Сочинение рассуждение россия шмелева

Обновлено: 05.07.2024

Антамошкина Зинаида Семеновна
МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области
учитель русского языка и литературы высшей категории


Аннотация
Данная статья посвящена творчеству Ивана Сергеевича Шмелева. Все, что написано им, служит пробуждению любви к нашему прошлому. До конца дней своей жизни чувствовал он боль, когда вспоминал Россию. Во всех его книгах- любовь к простым людям, бесправным и униженным, вера в силу правды жизни.

Antamoshkina Zinaida Semenovna
Alekseevskaya Secondary School Alekseevskogo municipal district of the Volgograd region
The teacher of Russian language and literature of the highest category


Abstract
This article is devoted to the work of Ivan Sergeyevich Shmelev. Everything that is written to them, is the awakening of love for our past. Until the end of his life he felt pain when he thought Russia. All his works - the love of ordinary people, powerless and humiliated, faith in the power of the truth of life.

И. С. Шмелев родился 21 сентября 1873 года. Дед его – крестьянин из Московской губернии – старовер, борец за истинную веру. Предки матери тоже вышли из крестьянства. Их семья отличалась патриархальностью, была религиозной, все члены семьи вели строгий образ жизни. Дома будущий писатель не видел книг, кроме Евангелия. Зато во дворе он узнал много других различных слов от ремесленников и сапожников, скорняков и портных.

Здесь, во дворе, он увидел простой народ, привык к нему, не боялся ни ругани, ни их криков, так как на него смотрели искренне и с добродушием. Летними вечерами, после работы, слушал он рассказы о деревне, сказки, ждал, когда его сажали в конюшнях на лошадей, гладили ласково. Двор, по мнению Шмелева, стал для него школой жизни. .Первые понятия о доброте, милосердии и душевном сострадании он получил от простых людей с мозолистыми руками и добрыми глазами и всегда чувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог: вырезать из досок фигурки, ковать лошадей, писать красками чудеса, петь песни и рассказывать сказки. Все это заронило в его душу многое: и мартовскую капель, и вербную неделю накануне Пасхи, и воспоминания от путешествий по Москве.

Ближе всего Шмелеву было Замоскворечье, там проживали купечество, мещанство и фабричные и заводские люди. Заслуга матери заключалась в том, что она добилась того, чтобы все пятеро детей получили отличное образование. И Шмелев во время обучения в гимназии очень много читал и перечитывал произведения классической литературы. Увлекался также театром, музыкой. С поступлением в гимназию ему стали доступны книги Жюль Верна, Майн Рида. Они открыли перед ним прекрасный мир недосягаемого. Благородные люди, отважные храбрецы. Он мечтал быть там, с ними.

Люди, уважающие религиозные праздники, знают особенности каждого из них. Некоторые действа уже стали народной традицией и воспринимаются многими почти как фольклор. Например, на Пасху красят яйца все: и верующие, и неверующие. И христосоваться и приветствовать друг друга в этот светлый день тоже всем нравится. А в Прощеное воскресение мы хотим почувствовать себя великодушными, попросить у всех прощения, очиститься душой и телом. Это живая память истории нашла отражение и в творчестве Шмелева.

В 1907 году, имея за плечами не одно опубликованное произведение, Шмелев решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку со своей службы. Февральскую революцию 1917 года он встретил восторженно, совершил ряд поездок по России, где выступал на многочисленных собраниях. Однако писатель не верил в возможность скорых и радикальных преобразований в стране. Октябрьскую революцию он не принял и отошел от общественной деятельности. Шмелев переживал за то, что происходило в России, видя вокруг себя неисчислимые бедствия, страдания и смерть.

Октябрьскую революцию 1917 года писатель расценил как отказ от норм нравственности и поэтому в 1920 году вместе с женой и сыном, прошедшим окопы германского фронта, уехал в Крым. Там его семью постиг страшный удар. Сын писателя Сергей был арестован и увезен из Алушты, где служил при управлении коменданта, поверив в объявленную большевиками амнистию для участников врангелевской армии. На все вопросы, просьбы и запросы, где сын, что с ним, – ему отвечали с усмешкой, что сына отправили на Север. Шмелевы кинулись в Москву, надеялись там найти помощь и поддержку. Им пришлось проехать весь Крым, видя всюду произвол, разрушения и смерть.

Шмелев вообще-то не собирался покидать Россию и уезжать в эмиграцию, но то, что произошло с его единственным сыном Сергеем, надломило его: в 1920 году его сын, офицер Добровольческой армии, был расстрелян красными. Тогда погибло более ста тысяч человек. Время, с которого жизнь круто поворачивается, иногда можно определить довольно точно. Для И. С. Шмелева – это 1920-1921 годы. Гражданская война, голод.

Осенью 1922 года Шмелевы выехали в Берлин, еще не зная ничего о трагической участи сына. А в январе 1923 года перебрались по приглашению И.Бунина в Париж. Только здесь они получили подтверждение известия о гибели сына. В 1936 году умерла и жена писателя Ольга Александровна. Иван Сергеевич пережил ее на четырнадцать лет и умер от сердечного приступа по дороге в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, что расположен во Франции.

Все, написанное Иваном Шмелевым, служит пробуждению любви к нашему прошлому. До конца дней своей жизни чувствовал он боль от воспоминаний о Родине.

Возмущенный беззаконием революции и красным террором, он считал своим долгом, рассказать о том, что произошло в России. Он жил только этим и ради этого. Былой гармоничный порядок жизни был смят, раздавлен, страшную пустоту разуверившегося во всем человека мы можем найти в творчестве многих мастеров художественного слова, бывших в эмиграции. И писатель захотел напомнить всем нетленный облик истинной России именно в тот момент, когда там лилась кровь и творилось беззаконие. Сделать это было необходимо, чтобы знать, что потом возрождать и к чему стремиться. А идеал для него – это православная вера, которая для эмигрантов была единственным утешением.

Русскому философу и публицисту И. А. Ильину Шмелев был особенно близок духовно. О “Лете Господнем” он, в частности, писал: Великий мастер слова и образа, Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта…все показано насыщенным видением, сердечным трепетом; здесь все лучится от сдержанных, непроливаемых слез умиленной и благодарной памяти” [2, с.2].

В “Лете Господнем” описано пять двунадесятых праздников, Пасха, святки и Великий пост. Рассказывал писатель и о церковных службах: порядке богослужения и убранстве церкви в определенный праздник. Он сам ходил на службы в православные церкви в Париже, строго соблюдал в домашнем обиходе традиции и обычаи. Это было совсем не сложно, детское его воспитание в семье было религиозным. И постепенно, после пережитых страданий и мучений, после мучительных раздумий о судьбе России – религия и вера помогли отодвинуть отчаяние, и в его душе появился свет. Как он сам вспоминает, работа над книгами спасли его от пропасти и удержали в жизни. И в рассказах Шмелева о России появляется все больше и больше доброго, зло отступает.

Все описанное переплетается с судьбой писателя. Пережив в 1934 году чудесное исцеление от болезни, накануне тяжелой операции, он много молился преподобному Серафиму Саровскому, Шмелев становится мистиком. Он чудом спасся во время бомбежки: рухнул соседний дом и вместе с грудой стекла в его кабинет влетела бумажная репродукция картины: Богоматерь с младенцем. И это тоже было чудо. Иван Сергеевич победил не только свой страх и отчаяние, но и победил в своем творчестве: появились его произведения, удивительно радостные и светлые.

Книга “Лето Господне” явилась вершиной позднего творчества писателя и принесла ему европейскую известность, Это чудная книга, в которой мы видим окружающий мир глазами ребенка. Работа над этим произведением заняла у автора около четырнадцати лет. “В ней, – говорил Шмелев о своей книге, – я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце”.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Происхождение, основные события детства и юношества И.С. Шмелева. Получение Шмелевым образования. Развитие темы "маленького человека" в ранних произведениях писателя. Воссоздание церковно-религиозного пласта народной жизни в творчестве Шмелева.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 08.11.2016
Размер файла 27,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области

ДУША РОССИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.С. ШМЕЛЕВА

Антамошкина Зинаида Семеновна

учитель русского языка и литературы высшей категории

Данная статья посвящена творчеству Ивана Сергеевича Шмелева. Все, что написано им, служит пробуждению любви к нашему прошлому. До конца дней своей жизни чувствовал он боль, когда вспоминал Россию. Во всех его книгах- любовь к простым людям, бесправным и униженным, вера в силу правды жизни.

И. С. Шмелев родился 21 сентября 1873 года. Дед его - крестьянин из Московской губернии - старовер, борец за истинную веру. Предки матери тоже вышли из крестьянства. Их семья отличалась патриархальностью, была религиозной, все члены семьи вели строгий образ жизни. Дома будущий писатель не видел книг, кроме Евангелия. Зато во дворе он узнал много других различных слов от ремесленников и сапожников, скорняков и портных.

Здесь, во дворе, он увидел простой народ, привык к нему, не боялся ни ругани, ни их криков, так как на него смотрели искренне и с добродушием. Летними вечерами, после работы, слушал он рассказы о деревне, сказки, ждал, когда его сажали в конюшнях на лошадей, гладили ласково. Двор, по мнению Шмелева, стал для него школой жизни. Первые понятия о доброте, милосердии и душевном сострадании он получил от простых людей с мозолистыми руками и добрыми глазами и всегда чувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог: вырезать из досок фигурки, ковать лошадей, писать красками чудеса, петь песни и рассказывать сказки. Все это заронило в его душу многое: и мартовскую капель, и вербную неделю накануне Пасхи, и воспоминания от путешествий по Москве.

Ближе всего Шмелеву было Замоскворечье, там проживали купечество, мещанство и фабричные и заводские люди. Заслуга матери заключалась в том, что она добилась того, чтобы все пятеро детей получили отличное образование. И Шмелев во время обучения в гимназии очень много читал и перечитывал произведения классической литературы. Увлекался также театром, музыкой. С поступлением в гимназию ему стали доступны книги Жюль Верна, Майн Рида. Они открыли перед ним прекрасный мир недосягаемого. Благородные люди, отважные храбрецы. Он мечтал быть там, с ними.

Люди, уважающие религиозные праздники, знают особенности каждого из них. Некоторые действа уже стали народной традицией и воспринимаются многими почти как фольклор. Например, на Пасху красят яйца все: и верующие, и неверующие. И христосоваться и приветствовать друг друга в этот светлый день тоже всем нравится. А в Прощеное воскресение мы хотим почувствовать себя великодушными, попросить у всех прощения, очиститься душой и телом. Это живая память истории нашла отражение и в творчестве Шмелева.

В 1907 году, имея за плечами не одно опубликованное произведение, Шмелев решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку со своей службы. Февральскую революцию 1917 года он встретил восторженно, совершил ряд поездок по России, где выступал на многочисленных собраниях. Однако писатель не верил в возможность скорых и радикальных преобразований в стране. Октябрьскую революцию он не принял и отошел от общественной деятельности. Шмелев переживал за то, что происходило в России, видя вокруг себя неисчислимые бедствия, страдания и смерть.

Октябрьскую революцию 1917 года писатель расценил как отказ от норм нравственности и поэтому в 1920 году вместе с женой и сыном, прошедшим окопы германского фронта, уехал в Крым. Там его семью постиг страшный удар. Сын писателя Сергей был арестован и увезен из Алушты, где служил при управлении коменданта, поверив в объявленную большевиками амнистию для участников врангелевской армии. На все вопросы, просьбы и запросы, где сын, что с ним, - ему отвечали с усмешкой, что сына отправили на Север. Шмелевы кинулись в Москву, надеялись там найти помощь и поддержку. Им пришлось проехать весь Крым, видя всюду произвол, разрушения и смерть.

Шмелев вообще-то не собирался покидать Россию и уезжать в эмиграцию, но то, что произошло с его единственным сыном Сергеем, надломило его: в 1920 году его сын, офицер Добровольческой армии, был расстрелян красными. Тогда погибло более ста тысяч человек. Время, с которого жизнь круто поворачивается, иногда можно определить довольно точно. Для И. С. Шмелева - это 1920-1921 годы. Гражданская война, голод.

Осенью 1922 года Шмелевы выехали в Берлин, еще не зная ничего о трагической участи сына. А в январе 1923 года перебрались по приглашению И.Бунина в Париж. Только здесь они получили подтверждение известия о гибели сына. В 1936 году умерла и жена писателя Ольга Александровна. Иван Сергеевич пережил ее на четырнадцать лет и умер от сердечного приступа по дороге в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, что расположен во Франции.

Все, написанное Иваном Шмелевым, служит пробуждению любви к нашему прошлому. До конца дней своей жизни чувствовал он боль от воспоминаний о Родине.

Возмущенный беззаконием революции и красным террором, он считал своим долгом, рассказать о том, что произошло в России. Он жил только этим и ради этого. Былой гармоничный порядок жизни был смят, раздавлен, страшную пустоту разуверившегося во всем человека мы можем найти в творчестве многих мастеров художественного слова, бывших в эмиграции. И писатель захотел напомнить всем нетленный облик истинной России именно в тот момент, когда там лилась кровь и творилось беззаконие. Сделать это было необходимо, чтобы знать, что потом возрождать и к чему стремиться. А идеал для него - это православная вера, которая для эмигрантов была единственным утешением.

Русскому философу и публицисту И. А. Ильину Шмелев был особенно близок духовно. О “Лете Господнем” он, в частности, писал: Великий мастер слова и образа, Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта…все показано насыщенным видением, сердечным трепетом; здесь все лучится от сдержанных, непроливаемых слез умиленной и благодарной памяти” [2, с.2].

В “Лете Господнем” описано пять двунадесятых праздников, Пасха, святки и Великий пост. Рассказывал писатель и о церковных службах: порядке богослужения и убранстве церкви в определенный праздник. Он сам ходил на службы в православные церкви в Париже, строго соблюдал в домашнем обиходе традиции и обычаи. Это было совсем не сложно, детское его воспитание в семье было религиозным. И постепенно, после пережитых страданий и мучений, после мучительных раздумий о судьбе России - религия и вера помогли отодвинуть отчаяние, и в его душе появился свет. Как он сам вспоминает, работа над книгами спасли его от пропасти и удержали в жизни. И в рассказах Шмелева о России появляется все больше и больше доброго, зло отступает.

Все описанное переплетается с судьбой писателя. Пережив в 1934 году чудесное исцеление от болезни, накануне тяжелой операции, он много молился преподобному Серафиму Саровскому, Шмелев становится мистиком. Он чудом спасся во время бомбежки: рухнул соседний дом и вместе с грудой стекла в его кабинет влетела бумажная репродукция картины: Богоматерь с младенцем. И это тоже было чудо. Иван Сергеевич победил не только свой страх и отчаяние, но и победил в своем творчестве: появились его произведения, удивительно радостные и светлые.

Книга “Лето Господне” явилась вершиной позднего творчества писателя и принесла ему европейскую известность, Это чудная книга, в которой мы видим окружающий мир глазами ребенка. Работа над этим произведением заняла у автора около четырнадцати лет. “В ней, - говорил Шмелев о своей книге, - я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце”. шмелев творчество писатель церковный

Сочинение было представлено на конкурс "Россия в произведениях русских писателей". В нем дается краткий обзор биографии И. Шмелева, затем анализируется изображение Руси 19 века в романе "Лето Господне". Приводится высказывание писателя: " Я больше полувека - русский писатель и знаю, каков его долг".

ВложениеРазмер
sochinenie.docx 16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Россия в произведениях великих русских писателей

"Святая Русь" в романе И.С. Шмелева "Лето Господне"

"Моя жизнь - вся открыта, и мною написанное - мой паспорт.

Я больше полувека - русский писатель и знаю, каков его долг".

Шмелев Иван Сергеевич - выдающийся русский писатель и публицист. один из самых известных и популярных писателей России начала века. После того, как в 1920 г. в Крыму большевиками был расстрелян его сын, - русский офицер, - могилу которого Шмелев отчаялся найти, писатель в 1922 г. эмигрировал. Он не мог жить без живого русского слова, без чтения русского. Шмелев постоянно писал о России, о русском человеке, о русской душе, затрагивал вопросы монашества, старчества. Для Шмелева тема России была не только главной, но и единственной. Вот почему Шмелев, быть может, острее чем кто-либо другой из русских писателей зарубежья, так близко к сердцу принимал все, что было связано с Россией. По словам Бальмонта, лишь Шмелев "воистину горит неугасимым огнем жертвенности и воссоздания - в образах, - истинной Руси". Шмелев много сделал для того, чтобы вернуть России память о себе, память о давно забытых обычаях и обрядах, о неисчерпаемых богатствах русского языка, о Святой Руси.

Каждая глава построена как отдельное произведение, связанное идейно и тематически с произведением в целом. Композиция главы повторяет композицию романа. В большинстве случаев повествование построено по единому принципу: сначала описаны события в доме или на дворе, затем Горкин объясняет Ване суть происходящего, после этого — рассказ о том, как встречают праздник дома, в храме и во всей Москве. Каждый описанный день — модель бытия.

Читая роман, понимаешь, что в этом произведении показана вся Русь, хотя речь и идёт всего лишь о московском детстве мальчика Вани. Это была беззаветно любимая Шмелевым страна, какой е запомнил мальчик Ваня, а воссоздал пожилой Иван Сергеевич Шмелев. Заветная цель писателя – сотворить в слове Россию, его Россию, её нетленный образ.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Душа России в "Лето господне" Шмелева (писатели эмигранты).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В них обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. Пушкин Творчество Ивана Сергеевича Шмелева, несмотря на период замалчивания, всегда находило в России своего преданного читателя. После демократических преобразований в нашей стране его книги обрели настоящую популярность. Конечно, самое значительное его произведение - это роман "Лето Господне". Без него было бы неполным наше знание о литературе русской эмиграции. Написан роман был исключительно под влиянием ностальгических чувств писателя. Его тоски по России. Нельзя с полной уверенностью сказать, была ли эта страстно любимая И. Шмелевым Россия именно такой, какой ее увидел и запомнил мальчик Ваня, но увиденную глазами ребенка спустя много лет писатель Иван Шмелев воссоздал свою Россию после того, как потерял ее навсегда. Шмелев родился и воспитывался в той среде, бытописателем которой был великий драматург Островский. Но время все изменило. Купеческий сын Иван Шмелев в преддверии двадцатого века уже ничем не был похож на героев Островского. Иное время - иная Россия. "Лето Господне" - церковный календарь, прочитанный глазами ребенка. Уже в одном этом сказывается оригинальность творческого замысла писателя. Ведь, по сути, мы приобщаемся к тайнам непорочной детской души. То, что церковный календарь весь состоит из праздников и дат религиозных обрядов, знает каждый. Но вот выстроить из сонма религиозных символов одну человеческую жизнь в движении плоти и духа - до этого мог догадаться лишь гениальный художник, Шмелев начинает роман с Великого Поста, а точнее - с "Чистого понедельника". Для Вани этот "Понедельник" - волшебная сказка, открытие нового мира. Каждый человек помнит свое детство и светлым, и омраченным. И мне понятно состояние души Вани, когда в такой сказочный день происходят отнюдь не сказочные события. Вот отец грубо кричит на Василь Василича - "Пьяная морда", - а тот и ответить не может, так нарезался. Отец сменяет гнев на милость, когда выясняется, что выручку Василь Василич все-таки принес, да еще "с верхом", а в кармане у него лишь кусок черного хлеба и огрызок соленого огурца. Очень, я считаю, в русской натуре такое бескорыстие и небоязнь - самого себя на смех выставлять, как этот Василь Василич. И еще одна грустинка. По дороге в церковь, где будет стояние, попадает пьяный парень и ругается ужасными словами. К сожалению, и сейчас таких сколько угодно. В душе ребенка, конечно, тревожно: с одной стороны - ожидание светлого праздника, с другой - страх от того, что есть люди, которым на это наплевать. В сплетении восторга, страха и стыда Валя врастает в так давно существующий мир взрослых людей. Но он таит в глубине души уверенность, что лично он избежит такой жизни и поступков, которые пугают его во взрослых. Душа его зреет, раздвигая пределы детской жизни. Вот он стоит возле храма Христа Спасителя - будущей золотоглавой жертвы русского народа. Еще не разрушенный большевиками храм будто мечтает о новом возрождении, в новой России. Но это мои мысли, а герой Шмелева взлетает духом выше и чище, потому что взирает на здравствующий исконный храм и ничто не омрачает его душу. А мысли и чувства его теперь такие: "Это - мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы. и дымные облачка за ними, и это моя река, и черные полыньи, в воронах, и лошадки, и заречная даль посадов. - были во мне всегда. И все я знаю. И щели в стенах - знаю. Я глядел из-за стен. когда. И дым пожаров, и крики, и набат. - все помню! Бунты, и топоры, и плахи, и молебны. - все мнится былью. - будто во сне забытом". Это уже не сказочное детское чувство, а родовая память, пробуждающееся чувство национальной гордости и причастности к русской истории и народным святыням. И меня, как читателя и соотечественника Ивана Шмелева, охватывает именно такое ощущение, очищающее и исцеляющее душу, словно мне много лет, и я успел много пережить. И я, вместе с автором этого замечательного романа, всегда верил, верю и вечно буду верить, что душа Родины - светлая!

Сочинение на тему Душа России в Лето господне Шмелева (писатели эмигранты) Стр. 1

Сочинение на тему Душа России в Лето господне Шмелева (писатели эмигранты) Стр. 2

Читайте также: