Пушкин в живописи сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Нет ни одного человека, кто бы ни разу в жизни не слышал об Александре Сергеевиче Пушкине. Творчество этого гениального, невероятно харизматичного человека оставило след не только в его произведениях (стихах, сказках, поэмах), но и в изобразительном искусстве соотечественниками поэта и последователями.

Портреты

В изобразительном искусстве в первую очередь большинство работ составляют портреты, часть из которых написана непосредственно самим гением. В его личных дневниках на полях найдены рисунки профиля поэта, а также некоторые зарисовки к сюжетам произведений. Причем костюмы, прически, фасоны соответствовали описываемому периоду времени в конкретном произведении.

Пушкин образами других творческих людей

В годы жизни поэта, помимо его автопортретов, было создано множество работ, определяющих его основные этапы жизни.

Сергей Чириков увидел в юном поэте беззаботного, неаккуратного, местами инфантильного человека, что и представил в своем портрете Пушкина, при этом отметив в его образе важные черты характера: доброту и галантность .

Ближе к зрелому возрасту были созданы портреты поэта Тропининым и Николаем Васильевичем Гоголем. Пушкин представлен галантным солидным мужчиной, с долей романтизма .

Посмертные портреты. В конце 19 века Айвазовским и Репиным представлен портрет поэта. Причем саму фигуру прорисовывал Айвазовский, а его соавтор – фон.

Дмитрий Кардовский представил взрослого Пушкина на встрече поэтов и писателей в Каменке.

Скульптуры и памятники

Скульптуры тоже не раз обращались к образу этого великого человека в своих работах. В Москве установлено 10 памятников поэту, 5 находится в Петербурге. Кроме того скульптурное изображение Пушкина распространено в более чем 33 странах мира, где поэт представлен в разных ипостасьях.

Таким образом, скульпуры и художники не прошли мимо великого литературного гения 19 века. В своих работах его соотечественники показывали романтичность и доброту нрава. А вот последователи на контрасте представляли драматичную личность, отождествляемую с протестами декабристов.

Вариант №2

Александр Сергеевич заслуженно является символом эпохи. Но прижизненных портретов великого поэта, к сожалению, не так много. Все они различные. Ведь каждый художник видел его по-своему. Кстати, воспоминания современников подтверждают, что автор был очень противоречивой личностью.

Среди портретов русского гения особенно известны работы Сергея Чирикова и Василия Тропинина. Также значима для искусства совместная работа Ивана Айвазовского и Ильи Репина, которую они написали уже после смерти поэта.

Сергей Чириков портрет Александра Сергеевича написал в 1810. Он нарисовал поэта акварельными красками. Художник считал его беспечным, шаловливым и неаккуратным. Но он отмечал также ряд положительных качеств поэта. Например, доброту, прилежность, галантность.

Василий Тропинин написал портрет А.С. Пушкина в 1827. Это один из самых известных портретов поэта. Он сам заказал его Тропинину в качестве подарка друзьям. Русский гений изображен на этой картине со слегка взъерошенной прической, в шлафроке, бланжевой рубашке, по окружности воротника которой неаккуратно наброшена смоляная шаль. Этот портрет выполнен в духе романтизма. Именно так модные молодые люди той эпохи хотели выглядеть перед потомками.

Анализируя поэта в изобразительном искусстве, необходимо поведать и о памятниках, установленных Александру Сергеевичу в различных городах. Его бронзовая фигура есть в Москве. Под ней постоянно находятся цветы от поклонников его таланта. Создал его скульптор Опекушин Александр Михайлович.

Очень известен памятник, который создал Михаил Константинович Аникушин. Олег Константинович Комов также создал ряд изваяний поэта.

В Царском Селе есть 3 скульптуры Пушкина. Они символизируют различные этапы жизни русского гений. Именно в этом месте прошли годы юности и поэтического становления поэта. Скульптуры сделаны из бронзы и гранита.

Известная статуя Александра Сергеевича, которую выполнил Леопольд Бернштам. Ее приобрел Николай Второй.

В дальнейшем она стояла в вестибюле царскосельского лицея. Эта статуя поэта играет роль в возникновении наименования города – Пушкин. После Второй Мировой Войны памятник нуждался в глубокой реставрации. В нём было 142 выбоин от немецких выстрелов по бронзовой мишени.

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

Чувства формируются в процессе развития человека. Они формируют эмоциональную устойчивость, умение испытывать какое-то определённое чувство, или эмоцию. Человек чувствителен, и это определяется в физических и эмоциональных ощущений.

Хищными или плотоядными называют животных и птиц, которые питаются мясом других зверей или себе подобных. В настоящее время этот разряд условно делят на два основных вида - сухопутных и ластоногих. Во всём мире насчитывается около 300 видов

В 1832 году великий русский писатель Н. Гоголь сказал: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в той же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”.

Есть множество отзывов современников о Пушкине. И есть немало прижизненных портретов поэта. Но сколько мнений, столько

А потому Пушкин нередко представляется нам многоликим, каждый раз другим, не похожим на прежнее представление.

Первое изображение Пушкина неизвестным художником совпадает по времени с первым литературным признанием.

Известная сцена и не менее известная картина: публичный экзамен в Царскосельском лицее. Это событие произошло 8 января 1815 года. Картина выполнена в нежных пастельных тонах.

У юного Пушкина – задумчивое выражение лица и весь он проникнут особым благородством и чистотой помыслов. Но эта картина, как всякое художественное произведение искусства, передает

За характер и внешность приятели по лицею прозвали Пушкина “смесью обезьяны с тигром”. А вот Анна Керн, возлюбленная поэта, позже вспоминала: “Он был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его”.

Первым книжным изображением Пушкина стала иллюстрация Е. Гейтмана на титуле поэмы “Кавказский пленник” с таким послесловием: “Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный”. Фронтиспис представляет собой изображение “арапчонка” в байроновской позе.

Однако при сравнении картины неизвестного автора со сценой лицейского экзамена с рисунком Е. Гейтмана и автопортретами поэта на полях рукописей заметно, что все они имеют определенное отличие. Невольно возникает вопрос: какой из вариантов наиболее реалистичен?

В одном из своих писем Н. Гнедичу Пушкин однажды написал: “Своего портрета у меня нет – да и на кой черт иметь его”.

До наших дней сохранились несколько камерных рисунков с изображением Пушкина, сделанных с натуры французом Ж. Вивьеном в конце 20-х годов XIX века. На них художник передал душевную мягкость, детскую непосредственность и незащищенность русского поэта. То ли в характере и душевном настроении Пушкина произошла существенная перемена, то ли художники уходили от реальности, стремясь создать определенный образ, но на более поздних портретах выражение лица поэта становится суровым и замкнутым, как будто неестественным. Его взгляд направлен несколько в сторону, как бы мимо нас.

Возникает даже ощущение, что натурой для художника служил не живой человек, а прижизненный памятник.

Первым живописцем, написавшим портрет Пушкина, стал В. Тропинин – талантливый русский художник, бывший крепостной. Этот портрет наверняка знаком большинству читателей. На нем поэт изображен с расстегнутым воротом рубахи с большим белым воротником, в небрежно повязанном шарфе и домашнем халате. Густые темные бакенбарды почти до самого подбородка, взгляд широко открытых глаз устремлен влево.

Кажется, что поэт на мгновение задумался. Еще миг – и он повернет голову, посмотрит на нас и произнесет: “А ведь тысячу раз был прав Екклезиаст, когда сказал: “Суета сует, – все суета… Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем”.

В 1827 году, в один год с портретом В. Тропинина, был выполнен гравюрный портрет Н. Уткина. Создается впечатление, что художник стремился передать “африканские” корни поэта. Немаловажная деталь: когда портрет

В. Тропинина был закончен и стал известен публике, газета “Московский телеграф” написала, что “сходство портрета с подлинником поразительно…”. Может быть, именно поэтому этот портрет до сих пор считается наиболее точным и достоверным изображением Пушкина.

Самым “красивым” почему-то признается изображение Пушкина на портрете О. Кипренского. Позировать известному живописцу поэта уговорил его друг А. Дельвиг. Именно по поводу этого портрета у Пушкина родился экспромт:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

На портрете О. Кипренского мы видим Пушкина в сюртуке с клетчатым шотландским пледом через плечо. Руки поэта лежат на груди, взгляд обращен вдаль, а на лице отразилась затаенная грусть. По просьбе А. Дельвига художник приписал на портрете бронзовую фигуру музы с лирой в руках, чтобы подчеркнуть поэтический дар поэта.

Из самых известных прижизненных изображений А. Пушкина мне хочется назвать гравюру В. Фаворского “Пушкин-лицеист”, известную гравюру Т. Райта, а также посмертные изображения – рисунки Ф. Бруни и Козлова “Пушкин в гробу” и посмертную маску поэта, которая, по-моему, имеет большое значение для определения настоящего облика поэта.

Спустя два года после роковой дуэли Пушкина с Дантесом мир узнал об уникальном изобретении французского художника Луи Жака Дагера. Используя опыты Н. Ньепса, Дагер открыл первый способ фотографирования, в котором светочувствительным веществом служил иодид серебра. Этот способ был назван дагеротипией.

К сожалению, мы никогда не увидим фотографического изображения Пушкина и не получим уникальной возможности сравнить его с прижизненными портретами поэта. Пушкин вошел в историю русской и мировой литературы многоликим и, по-видимому, таким навсегда и останется.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образ А.С. Пушкина в живописи. Работа Маликовой Диёры, ученицы 10 а класса МБ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образ А.С. Пушкина в живописи. Работа Маликовой Диёры, ученицы 10 а класса МБ.

Образ А.С. Пушкина в живописи. Работа Маликовой Диёры, ученицы 10 а класса МБОУ СОШ №14.

Задача: показать гениальность, внутреннюю силу и стремительность творческого.

Задача: показать гениальность, внутреннюю силу и стремительность творческого развития поэта путем знакомства с известными портретами А.С.Пушкина, созданными русскими живописцами.

Гипотеза: Пушкин – один из немногих поэтов, к личности которого так часто и.

Гипотеза: Пушкин – один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники.

Актуальность работы определяется непреходящей историко-культурной значимость.

Актуальность работы определяется непреходящей историко-культурной значимостью личности А.С.Пушкина. Ценность работы состоит в её причастности к искусствоведению, выступающему в своеобразном преломлении через биографию поэта.

Глава 1.Пушкин в глазах современников. «Пушкин есть явление чрезвычайное и.

Пушкин для нас имеет свой облик, сформировавшийся за 180 лет социальный стер.

Пушкин для нас имеет свой облик, сформировавшийся за 180 лет социальный стереотип. Мы узнаем его по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, пухлым губам и срезанному назад лбу.Таким он нам знаком с детства по портретам, по рисункам на полях его рукописей.

А таким я вижу Пушкина .

А таким я вижу Пушкина .

Вывод : В своей работе я попыталась доказать, что Пушкин – один из немногих п.

Вывод : В своей работе я попыталась доказать, что Пушкин – один из немногих поэтов, к личности которого часто обращались художники 19-20 века. Вывод :

Вывод: Сравнение разных портретов Пушкина, выполненных различными мастерами.

Вывод: Сравнение разных портретов Пушкина, выполненных различными мастерами, способствует появлению сложного зрительного образа, который помогает представить внешность Пушкина в разные периоды его жизни и в то же время позволяет ощутить перспективу времени, отделяющего нас от него.

Словарь терминов Акварель – картина, написанная акварельными красками. Живопи.

Александр Сергеевич Пушкин - это глобальное явление русской культуры, поэтому не приходится удивляться, что он стал персонажем множества картин, причем не только на живописных работах своих современников.

Среди полотен есть как широко известные, так и знакомые лишь специалистам в области живописи. Например, портрет кисти Ореста Кипренского - это каноничное изображение Александра Сергеевича, прижизненный портрет, для которого поэт самолично позировал художнику.

Среди портретов Пушкина одним из самых спорных является так называемый последний прижизненный портрет поэта, авторство которого приписывается художнику И. Линеву. Многие считают, что Линев, создавший этот портрет в 1836 году, за год до смерти Пушкина, изобразил поэта именно таким, каким он был в жизни, без прикрас.

Великий русский художник И.Е. Репин также не мог пройти мимо образа солнца русской поэзии. На картине Ильи Ефимовича "А.С. Пушкин на экзамене в Лицее 8 января 1815 года" мы видим пятнадцатилетнего поэта, читающего "Воспоминания в Царском селе". Тогдашний патриарх русской поэзии Гавриила Романович Державин привстал, чтобы лучше видеть явившееся перед ним чудо.

Но перейдем к менее известным произведениям. Портрет Бориса Кустодиева, прославившегося изображениями дородных купчих, весьма колоритен. Наверное, впервые в истории живописи, мы видим счастливого, улыбающегося, не задумчивого Пушкина. Дорожные женщины на заднем плане заинтересовано смотрят на великого поэта.

Своя "пушкиниана" есть и у известного российского художника Ильи Сергеевича Глазунова. Пушкин присутствует на монументальных "мистериях" живописца, а также появляется на отдельных картинах. Глазунов справедливо считал Пушкина краеугольным камнем русской культуры. На картине 1994 года "Накануне" мы видим Пушкина непосредственно перед дуэлью с Дантесом.

А это полотно советского художника Виктора Ляпкало называется "Пушкин и муза". Автор в весьма экстравагантной форме переосмыслил свойственные Пушкину метания между так называемой Афродитой Уранией - чистым искусством, возвышенным культом женщины, и Афродитой Пандемиос, Афродитой Всенародной, то есть, простотой, доступностью и легкостью бытия.

Ну, а это уже чистой воды порождение нашего мира, мира Интернета. Художник Алексей Сергиенко изображает Пушкина в современной обстановке и с современными известными личностями. Творчество, конечно, неоднозначное, но, по крайней мере, автора можно поблагодарить за то, что хотя бы так знакомит инстаграммную молодежь с Пушкиным.

Вот такие интересные изображения, на которых присутствует солнце русской поэзии. Какая картина вам больше всего понравилась? И как вы считаете, имеют право современные художники на собственную интерпретацию образа Пушкина?

Еще больше статей про живопись, про гениев и их темные стороны, про художников, писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про кино, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!

Читайте также: