Сочинение рассуждение презентация 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

2 Цели и задачи Учить писать сочинение-рассуждение Учить писать сочинение-рассуждение Развивать речь учащихся Развивать речь учащихся Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки

3 4. Работа над сочинением В Н И М А Н И Е . Три типа речи: П- повествование О – описание Р - рассуждение

4 Рассуждение Рассуждать - значит доказывать Рассуждать - значит доказывать I. Вступление I. Вступление тезис-то, что надо доказать тезис-то, что надо доказать II. Основная часть II. Основная часть доказательство доказательство III. Заключение III. Заключение вывод, следствие вывод, следствие

5 Словарная работа Дайте лексическое толкование слов: Мораль Мораль Нравственность Нравственность Этика Этика Манера Манера

6 мораль- нравственное учение, свод правил нравственности, этики. нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе этика- совокупность норм поведения этика- совокупность норм поведения манера –способ держать себя в обществе манера –способ держать себя в обществе

9 Д.С.Лихачёв В 1947 защитил докторскую диссертацию "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI вв." профессор ЛГУ член- корреспондент АН СССР, академик АН СССР, академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970) председатель правления Советского фонда культуры, председатель правления Российского международного фонда культуры. Государственная премия СССР (1952, 1969) Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998).

11 Анализ текста Анализ текста -Определите тему текста -Определите тему текста - Какова проблематика текста - Какова проблематика текста -Определите идею текста -Определите идею текста -Определите позицию автора текста -Определите позицию автора текста -Определите лексическое значение слова нравственность -Определите лексическое значение слова нравственность

12 Работаем над вступлением Тезис- проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Тезис- проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Проблема может быть сформулирована: Проблема может быть сформулирована: 1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве 1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве 2.Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами 2.Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами 3.При помощи риторического вопроса 3.При помощи риторического вопроса 4.С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д. 4.С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.

13 Возможные формулировки проблемы: 1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. 1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. 2.Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям. 2.Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

18 Итог урока -О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили? -О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили? -Актуальна ли она в современном мире? -Актуальна ли она в современном мире? -Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке? -Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может использоваться на уроке подготовки к экзамену по русскому языку (сочинение-рассуждение) в 8 классе. В презентации содержится теоретический и практический материал о типах речи, который поможет учащимся научиться отличать рассуждение от других типов речи. Особое внимание акцентируется на структуре и видах рассуждения, практических заданиях для определения видов рассуждения. В презентации содержится интернет-ссылка на видеоурок по данной теме.

Сочинение-рассуждение Подготовка к экзамену по русскому языку – 8 класс Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ Большемурашкинская СОШ Нижегородской области Круглова И. А. 11/5/2014 Круглова И. А.

Сочинение-рассуждение

Подготовка к экзамену по русскому языку – 8 класс

русского языка и литературы МБОУ Большемурашкинская СОШ Нижегородской области Круглова И. А.

Типы речи ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ 11/5/2014 Круглова И. А.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

Установите соответствие Определение типа речи Тип речи 1. Мир в динамике (в движении), воспринимаемый во времени А. Рассуждение 2. Мир в причинно-следственных связях Б. Описание 3. Мир в статике (в покое), воспринимаемый как пространство В. Повествование 11/5/2014 Круглова И. А.

Установите соответствие

Определение типа речи

1. Мир в динамике (в движении), воспринимаемый во времени

А. Рассуждение

2. Мир в причинно-следственных связях

Б. Описание

3. Мир в статике (в покое), воспринимаемый как пространство

В. Повествование

Решите задачи, определив тип речи Признак + Признак + Признак = Суждение + Суждение + Суждение = Событие + Событие + Событие = 11/5/2014 Круглова И. А.

Решите задачи, определив тип речи

  • Признак + Признак + Признак =
  • Суждение + Суждение + Суждение =
  • Событие + Событие + Событие =

К какому типу речи относятся цитаты из стихотворений Саши Чёрного 5 Вчера мой кот взглянул на календарь И хвост трубою поднял моментально, Потом подрал на лестницу, как встарь, и завопил… Кошка – злюка в серой шубке! Кошка – страшный хищный зверь… Весенний ветер за дверьми… В кого б влюбиться, чёрт возьми! 11/5/2014 Круглова И. А.

К какому типу речи относятся цитаты из стихотворений Саши Чёрного

Вчера мой кот взглянул на календарь

И хвост трубою поднял моментально,

Потом подрал на лестницу, как встарь, и завопил…

Кошка – злюка в серой шубке! Кошка – страшный хищный зверь…

Весенний ветер за дверьми…

В кого б влюбиться, чёрт возьми!

Восстановите тексты 5 ___________________ - это такой тип речи, в котором говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего-либо. Эти одновременно проявляющиеся ______________ могут быть запечатлены на _____________ кадре фотоаппарата. В ___________ речь идёт о сменяющих друг друга __________ или событиях. Чтобы запечатлеть такой фрагмент действительности, потребуется сделать ____________ снимков. В ____________ говорится о ____________ и следствиях событий и явлений. Это наше суждение о мире, это то, что мы думаем о нём. Образно говоря, это мир в нашей голове . 11/5/2014 Круглова И. А.

Восстановите тексты

  • ___________________ - это такой тип речи, в котором говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего-либо. Эти одновременно проявляющиеся ______________ могут быть запечатлены на _____________ кадре фотоаппарата.
  • В ___________ речь идёт о сменяющих друг друга __________ или событиях. Чтобы запечатлеть такой фрагмент действительности, потребуется сделать ____________ снимков.
  • В ____________ говорится о ____________ и следствиях событий и явлений. Это наше суждение о мире, это то, что мы думаем о нём. Образно говоря, это мир в нашей голове.

С. И. Гессен Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведений, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть. 5 учёный-педагог, философ 11/5/2014 Круглова И. А.

  • Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведений, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть.

учёный-педагог, философ

  • Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
  • Высказывание, обсуждение

ТЕЗИС то, что надо доказывать, объяснять или опровергать 5 Почему?_______________________________________ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА аргументы, доводы, обоснования, объяснения, примеры По моему мнению, ….. Во-первых, …………… ВЫВОД то, что доказано, объяснено или опровергнуто Таким образом, ……………. 11/5/2014 Круглова И. А.

то, что надо доказывать, объяснять или опровергать

Почему?_______________________________________

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

аргументы, доводы, обоснования, объяснения, примеры

По моему мнению, ….. Во-первых, ……………

то, что доказано, объяснено или опровергнуто

Таким образом, …………….

Прочитайте текст. Исправьте недочёты Выделите тезис, доказательства, вывод 5 Современный человек. По мнению учёных, всё больше и больше становится предсказуемым, пассивным, похожим на робота. Он в огромных количествах поглощает пищу информацию, зрелища, журналы, фильмы. Всё потребляется, смакуется, проглатывается. При этом человек всё больше исходит не из своих потребностей и вкусов, а из того, что ему навязывают рекламные щиты и ролики. В результате, мир переворачивается и встаёт в виде огромного монстра-Интернета, который постепенно поглощает самого человека. 11/5/2014 Круглова И. А.

Прочитайте текст. Исправьте недочёты Выделите тезис, доказательства, вывод

  • Современный человек. По мнению учёных, всё больше и больше становится предсказуемым, пассивным, похожим на робота. Он в огромных количествах поглощает пищу информацию, зрелища, журналы, фильмы. Всё потребляется, смакуется, проглатывается. При этом человек всё больше исходит не из своих потребностей и вкусов, а из того, что ему навязывают рекламные щиты и ролики. В результате, мир переворачивается и встаёт в виде огромного монстра-Интернета, который постепенно поглощает самого человека.

Виды рассуждения 5 11/5/2014 Круглова И. А.

Виды рассуждения

ОБЪЯСНЕНИЕ 5 Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые,… начисто потерявшие для нас свои образные качества,… в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает …, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи. Даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами. (К. Г. Паустовский) 11/5/2014 Круглова И. А.

  • Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые,… начисто потерявшие для нас свои образные качества,… в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает …, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.Даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.(К. Г. Паустовский)

РАЗМЫШЛЕНИЕ 5 Для него всё было живым: лес, горы, вода… А весна? Разве это не молодость, безумно тратившая силы направо и налево? Разве эта молодость не жила тысячью голосов, весёлой суматохой и торопливой погоней за своим молодым счастьем? Разве травы не шептались между собой? Разве вода не разговаривала с бесконечной волной? Разве по ночам не засыпало всё: и горы, и вода, и лес? 11/5/2014 Круглова И. А.

РАЗМЫШЛЕНИЕ

  • Для него всё было живым: лес, горы, вода… А весна? Разве это не молодость, безумно тратившая силы направо и налево? Разве эта молодость не жила тысячью голосов, весёлой суматохой и торопливой погоней за своим молодым счастьем? Разве травы не шептались между собой? Разве вода не разговаривала с бесконечной волной? Разве по ночам не засыпало всё: и горы, и вода, и лес?

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 5 Зададимся вопросом, нужно ли заниматься спортом? Нужно! И вот почему. Во-первых, спорт – возможность укрепить здоровье, увеличить запас жизненных сил, улучшить все обменные процессы в организме. Во-вторых, в самочувствии человека далеко не последнюю роль играет то, как он выглядит. Физические упражнения – единственно возможный путь иметь подтянутое и красивое тело. В-третьих, занятия спортом укрепляют в человеке веру в собственные силы, повышают самооценку. Итак, вперёд! На стадион, в спортзал, на теннисный корт, на каток… За здоровьем, за красотой, за уверенностью! 11/5/2014 Круглова И. А.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

  • Зададимся вопросом, нужно ли заниматься спортом? Нужно! И вот почему.

Во-первых, спорт – возможность укрепить здоровье, увеличить запас жизненных сил, улучшить все обменные процессы в организме.

Во-вторых, в самочувствии человека далеко не последнюю роль играет то, как он выглядит. Физические упражнения – единственно возможный путь иметь подтянутое и красивое тело.

В-третьих, занятия спортом укрепляют в человеке веру в собственные силы, повышают самооценку.

Итак, вперёд! На стадион, в спортзал, на теннисный корт, на каток… За здоровьем, за красотой, за уверенностью!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Какие предложения мы называем определенно – личными? Привести примеры.

- Какие предложения мы называем обобщенно – личными? Привести примеры.

- Какие предложения мы называем безличными? Привести примеры.

Назывное Зима . Безличное предложение Сегодня Похолодало. . Определённо-личное Люблю морозный день. Односоставные предложения Неопределённо-личное Во дворе убирают снег. Обобщённо-личное Береги нос в большой мороз!

Безличное предложение

Определённо-личное

Люблю морозный день.

Односоставные предложения

Неопределённо-личное

Во дворе убирают снег.

Обобщённо-личное

Береги нос в большой мороз!

 Работа в группах со словарем 1 ряд – тезис; 2 ряд – аргументы; 3 ряд – вывод.

Работа в группах со словарем

2 ряд – аргументы;

 Тезис – высказывание какой-либо мысли. Аргумент – вывод, доказательство чего–либо. Вывод - умозаключение, итог, получающийся как следствие рассуждений. Вывод должен быть связан сов семи частями сочинения.

Тезис – высказывание какой-либо мысли.

Аргумент – вывод, доказательство чего–либо.

Вывод - умозаключение, итог, получающийся как следствие рассуждений. Вывод должен быть связан сов семи частями сочинения.

 Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события определенной последовательности. Описание – тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Рассуждение строится по плану: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод.

Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события определенной последовательности.

Описание – тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Рассуждение строится по плану: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод.

Цель урока: повторить признаки текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения; знать структуру типа текста рассуждение; развивать навыки анализа текста; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.

- развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему миру;

- воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,

- создавать внутреннюю мотивацию к учению.

 Средства связи частей рассуждения. I.ТЕЗИС. Докажем это. Это можно доказать так (следующим образом). Почему? И вот почему. Это объясняется следующим. II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: 1.Во-первых,… Например,… 2.Во-вторых,… К примеру,… 3.В-третьих,… Допустим,… III. ВЫВОД. Итак, … Обобщим всё сказанное. Таким образом, … Следовательно, … - Части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

Средства связи частей рассуждения.

Это можно доказать так (следующим образом).

Это объясняется следующим.

II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

2.Во-вторых,… К примеру,…

III. ВЫВОД. Итак, …

Обобщим всё сказанное.

- Части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Так как ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

  • 1. Вступление– тезис (определение)
  • 2.Основная часть– доказательства (аргументы) + примеры (не менее 2-х)
  • 3.Заключение– вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

Как начинать сочинение? Начинается сочинение со вступления-тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений . Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части .

Как начинать сочинение?

Начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

  • В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
  • Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений .
  • Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части .

Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

  • В основной части необходимо продемонстрировать умение логично , аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
  • В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать?

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким , но ёмким по содержанию
  • логически связан с предыдущим изложением
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

(15) А дома судьёй была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18) Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19) Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. ( По А. Алексину)

Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Я считаю, что это очень тонкое понятие, которое опирается на истину.

Таким образом, я считаю, что справедливость оказывается необходимой составляющей мира, и без неё всё могло бы рухнуть и погрузиться в хаос.

Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Проблема справедливости актуальна и в наше время. Взять, к примеру, гражданскую войну в Украине. Мирные жители страдают от жестокости государственной власти. Они не хотят конфликтов, а их убивают, сжигают их дома и обстреливают. Я считаю, что такое отношение несправедливо по отношению к простым гражданам, так как они не заслужили его со стороны власти.

Таким образом, мы видим, что справедливость – важное понятие, но не всегда она достижима в жизни.

Читайте также: