Сочинение рассуждение по фразеологизму отбиться от рук

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Обучение сочинению – рассуждению на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, лингвистические словари, справочники, раздаточный материал.

Цели:

Образовательные :

Развивающие :

- развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умения слушать, аргументировать, доказывать;

- продолжить работу по развитию связной речи, формированию самостоятельного мышления, познавательных и творческих способностей, формированию информационно-коммуникативной грамотности, употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.

Воспитательные :

- воспитывать любовь к русскому языку, прививать любовь к Родине и эстетическому отношению к слову;

- воспитывать ответственность и сознание личной и общественной значимости учения.

Тип урока: урок комплексного повторения и применения знаний, умений и навыков учащихся, урок формирования коммуникативной компетенции (развития речи) и отдельных проектных умений.

Форма урока : урок-практикум

Планируемые результаты урока:

-знают определение и особенности фразеологизмов;

-знают о выразительной функции фразеологизмов;

- умеют употреблять фразеологизмы в речи ;

-знают приемы написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему;

- знают критерии оценивания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему;

- умеют находить ошибки в построение текстов, корректировать их;

- умеют писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему по образцу.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,

- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Коммуникативные УУД:

- работают в группе: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленной целью;

- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

-слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

- проявляют толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах.

Познавательные УУД:

- владеют приемами работы с материалом урока;

-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- дают обоснованный ответ на поставленный вопрос;

- уме ют выстраивать логическую цепочку: тезис - аргументы - вывод;

- развивают навыки проектной деятельности.

Личностные УУД:

- приобретают мотивацию к учебной деятельности и понимают личностный смысл учения;

- умеют эмоционально переживать содержание художественного текста;

- развивают эстетические чувства, доброжелательность, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей;

- осознание уверенности в своих силах при сдаче экзамена по русскому языку .

1. Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята! Каждый день, каждый урок дарят вам радость открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшнее занятие не станет исключением.

1. Актуализация знаний.

Слайд № 2 Картинки с фразеологизмами.

1. Внимание на доску. Рассмотрите рисунки. Поясните, что изображено на этих картинках. (фразеологизмы). Какие фразеологизмы имел в виду художник, создавая эти шутливые рисунки. Назовите их. Какой прием был использован художником при создании рисунков (замена переносного значения фразеологизма прямым). Так что же мы называем фразеологизмом. Сравните свои ответы с определением на слайде. Прочитайте его.

Слайд № 3 Определение фразеологизмов

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению.

Учитель: Как вы все уже поняли предметом нашего сегодняшнего разговора на занятии будут Фразеологизмы. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему занятия.

2. Целеполагание

3. Проблематизация.

Учитель: Давайте опять обратимся к нашим шуточным картинкам. Задание: запишите фразеологизмы, представленные на рисунках и подберите к ним слова - синонимы.

Бить баклуши – бездельничать

Зарубить на носу – запомнить

Водить за нос - обманывать

Засучив рукава – усердно

Спустя рукава – нестарательно, невнимательно.

Вставлять палки в колеса – мешать

Слайд № 7 Притча во языцех.

Слайд № 9 Картинка фразеологических словарей.

4. Планирование деятельности.

Итогом нашей работы на данном этапе урока должен стать кластер. Время выполнения заданий 5 минут.

5. Работа в группах.

Учащиеся работают в группах, затем отчитываются и составляют кластер.

Распечатанные листочки для кластера :

1. Источники фразеологизмов по происхождению: исконно русские и заимствованные.

2. Могут иметь синонимы и антонимы.

3. Являются одним членом предложения.

4. Делают речь более образной, выразительной.

5. Устойчивые сочетания

6. Неделимые сочетания

7. Смысл имеет все выражение

8. Всегда имеет переносное значение

9. Можно заменить общеупотребительным словом

10. Не является членом предложения

11. Свободное сочетание

Задание: определить источники происхождения данных фразеологизмов. Составить классификацию фразеологических оборотов по их происхождению. При выполнении задания можно пользоваться фразеологическим словарем.

А ларчик просто открывался

Во всю ивановскую

За тридевять земель

Глас, вопиющего в пустыне

Слова для справок: Авторские произведения; история страны (обычаи наших предков); устное народное творчество, русские ремесла(профессии); Мифы Древней Греции; Библия; иностранные языки.

Ответ. Нам были даны примеры фразеологизмов. Наша задача состояла в том, чтобы определить источники происхождения фразеологизмов и классифицировать их.. Используя в своей работе Фразеологический словарь, Словарь иностранных слов мы разделили все фразеологизмы по источнику их происхождения на две группы:

1. Исконно русские

– устное народное творчество за тридевять земель – из русских народных сказок

- русские ремесла тянуть канитель - из золотошвейного производства

- история нашей страны - во всю ивановскую очень громко, от названия Ивановской площади, где в старину оглашались указы.

2. Заимствованные.

- Мифы Древней Греции Авгиевы конюшни сильно засоренное место – из мифа о подвигах Геракла

- Глас, вопиющего в пустыне – призыв, который остается без ответа. Из Библии

(Библейская история гласит, что один из пророков обратился к израильтянам с просьбой приготовить путь для Бога. Но просьба пророка осталась гласом вопиющего в пустыне.)

- Иностранные языки - потерпеть фиаско - потерпеть неудачу из итальянского языка.

1. Источники фразеологизмов по происхождению: исконно русские и заимствованные.

1. Задание: подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы и антоним (можно использовать слова для справок).

1. Не покладая рук

2. Мчаться на всех парусах

3. Повернуться негде

4. Как кошка с собакой

Слова для справок: засучив рукава, до седьмого пота, работать спустя рукава). в мгновенье ока, только пятки засверкали, черепашьим шагом ). яблоку негде упасть, как сельдей в бочке, был не в ладах, был в контрах, душа в душу)

1.Не покладая рук (синонимы: засучив рукава, до седьмого пота, антоним работать спустя рукава).

2. Мчаться на всех парусах (синонимы: в мгновенье ока, только пятки засверкали- антоним черепашьим шагом ).

3. Повернуться негде(синонимы: яблоку негде упасть, как сельдей в бочке- антоним кот наплакал).

4. Как кошка с собакой (синонимы: был не в ладах, был в контрах антоним – душа в душу)

Могут иметь синонимы и антонимы.

Задание: определить синтаксическую функцию фразеологизмов.

1. В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед.

2. Я прошу тебя не вешать нос .

3. Он бежал сломя голову .

4. Первое боевое крещение получил под Москвой .

1. В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед – определение

2. Я прошу тебя не вешать нос - сказуемое

3. Он бежал сломя голову – обстоятельство

4. Первое боевое крещение получил под Москвой - дополнение

5. У нег золотые руки. – подлежащее.

2. Являются одним членом предложения.

Задание: заменить выделенные в тексте слова и словосочетания фразеологизмами. Сделайте вывод о роли фразеологизмов в речи.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений (как по маслу). Вообще он очень хорошо (как свои пять пальцев) знал эту тему, потому что на уроках все быстро воспринимал и легко усваивал (схватывал на лету), а вот его друг Вовка в это время бездельничал (бил баклуши) и порой даже дремал (клевал носом).

Слова для справок: как по массу, как свои пять пальцев, схватывал на лету, бил баклуши, клевал носом.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу. Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему, потому что на уроках все схватывал на лету , а вот его друг Вовка в это время бил баклуши и порой даже клевал носом.

3. Вывод. Мы считаем, что фразеологизмы необходимы нам в речи, так как они придают нашей речи образность и выразительность. Придают речи образность, выразительность. Фразеологизмы кратко и ёмко выражают мысль Выражают авторскую оценку изображаемого.

Учитель: У нас остались еще листочки, может быть мы еще подберем понятия для нашего кластера.

5 .Работа над сочинением - рассуждением

Слово учителя: Вот они наши знакомые незнакомцы. Но ведь мы не случайно сегодня вспомнили все, что касается фразеологизмов. Давайте обратимся к цели нашего урока. На данном этапе занятия мы достигли цели лишь наполовину. И сейчас мы продолжим отработку навыка написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему с использованием цитаты. А цитата как вы уже, наверное, догадались будет содержать сведения о фразеологизмах. Прежде, чем начать работу над сочинением - рассуждением, давайте вспомним структуру его написания.

1. Тезис. Рассуждение о тезисе.

2. Аргументы (2). (Приводя примеры-аргументы, ученикам нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение, указать роль в тексте).

Обратимся к цитате

Задание: прочитать текст.

(1) Издавна воронихинские мальчишки враждовали с заовражными.

(2) Невысокому, болезненному Юлию влетало особенно часто.

(3) Однажды у моста его встретил Яшка Кривоносый со своей ватагой.

(4) - Ну, Цезарь, давай закусим, - сказал Яшка. (5) Наклонился, сгреб горсть земли. (6) – Ешь, Древний Рим!

(7) Двое ребят вывернули Юле руки, а Кривоносый прижал горсть земли к его плотно стиснутому рту. (8) Юла дергался, отбивался. (9) Земля противно скрипела на зубах, и только неожиданно появившийся милиционер спас его… (10) Через несколько дней Юлий опять нарвался на Яшкину компанию.

(11) - Эге! – сказал Яшка. (12) – Непорядок! (13) Цезарь-то был рыжим. (14) А Юла – черный! (15) Сейчас исправим…

(16) Он крепко держал Юлия, пока один из мальчишек сбегал домой, принес ведерко и кисть. (17) Яшка под дружный хохот мальчишек жирно ляпал краску на голову Юле, так что волосы у него слиплись и поднялись. (18) Огненно-яркой краской были вымазаны и лоб, и уши…

(19) Юла с ненавистью глядел на мучителя. (20) Если б мог, он стер бы Яшку с лица земли. (21) Но как? (22) Яшка был на голову выше его и, конечно, гораздо сильнее.

(23)…Вскоре в город приехал цирк шапито, и Юлий пошел на представление. (24) На арену вышел дядька в черном и громко объявил:

(25) – Всемирно знаменитый силач Али Махмуд! (26) Под гром аплодисментов на ковер вступил настоящий силач. (27) На арену вывели лошадь, и Али Махмуд поднял ее так просто, будто лошадь игрушечная, потом так же легко пронес по арене шест, на каждом конце которого висело по трое мужчин. (28) Маленький, тщедушный Юлий восторженно следил за каждым движением могучего Али Махмуда.

(32) После представления за кулисами Юла спросил Али Махмуда:

(33) - А трудно стать силачом?

(34) Али Махмуд ответил, почти не задумываясь:

(35) - Это очень просто, мальчик. (36) Пятнадцать подтягиваний утром, пятнадцать вечером, вот и все. (37) Через год ты станешь вдвое сильнее. (38) Кончилось лето, началась учеба в школе. (39) И в первый же день занятий Юла снова напоролся на Яшку Кривоносого.

(40) – Чего ж ты не здороваешься, древний? - Яшка с силой провел ладонью Юле от подбородка до лба, больно задрал ему кончик носа.

(41) - Стой! – яростно крикнул Юла. (42) - Мы деремся. (43) Один на один. (44) Но не сейчас, а ровно через год. (45) Запомни: в будущем году первого сентября я тебя поколочу. (46) Клянусь!

(47) – А если не побьешь? – ехидно вклинил Яшка.

(48) – Если я не побью, выкрасишь мне волосы суриком, и я целую неделю буду так ходить по всему городу… (49) Столько злости и правдивости было в голосе Юлы, что ему поверили.

(50) - Ладно! – с угрозой сказал Яшка. (51) - Ровно через год, ловлю тебя на слове. (52) Смотри, Цезарь.

(53) Много боли и мучений пришлось вынести Юлию, но через два месяца он уже делал без перерыва пятнадцать подтягиваний…

(54) Прошел год. (55) Первого сентября Юла вместе со своим одноклассником Колькой Самохиным прошел к реке. (56) Там уже собралась целая толпа воронихинцев.

(57) – Ну, - сказал Яшка, - начнем?

(58) У него руки чесались быстрее выкрасить своему врагу голову, поэтому он подскочил к Юле и ударил его…

(59) Они дрались уже долго. (60) Многие думали, что Юла вот-вот свалится, сдастся. (61) Но зрители не замечали, что Яшка уже устал и сует кулаками почти наугад, а Юла еще свеж.

(62) Он ударил Яшку в подбородок, как показалось ему самому, совсем несильно, но вдруг у того подогнулись колени, и он мягко осел на землю.

(63) – Ура! (64) Нокаут! – радостно заорал Колька Самохин.

(65) Кажется, больше всех был удивлен сам Юла. (66) Он вовсе не ожидал, что его удар окажется таким могучим. (67) Оцепенели и зрители…

(68) Эта история стала началом спортивного пути чемпиона Европы, штангиста Юлия Петровича Старова. (69) Разными путями приходят люди в спорт… (По Б. Раевскому)

Учитель. Мы будем работать с текстом, который лежит на ваших столах, текст вам уже знаком.

Давайте вспомним содержание текста.

1. О чем этот текст.

2. Какова основная мысль этого текста.

3. Как можно озаглавить текст.

4. Чему нас учит эта история.

Задание: найти в тексте фразеологизмы, объяснить их значение.

Перед вами лежат карточки с толкованием фразеологизмов, они помогут вам найти верные толкования.

Фразеологизм

Толкование

Стер бы с лица земли

Полностью уничтожить, разрушить до основания

Задал бы перцу

Ругать, наказывать кого-либо

Один на один

Без посторонней помощи

Ловлю тебя на слове

Поверить кому-либо

Руки чесались

Немедленно взяться за что-либо

Учитель. Теперь мы будем создавать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему по цитате.

Работа в группах.

Каждая группа будет работать над отдельным элементом сочинения.

I группа работает над вступлением.

II группа работает над введением первого аргумента (выбирает тот фразеологизм, значение которого может истолковать.)

III группа работает над введением второго аргумента.

IV группа работает над заключением.

На работу вам отводится 5-7 мин.

Шаблон для сочинения

Я согласен __________________. Действительно,_________________________. Чтобы подтвердить сказанное,_________________________.

В предложении________________встречается фразеологизм ___________________.

Это устойчивое _________________ выражает __________________________.

В предложении_____________автор______________фразеологизм___________.Его можно заменить синонимом______________________________.Данный фразеологизм__________________________.

Таким образом, мне удалось доказать, что__________________________________.

Сейчас мы объединим части нашего сочинения. Послушаем, что же получилось. Представители каждой группы выходят и зачитывают работу.

Примерный образец сочинения

Таким образом, мне удалось доказать, что фразеологизмы, действительно, являются неизменными спутниками нашей жизни, мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы нам с детства.

Работу оценивает учитель.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: Наше занятие подходит к концу. Я думаю вы согласитесь со мной, что мы достигли поставленной в начале урока цели.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

отбиться от рук

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: византийцы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «рука»

Синонимы к словосочетанию «отбиться от рук»

Предложения со словосочетанием «отбиться от рук»

  • Поэтому я не стал осуждать юношу, когда увидел, что его подчинённые отбились от рук.
  • Мальчику уже шел двенадцатый год, когда, наконец, и Фанни Михайловна согласилась с мужем, что ее любимец окончательно отбился от рук и его надо воспитывать вне дома.

Сочетаемость слова «отбиваться»

Сочетаемость слова «рука»

Афоризмы русских писателей со словом «рука»

Дополнительно

Предложения со словосочетанием «отбиться от рук»

Поэтому я не стал осуждать юношу, когда увидел, что его подчинённые отбились от рук.

Говорит отчиму, что я неизвестно где гуляю и отбилась от рук.

Если ребёнок отбился от рук, виноватыми оказываются воспитатели и учителя.

Синонимы к словосочетанию «отбиться от рук»

Ассоциации к слову «рука»

Сочетаемость слова «отбиваться»

Сочетаемость слова «рука»

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Подразумевается, что поведение кого-л. нарушает общепринятые нормы, является предосудительным и "неправильным" с точки зрения говорящего. Имеется в виду, что лицо (Y) выходит из-под чьей-л.власти, из повиновения, перестаёт слушаться и не соблюдает правила поведения. Преимущественно о детях, подростках. Говорится с неодобрением. реч. стандарт.✦ Активное прекращение ситуации: Y от рук отбился. Именная часть неизм. Чаще глагол сов. в. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊛ - Сын у него от рук отбился, вот он где, корешок, - задумчиво пробормотал Борисов, когда Кузьмич отошёл. Д. Гранин, Искатели.Гнев Семёна Петровича <…> был крут; Наталья Львовна давно не видела мужа в таком бешенстве. Прежде всего он обвинил её - мол, она повинна, что мальчишка совсем отбился от рук. И. Герасимов, Пробел в календаре.

И забрал к себе Сеньку двоюродный дядька Зот Ларионыч на Сухаревку. Там-то Скорик от рук и отбился. Б. Акунин, Любовник Смерти.

Без матери [дочь] совсем от рук отбилась, не слушается, грубит, выкрасила волосы в рыжий цвет. Д. Донцова, Дантисты тоже плачут.

Тётя Каля произвела ревизию холодильника на предмет мясных продуктов и осталась недовольна. <…> Нет, определённо Ольга отбилась от рук! Ведь прекрасно знает, что для борща нужен приличный кусок грудинки пожирнее! Н. Александрова, Руки вверх, я ваша тётя!

- Конечно, если так детей баловать, они от рук отбиваются и становятся неуправляемыми. (Реч.)

⊜ (С упрёком или с иронией.) - Ты совсем от рук отбился, никого не слушаешь и всё делаешь назло! (Реч.)

- Звонил Пётр. Просил повлиять на тебя. - А ты? - Я сказала, что не имею на тебя никакого влияния. Что ты отбилась от рук в восьмом классе и с тех пор пошла по опасной дорожке. Т. Устинова, Одна тень на двоих.

- <…> ступай домой, голубушка, нечего о ерунде думать, лучше учись как следует, что-то ты последнее время совсем от рук отбилась. На семинарах спишь, вся зелёная, небось кавалера заимела. Д. Донцова, Хождение под мухой.

⊝ (Как цитация.) И когда гости разошлись, лицо у мамы стало некрасивым, и она начала кричать, что я совсем от рук отбилась, что я делаю всё назло. В. Киселёв, Девочка и птицелёт.

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс . Е.Н. Телия . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "ОТБИТЬСЯ ОТ РУК" в других словарях:

отбиться от рук — См. своенравный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отбиться от рук подчиняться, своенравный Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Отбиться от рук — ОТБИВАТЬСЯ ОТ РУК. ОТБИТЬСЯ ОТ РУК. Разг. Экспрес. Переставать подчиняться кому либо, вести себя независимо, непокорно. [Мальчишки] курили табак в школе, дрались и играли так, что он не мог унять их никаким манером, и наконец, когда уже они… … Фразеологический словарь русского литературного языка

отбиться от рук — Выйти из послушания … Словарь многих выражений

Отбиться от рук и от ног — Пск. Устать от тяжёлой, изнурительной работы. СПП 2001, 66 … Большой словарь русских поговорок

Отбиваться/ отбиться от рук — Разг. Переставать подчиняться кому л., слушаться кого л. ФСРЯ, 299; ЗС 1996, 226, 258 … Большой словарь русских поговорок

ОТБИТЬСЯ — ОТБИТЬСЯ, отобьюсь, отобьёшься, повел. отбейся, совер. (к отбиваться). 1. Отразить удар, нападение, защититься. Мы удачно отбились от кавалерии. || Освободиться от приставаний, отклонить от себя (разг.). «От этого человека ни крестом, ни перстом… … Толковый словарь Ушакова

ОТБИТЬСЯ — ОТБИТЬСЯ, отобьюсь, отобьёшься; бейся; совер. 1. Отразить нападение, защититься. О. от врага. 2. То же, что отстать (в 1 знач.) (разг.). О. от табуна. 3. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). То же, что отломаться. Отбился край блюдца. 4. от кого… … Толковый словарь Ожегова

отбиться — тобьюсь, тобьёшься; отбейся; св. 1. (от кого чего, чем). Отразить нападение, защититься. О. от врага. О. от напавших грабителей. О. от собак палками. Мальчишка отбился ногами. Было две атаки, отбили. Руками и ногами о. от чего л. (также: усиленно … Энциклопедический словарь

отбиться — тобью/сь, тобьёшься; отбе/йся; св. см. тж. отбиваться 1) а) от кого чего, чем Отразить нападение, защититься. Отби/ться от врага. Отби/ться от напавших грабителей. Отби/ться от … Словарь многих выражений

Отбиваться от рук — ОТБИВАТЬСЯ ОТ РУК. ОТБИТЬСЯ ОТ РУК. Разг. Экспрес. Переставать подчиняться кому либо, вести себя независимо, непокорно. [Мальчишки] курили табак в школе, дрались и играли так, что он не мог унять их никаким манером, и наконец, когда уже они… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Эти и сотни других выражений сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием .

. случае фразеологизмы. Из вышесказанного следует, что вопрос обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами является значимым и актуальным. Объект исследования: фразеологический словарь дошкольников с общим недоразвитием речи . которые в свою очередь, по отдельности не означают то же самое, что вместе. Впервые фразеологизмы описал французский лингвист Шарль Балли в своей .

Сочинение Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи

Фразеологизмы – это такие устойчивые выражения. Они значат не всегда прямо то, о чём в них идёт речь. Например, играть в бирюльки означает ерундой заниматься. А на самом деле когда-то давно была такая игра, там нужно было вытаскивать специальные фигурки особой палочкой. В общем, дело было долго и сложное, но главное – бесполезное. Так и осталось выражение, а игры уже нет.

Еще важно, что часто фразеологизмы эти придумываются писателями и поэтами. Какая-то забавная фраза, строчка из стихотворения подхватывается. Её повторяют, что-то теряя и перевирая, вот и новое выражение.

Выражения эти устойчивые в том смысле, что нельзя так просто поменять кусочки. К примеру: плевать в потолок означает ничего не делать. А если написать плевать в стену, кто поймёт? Это можно только обыграть, тапа: он устал плевать в потолок и начал уже в стену плевать от скуки (образно).

И то мы не создали ещё выражение.

Да, важно, что у разных народов фразеологизмы разные. Говорят, что они отражают мышление народа, его традиции. Эти выражения нельзя переводить дословно, а то никто ничего не поймёт.

Также читают:

Картинка к сочинению Фразеологизмы , Популярные сегодня темы

. охарактеризовать явление. Например, Фразеологические богатства языка оживают под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров. Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение .

Своим любимейшим городом я со всей уверенностью могу назвать Воронеж. Этот город находится на Дону. Принадлежит России. Многие люди, побывавшие в этом населенном пункте, говорят, что он кажется

Человека, способного пойти на риск, считают смельчаком. Но всегда ли можно им открыто восхищаться? На мой взгляд, риск достоин уважения только тогда, когда он оправдан.

Разделы : лексика и фразеология

Задачи изучения раздела

  • определять лексическое значение слов и фразеологизмов, используя различные типы толковых словарей (в том числе и фразеологических);
  • определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте;
  • употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами.

Цели: 1) познакомить учащихся с разделом науки о языке – фразеология, с фразеологизмами, с их ролью в обогащении речи; учащиеся должны уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения; познакомить детей с фразеологическими словарями и отдельными статьями фразеологических слов.

2) воспитание культуры умственного труда, устного ответа; воспитание интереса к предмету посредством учебного материала.

1. Определение цели и задачи

2. Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?

( Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).

В.Г.Белинский

Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.

3. Открыли тетради. В них у вас записано число и тема урока.

4. Лексический диктант

— Ваша задача записать название термина.

1) Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов (этимология).

2) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи (морфология).

Фразеологизмы неизменные спутники нашей речи

. У вас на столах памятки Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста.Аргументируя свой ответ, . сочинения на лингвистическую тему? (рассуждение) Этап изучения нового материала (12 мин) 1. Слово учителя Сочинение – рассуждение . языку 2013 г. (на доске). Звучит оно так. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, .

3) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов (орфография).

4) Раздел науки, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов ( лексикология).

5. Проверка лексического диктанта

  • Ребята, посмотрите, сколько научных терминов мы с вами вспомнили.
  • А теперь давайте подумаем вместе, как называется раздел науки о языке, изучающий фразеологические обороты? (фразеология).

6. Запись у доски и в тетрадях

  • А сейчас запишем два предложения и сравним их.

* Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.

    Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению? ( из 1 – не покладая рук, из 2 – усердно).

Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу, то есть неделимым синтаксическим целым – идиомой).

  • Ребята, вот такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом.
  • Прочитайте на доске определение.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

Поэтому их нельзя искажать, вставлять в них новые слова, заменять одни слова другими.

Такие неоправданные изменения устойчивых оборотов нарушают выразительную силу фразеологизмов, а иногда и просто их обессмысливают.

    Что означает этот фразеологизм? (отложить надолго).

муха носа не подточит

    Что означает этот фразеологизм? (идеально, четко, хорошо сделано что-то).

Уморить червячка

  • Что означает этот фразеологизм? (перекусить)
  • Ребята, а с какой целью употребляются фразеологические обороты в нашей речи? (чтобы сделать ее более яркой и выразительной).

* Вернемся к первому предложению.

* Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.

— Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении?

  • Каким членом предложения является фразеологизм?

Вывод делают дети:

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

  • Встанем, как аршин проглотили.
  • Проголосуем обеими руками.
  • Согнемся в три погибели.
  • Попрыгаем, как заяц.
  • Посмотрим друг другу в глаза.
  • Сделаем хорошую мину при плохой игре.
  • Побъем друг другу челом.
  • Подержим нос по ветру.
  • Намылим друг другу голову.

8. Знакомство со словарями

— Ребята, скажите, какие лингвистические словари вы знаете? (толковые словари, словарь синонимов, антонимов, словообразовательный и другие).

В нашем языке и богатство звуков и слов и форм

. Язык — это не беспорядочный набор букв и слов. Он представляет собой систему. Богатство русского языка мы видим на всех его уровнях, начиная со звуков и заканчивая сложными предложениями и целыми текстами. Например, в русском языке, .

Существуют также и фразеологические словари, в которых даются толкования фразеологизмов, их стилистическая и грамматическая характеристика и их употребление в речи.

9. Работа с учебником

вариться в собственном соку, держать в ежовых рукавицах, выводить на чистую воду

    Ребята, скажите, а где мы чаще всего используем такие фразеологизмы? ( в разговорной речи).

Береги границу, как ока зеницу, Играть первую скрипку;, Пусто, словно Мамай прошел;, Вычистить Авгиевы конюшни.

— Ребята, а как мы называем слова и выражения, вошедшие в нашу речь из литературных источников? (крылатыми, то есть яркими, образными, меткими выражениями писателей и поэтов).

  • Вспомните крылатые слова из басен Крылова? ( У сильного всегда бессильный виноват;
  • А вы, друзья, как ни садитесь…;
  • А ларчик просто открывался;
  • И в сердце льстец всегда отыщет уголок;
  • А Васька слушает да ест ).

Ваша задача подобрать по 6 фразеологизмов с общим существительным.

* 1 ряд готовит задание со словом нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, не видеть дальше своего носа, бояться нос показать, не показывать носа, остаться с носом, держать нос по ветру.

* 2 ряд готовит задание со словом язык: язык проглотил, прикусил язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, не сходить с языка, острый на язык, язык до Киева доведет, тянуть за язык, держать язык за зубами.

* 3 ряд готовит задание со словом рука: отбиваться от рук, все валится из рук, умывать руки, сходить с рук, своя рука владыка, прибрать к рукам, носить на руках, как рукой сняло, из рук в руки, положа руку на сердце.

— А теперь второе задание по группам.

    Определите по рисунку и назовите фразеологизм ( см. рисунки с фразеологизмами).

— А теперь давайте подведем итог нашего урока.

  • Ответим на вопрос: Почему фразеологизмы составляют народную физиономию?
  • Вспомните определение фразеологизмов.
  • Какая наука изучает фразеологические обороты?

12. Проставление оценок

13. Домашнее задание

Выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов и их значения.

Дал слово — держи рассуждение

Примеры похожих учебных работ

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех .

. употребление устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и наполнить его некой торжественностью. В-третьих, в художественной литературе архаизмы широко используются и в сатирических целях. В-четвёртых, без устаревших .

Просто говорить о русской речи о слове

. о силе слов. Оно может вдохновить человека на великие дела или погрузить в отчаяние и депрессию. Знаменитая пословица говорит: «слово . и четкую речь. Слово играет огромную роль . словами, исходящими из любящего сердца. И он ответит просто .

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

. сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать . тексте он используется в качестве изобразительного средства языка. Таким . подтвердить верность слов В.Г.Короленко, приведенных в начале сочинения. Воистину велик .

Читайте также: