Сочинение рассуждение на тему влияние болонского процесса на систему образования в россии

Обновлено: 07.07.2024

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.
Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

· введение трёхуровневой системы высшего образования;

· введение кредитной системы;

· контроль качества образования;

· обеспечение трудоустройства выпускников;

· обеспечение привлекательности европейской системы образования .

Однако мероприятия, связанные с реализацией этих предложений, вызывают противоречивые оценки и усиливающуюся дискуссию. Необходим анализ путей и средств оптимальной интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство.
Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.

Таким образом, Болонский процесс влияет на содержание образования, как в школе, так и в высших учебных заведениях, продолжительность обучения в школе и в вузах. Стратегия создания единого образовательного пространства подразумевает следующие принципы:

• общее содержание образования (официальное взаимное признание учебных курсов, дипломов и степеней);

• общие права и возможности (все граждане государств, расположенных на территории единого образовательного пространства, должны получить свободный доступ в образовательные учреждения других государств в рамках этого пространства);

• единые правила (обеспечение права любого студента на переход для продолжения обучения в любое образовательное учреждение на территории единого образовательного пространства);

• единый банк данных академических требований;

• общий стандарт качества (обеспечение качества образования посредством независимой системы лицензирования, аккредитации и аудита).

Следовательно, основной задачей модернизации современного российского образования является его соответствие требованиям Болонского процесса, оптимизации всего образовательного пространства стран-участниц.

Заключение.

Таким образом, цели и задачи нашли решение в процессе проведенного исследования. Целью исследования было установить соответствие содержания современного российского современному мировому уровню. На данный момент, содержание современного российского образования не вполне соответствует мировому уровню, в условиях модернизации содержания образования весьма значимой оказывается проблема анализа, адаптации и использования образовательного опыта других стран, интегрирование его в содержание Российского образования.

В процессе проведенного исследования выявлены проблемы содержания современного российского образования, а именно:

· в современных государственных нормативных актах, теоретических и эмпирических исследованиях вопрос о целях и содержании образования представлен на недостаточном уровне;

· в новом государственном проекте о содержании образования не прописаны механизмы реализации, контроля, санкции за неисполнение норм;

· неопределенность ориентиров привела к неуправляемой вариативности содержания образования, следствием чего является постепенный распад единого образовательного пространства России;

· не продуманы критерии отбора содержания образования

Также в процессе проведенного исследования была решена вторая задача - выявить основные линии влияния Болонского процесса на содержание образования. Таковыми являются:

· создание общего содержания современного российского и европейского образования (официальное взаимное признание учебных курсов, дипломов и степеней);

· возможность перенесения некоторых общих курсов из программы университета в школьную программу .
Список использованной литературы:

1. Атаян А.Т. Перспективы: вопросы образования / А.Т. Атаян. – Париж: ЮНЕСКО, 1991.– 296 с.

2. Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6.– С. 40-45

3. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе / Н.Г.Багдасарьян // Педагогика. – 2008. – № 5.– С. 34-39

4. Бобров В.В.Актуальные проблемы современного содержания образования / В.В. Бобров // Философия образования. – 2002. – № 5. – С. 182-197.

5. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнение европейских экспертов). М., 2003.

6.Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199с.

6. Вержбицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А. Вержбицкий – М.: ИЦ, 1999.– 200 с.

7. Воскресенская Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах / Н. М. Воскресенская // Вопросы образования. – 2004. – №3.– С. 55-60

8. Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 113.

9. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. / А.Д. Жуков, Н.М. Канаев – Москва, ЭКМОС, 2000. – 407 с.

10. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. – 2001. – № 2.

11. Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. – 2005. – № 3.

12.Лернер И.Я. Содержание образования/ И.Я. Лернер // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., –1999.– Т. 2. С. 349

Понятие Болонского процесса, задачи, причины его возникновения и особенности. Управление Болонским процессом, его плюсы и минусы. Общие цели программы действий, начало которой положила Болонская декларация, его влияние на систему образования в России.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.12.2014
Размер файла 229,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по дисциплине "введение в профессионально-педагогическую деятельность"

НА ТЕМУ "Болонский процесс и его влияние на систему образования в России"

Выполнил: Студент гр. ИБ-101

Абрамов Дмитрий Дмитриевич

Проверил: Доцент кафедры

информационных систем и технологий

Чубаркова Елена Витальевна

Болонский процесс. Понятие

Задачи Болонского процесса (задачи, указанные в Болонской декларации 1999)

Управление Болонским процессом

Плюсы и минусы Болонского процесса

Болонский процесс в России

Введение

Целью настоящей работы будет Болонский процесс и его влияние на систему образования в России. Здесь я попытаюсь рассмотреть причины его возникновения, его особенности. Также, я расскажу, какие плюсы и минусы выявлены в Болонском процессе в данный момент. Здесь вы узнаете о проблемах, связанных с внедрением Болонского процесса в России и какое влияние он оказал на систему образования.

болонский декларация образование

Болонский процесс. Понятие

Что такое болонский процесс (БП)? Болонский процесс - это процесс добровольного сотрудничества стран Европы, процесс сближения и гармонизации систем высшего образования с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Болонский процесс создает благоприятные условия для максимально облегченного передвижения учащихся и обладателей дипломов/квалификаций в пределах общего пространства, углубленного взаимодействия между отдельными вузами в образовательной и исследовательской деятельности, дальнейшего расширения культурных и гуманитарных связей между участвующими странами, укрепления экономического сотрудничества на Европейском континенте.

Задачи Болонского процесса (задачи, указанные в Болонской декларации 1999)

1. Введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат - магистратура)

2 .Введение оценки трудоемкости в терминах зачетных единиц. (Пример: 100-бальная рейтинговая система оценивания учеников в РГППУ)

3. отражение результатов освоения образовательной программы в общепринятом приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО

4. Развитие мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала

5. обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов

6. Введение сравнимых квалификаций в области высшего образования

Как предполагалось, решение этих задач будет способствовать единению высшего образования в Европе.

Со временем добавились еще 4 направления в БП.

1. Введение аспирантуры, как третьего уровня в общей системе высшего образования.

2. Придание "европейского измерения" высшему образованию, повышение его привлекательности и конкурентоспособности.

3. Реализация социальной направленности ВО, его доступность

4. Развитие системы дополнительного образования (т. н. образования в течении жизни)

29 апреля 2009 года на конференции в Левене определены новые цели БП

1. Расширение доступности ВО

2. Реализация стратегий обучения в течении всей жизни, позволяющих постоянно повышать квалификацию

3. Формирование навыков, позволяющих обеспечить занятость выпускников

4. Совершенствование программ обучения для повышения качества ВО при взаимодействии с работодателями

5. Интернационализация программ и деятельности институтов ВО

С 2010 года особое внимание уделяется аспектам глобализации высшего образования

Управление Болонским процессом

Система управления Болонским процессом остается неизменной с 1999 года, однако вводится статус сопредседателя, в качестве которого действует страна, не входящая в Европейский союз. Процесс ротации этих стран еще не совсем доработан. Введение стран сопредседателей позволяет этим странам влиять на развитие Болонского процесса. Статус сопредседателя был введен в 2010 году.

Одновременно с этим, для реализации приоритетов нового этапа Рабочая группа БП подготовила план мероприятий до 2012 г. План включает работу по следующим направлениям: социальное измерение, обучение в течение всей жизни, занятость, инновационные методы обучения, система "образование - исследования - инновации", международная открытость, отчетность, мобильность, механизмы прозрачности, финансирование и обеспечение качества.

Рабочая группа также должна определить индикаторы оценки мобильности, сформировать сеть, с использованием существующих структур, которая позволит обеспечить оптимальный обмен информацией и поможет расширить общеевропейское пространство высшего образования(ОЕПВО), осуществить мониторинг мер, нацеленных на увеличение прозрачности и реализацию национальных планов признания квалификаций.

Система мониторинга и оценки целей БП в целом остается прежней, хотя, безусловно, планируется дальнейшее совершенствование методологии "stocktaking"(критического анализа), а также более тесное сотрудничество национальных органов власти с Евростатом и Евродайс.

Плюсы и минусы Болонского процесса

Плюсы: 1) Болонский процесс способствует интернационализации ВПО, что позволяет странам-участницам упрочнять свои отношения в области культуры, экономики и политики.

2) Двухуровневая система ВПО дает возможность повышать уровень своих знаний, а с другой стороны, эта система позволяет гибко менять профиль подготовки, что позволяет быстро покрывать спрос на новые специальности

3) Повышенная мобильность преподавателей и студентов. Это позволит студенту начать учиться в ВУЗе одной страны, а закончить обучение в ВУЗе другой страны, т. к. планируется юридически уравнять дипломы всех стран-участниц.

4) Болонский процесс создает условия формирования конкурентоспособного рынка специалистов с высшим образованием.

1) При унификации высшего образования не учитываются традиционные национальные образовательные особенности и культурные ценности, что становится источником проблем с реформированием содержания учебного процесса, разработкой и принятием новых государственных стандартов, необходимостью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Особенно это заметно в России.

2) Некоторые цели ориентированы только на экономически развитые страны, что будет способствовать утечке умов из бедных стран в богатые, ведь люди не захотят жить в бедной стране и поедут жить в более богатую и развитую. (Рисунок 1)

3) Из-за болонского соглашения идет разделение образования на элитарное и неэлитарное

4) Из-за Болонского процесса в РФ сокращается срок обучения в ВУЗах с 5 до 4 лет, в результате качество высшего образования падает

5) Также влияет и сохраняющаяся дискриминация в признании дипломов. В странах ЕС не признаются дипломы других стран-участниц Болонского процесса и наоборот.

Болонский процесс в России

19 сентября 2003 года к Болонскому процессу присоединилась Россия.

Общие цели программы действий, начало которой положила Болонская декларация, и основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, достаточно четко коррелируют с национальными целями и стратегией развития образования в России. Ст.2 п.1 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в качестве одного из принципов политики российского государства в области высшего и послевузовского профессионального образования выделяет интеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования.

С 2004 г. началось формирование организационной, нормативной, методической основ участия России в Болонском процессе.

В 2004 году была сформирована Группа по осуществлению Болонских принципов в России.

В 2005 был утвержден "План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы", а также определены головные вузы и организации по реализации основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией.

Россия, как участник Болонского процесса, разделяет цели доступности высшего профессионального образования. В новом десятилетии мы должны эффективно использовать Болонский процесс и его механизмы для решения задач модернизации образования, а также многоуровневой интернационализации системы высшего образования и позиционирования российских программ на региональном и международном рынке образовательных услуг.

В связи с этим важное значение имеет совершенствование управления высшими учебными заведениями для обеспечения эффективного формирования общеевропейского пространства высшего образования.

С целью содействия решению выше перечисленных задач Национальный фонд подготовки кадров проводит мониторинг и анализ деятельности вузов в использовании механизмов модернизации образовательной деятельности в соответствии с европейскими тенденциями развития высшего профессионального образования.

Данная схема (Рисунок 1) показывает, как была реформированна система образования в России под влиянием болонского процесса.

Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, по новому определяет целый ряд важнейших положений в системе российского образования.

Закон устанавливает все ступени образования в России.

Уровни общего образования:

1) Дошкольное образование

2) Начальное общее образование

3) Основное общее образование

4) Среднее общее образование

Уровни профессионального образования:

1) Среднее профессиональное образование

2) Высшее образование - бакалавриат

3) Высшее образование - специалитет и магистратура

4) Высшее образование - подготовка кадров вышей квалификации

Кроме того, устанавливается дополнительное образование на каждой из этих ступеней образования. Важно отметить, что получение дополнительного образования не влияет на уровень квалификации лица, получившего его.

Проблемы внедрения Болонского процесса

1. Трудности при составлении и организации образовательных программ и графиков, вследствие чего каждый ВУЗ внедряет положения Болонского процесса по своему.

2. Кредитно-модульная система обучения. Одни ВУЗы считают, что модули просто форма рубежного контроля и проводят экзаменационные сессии, другие проводят модули виде экзаменов.

3. Виды заданий для набора баллов также разнятся в зависимости от ВУЗа.

Заключение

И в заключение, Болонский процесс служит для обеспечения гармонизации систем высшего образования, которые должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д. Мое мнение по этому поводу таково: Болонский процесс можно и нужно внедрять в системы высшего образования разных стран, что позволит улучшить качество образования и определить единые критерии образования.

О Болонском процессе в России слыхал, наверно, каждый мало-мальски учащийся студент. Обсуждают его причастные к ВПО люди. Какое он имеет отношение к отечественному образованию, а самое важное, к нам, студентам - это я и решила выяснить. В интернете я смогла найти достаточно информации, чтобы уяснить для себя, в чем суть процесса.

Российская Федерация вошла в число стран-участниц Болонского процесса в сентябре 2003 года. Поставив свою подпись под Болонской декларацией, Россия обязалась до 2010 года воплотить в жизнь его основные принципы. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.


Основные пункты декларации условно выделяются в таком виде:

· Двухступенчатая система высшего образования (бакалавриат и магистратура ).

· Кредитная система ECTS.

· Контроль качества образования.

· Сопоставимость учебных планов.

· Приложение к диплому о ВПО.

Плюсы и минусы нововведения горячо обсуждаются на страницах интернета. Пишут статьи ученые, дают интервью ректоры, преподаватели и сами студенты. Действующими субъектами Болонского процесса считаются: министерства образования (только подписывают, дальше занимаются ректоры), Конференции ректоров, Академическая общественность, Союзы студентов.


Приложение к диплому о ВПО, о чем говориться в 6-м пункте, дает студенту только преимущества, и слава Богу. Оно не требует денежных затрат, каких-либо дополнительных трудов. Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно. Заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском). Те вузы, которые осуществляют Б.п. на стадии эксперимента, в приложении наряду с названием дисциплины, часами могут указывать кредиты в скобках.

И наконец, те самые заветные пункты процесса, которые я оценила как действительно революционные. О чем они в чем их преимущество, расскажу по порядку.

Начнем со второго пункта. ECTS-кредит представляет собой численное значение нагрузки студента в освоении той или иной образовательной программы. Кредит отражает объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, то есть лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний. ECTS-кредиты скорее относительные, чем абсолютные величины нагрузки студента. Они показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов.

В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости); 30 кредитов – полгода обучения (семестр), 20 кредитов – триместру обучения.

Кредитная система делает прозрачными учебные программы. Дисциплины студенты начнут выбирать сами. А это значит, что и преподавателей будут набирать под ту конкретную образовательную программу, которую пожелало реализовать в данном году большинство студентов. Учебный план осуществляется с помощью модульной системы, которая заменит предметную. Модуль означает отказ от предметного преподавания и введение программ, в которых дисциплинарные границы расширены. Задачи программы решаются через несколько видов работы, либо через несколько близких, но разных предметов. Модуль может состоять, например, из курса лекций, из практических занятий, или же из спецсеминаров, спецкурсов. В целом таких модулей выделяются пять типов.

Новая система подразумевает сокращение аудиторных часов на одну треть, все остальное относится к самостоятельной работе студента, в библиотеке или дома, которая также будет засчитываться как кредитные часы. Вообще такие меры дают возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. Количество начисляемых кредитов не зависит от оценки. Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок (A, B, C, D, E, F). Нечто похожее у нас вводилось как балльно-рейтинговая система.

Контроль качества образования, пункт третий. Параметры контроля прозрачны и строго регламентированы. Студентов оценивают по мировым критериям. Кредитный балл, оценку эксперты определяют в зависимости от объема работы, её значимости с точки зрения освоения будущей профессии.

Таким образом, я вкратце изложила суть центральных положений Б.с., которые только этим не исчерпываются. Вдохновившись такой новой моделью обучения, я представила траекторию развития моего образования в вузе, в котором действует система из г.Болоньи. Какие плюсы я вижу для себя? Они вытекают из 2, 3, 4-х пунктов, выделенных мной особо. О них по порядку.

Свободный выбор дисциплин – об этом мы, студенты, могли только мечтать. Сколько курсов за эти годы мне казались прослушанными зря! Сейчас, будучи на 3-м курсе, я даже вспоминать о них не хочу. Кстати, главный аргумент ректоров против свободного выбора дисциплин как раз в том, что поменяв все учебные планы, студенты лишаться целостности научного знания, фундаментальности нашего отечественного образования вопреки прагматизму западного. Да, наша вузовская подготовка сильна традициями: большими аудиторными нагрузками, высоким уровнем контроля над студентами, методиками. Однако существует тенденция, что образование становиться сферой экономики, а не культуры, что признают сами ректоры.

Второй плюс Б.с. – это выбор профессорско-преподавательского состава. Думаю, такое нововведение достойно нашего внимания. Всем студентам знакома ситуация, когда элементарно не охота идти на пару из-за скучного, неинтересного преподавателя. При свободном выборе ППС эта проблема решалась бы в нашу пользу.

Реализуем ли Б.п. в России в том качестве, которое существенно изменит ситуацию современного ВПО в РФ? На этот счет мнения экспертов скептические. Вхождению РФ в Болонское пространство препятствуют, по крайней мере, 2 фактора. Наши госстандарты. Как известно, у нас они написаны с учетом учебных часов. Кредитно-модульная система для нас ни что иное, как революция в образовании. Ведь если учебные планы выбирать станут студенты сами (согласуясь модулем, а не предметом), то каждый год придется формировать содержание образования в зависимости от того, что они выбрали. Как следствие сократиться на одну треть ППС, т.к. вузу уже не понадобиться столько штатных преподавателей, как сегодня.


Образование является одной из самых важных сфер жизни общества. От его конкретного насыщения различными учебными дисциплинами, социальными институтами, методами подачи информации, структурой построения образовательных учреждений во многом зависит будущее народа и его интеллектуальное и духовное развитие. Поэтому во всех развитых странах одной из главных функций государства является образование, на реализацию которого ежегодно расходуется большое количество ресурсов как человеческих, так и материальных.

Но стоит также отметить, что система образования нуждается в обновлении, которое будет осуществляться в гармонии со всеми ее элементами. Однако не стоит отрицать того, что обновление может принести образованию, как пользу, так и создать для него тяжелые и непоправимые последствия.

Рассмотрим одно из таких обновлений системы образования, а именно Болонскую систему образования (Болонский процесс). Главной целью данного процесса является создание единого пространства для высшего образования.

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, подписав декларацию в Берлине на саммите министров образования европейских стран. Согласно данной декларации принципы Болонского процесса, которые обязалась воплотить в жизнь Россия до 2010 года, заключаются в следующем:

введение двухуровневого обучения (бакалавриат, магистратура);

введение кредитной системы ECTS;

контроль качества образования;

обеспечение трудоустройства выпускников;

обеспечение привлекательности европейской системы образования [1].

В первую очередь стоит выделить плюсы Болонской системы. Первым плюсом Болонского процесса является, двухуровневая система высшего образования, то есть разделение на бакалавриат и магистратуру. Такая система в первую очередь дает возможность увеличивать уровень своей профессиональной подготовки. После окончания бакалавриата студент может поступить на магистратуру, для того чтобы получить более высокий профессиональный статус. С другой стороны, данная система дает возможность гибко менять свой профиль подготовки, что немаловажно в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Помимо этого, допускается то, что студент имеет возможность окончить бакалавриат по одной специальности, а в магистратуре получить образования по другой [2].

Еще одним несомненным плюсом болонской системы является мобильность студентов. Она подразумевает под собой возможность того, что студент, начав обучение в вузе одной страны, потом может перевестись в вуз другой страны и окончить его, при этом получив соответствующий диплом о высшем образовании. Кроме того, в дальнейшем планируется юридически унифицировать дипломы стран, которые входят в болонский процесс. Это позволит перемещаться по странам в поисках работы подходящей работы.

Третьей не менее важной положительной стороной является то, что болонский процесс формирует условия для создания конкурентоспособного рынка специалистов с высшим образованием.

Однако помимо плюсов, в болонской системе также можно выделить и минусы. Первый минус, на который стоит обратить внимание – это то, что сокращается время обучения в вузе. Такое нововведение, несомненно, окажет влияние на качество подготовки студента. Кроме того, после окончания бакалавриата многие останавливаются и не продолжают обучение дальше, при этом не задумываясь о том, что на данном этапе получают только базовые знания, которых потом может оказаться недостаточно на практике [3].

Следующий минус, на который стоит обратить внимание, это самообразование и самостоятельность студента. Под этим самообразование система подразумевает сокращение аудиторских часов и увеличение времени для самостоятельной подготовки. При этом встает вопрос, почему это минус, а не плюс Болонской системы. А минусом это является из-за того, что, получив больше свободного времени студент, вряд ли захочет использовать его по прямому назначению, то есть на учебу.

Также еще одним минусом является то, что многие цели Болонского процесса в большей степени ориентированы на развитые страны. Это говорит о том, что специалисты, закончившие вузы, будут уезжать в другие страны для того, чтобы найти работу с более высокой заработной платой и хорошими условиями труда. А это предполагает лишь потерю лучших специалистов. В результате чего экономически развитые страны будут продолжать процветать, а бедные будут становиться с каждым разом беднее [2].

Подведя итог, следует отметить что, в настоящее время существуют как плюсы, так и минусы Болонского процесса. Очевидным является то, что бессмысленно заниматься подсчетом и статистикой плюсов и минусов Болонского системы. Идея создания единой европейской системы образования является результативной и соответствующей реалиям сегодняшнего дня, но реализация данной системы ещё требует серьёзной доработки.

Читайте также: