Сочинение рассуждение презентация 8 класс
Обновлено: 02.07.2024
2 Цели и задачи Учить писать сочинение-рассуждение Учить писать сочинение-рассуждение Развивать речь учащихся Развивать речь учащихся Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки
3 4. Работа над сочинением В Н И М А Н И Е . Три типа речи: П- повествование О – описание Р - рассуждение
4 Рассуждение Рассуждать - значит доказывать Рассуждать - значит доказывать I. Вступление I. Вступление тезис-то, что надо доказать тезис-то, что надо доказать II. Основная часть II. Основная часть доказательство доказательство III. Заключение III. Заключение вывод, следствие вывод, следствие
5 Словарная работа Дайте лексическое толкование слов: Мораль Мораль Нравственность Нравственность Этика Этика Манера Манера
6 мораль- нравственное учение, свод правил нравственности, этики. нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе этика- совокупность норм поведения этика- совокупность норм поведения манера –способ держать себя в обществе манера –способ держать себя в обществе
9 Д.С.Лихачёв В 1947 защитил докторскую диссертацию "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI вв." профессор ЛГУ член- корреспондент АН СССР, академик АН СССР, академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970) председатель правления Советского фонда культуры, председатель правления Российского международного фонда культуры. Государственная премия СССР (1952, 1969) Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998).
11 Анализ текста Анализ текста -Определите тему текста -Определите тему текста - Какова проблематика текста - Какова проблематика текста -Определите идею текста -Определите идею текста -Определите позицию автора текста -Определите позицию автора текста -Определите лексическое значение слова нравственность -Определите лексическое значение слова нравственность
12 Работаем над вступлением Тезис- проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Тезис- проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Проблема может быть сформулирована: Проблема может быть сформулирована: 1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве 1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве 2.Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами 2.Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами 3.При помощи риторического вопроса 3.При помощи риторического вопроса 4.С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д. 4.С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.
13 Возможные формулировки проблемы: 1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. 1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. 2.Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям. 2.Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.
18 Итог урока -О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили? -О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили? -Актуальна ли она в современном мире? -Актуальна ли она в современном мире? -Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке? -Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке?
Презентация может использоваться на уроке подготовки к экзамену по русскому языку (сочинение-рассуждение) в 8 классе. В презентации содержится теоретический и практический материал о типах речи, который поможет учащимся научиться отличать рассуждение от других типов речи. Особое внимание акцентируется на структуре и видах рассуждения, практических заданиях для определения видов рассуждения. В презентации содержится интернет-ссылка на видеоурок по данной теме.
Сочинение-рассуждение
Подготовка к экзамену по русскому языку – 8 класс
русского языка и литературы МБОУ Большемурашкинская СОШ Нижегородской области Круглова И. А.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
Установите соответствие
Определение типа речи
1. Мир в динамике (в движении), воспринимаемый во времени
А. Рассуждение
2. Мир в причинно-следственных связях
Б. Описание
3. Мир в статике (в покое), воспринимаемый как пространство
В. Повествование
Решите задачи, определив тип речи
- Признак + Признак + Признак =
- Суждение + Суждение + Суждение =
- Событие + Событие + Событие =
К какому типу речи относятся цитаты из стихотворений Саши Чёрного
Вчера мой кот взглянул на календарь
И хвост трубою поднял моментально,
Потом подрал на лестницу, как встарь, и завопил…
Кошка – злюка в серой шубке! Кошка – страшный хищный зверь…
Весенний ветер за дверьми…
В кого б влюбиться, чёрт возьми!
Восстановите тексты
- ___________________ - это такой тип речи, в котором говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего-либо. Эти одновременно проявляющиеся ______________ могут быть запечатлены на _____________ кадре фотоаппарата.
- В ___________ речь идёт о сменяющих друг друга __________ или событиях. Чтобы запечатлеть такой фрагмент действительности, потребуется сделать ____________ снимков.
- В ____________ говорится о ____________ и следствиях событий и явлений. Это наше суждение о мире, это то, что мы думаем о нём. Образно говоря, это мир в нашей голове.
- Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведений, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть.
учёный-педагог, философ
- Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
- Высказывание, обсуждение
то, что надо доказывать, объяснять или опровергать
Почему?_______________________________________
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
аргументы, доводы, обоснования, объяснения, примеры
По моему мнению, ….. Во-первых, ……………
то, что доказано, объяснено или опровергнуто
Таким образом, …………….
Прочитайте текст. Исправьте недочёты Выделите тезис, доказательства, вывод
- Современный человек. По мнению учёных, всё больше и больше становится предсказуемым, пассивным, похожим на робота. Он в огромных количествах поглощает пищу информацию, зрелища, журналы, фильмы. Всё потребляется, смакуется, проглатывается. При этом человек всё больше исходит не из своих потребностей и вкусов, а из того, что ему навязывают рекламные щиты и ролики. В результате, мир переворачивается и встаёт в виде огромного монстра-Интернета, который постепенно поглощает самого человека.
Виды рассуждения
- Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые,… начисто потерявшие для нас свои образные качества,… в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает …, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.Даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.(К. Г. Паустовский)
РАЗМЫШЛЕНИЕ
- Для него всё было живым: лес, горы, вода… А весна? Разве это не молодость, безумно тратившая силы направо и налево? Разве эта молодость не жила тысячью голосов, весёлой суматохой и торопливой погоней за своим молодым счастьем? Разве травы не шептались между собой? Разве вода не разговаривала с бесконечной волной? Разве по ночам не засыпало всё: и горы, и вода, и лес?
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
- Зададимся вопросом, нужно ли заниматься спортом? Нужно! И вот почему.
Во-первых, спорт – возможность укрепить здоровье, увеличить запас жизненных сил, улучшить все обменные процессы в организме.
Во-вторых, в самочувствии человека далеко не последнюю роль играет то, как он выглядит. Физические упражнения – единственно возможный путь иметь подтянутое и красивое тело.
В-третьих, занятия спортом укрепляют в человеке веру в собственные силы, повышают самооценку.
Итак, вперёд! На стадион, в спортзал, на теннисный корт, на каток… За здоровьем, за красотой, за уверенностью!
- Какие предложения мы называем определенно – личными? Привести примеры.
- Какие предложения мы называем обобщенно – личными? Привести примеры.
- Какие предложения мы называем безличными? Привести примеры.
Безличное предложение
Определённо-личное
Люблю морозный день.
Односоставные предложения
Неопределённо-личное
Во дворе убирают снег.
Обобщённо-личное
Береги нос в большой мороз!
Работа в группах со словарем
2 ряд – аргументы;
Тезис – высказывание какой-либо мысли.
Аргумент – вывод, доказательство чего–либо.
Вывод - умозаключение, итог, получающийся как следствие рассуждений. Вывод должен быть связан сов семи частями сочинения.
Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события определенной последовательности.
Описание – тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Рассуждение строится по плану: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод.
Цель урока: повторить признаки текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения; знать структуру типа текста рассуждение; развивать навыки анализа текста; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.
- развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему миру;
- воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,
- создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Средства связи частей рассуждения.
Это можно доказать так (следующим образом).
Это объясняется следующим.
II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:
2.Во-вторых,… К примеру,…
III. ВЫВОД. Итак, …
Обобщим всё сказанное.
- Части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.
Так как ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
- 1. Вступление– тезис (определение)
- 2.Основная часть– доказательства (аргументы) + примеры (не менее 2-х)
- 3.Заключение– вывод
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.
Как начинать сочинение?
Начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
- В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
- Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений .
- Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части .
Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение.
В основной части следует избегать:
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
- В основной части необходимо продемонстрировать умение логично , аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
- В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Как это сделать?
О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
- коротким , но ёмким по содержанию
- логически связан с предыдущим изложением
- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
(15) А дома судьёй была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18) Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19) Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. ( По А. Алексину)
Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Я считаю, что это очень тонкое понятие, которое опирается на истину.
Таким образом, я считаю, что справедливость оказывается необходимой составляющей мира, и без неё всё могло бы рухнуть и погрузиться в хаос.
Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Проблема справедливости актуальна и в наше время. Взять, к примеру, гражданскую войну в Украине. Мирные жители страдают от жестокости государственной власти. Они не хотят конфликтов, а их убивают, сжигают их дома и обстреливают. Я считаю, что такое отношение несправедливо по отношению к простым гражданам, так как они не заслужили его со стороны власти.
Таким образом, мы видим, что справедливость – важное понятие, но не всегда она достижима в жизни.
Читайте также: