Сочинение мое отношение к роману мастер и маргарита

Обновлено: 27.06.2024

Роман "Мастер и Маргарита" произвел на меня неизгладимое впечатление. В нем органично переплетены далекое прошлое и настоящее, реальное и потустороннее. Сквозь эти сюжетные линии проходит тема истины. Она как бы объединяет всех персонажей, цементирует повествование. Образцом кристальной честности в романе является Иешуа Га-Ноцри. Стоит вспомнить сцену допроса Иешуа Понтием Пилатом. Искушенный жизнью прокуратор, возможно, впервые за все время своего существования увидел абсолютно честного человека. Его поражает соседство в Иешуа мудрости с наивностью. В голове прокуратора не укладывается, почему этот слабый, тщедушный человек не хочет солгать, чтобы спасти свою жизнь, ведь это так легко. Прокуратору было бы проще принять Га-Ноцри за слабоумного, чем поверить в его абсолютную честность, ведь одно только существование этого человека уличает всех и вся во лжи, в лицемерии. Как хотелось бы Пилату сохранить жизнь Иешуа, но он боится власти кесаря, изгнания. Он, великий прокуратор, отмеченный печатью власти, вынужден лицемерить и лгать, а этот бродяга, стоящий на краю могилы, с такой легкостью остается правдивым.

Перед смертью, Иешуа говорит, что никого не винит в своей гибели, но добавляет, что "в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость".

Как это ни странно, но вторым образцом правдивости предстает в романе сатана. Его честность несколько иного сорта: это право сильного. Он постоянно уличает во лжи простых смертных и наказывает их за эту ложь.

Автор призывает читателей присмотреться к миру вокруг, к себе самим, осознать насколько глубоко в нашу жизнь проникла ложь. Воланд на сеансе разоблачения черной магии говорит свою знаменитую фразу о том, что люди не изменились. Это важная веха в раскрытии темы истины в романе. Люди в большинстве своем остались лживыми, завистливыми, мелочными. "Великой истиной" романа "Мастер и Маргарита" можно назвать мысль Булгакова о том, что необходимо великое мужество, чтобы противостоять общепринятой норме лжи, царящей в обществе.

Роман “Мастер и Маргарита” произвёл на меня очень сильное впечатление. Вечная тема добра и зла, раскрыта Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в произведении совершенно неожиданно. Это не стандартное изложение – добро побеждает, а зло наказано и повержено. Писатель показывает насколько относительны эти понятия и как тонка грань между ними.

Гениальность замысла Булгакова состоит в том, что в книге существует два параллельных мира – Иешуа и Понтий Пилат из библейских глав и современная писателю Москва со всеми своими пороками и удивительной историей любви Мастера и Маргариты. Между этими мирами – Воланд, князь тьмы. По замыслу Булгакова, он не является ни добром, ни злом. Он зеркало, которое отражает людей в прошлом и настоящем, их поступки, пороки.

Появляется он в начале романа и выступает в роли наблюдателя. Он оценивает поведение людей и делает выводы. Воланд не похож на дьявола, несущего зло и сам почти не совершает чудеса. Этим занимается его свита: смешной Коровьев в треснувшем пенсне, нагловатый кот Бегемот и убийца Азазелло. Они высмеивают и издеваются над москвичами, делают им пакости. Но при этом становятся видны все пороки – ложь, хвастовство, чванство и жадность. Воланд, наблюдая за этим, приходит к выводу, что люди в целом не изменились. Всё так же врут и изворачиваются, лицемерят и любят деньги.

Мастер и Маргарита, их чувства, тоже далеки от общепринятых стандартов, когда любовь главных героев возвышенна и носит положительный характер. Мастер – талантлив, он полностью поглощен работой, но в жизни очень слабый человек и не способен бороться ни за своё творение, ни за любовь Маргариты. Героиня, личность сильная, яркая, способна ради любимого человека на всё. Но в то же время измена мужу и эмоции, возникающие у неё при получении демонической силы, не вписываются в привычные рамки положительного персонажа.

Ещё один неоднозначный момент в романе – Понтий Пилат, который отправляет Иешуа на казнь из-за необычности его поведения. При этом видит в нем пророка, который избавит от всех страданий.

На мой взгляд, главная мысль романа: нужно идти до конца, бороться за то, что ты любишь и за то, во что веришь. Не важно, что это: Бог, закон, творчество или мужчина. Мастер и Пилат слабы, из-за своего страха они не выдерживают испытания, они сдаются. Маргарита и Иешуа до последнего защищают то, что им дорого и теряют всё. Они идут против того, что окружающие считают истиной и добром. Смысл этих понятий часто искажается обществом, которое определяет, что хорошо, а что плохо. Истинное значение этих слов в результате теряется и не может быть основой моральных принципов.

2 отзыв

Читая в школьном возрасте больше всего запомнился бал Волонда, в которой присутствовала мистика, пакости Бегемота и конечно же специфический юмор. Подростком больше понравиться в романе искать людские недостатки, описания жадности и гордости, гнева и конечно же саму любовь. Ну а уже в зрелом возрасте читателей привлекает такие темы как лож, предательство и прощения. Следовательно, данная книга заслуженно называют классикой и рекомендовано читать любому поколению.

Эпизоды с Понтием Пилатом и Иешуей Га-Ноцри считается самыми чувствительными. В них очень глубоко Михаил Афанасьевич описал образы героев, которые проживают прошлых столетиях. В данном творение дьявол переходит на сторону доброты и правильности. Многие считают это странным, и необычно то что увидеть такие перемены в герое Воланда, нехарактерные опытному и толковому зрелому человеку, хоть у него позади большой опыт и ведает очень немало, то ему уныло представлять все проделки элементарным людям для развлечения. Многие люди в романе показываются еще дурнее, чем сам демон. Если простые люди на такое способны, значит это должно быть нашей горькой правдой, которую надо принять. И не критиковать гениального русского классика М.А. Булгакова за неправдоподобный образ.

Также читают:

Картинка к сочинению Отзыв о произведения Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Совесть – это моральное качество, которое мучает человека, когда тот отходит от правды и поступает несправедливо. Наличие совести свидетельствует о порядочности человека

Факты из жизни Ф.М.Достоевского, несомненно, нашли отражение в его творчестве. Несмотря на все сложности в жизни, ФМ. Достоевский всегда чтил литературу и был верен ей. Постоянно находясь на грани, Ф.М.Достоевский всегда находил руку помощи.

На балу полковник выделялся, среди других, в первую очередь своим высоким ростом. Потом уже бросалась в глаза военная осанка и серебряные эполеты. Его стройная, статная фигура гордо возвышалась

Карамзин является одним из самых известных писателей России. Именно он впервые выпустил произведение жанра сентиментализм. Его творение Бедная Лиза было поистине революционным

Начитанный и эрудированный редактор толстого литературного журнала доказывал поэту Бездомному, что тот должен был в своей антирелигиозной поэме не изображать Иисуса Христа чёрными красками, а доказывать, что Иисуса-то этого и вовсе не существовало.

А какое потрясение испытала я вместе с Иваном Бездомным, когда Берлиоз поскользнулся на разлитом Аннушкой масле и попал под трамвай, как и было предсказано коварным консультантом.

В романе весёлые и забавные, сатирические страницы перемежаются с грустными и печальными, фантастика сменяется картинами реальной московской жизни тридцатых годов прошлого века.

Мне очень понравился Иешуа Га-Ноцри с его мирной проповедью добра, с его убеждением в том, что все люди добрые, а злых людей не бывает, с его верой в то, что настанет время, когда люди будут свободны и никакой власти не будет, потому что всякая власть – это насилие.

Понтий Пилат, подписавший смертный приговор ни в чём не виновному бродячему философу и поступивший малодушно, против своей совести, вызывает во мне больше не осуждение, а сочувствие, ведь он наказан муками совести и уже две тысячи лун не знает покоя. Он обрёл такое бессмертие, которого никто бы не пожелал. Хорошо, что в конце романа пятый прокуратор Иудеи прощён и сбывается его сон, когда он вместе с Иешуа идёт по лунной дороге, продолжая прерванную беседу.

Но самые замечательные страницы, конечно же, о любви мастера и Маргариты. Я так и вижу узкую московскую улицу, по разным сторонам которой идут два бесконечно одиноких человека. Она вышла на улицу, чтобы встретить его, своего мастера, без которого была глубоко несчастна. Чёрное пальто Маргариты и на его фоне яркие жёлтые цветы, которые появляются весной первыми. Да, Маргарита жила в прекрасном доме с обеспеченным мужем, работавшим инженером, она имела всё, о чём мечтала бы любая женщина. Но во имя настоящей любви она отказывается от материальных благ. Ей нужен был только мастер и его роман о Понтии Пилате, который она постоянно перечитывала. Ради любви Маргарита заключила сделку с Воландом, который является сатаной, согласилась быть королевой на балу у сатаны, и эта миссия ей нелегко далась, но она мужественно выдержала все испытания, лишь бы ей вернули любимого.

Меня поразила необычная концепция добра и зла, раскрытая в романе. У Булгакова добро и зло не противоборствуют, а сотрудничают, словно два разных ведомства. Иешуа отвечает за милосердие и прощение. Воланд, выявляя грешников, наказывает их и способствует их исправлению, улучшению их характеров.

Мне кажется, я ещё не раз буду возвращаться к этому произведению, перечитывая его, заново переживая острые моменты, открывая то, что раньше ускользало от меня при первом чтении.



Мои любимые страницы в романе "Мастер и Маргарита"

Да, изо всех линий романа история мастера и Маргариты самая главная, она наиболее близка мне. Рождаясь как отголосок бессмертной библейской истории, она пересекает всё пространство от края до края, словно чистый прозрачный ручей, прорываясь сквозь все завалы и препятствия и уходя и уходя в потусторонний мир, вечность. К ней сходятся все события и явления. Всё отражается в светлых водах этого ручья. И особенно проникновенные, мои самые любимые строки посвящены этой любви.

По-настоящему ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера. В канун встречи с любимым она впервые испытала чувство полной свободы. Это свобода и от постылого супружества, и от прежней самой себя — благонравной и сдержанной. И начинается её упоительный полёт в лунной ночи, и подготовка к балу, и сам Великий Бал сатаны, где она хозяйка, королева…

Читаю посвящённые Маргарите страницы — и хочется назвать их поэмой Булгакова во славу собственной возлюбленной, Елены Сергеевны. Во всех приключениях героини её сопровождает любящий взгляд автора, в котором и ласка, и восхищение, и гордость за женщину, сумевшую вернуть Мастера силой своей любви.

Так что же получается — Маргарита оказалась сильнее своего возлюбленного? А как же классические представления о женской слабости, о том, что мужчина — это опора и поддержка? Да, Мастер, отказываеские представления о женской слабости, о том, что мужчина — это опора и поддержка? Да, Мастер, отказывается бороться за свой роман. Но уже то, что он сумел написать его, возвышает его над всеми людьми. Булгаков чётко обозначает цели героев: смысл жизни Мастера — в романе, Маргариты — в любви.

Читаю и понимаю, что всё-таки чем-то похожа на героиню, по крайней мере, именно этот образ был для меня всегда идеалом, даже когда я ещё не знакомилась с произведением. Она — носительница огромной, вдохновенной и поэтической любви. Как бы мне хотелось, чтобы обо мне тоже когда-нибудь сказали так же!


Роль фантастики в романе "Мастер и Маргарита".

"Я — мистический реалист", — говорил о себе один из самых удивительных писателей XX века Михаил Афанасьевич Булгаков. И действительно, не много найдется мастеров в литературе, способных так естественно, так органично переплетать в одном произведении события реальной действительности и ирреальные, созданные фантазией художника. Булгаков обладал уникальной способностью в рамках одного романа или повести отражать несколько совершенно самостоятельных линий, как бы несколько отдельных произведений в одном. И в таком произведении рядом часто существуют и сказочные персонажи, и библейские образы, и реальные герои нашего мира. Одним из ярких образцов такого сочетания является роман "Мастер и Маргарита", в котором фантастика сосуществует с узнаваемой действительностью Москвы 30-х годов XX века.

Рисуя жизнь москвичей, автор раскрывает всего лишь одну сферу деятельности — литературно-художественную. Прибыв в Москву, Воланд вступает в разговор с редактором и сотрудником "толстого журнала"; затем он и его свита поселяются в квартире, где живут Берлиоз и директор Варьете. Да и все столкновения ирреальных сил с жителями столицы происходят в театральных и литературных учреждениях. Но в этом довольно узком пространстве встречаются все черты, характерные для общества в целом. Это своеобразное средоточие человеческих пороков, которые неизменны в любой среде и любой сфере деятельности. Область же культуры наиболее ярко разоблачает эти пороки, так как те, кто должен отвечать за духовность людей, сами обладают никчемной, "черной" и "мертвой" душой.

Герои романа помещены автором в Зазеркалье, в потусторонний мир, туда, где не властвуют земные критерии, где все подчинено вечной, высшей нравственности. При этом весь этот волшебный мир существует в рамках одной обычной квартиры. И весь этот мир принадлежит духу зла, повелителю теней Воланду и его свите. Современность, реальность в романе проходит испытание вечными истинами, и Воланд со своей свитой становятся проводниками этого испытания.

Следует сказать, что писатель никогда не прибегал к фантастике ради самой фантастики. Он всегда входил в эту область с определенной целью. В "Мастере и Маргарите" Булгаков делает фантастических героев своего рода судьями над миром людей.

В этом отношении и сам бал у Воланда не только своеобразный парад человеческих пороков и коварства. Он больше напоминает торжественное заседание суда. Все гости на этом балу жили по трагедийным сценариям. Но эти трагедии они создали сами, своими поступками, образом жизни обрекли себя на печальную участь. Поэтому автор одновременно и смеется над ними, и упрекает, и жалеет, и печалится об их участи, и — главное — сожалеет о несовершенстве всего человеческого рода.

В реальной жизни люди уже успели совершить столько зла, что на его фоне настоящая нечистая сила кажется доброй.
Мир настолько изменился и "прогнил", что в нем уже нет места честному художнику, талантливому писателю, но прекрасно приживаются бездарные приспособленцы, сущность которых проявляется особенно отчетливо в столкновении с образами, символизирующими вечное: "Но что он сделал? Я не постигаю, — заявляет поэт Рюхин памятнику Пушкина. — Что особенное есть в этих словах: "Буря мглою. "? Не понимаю! Повезло, повезло. стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие. "

Перед нами проходят вереницей безобразия жуликов, плутов, мелких бесов и пошляков — Степы Лиходеева, буфетчика Сокова, администратора Варенухи, финдиректора Римского. Вся будничная Москва открывается нам в своем безрадостном, черном обличий. И вершить суд над этой Москвой способен только такой судья, как Воланд. Кто же он сам и его приближенные? Кто выступает палачами на этом смотре грехов? Воланд — воплощение черной, дьявольской силы. Но у Булгакова это — всесильный, жестокий, но справедливый блюститель законности и морали. Необычно, странно — но от этого лишь усиливается общее впечатление от романа, яснее становится главная мысль автора, стремящегося показать все пороки общества и донести до людей тот факт, что никто не останется безнаказанным. Воланд наказывает только тех, кого приговорил. Но даже им палачи дают шанс проявить себя. Немаловажная роль в раскрытии подлинной сущности людей принадлежит свите Воланда — глумливому фигляру Коровьеву, своими издевками и остротами не оставляющему ни малейшего шанса греху быть незамеченным; "лучшему из шутов" коту Бегемоту; Азазелло с присущей ему "разбойничьей прямотой".

Благодаря им театральное действие расцвечивается яркими красками, освещается миллионами огней, под которыми становится отчетливо видна истинная сущность людей: приспособленцев из МАССОЛИТа, посетителей сеанса "черной магии" в Варьете, стяжателей, "сидящих за валюту". Все они ничем не лучше всех тех доносчиков, висельников, тюремщиков и палачей, которых судят на балу черной силы.

Меткими саркастическими характеристиками наделяет писатель всех героев романа. Эти характеристики также нереальны, фантастичны, но от того лишь более явной становится реальная суть вещей, безжалостнее срываются маски. Вспомним сцену из главы "Беспокойный день": "За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу. " Костюм — безликий, бесхарактерный обобщенный образ среднего московского чиновника. Так же показателен и хоровой порыв людей "шагать в ногу": толпа, помимо собственной воли, начинает распевать "Славное море — священный Байкал".

Стадность, автоматизм, полный паралич человеческой индивидуальности — вот что встречаем мы в реальном мире буквально на каждом шагу. Все эти мелкие людишки абсолютно равны по своей нравственной сути. Это стремится показать Воланд, творя чудеса в Варьете. Теряя голову, все без исключения "солидные" дамы бросаются за бесплатными нарядами, открывая истинную свою натуру, полностью погрязшую в пошлости и порабощенную жаждой легкой наживы.

С появлением в романе фантастической силы происходит мгновенная переоценка ценностей: то, что раньше считалось страшным, оказывается нелепым и смешным. Яркий пример этому — попытки властей арестовать свиту Воланда. Перед нами словно разыгрывается комедия, фарс: безопасная стрельба, бестолковая суета, притворство кота и т. д.

Такой же безобидной, пустой суетой оборачивается и высшая ценность земных честолюбцев — власть над людьми: "Не пугайтесь, — успокаивает Маргариту Коровьев, — мы увидим лиц, объем власти которых в свое время был чрезвычайно велик. Но, право, как подумаешь о том, насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностями того, в чьей свите я имею честь состоять, становится смешно и, даже я бы сказал, грустно". Да, грустно сознавать всю никчемность людей, живущих мелкими собственническими интересами, понимать, что в современном .мире все осталось так же, как в прошлые времена. "Люди не меняются", — очередной раз убеждается в своей правоте Воланд. Лишь очистительный огонь Тайной вечери, "с которого все началось и которым все заканчивается", возможно, способен положить конец этой пошлости и безнравственности. Пожар в Доме Грибоедова, устроенный "неугомонной парочкой" Коровьевым и Бегемотом, растекается по всей Москве. В этом огне безжалостно горят бездуховность, пошлость и ложь.

Михаил Булгаков создал произведение огромной философской емкости, в котором сложная система символов связывает прошлое, настоящее и будущее, высокое и низменное, повседневное и фантастическое. Он оставляет немало загадок и недосказанности, предлагая нам самим размышлять, анализировать, делать выводы. Роман "Мастер и Маргарита" — сложное произведение, наполненное глубоким смыслом, глобальное по тематике и идейности, требует серьезного подхода. Несмотря на обилие фантастических образов и сюжетов, это не сказка, это наша жизнь, преломленная сквозь призму вечного и отраженная во всех, часто нелицеприятных, подробностях. И наша основная задача — прочитать, постичь, разобраться не только в сюжете, но и в себе самих — и постараться что-то изменить к лучшему. Пока не поздно!


Образ и характеристика Воланда

Зачастую в образе Воланда демонстрируется положительное составляющее природы человечества, его сущность полна навыков исследования и раскрытия страстей и молитв москвичей.

Подлинный образ Воланда Михаил Афанасьевич утаивает только в начале первой главы произведения, этот приём применяется с целью создания дополнительной интриги для читателей, и лишь затем прямо и открыто раскрывается сущность таинственного Воланда, предстаёт его дьявольское обличие.

В большинстве ситуаций Булгаков изображает Воланда, предстоящего в весьма непривычных ракурсах. О нем можно говорить, как о волшебнике, могучем маге, наделённом умением пророчить и видеть все далеко наперёд.

Воланд преследует цель показать человечеству различие между добром и злом, он является в Москву для восстановления справедливости, именно он вершит судьбы каждого по заслугам — Мастер и Маргарита остались вместе, вместе они и обрели покой, Понтия Пилата ждёт Иешуа для предстоящего разговора, чтобы тот убедился в отсутствии казни. Можно считать миссию Воланда выполненной.

Более того, они позволяют определиться между двумя путями: добра и зла. Таким образом, Воланд заслуживает звания справедливого мудреца, праведного вершителем судеб.



Смысл названия романа "Мастер и Маргарита"

По справедливому замечанию литературоведа В.И. Тюпы, "заглавие художественного текста (как и эпиграф, если таковой имеется) представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой", "заглавие — это имя произведения, мыслимое в категориях имяславия, то есть манифестация его сущности"1. Попытаемся сформулировать, как название в данном случае манифестирует сущность произведения.

Название булгаковского романа напоминает нам о знаменитых в мировой литературе "Ромео и Джульетте", "Тристане и Изольде", "Дафнисе и Хлое"… Название романа М. Булгакова создано по той же модели, и оно активизирует схему "Он и она". Такое традиционное название сразу же предупреждает читателя, что в центре будут герои-любовники, что линия любовная — центральная. Причем "память" названия и текстов-предшественников нам подсказывает (скорее, на подсознательном уровне), что, очевидно, это повествование будет носить трагический характер, как то уже и было в истории мировой литературы. Вспомним, например, начальные строки средневекового романа "Тристан и Изольда": "Не желаете ли, добрые люди, послушать прекрасную повесть о любви и смерти?", или же финальные строки "Ромео и Джульетты": "Но нет печальней повести на свете, // Чем повесть о Ромео и Джульетте". Видимо, поэтичной, романтичной и вместе с тем трагичной должна быть и история, которая последует за названием предлагаемого романа. Надо думать, это будет история о новых Ромео и Джульетте в новом — ХХ веке. Название романа, таким образом, уже сразу заявляет тему любви — одну из главных для М. Булгакова.
Причем тема любви, и об этом тоже предупреждает название, здесь связана с другой темой — темой творчества. У Булгакова первая часть модели "Он и она" — Мастер ("Он") и вбирает в себя тот круг представлений, который существует в нашем бессознательном читательском восприятии и связан с героем-любовником (Ромео), и вместе с тем шире по содержанию. Все дело в необычности "имени": Мастер (в тексте это слово пишется с маленькой буквы) — это безымянное имя, имя-обобщение, означающее "творец, в высочайшей степени профессионал своего дела". Мастер — самое первое слово романа, им открывается произведение в целом, и открывается оно темой творчества. Однако очень важно, что у Мастера нет настоящего имени: имя выражает сущность личности (П.А. Флоренский), а у Мастера имени нет, и это означает расстройство, в последующем — трагедию личности, что и подтверждает текст романа.

Отсутствие имени, "неопределенность" имени у главного героя придают неопределенность, нечеткость и непоследовательность самому герою и его любовному чувству к Маргарите в частности. В самом деле, Маргарита это характер цельный, самодостаточный и завершенный, лидирующий в любовном тандеме (что уже стало традицией в русской классической литературе в произведениях Пушкина, Гончарова, Замятина); сфера Маргариты это сфера, точнее стихия, любви, все в себя вбирающая и все себе подчиняющая. "Неоформленность" же возлюбленного Маргариты на уровне имени отражает его "неоформленность" на уровне характера и его несоответствие традиционной роли героя-любовника, образцовой "моделью" которого служит образ шекспировского Ромео. Все это выразилось в колебаниях, пессимистических настроениях Мастера, в его отречении от любви (и от романа тоже): "Нет, поздно, — говорит он Маргарите, — ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя. Но тебе опять советую — оставь меня. Ты пропадешь со мной".

5 сочинений по

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – один из самых спорных и таинственных в русской литературе. Особенности хронотопа, прием “роман в романе” и хорошо скрытая авторская позиция – это лишь немногое из того, что вызывает оживленные споры литературоведов и обычных читателей романа.

Действие в романе происходит в двух пространственно-временных пластах: в современной автору Москве и в древнем Ершалаиме. “Ершалаимские” главы – это главы романа Мастера (прием “роман в романе”). Некоторые

исследователи указывают еще один пласт повествования – “вне времени и пространства”: это сцены бала у сатаны, прощения Понтия Пилата и некоторые другие. В них время не идет или идет неправильно.
Использование нескольких пластов придает содержанию глубину и “всевременность” и позволяет автору создать своеобразную систему “двойников” некоторых героев: Мастер и Пилат, Маргарита и собака Пилата, Иуда и барон Майгель и так далее.

Споры вызывает и интерпретация образа Воланда. Нет сомнения, что Булгаков изобразил дьявола, но правда ли то, что писатель хотел показать его как воплощение справедливости – или все-таки возмездия? Нетрудно заметить, что Воланд не может прощать: Фриду отпускает Маргарита, а Пилата – Мастер; мессир объясняет это тем, что каждый должен заниматься своим делом, но он, вероятно, несколько лукавит.
Очевидно и то, что он не из доброты вытаскивает Мастера из сумасшедшего дома (куда писатель, кстати, попал по собственной воле), а лишь выполняя условия договора с Маргаритой.

Тема любви – одна из основных в романе, как и тема творчества. И в том, и в другом Булгаков видит одну главнейшую черту – жертвенность. “Тот, кто любит, разделяет судьбу того, кого он любит” – это закон любви. А в творчестве, как и в жизни, один из худших пороков – это трусость, то есть отказ жертвовать собой.

Этот порок характеризует и Пилата, и Мастера, который отрекся от своего романа, но обоих спасает любовь других героев.

Немало в романе и сатирических страниц: они изображают современную автору действительность и высмеивают валютичиков, мошенников, доносчиков, воров и приспособленцев. Высвечивают они и глупую жестокость, жадность, любовь к “халяве”, все подлости и безнравственные поступки, порожденные пресловутым “квартирным вопросом”, которые и сейчас часто встречаются в нашем обществе.

“Мастер и Маргарита” по глубине и обширности поднятых проблем один из величайших романов 20 века.

Пример сочинения 2

В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.

Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце. Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием – почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!

В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других. Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка. Но он страдает. А чего он хотел – в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот. Тут даже если людям и понравится, то они не решатся пойти против системы. Он хотел изменить мир… своим романом. Тоже гордыня!

В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному. За это Воланд его и укоряет. Ещё из эпиграфа Гёте читатель помнит, что Воланд, хоть и зовется злом, но благо совершает. Испытывает, наказывает… Но и награждает! Где проходит граница – вот это уже вопрос.

Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.

Пример сочинения 3

Знакомство Мастера и Ивана Понырева, пишущего под псевдонимом Бездомный, происходит в психиатрической больнице, куда поэт попадает после трагической гибели редактора Берлиоза, преследуя Воланда и пытаясь спасти общество от опаснейшего иностранца.

В своем романе Мастер переносит читателя в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который, вопреки своей совести, отдает приказ казнить ни в чем не повинного бродячего философа. Устами Иешуа Мастер упрекал современников в трусости и малодушии перед властью, которая лишила человека свободы. Обратившись в прошлое, он хотел указать современникам истоки перекосов общественной жизни 30-х годов XX века.

Пример сочинения 4

Роман "Мастер и Маргарита" по праву считается самым знаменитым и таинственным произведением М. А. Булгакова. В книге поднимается множество проблем, из которых большинство не потеряло (да, наверное, и никогда не потеряет) актуальности и сейчас, почти сто лет спустя. Мне хотелось бы в своем сочинении остановиться на одной из этих проблем - проблеме ответственности человека за свои поступки.

Действие в романе происходит в двух временных пластах и еще в каком-то месте вне времени и пространства. Но трусость остается трусостью, а подлость - подлостью в любом из них. А совесть не отпускает человека и тогда, когда времени больше для него нет. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат понял это слишком поздно.

Понтий Пилат - одна из самых противоречивых фигур на страницах романа. Холодный и безжалостный, но, безусловно, умный и храбрый человек внезапно пугается доноса и осуждает на смерть безвинного, по своему собственному убеждению, человека. Писатель очень выразительно показывает, как меняется отношение его героя к происходящему, как и отношение его к Иешуа. Сначала это безразличие и презрение, затем эгоистичное желание сохранить для себя "гениального врача", который лечил бы его от мучительной мигрени. И, наконец, осознание недопустимости убийства - слишком позднее осознание. И вот теперь нет прокуратору покоя ни днем, ни ночью. Совесть мучает его и упрекает вечно, ведь время для Понтия Пилата закончилось.

Еще одна героиня, мучительно переживающая свое преступление, - Фрида. Ее Маргарита встречает на балу Воланда. Фрида задушила платком собственного ребенка, и с тех пор она каждое утро находит этот платок. Его никак невозможно уничтожить, ведь нельзя уничтожить свою совесть.

Роман решает вопрос ответственности человека за свои поступки, показывая, как переживают свою вину разные люди. Автор сочувствует тем из них, кто испытывает муки совести, те же, кто не обращает на свои проступки внимания, неинтересен Булгакову. Я думаю, он хотел таким образом показать, что звания человека достоин лишь тот, кто способен осознать свою вину и пострадать за нее.


Пример сочинения 5

Герои до встречи друг с другом

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Милосердие и сострадание в любви героев

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Читайте также: