Сочинение рассуждение на тему связанную с анализом текста

Обновлено: 04.07.2024

1. 15.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста(толкование значения слова)

2. Формулировка задания:

3. Алгоритм выполнения

дать толкование значения приведённого слова и
прокомментировать своё определение;
подтвердить свой тезис (определение) двумя
аргументами: один из текста, другой — из
жизненного опыта (можно взять два аргумента из
текста);
логично выстроить всю работу и грамотно её
написать;
проверить сочинение с точки зрения соблюдения
в нём всех норм — орфографических,
пунктуационных, грамматических и речевых.

4. Композиция сочинения-рассуждения по лексическому значению слова

Вступление . Определение предложенного в задании слова.
Комментарий определения.
Первый пример-аргумент из текста.
Второй пример -аргумент из ваш его жизненного опыта
( или из текста )
Вывод.

5. Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.3

ВСТУПЛЕНИЕ
• … Попробуем разобраться в смысле этого
понятия.
• На мой взгляд, чёрствость — это .
• По моему мнению, чёрствость — это .
• Мне кажется, что чёрствость — это .
• Я думаю, что чёрствость — это .
• Что такое чёрствость? Попробуем над
этим поразмышлять.
• Я считаю, что.

6. Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
• Проиллюстрировать это понятие можно на
примере текста (примерах из текста).
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к
тексту.
• В тексте (фамилия автора) можно найти пример,
подтверждающий правильность моего
определения (мысли или тезиса).
• Предложение. Подтверждает мысль о том, что.
• Примеры (называем слово-понятие из задания)
можно встретить и в жизни.
• В подтверждение приведу пример из жизни (из
художественной литературы, из СМИ и т. п.).

7. Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• Таким образом. итак. в заключение. как
видим.
• Итак, можно увидеть, что.
• Мне удалось проиллюстрировать примерами
(назвать источник, откуда приводятся примерыаргументы) верность данного мной определения.
• В результате рассуждения мы пришли к выводу
о том, что .
• Эти примеры из текста стали убедительным
доказательством моего определения.

8. Пример пошаговой работы с текстом

9. II. Вспоминаем текст для изложения и перечитываем написанное изложение.

Текст для изложения
Красота — это глубоко человеческое. Это
радость нашей жизни. Во внешней человеческой
красоте воплощены наши представления об идеале
прекрасного. Внешняя красота — это не только
совершенство всех элементов тела, не только
здоровье. Это внутренняя одухотворённость —
богатый мир мыслей и чувств, нравственного
достоинства, уважения к людям и к себе,
скромность. Средоточие духовной жизни, зеркало
мысли, выразитель чувств — человеческие глаза.
Внутренняя красота отражается и на внешнем
облике.

Единство внутренней и внешней красоты — это
эстетическое выражение нравственного достоинства
человека. Нет ничего зазорного в том, что человек стремится
быть красивым, хочет выглядеть красивым. Нравственность
этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота
выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче
всего красота человека проявляется тогда, когда он занят
любимой деятельностью, которая по своему характеру
подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его
личности. При этом его внешний облик как бы озарён
внутренним вдохновением. Безделье — враг красоты.
Если внутреннее, духовное богатство создаёт
человеческую красоту, то бездеятельность, и тем более
безнравственная деятельность, эту красоту губит. Когда
соприкасаешься со многими молодыми людьми в большом
коллективе, то среди ярких, запоминающихся лиц видишь
лица, которые ничем не обращают на себя внимание, — они
мелькают, но не запоминаются. Духовная пустота делает
безликой внешность человека.
(П о В. Сухомлинскому)

11. III.Читаем текст второй части. Ищем в нём героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них (если есть), для того чтобы

более полно
сформулировать определение значения слова,
прокомментировать его и написать план вашего
сочинения.
УРОДИНА
(1)Я живу на новостройке. (2)3а моим домом начинается
картофельное поле. (З)Наш дом ещё не телефонизировали.
(4)Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.
(5)Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне,
из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем.
(6)Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно
много народа, я объяснил, в чём дело, и меня пропустили вне
очереди. (7)Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то
просто. (8)То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали
трубку.

(23)Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и
покатилась по тротуару. (24)Пока мне помогали её поднять, девушка
впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.
(25)— Что же вы её пропустили? — укоризненно сказал я мужчине,
стоящему перед дверью первым.
(26)— Себе дороже будет! — усмехнулся он. (27)— У меня свои такие.
(28)Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних
внимания, поэтому слышно было всем.
(30)— Серёжа! — кричала она. (31)— Как договорились, жду на
условленном месте.
(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то
замечание, девушка оглянулась на нас: (33)— Да тут всякие.
(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас,
гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула
так, чтоб не слышно было другим:
(35)— Уродина.
(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил
к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.
(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.
(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.
(39)— Сейчас приедет неотложка.
(40)— Спасибо.

Дружба
Добро
Человечность
Самовоспитание
Сострадание
Сильный
Красота
Учитель
Природа
Искусство
Игрушка
Предательство
Путь жизни
Война
Власть
Любовь
Детство
Нравственность
Милосердие
Неблагодарность

Предложенный материал позволит педагогам подготовить детей для написания сочинения по русскому языку (15.3). Материал снабжен рабочим листом, который включает матрицу сочинения, и справочным материалом, необходимым для написания сочинения по теме "Что такое сострадание?"

ВложениеРазмер
obuchenie_napisaniyu_sochineniya-rassuzhdeniya_15.3.doc 102.5 КБ

Предварительный просмотр:

русского языка в 9 классе

Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)

Подготовила Зыкова Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Конспект урока развития речи в 9 классе

Тема урока: Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения, связанного с анализом текста на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

образовательные: обеспечить понимание композиционных особенностей текста-рассуждения; учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; учить подбирать аргументы и логично их связывать;

развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе прочитанного текста;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; умения сострадать.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, рабочий лист учащегося, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3.

— Начать наш урок я хотела бы с притчи. Что такое притча? ( Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, содержит нравственное поучение ).

Чтение притчи учителем .

Притча о слепом

По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо – в его шляпе была всего одна монета.

Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем.

Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел, что его шляпа полна монет. Табличка с новой надписью стояла на том же месте.

На ней было написано:…

— Как вы думаете, что написал прохожий на табличке?

— В чем смысл этой притчи?

— Какое понятие она может иллюстрировать? Сформулируйте на основе этого тему урока и запишите ее в рабочие листы.

  1. Сформулируйте цель своей деятельности и запишите ее в оценочный лист.

Учащиеся читают поставленные на урок цели.

1. Чтение формулировки задания из КИМов (в рабочих листах)

2. Составление плана действий (каждый ученик записывает его в рабочий лист), обсуждение последовательности действий.

3. Повторение типов речи .

— Перечислите типы речи.

— Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

4. Повторение композиции сочинения-рассуждения :

— Какова схема построения сочинения-рассуждения?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

5. Работа с текстом.

А) Представление автора теста

Тамара Ломбина - член Союза писателей России, кандидат психологических наук.

Б) Чтение текста учителем.

(1)Саня просто остолбенел, когда увидел, как бабушка, вроде бы нормальная с виду, вдруг быстро спрятала у себя под какими-то тряпицами в сумке буханку хлеба.

(3)Санька просто прирос к полу. (4)Он проводил глазами старушку, которой удалось-таки пронести хлеб мимо кассирши. (5)Опомнившись, он дернул маму за рукав и зашептал ей на ухо:

(6)– Ма, а вот та бабушка хлеб украла! (7)Давай заявим в милицию.

(8)– Какая бабушка, что ты выдумываешь, – отмахнулась было мама, но Санька тащил маму к выходу и пальцем указывал на воровку. (9)А бабушка тут же, в магазине, отламывала от хлеба маленькие кусочки и, почти не жуя, проглатывала их, закрывая глаза.

(14)– Мама, – раскипятился Санька, – ты что, покрываешь воровку?

(15)Мама притянула к себе сына и как-то грустно, но жестко посмотрела ему в глаза:

16)– Расти, сын, большим и умным, и дай Бог, чтобы, когда ты станешь взрослым, тебе не приходилось видеть нищих стариков и детей. (17)А сейчас отнеси бабушке деньги и пакет молока.

(18)Санька хотел крикнуть, что ворам он не подает, но посмотрел на бабушку и увидел, что она закрывает глаза потому, что из них катятся и катятся слезы.

В) Анализ текста. Беседа .

— Кто главный герой текста?

— Свидетелем какой истории он становится?

— Что испытывает мальчик на протяжении рассказа? Как меняются его чувства?

— Сопоставьте и оцените поведение мальчика и его мамы.

— Как вы думаете, что понял мальчик, глядя на плачущую бабушку? Какое чувство он испытал в этот момент?

— Какой урок дала мальчику мама?

— А как бы вы поступили в подобной ситуации?

— Что объединяет рассказ Т. Ломбиной и притчу?

6. Формулирование тезиса сочинения.

— Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

— В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова сострадание .

— Подберём синонимы к слову сострадание . Обратимся к словарю синонимов - ( гуманность, жалость, милосердие, сочувствие, участие )

— Подберём антонимы к слову сострадание ( жестокость, бездушие ).

— Составьте предложение, перечислив признаки этого понятия ( Сострадание – это способность…, свойство…, качество…, умение …)

— А что делать, если вы затрудняетесь с определением значения слова? (Обратиться к толковым словарям)

— Прочитайте в Приложении 3 определения из толковых словарей, найдите наиболее точное, по вашему мнению, толкование значения.

— Иногда понятие можно представить и визуально. Посмотрите на слайд, какой фразеологизм он может выражать? ( Протянуть руку помощи )

— Запишите в матрицу сочинения ваши тезисы.

7. Комментарий к тезису.

— Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком сострадание? Ваше отношение к этому понятию. Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).

2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта

— Что из материала урока можно взять в качестве второго аргумента? (Притчу о слепом человеке).

— Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

—Что из справочных материалов можно использовать в выводе? (Приложение 4).

10. Самостоятельная работа с матрицей сочинения. Написание черновика работы.

11. Чтение и обсуждение работ.

Поставленной на урок цели я …

Я сегодня работал…

Что особенно запомнилось и понравилось на уроке.

1.Рабочий лист ученика

1. Тема урока __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Работа по реализации цели урока

На основании данного ниже задания составьте план Ваших действий по написанию сочинения

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вступление (тезис) – толкование в одном предложении данного понятия (ответ на вопрос: как я это понимаю?).

Его комментарий (1-2 предложения) – более подробное раскрытие толкования, выражение своего отношения к этому понятию.

Аргумент 1 из текста :

пример c указанием номера предложения (без знака №), комментарий (в 2-3 предл.)

В тексте (ФИО автора ) можно найти пример, подтверждающий мою мысль. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

из жизненного или литературного опыта , комментарий (в 2-3 предл.)

Проявление … мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, …

Проявление … мы часто встречаем в художественной литературе. Например,

Вывод – 1-2 предл. о понятии, которое рассматривали + можно сказать о значимости его для Вас и людей в целом. Можно использовать пословицу или высказывание авторитетного человека

Поставленной на урок цели я ___________________________________________________________

Я научился __________________________________________________________________________

Я сегодня работал ____________________________________________________________________

Что особенно запомнилось и понравилось на уроке _____________________________________________________________________________________

5. Домашнее задание.

Притча о слепом

По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо – в его шляпе была всего одна монета.

Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем.

Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел, что его шляпа полна монет. Табличка с новой надписью стояла на том же месте.

(1)Саня просто остолбенел, когда увидел, как бабушка, вроде бы нормальная с виду, вдруг быстро спрятала у себя под какими-то тряпицами в сумке буханку хлеба.

(3)Санька просто прирос к полу. (4)Он проводил глазами старушку, которой удалось-таки пронести хлеб мимо кассирши. (5)Опомнившись, он дернул маму за рукав и зашептал ей на ухо:

(6)– Ма, а вот та бабушка хлеб украла! (7)Давай заявим в милицию.

(8)– Какая бабушка, что ты выдумываешь, – отмахнулась было мама, но Санька тащил маму к выходу и пальцем указывал на воровку. (9)А бабушка тут же, в магазине, отламывала от хлеба маленькие кусочки и, почти не жуя, проглатывала их, закрывая глаза.

(14)– Мама, – раскипятился Санька, – ты что, покрываешь воровку?

(15)Мама притянула к себе сына и как-то грустно, но жестко посмотрела ему в глаза:

16)– Расти, сын, большим и умным, и дай Бог, чтобы, когда ты станешь взрослым, тебе не приходилось видеть нищих стариков и детей. (17)А сейчас отнеси бабушке деньги и пакет молока.

(18)Санька хотел крикнуть, что ворам он не подает, но посмотрел на бабушку и увидел, что она закрывает глаза потому, что из них катятся и катятся слезы.

СОСТРАДА́НИЕ, -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам.Сделать что-н. из сострадания.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

См. также в других словарях:

  • сострадание — выражать сострадание, чувствовать сострадание.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сострадание гуманность, милосердие, соболезнование, сердобольность, участие, сочувствие,… … Словарь синонимов
  • СОСТРАДАНИЕ — СОСТРАДАНИЕ, сострадания, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому нибудь. Из чувства сострадания. Вызвать, возбудить сострадание в ком нибудь.… … Толковый словарь Ушакова
  • Сострадание — Сострадание ♦ Miséricorde Добродетель прощения. Сострадательный человек не закрывает глаза на чужую вину – это невозможно и неправильно; он не позволяет себе ненавидеть провинившегося. Путь к состраданию лежит через познание причин… … Философский словарь Спонвиля
  • СОСТРАДАНИЕ — инстинктивное участие в боли и страдании другого человека; в буддизме и у Шопенгауэра оно приравнено к общему переживанию, потому что страдание относится к осн. субстанции действительного; см. Страдание, Любовь к ближнему. Философский… … Философская энциклопедия
  • сострадание — см. Ионы 4:2 глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами людей А. Прокомментированные темы 1. ЗАБОТА как тема: Неемии: Неем 2:2 первого послания к Фессалоникийцам: 1Фес 2:17 2. ЗАБОТА О МАЛЫХ МИРА СЕГО как тема: Второзакония: Втор… … Библия: Тематический словарь
  • Сострадание — Слово С. передает два разных понятия, не всегда строго разгранич. в Свящ. Писании: сопереживание страдающему или разделение с ним скорби (греч. сюмпатейн, сочувствовать ) и соучастие в страданиях, переносимых другим лицом (греч. сюмпасхейн,… … Библейская энциклопедия Брокгауза
  • сострадание — • бесконечное сострадание • глубокое сострадание … Словарь русской идиоматики
  • Сострадание — – жалость к другому человеку, сочувствие в его беде. Наша беседа послужила, по крайней мере, к тому, что вызвала сострадание ко мне моего друга. Он понял, что в моей распущенности более слабости, нежели злой воли (А. Прево, Манон Леско). И не… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • сострадание — Греческое слово sympathia двояко проникло в русский язык: как калька (sym – со, pathos – страдание, ia – ие) и как заимствование (симпатия), и теперь в современном языке существует два равноправных синонима – сострадание и симпатия … Этимологический словарь русского языка Крылова
  • сострадание — • жалость, сочувствие, сострадание, участие… Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. Л. Толстой.

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. В. А. Сухомлинский

Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастиях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Франсуа де Ларошфуко

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по.


Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из.


Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.

В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должны присутствовать следующие обязательные содержательные разделы:1. Общая характеристика темы и проблематик.


презентация "Советы по написанию сочинения –рассуждения на тему, связанную с анализом текста (задание 15.3 ОГЭ по русскому языку)"


Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве.


Конспект урока по формированию у девятиклассников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ(задание 15.3)

Обучающий урок по формированию навыков написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения С2.2; отработка умений выражать и аргументировать свою точку зрения, строить логически непротиворечивое высказывание по предлагаемому заданию.

Урок развития речи в 9 классе.

Цели урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения С2.2; отработка умений выражать и аргументировать свою точку зрения, строить логически непротиворечивое высказывание по предлагаемому заданию.

Оборудование урока: проектор, экран, компьютерное сопровождение урока.

1. Организация класса, объявление темы и целей урока. Запись темы и эпиграфа к уроку:

2. Подготовительная беседа. Ответы на вопросы домашнего задания:

(Евгений Андреевич Пермяк – русский советский прозаик середины 20 века. В 1930 г. окончил педагогический факультет Пермского государственного творческую манеру Пермяка оказали влияние сказы Бажова.

б) в каком жанре написан текст? (сказки – притчи). Что такое притча?

(Притча – жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или нравственную проблему на простых жизненных примерах).

На все цвета радуги.

1)На свете жил чудесный певец.2) Он пел не только задушевно, от всего сердца, но и красочно – на все цвета радуги.3)Его разноцветные песни были так хороши, что вскоре он стал самым любимым народным певцом.

4) Между тем певец не был счастлив… 5) Он не был счастлив потому, что ему ни разу не удалось спеть такую песню, которая бы понравилась всем.6) Всем без исключения.7) Когда он пел розовую песню с весенне-зеленым отливом и алмазно-росяными искорками, его, затаив дыхание, слушали все юноши и все девушки.8) А старики проходили мимо. 9)Вздыхая, они считали весеннюю песню то слишком розовой, то чрезмерно зеленой.10) Когда же певец пел алую песню с синей каймой раздумья и серебристыми прожилками мудрости, тогда все люди средних лет распахивали настежь окна своих душ и двери своих сердец. 11) Зато малолетки не обращали на эту песню никакого внимания, потому что они любили песни ярких цветов и четкой раскраски .12)Игривые.13)Узорчатые.14) Даже клетчатые.15) И для них приходилось петь особо, как и для стариков.16) Этим нравились песни строгих расцветок и глубоких колеров.

17)Разные песни оценивались различно людьми не только по их возрасту, но и по характеру.18) Весельчаки любили. лихо-малиновые, канареечно-желтые и пунцовые песни.19) Угрюмым нравились песни темно-коричневых и вишнево-лиловых тонов.20) Ветреные и легкомысленные люди обожали песни любого цвета, лишь бы они были пестры и нарядны…

20) До седых волос певец добивался такой песни, которая бы полюбилась всем.21) И старым и малым.22) Жизнерадостным и печальным.23) Задумчивым и бездумным.24) Из его светлой души вылетали звонкие жар-птицы изумительной красоты звучания.25) Ими любовались тысячи людей, но каждый раз находились такие ценители, которые выискивали в песне изъяны.26) Более того – они глумились над нею и даже втаптывали ее в грязь.

34) – Что же в этом хорошего? – негодуя воскликнул певец.

35)Милый мой!36) Если бы всем нравилось одно и то же, тогда бы остановилась жизнь в однообразии вкусов, в тождестве чувств, в ограниченности стремлений. 37)Тогда бы тебе незачем было бы искать новые песни, а мне – каждый дань по-новому всходить.

38)Так сказало Солнце, окрашивая своей живительной улыбкой в тысячи тысяч цветов и оттенков нашу землю.39) От этого на душе певца стало светло и радостно.40) Ему захотелось походить на Солнце.41) И он снова запел свои песни на все цвета радуги.

г) определить стиль и тип речи;

д) объяснить смысл выражений, употребленных в переносном значении:

пел от всего сердца; слушали затаив дыхание; распахивали настежь окна своих душ; до седых волос; светлая душа; ветреные люди; втаптывали в грязь; жестоко казнил свои песни; названый брат; светлая душа; захотелось походить на солнце;

е) объяснить орфограммы в словах:

ц…нители, невыносимый, неисчислимые, по-новому, канареечно-желтые, темно-коричневый, вишнево-лиловый.

3. Анализ содержания:

а) выделение ключевых слов:

(чудесный певец, задушевно, красочно, несчастлив, возраст, характер, полюбилась всем, добивался до седых волос; невыносимо, казнил свои песни, угодить на всех не могу; каждому нравится свое; остановилась жизнь; новые песни, на все цвета радуги);

б) давайте задумаемся, о чем же этот текст?

(о певце, мечтавшем сочинить такую песню, которая бы понравилась всем без исключения людям, о многообразии вкусов, богатстве жизни);

в) учитывая, что это сказка-притча, подумайте, кого символизирует певец?

(музыканта, художника, поэта, исполнителя, человека, создающего произведения искусства, творца);

г) как можно сформулировать тему текста?

(разнообразие мира, человек и искусство, воздействие искусства на людей, многообразие видов творчества, мнимая и подлинная цель искусства).

Запись темы в тетрадь;

д) какую цель поставил перед собой певец? Прав ли он был, по- вашему? К чему это привело? (зачитать по тексту). Можно ли из этого сделать вывод о цели искусства? В чем она?

(искусство не должно угождать вкусам людей, оно разнообразно и творчество бесконечно);

е) кто заставил певца пересмотреть свои взгляды? Как?

(Солнце, рассказом, что каждый день оно всходит по-новому и радуется этому);

ж) почему солнце называет певца названым братом?

(у них общая цель: делать мир ярче, нести свет людям и людским душам, создавать многообразие цветов, звуков);

з) как бы вы теперь сформулировали основную мысль текста? Совпадает ли она с позицией автора?

(художник не должен стараться угодить всем, он должен творить по зову сердца, радоваться каждой своей песне, как солнце).

Запись в тетрадь основной мысли текста:

(радость и счастье в творческом поиске; любая остановка нарушает главное условие жизни: постоянное развитие; многообразие жизни безгранично, его нельзя сузить до чего-либо единичного).

4.Работа над формулировкой тезиса сочинения рассуждения:

а) перечитайте фразу, предложенную в качестве задания к сочинению, как она соотносится с идеей текста и авторской позицией?

б) давайте выделим в ней ключевые слова и подберем к ним синонимичные выражения и запишем их:

( нравилось одно и то же исчезли бы индивидуальные различия между людьми (слайд с человечками), все люди стали бы одинаковыми в своих пристрастиях, все ограничились бы достигнутым уровнем развития;

остановилась бы жизнь – прекратилось бы движение вперед, не стало бы интереса к жизни, исчезло бы творческое начало, жизнь стала бы замкнутой, ограниченной, не было бы никакого прогресса);

в) а теперь давайте сформулируем и запишем собственный тезис, используя найденные выражения:

(Если бы все люди стали одинаковыми в своих пристрастиях, не стало бы интереса к жизни.

Когда между людьми стираются индивидуальные различия, жизнь становится скучной и неинтересной.

Если бы было возможно уравнять всех людей в их развитии, жизнь стала бы приземленной, ограниченной)

д) напишите вступление вашего сочинения.

5.Работа над аргументацией:

а) перейдем к подтверждению тезиса. Выделите смысловые части, которые по-вашему, отвечают на вопрос: почему это так? и сформулируйте их основное содержание.

( например, предложения 7 – 11 – автор рассказывает о разных цветах песен на любой вкус и о том, как меняются эти вкусы в разные периоды жизни. Это говорит о том, что остановить жизнь невозможно;

Предложение 37 – показывает результат того, что случилось бы, если бы певец перестал петь свои песни);

б) самостоятельная работа. Сформулируйте аргументы по вариантам:

1 вариант – аргумент №1,

2 вариант – аргумент №2

( учащиеся зачитывают свои версии аргументов).

6. Работа над заключительной частью сочинения.

а) а теперь давайте обобщим сказанное и сформулируем вывод: что следует из вышеизложенного? ( Вам поможет ваша версия формулировки идеи текста и эпиграф к уроку.)

7. Опираясь на рабочие материалы, напишите сочинение – рассуждение.

Во- первых, повествуя о том, какие разные песни певец пел людям разных возрастов ( предложения 7-11), автор создает удивительную гамму красок. Это подтверждает его мысль о том, что многообразие жизни безгранично. Эту же мысль подтверждают предложения 17-20, где говорится о том, как сильно отличаются вкусы людей, разных по темпераменту. Именно это побуждало певца к творческому поиску и создавало движение жизни.

Во-вторых, в предложении 37 Солнце высказывает очень глубокую мысль о том, что творчество певца остановилось бы в тот момент, когда ему удалось бы создать универсальную песню. Остановка творчества равносильна остановке жизни.

ОГЭ Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста


ОГЭ Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста


Текст для работы


(1)Мы любили свой двор. (2)В нем никогда не было скучно. (3)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу. (5)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал: (7)- Сыграем в красавицу? (8)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придется выходить на круг и быть красавицей. (10)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым - дрянной. (12)Нинка была стоящей девчонкой - мы выбирали красавицей ее. (13)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали "любоваться" - каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова. (14)- У нее лебединая шея, - заученно говорил один. (15)Другой подхватывал: (16)- У нее коралловые губы и жемчужные зубы…. (17)- У нее золотые кудри и атласная кожа… (18)- У нее глаза синие, как море, и соболиные брови. (19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей. (20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет. (.


(21)Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький. (22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала: (24)- Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня. (25)Почему тебя? - удивился новенький.(26) - Разве ты красивая? (27) У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали еще заметнее. (28)- А меня выбирают. (29)- Очень глупо, - сказал новенький. (30)С появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он заходил в булочную - она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32)Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы. (33)Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился. (34)- Не смей ходить! - крикнул он Нинке. - (35)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало! (36)Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него – и зеркало убило красавицу. (39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе голову: что это с ней?(40) Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной.


(41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни: (43)- Иди к нам, Нинка! (44)Она не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла ее мать и уговаривала её уйти. (46)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка. (47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала: (48)- Посмотри на меня. (49)Я, по-твоему, красивая? (50)Нинка удивленно посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой? (51)- Я некрасивая, - жестко сказала Нинкина мать. (52)- И ничего страшного. 53)Счастье приходит не только к красивым. (54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели ее мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно спокойным голосом сказала: (57)- Мама, давай с тобой сыграем в красавицу. (58)- Глупости! (59)- Нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить. (62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей: (63)- Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы. (65)Сквозь пронизывающий холод живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе: (66)- У тебя атласная кожа. соболиные брови. жемчужные зубы. (67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу…. (По Ю.Яковлеву )


Задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете, почему Нинка заставила маму играть в красавицу? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Композиция художественного произведения как инструмент анализа


Задание 15.2


Некрасивая девочка Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам ее, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про нее, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит ее и вон из сердца рвется, И девочка ликует и смеется, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Еще не знает это существо. Ей все на свете так безмерно ново, Так живо все, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине ее горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты ее нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движеньи. А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.А.Заболоцкий


Пишем сочинение


Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д


Вступление: формулируем тезис. Я уверен, что Нинка совершенно неслучайно предложила матери игру в красавицу. 2) Приведём аргументы, используя вводные слова. Во-первых, она помнила своё прежнее состояние, когда ощущала себя красивой, и ей хотелось, чтобы мама испытала те же чувства (предложение 19). Во-вторых, горе от злой правды новенького было настолько сильно (предложения 38,40), что девочка не могла допустить, чтобы её мама пережила подобное. 3) Вывод Таким образом, предложив матери игру в красавицу, Нинка искренне рассказала ей о своей любви, вдруг осознав, что любимые люди всегда прекрасны.


Материал для аргументации. Афоризмы Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. Л.Н.Толстой.


Вдохновения в работе! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва

Читайте также: