Сочинение рассуждение на тему союзы будучи служебными словами то есть не употребляясь

Обновлено: 06.07.2024

С высказыванием известного лингвиста нельзя не согласиться. Действительно, союзы, несмотря на свою несамостоятельность, могут иметь значение. Мы знаем, что союзы бывают сочинительными и подчинительными, и, соединяя однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, они несут определённое значение. В качестве аргументов приведу примеры из текста В. Чаплиной.

Таким образом, я доказал, что союзы, будучи служебными словами, остаются всё же частями речи, которые имеют не только форму, но и значение.

(1)Я очень хотела иметь котёнка, но мама была против. (2)Я не знала, что делать. (З)Несколько раз я притаскивала котят домой, но всякий раз мама выносила их обратно.

(4)Сегодня я нашла рыжего, тощенького, большеглазого котёнка с порванным ухом и больной лапой, но мама, как всегда, была неумолима. (5)Я разревелась, разбросала свои игрушки и, объявив голодовку, ушла с Рыжиком на пришкольный участок. (6)Не помню, сколько я сидела на скамейке, но про меня все забыли. (7)Котёнок спал у меня на коленках, а мне было так плохо, что даже плакать не хотелось. (8)Ребят становилось всё меньше и меньше, а я всё сидела с больным беспомощным котёнком и согревала его тёплым шарфом, который успела прихватить из дому.(9)Вдруг ко мне подошёл белобрысый Славка, которого часто дразнили мальчишки, называя Блохой. (Ю)Славку так прозвали, потому что он любил подпрыгивать и делал это очень смешно. (11)Выбежит из подъезда — и как подпрыгнет! (12)У Славки глаза были такими большими, что казалось, что он какой-то ненастоящий, этот Славка, а глаза ему просто вшили искусственные, стеклянные, но сделали их на совесть. (13)И уши Славкины были аккуратными, даже красивыми. (14)Но прыгал он всё равно смешно.

— (15)Свет, а Свет, — тихо сказал Славка, — ты чего домой не идёшь?

— (16)Не пускают меня с ним. (17)Видишь, лапа у него. (18)Куда я его? (19)А мама даже забыла про меня.

— (20)А знаешь, давай его мне, — жалобно пропел Славка. — (21)У нас уже две кошки есть, будет и третья с нами жить. (22)Мамка ей быстро и ухо, и лапу вылечит.

(23)Я чуть не лопнула от зависти. (24)Во мне что-то как ухнет, как бабахнет, но я всё-таки при Славке не заплакала.

(26) Делать было нечего. (27)Котёнок жалобно мяукал, и я отдала Блохе Рыжика, а сама поплелась домой. (28)В желудке моём что-то урчало и булькало, и я, прошмыгнув на кухню и раздобыв бутерброды с колбасой, села перед телевизором и надулась, как мыльный пузырь. (29)Мама вязала папе свитер, а папа с головой залез в Интернет.

— (ЗО)Ну, — сказала она, наконец, — успокоилась? (31 )Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?

(32)Тут я не выдержала. (ЗЗ)Из меня потекли такие слёзы, что я сама испугалась. (34)Наверное, весь сок, весь чай и вся другая жидкость, которую я выпила за свои семь лет, скопилась где-то во мне и дождалась своего часа, чтобы вылиться бурным потоком из моих глаз.

— (35)У неё ла-па-па, лапа бо-бо-лит, а е-ей тоже жи-жить надо, — выдавливала я слова, захлёбываясь горькими слезами. — (Зб)Она жи-жи-жива-я, — не унималась я, вздрагивая при каждом слове.

(37)Не знаю, что случилось с моими родителями. (38)Наверное, они испугались за моё здоровье. (39)А может, им действительно стало жаль бездомного котёнка.

(40)Всё-таки у мамы с папой было сердце, и через час Рыжик, с забинтованно лапой, лежал на мягкой подстилке в большой уютной коробке из-под какой-f папиной железяки. (41)А я сидела рядом с котёнком в кресле и думала, к! хорошо, что у меня есть дом, папа, мама и братья. (42)Скоро они приедут | лагеря, и мы будем воспитывать Рыжика втроём.

(43)Котёнок сопел в коробке, напевая свой добрый мурчащий мотив, под котор] по квартире неслышно пробирались дядюшка Сон и тётушка Дрёма, неся сундучках волшебные сказки.

— (44)Я люблю тебя, Рыжик, — прошептала я сквозь сон, и на душе у ме] стало так радостно, как не бывало, наверное, никогда.

* Раннева Елена Алексеевна — педагог, музыкант, поэт, автор более 20 детсь книг, изданных в Челябинске, Миассе и других городах Челябинской области.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяя цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тел на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.В. Артюшкова.

Сочинение – рассуждение по тексту № 2 (Вариант 1)

Мне известно, что основная роль вопросительных предложений - получение неизвестной информации от собеседника. Чаще всего вопросительные предложения используются в диалоге, а диалогом является разговор двух и более лиц. Показательным примером мне послужил текст Е. Ранневой. Например:

- Свет, а Свет, - тихо сказал Славка, - ты чего домой не идешь?

- Не пускают меня с ним…

Из ответа на свой вопрос мальчик Славка узнал интересующую его информацию, пожалел девочку и котенка, предложил ей свою помощь. Так я узнал о дружеском отношении детей.

В следующих вопросительных репликах раскрывается отношение родителей:

- Ну, - сказала она, наконец, - успокоилась? Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?

В результате рассуждения я пришел к выводу о том, что, употребляя вопросительные предложения в диалоге, мы узнаем неизвестное, интересующее нас.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например,
и, а, но, да, что, если, когда
и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются
составными
:
потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока
и др.

Понятие о союзе

В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка раз­гра­ни­чи­ва­ют само­сто­я­тель­ные части речи и слу­жеб­ные. Служебные части речи объ­еди­ня­ют

Союз — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая свя­зы­ва­ет одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния и части слож­ных пред­ло­же­ний.

Вдоль доро­ги рас­тут ели и бере­зы.

На кор­муш­ке хозяй­ни­ча­ли воро­бьи, но тут под­ле­те­ла соро­ка.

В запо­вед­ни­ке охра­ня­ют живот­ных и птиц, что­бы сбе­речь уго­лок живой при­ро­ды для наших потом­ков.

По сво­им функ­ци­ям сою­зы делят­ся на

  • сочи­ни­тель­ные (и, да, но, одна­ко, так­же, либо и пр.)
  • под­чи­ни­тель­ные (что­бы, хотя, пока, что и др.)

союз это

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению

союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то

и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзыПротивительные союзыРазделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также
и др.
а, но, да (в значении но), зато
и др.
или, либо, то — то, не то — не то, или — или
и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то
):
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.
Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это
):
Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен.
Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это
):
Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто

и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное:
Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные
(указывают на время):
когда, пока, едва, лишь, лишь только
и др.
Когда
мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные
(указывают на причину):
потому что, так как, оттого что, ибо
и др.
Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что
шел дождь.
Целевые
(указывают на цель):
чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы
и др.
Я хату покинул, пошел воевать, чтоб
землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные
(указывают на условие):
если, раз, если бы
и др.
Если
хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные
(указывают на противоречие одного события другому):
хотя; несмотря на то, что; пускай
и др.
Хотя
было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости
несмотря на то, что
поход длился уже несколько суток;
Пускай
ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные
(указывают на сравнение):
как, как будто, словно
и др.
Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто
звали с собой.
Следственные
(указывают на следствие):
так что.
В сенях дуло со всех сторон, так что
едва не погасла свеча.
Изъяснительные
(указывают на то, о чем говорят):
что, чтобы, будто
и др.
Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что
солнце встало,
что
оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связьПодчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга
) и сложносочиненных предложений:
Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (
и, а, но, да
и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:




Союзы — это служебные слова, которые употребляются для связи членов предложения. Так ли они важны? Зачем нужны союзы в русском языке?

Союзы в нашей речи незаменимы, потому что соединяют синтаксические единицы и выражают смысловые связи между однородными членами и частями предложений. У союзов есть свое грамматическое значение – они указывают на синтаксическую связь, которая существует между единицами языка. В зависимости от этого, они называются сочинительными и подчинительными. И те, и другие в русском языке соединяют части предложения в целое, а также выражают различные смысловые связи между ними.

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзамии, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же
и др.
Сложносочиненные предложения с противительными союзамино, а, да (в значении но), однако, зато
и др.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзамиили (иль), либо, то — то, то ли —то ли
и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да
громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел,
да
и сердце мое огрубело.
Мир разноязычен, но
все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит,
да
не все забывается; Корень учения горек,
зато
плоды его сладки.
Можешь шагу прибавить, или
силенок нет?;
Либо
моя речь произвела сильное впечатление,
либо
и без того у колонистов накипело;
То ли
гречка цветет,
то ли
речка течет…
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность.В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется
другому.
В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование
явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами

авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзыСоюзные слова
ПростыеСоставные
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др.потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др.что кто как когда который какой где куда откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:



2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:


3) Союз можно заменить только другим союзом:


4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:


Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Нельзя не согласиться с мыслью известного лингвиста И.Г.Милославский, который утверждает, что союзы играют огромную роль в русском языке, оставаясь при этом не просто служебной частью, а полноценными словами, имеющими собственную форму и значение. Известный лингвист прав, потому что союзы соединяют части предложения и делают его осмысленным. Докажем это.
Русский язык, весьма богатый и яркий, а, что же, наделяет его такими качествами? Есть множество разнообразных способов сделать предложение величественным и нарядным, но одну из главных ролей играют — союзы! Толька эти служебные слова ловко придают вкус предложению, оттеняя его смысл и задумку.
Союзы являются не заменимой частью речи и правописания, без них невозможно соединить синтаксические единицы, да смысловая часть в предложении теряется. Чтобы излагать свои мысли и писать правильно, нужно не только правильно подобрать слова и умело соединить их в предложении. И здесь просто не обойтись без союзов. Это действительно полноправные и незаменимые слова, хоть и являются они служебными.
Роль союзов при создании предложения сложно переоценить. Это незаменимая часть речи при соединении однородных членов предложения. Без употребления союзов, смысл сложносочиненных предложений очень размытый и неяркий, и не может полностью передать мысль автора. Значимость союза в сложноподчиненном предложение не менее важна, ведь они образуют тонкую нить взаимосвязи главной и придаточной части. Союзы раскрывают весь смысл сложных предложений и образуют крепкие связи между словами, и раскрывают ход мыслей от одной части предложения к другой.
Благодаря союзам все предложения, что мы произносим или пишем, становятся связанными, логичными и четко отражают мысль автора. Каждый союз окрашивает и украшает предложение, делая его уникальным и осознанным. Союзы связывают разные части предложения, указывая на смысловые связи, что, несомненно, удостаивает их чести называться полноправными слова и занимать отдельную нишу в богатствах могучего русого языка!

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы. ; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей. ).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает.

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова.

Читайте также: