Сочинение рассуждение по прочитанному тексту направлено на выявление учащимися

Обновлено: 02.07.2024

Цель: организовать деятельность участников мастер-класса в умении выявлять проблему текста, поднятую автором, комментировать ее.

Оборудование:

-компьютер с программой Power Point;

-текст произведения для анализа.

(Слайд№2) Важная задача учителя - увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного. Моим кредо являются слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Изменения, в первую очередь, породили вопросы у учителей.

Как помочь ребятам, сориентировать на новые критерии оценки сочинения, являющегося заданием повышенного уровня сложности?

С помощью каких методов и приемов сформировать правильное понимание структуры сочинения?

Как выработать устойчивый навык лингвистического анализа текста?

изучить множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ Цыбулько И.П., Н.А.Сениной, методические наработки учителя Суязовой И.А;

И тем, что взяла для своей работы из различных источников по подготовке к написанию сочинения, хочу сегодня поделиться, особо остановившись на комментарии авторского текста.

(4) Жанр сочинения, которое учащимся предстоит создать на ЕГЭ по русскому языку, можно было бы обозначить как рассуждение по поводу чужого текста. Проверяется сочинение по 12-ти критериям:

Объем сочинения невелик: нижняя граница, обозначенная в инструкции, - не менее 150 слов (оговорюсь, что те, кто претендует на высокие баллы, не должны ориентироваться на этот объем), верхнюю границу подсказывает здравый смысл - 250 - 300 слов, иначе есть риск не уложиться в отведенное время, не успеть как следует проверить, отредактировать и переписать в чистовик свою работу.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(6) Обучающиеся должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале необходимо повторить план написания сочинения.

ПОЭТОМУ! Если ребята все же решаются нарушить эту последовательность, то рискуют потерять баллы по критерию №5.

Итак, с чего начинать работу с текстом? Напоминаю алгоритм работы по выявлению проблемы.

Перед прочтением текста ознакомьтесь с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок.

Внимательно прочитайте текст, выделите в нем ключевые слова: потренируйте способность медленно, вдумчиво читать, прокомментируйте прочитанное, делая пометки.

Определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…).

Запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, … к людям, попавшим в беду, нужно относиться со вниманием и заботой).

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, Каким должно быть отношение к человеку, который пережил потерю близких?).

Запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.

! Не забывайте: проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ.

(9) Ребята читают текст про себя, обдумывают его, сформулируют и записывают получившееся предложение-утверждение, затем на его основе формулируют проблемный вопрос и записывают его на листочках. (3-5 мин.)

Крутой берег реки

-Как с сушнячком сегодня, Петрович?

Старик не сразу оторвал от противоположного берега свои блёклые, слезящиеся глаза.

-Мало хвороста. Подобрали. Вот вязаночку маленькую

Юра по камням взбежал на обрыв, оценивающим взглядом окинул перехваченную старой верёвкой вязанку хвороста.

-Я так думаю, с вечера жечь не надо, - медленно, с усилием взбираясь за ним на обрыв, тихо заговорил старик. - Под утро лучше.

-Оно можно и под утро, - согласился Юра. - Но в ночь бы надёжнее. Может, я тоже подскочу, пошарю чего в овраге?

-В ночь бы, конечно, лучше. А то как признают? Раньше вон хутор был. А теперь нет. И этот мост новый. Незнакомый.

- Я сбегаю, пока не стемнело! — крикнул Юра с обрыва, и Коломиец внизу, цеплявший на крючки наживку, недовольно повернул голову.

- Ты вот что, дед! - резким голосом сказал он под обрывом. -Брось юродствовать! Комедию играть! Никто к тебе оттуда не придёт. Понял?

Петрович на обрыве легонько вздрогнул, будто от холода, пальцы его замерли на груди, и вся его худая, костлявая фигура под кителем съёжилась, сжалась. Но взгляд его по-прежнему был устремлён к заречному берегу.

- Они все тебя, дурня, за нос водят, поддакивают. А ты и веришь. Придут! Кто придёт, когда уже война вон когда кончилась! Подумай своей башкой.

- Так это младший, Толик. На глаза заболел. Как стемнеет, ничего не видит. Старший, у того с глазами хорошо. А если со старшим что.

- Что со старшим, то же и с младшим, - грубо оборвал его Коломиец. - Амба обоим. Уже где-нибудь и косточки сгнили. Война ни с кем не считалась. Тем более в блокаду. Сколько лет прошло, ты соображаешь?

Старик, похоже, крайне удивился и, кажется, впервые за вечер оторвал свой страдальческий взгляд от едва брезжившей в сутеми лесной линии берега.

- Да, лет! Ведь двадцать пять лет прошло, голова еловая!

Гримаса глубокой внутренней боли исказила старческое лицо Петровича. Его губы совсем по-младенчески обиженно задрожали, глаза быстро-быстро заморгали, и взгляд разом потух.

- Так это. Так это как же.

Он трудно поднялся, пошатнулся и, сгорбившись, молча побрёл куда-то прочь от этого берега.

Наверно, в темноте старик где-то разошёлся с Юрой, который вскоре появился на обрыве и, крякнув, бросил к ногам трескучую охапку валежника- большую охапку рядом с маленькой вязанкой Петровича.

- Петрович? А кто его. Пошёл, наверно. Я сказал ему.

- Как? - остолбенел на обрыве Юра. - Что ты сказал?

- Всё сказал. А то водят полоумного за нос. Поддакивают.

- Что ты наделал? Ты же его убил!

- Так уж и убил! Жив будет!

- Я же тебе говорил! Его же тут берегли все! Щадили! А ты.

- Что там щадить. Пусть правду знает.

- Такая правда его доконает. Ведь они погибли оба в блокаду. А перед тем он их сам вон туда на лодке отвёз. И теперь ждёт.

- Что ж, лучше ничего не ждать? 3доровому и то порою невмочь, а ему?

Едва поблёскивая аспидной поверхностью, тихо текла в вечность река, и постепенно в разных местах, на невидимых в темноте берегах, близко и далеко зажигались рыбачьи костры. Среди них в этот вечер не загорелся только один - на обрыве у лесного перевоза, где до утра было необычно пустынно и глухо.

Не загорелся он и в следующую ночь.

И, наверное, не загорится уже никогда.

Василь (Василий) Владимирович Быков (1924-2003) — советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

(11) Давайте и мы оценим формулировку проблем по тексту В.Быкова.

ОЦЕНИТЕ ФОРМУЛИРОВКУ ПРОБЛЕМЫ

(1 БАЛЛ /0 БАЛЛОВ)

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЧЁРСТВОСТЬ? ЭТУ ПРОБЛЕМУ ПОДНИМАЕТ ВАСИЛЬ БЫКОВ.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СТАЛА СТРАШНОЙ ТРАГЕДИЕЙ ДЛЯ НАШЕГО НАРОДА. В СВОЁМ ТЕКСТЕ В. БЫКОВ ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ ПАМЯТИ О ВСЕХ ПОГИБШИХ ВО ВРЕМЯ ЭТОЙ ВОЙНЫ.

В СВОЁМ ТЕКСТЕ ВАСИЛЬ БЫКОВ ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, В ЖИЗНИ КОТОРОГО СЛУЧИЛАСЬ БЕДА?

ВСЕГДА ЛИ МОЖНО И НУЖНО ГОВОРИТЬ ПРАВДУ? НАД ЭТИМ ВОПРОСОМ ПРЕДЛАГАЕТ ЗАДУМАТЬСЯ В. БЫКОВ.

ВАСИЛЬ БЫКОВ ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ.

НАДЕЖДА ПОДДЕРЖИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА В САМЫХ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. К ЧЕМУ ПРИВОДИТ УТРАТА НАДЕЖДЫ? ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ ПОСВЯЩЕН ТЕКСТ В. БЫКОВА.

(17) Оценивая, ребята еще и еще раз обращаются к тексту, аргументируют, почему дали или не дали балл.

(19) Что такое комментарий? КОММЕНТАРИЙ – это пояснительные замечания по поводу сформулированной проблемы текста.

Обращаю внимание на важность соблюдения логики комментирования.


Ведь комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

(20) И опять обращаемся к формулировке задания 27:

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его

И критериям оценивания К2:

1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам.

4. Выявлена смысловая связь между ними.


(22) У каждого учащегося есть сведенная в таблицу подсказка.

ЕГЭ сочинение. Комментарий состоит из 5 элементов
1. Довод-утверждение + пример-иллюстрация (исходный текст).
2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
3. Довод-утверждение + второй пример-иллюстрация (исходный текст).
4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Балл зависит от.


Каким должен быть командир? Какие личностные качества помогают стать настоящим командиром? Именно этими вопросами задается К.М. Симонов в предложенном для анализа тексте.

Позиция автора прослеживается чётко. Настоящий командир должен быть человеком, способным повести за собой людей, таким, за которого солдаты готовы пожертвовать своей жизнью.

Я прочитал интересный текст Г. Х. Андерсена о гордом чайнике, жизнь которого волей случая изменилась. Автор текста, размышляя о философской проблеме смысла жизни, задаётся вопросом, что помогает человеку обрести цель в жизни?

Позиция автора прослеживается чётко. Он убеждён в том, что смысл жизни человека заключается в том, чтобы дарить другим тепло, любовь, заботу. Это помогает быть счастливым.

Искусство… Каково его значение в жизни рядового человека? Какой отпечаток оно оставляет в душе соприкоснувшегося с театром ли, с музыкой ли или литературным шедевром? Над этими вопросами размышляет А.П.Чехов в предложенном для анализа тексте, ставя проблему влияния искусства на человека.

Сопоставляя порывы молодых людей, соприкоснувшихся с прекрасным, Чехов показывает, что каждый из них хочет что-то поменять в своей жизни.

Позиция автора прослеживается четко: под влиянием искусства у человека разыгрывается воображение, способствующее возникновению романтических переживаний. К тому же героиня под воздействием искусства получает возможность разобраться в себе и своих чувствах.

Писатель раскрывает проблему необдуманного обращения со словом при помощи противопоставления жизни героев текста до ночи со стуком в дверь и после неё.

Позиция автора ясна: слова имеют большую силу, и обращаться с ними нужно обдуманно бережно, помня, что нанесенные недобрыми словами душевные раны заживают долго.

(30) Давайте и мы с вами постараемся оценить фрагменты сочинений по прочитанному уже тексту.

Фрагменты сочинений для оценивания комментария

Сочинение 1

Всегда ли стоит говорить правду? Над этой вечной проблемой размышляет В. Быков.

Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений своих героев. Юра Бартош подыгрывает старику, собирает хворост, потому что понимает: костер – это последняя надежда Петровича на возвращение детей.

Так автор приводит нас к следующему выводу: жестокая правда может оказаться губительной, она не поможет человеку, оказавшемуся один на один с большой бедой, а только убьет последнюю надежду.

Сочинение 2

Каким должно быть отношение к человеку, который пережил психическое потрясение - потерял близких? Над этой проблемой предлагает задуматься своим читателям В.Быков.

Писатель раскрывает проблему, противопоставляя двух героев – Юру Бартоша, парня из соседней деревни, и его городского друга Коломийца. Юра относится к старику, много лет ожидающему своих детей, с сочувствием, как и многие его односельчане. Это видно даже в том, как он помогает Петровичу собирать хворост.

Совсем иначе ведет себя Коломиец, который разрушает призрачную надежду старика на возвращение сыновей. Мне кажется, им движет вовсе не стремление вернуть Петровича к действительности, а какое-то раздражение против всех, кто пытается поддержать старика.

Таким образом, автор показывает, что к людям, попавшим в беду, нужно относиться с вниманием и заботой, а чёрствость и равнодушие могут оказаться для них губительными.

Сочинение 3

Василь Быков в своём тексте поднимает проблему проявления доброты.

На примере молодого парня Юрия Бартоша писатель показывает, какой может быть настоящая доброта. Юрий старается не огорчать старика, который никак не может поверить в гибель своих сыновей и продолжает разжигать костёр, который должен указать им путь домой. Мне кажется, без таких людей, как Бартош, мир стал бы гораздо более чёрствым и жестоким.

Автор хотел показать, как доброта поддерживает людей, помогает пережить горе.

Сочинение 4

К чему приводит надежда? Над этим вопросом размышляет В Быков.

Так писатель показывает, что нельзя у человека отбирать надежду.

Сочинение 5

Василь Быков поднимает проблему чёрствости и равнодушия.

Позиция автора по данной проблеме такова: чёрствость может сильно обидеть человека или даже убить его.

Сочинение 6

Нужно ли всегда говорить правду? Такую проблему поднимает белорусский писатель В. Быков.

Таким образом, автор хочет сказать, что человек всегда должен смотреть правде в глаза, какой бы страшной она ни была.

Рамки нашей работы ограничены, поэтому я поделилась своим видением работы с текстом только на этапах определения проблемного вопроса и комментария как структурных элементов сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2019. Надеюсь, вам было интересно. Спасибо за внимание.


Андрей Георгиевич Нарушевич даёт методические советы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе.

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Композиция сочинения

Аргументация собственного мнения

Выявите основную мысль текста.

Запишите её в виде законченного предложения.

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Выявление проблемы художественного текста

  • Проанализируйте поступки, отношения героев
  • Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
  • Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм)
  • Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Что такое комментарий?

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста.

Логика комментирования

Комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Типы информации в тексте

Принципы построения комментария

  • Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения.
  • Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ.
  • Фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией от автора сочинения (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п.)

Алгоритм работы с текстом

  1. Сформулируйте проблему.
  2. Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания именно этой проблемы. (Их можно подчеркнуть.)
  3. Продумайте, в чем важность, значимость этих примеров для раскрытия мысли автора.
  4. Логично включите эти примеры в текст сочинения. (Движение мысли от проблемы к позиции автора.)

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Способы отсылки к тексту

  • Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Публицистический текст

  • Как автор строит рассуждение?
  • Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
  • Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
  • Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Каково отношение автора к изображаемому?

Типовые конструкции

Фрагмент сочинения

Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.

Художественный текст

  • На каких примерах автор раскрывает проблему?
  • Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
  • Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Каково отношение автора к изображаемому?

Типовые конструкции

Фрагмент сочинения. Формулировка проблемы

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

Фрагмент сочинения. Комментарий. 1-ый пример-иллюстрация

Фрагмент сочинения. Комментарий. 2-ой пример-иллюстрация

Фрагмент сочинения. Позиция автора

Автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

Типичные ошибки комментирования

Комментарий не опирается на текст

Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

Комментарий подменяется пересказом

К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.

Прокомментирована другая проблема, не заявленная в сочинении

Как приходит вдохновение к художнику? Над этой проблемой размышляет К.Паустовский.

Вступление

  • Вступить в контакт с читателем;
  • подготовить к восприятию текста;
  • подвести к формулировке проблемы.

Формулирование проблемы

Выбрать одну из рассматриваемых проблем, четко ее сформулировать.

Вступление. Формулирование проблемы

Вдохновение… Как часто поэты, писатели жаждут этого необычного состояния души, когда человека переполняет энергия, когда хочется поделиться со всем миром своими чувствами, находками, открытиями. Что же такое вдохновение? Эта проблема вызвала интерес Константина Паустовского.

Комментарий

  • показать, как именно, на каком материале раскрывается проблема
  • выделить и прокомментировать наиболее важные места
  • показать ход мыслей автора

Обязательна опора на текст!

Объем: 6-8 предложений.

Автор приходит к следующему выводу: вдохновение – это такое состояние духа, когда у человека появляется уникальная возможность передать другим все мысли и чувства, которые наполняют разум и сердце, поделиться с окружающими самым сокровенным – частью своей души.

Формулирование позиции автора

понять мнение автора о выделенной проблеме;

четко сформулировать вывод, к которому приходит автор.

Позицию автора лучше формулировать не цитатой, а своими словами.

Объем: 1-3 предложения.

Аргументация собственной позиции

сформулировать свою позицию

подобрать не менее двух доводов, доказывающих справедливость тезиса;

подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками.

Нужны примеры из литературы!

5-8 предложений на каждый аргумент.

Моя позиция + 1-ый аргумент

2-ой аргумент

Вывод

Объем: 3-5 предложений.

Мне кажется, автору действительно удалось показать читателю это едва уловимое и с трудом поддающееся описанию состояние человеческого духа – вдохновение.

2 Этапы работы 1. Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2. Поэтапный разбор каждого содержательного критерия: А) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы; Б) комментарий, виды комментария, способы оформления; В) выявление позиции автора и способы её оформления; Г) аргументация собственной позиции, виды аргументов. 3. Работа над композицией сочинения; 4. Написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания

3 Урок 1. Проблема текста. Ключевые вопросы урока: Что такое проблема? Как выявить проблему текста? Как сформулировать проблему текста?

4 Проблема Проблема- это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например, проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.д.

5 Виды проблем: Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения

6 Формулировки проблемы: Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии. Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

7 Урок 2. Комментирование проблемы и выявление авторской позицию Ключевые вопросы урока: Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста? Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

8 Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

9 Формулирования авторской позиции: Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что…

10 Урок 3. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Ключевые вопросы урока: Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов?

11 Схема рассуждения: ТЕЗИС (положение, которое надо доказать); АРГУМЕНТАЦИЯ (доказательства, доводы); ВЫВОД (общий итог)

12 Типы аргументов Естественные доказательства – это показания свидетелей, ссылка на общезначимый опыт, который имеет каждый человек, свидетельства самого автора сочинения, примеры из художественной литературы. Логические доказательства – это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. Чувственные аргументы. Речь строится таким образом, чтобы вызвать определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению

13 Основные рекомендации: Главное - не бояться. Прочитали текст, расслабились, успокоились и 5 минут ничего не пишем. Просто думаем, что же мы такое прочитали, о чём прочитали. В голове всегда чёткая, логическая схема, по которой мы и будем писать сочинение-рассуждение: Первый абзац - постановка проблемы Второй абзац - комментарий текста Третий абзац - позиция автора Четвёртый абзац - собственная точка зрения, примеры, вывод


Урок-практикум по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту 9.3. Выявляется умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; в ходе работы на уроке у школьников выявляются навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Урок - практикум в 9 классе по подготовке к ОГЭ.

Автор разработки: учитель русского языка и литературы г. Вольска Петрушина Марина Валентиновна.

Цель урока : Выявляется умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; в ходе работы на уроке у школьников выявляются навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока : урок обучения умениям и навыкам

Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

−образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

−развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,

отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

−воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы : беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,

индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся : анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование : видеоролик, презентация, раздаточный материал

(текст В. И. Белова, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятки.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку .

2. Энергизатор (дать положительный настрой на урок).

3.Мотивация (знакомство с эпиграфом).

Для жизни, а не для школы учимся мы.

Сенека

(римский философ, поэт,

государственный деятель)

Вопрос: Объясните, как вы понимаете данное высказывание?

(Предполагаю, что ученики ответят, что с высказыванием трудно не согласиться, потому что всё, чему учатся они в школе, так или иначе пригодится им в жизни)

Сегодня наш урок-это практикум по подготовке к ОГЭ, то есть вся работа будет направлена на то, чтобы в скором времени вы смогли успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку.

Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение-рассуждение

- О каких понятиях чаще всего вас просят порассуждать в задании 9.3?

(Совесть, долг, героизм, нравственность, дисциплина, дружба, семья, Родина и т.д.)

Слово учителя : Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве, об этом вы скажете мне, посмотрев видеоролик.

II . Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике?

( О том, как не надо поступать по отношению к престарелым людям, и о том, что мы должны относиться к ним заботливо, проявлять сострадание, уважение.)

Слово учителя : Какие поступки героев говорят о том, что проявили заботу и

Учитель: О чем мы будем говорить на уроке?

Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 9.3). Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

1.Работа в группах (группы по 6-8 человек).

В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.

-После того как все написали предложение, в группе по очереди озвучьте свой вариант (возможно, ваши ответы совпадут), выкладывая листочек с записанным предложением на середину стола. Затем обсудите в группе получившиеся ответы и сформулируйте предложение, которое вы представите в качестве ответа от группы. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

(Представитель каждой группы зачитывает получившееся предложение).

Слово учителя : Эпиграфом к уроку будут слова древнего китайского

Как вы их понимаете?

Сегодня будем учиться выполнять задание 9.3.

Учитель: Итак, прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения.?

Ответ ученика : Тезис, комментарий. аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика : Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта

III . Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Дети получают листы - заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах. По завершению работы на доске учащиеся размещают записи.

Слово учителя : Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к слову уважение.

Ответ ученика : Синонимы: Внимание — признание — почитание — почтение−почтительность− взаимоуважение − обожание − почёт − преклонение − признание − респект − уважительность

Ответ ученика : Антонимы: презрение, неуважение, пренебрежение, надругательство, дерзость , непочтительность .

Прочитаем высказывания известных людей об уважении:

Ученик 1: Уважение других дает повод к уважению самого себя./Рене Декарт/

Ученик 2: Уважай в себе и других человеческую личность. /Д.И. Писарев/

Ученик 3: Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю./Апулей/

Запишите одно из понравившихся вам высказываний в свои тетради.

Обратимся к словарю:

УВАЖЕ́НИЕ− Чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств, заслуг, высоких качеств. Оказывал ей всегда уважение.

Толковый словарь Ушакова

Уважение− Почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств. Достоин уважения кто-н. Питать у. к кому-н. Сделать что-н. из уважения (в знак уважения). Пользоваться общим уважением. Взаимное у.

Словарь Ожегова

Уважение −Чувство, основанное на признании чьих л. достоинств, заслуг, качеств; почтение. Пользоваться всеобщим уважением. □ Управляющий сказал мне: Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели.

Беседа с использованием приема Мозговой штурм

Примерные ответы учащихся

Кого можно уважать?

учителей, родителей, старших, друзей, одноклассников, себя

Что можно уважать?

Мнение других людей, их чувства, переживания, интересы и вкусы, круг общения

За что можно уважать?

За трудолюбие, старание, смелость, скромность достижения в спорте, в учёбе, в работе,

Каким бывает уважение?

Искренним, безграничным, глубоким, невольным

Какие качества и поступки человека, на ваш взгляд, не достойны уважения?

Лень, трусость, эгоизм, предательство, обман.

Где может проявляться уважение?

В семье, в школе, на работе, в обществе.

Как можно проявлять уважение?

Выражать благодарность, делать комплименты,

проявлять заботу, оказывать помощь, дарить подарки, уделять время, проявлять внимание, уметь слушать, проявлять интерес, учиться ставить себя на место других, смягчать свои высказывания.

Зачем нужно уважать других людей?

Уважать - это считаться с интересами окружающих нас людей. Необходимость уважать других людей неразрывно связана с самой необходимостью общаться с другими людьми, жить в социуме, в ладу с окружающими.

Для чего нужно самоуважение

Для того чтобы достичь желаемых результатов в жизни

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Слово учителя : Ребята, давайте сформулируем и запишем определение уважения.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть сочинения

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

На мой взгляд, уважение - это.

По моему мнению, уважение - это.

Мне кажется, что уважение - это.

Я думаю, что уважение - это.

Что такое уважение? Я считаю, что.

Учитель: Какие способы толкования слов вы знаете?

3.Способ отрицательного определения .

описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами

Уважение−нравственное качество человека, которое проявляется в …

Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом

Способ отрицательного определения

Путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют.

Человек, уважающий других−тот, кто никогда не…

Работа в группах : 1 группа – пишет толкованиме слова , используя описательный способ

2 группа- синонимический, 3 группа- способ отрицательного определения

Слово учителя : Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено уважение?

Примерный ответ: Нужно с уважением и почтением относиться к старшему поколению,

к учителям, родителям, так как у них больше знаний, жизненного опыта, мудрости. Нужно бережно и с уважением относиться к природе, ко всему, что нас окружает.

Обратим внимание на критерии оценки определения и его комментария.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Чтение текста.

1) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.

2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который

традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались.4) Он

занимался сельхоз работами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю

тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство

домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме:

присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы

она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с

игрой начинали делать что-то полезное. 10) Доброта, терпимость, взаимное

прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.11)

Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали

жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить

добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали

начало любви за пределами дома. 14) От человека не любящего и не

уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа.

Слово учителя : Какую проблему поднимает в тексте В. И. Белов?

Ответ ученика : Проблему проявления уважения к старшим, к родителям.

Слово учителя : Определите стиль данного текста.

Ответ ученика : Художественный.

Слово учителя : Какой тип речи использован в тексте?

Ответ ученика : Повествование.

Слово учителя : Какова основная мысль текста? Запишем.

Ответ ученика : Нужно уважать и любить своих родителей, помогать им во всём. Тот, кто уважает своих родных, будет с уважением относиться и к другим людям.

VII. Включение в систему знаний.

Слово учителя : Следующий этап — аргументы из текста.

Обратите внимание на критерии оценки примеров – аргументов (Памятка №3)

и речевые клише.

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о .

В своём тексте автор поднимает очень важную для нас проблему.
В предложении № . автор говорит о том, что.

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) …

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Ввести в сочинение аргументы можно следующим образом:

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Слово учителя : Обратимся к тексту В. Белова и сформулируем аргумент. В конце работы

Учитель : Второй аргумент приведем из жизненного опыта.

Памятка№5 Аргументы из жизни :

2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

5.результаты личных наблюдений

6.биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).

3. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения…

…(автора)
В жизни мы часто наблюдаем.
Однажды я был свидетелем события, которое…

Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

4. Заключение

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что.
Таким образом, можно заключить, что.
В заключение я хочу сказать, что.

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Итак, в заключение скажем, зачем нужно уважение?

Ответ ученика : Без уважения невозможны настоящие дружба и любовь; чтобы семьи были счастливыми и дружными; чтобы люди жили в мире и согласии между собой,

развивались духовно и эмоционально; укрепляет веру в себя и окружающих.

Слово учителя : Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение, которое вы дома закончите.

VIII . Рефлексия

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

Я познакомился. (с фактами проявления уважения в окружающем мире, в истории и литературе)

Было непросто. (комментировать определение)

У меня получилось. (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы. (успешно завершить работу над сочинением - рассуждением)

I X. Итог урока.

Ребята, уважайте и любите окружающих вас людей, мир вокруг вас и вы будете уважать самого себя.

Читайте также: