Сочинение рассуждение по данному началу 6 класс разумовская

Обновлено: 04.07.2024

3. Формально-смысловое единство и коммуникативная направленность текста.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Идея – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 34-41; 191.

Дополнительная литература:

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – с. 95.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец.

Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены по смыслу и составляют его тему. Предложения в тексте всегда объединены одной мыслью и связаны грамматически. К тексту можно подобрать заголовок, то есть дать название тексту. Заголовок представляет собой краткое изложение содержания всего текста. Часто заголовок помогает выразить основную мысль или идею текста.

По форме тексты бывают устные и письменные, по виду речи – монологические и диалогические, по типу речи – описание, повествование и рассуждение.

У текста есть своя структура: он имеет начало, развитие мысли и концовку. Начало текста подготавливает к тому, о чём будет говориться дальше. В нём формируется тема. В средней части текста тема развивается, а в концовке – завершается, то есть подводится итог.

Рассмотрим стихотворение. Его автор Даниил Хармс.

Мы разглядели их

Можно ли назвать его текстом? Да. Есть тема – разглядывание картин. Основная мысль: сколько времени мы бы потратили на разглядывание картин, если бы их было больше. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

В тексте все предложения связаны по смыслу. Как это определить? У них должны быть какие-то общие элементы, например, слова или словосочетания. Прочитаем эти предложения и определим, какие слова из первого предложения повторяются во втором?

Повторяется слово сено. Этим словом второе предложение как бы скреплено с первым. Такая связь в предложении называется цепной или последовательной, при которой содержание каждого последующего предложения включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений.

Обратимся ещё к одному примеру:

Итак, чтобы создать текст, нужно иметь в виду, что он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически. Предложения в тексте могут быть связаны по смыслу как по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым. Или последующие предложения разворачивают, конкретизируют смысл первого.

Создавая текст сочинения, мы обращаем внимание на его начало. Оно определяет дальнейшее развитие темы и идеи, организует структуру текста, помогает выбрать тип речи (мы повествуем о предмете, описываем его и рассуждаем о нём).

Учитывая все особенности рассказа, способы создания текста, нетрудно будет написать рассказ по данному началу. Для этого необходимо подумать над тем, как будет развиваться действие, какое событие будет самым важным и чем закончится рассказ.

Прочитайте начало рассказа Виктора Голявкина, которое может послужить началом вашего рассказа.

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

Давайте попробуем составить небольшие рассказы по заданному началу:

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

– Я люблю собак. Вот у этой собаки, мне кажется, всегда хорошее настроение. Почему? Потому что хозяин у неё добрый, он не отправляет её учиться. Она живёт сама по себе: куда хочет, туда и идёт, спит тоже тогда, когда ей хочется. И никто не ставит ей никаких отметок.

У нас получился текст-рассуждение: Маша размышляет о том, почему она любит собак.

Ещё один пример.

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

– Какая красивая собака! Она рыжая. И глаза блестят, как фонарики, а уши большие и мягкие, словно лепестки подсолнуха. Она виляет маленьким хвостом из стороны в сторону, наверное, ждёт кого-то.

Маша описала собаку. У нас получился текст-описание.

Катя думала, ей подсказали, и повторяет:

– При чём тут Лукьян?! – удивился учитель. Учитель сердито смотрит на Катю. Катя сердито смотрит на Машу. А Маша спокойно смотрит в окно.

Перед вами текст-повествование.

Какое название можно дать рассказу? Конечно, оно будет зависеть от того, что нам поведал автор и что хотели бы рассказать вы, если бы с вами приключилась такая же история.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный выбор

Выберите правильное утверждение.

А) несколько предложений, следующих друг за другом;

Б) законченное высказывание, имеющее начало и конец.

Разбор задания: текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены по смыслу и составляют его тему.

Правильный Ответ: б

2. Выбор элемента из выпадающего списка

Все трое сели на скамейку привокзального скверика.

Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением параллельной связью:

А) за сквером где-то далеко играла музыка.

Б) и все трое доверяли друг другу без каких-либо сомнений.

Разбор задания:

Вспоминаем, что между предложениями нет скрепляющих слов, второе предложение связано с первым по смыслу, раскрывает его содержание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык (по учебнику М.М.Разумовской) 12.11.2020

Тип урока . Развитие речи

*углубление и систематизация знаний о тексте-рассуждении;

*осознанное и свободное пользование богатствами родного языка для выражения своих мыслей и чувств;

*расширение представления об окружающей действительности,

Задачи урока:

Образовательные : вырабатывать умение проводить комплексный анализ текста; учить создавать текст-рассуждение по образцу и собственный текст на основе прочитанного;

Развивающие : развивать умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать в практике речевого общения произносительные, грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы языка

Воспитательные : пробуждать интерес к живой природе, к произведениям литературы, интерес к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты :

Личностные :

осознание лексического богатства языка;

осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к родному языку.

Метапредметные:

свободно пользоваться толковым словарём;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях.

Предметные :

1) усвоение основных понятий: лексика, лексическое значение слова, словарный состав языка, словарный запас языка, грамматическое значение слова;

2) знание основных способов толкования лексического значения слова;

3) правильно употреблять слова в устной и письменной речи.

I . Организационный момент. - Здравствуйте. Я снова рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок, это урок развития речи, на котором мы будем учиться правильно строить свои устные и письменные высказывания, анализировать тексты. Но сначала мы вспомним материал прошлого урока и проверим ваше домашнее задание.

II . Проверка домашнего задания.

Скажите, о каком стиле речи шла речь на прошлом уроке?

Правильно, о научном.

Назовите мне признаки научного стиля речи.

А что такое научное понятие?

III . Этап вхождения в тему урока

Скажите, кто из вас считает себя любопытным и любознательным человеком? А какой вопрос задают интересующиеся чем-то люди? Почему?

Я тоже хочу у вас спросить, знаете ли вы

- Почему глагол самостоятельная часть речи?

- Почему трудно писать сочинение?

Можно на мои вопросы ответить одним словом: да или нет? А одним предложением? Сделайте вывод: чтобы ответить на эти вопросы, что нужно создать? (Текст)

А текст какого типа речи вы будете создавать?

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

Ребята, откройте тетради и запишите

Двенадцатое ноября.

Классная работа.

Рассуждение-объяснение

IV . Этап объяснения нового материала.

В жизни часто возникают ситуации, когда нам нужно доказать свою правоту. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Необходимо строить свое высказывание логично, последовательно. Для этого существует тип речи – рассуждение.

Что же такое рассуждение? Перед вами небольшой тест. Выберите один ответ. Докажите правильность своего выбора.

Рассуждение это- ….

Объяснение

Суждение

Доказательство

Исследование

Вступление Тезис Общая характеристика

Завязка Аргументы Детали

Развитие действия Вывод Оценка

Кульминация

Что это за слова? Как они связаны между собой? ( это композиция текстов разных типов речи).

Выберите текст – рассуждение.

V . Этап первичного закрепления нового материала

Перед вами тексы. Найдите среди них тот, который больше всего соответствует схеме рассуждения. Докажите свое мнение.

1. Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Д.С. Лихачев

2. Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

Л. Н. Толстой

3. … Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство… Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси.

Н.В. Гоголь

У вас уже много информации об этом типе речи. Я вам предлагаю несколько вариантов определений. Выберите из предложенных определений то, которое кажется вам наиболее точным. Если ни одно из них вас не устраивает, составьте свое.

Рассуждение – это объяснение или доказательство какой-то мысли.

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рассуждение - описание причин свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением

Рассуждение - ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.

Рассуждение — это доказательство справедливости мысли ( или несправедливости) мысли, сформулированной в тезисе

У текста – рассуждения есть слова, которые помогают организовать, связать части текста, упорядочить ход мысли. Свяжите части текста при помощи предложенных слов.

Докажем это, к примеру, обобщим все сказанное, допустим, следовательно, по моему мнению, таким образом, во-первых, в качестве примера, это можно доказать так, это объясняется следующим, итак

Проверьте себя:

РАССУЖДЕНИЕ - тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод .

VI . Физкультминутка

Занимай свои места.

Раз присели, два-привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой- встанькой словно стали

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

Если устали глаза

Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.

VII . Работа с учебником .

1. Прочитайте & 18. Что нового вы узнали?

2. Закончите предложения:

Рассуждать – значит…

- очень долго думать

-размышлять о чем- то, а потом доказывать это другим

-уметь формулировать тезис, подбирать аргументы и делать вывод

-объяснять и доказывать свои мысли

- размышлять

-обдумывать какую-либо мысль

-значит мыслить

-доказывать свою мысль

-обдумывать свои мысли, выделять из них самую точную

-объяснять и доказывать тезис

-рождать мысли

-строить мысли в логическую последовательность, подводя итог

-излагать мысли по порядку и доказывать свою правоту

Подводя итоги урока, хочется узнать о ваших впечатлениях и настроении. Дополните строчки стихотворения своими мыслями о проделанной работе, чтобы получилось четверостишие.

Например, На уроке должно быть внимание,

А кроме этого понимание.

Но много рассуждения.

IX . Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение (по выбору):

1.Зачем нужны летние каникулы?

2.Стоит ли заводить животных в доме?

3.Зачем нам нужен дождь?

Обязательно ли есть фрукты? (тезис)

Я считаю, что обязательно .(аргумент)

Во-первых, фрукты содержат витамины, которые улучшают наше здоровье.

Во-вторых, фрукты улучшают сон, а без хорошего сна не наберешься сил.

В-третьих, из фруктов получаются вкусные соки и варенья, которые доставляют нам много удовольствия. (доказательства)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование урока: интерактивная доска, слайд, видеофильм,тексты художественных произведений.

Ход урока:

І. Организация класса

ІІ. Актуализация

  1. Беседа с классом на повторение типа речи – рассуждение.
  • Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
  • Что такое рассуждение?
  • Какова композиция рассуждения?
  • Что такое тезис?
  • Из чего состоит основная часть сочинения – рассуждения?
  • Что пишем в заключении?
  1. Работа с памяткой

Памятка

Сочинение – рассуждение

( имеется у каждого учащегося)

Цель рассуждения – убедить другого или других в чем – либо или опровергнуть

чью-либо точку зрения.

План сочинения – рассуждения.

1.Тезис –то, что требуется доказать. Высказывается какая – то мысль, четко сформулированная и доказуемая.

2. Доказательства, аргументы, доводы, обоснования

Примечание: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

3.Вывод ( заключение) – обобщение вышесказанного.

ІІІ Формирование новых понятий и способов действия

  1. Беседа с классом по теме сочинения.

Эпиграф к уроку

Не забывайте люди, что вы люди!

Не забывайте о соседях, стариках.

Не забывайте одиноких, слабых в будни,

Почаще думайте о них, как о долгах

Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, так как четко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Мы будем писать сочинение- рассуждение по данному началу на морально – этическую тему.

Словарная работа- мораль, нравственность, этика, честь.

2. Предлагается текст, как начало сочинения

Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, - это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хоршим сыном или дочерью?

3. Беседа

-Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.

1) Составление карты ассоциаций

Быть хорошим ребенком- это - оказывать любую помощь.

2) - Как вы понимаете выражения: чувство долга перед родителями, сыновний долг?

- Какую помощь вы оказываете родителям?

- Стремитесь ли вы радовать родителей, как?

- Как мы должны относиться к старым людям?

3) Послушайте высказывания знаменитых людей, которые вам, возможно, помогут осмыслить предстоящее сочинение.

Дополнительный материал

/Высказывания знаменитых людей/.

4) Чтение наизусть стихотворения А.Яшина «Спешите делать добрые дела.

Слово учителя Послушайте слова литературоведа О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:

-Как вы понимаете эти слова?

ІV. Применение. Формирование умений и навыков

Слово учителя

  • В КАЗАХСТАНЕ БОЛЕЕ 50 ДОМОВ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ
  • Количество проживающих в домах престарелых-7867
  • В ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ 3 ТАКИХ ДОМА, ГДЕ ДОЖИВАЮТ СВОЙ ВЕК 467 ДЕДУШЕК И БАБУШЕК

Мне хотелось бы закончить урок словами В.Г.Белинского

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

Тип урока: изучение нового материал

Цели: 1) обучающие:

- повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических, грамматических и композиционных признаков данных типов речи;

- обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;

- познакомить учащихся с понятием дискуссия, особенностями рассуждений на дискуссионную тему;

- подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.

- развитие коммуникативных навыков учащихся;

- развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы;

- воспитывать культуру речи учащихся и уважительное отношение к мнению окружающих

ВложениеРазмер
urok_razvitiya_rechi_variant.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

Тип урока: изучение нового материал

Цели: 1) обучающие:

  • повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических, грамматических и композиционных признаков данных типов речи;
  • обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
  • познакомить учащихся с понятием дискуссия, особенностями рассуждений на дискуссионную тему;
  • подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.
  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы;
  • воспитывать культуру речи учащихся и уважительное отношение к мнению окружающих

Оформление урока: раздаточный материал с индивидуальными дифференцированными заданиями; план-схема строения разных типов речи, наглядный материал

На доске записаны тема и эпиграф :

Деятельность учителя и учеников

Приветствие учителя. Проверка подготовленности учеников к уроку. Создание рабочей атмосферы .

2. Развивающая разминка. (быстрота реакции, память, внимательность)

1) Какой по счету в году месяц ноябрь ? (Одиннадцатый.)

2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.)

3) Сколько лет в одном веке? (Сто.)

4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.)
5) Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.)

6) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
7) Вы – это местоимение . лица. (2л.)

8) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

10)Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

11)Первый слог- личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква).

12)Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я).

3. Слово учителя.

Тема и цели урока.

- Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.

Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Читаем эпиграф, комментируем его.

Я предлагаю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока:

  • Попробуйте выделить в высказывании ключевые слова, которые помогут нам понять, что же такое дискуссия.

(дискуссия, соединение знаний, сотрудничество, выслушивание, высказывание, различные точки зрения).

Делаем вывод о том, без чего не может состояться дискуссия.

4. Повторение известного о типах речи

  • Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).
  • Как различаются типы речи?

Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события. Вывод. Продолжение события. Конец события

Общее впечатление о предмете.

Тетради Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих) : Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ

написать название каждого типа речи

1. Общее впечатление о предмете.

2. Признаки предмета.

1. Начало события.

2. Продолжение события.

3. Конец события.

Остальные: прочитать текст выразительно

Анализ текста (устно ): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте?

Человек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти - книги. Во-вторых, читая разные книги, можно найти ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о прошлом и находим картины будущего. Поэтому читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому)

  • Чем отличается текст рассуждения от других типов речи?
  • Укажите части в этом рассуждении. Какие слова вводят в текст доказательства? (во-первых, во-вторых)
  • Какое слово связывает доказательства и вывод?

Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа)

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры . (запись терминов и значений в тетрадь).

В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос. Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения .

Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением на дискуссионную тему. Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему, почему?

6. Анализ проблемы, представленной учащимися в сценке по упр.436

Вашему вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите.

(О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том, каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте?

Кто прав в этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение и обосновать его.

Формулирование и запись тезисов и аргументов:

Прав дедушка Права внучка

1. Тезис: прав дедушка

1)Мнение подруг из класса – потребительское

2) Подарок, сделанный своими руками, уникален, неповторим.

Составление плана сочинения КТО ПРАВ?

2. Прав дедушка 2. Права внучка

3. Вывод 3. Вывод

  • Что должно быть в пункте 1?
  • О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)
  • Какой тип речи должен быть во вступлении?
  • Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?
  • Как нужно начать рассказ о проблеме? (однажды мы с дедушкой поспорили, какой подарок лучше…)

б)Составление плана сочинения

Занимай свои места.

Раз присели, два-привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой- встанькой словно стали

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

Если устали глаза

Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.

9. Работа с лексическими средствами, помогающими оформить рассуждение.

Определите, каким частям рассуждения соответствуют данные слова и выражения ( по вариантам), докажите свое мнение.

Соревнования между рядами : кто быстрее выберет из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения

1 вариант - Я уверен.

Я думаю (считаю, полагаю. ), что.

Мне кажется, что.

2 вариант - Докажем это.

Почему? А вот почему.

Это можно объяснить так.

Я не могу согласиться с тем, что. но.

Могут сказать (возразить), что.

3 вариант - Итак.

( открываем доску и проверяем правильность выводов)

А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре. (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.)

11. Подведение итогов урока

- Что такое дискуссия? Что такое аргумент?

- Что значит написать рассуждение на дискуссионную тему?

- Каким типом речи вы воспользуетесь в сочинении?

  • Всё ли понятно? Если нет – жду вас на перемене или после уроков.

12. Домашнее задание

Сильным – подобрать для аргументации подходящие по данной теме пословицы и поговорки,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цели урока:повторить композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения.


Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче.


Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015).


Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре.


Цели урока:1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).2. Формирование навыков в составлении текста-рассужд.


разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3.


Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.

Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса.

Читайте также: