Проблема власти в пьесе гроза сочинение егэ
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели:
закрепить представления о власти, как соотносится между собой закон и власть, в чём заключаются особенности законодательной, исполнительной, судебной власти в России;
объяснять, как в обществе взаимодействует власть и закон, используя произведения классической русской литературы ;
научиться умению осуществлять комплексный поиск информации, систематизировать социальную информацию по данной теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Задачи:
Используя § учебника и дополнительные источники информации.
Прочитать и проанализировать высказывание: объяснить смысл определения , доказать или опровергнуть позицию автора.
Работа с текстом: обдумать содержание и смысл текста, определить свою позицию, ответить на вопросы.
Обоснование позиции: изложить свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы.
Провести самоанализ выполнения работы в соответствии с критериями.
Дополнительные источники:
Власть и Закон.
Поиск порядка всегда связан с поиском власти, способной решить такую задачу. В этом аспекте власть есть обладание правом принимать законы, организовывать их исполнение и отслеживать их соблюдение. В рационально устроенном государстве она осуществляется специальными органами, которые реализуют его волю по трём самостоятельным направлениям – законодательному, исполнительному и судебному.
Власть возводит свою волю в закон и тем самым утверждает себя, причём волеизъявление власти всегда носит групповой, классовый или клановый характер и не совпадает с волеизъявлением населения. Степень этого несовпадения зависит от множества факторов и, прежде всего, от политического режима – либерального, авторитарного, тоталитарного, демократического.
Закон – это единственное выражение и закрепление потребностей и интересов общества, превращение воли всего народа в общеобязательный регулятор общественных отношений и возведение её в ранг правил, распространяющихся на все субъекты жизнедеятельности общества.
Власть – это воля, осуществляемая в нормах, правилах, запретах, предписаниях. Через закон она устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений, формирует и поддерживает определённый правопорядок, гарантирует защищённость граждан и общества от нарушения свобод и других законных прав. Одновременно власть – это форма общественных отношений, способная влиять на характер и направление деятельности социальных субъектов посредством экономических, идеологических, организационных и правовых механизмов, с использованием авторитета, традиций, убеждения, принуждения и насилия.
Принуждение – одно из свойств любой власти, но только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью права и аппарата принуждения.
Работа с высказыванием
Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю классом, группой, партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или какие-либо другие средства принуждения и убеждения (Головистикова А.Н.).
Работа с текстом. Проблема власти в произведениях литературы.
Всё общество в маленьком городе Калинове построено на принципе подчинения слабых сильным, богатых бедным. Но основная проблема заключается в том, что всем правят самодуры, не знающие границ между справедливостью и бесправием. Патриархальность общества города делает людей недалекими и бесхарактерными.
Как представители века прошлого, самодуры не могут принять новой жизни и всеми силами пытаются удержать уходящее время. Для них всё новое является порочным, нарушающим веками сложившиеся патриархальные отношения.
Островский считает, что пришло новое время для истинных чувств, а фальшивый аскетизм должен уйти в прошлое.
Таким образом, Островский ставит в своей пьесе проблему кризиса патриархального сознания, на смену которого приходит совсем иное восприятие действительности.
2.Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких?
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1. Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?
2. Искренни ли в своей покорности самодурству жители города?
3. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?
Задание 5. Тип задания – эссе.
При выполнении задания рекомендуется:
а) раскрыть понимание латинского выражения на теоретическом или на бытовом уровне;
б) представить собственную точку зрения (позицию, отношение);
в) надлежащим образом аргументировать свое мнение (опора на научные теории, понятия; опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; использование примеров из истории);
г) сформулировать основные выводы по итогам написания эссе.
Задания
Критерии оценки
результата
Баллы
1. Работа с высказыванием:
1. Объясните смысл определения, которое дала власти Головистикова А.Н. ?
2. Согласны ли вы с её мнением?
На вопросы отвечает.
Мнение обосновывает и иллюстрирует примерами
2,3. Работа с текстами:
1.Обдумать содержание и смысл текста, определить свою позицию, ответить на вопросы.
Определяет свою позицию, отвечает на вопросы.
4. Обоснование позиции: изложить свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы.
Излагает обоснованно свою точку зрения, опираясь на знание, полученные в курсе обществознания, право, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
5. Тип задания – эссе.
а)раскрытие понимания латинского выражения на теоретическом или на бытовом уровне – 5 баллов;
б) наличие собственной точки зрения (позиции, отношения) – 5 баллов;
в)надлежащая аргументация своего мнения (опора на научные теории, понятия;
опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; использование примеров
из истории) – 10 баллов;
г)формулировка основных выводов по итогам написания эссе – 5 баллов.
Максимальная оценка за выполнение задания – 25 баллов.
Объем эссе не должен превышать 200 слов. При значительном увеличении объема
эссе (более 20 слов) возможно снижение оценки на 3 балла.
6. Провести самоанализ выполнения работы в соответствии с критериями.
Проблема отцов и детей
Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.
Проблема самореализации
Проблема власти
Проблема любви
Конфликт старого и нового
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
1) В данном произведении автор поднимает проблему власти.
Островский показывает нам город Калинов, где вся власть принадлежит не городничему, а богатым мещанам. Они наживают деньги на трудах бедных людей. Доказательством этого служит диалог самого богатого купца в городе Дикого и городничего. Городничий рассказывает Дикому, что на того поступают жалобы за недоплату. На что купец спокойно отвечает: "Не доплачу я какой-нибудь копейки на человека, а у меня из этого тысячи составляются".
Получается, что государственная власть в Калинове не решает ничего. Все находится в руках богатых людей.
2) В своей драме А.Н. Островский поднимает проблему взаимоотношений в семье.
Вся суть этой проблемы выражена в монологе Кулигина, где он говорит, что богатые люди запирают ворота и спускают собак, чтобы остальные не видели, как они тиранят свою семью. За этими воротами и замками льются невидимые и неслышимые слезы, творится темный разврат и пьянство. Главное, чтобы все было шито да крыто, никто ничего не увидел и не узнал. В Калинове считают, что семья - дело тайное, секретное. Хотя все знают, что делают домашние тираны: грабят сирот, родственников, племянников, колотят домашних так, чтобы ни об чем, что они творят, пискнуть не смели. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Все это можно доказать на примере семьи Кабановых. Кабаниха властвует над всей семьей. Она бранит домашних и все время указывает что и как им делать. Но в глазах людей она совершенно другая. Кабаниха хорошо общается со своими соседями, ходит в церковь и принимает странниц.
Итак, в семьях города Калинова царят патриархальные порядки и тирания.
3) В данном произведении автор поднимает проблему непонимания в обществе.
Эта проблема выражается в образе Кулигина. Кулигин – это мещанин, часовoик-самоучка, который хочет изобрести вечный двигатель (перпетуум-мобиле). Он образованный, мечтательный человек, видящий и чувствующий красоту природы. Также Кулигин очень умный и проницательный человек, он точно описывает жизнь и нравы в городе Калинов. Этот герой выделяется на фоне остальных персонажей драмы своей инициативностью, стремлением что-то изменить. Он предлагает Дикому поставить часы на бульваре, построить громоотвод. За идеи и мечты в городе Кулигина считают чудаком и подсмеиваются над ним.
Проблема отцов и детей
Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.
Проблема самореализации
Реализация собственных амбиций
Однако, жителям не нужно ничего из просвещения и науки. Дикой открыто смеется над изобретателем и его желанием поиска честного заработка. А Борис видит после разговора с Кулигиным, что тот ничего не изобретет. Возможно, он и сам согласен с этим.
Кулигина можно называть наивным с учетом понимания тех нравов, которые творятся в Калинове за дверями и в чьих руках сосредотачивается власть. Он обучен жить в таком мире, не потеряв себя.
Но и не может ощутить конфликт с реальностью настолько же остро, как способна Катерина.
Проблема власти
Проблема любви
Сочинение на тему нравственные проблемы в пьесе островского гроза
Конфликт старого и нового
Читайте также: