё отражение в её рассказах о себе?

Катерина и Варвара.

Катерина. Знаешь, мне что в голову пришло?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

В монологах Катерины воплощаются заветные мечты о гармоничной счастливой жизни, о правде, о христианском рае.

Смерть Катерины наступает в момент, когда умереть для неё лучше, чем жить, когда только смерть оказывается выходом, единственным спасением того хорошего, что в ней есть.

В этой статье представлена сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе "Гроза": противопоставление, сопоставление, героини как антиподы.

Смотрите:
- Краткое содержание пьесы "Гроза"
- Все материалы по пьесе "Гроза"

Катерина и Варвара в пьесе "Гроза": сравнительная характеристика (противопоставление, сопоставление, героини-антиподы)

Катерина и Варвара - две яркие героини пьесы "Гроза". Несмотря на некоторые общие черты, образы Катерины и Варвары противопоставлены во многом и являются антиподами.

Для начала рассмотрим, в чем заключается сходство этих героинь. Во-первых, Катерина и Варвара являются членами одной семьи - семьи Кабановых. Катерина замужем за Тихоном, братом Варвары.

Однако девушки являются не только родственницами, но и подругами. Варвара любит и жалеет несчастную Катерину, а та отвечает ей взаимностью:

Кроме того, Варвара и Катерина обе жительницы провинциального городка Калинов и представительницы купеческо-мещанской среды:

"Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите."

Кроме того, Катерина и Варвара обе являются жертвами деспотичной, злой старухи Кабанихи. Властная и грубая Кабаниха тиранить и невестку Катерину, и дочь Варвару:

"Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск." (о Катерине)

Таковы общие черты этих героинь. В чем же противопоставлены образы Катерины и Варвары? Ответы на этот вопрос можно найти в их диалогах.

Катерина - пылкая мечтательница, а Варвара - очень "приземленная" натура, не способная понять мечтания подруги:

Катерина не умеет обманывать и притворяться. Варвара же научилась обманывать и делать все "шито-крыто", чтобы выжить в собственной семье:

Варвара . Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

Однако, научившись обманывать, Варвара сохранила прямоту в своих взглядах. Например, она объективно считает своего брата Тихона глупым человеком, которого не за что любить:

Незамужняя Варвара давно тайно встречается с Ваней Кудряшом - таким же бойким парнем, как и она сама. Варвара не боится, что ее тайна однажды раскроется и разрушит ее репутацию:

"Ну, прощай. (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.) Завтра, смотрите, приходите пораньше!"

Варвара считает, что человек не должен себя мучить и жертвовать своим счастьем ради тех, кто этого не ценит:

"А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!"

В отличие от Варвары Катерина предпочитает остаться верной, хотя и несчастной женой. Она борется с собой, чтобы "не впасть в грех". Она просит Тихона взять с нее клятву, чтобы не сметь думать о другом мужчине:

"Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную… Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя. Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…"

Замужняя Катерина гораздо целомудреннее и "чище" незамужней Варвары. Для Катерины ее свидания с Борисом - это страшный грех, за который она ожидает наказания свыше:

"Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…"

Варвара легко находит выход, когда жизнь с матерью становится невыносимой. Она убегает из дома со своим любимым Кудряшом:

"Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу. что в могилу! В могиле лучше. "

Критика о сопоставлении Катерины и Варвары

". Драма „Гроза". поражает смелостью создания плана: увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины — все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца.

Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто.

Мастерское сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, законченность характеров, — одни давали бы произведению Островского первое место в драматической литературе. "

(С. З. Бураковский, книга "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.)

Это была сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе "Гроза" Островского: противопоставление, сопоставление их образов, героини как антиподы.

Разговор Катерины с Варварой — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Драма А. Н. Островского “Гроза” – выдающееся произведение русской литературы, которое остается современным и по сей день, так как ставит множество проблем, в первую очередь нравственных. Любовь и долг, правда и ложь, неволя и стремление освободиться от нее, муки совести и грех – все это воплотилось в образе главной героини пьесы Катерины.

Характер Катерины, своеобразие психологии ее, внутренний конфликт, нравственные муки раскрываются драматургом постепенно, в течение всего хода пьесы.

Сцена разговора Катерины и Варвары во втором явлении 2-го действия помогает нам проанализировать особенности характера Катерины, дает нам ключ к пониманию ее дальнейших поступков, а также заставляет задуматься и над судьбой Варвары.

Этот разговор происходит перед отъездом Тихона, когда Варвара строит планы вырваться хоть на время от материнского гнета. Она хочет получше узнать Катерину, хочет выведать ее затаенные желания. Главное различие между Катериной и Варварой в том, что Катерина не умеет ничего скрывать, она честный, открытый, правдивый человек. Когда Варвара говорит ей, что заметила любовь Катерины к Борису, то Катерина отвечает: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”.

Варвара исподволь пытается изменить взгляды Катерины: во-первых, ей непонятна логика правдивого человека, во-вторых, она надеется сделать Катерину такой, как она сама. Варвара хочет доказать Катерине, что без лжи, обмана, лицемерия в доме Кабановых жить нельзя: “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Катерина ведет внутреннюю борьбу со своим чувством к Борису: как человек религиозный, она боится греха, ее мучает совесть, что, будучи замужней, она мечтает о другом мужчине.

А Варвара постоянно напоминает Катерине о Борисе, как будто хочет ее грехопадения. Видимо, Варвара чувствует нравственное превосходство Катерины, ее душевную чистоту, недаром имя Катерина означает “чистая”. Варвара хочет снизить нравственную планку Катерины, поставить на один уровень с собой.

Вряд ли Варвара из жалости к Катерине сводит ее с Борисом. Катерина говорит Варваре, как она борется со своей любовью к Борису: “Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак.

Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла”. Враг – так в народе называют дьявола, так называет Катерина своего искусителя.

Но в разговоре Катерины и Варвары в роли искусителя выступает Варвара. На все речи Катерины она отвечает: “Ты какая-то мудреная, Бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.

Но Катерина так не может. И будь Варвара более дальновидной, она бы поняла, что ее поступки приведут к трагедии. Ведь характер у Катерины очень горячий, вспыльчивый, своевольный, непокорный: “Такая уж я зародилась горячая!

Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!” В этом же разговоре Катерина восклицает: “Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!

Конечно, не дай Бог этому случится! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” В этих репликах чувствуются сила Катерины “уйти” от опостылевшего быта.

Но одновременно возникает тема самоубийства, как будто Катерина сама предсказывает свой конец.

После этих слов Варвара молчит, словно обдумывает свои дальнейшие действия, и предлагает Катерине на время отсутствия Тихона спать в саду, в беседке. Она, конечно, не объясняет Катерине, что по ночам хочет встречаться с Кудряшом, просто говорит, что ей нужно. Кабаниха ей одной этого не разрешит, поэтому она просит Катерину.

Простодушная, доверчивая Катерина не подозревает, зачем понадобилось ее согласие спать в беседке. Она соглашается, потому что единственный человек в семье Кабановых, с которым она может откровенно поговорить, излить свою душу, – это Варвара, которую она не хочет огорчить отказом.

В конце диалога Катерина вспоминает о Тихоне. Тихон – это та соломинка, за которую хватается Катерина, чтобы не совершить грех. Она надеется, что муж поможет ей избавиться от преступных, по ее мнению, желаний. Варвара говорит ей о том, как Кабаниха “учит его уму-разуму” перед отъездом.

Катерина искренне сочувствует ему: “И на воле – то он словно связанный”. Но Варваре удается сразу же развеять иллюзии Катерины: “Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет.

Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей”.

Нет, ни безвольный Тихон, ни хитрая Варвара не помогут Катерине в ее сложной ситуации. Катерина остается одинокой со своими чувствами, со своим поруганным достоинством, униженная, ненавидимая свекровью. Разговор Катерины с Варварой показывает нам, как беззащитна Катерина, как она открыта и чиста. Она не может встать на путь лжи и лицемерия, скорее она расстанется со своей жизнью.

Этот разговор показывает нам, что в судьбе Катерины назревает трагедия.

В конце пьесы, не только под тяжестью того греха, что она совершила, изменив мужу, а, самое главное, понимая, что еще больший грех – продолжать жить в неволе, Катерина совершает самоубийство. Жизнь для Катерины имеет ценность тогда, когда в ней есть радость, любовь и свобода. Эти нравственные ценности всегда будут важны для человека, поэтому “Гроза” А. Н. Островского и по сей день остается интереснейшим произведением, раскрывающим всю глубину человеческой души.

Катерина и Варвара главные героини произведения. Объединяет их то, что обе девушки из одной семьи. Варвара дочь Кабанихи, властной, деспотичной женщины. А Катерина замужем за сыном Кабанихи, Тихоном, который является братом Варвары. Несмотря на то, что девушки являются друг другу родственницами, они еще и близкие подруги. Они близки в своих разговорах, доверяют друг другу свои тайны и секреты. Варвара очень трепетно относится к Катерине, любит, жалеет ее. А Катерина отвечает ей взаимностью. Обе девушки молоды, красивы, статны. Объединяет девушек тот факт, что обе они являются жертвами Кабанихи, властной богатой купчихи. Но помимо схожих черт, много в их образах различий.

Несмотря на то, что Варвара подруга Катерины они различаются чертами характера. Чтобы выжить в своей семье Варвара научилась обманывать и притворять, чего не умеет Катерина. Но, не смотря на это, Варвара сохранила в себе прямоту по отношению к другим. Катерина мечтательница по жизни, но её подруга не может понять ее в этом. Варвара считает, что нужно добиваться своего счастья и не терзать себя в этом, тем более, когда с твоим мнением не считаются. Она как и все в их доме терпит обиды ее матери, но учиться жить с этим. Варвара не страшится свою деспотичную мать, с легкостью находит выход над ее управой, она сбегает с женихом из дома.

2 вариант

В 1859 году Островский создал пьесу "Гроза", в которой обличил пороки как временного периода, в который она была создана, так и людей. Главной героиней является Катерина, которая набожна, романтична. Но выйдя замуж за Тихона, она попала в дом Кабановых, где она попадает под постоянные упрёки хозяйки дома, угнетение. В доме также проживает сестра Тихона - Варвара, которая живёт в таких же условиях, как и его жена. Но с другой стороны она похожа на мать: такая же расчётливая, изворотливая и хитрая. Несмотря на такую схожесть, Катерина и Варвара имеют различия.

Девушки в детстве выросли в разных условиях. Катерина говорит про своё детство с воодушевлением и грустью, она скучает по тому времени. Мать любила, холила и лелеяла её, одевала как куклу, она была вольна делать всё что захочет. Девочка была весьма эмоциональна и могла легко поддаться эмоциям. Это она пронесла и во взрослую жизнь, но теперь уже не может уплыть на лодке через Волгу или убежать в лес. В таком воспитании Катерина чётко нарисовала в голове образ идеальной семьи, она хотела любить и быть любимой, чувствовать поддержку и опору в виде мужа и детей. В отличие от Катерины, Варвара выросла в доме Кабановых, где, казалось, всегда царил домострой. Девушка была достаточно свободолюбива, но эта вольность ограничивалась тем, что дом семьи был влиятельным в Калинове, и члены семьи всегда должны были соответствовать.

Таким образом можно сделать вывод, что Островский вводит противоположных героинь с целью более полного раскрытия характера Катерины. Но с другой стороны можно рассматривать их как "сестёр по несчастью". Также Варвара частично виновата в смерти девушки, так как именно она предлагает главной героине поддаться чувствам и изменить мужу.

Сочинение Катерина и Варвара

Написанная в 1859 году, пьеса до сих пор продолжает волновать сердца читателей своей искренностью, проблематикой и системой разноплановых образов.

Пожалуй, очень весомыми фигурами в пьесе являются образы Катерины и ее золовки Варвары.

Катерина – жена Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Это очень мечтательная натура. С ностальгией вспоминает она о том, как хорошо, свободно жилось ей в родительском доме, где все ее любили и лелеяли.

Замужество не принесло ей ожидаемого счастья. Напротив, оно стало для нее наказанием. Правда, непонятно за какие грехи. Дом Кабановых для нее - это все равно что клетка для птицы с закрытой дверцей. Отношение матери к Катерине несопоставимо с тем, как относится к ней свекровь, привыкшая властвовать над всеми. Для невестки она становится настоящим палачом. Кабаниха и шагу не дает невестке ступить без поучений да упреков. И сына своего она пытается настроить против жены, указывая ему на недостатки и промахи Катерины.

Кабаниха и дочь свою Варвару поучает, да только та ее и не воспринимает. Варя слушает, что говорит мать, но не придает значения ее нравоучительным речам. Эта девушка нашла способ противостоять материнскому деспотизму и произволу через молчаливое противостояние. У нее своя тактика: делай, что и как хочешь, только чтобы никто не узнал об этом. Она и невестке старательно прививает те же мысли.

Однако Катерина не похожа на Варю, вставшую на путь обмана. Изменив Тихону, Катерина не в силах держать в себе эту тайну. Тяжелым камнем лежит она на сердце молодой женщины.

Почему же такая скромная, богобоязненная женщина, как Катерина, смогла предать мужа, найти ему замену, лишь только тот успел уехать из дома? Как решилась на такое?

Читая пьесу, читатель становится свидетелем душевных мук Катерины, оказавшейся перед нелегким нравственным выбором – быть с Борисом, которого она полюбила, или жить с безвольным мужем и терпеть издевательства свекрови. Подталкиваемая Варей, Катерина все же выбирает тайные встречи с любимым человеком.

Стало ли ей легче от того, что она сблизилась с Борисом? Очевидно, нет. Кроме того, ей теперь несравнимо хуже и тяжелее. К боли от унижений, которые ей приходилось терпеть от Кабановой, добавилось теперь и чувство стыда, несмываемого позора. Да и является ли Борис тем человеком, ради которого можно принять подобный грех на душу? Наверное, нет. Борис такой же безвольный и запуганный, как ее муж Тихон. Так стоило ли пачкаться?

Чистая душа Катерины не может принять такого позора. Она признается в содеянном во время грозы. Раскаты грома пугают бедную Катерину. Она считает, что это кара небесная, которая непременно ее поглотит.

В сцене признания Катерина проявляет решимость и смелость. Этими же качествами наделена Варвара. Однако у нее они подмешаны с хитростью. Варя всегда действует в своих интересах. Личная выгода для нее на первом месте. Под маской добропорядочности она проворачивает свои дела.

Катерина совсем другая. Отчаяние, нерешительность мужа, отсутствие в нем силы воли, тирания Кабанихи и, наконец, безвыходность ситуации подталкивают Катерину к греху, а затем толкают ее к волнам Волги.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой детскую сказку в виде короткой новеллы с неожиданной сюжетной линией, напоминающей период романтизма.

Местный татарский князь выдавал замуж одну из дочерей. В числе прочих гостей на свадьбу позвал и Максима Максимыча вместе с Печориным. Во время празднования младшая дочь хозяина дома Бэла подошла к Григорию Александровичу и пропела ему комплимент.

Жанр произведения представляется короткой новеллой, ключевой тематикой которой является изображение трудной жизни детей во Франции в девятнадцатом веке.

Обычно жизнь писателя влияет на его творчество. Но в случае с Лермонтовым было наоборот, именно его творчество определило его биографию.

Читайте также: