Не сохранена общая структура модели часть 1 анализ текста часть 2 сочинение

Обновлено: 30.06.2024

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

2. Выделив ключевые слова , можно определить тему текста. Часто бывает трудно обозначить тему. В этом нам помогут клише:

… - вот тема, к которой обращается автор текста.

Автор обращается к актуальной теме – теме…

1. Не старайся высказаться в одном предложении.

3. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

ПРОБЛЕМА (от греч . problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Проблема: Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему.

Коснуться какой-л. проблемы.

Уделить внимание какой-л. проблеме.

Над какой-л. проблемой думать, работать.

Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

… ? Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста.

Автора интересует вопрос (:…) о …

… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.

4. Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это - самое сложное. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

• Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

• Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

• Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

• С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

• Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

• Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!

Комментируя, можно отметить:

2.) комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней.

непосредственно выраженное выражено опосредованно

Поможет лексика! Глаголы в 1-м лице ед. ч., эпитеты, метафоры, образы подскажут, как относится автор (лирический герой) к тому, что происходит. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами передадут нежность лирического героя (автора). Некоторые суффиксы придают слову негативно-пренебрежительные оттенки.

ВЫВОД: При комментировании можно ответить на следующие вопросы:

· К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)?

· Какова степень ее актуальности? (актуальная, второстепенная, животрепещущая, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т. п.) Что дает основание утверждать о ее злободневности?

· Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее?

· Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию).

· Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)?

· Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию?

· Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать .

Именно сейчас, по мнению автора, …

Автор (Ф.И.О.) удивлён (возмущен)

Как найти приметы публицистического стиля (как определить авторскую позицию):

- Рекламность (прямая: эмоциональные эпитеты, сравнения, метафоры, восклицания; косвенная: ирония, сарказм, отрицательные оценки, риторические вопросы);

- Открытая оценочность (то же + слова с ярким оценочным значением);

- Документальная точность (даты, проценты, исторические факты, точное воспроизведение каких-либо высказываний, научных заявлений и пр.);

- Соединение экспрессии и стандарта;

Не обязательно видеть в тексте все эти черты!

Автор призывает … и т. п.

Автор текста стремится к предельной точности в описании событий

Автор текста доказывает свою осведомлённость положением дел в (называй отрасль жизни: культуре, образовании, политике, археологии и т. п.), приводя высказывания (чьи?)

При помощи цитирования (пример) автор обогащает текст информацией о том, что…

Слышится ещё одно мнение по поднимаемой проблеме, с которым можно согласиться (или: с которым трудно согласиться), потому что …

Автор подводит читателей к мысли о том,…

Идея текста такова:…

… - вот главная мысль (идея) текста

Решая проблему, автор приходит к (такому) выводу:…

Цель автора текста – убедить нас (читателя) в том, что…

6. Выражаем собственное отношение к проблеме. Доказывая, приводим 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли – еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти, вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.

Кстати, если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов, можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете. Но тоже без особого энтузиазма, знаете ли. Этот прием хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз. .

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

тезис (положение, которое надо доказать);

аргументация (доказательства, доводы);

вывод (общий итог).

правдивыми, опираться на авторитетные источники;

доступными, простыми, понятными;

отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца , но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.

К сильным аргументам, обычно относят:

положения законов и официальных документов;

законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

ссылки на признанные авторитеты;

цитаты из авторитетных источников;

Приведенный перечень больше подходит для подготовки публичного выступления.

При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:

ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;

пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

примеры из личной жизни и жизни окружающих;

примеры из художественной литературы.

Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

С автором можно поспорить.

Автор прав в том, что…. Однако его мысль о … вызывает сомнение.

С автором трудно согласиться

Я (не) разделяю точку зрения автора

Позиция автора близка (понятна) мне, но…

В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…

Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы)

Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…

Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…) (Далее рассказ со ссылкой на источник информации).

Косвенно мое мнение подтверждает и такой факт…

7. Как начать сочинение? 2-3 вступительных, вводных предложения!

• Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.

• Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)

8. Как заканчивать сочинение?

1). Выражением собственного отношения к авторской позиции.

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

9. Собираем всё вместе. Пишем сочинение-рассуждение.

Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

2. Проблема, над которой размышляет автор.

4. Авторская позиция

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент. (А можно и третий! См.выше)

8. Вывод (заключение).

Похожие документы:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

. создают ткань текста, участвуют в построении текста. Модель написания сочинения-рассуждения 1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для .

Пояснительная записка На егэ наиболее сложным для учащихся является задание поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся.

. рассуждения. 2. Как правильно понять исходный текст? 3. Чтение текста. 4. Анализ текста. А) Определение стиля и типа речи . для написания сочинения - рассуждения 1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова .

Памятка для написания сочинения рассуждения

ПАМЯТКА для написания сочинения - рассуждения 1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова .

. Филологический анализ художественного текста значим при выявлении идиостиля . педагогического опыта. Актуальность темы: «Филологический анализ текста как путь к . и психологические, и социальные, начинаются со сверхличностной трагедии отчуждения человека .

. Филологический анализ художественного текста значим при выявлении идиостиля его . пособия), другими словами, анализ текста начинаем с определения связей его . В готовом тексте замысел трансформируется в тему и идею целого текста. Тема произведения – .

Часть 1 - основные сведения.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 4 - позиция автора.
Часть 5 - аргументация собственного мнения по проблеме.

Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

Типы проблем

Как написать сочинение в задании С1? Часть 2

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.


Способы выявления проблемы

Выявление проблемы — это всегда процесс обобщения. Ваша задача — за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

Помните о том, что факты, описываемые в тексте, — это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой — о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей — об истончении озонового слоя. Все эти тексты разные, однако связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.

1. Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста, как правило, не вызывает затруднений.

Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпоч­тение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину)

2. Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т. е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую — художественную картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т. д. и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.

Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае используйте следующий алгоритм.

Выявите основную мысль текста:

- запишите её в виде законченного предложения;
- определите, на какой вопрос отвечает это предложение;
- запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Выбор одной проблемы из нескольких

Напомним, что вам предлагается сформулировать одну из проблем .текста. Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких? По всей видимости, выбор должен определяться ответами на два вопроса:

Какая проблема находится в центре внимания автора?
К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?

Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту. Поскольку выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением, уже на начальном этапе постарайтесь просчитать, каким путём вам будет легче идти.


Как сформулировать проблему

Как написать сочинение в задании С1? Часть 2

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Проблема (какая?)
сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема (чего?)
воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на че­ловека и т.д.

Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой.
Автор текста затрагивает проблему.
В центре внимания автора проблема.
В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема.
Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме.
Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой.
(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой.
Как (зачем, почему и т.д.). Именно эта проблема привлекала внимание автора.
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

- Проблема (чего?) смысла жизни.
- Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Существует мнение, что использование в сочинении типовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.

Мы разделяем позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:

В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью ограниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее сочинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений. Попробуем дать несколько советов.

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Не забудьте

Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.

Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например:
писатель — журналист — публицист — фамилия автора.

Часть 1 - основные сведения.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 4 - позиция автора.
Часть 5 - аргументация собственного мнения по проблеме.

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2022 ГОДА

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Как писать сочинение ЕГЭ? Анализ текста (Часть 1)

Если ты обходишься без плана сочинения и вообще не понимаешь, зачем это нужно, значит ты просто не умеешь делать это правильно.

В одном тексте можно выделить до пяти проблем, и, соответсвенно, столько же позиций автора, а выпускники очень часто "смешивают" их в сочинении, теряя драгоценные баллы.

Прописанный план сочинения поможет тебе не съехать с темы и избавит от "каши в голове". Да, есть люди, которые могут написать прекрасное эссэ без него. Но если ты не из их числа, тебе стоит научиться работать с текстом.

О чем важно знать?

Чтобы безошибочно сформулировать позицию автора, определить проблему и подобрать иллюстрации, достаточно использовать простой алгоритм.

А еще важно помнить о том, что исходные тексты условно деляться на три категории:

  1. Текст, в котором автор высказывает свою позицию напрямую и доказывает ее на конкретных примерах (текст-рассуждение)
  2. Текст, в котором автор выражает свое мнение через слова или мысли персонажа (текст с элементами рассуждения)
  3. Текст, в котором позиция автора завуалирована (текст-повествование)

К каждому из них требуется особый подход.

Как составить план сочинения ЕГЭ? Видеоурок.

В этом видео показано на примере, как нужно работать с текстами первой категории.

Материалы из видео

Исходный текст

(1) Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые — гораздо старее научной биологии. (2)Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (3) Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребенка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта. (Что предопределяет жизнь человека: наследственность или пройденный путь/окружение?)

(4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому признаку надо помочь развиться.

(Генотип лежит в основе личности, но в некоторой степени многое зависит от самого человека)

(10)История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример — жизнь М.В. Ломоносова.

(12)Менее известна жизнь Д.И. Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)Они мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет.

(15)Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам.

План сочинения

Проблема сохранения человечности в годы войны.

ПА: в каждом нерастраченные запасы человечности, и ничто, даже война, не способно вытравить ее из людей (жестокость и тяготы войны не способны убить человечность в людях)

Ил 1: предложения 13, 14, 17-19 – люди не были равнодушны к беде недавнего врага, их не радовало чужое горе, они не проявляли агрессию.

Ил 2: предложения 30, 31 – проявление человечности в действии.

Составляем лингвистический анализ текста

В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.

Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.

Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.

Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.

В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.

Схема лингвистического анализа текста

  • Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
  • Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
  • Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
  • С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
  • К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
  • Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
  • Какова идея текста (основная мысль);

Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте

Пример лингвистического анализа текста

Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.

Текст

Анализ

Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.

В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.

Читайте также: