Сочинение рассуждение один без друзей мальчишка жил в кругу тех нехитрых вещей

Обновлено: 08.07.2024

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Один из самых трудных для учителя литературы уроков - это урок по биографии писателя. С одной стороны, есть определённый набор фактов, который нужно сообщить: когда и где писатель родился, когда появились в печати его первые произведения, что вообще он написал. Знание этого набора фактов - тоже уже само по себе неплохо для культурного человека. Но в результате писатели в глазах учеников становятся обладателями одной общей на всех биографии, в которой контаминируются факты жизни Пушкина и Лермонтова, Чехова и Горького.

Бернард Шоу заметил, что, в сущности, его жизнь отличается от жизни других людей всего лишь на десятую долю процента. Однако именно в этой “доле” - что-то самое главное. То, что составляет, “доминанту личности”, то, чем один человек отличается от другого. А в таком случае возникает проблема: как из разнообразия фактов выбрать те, которые помогут увидеть особый жизненный путь и жизненные поиски именно данного конкретного человека?

Для того чтобы факты и документы стали биографией, необходимо их осмыслить и включить в некую “историю”, провести через них смысловую линию. Немецкий философ Георг Зиммель утверждал, что историк должен проложить мысленную линию сквозь бесчисленное число атомов мировых событий, должен отобрать, что значимо, а что нет. Так и биограф должен писать историю конкретной личности, проводя “смысловую линию” сквозь жизнь писателя. Потому урок-биография станет увлекательным, если факты биографии выстроятся в занимательный сюжет.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Мальчик, завидел автолавку, которая спускалась с горы, и из-за этого по дороге клубилась пыль. (2)Он так обрадовался, точно знал, что сегодня ему будет куплен новый кожаный портфель. (3)Мальчик тотчас выскочил из озера, быстро натянув штаны на тощие бёдра. (4)Весь мокрый и посиневший от холодной воды, побежал он по тропе ко двору, чтобы первым возвестить приезд автолавки.

(5)Мальчик быстро бежал, перепрыгивая через кустики и обегая валуны, если не по силам было их перескочить. (6)Он нигде не задержался ни на секунду: ни возле высоких трав, ни возле камней. (7)Хотя знал, что были они вовсе не простые. (8)Они могли обидеться и даже подставить ножку. (9)“Я приду потом: машина-магазин приехала”, - бросил он на ходу “Лежащему верблюду”. (10)Так мальчик называл рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю. (11)Обычно он не проходил мимо, не похлопав своего “Верблюда” по горбу. (12)Хлопал его по-хозяйски, как дед своего куцехвостого мерина. (13)Был у него валун “Седло” - наполовину белый, наполовину чёрный, пегий камень с седловинкой, где можно было посидеть верхом, как на коне. (14)Был еще камень “Волк” - очень похожий на волка, бурый, с сединой, с мощным загривком и тяжёлым надлобьем. (15)К нему он подбирался ползком и прицеливался, (16)Но самый любимый камень - это “Танк”, солидная, несокрушимая глыба у самой реки на подмытом берегу. (17)Так и жди, кинется “Танк” с берега и пойдёт, и забурлит река, закипит белыми бурунами. (18)Танки в кино ведь так и ходят: с берега в воду - и пошёл.

(19)Мальчик редко смотрел военные фильмы и потому крепко запоминал виденное. (20)Дед иногда возил внука в кино на совхозную племенную ферму за горой. (21)Потому и появился на песчаном берегу “Танк”, готовый всегда ринуться через реку. (22)Были ещё и другие камни: “вредные” и “добрые”, “хитрые” и “глупые”.

(23)Среди растений тоже были разные: “любимые”, “смелые”, “боязливые”, “злые” и всякие другие. (24)Колючий бодяк, например, - главный враг; мальчик рубился с ним десятки раз на дню. (25)Но конца этой войне не видно было: бодяк все рос и умножался. (26)А вот полевые вьюнки, хотя они тоже сорные, - самые умные и весёлые цветы. (27)Лучше всех встречают они утром солнце. (28)Другие травы ничего не понимают: что утро или вечер, им всё равно. (29)А вьюнки, как только пригреют лучи, открывают глаза, смеются. (30)Сначала один глаз, потом второй, и потом один за другим распускаются на вьюнках все закрутки цветов. (31)И если сидеть возле них совсем тихо, то кажется, что они, проснувшись, неслышно шепчутся о чём-то. (32)Муравьи - и те это знают. (33)Утром они бегают по вьюнкам, жмурятся на солнышке и слушают, о чём говорят цветы между собой. (34)Может быть, сны рассказывают?

(35)Мальчик любил лечь на спину и смотреть в небо. (36)Сначала сквозь слёзы почти ничего не различить. (37)А потом приплывут облака и будут выделывать наверху всё, что ты задумаешь. (38)Облака, однако, знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь или улететь, чтобы никто тебя не нашёл и чтобы все потом вздыхали и ахали - исчез, мол, мальчишка, где мы теперь его найдём.

(39)И чтобы этого не случилось, чтобы ты никуда не исчезал, чтобы ты тихо лежал и любовался облаками, облака будут превращаться во всё, чего ты ни захочешь. (40)Из одних и тех же облаков получаются самые различные штуки. (41)Надо только уметь узнавать, что изображают облака.

(42) И ещё разные разности знал он о травах. (43)К серебристым ковылям, что росли на пойменном лугу, он относился снисходительно. (44)Они чудаки - ковыли! (45)Ветреные головы. (46)Их мягкие, шелковистые метёлки без ветра жить не могут. (47)Только и ждут, куда дунет, туда они и клонятся. (48)И кланяются все как один, весь луг, как по команде. (49)А если дождь пойдёт или гроза начнётся, не знают ковыли, куда им приткнуться. (50)Мечутся, падают, прижимаются к земле. (51)Были бы ноги, убежали бы, наверное, куда глаза глядят. (52)Но это они притворяются. (53)Утихнет гроза, и снова легкомысленные ковыли на ветру: куда ветер, туда и они.

(54)Один, без друзей, мальчишка жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали. (55)И разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всём. (56)Он стремглав бежал к ней. (57)Что уж там говорить, автолавка - это тебе не камни и не травы какие-то. (58)Чего там только нет, в автолавке!

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему приезд автолавки всякий раз заставлял мальчика позабыть о тех нехитрых вещах, которые его окружали?”

1) С приездом автолавки мальчик каждый раз ожидал, что родители купят ему новый кожаный портфель.

2) Окружающая действительность была бедна впечатлениями, поэтому приезд автолавки мальчик воспринимал как грандиозное событие.

3) Живя один, мальчик надеялся познакомиться с другими людьми и обрести верных друзей.

4) Мальчик надеялся, что продавец автолавки угостит его сладостями.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм:

1) А потом приплывут облака и будут выделывать наверху всё, что ты задумаешь,

2) А если дождь пойдёт или гроза начнётся, не знают ковыли, куда им приткнуться.

3) Были бы ноги, убежали бы, наверное, куда глаза глядят.

4) Он стремглав бежал к ней.

4. Из предложений 35-42 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - “близость к приставке ПЕРЕ-”.

5. Из предложений 49-58 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: “В прилагательных, образованных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН”.

6. Замените разговорное слово “бросил” (предложение 9) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание “военные фильмы” (предложение 19), построенного на основе согласования, синонимичным ему словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 55.

9. Среди предложений 3-7 найдите предложение с однородными обособленными согласованными распространёнными определениями. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Облака,(1) однако,(2) знают,(3) что тебе не очень хорошо,(4) что хочется тебе уйти куда-нибудь или улететь,(5) чтобы никто тебя не нашел и чтобы все потом вздыхали и ахали - исчез,(6) мол,(7) мальчишка,(8) где мы теперь его найдем?

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрами.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

А вьюнки,(1) как только пригреют лучи,(2) открывают глаза,(3) смеются. И если сидеть возле них совсем тихо, (4) то кажется,(5) что они,(6) проснувшись,(7) неслышно шепчутся о чем-то,

13. Среди предложений 1—4 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 23-34 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: “В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями”. Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.Т. Григорян.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: “Один, без друзей, мальчишка жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали”.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое внутренний мир человека”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Текст для анализа (по Чингизу Айтматову)

(1)Мальчик завидел автолавку, которая спускалась с горы, и из-за этого по дороге клубилась пыль. (2)Он так обрадовался, точно знал, что сегодня ему будет куплен новый кожаный портфель. (3)Мальчик тотчас выскочил из озера, быстро натянув штаны на тощие бёдра. (4)Весь мокрый и посиневший от холодной воды, побежал он по тропе ко двору, чтобы первым возвестить приезд автолавки.

(35)Мальчик любил лечь на спину и смотреть в небо. (36)Сначала сквозь слёзы почти ничего не различить. (37)А потом приплывут облака и будут выделывать наверху всё, что ты задумаешь. (38)Облака, однако, знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь или улететь, чтобы никто тебя не нашёл и чтобы все потом вздыхали и ахали – исчез, мол, мальчишка, где мы теперь его найдём.

(39)И чтобы этого не случилось, чтобы ты никуда не исчезал, чтобы ты тихо лежал и любовался облаками, облака будут превращаться во всё, чего ты ни захочешь. (40)Из одних и тех же облаков получаются самые различные штуки. (41)Надо только уметь узнавать, что изображают облака.

(42) И ещё разные разности знал он о травах. (43)К серебристым ковылям, что росли на пойменном лугу, он относился снисходительно. (44)Они чудаки-ковыли! (45)Ветреные головы. (46)Их мягкие, шелковистые метёлки без ветра жить не могут. (47)Только и ждут, куда дунет, туда они и клонятся. (48)И кланяются все как один, весь луг, как по команде. (49)А если дождь пойдёт или гроза начнётся, не знают ковыли, куда им приткнуться. (50)Мечутся, падают, прижимаются к земле. (51)Были бы ноги, убежали бы, наверное, куда глаза глядят… (52)Но это они притворяются. (53)Утихнет гроза, и снова легкомысленные ковыли на ветру: куда ветер, туда и они…

(54)Один, без друзей, мальчишка жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали. (55)И разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всём. (56)Он стремглав бежал к ней. (57)Что уж там говорить, автолавка – это тебе не камни и не травы какие-то. (58)Чего там только нет, в автолавке!

(Чингиз Айтматов)

Шаг 1. Внимательно читаем задание.

Прежде чем приступить к написанию экзаменационного сочинения по типу ОГЭ части 15.3, внимательно ознакомьтесь с заданием:

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Шаг 2. Выделяем ключевые слова.

Подумайте над словосочетанием ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Дайте ему определение и прокомментируйте его. Приведите два примера-аргумента, опираясь, прежде всего, на исходный текст, затем на жизненный опыт, написав сочинение-рассуждение не менее чем в 70 слов. Пересказанный или переписанный исходный текст не оценивается баллами.

Шаг 3. Составляем план сочинения.

  1. Тезис (понятие и его определение).
  2. Комментарий (он может быть помещён в одном абзаце с тезисом, в зависимости от вашего индивидуального замысла).
  3. Аргумент 1 (рассуждение на основе прочитанного текста).
  4. Аргумент 2 (рассуждение, основанное на жизненном опыте).
  5. Вывод.

Шаг 4. Оформляем тезис и комментируем его.

Внутренний мир человека – это духовная сущность, составляющая личность человека. Внутренний мир каждого из нас может быть безграничен, и насколько он богат, зависит от нас самих. Говоря о духовности, мы, конечно, подразумеваем нравственность, а значит, чем более человек наделён высокими нравственными качествами, тем более богат его внутренний мир.

Выделенное жирным шрифтом предложение – это тезис, остальное – комментарий.

Шаг 5. Работаем над аргументацией.

Перейдём к пояснению аргументации. Аргументы должны содержать доказательства основного тезиса, то есть примеры, иллюстрирующие правильность высказанной мысли. Многие ребята не могут отличить пересказ от рассуждения. Во избежание этого выполняйте следующие действия.

Итак, если в общий план внести небольшие изменения и создать сложный план, то в подпунктах мы увидим, что каждый конкретный аргумент строится по тому же типу, что и любое сочинение-рассуждение.

Давайте созданный простой план превратим в сложный. Вот что получится:

  1. Тезис.
  2. Комментарий.
  3. Аргумент 1 (рассуждение на основе прочитанного текста).

а) мини-тезис; б) пример-иллюстрация из текста; в) мини-вывод по первому аргументу.

  1. Аргумент 2 (рассуждение, основанное на жизненном опыте).

а) мини-тезис; б) пример-иллюстрация из жизненного опыта; в) мини-вывод по первому аргументу.

Теперь поработаем над первым аргументом (на основе прочитанного).

В тексте жирным шрифтом выделены несколько ключевых моментов, отражающих основную мысль всего содержания: мальчик по-особому воспринимает окружающий мир, одухотворяя камни, растения, облака… Оформляем мини-тезис, обобщая прочитанную информацию и применяя её к людям вообще, а не конкретно к персонажу теста.

Часто о богатом внутреннем мире человека говорит его способность воспринимать мир по-особенному, не так, как все.

Мини-тезис оформлен. Теперь можно привести конкретный пример из текста, не забывая указать его автора.

Осталось обобщить первый аргумент, то есть сделать мини-вывод.

Именно такие люди, как описанный автором мальчик, обладают богатым внутренним миром.

Первый аргумент готов.

Аргумент 2. Переходим к работе над вторым аргументом. Здесь в качестве примеров мы используем жизненный опыт, который может включать в себя следующее:

  • читательский опыт (книги, журналы, газеты, социальные сети, фольклор и так далее);
  • исторические сведения (цифры, факты);
  • личный жизненный опыт;
  • жизненный опыт окружающих людей;
  • придуманная история (если больше ничего не приходит в голову).

Только не нужно думать, что если приходится выбрать пункт пятый, то значит нужно обманывать читателей и экспертов, как многие считают. Ведь вы занимаетесь сочинительством и становитесь автором своего творческого высказывания, а вся художественная литература в большей или меньшей степени содержит художественный вымысел.

Приведём самый простой пример второго аргумента (на основе жизненного опыта).

Любой человек, обладающий богатым внутренним миром, интересен окружающим (мини-тезис). В моём классе есть девочка, очень умная, много читающая, занимающаяся музыкой, и при всём этом добрая, незаносчивая, способная прийти на помощь каждому, кто попал в беду (пример-иллюстрация). К такому человеку любой потянется (мини-вывод).

Шаг 6. Работа над заключением сочинения-рассуждения.

Осталось сделать общий вывод.

Таким образом, наш внутренний мир мы создаём сами. Представьте, как было бы здорово, если бы каждый человек на Земле неустанно работал над собой и становился всё интереснее, добрее, милосерднее! Лично я хочу видеть вокруг себя именно таких людей!

Шаг 7. Проверка, оценка, корректировка текста сочинения.

Мы закончили работу. А теперь посмотрим, что у нас получилось.

Сочинение-рассуждение

Что такое внутренний мир человека?

Внутренний мир человека – это духовная сущность, составляющая личность человека. Внутренний мир каждого из нас может быть безграничен, и насколько он богат, зависит от нас самих. Говоря о духовности, мы, конечно, подразумеваем нравственность, а значит, чем более человек наделён высокими нравственными качествами, тем более богат его внутренний мир.

Любой человек, обладающий богатым внутренним миром, интересен окружающим. В моём классе есть девочка, очень умная, много читающая, занимающаяся музыкой, и при всём этом добрая, незаносчивая, способная прийти на помощь каждому, кто попал в беду. К такому человеку любой потянется.

Таким образом, наш внутренний мир мы создаём сами. Представьте, как было бы здорово, если бы каждый человек на Земле неустанно работал над собой и становился всё интереснее, добрее, милосерднее! Лично я хочу видеть вокруг себя именно таких людей!

Шаг 8. Придумывание собственного варианта сочинения.

Всем успехов!

Поделитесь статьёй с друзьями в социальных сетях. Помогайте друг другу!

Первоначально повесть была задумана как небольшой рассказ. Айтматов хотел написать элегическую историю, вспомнить свою юность и тех людей, которых он знавал и которых давно уже нет. Но литература должна перерабатывать реальные факты. Когда была уже написана половина повести, автор еще не знал, как поведет себя мальчик в конце, а он уплывает к белому пароходу, своему идеалу.

Образ ребенка многогранен и раскрывается постепенно автором-повествователем. Через восприятие мальчика мы видим всех героев повести. Он дает нравственную оценку каждому персонажу: в этом особенность данного произведения автора. Даже если бы вокруг мальчика царили добро и красота, и тогда он создал бы в своем воображении мир, отличный оттого, в котором живет. Такова природа детства, детского сознания. Ребенок же погибшей легенде противопоставил сказку о белом пароходе и уплыл к нему со своей детской непримиримостью к законам Орозкула. В трагическом финале уходит Рогатая мать-олениха, уплывает рыбкой мальчик, отвергая не людей, а зло, жестокость в них.

Способность сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть равнодушным — не в этом ли главная задача литературы? И произведение Ч. Айтматова вполне отвечает этой цели.

сочинения

Денис Расколов

Денис Расколов запись закреплена

Ребят, помогите найти в инете сочинение: Объясните как вы понимаете смысл предложения текста: Один без друзей мальчишка жил в кругу тех нехитрых вещей которые его обступали.

очень надо, помогите плизззз.

DELETED

Денис Расколов
8 фев 2012 в 23:03
Ребят, помогите найти в инете сочинение: Объясните как вы понимаете смысл предложения текста: Один без друзей мальчишка жил в кругу тех нехитрых вещей которые его обступали.

Читайте также: