О чем молился бы даниил заточник в современном мире мини сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Даниил Щеня

Даниил Щеня Старший московский воевода Ивана III и Василия III, победитель битвы на Митьковом поле, вернувший Русскому государству Смоленск Иван III получает известие о победе над Литвой на берегу реки Ведроши. Литография. «Живописный Карамзин, или Русская история в

Даниил Апостол

Даниил Апостол Пост гетмана Украины Петр Тетеря занимал с 1727 по 1734 год. Во время антимосковского выступления поддержал гетмана Ивана Мазепу, но через месяц перешел на сторону Петра I. В отличие от большинства предыдущих гетманов, чье происхождение неизвестно, в биографии

51. Св. Даниил Московский

51. Св. Даниил Московский Самым младшим из сыновей Александра Невского был Даниил, он родился всего за два года до смерти отца. Удел ему достался еще более скромненький, чем Андрею. По завещанию Невского, он получил Москву, окраинный городок на границе со Смоленщиной и

Даниил Галицкий

Даниил Галицкий Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших. Владимир Мономах "Велику мятежу воставшю в земле Руской…" Такими словами безымянный южнорусский летописец XIII столетия начал рассказ о жизни и подвигах князя Даниила Галицкого. И хотя

Даниил Александрович

Даниил Александрович Никто не мог предположить в давние времена, что столицей нашей страны сможет стать Москва, затерянная среди лесов, болот, рек и речушек. Однако случилось именно так.Историки называют среди причин целый ряд объективных факторов возвышения

Глава 12 Я МОЛИЛСЯ, ЧТОБЫ УГАДАТЬ ПРАВИЛЬНО

Митрополит Даниил

Митрополит Даниил До наших дней дошли, хотя и в неполном виде, два замечательных памятника тех лет — «Выпись из государевой грамоты, что прислана к великому князю Василью Ивановичу о сочетании второго брака и о разлучении первого брака чадородия ради, творение Паисеино,

ГЛАВА 12. О том, как Константин молился в палатке и побеждал

ГЛАВА 12. О том, как Константин молился в палатке и побеждал Но запутав себя в такие преступления, Лициний стремился к бездне погибели. Напротив василевс, видя, что ему нужно будет вторично вступить в сражение, посвятил досуг своему Спасителю. Вне ограды[157] и на весьма

51. Св. Даниил Московский

51. Св. Даниил Московский Самым младшим из сыновей Александра Невского был Даниил, он родился всего за два года до смерти отца. Удел ему достался еще более скромненький, чем Андрею. По завещанию Невского, он получил Москву, окраинный городок на границе со Смоленщиной и

Даниил Романович

Даниил Романович В первые времена тяжкого для Русской земли владычества татар было два замечательных русских князя: Даниил Галицкий и Александр Невский.Галиция, или Червонная Русь, стала сильною областью со времени Владимирка, сына Володаря: он первый объединил ее,

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (р. 1201 — ум. 1264)Князь галицко-волынский. Выдающийся политический и военный деятель. Старший сын Романа Мстиславича, праправнук Мономаха, объединивший Волынское княжество с Галицким (1199). После смерти князя Романа Мстиславича (1205) в Галицко-Волынском

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1251 — ум. 1303)Сын Александра Невского, родоначальник династии московских князей. С 80-х гг. XIII в. в союзе с тверскими и переяславскими князьями Даниил Александрович играл видную роль в политической жизни северо-восточной Руси.В 1293 г. татарский

Из всей, известной мне, древнерусской литературы меня впечатлило "Моление" Даниила Заточника.

Произведение написано около 1229 года, обращено, вероятно, к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу.

Во-первых, в "Молении" происходят перемены в построении произведения: меняется сюжет, повествование, конструкция. Появляется иной тип мышления, личности. Таковым является Даниил Заточник, "Заточник" означает "пленник", "заключенный". Об авторе неизвестно, кто он, откуда, есть ли у него семья, почему оказался на пороге бедности. Но известно, что рассказчик желает стать приближенным самого князя, вероятно, Ярослава. Даниил местами иронично, местами четко и конкретно выражает свою позицию относительно некоторых вещей: неразумных вельмож и бояр, находящихся рядом с государем; о женитьбе по расчету на "злой" жене; о походе в монастырь.

На страницах "Моления" создается образ верного думца, мудрого острослова, знающего, как угодить своему господину, за что уколоть.

Даниил выше всего ставит интеллектуальную силу человека, тем самым поднимая серьезную проблему того времени: почему действительно умные, мудрые люди живут за чертой бедности? Мы, конечно, осознаем временные рамки написания произведения, поэтому данный вопрос остается открытым.

Нельзя не отметить своеобразие поэтики "Моления". Постоянны риторические обращения, олицетворяющие призыв к слушателям: "Господине!", "Княже мой, Господине!" Анафоры, повторы также изобилуют своим количеством, словно автор хочет достучаться до сознания реципиента, чтобы он внимал его речи. Нередки обращения к Священному писанию, что свойственно для древнерусских текстов. Но главное, что поразило в "Молении" — это цитирование Даниилом высказываний князей, мудрецов, философов, что ещё раз подчёркивает великие знания и мудрость автора.

Таким образом, невероятное по структуре и повествованию произведение некого Даниила Заточника, древнерусского интеллигента, остро ощущающего недуги своего времени, пытающегося найти выход из нищенского положения, ратующего за признание человеческого достоинства независимо от социального и имущественного положения человека, произвело на меня большое впечатление.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока по родной литературе в 7 классе

«…это была одна из тех личностей, которые, на беду себе,

слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают

и, не умея прятать от людей своего превосходства,

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили о литературе, которая возникла в 10 веке. Давайте вспомним, что такое древнерусская литература? Перечислите особенности древнерусской литературы. Назовите основные жанры литературы Древней Руси.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с одним из самых загадочных произведений древнерусской литературы. Это "Моление Даниила Заточника". В ученых кругах вокруг этого произведения уже почти полтора века кипят нешуточные страсти. Спорят буквально обо всем: о времени создания произведения, его названии, авторе и даже адресате.

Даниил Заточник, кто он?

Работа с текстом.

1. сказовый стих: Княже мои, господине! Кому Переславль, а мне гореславль; Кому Боголюбиво, а мне горе лютое; Кому Белоозеро, а мне чернее смолы; Кому Лаче озеро, а мне много плача исполнено. ;

Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своег.

2. Образные постоянные эпитеты (как в сказках): златокованные трубы, уста приветливы, обильные явства, мед райский, уста медовые и пр.

3. Пословицы и поговорки: Ржа ест железо, а печаль ум человеку ; богатый муж везде ведом — и на чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим ходит . Чьи одежды богаты, тех и речь чтима; Всяк видит у друга сучец во очию, а у себе ни бревна не видит;

4. Сравнительные конструкции: Был язык мои как трость книжника-скорописца, и приветливы уста мои, как быстрота речная; Я ведь, княже, как дерево при дороге…

Найдите в словаре значение слов: моление, яства, челядь, паволока, прибыток, рядовичи.

Работа с литературоведческими терминами.

Тематика и проблематика произведения.

Тематика — это те явления жизни, которые отражены в художественном произведении.

Проблематика – совокупность заявленных в художественном произведении проблем, то есть острых жизненных противоречий, стоящих перед художником и его персонажами и требующих своего разрешения по мере развертывания произведения.

Подумайте, насколько проблемы, обозначенные Даниилом Заточником актуальные в настоящее время.

Домашнее задание: (на выбор) 1. Каким я представляю Даниила Заточника

“Моление” Даниила Заточника создавалось в XII веке и в своей образной системе более, чем любое другое, опирается на приметы русского быта. Замечательно также и то, что приметы эти, бытовые черты автор “Моления” выхватывает из жизни достаточно беспорядочно, то есть так, как они и существуют в ней. При их помощи он строит сравнения, метафоры и отдельные образы.

При этом в поэтическую систему проникает русский быт.

Исследователи древнерусской литературы полагают, что в этом смысле “Моление” совершенно уникально. “Железо

уваришь, а злы жены не научишь”, “злато сокрушается огнем, а человек напастями”, “в печали обретает человек ум совершенный”, “не оперив стрелы, прямо не стрелити” и т. д.

Откуда такое обилие образов, взятых из различных трудовых профессий? Даниил говорит о литье железа, олова, золота, о приготовлении муки, сеянии пшеницы, ковке, оперении стрел, заготовке дров и стрельбе из лука. Очевидно, такое обилие бытовых примет связано прежде всего с тем, что Даниил – выходец из низших слоев населения, что достаточно настойчиво декларировано в тексте.

Этот биографический факт стал также фактом

Для своего времени он типичный интеллигент и разночинец, человек зависимый. Поэтому он вносит в литературу знакомые и близкие черты трудового быта и народной мудрости – “мирских притч”. Не случайно “Моление” притягивает к себе внимание замечательными картинами быта и человеческих взаимоотношений того времени. “Не имей себе двора близ царева двора, и не держи себе села близ княжа села”. “Доброму господину служа, дослужишься слободы, а злу господину служа, дослужишься больше работы”,- здесь Даниил почти щеголяет грубоватым народным стилем.

Он говорит “простые” речи “простого” человека. Его манера изложения, иными словами – стиль очень близок фольклорной стихии, скоморошеству. Недаром из всех профессий именно скоморошьей он уделяет больше всего внимания.

Кроме карнавальных и хозяйственных мотивов в “Молении” обращают на себя внимание постоянные взывания к щедротам князя, мольба о подаянии. Однако форма этой мольбы как бы вводит нас в обстановку праздника, княжеского застолья: “И даже веселишися многими кушаньями, и мня помяни, сух хлеб ядущи”. Он просит милостыню у князя: “Воззри на птица небесныя, яко тии не пашут, не сеют но уповают на милость Божию, тако и мы, господине, жадаем милости твоея”.

Под “мы” Даниил разумеет видимо, не только себя, но целую группу впавших в княжескую немилость людей.

Из всех качеств князя Даниила больше всего привлекает щедрость. Он постоянно напоминает о ней, восхваляя его богатства, или же напоминает князю о том, что явился к нему в расчете на “многие щедроты”.

И по контрасту с описанием княжеских богатств столь же детально Даниил описывает собственную нищету, которая “покрыла его, аки Чермное море фараона”. Даниил сравнивает себя с засохшей травой, говорит и что он “всяки обидим”, и “одеянием скуден”, и что для него “лепше смерть”, чем такая жизнь. Однако, как всякий интеллектуал, человек, живущий от трудов своих “умственных, а не физических”, Даниил требует также платы за свои “слова”, за свое “глаголание”, за свой ум, который справедливо считает богатством. Иногда Даниил по-шутовски балагурит.

Вот он рисует сценки из жизни с богатой, но “злообразной женой”. Свою речь он пересыпает многочисленными небылицами и прибаутками: “Не едал бо от собаки масла, а от козла молока, ни безумно, мудрости глаголюща”. Профессионально смешит он, переделывая географические названия: “Кому Переяславль, а мне Гореславль, кому Боголюбове, а мне горе лютое”. Даниил отказывает себе во всем.

У него, судя по “Молению”, нет ничего. Одного только не отнимает у себя Даниил – ума. Холоп или дворянин, он нашел средство отшутиться от князя, нашел привычную дорогу шуткой вымолить себе “милость” или прощение.

“Моление” Даниила Заточника – произведение авторское, литературное и одновременно народное, скоморошье. Огромное количество бытовых примет, знание обыденной жизни простых людей и княжеского двора, любовь к фольклору, явная образованность автора делают “Моление” неоценимым источником наших знаний о стиле жизни и типах поведения в обществе Древней Руси.

Читайте также: