Сочинение рассуждение при помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка

Обновлено: 04.07.2024

Тире – это знак препинания, который используется не так часто, как запятая, но занимает далеко не последнее место в пунктуации. У тире есть множество функций, которые можно разделить на две категории: тире в простом и тире в сложном предложениях.

Постановка этого знака препинания в простом предложении регулируется несколькими правилами. Первое, что приходим на ум – тире между подлежащим и сказуемым. Для постановки знака препинания в этом случае есть несколько условий. Во-первых, тире тспользуется, если главные члены предложения являются одной частью речи, например, существительные (Пекин – столица Китая), числительные (Пятью семь –тридцать пять) или глаголы в инфинитиве (Любить – значит жить).

Во-вторых, если существительное в форме именительного падежа выступает в роли подлежащего, а глагол в начальной форме – в роли сказуемого, или наоборот, то тире ставится обязательно (Прославиться – наша цель, или наша цель – прославиться). В-третьих, если сказуемое – числительное, а подлежащее выражено существительным, то тире также необходимо (Высота небоскреба – сто тридцать метров). Дополнительным условием постановки тире является наличие таких указательных слов: это, вот, вон, значит и др. (Обои – это отделочный материал для декора стен и потолков). Тире не нужно, если между подлежащим и сказуемым есть наречия, частицы вводные конструкции или подлежащее выражено местоимением.

Тире используется в сложных предложениях, в частности, в бессоюзных сложных предложениях. Этот знак препинания передает отношения причины и следствия (Чин следовал ему – он службу вдруг оставил), а также показывает быструю смену событий (Споткнулся – упал).

Приведенный неполный список условий лишь подтверждает тот факт, что тире – один из распространенных знаков препинания, благодаря которому предложение приобретает особый интонационный рисунок.

Другие сочинения: ← Родной язык в моей семье ↑ по русскому языкуЭкскурсия и поход в музей →

Зачем нужно тире в предложении

Начнем рассуждение о том, зачем нужно тире, с того, как можно использовать тире для удобства и экономии слов.

Тире как знак препинания

Тире – структурный элемент, функции которого оформить:

  • смысловые связи между членами (главными, второстепенными, обособленными) простого предложения;
  • логическую связь отдельных предложений в составе сложного;
  • особые конструкции для передачи чужих слов, мыслей.

Выбирая тире, авторы акцентируют внимание читателя, придают динамику повествованию.

Чтобы объяснить основание для постановки тире, сначала определяем, простое предложение (ПП) или сложное (СП).

При обобщающих словах

Цепочка однородных членов ПП замыкается тире, если есть обобщающее слово или предложение продолжается.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире:

  • На лугу, на холме, в лесу – повсюду цвели цветы
  • О, О, О —

Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится тире.

  • Повсюду: на лугу, на холме, в лесу – цвели цветы.
  • : О, О, О — …

Обобщающие слова – чаще местоимения (все, всё, ничто, никто) или наречия (везде, нигде).

Телефонные номера

Для номеров разработан специальный символ — так называемый figure dash (цифровая черточка).

Как вставить символы

Нам теперь известно, что в русском языке тире и дефис нельзя путать, а в некоторых случаях следует использовать специальные символы, несмотря на общепринятую практику. Но возникает вопрос: как же вставить эти символы в текст?

Разные символы

ЗнакНазваниеКомбинация
ДефисHyphenAlt + 45
Неразрывный дефисNon‑breaking hyphenAlt + 8209
Короткое тиреEn dashAlt + 0150
Длинное тиреEm dashAlt + 0151
Цифровая черточкаFigure dashAlt + 8210
МинусMinusAlt + 8722
ПереносSoft hyphenAlt + 0173

Обратите внимание, что внешне знаки могут выглядеть почти одинаково. По этой причине пользователи по ошибке могут их путать. Однако у них совсем разное значение, и каждый из них разработан для конкретных случаев. Нельзя ставить орфографический знак вместо пунктуационного. Также нелогично использовать минус в номерах телефона, поскольку мы ничего не вычитаем.

Применять неразрывный дефис нужно осторожно. С одной стороны, двойная фамилия, разорванная на разные строки, выглядит некрасиво. Более того, это противоречит правилам русского языка. Однако этот символ не всегда могут правильно прочитать мобильные приложения. В этом случае на его месте пользователь увидит пустой квадратик.

Что такое дефис

Дефис — это орфографический знак, который разделяет части слова. Он выглядит как короткая горизонтальная черточка.

Поскольку он входит в состав слова, то пробелами не отбивается. Единственный случай, когда справа от этого знака ставится пробел, — это перечисления, в которых меняется только первая часть слова, а вторая остается одинаковой. Например: теле‑ и радиовещание.

Иногда вместо обычного дефиса используют неразрывный. Он нужен для того, чтобы составные части слов не разрывались на разные строки. В этом случае слово либо останется на предыдущей строке, либо целиком перенесется на новую.

В каких случаях используется дефис

Чтобы понять, когда ставится дефис, а когда — тире, нужно вспомнить правила русского языка. Дефис ставится внутри слов.

Дефис в русском языке

Общие правила, когда нужно писать слова через дефис:

  • повторения одного слова: тихо‑тихо, еле­‑еле;
  • повторение слов с одной основой: давным‑давно, один‑одинешенек;
  • сочетание синонимов: тихо‑смирно, умница­‑разумница;
  • сложные слова, первой частью которых является числительное, написанное цифрами: 100‑процентный, 25‑летие;
  • наращения после порядковых числительных: 7‑го, 12‑я;
  • специальные термины и наименования, в состав которых входит отдельная буква алфавита: α‑лучи, β‑лучи;
  • сокращения сложных прилагательных, которые пишутся слитно: ж.‑д. (железнодорожный) — но ж.д. (железная дорога).

Помимо этого существительные пишутся через дефис в таких случаях:

  • сложные слова без соединительных гласных -о-, -е-: кафе‑ресторан, дизель‑мотор;
  • названия политических партий и их участников/сторонников: социал‑демократия, социал‑демократ;
  • сложные единицы измерения: человеко‑день, киловатт‑час, но трудодень;
  • промежуточные стороны света, в том числе иностранные: северо‑запад, норд‑вест;
  • составные фамилии: Мамин‑Сибиряк, Римский‑Корсаков;
  • некоторые географические названия: Каменец‑Подольск, Орехово‑Зуево;
  • слова с первой частью обер-, унтер-, лейб, экс-, вице-: вице‑президент, унтер­‑офицер;
  • приложение за определяемым словом: мать‑старуха, девица‑красавица.

Теперь рассмотрим, когда следует писать через дефис прилагательные (с примерами):

  • образованы от существительных, которые пишутся через дефис: социал‑демократический, дизель‑моторный;
  • состоят из равнозначных компонентов: мясо‑молочный, англо‑немецкий;
  • обозначают оттенки цветов: бело‑синий, желто‑зеленый.

Это основные случаи, когда нужно писать слова через дефис. Использование тире в сложных словах считается грубой ошибкой.

Что такое тире

Тире принято разделять на длинное и короткое. Для каждого из них предусмотрены свои случаи употребления. Рассмотрим более подробно особенности использования тире и дефиса. В чем разница между этими символами?

Что такое короткое тире

Постараемся еще глубже понять отличие тире от дефиса. В чем разница? Нам необходимо познакомится с еще одним знаком — коротким тире (его еще называют средним). Сегодня на просторах Интернета он встречается крайне редко. Проблема в том, что специалистам, разрабатывающим сайты, этот символ в большинстве случаев просто не знаком. И на это есть свои причины: символ пришел к нам из англоязычной типографии.

По ширине он равен букве N, поэтому и получил название en dash. Кстати, длинный символ по ширине равняется M, поэтому его называют em dash.

Короткое и длинное тире

Каким знаком обозначить минус

В качестве минуса нередко используют обычный дефис. Иногда встречается вариант с коротким тире. На самом деле в этом случае также разработан отдельный знак. Суть в том, что минус по ширине должен быть равным плюсу. Символ minus длиннее дефиса, но немного короче тире.

Знак минус

Минус, как и другие математические символы, нужно отбивать неразрывными пробелами: 25 − 5 = 20.

Вариант 1

Действительно, эмоционально-экспрессивная функция тире заключается в том, что этим знаком на письме стара­ются передать интонационный разрыв фразы, создающий напряженность и остроту.

В самом деле, одна из функций этого удивительного зна­ка — служить цели создания эмоциональности речи.

Вариант 2

Действительно, без этого знака текст потеряет эмоцио­нальную и психологическую напряженность.

Вариант 3

Тире — это многофункциональный знак препинания, ко­торый очень важен в письменной речи. Например, эмоцио­нально-экспрессивная функция тире проявляется в тех слу­чаях, когда оно используется для выражения быстроты действия или перед неожиданным выводом.

Текст для работы

(1)Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднил­ся. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой доб­раться, в рыбачий поселок. (З)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошелся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развел.

Мне еще по пути домой нужно было бухту обогнуть.

Только я из глубины бухты обратно в сторону откры­того моря повернул, вижу: не пройти. (8)Сильный нака^т идет, волны песчаную полосу уже захлестывают своими гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море.

(9)0дна дорога остается: вверх, на крутую скалу. (10)И вода подгоняет: она уже к сапогам подбирается, скоро голе­нища захлестнет.

(П)Начал я вверх карабкаться. (12)А с тяжелым рюкза­ком да еще с ружьем по скалам лазить не больно-то удобно. (13)Да и смеркаться стало раньше обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я: стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и голову сломать недолго.

(16)Еще немного вверх залез, остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая. (18)Да мне одному много ли надо?

Зато площадка удобная: скала над ней козырьком нависает, дождь не страшен, и от ветра укрытие.

А внизу береговую полосу совсем приливом скрыло. (21)Ну, устроился я. (22)Ружье к каменной стенке присло­нил, лапничку наломал, постель себе приготовил.

Вдруг я слышу: кто-то ко мне на площадку карабка­ется. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале, кус­ты шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?

(33)А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная — аж скала дрогнула и брызги вверх полетели! (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (Зб)Медведь пискнул — и бросился прямо ко мне в руки!

(37)Вот уж и верно — у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький, годо­валый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заи­грался на берегу — его водой прихватило и напугало до смерти. (40)0н ко мне прижался, как ребенок, голову пря­чет и только дрожит от страха — мелко-мелко, всей своей шкуркой.

(41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит.

(43)А волна опять как даст! (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так мы с ним — не поверите! — и задремали под вой ветра и грохот прибоя. (45)Только от каждого удара волны медве­жонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так довер­чиво ко мне прижимался.

(47) Вот, думаю, какая удивительная история. (48)Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек саха­ра всякие штуки вытворяют. (49) Это же дикий зверь! (50)А беда приперла — и к человеку сунулся. (51)Доверяет.


Здесь мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений на лингвистическую тему по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2019. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на экзамене ОГЭ-2019. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению.

Вариант. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.1, 15.2, 15.3


ОГЭ готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена. 9 класс

Задание 15 № 3266

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Тире — это многофункциональный знак препинания, ко­торый очень важен в письменной речи. Например, эмоцио­нально-экспрессивная функция тире проявляется в тех слу­чаях, когда оно используется для выражения быстроты действия или перед неожиданным выводом.

Действительно, без этого знака текст потеряет эмоцио­нальную и психологическую напряженность.

Действительно, эмоционально-экспрессивная функция тире заключается в том, что этим знаком на письме стара­ются передать интонационный разрыв фразы, создающий напряженность и остроту.

В самом деле, одна из функций этого удивительного зна­ка — служить цели создания эмоциональности речи.


Задание 9 № 3266

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча — и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.

(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, — притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, — правда. (27)Театр — для взрослых, кино — для детей.

* Толста́я Татьяна Никитична (род. в 1951 г.) — современная писательница, телеведущая, филолог.


Задания Д A4 № 3282

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЖИ­ВО­ТОМ все со­глас­ные звуки твёрдые.
2) В слове МИГ буква Г обо­зна­ча­ет звук [к].
3) В слове ВИ­ДИ­ТЕ все со­глас­ные звуки мягкие.
4) В слове ПРО­ЕК­ТО­РА три слога.

В слове ПРОЕКТОРА четыре слога: про-ек-то-ра.

Правильный ответ указан под номером 4.


Задания Д6 № 3372

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 6033A9, ГИА по русскому языку 04.06.2013. Основная волна. Вариант 1317.


Задания Д C2 № 3380

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Ответ:

Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.

Обратим внимание на предложения 13−14 (Это — счастье. Это — кино), в которых тире выполняет выделительную функцию, используется для привлечения внимания читателя к мысли автора о его предпочтении кино театру. Для этих же целей используется тире и в предложении 27 (Театр — для взрослых, кино — для детей).

Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире — это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи. Оно не только помогает понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного, но и несет определенную смысловую, эмоциональную нагрузку, являясь тем самым грамматическим средством выразительности.

Обратим внимание на то, сколько раз встречается этот знак в рассказе Т. Толстой. Много, непривычно много для текста, в котором нет диалога. Для чего же автору нужен этот знак?

15.2 Не одну сотню лет радует зрителей, и воспитывает, и бередит душу театр. Театр принято считать храмом искусства. Сравнительно недавно появился такой вид искусства, как кино, которое погружает нас в мир желаемый, заманчивый и привлекательный. Об этих различиях театра и кино говорит Татьяна Толстая.

Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.

15.3 Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно мыслям и думам читателей, зрителей, слушателей.

Большое влияние на умы и души людей в современном мире имеет музыка. Трудно себе представить, что музыка вдруг возьмёт и исчезнет из нашей жизни. Если грустно, звучит музыка. Если есть повод для радости, опять мы слушаем музыку. К сожалению, такая потребность стала поводом для засилья низкопробной музыки, а это противоречит назначению искусства — заставлять думать, побуждать чувства, звать к действию.

Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Читайте также: