Сочинение рассуждение по упр 73 8 класс рыбченкова
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока : Р.р.№ 8.Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению
Тип урока : урок обобщения знаний и умений; урок развития речи.
Вид урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
УУД:
предметные:
- умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
- умение анализировать, делать обобщающие выводы;
личностные:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников;
к оммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.
Методические приемы : проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Средства обучения: учебник: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. Русский язык. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2015.
I. Организационный этап
II . Актуализация знаний
-Ребята, давайте вспомним, что такое рассуждение ( рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы)
-А теперь вспомним схему сочинения-рассуждения
-Как можно сформулировать тезис? (он может быть сформулирован в виде вопроса или содержать цитату).
-Что может выступать в роли аргументов? (исторические факты, пословицы и поговорки, сюжетные линии литературных произведений, мнения авторитетных людей)
-Каким должен быть вывод, завершающий сочинение-рассуждение? (убедительным)
III. . Определение темы и цели урок
-Как вы понимаете эти высказывания?
-Какова тема высказываний?
-Как можно обобщенно сформулировать основную идею данных высказываний?
-Опираясь на данное высказывание, сформулируйте цели и задачи нашего урока.
IV. Первичное усвоение знаний
Работа по учебнику
-Определить тему и мысль текста
-Какая из предложенных формулировок полнее всего соотносится с анализируемым текстом?
-Запишите ключевые слова к каждой микротеме,
Физкультминутка для глаз.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Посмотрите вверх – вниз,
Посмотрите направо – налево,
Посмотрите вдаль – на кончик носа,
Закройте глазки, сосчитайте до 10…
Открывайте глазки!
Отдохнули глазки?
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
Написание сочинения-рассуждения на одну из тем
VI . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Выслушивание вопросов учащихся
Организация коррекции черновиков.
VII. Рефлексия.
-Материал урока мне был…
-На уроке я работал…
-Мне больше всего удалось…
-За что я могу себя похвалить?
-Что не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
VIII. Информирование о домашнем задании : завершить работу над сочинением
Многие ребята покидают школу после девятого класса, поэтому восьмой год обучения становится самым важным для них. Именно в этот период осуществляется формирование и закрепление необходимых навыков. Кроме того, подготовка к экзаменам во многих школах тоже постепенно начинается именно в этом году. Программа предстоит весьма обширная и не всегда простая. Особое внимание стоит уделить таким разделам, как:
- Речь и речевое общение;
- Речевая деятельность;
- Текст.
Основные положения ГДЗ
Решебник — нужен ли он
При должной усидчивости и скрупулезном отношении к мелочам, можно добиться хороших результатов в учебе. Однако учитывая общую загруженность школьников, им бы пришлось проводить за учебой практически круглые сутки. А ведь практически все психологи твердят, что излишние нагрузки могут привести к:
- нервным срывам;
- рассеянному вниманию;
- затяжной депрессии.
ГДЗ учебник Русский язык. 8 класс Л. М. Рыбченковой, А. Г. Нарушевича, О. В. Загоровской. Издательство Просвещение. Серия Русский язык. Рыбченкова (5-11). Состоит из одной части и 255 страниц.
Воспитание познавательного интереса и любви к русскому языку, освоение и практическое применение полученных знаний, совершенствование мыслительной деятельности, расширение мировоззрения являются основными целями учебного пособия в восьмом классе. Школьники научатся более грамотно работать с текстом, находить необходимую информацию в большом объеме материала, выделять главное. Пособие содержит блок заданий, направленный на повышение орфографической грамотности учащихся, которая сделает речь более красивой и точной. В процессе изучения ребята смогут дать свое определение культуре речи и элементов, ее составляющих, узнают, что такое научный стиль текста, а также правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Тематика Синтаксиса и Пунктуации представлена в отдельном разделе, также, как и Предложений с обращениями, вставными и вводными конструкциями.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_8.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).
Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего счастья.
1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
2) уметь находить авторскую позицию;
3) определять тему, идею и проблему текста;
4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Тип урока : урок развития речи.
I. Организационный момент. Слайд 1.
Я рада вас видеть. Слайд 2.
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Слайд 3. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.
2. Этап актуализации знаний. Кластер.
- Я предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.
- Что такое счастье?
- Какие ассоциации возникают у вас?
(Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстраивается радуга).
- Все ассоциации, возникшие у вас, радостные. ( Щелчок) У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете почему?
- Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?
Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).
В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.
Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать радугу , даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…
И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми . Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!
Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.
(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).
4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
1 . Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).
(Повторяем каждый признак)
- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
- О чём этот текст?
- Что такое счастье для героя рассказа?
- Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.
- Какие проблемы ставит перед читателями автор?
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?
- Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.
2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)
- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.
3.Составление комментария проблемы.
- Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий? Слайд 15
Справка. Прокомментировать проблему – значит
- показать степень понимания текста;
- понять замысел автора;
- понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
- К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
- Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Кого особенно интересует эта проблема?
- На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)
- Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)
- Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?
- Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.
4. Формулировка авторской позиции
- Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора? Слайд 16
Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
- Обратимся к тексту.
- Какова же авторская позиция?
- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? ( Как это прекрасно – счастье сразу для всех!)
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.
5. Аргументация собственного мнения. Слайд 17
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Справка. (Воспользуемся схемой)
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)
Работа с афоризмами.
- В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.
- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)
Задание : прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?
Человек создан для счастья, как птица для полета.
Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.
Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.
- Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?
- Счастливы ли вы?
-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? (Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).
5. Чтение конца рассказа Бахмутова .
- У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?
Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем , но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез . Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!
6. Обобщающие выводы.
1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой. Слайд 22
Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.
Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,
обнимающей плотно и бережно тело,
и чтоб чайка в то время над морем летела
чтобы облако таяло в высоте?
Ты когда-нибудь в зной добредал до ключа,
что коряги и камни обегает журча,
что висящие корни толкает и лижет
и на мох серебристые шарики нижет?
Ты ложился и пил этот холод взахлеб,
обжигая им пыльные щеки и лоб?
Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки
согревал свое сердце о милые руки?
Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,
дребезжащий по крышам первый дождь по весне?
И ребячья ручонка тебя обнимала?
И удача большая в работе бывала?
Если так, я почти согласиться готова –
Но ответь на последний вопрос:
ты когда-нибудь сделал счастливым другого?
Так прости мне жестокое слово –
счастья в жизни узнать тебе не привелось!
- В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)
2. - С каким образом принято ассоциировать счастье? (Птица).
(Учитель раздает детям вырезанных из бумаги птиц, на которых написаны строки из стихотворения В. Тушновой: (щелчок)
Это зря говорится,
что надо счастливым родиться,
не устало над счастьем трудиться…).
- Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.
(Ученики зачитывают то, что у них получилось)
IV . Поведение итого урока
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.
Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился (ответы).
Домашнее задание. Слайд 23
- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.
V. Заключительное слово
Читайте также: